О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Зураб Михайлович ЧАВЧАВАДЗЕ: аудио

1. Зураб Чавчавадзе в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 1 - Скачать


2. Зураб Чавчавадзе в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 2 - Скачать


Зураб Михайлович ЧАВЧАВАДЗЕ (род. 1943) - генеральный директор Благотворительного фонда Святителя Василия Великого, директор православной гимназии: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

В гостях у программы “Светлый вечер” был представитель княжеского рода,  генеральный директор фонда святителя Василия Великого Зураб Чавчавадзе.

Наш гость рассказал об истории своего рода, о жизни в эмиграции и о постигших его семью репрессиях после возвращения в Советский Союз.

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова

А. Пичугин: Здравствуйте, дорогие друзья! Алла Митрофанова, меня зовут Алексей Пичугин, приветствуем вас!

А. Митрофанова: Добрый светлый вечер!

А. Пичугин: Мы представляем действительно с удовольствием нашего сегодняшнего гостя у нас в студии сегодня настоящий князь Зураб Михайлович Чавчавадзе. Здравствуйте.

А. Митрофанова: Зураб Михайлович, когда речь идет о людях дворянского происхождения в современной России это скорее редкость, чем обыденное явление. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. Что такое, в принципе, дворянство, как к нему относиться? Это принадлежность к какому-то роду или это подразумевает что-то еще? Определенное воспитание, привычки, статус социальный… Что это такое?

З. Чавчавадзе: Несомненно, принадлежность к определенному роду, тут ни убавить, ни прибавить. Это было свойственно всем сословиям.

А. Пичугин: Ключевое слово «было».

З. Чавчавадзе: Нет. Ну оно было, естественно, потому что сословий не стало. Хотя де-факто они и продолжают существовать, формально они не присутствуют. Тем не менее, род славный купеческий или славный крестьянский род - это понятия вполне рабочие. Принадлежность к роду, несомненно, но, конечно, в каждом сословии были свои традиции, своя социальная роль. Кстати говоря, у нас начались беды, революции и прочее, как раз была попытка противопоставлять эти сословия друг другу. Это большая беда. На самом деле, это тот самый принцип «разделяй и властвуй» воплощался, с другой стороны, конечно, наделали немало вреда. Потому что исторически эти сословия жили всегда в гармонии. И каждое из этих сословий ощущало собственную роль в строительстве государства, в общественной жизни, а когда им сообщили, что они находятся в каком-то антагонизме, то, конечно, это расслабляло и социальную сплоченность, и цементированность нации, и привело ко многим бедам.

Умные люди, конечно, понимали, что на самом деле никакого противостояния не было, никакого антагонизма, просто каждая социальная группа делала свое дело. Вместе они строили общий национальный дом, каждый на своем участке. И у каждого сословия были свои традиции. Это самое обидное, что эти традиции оказались уничтоженными. Потому что традиции - это очень важно для общественной жизни вообще.

А. Пичугин: Но я так понимаю, что они оказались уничтоженными здесь, в России, а за рубежом, где обосновалась русская эмиграция, уехав из страны после революции, эти традиции все-таки в какой-то мере живы.

З. Чавчавадзе: Даже больше я скажу, они продолжаются поныне. Я знаю многих, поскольку сам родом оттуда, я знаю многих и друзей, и родственников, которые остались жить там, у которых уже внуки практически утрачивают язык, они понимают, говорят с трудом, но все сплочены этими традициями. Традициями бытовыми, встречать праздники и семейные, и православные, и все это происходит органично, надо сказать. Для них это часть их жизни. Сегодняшнее поколение, еще раз повторяю, кстати, многие из них повторяют в Россию, пытаются здесь пустить корни, дело найти, недвижимость приобрести.

А. Пичугин: Чтобы как-то соприкоснуться с Россией. Или думая о будущих поколениях, чтобы у них была возможность эту историческую родину как-то ощутить физически.

А. Митрофанова: Вы сказали о том, что у каждого сословия были свои функции, свои задачи, которые люди выполняли из поколения в поколение, в этом смысл традиций, наверное, не только в том, чтобы вовремя садиться пить чай или подавать фамильное серебро к обеду. Я у вас в этом смысле вот о чем хотела бы поинтересоваться. Сейчас дворяне, которые возвращаются в Россию, ваш, к примеру, княжеский род, как вы себе определяете, зачем вы это делаете, каковы ваши задачи здесь, когда вы вернулись сюда?

З. Чавчавадзе: Тут мотивация может меняться в зависимости от исторической эпохи. Скажем, в то время, когда вернулись мои родители, потому что я приехал маленьким мальчиком, мне было 5 лет, но я просто помню их мотивы. Сегодня совершенно другие могут быть мотивы. Дело в том, что у них было ощущение, что… Я имею в виду моих родителей, то поколение. У них было ощущение такое, что все это очень временно, вот-вот кончится, они образно говорили, что жили на чемоданах, думали, что скоро вернутся. Но по мере того, как крепли позиции Советской власти и государство укреплялось, чемоданы распаковывались. Но, тем не менее, это чувство, что возвращение возможно, оно присутствовало. И когда случилась война, это очень важный момент, ключевой момент в истории эмиграции, потому что эмиграция была сплочена в своих антисоветских настроениях. Они выражались по-разному. Одни занимались политической деятельностью, некоторые даже считали, что можно на иностранных штыках вернуться в Россию, другие считали, что это исключается, но надо дождаться позитивных перемен. Но у всех было ощущение того, что на родине выкорчевываются вековые не только традиции, но весь строй жизни: от разрушения православия, до коверкания русской истории. Этот дух, который они увезли с собой в эмиграцию, который истреблялся на родине, этого-то и надо возвращать. Вот какой был мотив. Что надо привезти снова на родную землю то, что было увезено и сохранилось. Этим мотивов руководствовались мои родители.

А. Пичугин: А у них тогда, простите, не было ложного ощущения, что после войны в Советском Союзе что-то начало меняться в другую сторону по отношению к соотечественникам, уехавшим после революции?

З. Чавчавадзе: Это не на уровне ощущения, это на уровне знания. Потому что многие забывают сегодня, что после войны был издан указ Верховного Совета СССР о том, что в связи с победой над немцами родина забывает все прегрешения, все вольны вернуться, если хотят, что всякая деятельность, антисоветская, любая другая, кроме, конечно, уголовных случаев, если на человеке кровь, он вряд ли мог рассчитывать на поблажку. Но, тем не менее, такой указ был. Он сыграл свою роль, хотя я должен сказать, что не все до конца верили, что можно смело рассчитывать на то, что он защитит их.

А. Пичугин: Так же вышло с вашей семьей.

З. Чавчавадзе: Так и случилось. Но дело в том, что был железный занавес. Но он не был таким уж непроницаемым. И все-таки информация о том, что происходило в Советском Союзе, доходила. Они понимали, что-что, а лукавить эта власть умела хорошо. Приняли указ, не приняли, совершенно не обязательно, что он будет соблюдаться. Но мотив был этот, чтобы вернуть. Поэтому и нас воспитывали, то поколение, которое уже родилось там, в изгнании, и нас воспитывали в традициях русской истории, русских традиций своего сословия, конечно. Этим мотивом они руководствовались, когда воспитывали нас, и этим же мотивом они руководствовались, когда возвращались на родину. Не хотели верить. Родственники, кстати, которые жили здесь и которые нас встречали, они…

А. Митрофанова: Они пытались предупредить?

З. Чавчавадзе: Предупредить? Они не могли, потому что они не знали об этом, мы неожиданно нагрянули. Но был такой анекдот, может быть, знаете его. Человек, который вернулся на родину, посоветовался со своими старшими родственниками, те сказали: «Слушай, так нельзя наобум, надо не всем сразу, пошлем кого-нибудь, хотя бы одного, и посмотрим, если все нормально будет, то поедем».

А. Митрофанова: Кого не жалко.

З. Чавчавадзе: Ну да, эксперимент такой. Послали кого-то с условием, что он определится и даст им знать. А как дать знать? И договорились, что если он пришлет фотографию свою, если он будет стоять, то все в порядке - можно ехать, если он будет сидя сфотографирован, значит, ни в коем случае ехать нельзя. Он уехал, и они получают письмо. Открывают - там фотография. Он не сидит, а лежит.

А. Пичугин: Понятно.

А. Митрофанова: Понятно.

У меня ощущение, когда я думаю об этом времени и смотрю на то, что было потом, люди, которые тогда в 40-е годы после Второй мировой войны возвращались в Советский Союз, находились в романтическом порыве. Что ждало их здесь, мы знаем из учебников истории. К примеру, ваш отец, он оказался в ГУЛАГе практически сразу. Эта участь ожидала практически каждую семью, кроме тех, которые подписали соответствующие документы о сотрудничестве с советским правительством. Если я не права, вы меня поправьте…

З. Чавчавадзе: Нет, это не совсем так. Это коснулось фактически всех. Репрессии послевоенные, надо сказать, что по сравнению с остальными репрессиями, которые охватывали всю страну, а послевоенные репрессии они распространяли на какие-то отдельные регионы. Те, кто приехали в Среднюю Россию, очень многие оказались спасенными. У них трудности были по работе, о никакой карьере нельзя было думать.

А. Митрофанова: И о том, чтобы поделиться своим наследием, своей культурой, здесь это тоже оказалось не особенно нужным.

З. Чавчавадзе: Это понятно, что эти порывы не были востребованы. Но почему-то те, кто оказались в национальных республиках, мы, в частности, в Грузии оказались, там по нам сплошняком прошло. Кто бы чего ни подписывал, всех повязали и всех отправили в ГУЛАГ.

А. Пичугин: То есть проще было тем, кто вернулся в центральную Россию?

З. Чавчавадзе: Те, кто вернулся в центральную Россию, они все были поражены в какой-то степени…

А. Пичугин: Под колпаком ходили.

З. Чавчавадзе: Конечно. И с угрозами и со всякими притеснениями. Был снят такой фильм «Восток - Запад»…

А. Пичугин: С Бодровым…

З. Чавчавадзе: Да. В принципе, этот фильм про нас. Там все преувеличено, там повязывают сразу, на пристани, они причаливают и их тут же повязали. Нам дали пожить, к нам присматривались, я думаю, что через нашу семью, с кем мы общались, мы тем самым невольно бросали тень на этих советских людей, которые с нами общались.

А. Митрофанова: Ох.

А. Пичугин: А с чем вы это связываете, почему в Центральной России было немного проще, а в республиках сложнее? Может быть, с тем, что в республиках в тех же органах работали те же люди, которым нужно было выслужиться перед центром, показать свои возможности?

З. Чавчавадзе: Тут я абсолютно с вами согласен, действительно это так. Это потом повторялось. Я потом встречал это, совершенно не связанное с эмиграцией. Местные руководители пытались за любое неправильные, не слишком советские проявления карать сильнее, чем в Центральной России. Почему? Чтобы выслужиться, показать, что мы блюдем устои советские, защищаем строй от всяких возможных посягновений. Во всяком случае, все, кто оказались в Грузии, кого мы знали, потому что продолжали общаться, без исключения все оказались в ГУЛАГе.

А. Пичугин: Напомню, друзья, в гостях сегодня на радио «Вера» «Светлый вечер» проводит князь Зураб Вячеславович Чавчавадзе.

А. Митрофанова: Зураб Михайлович, а расскажите о вашем отце. Он провел в ГУЛАГе, он был осужден на 25 лет, правильно?

З. Чавчавадзе: Да, 25.

А. Митрофанова: Он провел там меньше.

З. Чавчавадзе: Конечно. Он попал под хрущевскую амнистию.

А. Пичугин: Умер Сталин…

З. Чавчавадзе: Умер Сталин, это еще мало было.

А. Пичугин: После смерти Сталина начали выходить люди…

З. Чавчавадзе: Выходить еще не начали…

А. Пичугин: Ну первых отпустили не политических, конечно же.

З. Чавчавадзе: Это была компания Никиты Сергеича, который пытался набросить на себя маску борца с жертвами сталинизма, борца за реабилитацию жертв сталинских репрессий, процесс начался активно в 56 году. В 56 году начались пересмотры дел и понемножку… А потом уже затеяли реабилитацию, это уже второй этап, который растянулся на десятилетия. Он был осужден в 49 году как агент пяти разведок западных.

А. Митрофанова: Пяти?

З. Чавчавадзе: И он все время спрашивал своих следователей: «А почему пять?» Как объяснил следователь: «Мы смотрели, как вы добирались, из Советского Союза, когда вы эмигрировали, через сколько стран. И в каждой…»

А. Митрофанова: И если в какой-то стране была пересадка с перрона на перрон, это считали?

З. Чавчавадзе: Почти так. Ему записали болгарскую разведку, потому что традиционный путь через Константинополь и потом, чтобы пробираться, добираться в Европу, Париж, в частности он проехал 15 минут на арбе по границе Болгарии.

А. Митрофанова: И стал болгарским шпионом.

З. Чавчавадзе: Он сказал: «15 минут на арбе, вы представляете…» И тогда тот сказал: «Слушайте, у нас больше 10 минут на вербовку не уходит», - сказал ему следователь. Агент пяти разведок это тянуло на высшую меру наказания. Она и есть высшая мера: 25 или расстрел. По словам моего отца, они чередовали: по четным дням за это же дело давали расстрел, а по нечетным - 25 лет. И то, и другое высшая мера, и ему повезло, что это попало именно в тот день, когда давали срок - 25 лет. Ну и потом лагеря и так далее. Он - враг народа, мы семья врага народа, нас отправили в ссылку в Южный Казахстан.

А. Митрофанова: Как вам жилось? Вы же ходили в школу, в советскую школу, других не было.

З. Чавчавадзе: В Грузии - да. Так практически школы не было, там был сарай, который условно назывался школой, в этом месте спецпоселения.

А. Пичугин: А вы помните ранние детские воспоминания, Францию, жизнь там и контраст с тем, что было здесь, когда вы приехали.

З. Чавчавадзе: Конечно, я прекрасно помню, особенно последний год, потому что он был насыщен, наверное, событиями, мы уезжали, к нам кто-то приезжал, нам кто-то говорит, что ни в коем случае нельзя ехать. Обычно себя человек помнит с четырех лет. Поэтому я прекрасно помню жизнь во Франции. Я помню, элементарно, то, что мы перестали питаться нормально. Потому что это была послевоенная разруха, только-только сменили карточки, и мы впроголодь жили, чего не было во Франции.

А. Митрофанова: Возвращаясь к школе, ваши сверстники ведь наверняка знали, что вы княжеского рода. Как у вас с ними выстраивались взаимоотношения? Они вас терзали на эту тему, цепляли, дразнили?

З. Чавчавадзе: Я не уверен, что многие знали, по крайней мере, нам было велено никак не высовываться. И вообще надо сказать, что мой отец нас воспитывал очень строго в этом смысле. Он всегда с молодых лет нам внушал идею, что титул и дворянское происхождение это все приставка к фамилии - не более того. И она не дает никаких преимуществ, кроме как дополнительные обязанности. Это было строго. Я помню, что когда-то, с мальчишкой повздорив, я ему сказал: «Ты на кого руку поднял?!» И за это я получил от отца серьезную взбучку и навсегда запомнил, что это совсем не для хвастовства, а только для того, как он мне объяснил, что с тебя больше спросится, ты больше обязан. А когда ты поступаешь не в соответствии с высокими принципами, то считай, что этого всего у тебя нет, ты лишаешься.

А. Пичугин: А это произошло уже здесь, в Советском Союзе?

З. Чавчавадзе: Да, это уже здесь.

А. Митрофанова: Иными словами в школу вы ходили без особых эксцессов, там не возникало каких-то конфликтных ситуаций.

З. Чавчавадзе: Я должен сказать, что этого не было. На уровне общения с людьми это все было безукоризненно.

А. Митрофанова: А вы были в октябрятах, пионерах?

З. Чавчавадзе: Вот этого никогда.

А. Пичугин: Но здесь же тоже могли возникнуть проблемы.

З. Чавчавадзе: Надо сказать, что мы не много побыли на свободе, так сказать, а после репрессий у меня появились все основания не входить в эти организации. Я чаще всего ссылался на то, что все эти организации требуют обязательного наступательного атеизма, а я воспитан в верующей семье и я не подхожу вам по…

А. Митрофанова: А вы не скрывали, что вы воспитаны в верующей семье?

З. Чавчавадзе: Никогда. Мы ходили все… В ссылке не было церкви просто, мы не могли ходить. Но мы праздновали все праздники. А потом уже после реабилитации, после 56 года, мы стали выбираться. Сначала в Чимкент мы пожили год, год в Алма-Ате, мой отец не очень хотел работать в государственной системе и искал возможность сотрудничать с Церковью, что было тогда тоже не кстати, между прочим. Потому что начинались знаменитые хрущевские знаменитые гонения, про которые говорят, что не было такого даже в эти страшные 20-е годы.

А. Пичугин: Хотя бы не убивали уже.

З. Чавчавадзе: Ну только это. Хотя бывали случаи. Сажали-то - сажали. Я помню, как случился пожар в храме, потому что трансформатор задымился на колокольне, люди думали, что пожар и передавили друг друга, уже в Вологде это было, когда мы попали в Россию. Я попал туда в 9 класс. Нас воспитывали в русском духе, мы знали Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

А. Пичугин: А России настоящей не видели.

З. Чавчавадзе: А в России настоящей не были. Во Францию, в Грузию и потом в Казахстан. И наконец в Вологду. Вот там была церковь, там уже были серьезные. Я учился хорошо, любил учиться, поэтому я был отличником. И вдруг я в 9 классе, отличник и не хулиган при этом, и не комсомолец. Это были страшные два года у меня.

А. Митрофанова: К директору вызвали?

З. Чавчавадзе: Да.

А. Митрофанова: И родителей?

З. Чавчавадзе: Нет, родителей не трогали. К директору несколько раз вызывали.

А. Митрофанова: И что?

З. Чавчавадзе: И она мне сказала: «Где твой Бог?» Я ей говорил: «В вас, везде». Но это был клинический случай.

А. Пичугин: А я читал, что ваш отец был близок к Патриарху Алексию I.

З. Чавчавадзе: Это правда, да. Дело в том, что он был аристократического рода, Святейший, родственных не было отношений, но какие-то общие знакомые, друзья. Мой отец заканчивал пажеский корпус, а у Святейшего тоже были люди, которые учились в пажеском корпусе. Мой отец закончил Пажеский корпус и успел первые несколько месяцев повоевать на фронтах Первой мировой войны. А потом началась эта заваруха… И Патриарх благоволил ему всегда, и помог, кстати говоря, с устройством, мой отец был секретарем епархиального управления Вологодской епархии, там лютовали очень сильно, боролись очень серьезно с Церковью. И каждый раз, когда мой отец приезжал в Москву по делам, он шел к нему на службу. И он любил пригласить его вместе пообедать после службы. И говорит: «Мне не с кем по-французски поговорить». (Смеются.)

А. Митрофанова: Прекрасно!

А. Пичугин: А в годы жизни в Вологде, в Москве позже, вы сталкивались с представителями аристократических родов?

З. Чавчавадзе: Конечно. Их всех называли бедных недобитыми. Мы с ними общались и дружили.

А. Пичугин: В Вологде тоже были?

З. Чавчавадзе: В Вологде одну семью мы знали, Беляевых, которые были дворянского происхождения, с которыми мы дружили. Но мы дружили не по этим признакам, не только…

А. Пичугин: Естественно.

З. Чавчавадзе: Но с ними в частности тоже. Но здесь в Москве было очень много - род Голицыных, Андрей Кириллович Голицын, мы с ним с тех пор дружим, по-моему.

А. Митрофанова: Но вы при этом совершенно нормально общались и со всеми другими советскими семьями?

З. Чавчавадзе: Да. Меня злило в школе, что я не мог, я бы с удовольствием был комсомольцем, между прочим. Потому что они собираются вместе, идут в какие-то походы, что-то делают, я бы с удовольствием это делал, но мне туда заказан путь, к сожалению, был. Но я не вступал принципиально и говорил действительно, потому что там написано, что активно бороться надо религиозными предрассудками. Они начали говорить: «Мы закроем глаза на это, ты ходи себе на здоровье в церковь». Но я был непреклонен. Единственное, что могли сделать, это лишить меня медали. Но это мне совершенно не нужно было.

А. Пичугин: Друзья, напомню, что Зураб Михайлович Чавчавадзе у нас сегодня в гостях проводит этот «Светлый вечер». Буквально через несколько мгновений мы к вам вернемся.

А. Митрофанова: Добрый вечер, дорогие слушатели! Напомню, в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Алексей Пичугин, я - Алла Митрофанова, в гостях у нас Зураб Чавчавадзе, представитель древнего княжеского рода и человек с очень богатой судьбой. И очень деятельный при этом.

Зураб Михайлович, мы с вами начали разговор в первой части с ваших размышлений о дворянстве, о его предназначении. У нас сейчас в современной России есть такое понятие «элита». Все в это слово вкладывают совершенно разные вещи. Я хочу спросить у вас: что такое в вашем понимании элита?

З. Чавчавадзе: Для меня человек, который должен был бы принадлежать элите и вообще элита, это группа людей, которые несомненно интеллектуалы, это образованные люди, причем, не однобоко образованные, не только техническое образование, но имеется и широкое образование.

А. Митрофанова: Это главный критерий?

З. Чавчавадзе: Один из главных. Я не сказал бы, что самый главный. Но все это без духовного воспитания. Для меня воинствующий атеист не может быть человеком, принадлежащим к элите. Атеист говорит, что он не верующий, он отрицает существование Бога, а делает это, исходя из логики с тех же позиций, что и верующий, который признает Бога. Потому что непризнание Бога - это тоже объект веры. Он верит в то, что Бога нет. Он не может доказать это. Речь идет о России, о русской элите. Во всяком случае, духовное воспитание в нем должно присутствовать. Человек, который воспитан духовно, ведет себя нравственно. То есть духовно-нравственное понимание и соответствие этим нормам совместно с интеллектуальными. Потом это, несомненно, это должны быть люди, которые нацелены на активность, на социальное служение Отечеству, ближним, чему-то высокому. Без этого это тоже не представитель элиты. Иначе говоря, я предъявляю к этой элите те требования, которые предъявлялись в дореволюционной России к этому сословию дворянскому, которое я представляю. Это впитывалось с молоком матери, эти высокие принципы.

А. Митрофанова: Идея служения тоже? То есть дворянин обязательно на службе у Отечества.

З. Чавчавадзе: Вообще, я скажу, дворянство еще иначе называлось, синоним - это служилое сословие. Служилое. На протяжении веков там были разные обстоятельства. Один государь давал чрезмерные права дворянству, тогда начинались искажения, искривления, они забывали о том, что служить надо. Потом вдруг спохватывались, где-то урезали в правах, тогда это могло не нравиться. Так было при Павле I, между прочим. И Павел I, может, поплатился за то, что он дворян поприжал, что сделал, на мой взгляд, совершенно правильно.

А. Митрофанова: Не все так считали (смеется).

З. Чавчавадзе: Во всяком случае, эти требования неизменны. Дворянство воспитывалось именно с этим сознанием: служение Отечеству, честь, высокие моральные, духовные принципы и образованность.

А. Митрофанова: Сейчас сложно бывает со служением Отечеству у людей высоко образованных, имеющих широкие возможности.

З. Чавчавадзе: Дело в том, что мы живем в век, когда элементарные понятия искажаются. Объясните мне, почему сегодня либералов называют правыми, а коммунистов левыми?

А. Пичугин: А мне кажется, сейчас наоборот.

З. Чавчавадзе: Уже все поменялось?

А. Митрофанова: (Смеются.) Мы не успеваем следить.

З. Чавчавадзе: Это, на самом деле, объяснить невозможно.

А. Пичугин: Нет, вроде, все уже объяснили и поменяли.

А. Митрофанова: Это из разряда «как договоримся, так и будем называть».

З. Чавчавадзе: В том-то и дело…

А. Митрофанова: Вместе с тем, если говорить о возможности воспитания элиты, как вы считаете, есть ли будущее у нашей страны в этом смысле? Что должно быть? Что нужно вкладывать в детей? Элитные школы, например, сейчас есть, разные совершенно элитные школы, какие-то при этом очень дорогие, по определению, туда попадают дети из очень состоятельных семей. Какие-то школы, которые просто дают гуманитарное хорошее образование. Этого всего достаточно или семья, может быть, как-то должна подключаться? Что нужно сделать для того, чтобы, с вашей точки зрения, у нас какой-то пласт сформировался определенный?

З. Чавчавадзе: Я думаю, что если не будет каких-то новых катаклизмов, Россия сама нащупает этот путь. Сама история Россия вся такая, она вся шла вперед, преодолевая трудности, сейчас особые трудности, типичные для нашего времени. Но если не будет происходить никаких катаклизмов. Если у народа не будут отнимать, скажем, свободу верить в Бога, допустим. То все это придет. Возникнет понимание, что элита - это не признак состоятельности, как теперь говорят, успешности. Сейчас к элите относят, в основном, тех, кто преуспел. А в чем преуспел? В бизнесе? Я особенно бизнесменов не вижу среди тех, кто формирует сегодняшний олигархат. Там бизнеса и не было никакого. Это были, можно сказать, просто раздача кусков государственной собственности. Часто очень криминальным путем, честно говоря. Или, по крайней мере, каким-то тайным способом, сговором, кумовством, но, во всяком случае, ясно, что это к бизнесу не имеет ровно никакого отношения и причисление этих людей по принципу состоятельности и в кавычках успешности, не выдерживает никакой критики.

Хорошо, что у этих людей есть возможность отдавать своих детей в частные, элитные, как вы сказали, школы…

А. Пичугин: Вы считаете, что это хорошо?

З. Чавчавадзе: Хорошо, что есть возможность у них отдавать туда, но…

А. Пичугин: Плохо, что нет у других людей.

З. Чавчавадзе: Катастрофично даже. Но насколько эти школы элитные способны формировать те самые высокие принципы, о которых мы только что беседовали? Вот в чем дело. Школа элитная - это значит, что у них хорошо поставлено дело со спортом, с языками, надо сказать, что педагогов они берут лучших. А программа, по которой они учат детей, а воспитание, которое они должны требовать у детей? Я не уверен, что во всех частных школах дело благополучно обстоит с этим.

А. Пичугин: Но ведь у нас есть ряд хороших, будем говорить, элитных государственных школ, которые на порядок лучше остальных, но нам в последнее время говорят, что школы не должны различаться, не может быть элитного образования, элитных детей, поэтому все государственные школы должны быть равны. И давайте школу где-нибудь на окраине, не хочется ругать, но, понятно, что она все-таки несколько хуже, чем 5-6 московских школ, которые входят в список лучших школ страны. И когда их пытаются уравнять, нет ли в этом какого-то лукавства?

З. Чавчавадзе: Я не знаю, кто пытается уравнять, такие попытки особенно не видны, если случается то, о чем вы говорите, действительно это так, то это в силу разных обстоятельств. Это, может быть, предприимчивый директор, который помимо…

А. Пичугин: Нет-нет-нет, сейчас говорят об этом и вполне открыто, что в Москве не должно быть элитных школ, должна быть усредненная уравниловка. Все дети равны, все школы тоже должны быть равны. Поэтому давайте объединим неэффективную школу, из которой все разбежались, в том числе и учителя, с какой-нибудь элитной школой в центре города, государственной, бесплатной, хорошей, но давайте их объедим, чтобы у всех детей были равные возможности.

З. Чавчавадзе: Ну и что получится? Элитная школа утратит свое существование.

А. Митрофанова: Ничего хорошего не получается.

З. Чавчавадзе: Это не путь. Если государственная хорошая школа, почему вы называете ее элитной, что отличает элитную государственную школу от неэлитной?

А. Митрофанова: С моей точки зрения, из того, что вы сказали, высокий уровень образования плюс воспитание.

З. Чавчавадзе: Профессионализм педагогов - это существенный фактор, он одинаков в этих обоих случаях?

А. Пичугин: Думаю, что нет.

З. Чавчавадзе: Если нет, то, значит, что нужно делать: подтягивать уровень профессионализма педагогов. И заодно думать, какие принципы воспитания должны присутствовать? Они как будто все одинаковые: надо вырастить честного, воспитанного молодого человека, как-то отдалить его от улицы, дать ему какую-то начинку. Как можно этого добиться? Если педагоги сами не очень нравственные люди, то как вы добьетесь? Никак. Это невозможно регламентировать. Но родители имеют выбор. Они присматриваются. Те, которые тревожатся за судьбу своих детей, они присматриваются. Они понимают, что это школа элитная, там прекрасные гимнастические залы, бассейн или что-то еще, хорошие педагоги, но нет этого. И поэтому. В наше время если у ребенка не создать прививки ко всяким нехорошим вещам, то где страховка от того, что он не станет наркоманом или еще что-то такое.

А. Митрофанова: Даже в самой элитной школе.

З. Чавчавадзе: Даже в самой элитной школе. Это серьезная проблема.

А. Пичугин: А что делать? Вы говорите, что проблема серьезная, наверное, у вас есть какие-то идеи, предложения.

З. Чавчавадзе: Нет, я думаю, что у меня будут только самые общие соображения, как у нормального родителя, педагога.

А. Митрофанова: В каждой конкретной ситуации нужно смотреть на обстоятельства.

З. Чавчавадзе: Но я могу сказать, что государство должно заниматься этой проблемой. Поэтому следить за тем, чтобы недостойный педагог не получал доступ к детям, несмотря на все свои корочки об образовании, надо чтобы государство тщательно за этим следило. И руководители школ тоже должны нести ответственность за это. Потому что набрать можно любых педагогов, это процесс очень непростой. Он может быть прекрасным знатоком своего предмета, но он будет совершенно не способен этот предмет донести до ученика. А потом как совмещать? Потому что каждый педагог должен быть воспитателем. Что бы он не преподавал. Физкультуру или химию, это не имеет значения. Кто спрашивает с педагога, как он воспитывает ребенка? Кроме классного руководителя. Никто не спрашивает.

А. Пичугин: Родители по идее должны спрашивать.

З. Чавчавадзе: Родители не могут экзаменовать педагога. Руководство школ и вообще вся эта вертикаль государственного образования, все эти бывшие районо и так далее, то есть отделы образования, департаменты, министерства. Еще на стадии формирования педагогического работника в вузах это все игнорируется. Это стихийный процесс у нас, к сожалению.

А. Митрофанова: Можно ли как-то измерить нравственность педагога? Тут же начинаются вопросы: «А судьи кто?» Почему этого педагога сочли достойным, а этого не достойным?

З. Чавчавадзе: Это тоже важно. Мы уходим в другую область, область формирования этих педагогов. Сами они чем начинены? Это очень сложный процесс. Это и есть наша жизнь и попытка что-то изменить. Или опустить руки и ничего не делать. Но нужно продолжать это делать. Я думаю, что сама жизнь востребует. Сегодня она очень настойчиво требует этих изменений, но, к сожалению, наш бюрократический механизм реагирует недостаточно чутко. Но надо сказать, что все-таки происходят изменения в положительную сторону, хоть и очень, и очень медленно.

А. Пичугин: Напомню, что в гостях у радио «Вера» сегодня Зураб Чавчавадзе.

А. Митрофанова: Зураб Михайлович, поскольку вы принадлежите к дворянскому роду, который корнями своими восходит к Грузии, к грузинской земле, хочу у вас спросить, бываете ли вы там, знакомы ли вы, примеру, с Патриархом Илией?

З. Чавчавадзе: Да, я с ним знаком с момента, когда он стал Патриархом. Это в 77 году. Тогда я жил в Грузии, преподавал в Тбилисском университете. Это была эпоха развитого социализма, как у нас говорят. Надо сказать, что в Грузии его уважали.

А. Пичугин: В советской Грузии тоже?

З. Чавчавадзе: Тоже. Даже считались, надо сказать. Но, тем не менее, когда я пришел к нему на помощь, потому что Церковь была в ужасном состоянии Грузинская к тому времени. А он очень духовный человек, действительно мудрый и старавшийся что-то изменить. И он собирал энтузиастов, которые бы к нему пришли и помогли ему в этом деле. И я был одним из первых, кто с ним сотрудничал. И однажды он попросил меня прислуживать ему в алтаре, я надел стихарь. Ну и кончилось неважно для меня, меня вызвал ректор университета и сказал: «Ты что там творишь?»

А. Пичугин: А год какой был?

З. Чавчавадзе: 77-й. Я говорю, что я не член партии, никогда не был комсомольцем. Он говорит: «Пойди, скажи своему Шиолашвили… Почему-то грузины все называют Патриарха по фамилии…

А. Пичугин: Я был в Грузии слышал только по имени.

З. Чавчавадзе: Да?

А. Пичугин: Но первый тост за него.

З. Чавчавадзе: Ну вот мне сказали: «Иди своему Шиолашвили, скажи прекратить это дело, иначе я тебя просто уволю». И я пошел к патриарху, а он мне говорит: «Не надо, не надо, зачем дразнить гусей». Надо было много чего другого. Я ему переписку организовывал с Ватиканом.

А. Митрофанова: А сколько вы языков, кстати, знаете?

З. Чавчавадзе: Три. Но для него я именно был полезен в этом, и он сказал, что не надо никакого стихаря, и ректор мой успокоился. Но я его очень чту. Это достойнейший человек.

А. Митрофанова: Есть такая история, которую про него рассказывают. Когда в Грузии нужно было поднять рождаемость, он обратился к грузинам. И в своем обращении сказал, что я лично стану крестным отцом каждого второго или третьего ребенка. И исполнил свое обещание. Было такое?

З. Чавчавадзе: Это было уже… Я в 79 уже переехал в Москву.

А. Митрофанова: Это было значительно позже.

З. Чавчавадзе: Но я уже утратил контакты с тем, что происходит там. Про это я не слышал, но это совершенно в его духе.

А. Пичугин: Я могу свидетельствовать, что это действительно было, но это связано с тем, что в Грузии восприемник не обязан быть у купели в момент Крещения. Он может только участвовать в христианском воспитании этого человека.

А. Митрофанова: Ничего себе только?! Это очень много!

З. Чавчавадзе: И в России то же самое. Моим крестным был дядюшка, который в это время находился в Америке. И меня из купели воспринял мой старший брат, но поминался во время крестин дядюшка мой. Это общеправославная традиция.

А. Пичугин: А из Вологды, я так понимаю, вы уехали в Грузию?

З. Чавчавадзе: Из Вологды как раз… Потому что там вот эта атака на моего отца, который после лагерей подустал от этих давлений всяких. Но на него давили, какие-то фельетоны писали, что, на самом деле, зря его реабилитировали, надо бы покопаться, а может правда там 5 разведок.

А. Митрофанова: Вот людям нечем было заняться.

З. Чавчавадзе: Обещал же человек показать последнего попа за каких-то 20 лет, значит надо было что-то делать. Давили-давили, а в это время из Грузии он получил предложение. Мы у вас отняли жилплощадь, когда семью ссылали, а вас арестовывали, поэтому, если хотите, можете получить.

А. Пичугин: В Тбилиси?

З. Чавчавадзе: Да. И мой отец принял решение переехать туда. Я уже закончил школу в Вологде, собирался поступать в институт здесь, в Москве. Из-за переезда я поступил в Тбилисский университет. Его закончил и там же остался работать преподавателем. А в 78 я женился на москвичке и приехал с ней. Здесь мы и живем до сих пор.

А. Митрофанова: И занимаетесь очень активной деятельностью. И супруга ваша тоже.

З. Чавчавадзе: Да, она много снимает фильмов. Через меня она познакомилась со многими русскими, которые живут за границей. Русские без России, как она назвала серии своих фильмов. И поэтому она получила возможность с ними со всеми общаться, собрать довольно интересный материал, все эти фильмы были показаны по российскому каналу. И надо сказать успешно. Потому что судьба этих людей исключительна. Последний поданный Российской Империи. Его брат был отец Александр Шмеман, его брат Андрей ни одно гражданство мира так и не принял. Он жил с нансеновским паспортом. И Путин ему вручил за два года до его смерти паспорт российский. Он покупал Лады там во Франции, на которой руль крутить невозможно.

А. Пичугин: Да-да, я помню, показывали фильм по «Культуре».

З. Чавчавадзе: Вот это её фильм, моей жены. Он говорил: «Я лучше русскому государству заплачу, чем французскому».

А. Пичугин: Но нансеновский паспорт.

З. Чавчавадзе: Уже тогда у него был российский паспорт. Он приехал по российскому паспорту и пришел к нам в Сретенский монастырь на службу в воскресенье, после чего я его повез, он любит грузинскую кухню, на Воробьевых горах там ресторан грузинский, прекрасная кухня была, я его повез туда. И когда мы подъехали, там стояли заграждения на Воробьевых горах и гаишники не пускали. Оказывается, был какой-то велопробег или что-то такое. Я подошел к этим гаишникам, говорю: «Слушайте, пожилой человек, ему там 80 с лишним, он не дойдет до этого ресторана, там осталось 100 метров проехать, пропустите нас». «Нет, никакие там». И я говорю: «Вот ему недавно паспорт…» И один из гаишников видел этот репортаж. Он подошел, увидел его сидящим, узнал и говорит: «Тихонечко, вдоль обочины ползком и там ставьте машину через 100 метров». И когда я ему рассказал, он до самого ресторана плакал.

А. Митрофанова: Героем стал у себя на родине…

А. Пичугин: А он же близнец?

З. Чавчавадзе: Нет. Отец Александр был старший брат. Они очень похожи…

А. Митрофанова: Люди, которые живут там, в странах Западной Европы или, скажем, в Америке, вы сейчас рассказали про «лучше я буду платить налоги в пользу России», люди, которые живут здесь, состоятельные, часто думают совершенно иначе. Почему такой парадокс?

З. Чавчавадзе: Так мы же об этом и говорим: все смешалось в доме Облонских, когда-то это должно устаканиться. Не дай Бог новые волнения, перемены, надо оставить Россию в покое лет на 100 и она вернется к своему пути. Если бы были такие железные законы в социологии, как в математике. Но я не сомневаюсь, что так будет, Россия пойдет по тому же самому пути. То сословие, которое она накопила, высоконравственное и так далее, пусть это не было повально, но это был достаточно серьезный клан. Эти люди, которые уехали, эмигрировав во Францию и повсюду… Вы знаете, какая разница между этой диаспорой, той русской и все другие волны эмиграции, вторая волна была, третья волна была. Помимо многих других различий, самое важное различие, что у первой эмиграции коэффициент преступности 0, 007%. Вы можете себе представить? Потому что выехала элита. Выехали люди, которые они бы с голоду умерли, но не пошли воровать, а тем более грабить, убивать. Третья наша эмиграция первое, что стала делать, смешивать бензин с водой. Понимаете? (Смеется.)

А. Митрофанова: Ах.

А. Пичугин: (Смеется.) Но это смех сквозь слезы, конечно.

З. Чавчавадзе: Да.

А. Митрофанова: Да, действительно смех сквозь слезы. То, что вы говорите о будущем России через 100 лет, вселяет сдержанный оптимизм. Спасибо вам за эти слова.

З. Чавчавадзе: Я оптимист, я оптимист.

А. Пичугин: И это замечательно.

З. Чавчавадзе: Православный не может быть не оптимист.

А. Митрофанова: А реалистом?

З. Чавчавадзе: Нет-нет, надо быть оптимистом.

А. Пичугин: Спасибо большое! Я напомню, в гостях у радио «Вера» в программе «Светлый вечер» сегодня был князь Зураб Чавчавадзе. Алла Митрофанова, я - Алексей Пичугин, мы с вами прощаемся, желаем всего самого хорошего. Будьте здоровы!

З. Чавчавадзе: До свидания.

А. Митрофанова: До свидания.

Источник: Радио ВЕРА Светлое радио  
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ