О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

КРИК И ТИШИНА

Лев Маратович КАРАХАН (род. 1953) - кинокритик: Искусствоведение | Интервью | Аудио.

Чем актуален образ Иуды в новом российском кино? Отчего современные герои порой берут оружие и расстреливают реальность? Чем хорош географ Виктор Служкин и почему дон Румата никогда не станет богом? Чтобы понять, какое отношение все эти образы имеют к нам, простым зрителям, мы попытались через призму кино проанализировать реальность. Оказалось, в нашем общественном сознании много политики, мифологии и… растерянности. Как и что мы мифологизировали и растеряли, а что отчасти обрели - об этом наш разговор с кинокритиком Львом Караханом.

Время Иуды?

- Мы с Вами, обсуждая актуальное кино, уже традиционно пытаемся обозначить те тенденции, которые характеризуют современное сознание… Давайте продолжим разговор и обратимся к наиболее дискуссионным российским фильмам последнего времени. Прежде всего я бы выделила картину Александра Велединского «Географ глобус пропил», фильмы «Трудно быть богом» Алексея Германа и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Это яркие работы, о которых много пишут. Возможна ли какая-то диагностика нашего сегодняшнего образа мысли на основании этих картин?

- Чтобы более решительно войти в тему, предлагаю начать с картины, которую вы не включили в свою обойму. Не удивительно. Она не на слуху, в прокате большого успеха не имела, но в прошлом году именно эта картина представляла Россию на Московском кинофестивале, а исполнитель заглавной роли талантливый актер Алексей Шевченков был отмечен премией за лучшую мужскую роль. По-моему, достаточный повод для того, чтобы обратить на этот фильм внимание.

Поставил его молодой режиссер Алексей Богатырев, сценарист - Всеволод Бенигсен, а называется фильм «Иуда». В титрах есть ссылка на известную повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» - «по мотивам».

- Но повесть Андреева появилась в начале ХХ века - какая связь с сегодняшним днем?
- Если верить рекламному слогану картины, то связь в том, что «время Иуды пришло». У Андреева все не так радикально. Его концепция предполагала реабилитацию Иуды. В повести он являлся не злодеем, но послушным инструментом Божественной воли и главным созидателем евангельского сюжета - без предательства Иуды жертвоприношение Христа просто не могло бы свершиться. Под конец, впадая в декадентскую патетику, Андреев даже пишет слово «Предатель» с прописной буквы. но как бы ни возвышался андреевский Иуда над презирающими его высокомерными апостолами, он не теснит Иисуса и на место мессии не претендует. Вина андреевского Иуды такова, что, как и в Писании, он обрекает себя на беспросветный мрак самоубийства.

Что же касается Алексея Богатырева, то самоубийство Иуды в его фильме принципиально отменяется. Иуда приближается к мертвому дереву, погружается в раздумье - и остается жить. Его предательство героизируется с такой настойчивостью, что необходимость в безысходном финале отпадает сама собой. Иуда у Богатырева если и не превосходит Христа в своей духовной значимости, то уж во всяком случае равновелик Ему. Делая особый акцент на сакральном предательстве Иуды, авторы даже не называют Христа Христом, но уклончиво - Учителем.

- А авторы этого фильма настаивают на том, что их трактовка истинна? Леонид Андреев, по-моему, не настаивал, скорее это был художественный поиск символиста…
- В том-то и дело, что ни на чем авторы фильма «Иуда» не настаивают. Их глобальная ревизия предпринята с одной лишь целью - пошатнуть догматы и каноны. Режиссер Богатырев прямо так и говорит: «Я считаю, что это очень своевременно. А натолкнул меня на этот фильм некий формализм в обществе и в Церкви в частности. Все в жизни неоднозначно. Хочется попытаться поднять дополнительный пласт смыслов». То есть героизация Иуды как таковая не имеет никакого самостоятельного смысла. Как, скажем, в известном фильме Михаила Каца «Пустыня», снятом в 1991 году, - тоже по повести Леонида Андреева. У Каца Иуда становился героем как мученик веры, который, предавая Христа, пытается спасти иудаизм от христианства. Ни такой, ни какой-либо другой осмысленной альтернативы канону Иуда у Богатырева не предъявляет. Фильм пытается доказать лишь то, что абсолютного смысла нет вообще — даже в Евангелии. Всегда найдутся другие дополнительные смыслы, не менее важные, чем основные; и духовный подвиг предательства вполне годится для того, чтобы дополнить духовный подвиг Спасителя.

- Но может быть, это просто такая реакция на тезис о «духовных скрепах», который сегодня так часто используется в СМИ?
- Я искренне не понимаю, почему эта реакция должна вести к радостному провозглашению «времени Иуды» и к празднику непослушания в духовной сфере, неподвластной никаким пропагандистским веяниям? Ведь сферу эту определяют не слова политиков, но Слово Божие, Откровение. А Откровение, да простит меня господин Богатырев, не нуждается в его «дополнениях» - в принципе. На то оно и Откровение. Мало ли какая риторика звучит на дворе - не сшибать же из-за этого кресты. Да и что такого невероятно ужасного в самом понятии «духовные скрепы», которое просто позаимствовано политиками и отнюдь не из светского лексикона? А извратить, особенно в политическом контексте, можно все что угодно, подменяя духовные смыслы пропагандистскими, даже самые высокие понятия можно сделать равно пригодными и для того, чтобы поощрять милосердие, сочувствие, сострадание, и для того, чтобы шельмовать инакомыслие.

То же самое сейчас происходит с понятием «патриотизм», отсутствие которого некоторые уже готовы приравнять к государственному преступлению. И даже не пытаются разобраться в том, какой именно патриотизм свидетельствует о благонадежности. Ведь патриотизм - это не патриотизм вообще, патриотизм - это очень конкретно.

И надо ли объяснять, что патриотизм белой гвардии, к примеру, не то же самое, что советский патриотизм - даже несмотря на общую для того и другого «имперскость». Но патриотизм как декларация, как политический фетиш не предполагает сущностного подхода. Такой патриотизм легко допускает соседство под одним знаменем и Николая II, и Сталина - лишь бы это знамя реяло над поверженной цитаделью.

Проблема, на самом деле, не в пропаганде «духовных скреп», а в том, что их отсутствие или слабость на практике чаще всего ведут не к трудным попыткам найти, нащупать эти духовные скрепы внутри себя, но к массовому производству скреп фасадных, которые способны лишь усугублять внутреннее зияние. При этом на живую нитку скрепляется все, что только способно создавать иллюзию крепости - о сущностях задумываться некогда. На Пасху в книжном магазине я, к примеру, увидел сборник «Великий пост». Без всяких комментариев в него была включена повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» - видимо, на том основании, что это «библейский сюжет».

Сегодня государство в своем разумном, в принципе, стремлении создавать устойчивые мифологические модели, способные восстановить и поддержать чувство фундаментальной устойчивости бытия, делает понятную ставку на массовое кино. В отличие от рефлексивного по своей природе авторского, оно всегда настроено на позитив. И вроде бы есть результат. Такие, скажем, фильмы, как «Легенда № 17» Николая Лебедева или «Сталинград» Федора Бондарчука, не просто сделали хорошую «кассу», но кардинально увеличили общую долю отечественного кино в российской прокатной выручке. Трудно не заметить в этих картинах и существенное улучшение качества массового кинопродукта. В связи со «Сталинградом» можно говорить, прежде всего, об успешном освоении технологий 3D, а в «Легенде № 17» и драматургия, и режиссура, и актерские работы - всё на высоте. Но если заглянуть за впечатляющий кинематографический фасад этих прокатных хитов, то никакой искомой внутренней устойчивости и фундаментальности мы, как ни странно, не обнаружим.

Мифы, которые мы выбираем

- А что конкретно смущает вас в этих картинах?

- Именно неадекватность их оценки и неоправданное стремление превратить их в идеологическое знамя.

Я не пытаюсь умалить достоинства и достижения этих фильмов, но, по-моему, очень важно понять, что в «Легенде № 17», к примеру, покоряет вовсе не цельность внутренней художнической позиции. Скорее, срабатывают та ловкость и искусность, с которыми по-прежнему популярная коллективистская советская мифология (наши, в данном случае, хоккеисты, «впереди планеты всей») освежается и подновляется все еще полуподпольной для общественного сознания американизированной мифологией независимого индивидуума («один в поле воин»). Вспомните хотя бы замечательный по своему драматическому напряжению эпизод, в котором великий хоккейный тренер Анатолий Тарасов, посчитав несправедливым решение судьи, вопреки воле генсека Брежнева, сидящего на трибунах, не выпускает свою команду на лед. В этот момент Олег Меньшиков играет Тарасова - и играет убедительно - как одинокого, но бесстрашного и непримиримого борца с превосходящим его по силе врагом. Тарасов Меньшикова воюет не просто с Брежневым, но словно идет против всей способной растереть его в порошок государственной машины, в чем и проявляет свой истинный героизм. Но ведь это как будто из вестерна взятое образное решение явно не укладывается в общую намеренно советизированную стилистику фильма. Куда органичней в этом контексте (в том числе и с точки зрения мифологии) смотрелась бы схватка двух абсолютно советских характеров, двух в равной степени преданных тоталитарному государству зубров, в которой формально побеждает тот, кто уповает на свою неограниченную власть, а по существу - тот, кто не сдает своих, команду, коллектив.

Попытка освоить старые мифологемы новыми средствами и в новых обстоятельствах есть и в 3D «Сталинграде». Но только подвиг защитников Сталинграда выглядит в этой картине столь драматургически аморфным и непроявленным, что впору поверить единственной определенной характеристике происходящих на экране событий, которую дает немецкий офицер: немцы воюют за победу, а русские - из мести. Естественно, что при таком раскладе подтянуть наше героическое прошлое к сегодняшнему уже международному, глобальному героизму русского человека как-то не получается. Спасающий жертв мощного землетрясения в Японии пожилой эмчеэсовец, как выясняется, рожденный от кого-то из бойцов-сталинградцев, только и делает на экране, что уповает на свою героическую генеалогию. Но особого сочувствия это не вызывает.

- Выходит, мы все-таки встаем на путь Голливуда, раз создаем такие мифологемы. Но что в этом плохого? Может, и у нас должны появиться такие герои? Герои, которые спасают мир?
- Плохо то, что мы обманываемся и, выдавая-принимая одно за другое, все больше запутываемся в разнородных ориентирах. Сила американских мифологем в их внутренней цельности - не обсуждаю сейчас ни достоинства, ни недостатки этой цельности. Мы же, со времен графа Потемкина, часто уповаем на фасад. Лишь бы по фасаду срослось.

Но духовные скрепы не возникают по указке. Они произрастают мучительно, долго и по возможности на экологически чистом, духовно «беспримесном» питании, а не на добавках, «дополнительных пластах» и прочих питательных мифологических смесях. Мы же не дети.

Куда более взрослый разговор о нынешней духовной ситуации позволяют, как мне кажется, вести как раз те авторские фильмы, которые сегодня у киноначальства, озабоченного пропагандой позитива, на подозрении.

Иногда этот взрослый авторский разговор и в  самом деле без особой надобности становится слишком уж взрослым, так что, как говорили в старину, с дамой в кино идти совестно. Но при всех недостатках, в том числе и художественных, притом, что критический настрой подчас перерастает в увлеченность и даже упоение пессимизмом, именно эти «неблагонадежные» авторские фильмы пока гораздо лучше диагностируют болезни нашего духовного роста (а может, и опасной духовной стагнации).

С чего начинается бунт

- Вы можете привести какие-то конкретные примеры?

- Вот, к примеру, что происходит с героем режиссера Бориса Хлебникова в его фильме «Долгая счастливая жизнь», который в прошлом году был включен в официальную конкурсную программу Берлинского кинофестиваля.

Сначала, когда крупные экономические структуры хотят отобрать у его маленького кооператива землю и выдать компенсацию, герой относится к происходящему покорно. Но потом, увлеченный негодованием членов кооператива, он включается в борьбу, землю не отдает и стоит буквально насмерть. В конце, когда к нему, уже покинутому единомышленниками, являются новые арендаторы с милицией, герой в упор расстреливает и захватчиков, и милиционеров.

Многие критики написали о чрезмерной, неоправданной драматической взвинченности, жестокости такого финала. И я согласен с ними. Но в контексте нашего разговора эта чрезмерность и в поступках героя, и в позиции автора, явно солидарного со своим героем, весьма значима - диагностична. Ведь эти чрезмерность, неадекватность свидетельствуют прежде всего о неуверенности героя в себе, о внутренней растерянности, о болезненной неприкаянности. Стреляя в пришельцев, герой Хлебникова стреляет главным образом в реальность, дежурным, в общем-то, несправедливостям которой ему внутренне нечего противопоставить. Именно внутреннюю пустоту герой и пытается заместить, но, заметьте, не синтетическими киномифологемами, а по-взрослому, тем самым «бессмысленным и беспощадным» бунтом, который на практике очень часто превращается в самоцель. Но своей гибельной романтикой этот бунт может создать лишь иллюзию внутренней наполненности. В итоге же приводит к еще более зловещей пустоте. К тому, что, как говорит Достоевский, воцаряется «идеал содомский», а Искупительную Жертву заслоняет «Предатель» с большой буквы. Мне лично стыдно, когда, взобравшись на трибуну, интеллигентные люди от литературы превращаются в кричащих монстров, призывающих к бунту.

- А что нового добавляет к фильму Бориса Хлебникова картина Андрея Звягинцева «Левиафан», которая в этом году участвовала в конкурсе самого престижного Каннского кинофестиваля и получила приз за лучший сценарий? Ведь у Звягинцева очень похожая коллизия - героя выживают с его земли.
- Да, только этот герой, слава Богу, не способен никого убить - только грозится. Угнетенный невзгодами, он просто по старой русской традиции погружается в алкогольное забытье. В какой-то мертвой точке зависает вместе с героем и авторская мысль. Все начинается очень буйно - с жестких и довольно точных социальных обличений проворовавшейся власти, в частности, местного мэра, положившего глаз на живописнейший уголок приморья, в котором обитает главный герой. Достается и православному иерарху, периодически выпивающему вместе с мэром и «духовно» крышующему его делишки. Но так, не восходя к какой-либо значительной кульминации, фильм и заканчивается: мэр продолжает воровать и бесчинствовать, иерарх лицемерно покрывать эти бесчинства, а беспробудно пьющий герой отправляется за решетку по ложному обвинению в убийстве жены из ревности.

С точки зрения драматургии, это топтание на месте - безусловно, проблема, и проблема в художественном отношении существенная. Но, как и в случае с чрезмерно радикальным финалом у Хлебникова, эта проблема является «говорящей» в контексте нашего обсуждения.
Звягинцев, в отличие от Хлебникова, не готов во­оружать своего героя, не готов указывать на топор за печкой. Звягинцев нерешителен, но - что важно - он не погружается в отчаяние. Он прислушивается, присматривается к реальности, словно взыскуя такого итога, к которому сам еще не готов и на который не отваживается. Но Звягинцев уже совершенно готов к тому, чтобы не зацикливать духовную проблематику фильма на фигуре профанного иерарха. И, конечно же, не случайно режиссер вводит в действие сельского священника-бессребреника и его труженицу-матушку. Именно священник пытается урезонить не выходящего из запоя героя рассказом об Иове Многострадальном. Эта библейская тема, правда, никак сущностно не поддерживается драматургией, и единственное, что хоть как-то корреспондирует с ней в фильме — гигантский скелет на берегу океана, то ли кита, то ли и впрямь ветхозаветного Левиафана, ставший эмблемой картины.

Авторское внутреннее ожидание так и остается ожиданием. Но вот что поразительно: само это ожидание оказывается созидательным. Оно словно помимо прямой авторской воли, в опережение, создает не предусмотренные замыслом гипотетические смыслы.

На месте варварски снесенного мэром обиталища героя возникает в эпилоге белокаменный храм (ясно - кается злодей мэр, но храм - все же не персональная дача с золотыми унитазами). Даже выходит так, что служить в этом новом храме вроде больше и некому, кроме того самого местного сельского священника, который, пожалуй, и является единственным положительным героем фильма Звягинцева.

Из небытия в бытие…

- Скажите, но неужели в нашем нынешнем кино совсем нет героев, помимо мифогенных, которые были бы способны на поступок и обретение хоть какой-то внутренней определенности?

- Мне кажется, такой герой есть. Это Виктор Служкин из упомянутой вами картины «Географ глобус пропил». Его появление многие восприняли как возвращение проблематики эпохи застоя - таких героев, как Макаров из «Полетов во сне и наяву», как Зилов из «Утиной охоты» (в киноверсии - «Отпуск в сентябре»). Мол, времена на дворе опять застойные, вот вам и художественный рецидив. Шутовской и, в общем-то, безобидный эскапизм Служкина даже показался многим слишком уж беззубым и старомодным в контексте куда более брутальных протестных решений - как у Хлебникова, скажем.

Но, по-моему, Служкин, каким он предстает в фильме Александра Велединского, - это совсем не про то: не про застой, не про латентный нонконформизм, не про скрытый протест, а про борьбу человека прежде всего с самим собой. И ирония Служкина, каким его играет Константин Хабенский, - это главным образом самоирония.

Служкин борется с самим собой за себя. За того внутреннего Служкина, который ему гораздо ближе внешнего, утомившего не только жену и окружающих, но и самого героя.

Ведь он же есть - тот Служкин, который умеет смотреть на воду, на небо, на лес, который мечтает об Австралии - и не в эмигрантском смысле, но с тем пафосом, который был уместен разве что в эпоху великих географических открытий.

А вся история с фотографиями, когда на снимок, сделанный влюбленной в Служкина ученицей, под названием «Вечный взрыв», он отвечает фотографией с подписью «Просто вода»… А разговор со старой подругой, которая незатейливо предлагает Служкину быстрый, ни к чему не обязывающий секс, а он неожиданно объявляет, что хотел бы жить как святой, как святой в миру: «… чтобы я никому не был залогом счастья и мне никто не был залогом счастья. При этом я бы любил людей, и люди меня любили». Наивно, неловко - да, но недавно я прочел слова апостола Павла: «Не оставайтесь должны никому ничем, кроме взаимной любви». Есть ведь что-то созвучное, правда?

Мне кажется, главный вопрос Служкина в том, как пробиться к себе, внутреннему, сквозь инерцию повседневности. И, как и во всем остальном, чисто интуитивно он пытается ответить на него, отправляясь со своими мучителями-учениками в поход на пороги. Мне трудно даже понять, почему многие критики посчитали этот сюжет чужеродным и затянутым. Ведь именно в походе происходят важнейшие события в судьбе героя. И дело не только в том, что именно в походе, преодолевая страх, «не могу», «не хочу» и все прочие свои защитные, бытовые реакции, включая запой, Служкин открывается навстречу самому себе и тому естественному живому миру, который поначалу пугает его с непривычки. В походе происходит и самое главное событие фильма. Оказавшись в опасной близости с влюбленной в него ученицей, Служкин, может быть, впервые в жизни с такой решимостью преодолевает свою обычную безответственную спонтанность, не идет на поводу у обстоятельств и с трудом, но удерживает себя от уже совсем не шуточного искушения.

Все в нашей жизни взаимосвязано, и любой наш выбор имеет свои последствия. Думаю, то, что ученики Служкина не погибли в реке, отправившись на сложнейший порог без учителя, произошло еще и потому, что Служкин не предал себя.

- Вы сейчас практически сделали героя из человека, который на самом деле ничего героического не совершил. Он не воспользовался старшеклассницей - да, молодец. Но разве это героизм? Если бы воспользовался - был бы подлецом, а так - он просто нормальный человек, в котором живы хоть какие-то представления о здравом смысле.
- Здесь речь идет не о норме, а о том, как человек крошечными, еще очень неуверенными шагами старается выбраться из небытия в бытие. В этом смысле очень важен и финал картины. Помните, герой выходит на балкон. И зритель, как и обреченно вернувшаяся домой после любовного зигзага жена, ожидают недоброго: спрыгнет вниз. Нет, не прыгает. Живет.

- То есть вы хотите сказать, что если на свершения современный герой уже не способен, то для него не покончить с собой - тоже важный шаг? Как в известной мысли о последних временах: люди спасаются не подвигами (они им не под силу), а тем, как несут скорби.
- Если угодно. Или, по евангельской мысли, «последние будут первыми». Когда возвращается блудный сын, он для отца во сто крат важнее и дороже, чем сын-домосед. В Служкине случилось пробуждение. Он прошел определенный путь, стал чуть-чуть другим, и для самого себя он уже не пустой.

Координаты ближнего боя

- А как бы вы прокомментировали в контексте нашего разговора, возможно, один из самых трудных во всех отношениях авторских фильмов последнего времени - фильм Алексея Германа «Трудно быть богом»? Мое зрительское ощущение таково, что здесь не то что герой - здесь сам художник расстреливает реальность, жизнь… Зачем?

- Для меня этот фильм - свидетельство. Свидетельство страшное и во всех отношениях трагическое, потому что, так и не завершив свой многолетний труд, Алексей Герман умер.

- Свидетельство чего?
- Свидетельство конца гигантского и по-своему величественного культурно-исторического, а в каком-то смысле и духовного проекта под названием «советская интеллигенция». В основе этого проекта лежала идея внутреннего самосохранения и самозащиты в условиях враждебного внутренней свободе, внутренней жизни вообще тоталитарного устройства окружающего мира. И всякий духовно значительный поступок в этой ситуации был неизбежно связан с противостоянием, а иногда и прямым сопротивлением внешнему давлению. Даже поход в церковь в этих координатах становился прежде всего вызовом несогласных - конфронтацией с режимом.

Фильмы Германа были целиком и полностью поглощены духом этой священной конфронтации. И даже в самом лирическом и, казалось бы, удаленном от этой темы фильме «Мой друг Иван Лапшин» именно мотив конфронтации скрыто определяет щемящий драматизм действия, неожиданно и открыто выплескиваясь в финале, когда в кадре проезжает трамвай, украшенный портретом Сталина.

Фильмы Германа, как вы знаете, рождались очень трудно, фактически на самой линии невидимого огня. Поэтому и обгорел Герман на этом огне больше всех. Поэтому и фильмов у него так мало. Поэтому же, наверно, он и заплатил самую высокую нравственную цену, когда линии огня, железного занавеса и всего того, что долгие десятилетия мучило людей избыточным внешним давлением, вдруг не стало. А заплатил он неожиданным внутренним одиночеством, потерей привычной зрительской аудитории, потерей отклика, потерей смысла. Он неоднократно говорил об этом в своих постсоветских интервью.

Но трагедия Германа истинная, о которой я сказал в начале, состояла все-таки не в потере смысла, а в том, что Герман вознамерился возродить этот смысл в привычных себе координатах ближнего боя. Для поддержания внутренних сил и бодрости духа он решился воссоздать ситуацию внешнего давления в своем отдельно взятом художественном произведении - на экране. Тогда-то Герман и вернулся к давнему замыслу - экранизировать культовое для всякого уважающего себя советского интеллигента научно-фантастическое иносказание братьев Стругацких «Трудно быть богом». И не удивительно, что «с голодухи» он попытался наесться, как всякий голодающий, впрок, с запасом, опасно для жизни теряя меру. Ему нужна была такая угнетающая все живое стена реальности, которую правильнее было бы сравнить по замаху и особенно по срокам строительства не с Берлинской, а с Китайской. Разве могли привлечь его масштабную натуру и стать для него источником вдохновения те реальные постсоветские рецидивы тоталитарного мышления, которые мы так любим панически возводить в квадрат и в куб? Большому кораблю требовалось настоящее, большое плавание.

Хотя в начале фильма можно усмотреть некоторые признаки актуализации: арканарского мыслителя и художника, к примеру, в прямом смысле «мочат в сортире». Но все дальнейшее действие погружает нас в реальность такой непроходимо зловещей плотности, аналогов которой, наверное, просто не существует в исторической практике. Кажется, все могучее мастерство Германа-постановщика было брошено именно на то, чтобы ужас арканарского мира стал сплошным, непрерывным, беспросветным - фантастическим.

Кажется, вот он предел. И все-таки внутренний ужас созданного Германом произведения, по-моему, еще ужаснее того кинематографического мира, который мы видим воочию. Ведь, вытравив из кадра все, что причудливо не обезображено мощной режиссерской рукой, Герман сделал арканарский ад реальностью самодовлеющей и в этом смысле уже не противостоящей всему живому, как это свойственно всем реальным историческим тоталитаризмам, но катастрофически поглощающей это живое без остатка, как черная дыра. В арканарском мире внутренняя альтернатива не может состояться в принципе. Не случайно главный герой и авторский протагонист дон Румата, сыгранный Леонидом Ярмольником, предстает в фильме безвольным, выжженным изнутри придатком зловещей вакханалии. Скажу больше, им, похоже, становится и сам автор-демиург: «По прошествии многих лет, я могу сказать, что играл Германа», - признался в одном из интервью Ярмольник.

В «Трудно быть богом» все прославленные, опорные сентенции, которыми когда-то, как воздухом свободы, жила советская интеллигенция, превращаются словно в тени самих себя: так бессмысленным бормотанием становится знаменитый рефрен Стругацких про табачника с Табачной улицы, а священное пастернаковское «Гул затих, я вышел на подмостки…» - пустой декламацией.

Реальность, которую Герман скрупулезно воссоздавал, чтобы выжить, оказалась смертоносной. В этой реальности не то что трудно - но невозможно быть богом. Быть Богу.

Радость тишины

- Но ведь было время, и не так давно, когда появился, например, фильм «Остров», и его с восторгом смотрели. А в нем ведь была не ложная, не надуманная и не искусственная, а естественная высота духовного поиска. Или это время осталось позади?

- Просто у каждого времени своя актуальность. Во времена «Острова» была пора духовного самоопределения. Люди искали в искусстве ответы на вопросы, связанные с верой, грехом, покаянием, чудом, воцерковлением и нецерковным верованием. Это было время прямых вопросов и ответов. Но с тех пор многое изменилось. Мы пережили непростые, кризисные времена в отношениях Церкви и общества. Трудно пока сказать, что эти времена уже закончились. Духовность веры, духовность Откровения для кого-то утратили, а для кого-то так и не возымели естественную силу притяжения. Возникли поиски альтернативных путей внутренней реализации. В любом случае, разговор о духовном существовании перестал быть таким простым и открытым, как в «Острове». Но это не означает, что то, что было, как вы сказали, «осталось позади». Уверен, что среди миллионов, которые стоят сегодня к Поясу Богородицы и другим христианским святыням, немало и тех, кто смотрел фильм «Остров». А вы говорите: «позади».

Статистика, связанная с этими новейшими паломничествами, вообще потрясает. И в последнее время меня постоянно занимал вопрос, на который статистика, к сожалению, ответа дать не может: а как в процентном отношении те миллионы, которые стоят в очереди к святыням, распределяются в наиболее актуальном на сегодняшний день политизированном общественном пространстве? Условно говоря, сколько паломников идет на площади хвалить или ругать власть? И вот к какому выводу я пришел, не опираясь, правда, ни на какую статистику, потому что ее нет: нисколько!

Вероятнее всего, различные по сути зоны внутреннего выбора вообще не пересекаются. Те, стоящие в очереди, которые вкусили радость тишины и молчания, не пойдут кричать на площадь. При этом их молчание - это не пушкинское «народ безмолвствует», не сумрачная и обреченная покорность историческим обстоятельствам, но желание услышать в тишине и познать превосходящий все правды и неправды истории высший духовный смысл.

Кто знает, может быть, пройдет время, и те, кому сегодня духовным выбором представляется именно крик, отчаянный крик, тоже услышат и выберут тишину.

Источник: ФОМА  О православии для широкой аудитории

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ