О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Людмила Владимировна ПЕТРАНОВСКАЯ: аудио

1. Людмила Петрановская: Как защитить себя и свою семью от пропаганды в СМИ - Скачать


Людмила Владимировна ПЕТРАНОВСКАЯ (род. 1967) - педагог-психолог, лауреат Премии Президента РФ в области образования: Видео | Педагогика | Интервью | Статьи | Психология | Аудио | Фотогалерея.

Людмила Петрановская: Как защитить себя и свою семью от пропаганды в СМИ (Время выхода в эфир: 16 августа 2014)
Ведущий: Лев Гулько

Л. Гулько: 11.07. Еще раз доброе утро. Добрый день. «Человек из телевизора» у нас сегодня в несколько таком необычном формате. Нет телевизионных критиков, которые обычно приходят в передачу для того, чтобы рассказать вам свою точку зрения на ту или иную передачу. Мы сегодня пригласили семейного психолога Людмилу Петрановскую. Здравствуйте.

Л. Петрановская: Добрый день.

Л. Гулько: Тема наша говорит за себя: как защитить себя и свою семью от пропаганды в СМИ. И в первую очередь самый пропагандист в этом смысле это телевизор. У него охват побольше.

Л. Петрановская: Оружие массового поражения я бы сказала.

Л. Гулько: Поскольку есть картинка, и есть звук. Двойной удар. А что такое вообще зомбирование?

Л. Петрановская: Само слово это метафора. Превращение человека в зомби. Обозначает именно воздействие с помощью всяких способов психолингвистики, программирования языкового и образного, воздействие определенным образом для того, чтобы создать у человека определенное представление, определенные чувства вызвать, отношения, оценки.

Л. Гулько: То есть зомбирование может быть не только политическим.

Л. Петрановская: В общем да. Просто в других сферах редко бывает нужно настолько заморочить голову, чтобы это тянуло на слово «зомбирование». Плюс другие сферы, слава богу, как-то регламентируются. Та же реклама может быть и хотела бы всех зомбировать, но на это есть…

Л. Гулько: Не получается. Хотя все поют слоганы.

Л. Петрановская: Это еще не зомбирование. Спел веселую песенку это еще не зомбирование. Наверное, хотели бы, но на это существуют разные законодательства, которые не очень дают. Хотя помним начало самое 90-х годов, там были всякие приемчики, в основном финансовые пирамиды таким образом агрессивным втюхивали. Но в норме в цивилизованных более-менее странах это все регламентируется. А естественно, если начинается политическая госпропаганда, то там уже во всю Ивановскую гуляй, не хочу, потому что если заказчик в этом заинтересован, он естественно не будет никак это…

Л. Гулько: А есть специальные способы, которые помогают зомбировать?

Л. Петрановская: Да, начиная от самых простых. Темп подачи информации, когда человеку просто не оставляют времени сделать паузу и подумать…

Л. Гулько: Новостные какие-то выпуски.

Л. Петрановская: Потом специфические интонации, я очень редко когда краем уха слышу, вообще не понимаю, как это люди слушают больше нескольких минут. Потому что у меня в силу профессии…

Л. Гулько: Отторжение происходит.

Л. Петрановская: Чувствительность развита. И я понимаю, что мне становится просто физически плохо от этого напора, истеричного нажима такого. Образы всякие назойливо, агрессивно пугающие. Обязательно Украина в огне с полыхающими и так далее, то есть самые грубые и примитивные. Есть какие-то более…

Л. Гулько: Изощренные.

Л. Петрановская: …тонкие. Подбор слов, например, как то же самое назовете, можете назвать ополченцы, можете сепаратисты, еще как-то. Террористы. От этого зависит отношение. То отношение к версии, вы можете некую информацию подать как по одной из версий, а можете как будто это истина.

Л. Гулько: То есть информация сама по себе существует, смотря, как подать.

Л. Петрановская: Ну как существует, кто-то где-то сказал.

Л. Гулько: Нет, если мы говорим о последних событиях, те самые пресловутые с двух сторон используемые бомбежки мирных жителей. Действительно бомбят, погибают. Информация есть. А дальше как ее подают.

Л. Петрановская: Да, в том числе в какой, к сожалению, даже не все так хорошо, как вы говорите. То есть если бы это все было только так, я думаю, что очень многие люди остались живы. Потому что, к сожалению, то, что мы наблюдаем сейчас в нынешнем мире, все события происходят для некого зрителя. То есть все равно есть такой оттенок шоу. И как кто-то сказал очень точно, что в этой войне на самом деле воюют журналисты, сепаратисты это массовка, а мирные жители это реквизит. И их трупы тоже. И, к сожалению, все гораздо хуже, поскольку есть некий зритель, условно говоря, мировое сообщество, которое будет выносить вердикт, кто здесь хороший, а кто злой.

Л. Гулько: Гладиаторские бои какие-то. Палец сюда или туда.

Л. Петрановская: Смысл в том, чтобы создать картинку для зрителя. И иногда, к сожалению, о чем часто пишут с украинской стороны, просто жители, люди, которые ведут свои блоги, они говорят, что мы уже знаем, что если где-то появилась российская съемочная группа, значит нужно быстро всем прятаться. Потому что сейчас ровно здесь будут стрелять. Это уже не так как, условно говоря, «хорошо», когда один и тот же факт разные стороны по-разному представляют. Это, к сожалению, уже гораздо более тяжелая ситуация. То есть уже не информационная война, а информационный терроризм, когда создается информационный повод, такое впечатление, по крайней мере. Никто не может доказать, естественно, но такое впечатление создается у людей, которые там в ситуации. Что создается искусственно информационный повод для того, чтобы потом о нем говорить. Мне иногда жутко становится, потому что я понимаю, что если бы сейчас, допустим, не было бы этих высоких представлений о том, что гуманизм, что жизнь человеческая превыше всего, что хороший тот, кто их бережет и плохой, кто не бережет. Парадоксальным образом возможно больше людей были бы живы. Потому что возможно какие-то люди погибли просто для того, чтобы работать с этим…

Л. Гулько: Это я понимаю.

Л. Петрановская: То есть это очень все тяжело осознается.

Л. Гулько: И еще один вопрос. Интересно, Россия в этом смысле какой-то зачинатель или были до нас какие-то вещи, которые могут быть взяты на вооружение. Пресловутые двойные стандарты.

Л. Петрановская: Конечно пропаганда существовала всегда, сколько существовали СМИ. И даже еще до того. Безусловно, всегда существовала пропаганда, всегда был наш разведчик, а их шпион. Безусловно, всегда они наших девушек ведут в кабинет и так далее. Это никуда не делось, это полыхало и во время Второй мировой войны, и Первой.

Л. Гулько: Это общемировое зло в принципе. Используется вообще странами.

Л. Петрановская: Безусловно, это используется любыми странами в ситуации, когда ставится задача госпропаганды ввести население в обычное состояние. То есть понятно, что всегда в любой стране может возникнуть ситуация, когда государство это начнет хотеть. Всех в едином порыве сплотить против и добиться определенного состояния психики массовой. Другой вопрос, что в разных странах есть разные противоядия. И если в какой-то стране существует в первую очередь независимая пресса, возможно подать в суд и выиграть его. На ложь, на специальную пропаганду. То понятно, что у нее меньше шансов, что это все дойдет до крайних форм. Если в какой-то стране этого в принципе нет, ну гаси свет тогда.

Л. Гулько: То есть сейчас у нас состояние «гаси свет».

Л. Петрановская: Да.

Л. Гулько: И что делать?

Л. Петрановская: Самая лучшая кнопка на любом приборе это кнопка выкл. Это самая волшебная красная кнопка, которая решает подавляющее большинство проблем. То есть это как, грубо говоря, если вы находитесь в чумном городе, не надо грязными руками все хватать и потом руки в рот совать. Правила санитарии, гигиены.

Л. Гулько: Это радикальное.

Л. Петрановская: Это самое правильное.

Л. Гулько: Но вряд ли это получается.

Л. Петрановская: Если говорить о себе это самое правильное. Если говорить о своих детях младшего возраста, которые еще слушаются, то это самое правильное. Если говорить о людях, которым вы не можете просто нажать кнопку, например, родители и так далее, то понятно, что так работает не всегда. Надо отдавать просто себе отчет, что люди подвергаются насилию. Эмоциональному насилию, информационному. Насилию, сделанному достаточно мастерски, массированно. И в этом месте очень важно, что у них состояние человека, который был эмоционально изнасилован. И надо делать на это скидку, надо это учитывать. Не надо на полном серьезе с ними это обсуждать, не надо на полном серьезе делать выводы, что они идиоты из-за того, что не могут сложить два и два. Люди уязвимые, человеческая психика уязвима. Ее можно изнасиловать так же, как можно изнасиловать человеческое тело. И все, что мы можем помочь близким это хотя бы, если возможно, чтобы они не погружались в это. То есть если это родители пожилые, то как-то позаботиться о том, что у них было другое содержание в жизни, не телевизорное. Лучше предложить сходить погулять с ними. Или попросить их погулять с внуком. Или сходить с ними в кино или музей. Только так. Ну и не делать выводов, потому что сейчас очень многие отношения рушатся…

Л. Гулько: Это правда.

Л. Петрановская: Потому что люди делают выводы, очень далеко идущие. На основании того, что человек несет после этих актов изнасилования. А не надо делать выводы. Это наведенный бред. Индуцированный бред. Не надо по бреду делать выводы.

Л. Гулько: Мои товарищи Анна Трефилова и Владимир Варфоломеев с утра сегодня начали эту тему. И вас цитировали. И разговор шел с радиослушателями. Как у кого в семье. И люди рассказывали разные истории. Они провели голосование. Как лучше поступить: пытаться переубедить или не вступать в дискуссию. Проценты. 46% считают, что нужно пытаться переубедить. И 54% не вступают в дискуссию. Практически почти пополам. У вас есть какие-то комментарии?

Л. Петрановская: Может быть просто вопрос несколько упрощенно стоит.

Л. Гулько: Он так всегда должен.

Л. Петрановская: Я приведу такую аналогию с ребенком. Ребенок у вас маленький, трехлетний или пятилетний и он вам закатывает истерику, например, потому что боится заходить в кабинет медсестры сдавать кровь из пальца. И вот он орет, рыдает, упирается. Потому что ему дико страшно, ему кажется, что это конец света. Что он никогда этого не перенесет. И вот он в этом состоянии. В этот момент что-то ему рассказывать про пользу сдачи анализов и про то, что…

Л. Гулько: Он не слышит.

Л. Петрановская: Это бесполезно. В этот момент нужно его обнять, утешить, пожалеть. Пообещать все, что угодно. Дать конфету, чтобы отвлечь. А в этот же день можно вечером или когда идете из поликлиники, он уже не плачет, спокойно взять его на руки, когда он не орет и спокойно поговорить, что вообще анализы берут для того-то. Вот посмотри, уже зажило и так далее.

Л. Гулько: Он поймет?

Л. Петрановская: Когда он в спокойном состоянии, поэтому я не говорю, что вообще нельзя об этом говорить, но когда ваша мама или кто-то только что выключил телевизор и у него квадратные глаза и она говорит какой ужас, эти бандеровцы распинают мальчиков и так далее. А когда та же мама, вы с ней погуляете в парке, и она будет в спокойном доступном состоянии, в этот момент можно сказать, вряд ли вот так распинают, а вся площадь взрослых людей спокойно смотрит. Ну чего-то маловероятно.

Л. Гулько: Давайте я вам приведу такой пример. Довольно любопытный. У меня есть знакомый человек, у которого совсем взрослые родители за 80 жили в Одессе. В это время. Предположим, полтора месяца назад он пришел и сказал, лицо у него было соответствующее, что я срочно оттуда вывожу маму и папу. Родители прожили в Одессе лет 50. И в какой-то момент мама заговорила на остановке на русском языке, не знаю, о чем. Маму избили, ей сломали ногу. А теперь он говорит, что я вывожу их соседей, потому что им на дверях пишут: здесь живут жиды. И он воспринимает уже информацию, которая идет уже со своей точки зрения. Вот что еще происходит.

Л. Петрановская: Такое происходит, это происходит с разных сторон и в разных контекстах. Точно также есть одесситы, которые совершенно другие вещи рассказывают. То есть это другая ситуация. Это ситуация личных каких-то фактов. И конечно, когда мы попадаем в личную ситуацию, вам можно сколько угодно говорить про какой-то город, что у него самая низкая преступность в регионе, но если лично вас избивают в этом городе или насилуют, то естественно вы в этот момент не будете считать этот город самым офигенно безопасным. То есть понятно, что личная история это другое. И когда мы попадаем в личное, мы всегда это обобщаем, и конечно, если ему страшно, то лучше перестраховаться и лучше…

Л. Гулько: Я почему это спросил. Потому что Украина и Россия очень много личных историй. Люди же мы все связаны очень близко и у очень многих родственники там живут. Вот эти личные истории еще влияют на восприятие.

Л. Петрановская: Это как раз нормально. Личные истории влияют, это нормально. Если бы были только личные истории, то люди бы мне кажется не дошли до такого состояния, то мы бы разобрались, что есть такие истории, есть такие. Но почему я, например, для себя решила, что я почти отключаюсь от таких СМИ и все-таки я читаю людей, которые в ситуации находятся.

Л. Гулько: Мне кажется, что и в Интернете тоже полно всяких личных историй в этих наших сетях. И там нетерпимость тоже зашкаливает.

Л. Петрановская: Да, я имею в виду людей, которых я давно знаю. Понятно, что сейчас много фейковых личных историй. Которые вроде под видом личных историй…

Л. Гулько: Я вам рассказал историю человека, которого я знаю.

Л. Петрановская: И такие тоже есть. Я имею в виду людей, которых ты знаешь, поскольку я в Украине очень часто бывала по работе и вела там программы для приемных родителей у меня много очень приемных мамашек из самых разных регионов. Где я была. И я их слышу, потому что они пишут о каких-то реальных ситуациях. Когда им некуда вернуться. Или сын пошел на майдан старший. Это люди, которым я верю, и они тоже могут быть по разные стороны позиции. Но я понимаю, что если она пишет про своего члена семьи, я знаю, я его видела. Это другая степень близости к информации.

Л. Гулько: Давайте посмотрим, что нам пишут. Я не запрещаю смотреть зомбоящик, - пишет Айрат из Татарстана, - но уговариваю переключить. Пока идут навстречу.

Л. Петрановская: Замечательно, если удается уговорить это прекрасно.

Л. Гулько: Использование слов не вы их настоящем значении еще, наверное. Хунта, каратели, фашисты. Посмотрел новости украинского телевидения, - пишет Сергей из Кронштадта, - это кошмарная ложь и зомбирование. Дальше комментарий: если психолог не сочувствует мирным жителям, это очень странный психолог, - считает Ольга.

Л. Петрановская: Ольга же как-то из моего текста сделала вывод, что я не сочувствую мирным жителям. Откуда-то она сделала этот вывод. Не знаю, откуда.

Л. Гулько: Как вы думаете…, используют приемы НЛП. Спрашивает другая Ольга из Москвы. Это нейролингвистическое программирование.

Л. Петрановская: Я думаю, что все-таки прием НЛП обычно требует личного контакта. Если в строгом смысле говорить. Безусловно, используются приемы НЛП именно через определенные ярлыки, жесткое повторение много раз, повторишь двадцать раз, и дальше уже истина начинается вбиваться в голову. Неслучайно люди говорят, даже абсолютно не разделяющие российскую политику, что, послушав 20 минут российское телевидение, они начинают чувствовать, что если еще так послушают дней 20, то будут точно совершенно по какую сторону. То есть, есть приемы. Они действительно используются.

Л. Гулько: Как вы прокомментируете использование пресловутого 25 кадра.

Л. Петрановская: Не знаю. Я сомневаюсь, такое бы давно выявили. Я думаю, что такие грубые вещи. Я не уверена, что он вообще действует. Есть гораздо более такие вещи, когда с языком. Язык же очень суггестивная штука.

Л. Гулько: Это надо перевести сейчас.

Л. Петрановская: Пригодная для внушения. Это в свое время изучали еще лингвисты американские. Которые говорили о том, что рядом с бочками, на которых написано «пустая бочка из-под бензина» люди легко курят, хотя все они имеют высшее техническое образование или среднее хотя бы и понимают, что пустая бочка из-под бензина это гораздо более опасно, чем полная.

Л. Гулько: С нами никогда этого не случится.

Л. Петрановская: Просто само слово «пустая» снимает настороженность, бдительность.

Л. Гулько: А то, что там пары остаются это никого не волнуют.

Л. Петрановская: Они знают, причем самое интересное, что были люди, которые работают там. Но язык суггестирует, язык внушает.

Л. Гулько: Этому воздействию, не будем говорить зомбированию подвержены все абсолютно или есть люди…

Л. Петрановская: Конечно, чем более у человека внутренняя своя позиция внятная, продуманная, он себе задал все вопросы, усомнился, собрал информацию, конечно, тем более он устойчив. И в этом смысле более легко поддаются люди, которые обычно сами об этом много не думают. Они живут какой-то обычной жизнью и только когда включаются какие-то особые события, они начинают присоединяться к этому коллективному бессознательному и к этим эпидемиям. Эпидемии, охватывающие общество в целом, которые были в средние века, когда все как сумасшедшие шли куда-то, крестовые походы, их объясняют тем, что были заражены спорыньей злаки. И спорынья химически создает ощущение, когда люди готовы поверить в любые галлюцинации.

Л. Гулько: Это я не слышал. Интересно.

Л. Петрановская: Сейчас вроде как спорыньи надеюсь, у нас нет. Но есть другой лом, против которого трудно найти прием.

Л. Гулько: Тем не менее, можно.

Л. Петрановская: Это как соблазнить малых сих. То есть это наиболее уязвимые наивные. Именно те, кто об этом много не думал. Есть шанс устоять, если ты про это много думал в своей жизни. Не все про это много думают. И не все обязаны.

Л. Гулько: И вообще если на этом зациклиться, то это другая история.

Л. Петрановская: Просто есть люди, которым это интересно или у них это профессия. Они про это много думали. Много человеко-часов потратили на то, чтобы выработать свою систему координат. Все не обязаны, люди живут…

Л. Гулько: У этих людей своеобразная прививка.

Л. Петрановская: Да. Есть что противопоставить. А другие просто оказываются жертвой.

Л. Гулько: Давайте прервемся на новости, а затем продолжим разговор.Мы продолжаем нашу передачу. Вопрос с другой стороны. Как гостья относится к майдану. События там являются может быть примером зомбирования, - спрашивает Василий из Свердловской области.

Л. Петрановская: Если мы сейчас начнем это обсуждать, мы очень далеко уйдем. Есть решения, которые люди принимают и решение, которое на тот момент приняло подавляющее большинство жителей Киева, притом, что были другие, было таково. Сначала было твердое намерение действовать совершенно ненасильственно и первые какие-то взбрыки на эту тему, там был Корчинский, они не вызвали никакой поддержки. Потом произошел ряд событий, после которых был другой накал. Я считаю, что люди имеют право принимать решения. Я со многими из них общалась в реальном времени, и я не считаю, что они не понимали, что делают. И я вижу у своих знакомых, с некоторыми я знакома много лет, подавляющее большинство видят и вторую точку зрения, даже сейчас, после того как столько погибло. Когда пролилось столько крови на их земле. Они понимают, что нет истины, нет обожания своего лидера. Не будем показывать пальцем, как у кого. У них гораздо более здравое мне кажется состояние. Хотя конечно везде есть те, кто сидят на кочерге, и несутся сломя голову. Но всегда какой-то процент это понятно.

Л. Гулько: Вопрос может быть несколько странный. А может быть использовано зомбирование во благо? Это сукин сын, но наш сукин сын.

Л. Петрановская: Поскольку я считаю, что свобода воли это высшая ценность, которая есть у человека, то я не могу себе представить таких ситуаций. Кто-то не считает свободу воли высшей ценностью. Кто-то считает идеи государства, для меня нет.

Л. Гулько: Понял. Дальше пойдем. Чтобы приблизиться к истине, следует черпать информацию ото всех сторон, участников информационных войн, - пишет еще одна Ольга.

Л. Петрановская: В информационных войнах никакую информацию вы не почерпнете. Вы почерпнете войну. Конечно, нужна разная информация, тогда нужно искать в источниках информации…

Л. Гулько: А вот человек смотрит телевизор, не нажал кнопку «выключить», как отделить информацию от не информации.

Л. Петрановская: Эту задачу решали наши мамы и папы в свое время, когда должны были чего-то вычитывать между строчек программы Время.

Л. Гулько: Потом мы решали.

Л. Петрановская: Я не вижу в этом сейчас необходимости. Потому что это довольно нерентабельно. Ради одного зерна факта 20 минут насиловать свои уши этими истерическими голосами и распятыми мальчиками. Зачем, непонятно. Есть все-таки Интернет, и ты можешь там собрать себе источники, это не значит, что надо всему, что там написано, верить. Но ты можешь какое-то количество человеко-часов, собрать источники, которые не зарекомендовали себя как остро пропагандистские. И получать информацию, потратив 40 минут в день.

Л. Гулько: А канал, который у нас работает, на территории РФ Евроньюс. На русском языке.

Л. Петрановская: У нас дома Евроньюс перестали показывать, его вытеснил какой-то новый канал. Насколько вообще Евроньюс в домах доступен.

Л. Гулько: Показывает.

Л. Петрановская: Давно не смотрела, поэтому ничего не могу сказать. Раньше это было единственное, что мы включали во время завтрака. Сейчас его нет, и не смотрела давно.

Л. Гулько: Я недаром вас спросил о зомбировании во благо. Евроньюс когда показывали арабо-израильский конфликт, палестино-израильский конфликт, там показывают немножко Израиль, как вылетело 25 ракет и тут же огромный кусок про бедных палестинских детей, тут убили. Там убили. Мне кажется, это то, о чем вы говорите. Есть плохой, а есть хороший. Вот они оба.

Л. Петрановская: Что касается этой ситуации, там действительно соотношение жертв очень…

Л. Гулько: Только никто не говорит, почему вдруг это все приключилось, от чего все пошло.

Л. Петрановская: Там сложная тема, но здесь нет такой ситуации, когда была бы все-таки объективно равная ситуация, а люди бы передергивали. Понятно, что европейцы в этом отношении сочувствуют тем, с какой стороны больше погибло. Это обычный умеренный левый уклон современной Европы с ее ценностями гуманизма и так далее. У этого есть своя оборотная сторона. Есть свои плюсы. Я не считаю, что это намеренная пропаганда. Это отражение того, как они видят.

Л. Гулько: Хорошо. Спасибо большое, нам пишут, что пригласили Людмилу Петрановскую. Кто-то использовал ваши советы. Во-первых, внушаемые люди с неработающим левым полушарием головного мозга, лично я 15 лет назад понял, кто такой тот-то и тот-то, - Сергей из Саратова. Людмила: насколько после сеансов… Это не о том. Как я могу молчать, когда насилуют моих родных. Пусть и информационно. То есть человек спорит с тем, что не нужно вступать в споры.

Л. Петрановская: Зачем жертве насилия вступать в споры. Если у вас есть порох, подайте в суд за то, что ваших родных изнасиловали. Я считаю, что вообще тот, например, у кого ребенок был во время сюжета про распятого мальчика у телевизора, имеет полное право подать в суд на это. Потому что это просто безобразие. Не говоря, что у пожилого родителя может инфаркт случиться после такого сюжета. И бороться надо с насильником, а не с жертвой. Чего на жертву еще нападать за то, что она оказалась изнасилована.

Л. Гулько: Приветствую, - пишет Рамиль Салимов из Израиля, - беда в том, что зомбированные люди не хотят даже воспринимать другую информацию, которая не совпадает с их мнением. Как с этим бороться и как снять с них розовые очки.

Л. Петрановская: Никак. Не надо насилие умножать насилием. Есть реальность, есть жизнь. Постепенно все, так или иначе, ставится на свои места. И не надо взламывать, их взломали, еще мы со своей стороны придем и тоже будем взламывать. Лучше дать сочувствия, поддержки, и это усилит ресурс человека быть свободным и мыслить свободно.

Л. Гулько: А вот есть люди, мне кажется, что их точка зрения тоже правильная. Они вообще не хотят общаться с друзьями и родственниками на эту тему. У них табу.

Л. Петрановская: Это разумно. Если вы хотите сохранить эти отношения. Все-таки это измененное состояние сознания, это как бы не подлинный этот человек и надо дать время, чтобы это ушло. Это уйдет. Это не будет долго. Все мобилизационные истерики они длятся…

Л. Гулько: А сколько это длится?

Л. Петрановская: По опыту предыдущих войн от 6 до 12 месяцев. Другой вопрос, что после этого наступает очень тяжелое состояние, потому что идет выброс безумный энергии. Идет концентрация мобилизации этой ненависти и потом это сменяется нервным истощением, депрессией. И ухудшением здоровья. Потому что, что сейчас происходит. Сейчас люди живут постоянно в ситуации стресса, который не находит никакого выхода. То есть они сидят несчастные пенсионеры у себя на дачах, их каждый день накручивают бессильной ненавистью. К карателям, которые истязают мирных жителей. А ты сидишь тут, это все никуда не денется, к сожалению. Это все потом обернется сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими и все прочим.

Л. Гулько: Мы все время говорим о пенсионерах, хотя не только пенсионеры смотрят телевизор.

Л. Петрановская: Я говорю о самых уязвимых. О тех, кого мне жалко. Я понимаю, что конечно, среди тех людей, которые, условно говоря, поддерживают всю ситуацию, есть люди, которые все прекрасно понимают. И они понимают, где ложь и говорят, ну и хорошо, ну и правильно. А мы такие. А пусть знают, пусть утрутся. Я о них не говорю, с ними не о чем разговаривать. Это люди, которые сделали свой выбор на уровне моральном и пусть с ними разбираются уже другие инстанции. Если при жизни, то суды, если после, то там тоже есть. Все схвачено. О них нет смысла говорить. Я говорю именно о тех, кто уязвим. Кому потом за это расплачиваться. И я действительно надеюсь, что когда-нибудь дойдет до реального суда над тем, кто это все делает. Потому что риски очень высокие. Это страшные риски. Есть люди с нестабильной психикой.

Л. Гулько: Тут кстати вопрос: как долго без особого вреда для психики человек может находиться в этом состоянии. Из Самары спрашивают.

Л. Петрановская: Нисколько. Вред начинается с первого же дня, с первого часа. Вред разный может быть, простуда или царапина тоже не полезны, но ничего. Соответственно, зависит от того, какой степени человек вовлечен. Почему я говорю о пенсионерах, потому что очень часто, если нет каких-то других занятий в жизни, они очень сильно увлекаются. Они смотрят каждый час эти новости и так далее. У меня сын с девушкой ездили к родственникам в глубинку. И они провели там майские праздники, когда здесь все бурлило, все обсуждали. 10 дней. Они приехали. Нам интересно, чего там народ в глубинках думает, что люди говорят про события на Украине. И я понимаю, что они сами на 10 дней забыли про все и вообще ни разу про это не слышали. Я говорю, а что телевизор у вас там не работает. Говорит, да, телевизор работает, но мама моя, проходя, говорит, какой там ужас, всех людей жалко. То есть, не вникая. Если у людей какая-то другая насыщенная жизнь, огород, родственники, дети, внуки, собаки, то они менее уязвимы. Почему я говорю о пенсионерах, они очень часто бывают очень по времени много в это погружены.

Л. Гулько: Пенсионеры, наверное, в больших городах.

Л. Петрановская: Да.

Л. Гулько: Потому что там у них свои проблемы, свои дела.

Л. Петрановская: Там пенсионеры на грядках и меньше включены в это.

Л. Гулько: А мы в больших городах…

Л. Петрановская: Мы видим по социологическим опросам, что парадоксальным образом люди в больших городах, которые вроде должны быть более образованными и критичными, их больше косит пропаганда, потому что они меньше заняты другими делами. Меньше в поле проводят времени.

Л. Гулько: Мария вопрос вам почти личный задает: Людмила, вы занимаетесь очень важным делом, институт ИРСУ, вы не боитесь, что ваши взгляды могут быть расценены властью города и страны как враждебные, это помешает вашей работе.

Л. Петрановская: Ну что теперь делать, это не моя ответственность, а их. То есть я считаю то, что считаю. Я ничего плохого не делаю. Если кому-то что-то примерещится, я при чем.

Л. Гулько: Я понимаю, почему Мария спрашивает. Потому что некоторые люди во благо как-то либо замолкают, для того чтобы остался институт, люди за тобой, коллектив, либо уходят от этой позиции, либо становятся на сторону, но не очень сильно.

Л. Петрановская: Я никаким людям не давала обещание ради их трудоустройства кривить душой.

Л. Гулько: Компромиссы невозможны.

Л. Петрановская: Это не про компромисс. Компромисс это что такое. Это когда на рынке вы торгуетесь, вы говорите 5, он говорит 10 и вы сходитесь на 7. Это не про компромисс. Это про добро и зло, это про моральный выбор. Я никому не обещала ради их трудоустройства вредить своей душе. У меня нет такого в планах, и никогда не будет. Вопрос те идеи, что нужно заткнуться ради того, чтобы не пострадало твое дело, то, что я как психолог, который работает с травмированными людьми, я это на дух не переношу. Когда на жертву возводят ответственность. За насилие. Если кто-то будет на меня наезжать, это будет его ответственность, а не моя. Я ничего предосудительного не делаю. Я в этом уверена. Если мне покажут, что я делаю, я буду первая, кто будет заинтересован в том, чтобы в этом убедиться, это исправить. А если кому-то чего-то померещится или кто-то будет это использовать для репрессий или чего-то, это их ответственность. А не моя.

Л. Гулько: Врут и те и эти и это страшно, - пишет Ольга. Уже ничему и никому не веришь.

Л. Петрановская: Это цель. Надо понимать, что в том числе цель…

Л. Гулько: Это цель?

Л. Петрановская: Цель – чтобы была девальвация правды как таковой. Вспомните ситуацию с самолетом упавшим. Когда одновременно было выброшено 225 версий, в том числе какие-то совершенно запредельно фантастические. Смысл не в том, чтобы вы поверили с какую-то конкретную из них, в какие-то заранее посаженные трупы из сериала «Шерлок», а чтобы выложить вам такое количество версий, так вас засыпать аргументами, вот же фотографии. И понятно, что через три дня все докажут, что на этих фотографиях все не то что-то про них написано. И так далее. Но до этого вы, скорее всего, не дойдете. На вас выбросят такое количество версий, что вы скажете, ой, да никогда в жизни там не разберешься. Да никогда мы не узнаем, что было на самом деле.

Л. Гулько: Пошли вы все.

Л. Петрановская: Да пошли вы все. Да там все вы врете. Ощущение, что правды нет.

Л. Гулько: А зачем, ну народ вообще перестанет верить во что бы то ни было. Смотреть перестанет.

Л. Петрановская: Во-первых, многие перестают, в этом, наверное, есть свои плюсы. Вспомните, какое было восприятие телевидения лет 15 назад, когда писали фантастические рассказы о том, как прилетели какие-то инопланетяне, посмотрели в окошки, как живут земляне и сделали вывод, что у нас культ у всех, что у всех есть очаг, святилище, и все земляне очень набожные, они обязательно перед этим святилищем проводят. Сейчас этого нет, сейчас считается хорошим тоном телевизор не смотреть или даже в доме его не иметь. Раньше это была экзотика, когда кто-то говорил, что у нас нет телевизора. Сектанты, наверное. То есть происходит какая-то девальвация этого всего. Безусловно, имеет последствия девальвация всего, в том числе и пропаганды. Но все-таки у пропаганды больше сил и воздействия. Поэтому следующий момент, когда люди защищаются, не хотят знать вообще ничего. Там никогда ничего не поймешь.

Л. Гулько: Это тоже плохо.

Л. Петрановская: Для кого плохо.

Л. Гулько: Для людей.

Л. Петрановская: Конечно плохо, потому что они отказываются от своего права взрослого человека в каком-то смысле своей обязанности взрослого человека знать, где ты живешь, понимать, чем ты окружен. Это карма. Мы взрослые, если не мы, то кто.

Л. Гулько: Но они уходят в музыку, еще куда-то. Пытаются убежать.

Л. Петрановская: Да, если ты взрослый человек, если у тебя дети, ты отвечаешь за какое-то пространство вокруг себя, ты обязан сканировать окружающую реальность и какие-то делать выводы. Ну чтобы хотя бы в свое время вовремя купить соль и спички.

Л. Гулько: Или например, уехать.

Л. Петрановская: Да.

Л. Гулько: Тут кстати очень любопытный опрос мы проводили в утреннем Развороте. Мои товарищи. Я приходил к ним с чтением газет. По поводу интервью Алексея Кортнева в газете «Аргументы недели», там есть несколько пунктов этого интервью, в том числе, что Украина перебила просто всю оппозицию. Она ее задавила до такой степени, что ее нет. Никакой оппозиционной активности. И мои товарищи, коллеги ведущие спросили у людей, которые проявляли активность, выходили, что вы собираетесь делать. Уезжать. Не уезжать. В данный момент. 74% людей из опрошенных собираются уезжать из страны.

Л. Петрановская: Потому что политическая активность в ситуации тотального меньшинства представителей какой-то позиции действительно чисто прагматически не имеет никакого смысла. Если это только не твои личные экзистенциальные разборки с мировым злом. Врешь, не возьмешь. Действительно прямо сейчас, я думаю, что на самом деле и та политическая активность особого смысла не имела, потому что политическая активность нельзя просто так взять, решить и пошли все сделаем майдан или…

Л. Гулько: Послушали и пошли. Там посмотрели и пошли.

Л. Петрановская: Политическая активность это верхушка айсберга. Это то, что вырастает как верхушка из гражданского общества, из определенных социальных технологий, из определенного уровня социального капитала. Если этого нет, то с чего она вдруг возьмется эффективная политическая активность. У нас еще не пройден этап социальной активности. Он только начал проходиться…

Л. Гулько: А социальная активность это…

Л. Петрановская: Это волонтерские движения, это Лиза Алерт, тушение пожаров всем миром, это помощь Крымску. Это база. Социальный капитал горизонтальные связи общества, который нарастает. Когда этот субстрат нарастает в большом количестве, на этом вырастает гражданская активность. Мы немножко гражданскую активность видели, когда были выборы, движение наблюдателей. Были протесты первые выхода и так далее. Это была чисто гражданская активность. Там люди не знали, кто какой политической ориентации и рядом на этих митингах Болотных сплетались флагами фашисты, такие…

Л. Гулько: Националисты.

Л. Петрановская: Резкие националисты с анархистами. Это было такое трогательное зрелище. Когда у них флаги переплетались. Что было немыслимо. Это была чисто гражданская. Но она была тоненькая, слабенькая, а до политического нам еще как до Юпитера. И майдан не политический протест, это гражданский протест. На Украине тоже политики пока нет. Она еще только у них будет нарастать в течение лет, и так далее. Это очень сложный уровень политический. Нам до него еще очень далеко.

Л. Гулько: Татьяна задает вопрос: может быть, люди так поддались, потому что и раньше так думали и чувствовали. Ведь, например, к белорусам такого отношения никогда не было и нет.

Л. Петрановская: К белорусам такого отношения никогда не было и нет только по той причине, что белорусы не очень сильно отстаивали мысли своей незалежности. Если бы они это начали делать, то я думаю, что…

Л. Гулько: Это не зависит от того, белорусы, украинцы.

Л. Петрановская: Все зависит от того, насколько человек считает действительно эту территорию своей. Выяснилось вдруг для меня неожиданно, потому что я все это время ездила в Украину по 5-6 раз в год, и я понимала, что это другая страна. На уровне чувства. Выяснилось вдруг, что для огромного числа россиян Украина правда, все это время не была другой страной.

Л. Гулько: Я вам скажу честно, для меня, поскольку у меня и родственники на Украине были и я там маленький был очень часто, до сих пор не очень могу поверить, что это другая страна. Так сложилось. Ну не могу, правда. Ничего с этим поделать не могу.

Л. Петрановская: И поэтому в их представлении это наша страна, я просто обалдеваю, когда они говорят, это не Россия напала, это на Россию напали. В их представлении это наша страна, куда влезли какие-то непонятные жидобандеровцы. То есть что тут скажешь.

Л. Гулько:То есть должно пройти какое-то время, чтобы, наконец, определили, что они это они, мы это мы.

Л. Петрановская: Они теперь уж точно не мы.

Л. Гулько: Это понятно.

Л. Петрановская: И не скоро вообще смогут спокойно хотя бы разговаривать с Россией. И должно пройти время, откуда желание находить свою идентичность в обилии земель, в том, чтобы показать кукиш НАТО и так далее. Это от того, как ни крути, мы живем, под собой не чуя страны. Все-таки как это ни грустно, у нас сейчас нет жесткого режима, но мы не хозяева, мы не можем заборчик в другой цвет во дворе покрасить. Мы здесь никто. Мы здесь как называется иждивенцы. Есть нефтяная труба, есть власть, и мы тут зачем-то болтаемся, непонятно зачем только для того, чтобы иногда правильно проголосовать. Мы несубъектны в своей стране. А человеку так очень плохо, человек такое существо, которому нужен смысл…

Л. Гулько: А в Советском Союзе мы были субъектны?

Л. Петрановская: Смотря какой период брать. Все-таки сначала в Советском Союзе существовала очень красивая идея, очень сильная…

Л. Гулько: Привлекательная конечно.

Л. Петрановская: Всемирное счастье для всех, и так далее. Последний период влюбленности в нее был 60-е годы. А потом уже 70-е все умерло и дальше уже просто разваливалось. Поэтому, смотря какой. А сейчас идеи никакой нет. Чтобы что. Мы все это устроили, чтобы что? Я все хочу, чтобы кто-нибудь мне ответил. Чтобы что, чтобы показать кукиш НАТО? Это нормально за это заплатить, несколько тысяч человек жизнью заплатили. Это еще хорошо, если на этом остановится. Непонятно, идеи нет. А людям нужен смысл, про это писали Франкл и так далее. Такие мы существа, без смысла мы на стенку лезем.

Л. Гулько: В смысле идеология должна быть какая-то.

Л. Петрановская: Хочется смысла. А смысла подлинного нет. Отдать себе отчет, что подлинного смысла нет, хозяевами своей страны мы не являемся, мы свою страну не присвоили. И тогда начинаются затычки, психологические защиты, ну вот хоть так, ну вот хоть суррогат. Ну вот зато мы великие, охренеть какие, Крым взяли. Это все очень грустная история, которая закончится разочарованием. Она закончится, безусловно. Потому что от правды никуда не денешься. Все равно ты должен свою страну себе присвоить, а не чужую.

Л. Гулько:Татьяна пишет: расцвести может только та идея, которая имеет уже место в головах. Это дело власти, раздуть или затушить костер. На пустом месте зомбировать нельзя.

Л. Петрановская: Расцвести может та идея, за которой стоит какая-то правда. Может быть не вся правда. Может быть опасная правда. Как было с коммунистической идеей. Из ничего сделать империю сейчас, правды не стоит никакой. Кроме фантомных болей. Фантомные боли могут быть очень интенсивными по ощущениям, но правды за ними нет. И поэтому…

Л. Гулько: Как говорят некоторые эксперты, мы же до сих пор до конца не развалились. В смысле империи.

Л. Петрановская: Не было осознания. Все-таки это достаточно сложный вопрос. И те империи, которые разваливались, находили ресурс в том, что они находили какой-то ресурс, какую-то опору на предков, на эпос, на что-то. У нас этого процесса не было. И поэтому все так сидят как у разбитого корыта и мечтают о том, как стать владычицей морскою. А может начать с корыта все-таки.

Л. Гулько: Может быть. Давайте я закончу sms: огромное спасибо за замечательную гостью, успехов ей и доброго здоровья. Подпись: дядя Миша.

Л. Петрановская: Спасибо, дядя Миша.

Л. Гулько: Из Москвы. Спасибо огромное. Людмила Петрановская - семейный психолог была у нас сегодня в гостях как «Человек из телевизора».

Источник: Радиостанция ЭХО МОСКВЫ .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ