О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий  телепередачи "Православная энциклопедия": Интервью | Статьи | Цитаты |   АудиоВидео | Проповедь | Педагогика | О нашей вере | Разговор о Евангелии | "Тайна Примирения" | "Божественная Литургия" .

14 марта в духовном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги «Тайна примирения» протоиерея Алексея Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Это, уже четвертое, издание полюбившейся читателям книги выпущено издательством «Никея».

Зал на Покровке был полон. Дважды Жан-Франсуа Тири, директор культурного центра «Покровские ворота», приносил стулья. Слушатели сидели на подоконниках, стояли в проходах и в дверях. Сотрудник книжного магазина сетовал на себя: «Я думал, что уже не первое издание книги, поэтому большого интереса к ней не будет, заказал всего 50 экземпляров. А они все разошлись еще до начала презентации».



Книга «Тайна примирения» родилась из приходских бесед, которые традиционно, уже больше 10 лет, проводятся в храме Святой Троицы в Хохлах после литургии, после общей трапезы. Поэтому книга получилась живой — ведь в ней, прежде всего, ответы на проблемы, поставленные сегодняшней, современной, церковной жизнью.

Вечер начал главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Он сразу предложил провести встречу с автором книги в формате вопросов-ответов. Для этого всем присутствующим были предложены листочки. Вопросов оказалось много, поэтому о. Алексий Уминский сразу ограничил тему – исповедь, тайна примирения.

Грех шпионажа


Как в начале встречи отметил о. Алексий, тема исповеди у нас «почти не отрефлексирована, не продумана, не взвешена и на сегодняшний день у нас есть очень мало литературы, которая бы всерьез эту тему поднимала».

- Несмотря на огромное количество книг, посвященных исповеди, многие были скорее вредными, нежели помогающими. Например, одна из них, особо популярная книга «Исповедаю грех, батюшка» священника Алексея Мороза из Питера. Мне кажется, что эта книга не просто душевредная, а книга просто катастрофически извращающая само понятие исповеди и подготовки к этому великому таинству. Я помню, что в этой книге, например, только одно оглавление, перечисляющие грехи, занимает порядка 50 страниц.

Там встречаются такие вещи, которые, конечно, могут как карикатуры, как пародии восприниматься. Например, грех шпионажа против своей Родины. Грех не принятия на работу людей своей национальности, предпочтение людей другой национальности. Какие-то нелепейшие вещи.

Например, меня очень удивило, что там есть такой грех – дружба с лицом другого пола. Мне даже страшно было себе представить, что батюшке пришло в голову написать, какая же страшная дружба может быть между людьми одного пола.

Над этим всем можно, конечно, сейчас иронизировать, но это совсем не смешно, потому что эта книга,  в отличие от «Тайна примирения», переиздавалась раз сто и тиражи были, конечно, значительно более серьезные.

Тем не менее, этот вопрос об исповеди сегодня в приходской общине, он с новой какой-то остротой возник. Появились некоторые замечательные публикации в «Журнале Московской Патриархии». Отец Павел Великанов опубликовал замечательное эссе об исповеди [3]. Очень многие священники начинают серьезно задумываться о том, насколько уместна постоянная исповедь перед каждым причастием, каким образом это покаяние становится действенной живой силой в жизни христианина.

Священник меня не дослушал


- Что делать, если на исповеди меня не дослушали? Как же причащаться? Я давно хожу в церковь, но даже меня это удивило. Как же тем, кто только начал ходить в церковь?
- Знаете, ничего страшного, если вас на исповеди по какой-то причине не дослушали. Мы все живем в таких условиях, когда священник, который принимает исповедь, находится в очень странном положении. Сама исповедь у нас проходит, чаще всего, во время какого-то другого богослужения. Идет Всенощное бдение вечером или идет Божественная литургия с утра, и кто-то из священников в этот момент совершает таинство. Само по себе это, конечно, грустно, потому что сам священник непонятно, где находится в этот момент.

Для меня самого это тоже большая проблема, потому что прихожан достаточно много, желающих исповедаться, и мне приходиться часть Всенощного бдения посвящать исповеди. Я уже в богослужении в этот момент не участвую и, если священник может не дослушать богослужение, и это воспринимается прихожанами нормально, то в какой-то момент священник может также не дослушать кого-то из людей, потому что он человек, и я вам хочу сказать, что на 20-м человеке внимание кончается. Как ни старайся…

Если мы боимся того, что какой-то грех мы до конца не назвали, в этом есть глубокое непонимание того, что происходит во время исповеди и глубокое недоверие самому Богу. Если вы пришли на таинство исповеди, то Христос невидимо стоит и приемлет ваши исповедания. Он примет ваши исповедания не только потому, что вы писали это на бумажке и даже не потому, что вы уже это произнесли или вас не дослушали, а вы хотели произнести, а потому что он видит устроение вашего сердца. Он видит глубокую серьезность вашего отношения к себе и желание избавиться от грехов. Очевидно, что на исповеди человек никогда в жизни не сможет перечислить своих грехов до конца.

Поэтому, если вы пришли на исповедь и вас не дослушали, вашу записку даже не прочли, а просто разорвали, то это нечего не значит, и это не значит, что это не исповедь, и это не состоялось, потому что вы пришли к живому Богу. Священник свидетельствует о вашем покаянии настолько, насколько ему хватает его физических сил. Может со временем так случиться, что в храмах будет выделен специальный день или специальный вечер, когда будет только исповедь. Во все остальные дни исповедь будет только для тех, кто по инвалидности, по многодетности, по каким-то другим причинам не смог присутствовать в эти дни, для которых приехать лишний раз в храм, составляет большую проблему. Тогда сама по себе исповедь будет по-другому осмысляться. Мы сегодня привыкли к какой-то бухгалтерии. Если я все грехи перечислил, значит, все в порядке, значит, они мне прощены. А если не перечислил, значит, не прощены. Это не так. Это никакого отношения, серьезного отношения к таинству не имеет.

Стакан с мутью

- Как справиться с гневом и обидой, если это полностью поглощает меня?
- Здесь у нас есть Евангелие, которое дает нам не очень много вариантов, как можно справляться с этими чувствами и, прежде всего, самый главный, первый вариант – это молиться за того, на кого ты гневаешься и прощать, несмотря ни на что.

Гневливость наша часто бывает свойством нашего характера, нашего строения души, но, тем не менее, мне кажется, что здесь очень важно понять, что источник гнева для тебя — это человек, который послан тебе Богом для того, чтобы в тебе что-то произошло. Например, если у нас есть стакан с водой, и в этой воде есть песок, предположим, то понятно, что, когда вода отстоится, песок будет на самом дне, и вода будет казаться чистой.

А когда эту воду размешать, то вода снова станет грязной. Так вот, наше возмущение и наш гнев очень часто связаны с этой мутью, потому что в слове «возмущение» корень «муть», которая находится на глубине нашей души и, которую мы в себе бередить не хотим. И когда нам встречается человек, который может нас возмутить, тогда вот эта вся муть со дна начинает подниматься наверх и затмевает наши мозги гневом, раздражением, обидой, чем угодно. И в этот момент очень важно понять, если это случилось, у нас есть замечательная возможность посмотреть на себя, какие мы на самом деле.

- Какой смысл исповедоваться, если после исповеди люди продолжают грешить?
- Зачем исповедовать свои грехи? Чтобы твоя душа не смердела, чтобы ты был перед Богом и перед людьми, в общем, в каком-то достаточном свежем таком состоянии, и с тем, чтобы ты все-таки от своих грехов избавлялся, не повторял их просто так. Потому что ведь исповедь нужна не просто, как такая, знаете, духовная химчистка: сдал грязное – получил чистое, а с тем, чтобы мы избавлялись от грехов, чтобы мы исцелялись от грехов. Мы с вами прекрасно знаем, как тяжело жить с хронической болезнью.

Вот грехи человека во многом – это такие хронические заболевания. И эти хронические заболевания могут человека сопровождать всю его жизнь. Вот так и грех человека может сопровождать всю его жизнь, даже, если человек с ним активно и серьезно борется. Ведь на самом деле исповедовать еженедельно один и тот же грех – не значит с ним бороться. Потому что нельзя к исповеди так относиться, что вот я просто исповедаю грехи так, как я моюсь каждый день-два. А грехи все-таки исповедаются так, как лечатся болезни. С болезнью жить тяжело, и от болезни человек хочет избавиться. И человек эту болезнь старается как-то лечить все время, ему тяжело с этой болезнью жить. Эта болезнь его пришибает, но он хочет, очень хочет от нее избавиться. И вот, когда есть горячее желание от чего-то избавиться, то в конечном итоге это случается.

Русская традиция исповеди перед причастием


- Читала, что раньше исповедь и причастие не были связаны. Существует ли канонические правила исповеди перед причастием?
- Канонических правил исповеди перед причастием не существует. Существует сложившаяся на Руси, именно на Руси, традиция, которая предполагает исповедь перед причастием.

Эта традиция сложилась в те самые времена, когда причастие для человека было чем-то сверхдолжным, сверхъестественным, когда люди причащались там только постами. И тогда причастие и исповедь соединились друг с другом. Вот я говею, я исповедуюсь во время говения, и я причащаюсь, а потом – другая жизнь до следующего поста, до следующей исповеди, до следующего говения. И таким образом, сложилась практика, что причастие предполагает обязательное говение, особенное говение перед ним и обязательную исповедь.

Это вошло уже в некую такую традиционную культуру подготовки к причастию у нас. И сегодня оказывается, что когда евхаристическая жизнь становится иной, когда возрождаются приходские общины, и они возрождаются как общины евхаристические, когда причастие, евхаристия становится центром жизни христианина, и христиане стараются причащаться каждую литургию , смысл в этом говении, смысл в этой подготовке, смысл в таком отношении к исповеди не просто пропадает, а подобные практики становятся серьезным препятствием в жизни человека.

Мы знаем, что в нашем церковном календаре постов, постных дней гораздо больше, чем дней скоромных. И если человек желает причащаться каждую литургию или, по крайней мере, достаточно часто, то ему приходится всю свою жизнь превратить в пост. У нас тогда, извините, не будут дети рождаться. Никакой демографической проблемы мы не разрешим.

Поэтому тут, чтобы демографическую проблему разрешить, мне кажется, надо более разумно, трезвенно и благоговейно подходить к таинству причащения. Понятно, что достаточно среды и пятницы на неделе для христианина для того, чтобы он, их соблюдая, готовился к причастию. Если человек живет полноценной христианской жизнью, каждое воскресенье бывает в храме, почитает праздники, молится, старается жить по Евангелию, ему нет необходимости исповедоваться перед каждым причастием. Иначе тоже это все превратится в какое-то бесконечное такое бегание по кругу, как белка в колесе. Человек даже не будет знать, что ему сказали, лишь бы его допустили. Нельзя сводить великое таинство исповеди к билетику на причастие ни в коем случае.

- Отец Алексей, простите, но здесь следующий вопрос. Но как быть, собственно, с опытом большинства приходов?
- Надо выбирать те общины, в которых эта проблема решается. Надо просто знать те общины, в которых люди причащаются, стараются причащаться каждое воскресенье, в которых священник достаточно рассудителен, чтобы это понять, принять и дать на это благословение. Для этого священнику надо хорошо знать тех людей, которые живут в его общине. Если ко мне подойдет причащаться человек, который не был на исповеди, которого я не знаю в лицо, конечно, я задам ему вопрос «исповедовались ли вы?» Потому что я перед Богом отвечаю, чтобы таинство не было подано людям недостойно, людям, которые не являются членами церкви, например.

Если человек не исповедовался, и я его не знаю, или он, вообще, никогда не исповедовался, я, конечно, пошлю его к священнику, чтобы тот ему объяснил, как это надо делать. Более того, я, вообще, считаю, что для людей, которые только-только стали ходить в храм, воцерковляются, учатся практике христианской жизни, как-то пытаются организовать какую-то внутреннюю дисциплину, без которой невозможна духовная жизнь, это надо понять, ведь дисциплина нам нужна. И поэтому я думаю, что людям, которые только-только стали ходить в храм, частая исповедь очень полезна, потому что эта исповедь в каком-то смысле – это продолжение катехизации.

Кому-то важно и хорошо исповедоваться перед каждым причастием. Есть люди, которым это нужно. Пожалуйста. Но есть люди, которые в этом не нуждаются, они по-другому осмысливают. Ну, скажем, всем же известно, что священники по-другому исповедаются. У нас, как у священников, нет возможности исповедоваться перед каждым служением литургии. Какие-то священники, вообще, не читают никаких трех канонов. И, в общем, честно вам признаюсь, что в основном и не читают. Но с других требуют. Мне кажется, надо привести исповедальную практику священников и мирян к общему знаменателю, они не должны сильно отличаться друг от друга.

- В Елоховском соборе практикуется общая исповедь. Священник читает список грехов, затем разрешительную молитву. Не вслушивается ни в кого индивидуально. Насколько это правильно?
- Вы знаете, к общей исповеди ведь можно относиться, как к причастию без исповеди. Вот там такая практика есть, они не могут всех поисповедовать, и они предлагают выслушать какой-то ряд грехов и внутри себя как-то покаяться перед Богом. То есть формально это выглядит как исповедь, все себя утешают: «Ну, вот, я бы исповедался». Священник: «Я всех бы исповедал». А на самом деле это ровно ничего не значит. Это не может быть исповедью. Таинством это быть не может. Тем таинством, о котором знает церковь. Это может быть благословение на причастие без исповеди и проповеди, приходить к этому причастию с сокрушенным сердцем и покаянным чувством. Не более того.

А общую исповедь ввел Иоанн Кронштадтский, потому что миллионы людей, там тысячи, сто, десятки тысяч людей приходили именно к нему, чтобы услышать его проповедь, чтобы из его рук причаститься, чтобы побыть вместе с ним в молитве. И проповедь Иоанна Кронштадтского была такой сильной, что очень многие люди по-настоящему глубоко переживали покаяние, истинное, глубокое покаяние. Я не уверен, что мы можем повторять, сегодня священник способен повторить вот этот подвиг великого святого.

Детская исповедь

- А детская исповедь с какого возраста?
- Кто определяет возраст, что пора? Я думаю, что родители, прежде всего, должны это понять. Считается, что ребенок становится отроком с семилетнего возраста. Но все дети разные. И очень многие дети к семи годам не созревают еще для того, чтобы исповедоваться. Более того, переживают исповедь как стресс. Есть дети, которые, вообще, боятся признаваться в своих плохих поступках, потому что, может быть, они запуганы дома родителями.

Может быть, в какой-то момент родители вместо того, чтобы правильным образом ответить на проступок ребенка, их наказывали очень сильно, кричали на них. И момент прихода ребенка к большому дяде с бородой у них ассоциируется с наказанием. Значит, не надо его, бедненького, толкать. Дети не должны испытывать стресс от церкви, не должны быть испуганы церковью. Не готов он в 8 лет исповедоваться? Значит, пусть не исповедуется до того времени, пока не будет готов. Ребенка к исповеди надо по-настоящему готовить. И готовить его как-то очень по-доброму и вместе со священником. Первая исповедь ребенка должна быть радостным событием. Вот через это он входит в какую-то настоящую церковную жизнь. И, конечно, маленьких бедных детей исповедовать уже перед каждым причастием точно не надо. Потому что у них это тогда будет игра в эту исповедь. И они никогда не научатся всерьез переживать то, что происходит. А детское покаянное чувство гораздо более живое, чем чувство взрослого.

Игра «Принесение детей к причастию»


- Как часто следует причащать ребенка до 7 лет? Имеет ли смысл еженедельное причастие?
- Причастие не является терапией. Я и в своем приходе это замечаю, как-то у меня уже и сил не хватает об этом говорить, но все-таки я сейчас скажу. Кто-то записывает, может, наши прихожане прочтут.

Когда дети причащаются, а родители не причащаются, я не понимаю, что происходит. Что это за игра такая странная – принесение детей к причастию? Для чего это делается, если родители не причащаются? Это, чтобы ребеночек не болел, что ли? Это что такое происходит? Чтобы все было хорошо? Когда родители не причащаются, а ребенок это видит в течение какого-то периода: его причащают каждое воскресенье, его причащают каждый праздник, а родители не причащаются – это значит, что родителям это не ценно.

И, прежде всего, это ребенок понимает, когда его причащают, а родители не причащаются. Прежде всего, это оно замечает подспудно. Прежде всего, он видит, что это им, родителям, которых он любит, которым он пытается подражать, слова которых он ловит, чувства, которые он оценивает, видит, что это хорошо, хорошо, но не для них.

А для него, маленького ребенка? Что сегодня хорошо для него, завтра будет не хорошо. Поэтому давайте так перестанем относиться к детскому причастию, как к делу наших детей. Или как к такой лукавой заботе родителей о детях. Если дети причащаются, а родители нет – я не понимаю, где тогда эта ценность встречи со Христом всей семьи? Где эта церковь малая?

Бухгалтерия души

- Отец Алексей, расскажите, как готовиться к исповеди, как исповедоваться. Как избавиться от ставшего бухгалтерией процесса в душе?
- Ну, знаете, к исповеди, мне кажется, специально никак готовиться не надо.

Тем, кто в церкви уже достаточно давно, мне кажется, что самое главное чувство, которое вы должны в себе сохранить, — живое ощущение нашей связи с Богом. И всякий раз, когда нас обличает наша совесть, и всякий раз, когда мы чувствуем прикосновение Божье к нашей душе, такое болезненное, вот это и есть знак того, что нам надо исповедоваться, что нам необходимо от чего-то избавиться. Когда грех переживается как боль, как болезнь, как заноза, как язва, это и есть знак для того, что надо идти исповедь.

У отца Александра Ельчанинова, в его записях, есть замечательное замечание. Он говорит о том, что многие жалуются на то, что они забывают грехи на исповеди. И он пишет: «Грех, который по-настоящему тебя тревожит, ты не забудешь никогда». Если ты понимаешь, что это грех, не обязательно там на исповеди надо исповедовать 15-20-30-40 грехов. Ты приди с одним, ты расскажи про себя что-нибудь одно на исповеди, и это будет исповедь.

И не надо думать: «Как же я это не сказал, как же я это не сказал, вот это ведь тоже я же…». Не имеет значения, потому что все остальные, если ты их не сказал, они тебя не тревожат, значит, бессмысленно их исповедовать. А вот ты исповедовал один грех, по-настоящему, это значит, что ты не просто один грех исповедовал. Это, значит, что ты себя освободил от множества разных уз. Ты стал свободным во Христе, значит, все остальное уже как-то потом наладится постепенно.

Простить другого, по большому счету, невозможно

- Как попросить прощения, если человека нет рядом?
- У нас сегодня с вами, кроме встречи, есть масса возможностей общаться — через скайпы, смс, Facebook, социальные сети, е-мейл. Мне кажется, что если нет прямого контакта с человеком, а есть глубокое желание примирения, то человек… всегда такую возможность найдет.

- Что делать, если простить другого человека сложно? Как простить?
- Простить другого человека не просто сложно. По большому счету простить другого человека невозможно. По-настоящему, если что-то такое, не на ногу тебе наступили, предположим, а нанесли тебе действительно какой-то смертельный ущерб. Настоящие вещи, серьезные вещи простить невозможно.

Тем не менее, Евангелие не дает нам такой возможности. Никакого ухищрения сделать так, чтобы найти себе возможность кого-то не простить, у нас нет. Простить очень тяжело. Простить – это в какой-то момент стать Христом, это, значит, взять на себя грех этого человека. Простить большое, большую ненависть, большую обиду, большое зло, большое преступление, совершенное против себя – простить можно только в таком состоянии, когда ты, как Христос.

Тогда это, значит, взять на себя этот грех, его так пережить, как Христос взял на себя грехи этого мира. Только через это по большому счету мы и уподобляемся Христу, только через это. Все другие способы – посты, долгие бдения, молитвы ровно ничего не значат, если ты не умеешь прощать. Поэтому это большой труд, но это тот труд, по которому мы согласились взять на себя крест.

- Как понять, что ты простил? Например, человек — жертва насилия. В сердце даже не злость, а только страх и боль. Как в этом случае быть?
- Жертва насилия может простить того, кто это сделал, если тот человек по-настоящему просит. А, если он не просит, то, как можно давать прощение? Мы не обязаны. Мы можем, но не обязаны. Мы можем прощать того, кто не просит нашего прощения. Мы имеем такое право от Бога прощать даже тех, которые об этом не просят. Но обязанности такой нет. У нас есть обязанность просить прощения тех, кто просит нашего прощения, кто действительно ощущает перед нами свой долг, что он нам обязан этим.

Прощение – это великий подвиг. Когда человек не просит прощения, то, тем не менее, он все равно остается тем, с которым пострадавшего связывает огромная серьезная жесткая связь. Такая отвратительная мерзкая связь насилия, греха и уничижения. С этой связью человеку жить бесконечно тяжело, потому что он не может жить в состоянии непрощения, а простить он тоже не может. Потому что это простить, я еще раз сказал, невозможно. Когда просят о прощении, тут очевидно, что уже понятно, что можно трудиться над своим сердцем. Но, когда не просят, что же делать?

Мне приходилось общаться с родителями, которые потеряли своих детей на «Норд-Осте». Как можно просить этих людей простить? Я немел перед этим вопросом всегда, потому что как ответить на этот вопрос? Мне всегда было очень сложно. Можно, конечно, сказать какую-нибудь такую записную фразу. Но это не то, он это не поймет.

Я однажды спросил одного отца: «Ты бы хотел, чтобы тот человек, который такую вам нанес рану, понял, что он сделал, и он почувствовал, как ты сейчас чувствуешь, то же, что чувствуешь ты?» Он говорит: «Я бы этого очень хотел, чтобы он оказался в моей шкуре». В смысле, чтобы он почувствовал бы все это.

«Тогда – говорю – молись, чтобы он это почувствовал, чтобы он это понял, чтобы он через это попросил у Бога прощения. Тогда проси именно об этом, о чем ты можешь просить. Тогда это путь». Потому что, если мы понимаем, что мы готовы, чтобы для него открылась эта боль, чтобы он также пережил, как пережил человек, который это испытал на себе, то это путь к спасению того человека. Об этом можно просить, и об этом, мне кажется, необходимо просить тем людям, которые на себе испытали подобные вещи.

- Как простить себя?
- Вы знаете, тут вопрос такой… Простить себя… Человек не должен заниматься, во-первых, самоедством, конечно.

Прощать себя – в этом смысле у него нет какой-то обязанности специальной. Поэтому существует таинство исповеди, на котором не сам человек себя прощает, а на котором человека прощает его Отец. Если человек осознает этот грех, но не может его себе простить, в этом есть какая-то досада, а не покаяние: «все было хорошо, а тут, видишь, как получилось, все стало плохо». Здесь вопрос в том, что человек должен понять, кто он такой.

Если человек знает, кто он такой, то, что ему себя прощать? Тогда он должен искать прощения у Бога. Если человек хочет сам себя прощать, значит, он, наверное, о себе не очень правильного мнения. Наверное, себя не совсем правильно понимает. Тут, мне кажется, надо себя понять сначала.

Нагадил? Терпи

- Если уже исповедовал грех, а со временем осознаешь, что тебе еще больно. Нужно ли еще раз исповедовать это грех?
- Можно еще исповедовать один раз. Можно еще один раз говорить об этом на исповеди. Но надо понимать, что осознание греха происходит по-настоящему глубоко постепенно, потом. Это не значит, что этот грех не прощен. Это значит, что человек может дальше жить с покаянным чувством, постоянно понимая, что если такой великий грех прощен, то надо каким-то образом жизнь свою поменять. Если Бог милостив к нему, то в ответ надо отвечать на это и милостью по отношению к другим.

- Что делать, если грех исповедан, но продолжает тяготить душу?
-Такое бывает. Вы знаете, мне кажется, что исповедь не должна нами восприниматься, как что-то такое, от чего нам должно все время становиться хорошо. Мне кажется, что человеку очень полезно иногда бывает пожить с тяжелым чувством греха даже после исповеди, чтобы потом его не повторять. Если тяжелое чувство даже после исповеди с тобой остается, ничего страшного нет. Терпи, дорогой. Нагадил? Терпи, живи дальше с этим, и думай, как тебе это покрывать, чем тебе это покрывать, и бойся дальше поступать так же.

Мне кажется, это очень желательно понять, что исповедь – это не сладкое утешение. Исповедь – это очень серьезное испытание для человека, который приходит к Богу с тем, чтобы Господь взял на себя его грехи через крестное страдание. Цена нашего каждого исповедания – это искупительная жертва Спасителя. Мы не можем думать, что это должно быть нам приятно. Пусть нам будет неприятно, по-настоящему неприятно от того, какие мы на самом деле. Пусть мы с этим поживем, пусть мы с этим будем понимать, что это в нашей душе произошло. Мне кажется, это гораздо правильней, чем человек после исповеди радостно отходит: «Ух, легко, хорошо! Жизнь продолжается». Лучше пусть будет тяжело.

- Как быть, если не удается исповедоваться о своем грехе, особенно, если это греховная привычка? Идти на исповедь и сознательно утаивать этот грех?
- Нет, конечно. Надо себя преодолеть. Человек, который стыдится исповедовать какие-то грехи, греховные привычки, утаивает их на исповеди, конечно, сам себя лишает возможности исцеления. Мне кажется, это преодоление себя и есть самый главный путь к победе над этим грехом. Надо потрудиться над собой, обязательно надо потрудиться. Помолиться и идти, не боясь.

Разогреть свое сердце


- Христианин должен испытывать потребность в молитве. В начале своей религиозной жизни 5 лет назад я ежедневно правила читала в волнении, а теперь нет. Говорят, надо понуждать себя к молитве, но это молитва не искренняя, это грех – нежелание исполнять ежедневные правила?
- Вы понимаете, конечно же, к молитве надо себя понуждать, потому что человек не бывает каждый день одним и тем же. Конечно, молитве человек учится всей своей жизнью. Конечно, человек – это тот музыкальный инструмент, который ежедневно нуждается в настройке, а молитвенное правило может быть таким камертоном, по которому он сам себя настраивает.

Но молитвенное правило само по себе тоже не должно становиться шлагбаумом к самой молитве. Об этом замечательно писал святитель Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах». Он сказал, что к молитвенному правилу у нас должно быть такое же отношение, как Господь относился к субботе. Суббота для человека, а не человек для субботы.

Молитвенное правило для человека, а не человек для молитвенного правила. Поэтому здесь в молитвенном правиле христианин имеет свободу это правило менять, это правило увеличивать, это правило сокращать, это правило разнообразить разными другими способами молитвы, переходить от одной формы молитвы к другой. Главное, чтобы молитва была постоянной, чтобы человек все-таки начинал свой день с молитвы, и молитвой свой день заканчивал, потому что, когда человек встает с одра своего, он все-таки свое сердце должен каким-то образом так разогреть, чтобы это сердце чувствовало. Потому что мы, вообще, склонны все время как-то умирать. Молитва нас оживляет. Это очень важно – свое сердце все время держать в живом и разогретом состоянии. Вечером вернулись домой, посмотрите, как мы этот день провели? За что мы просим у Бога прощения? За что мы его благодарим?

Что такое покаяние?

– Являются ли покаянием покаянные мысли и чувства не во время исповеди?

– Естественно. Покаяние – ведь это не одномоментная вещь.

В отличие от исповеди, покаяние – это движение, это процесс, это наша жизнь. Исповедь – это тот самый момент, когда мы приносим это покаяние вербально, когда мы его артикулируем, когда мы об этом говорим. В этот момент человек этих чувств, может, уже не испытывает, но передает осознанность этого греха.

Не надо бояться того, что в момент самой исповеди человек не рыдает, в конвульсиях не бьется, а спокойно исповедует грехи, за которые раньше переживал, потому что покаяние – это все-таки движение, это то, что человека сопровождает по жизни. Когда он вечером перечисляет перед Богом содеянное, это тоже покаяние, это тоже исповедь, и это тоже принимается Богом, как исповедь.

Наш приход в храм на таинство – это уже результат прожитого покаяния, это уже результат, до которого мы доросли, чтобы все-таки это хотя в какой-то степени отторгнуть, в какой-то степени оторваться, расстаться с этим.

Священнослужитель и исповедь: внимательно слушать и ничего не бояться

– Отец Алексей, все-таки кто такой священнослужитель в таинстве исповеди?

Об этом говорит сам священник, когда он читает молитву перед исповедью. Он говорит: «Я ведь только свидетель. Засвидетельствую перед Богом все, что ты там скажешь мне. Если что скроешь от меня, сугубо грех иметь будешь, потому что ты пришел во врачебницу, да не отойдешь исцеленным».

Если вы помните и знаете, что таинство исповеди в древности часто носило публичный характер, исповедь была общей, исповедовался согрешивший перед епископом и перед всей общиной, которую возглавлял епископ, и получал разрешение грехов от имени Церкви, Церковь прощала.

Очевидно, что в древности предметом такого публичного покаяния были сверхординарные грехи. Никто не каялся публично, скажем, в раздражительности, осуждении, лени, каких-то грехах, которые совершает человек повседневно.

Основными причинами такого покаяния были грехи, о которых пишет Иоанн Богослов: «Если грехи к смерти, есть грехи не к смерти, есть грехи, которые отлучают человека от Церкви». В древности такими грехами были — отречение от Бога, это был грех прелюбодеяния, и это тяжкие грехи, такие как убийство и грабеж, действительно которые отождествляются с преступлениями. Эти грехи исповедовались перед всей общиной публично, и человек нес именно публичное покаяние перед всей общиной.

Все видели этого человека, как человека кающегося, потому что он проходил разные этапы покаяния: он сначала стоял у храма и не мог туда войти, потом был вместе с оглашенными, потом был вместе со слушающими, потом был вместе с верными, но не причащался. И такая покаянная практика могла быть достаточно долгой. Например, грех убийства – 20 лет отлучения от причастия, значит, 20-летнее публичное покаяние человека.

Со временем, когда христианство стало главенствующей верой империи, и количество христиан приблизительно стало равняться количеству граждан империи, исповедь перестала носить публичный характер, она стала индивидуальной — перед священником, такой, какой она является на сегодняшний момент. И тогда священник стал тем представителем Церкви, от лица Которой он дает разрешение грехов. Он есть Церковь в едином лице, он есть община, которую он представляет, как священник, как свидетель этого покаяния.

– Отец Алексей, у меня вопрос оригинальный, я знаю, что в этой аудитории есть ребята, которых готовят стать священниками, и поэтому подскажите, пожалуйста, как подготовиться исповедовать, а не исповедоваться, потому что хочется что-то почитать, посмотреть.
– Тут вопрос очень серьезный на самом деле. Я вспоминаю свою такую священническую молодость, и я помню шок от первых исповедей. Как-то для меня было… Я не мог себе представить таких вещей, просто не мог себе представить. И поэтому, конечно, мне кажется, что здесь для молодого священника, который начинает принимать исповедь, очень важно просто внимательно слушать человека, ничего не бояться услышать и во время принятия таинства исповеди совершать лучше всего Иисусову молитву, и ни в коем случае: а) ничего не советовать первые несколько лет, б) не назначать епитимии, при возможности, не отлучать от причастия на какое-то время.

То есть понятно, что человек может услышать какие-то такие вещи, что трудно сразу человека допустить до причастия. Но в таком случае все-таки не говорить о том, что «вы год не причащаетесь», а сказать лучше: «Знаете, давайте две-три неделечки вы ко мне походите еще раз на исповедь, а через две-три недели, если вы будете сейчас эти три недели молиться утром и вечером, прочтете внимательно Евангелие, за это время вы еще и еще раз ко мне придете на исповедь, мы с вами поговорим, я тогда подумаю, когда вас допустить на причастие». Чтобы это не выглядело, как запрещение до причастия, а скорее выглядело, как настоящая подготовка к достойному причащению.

Мне кажется, что священнику шока не избежать никогда, но надо быть к этому готовым, потому что бывают исповеди просто сногсшибательные в дурном смысле этого слова, конечно, после которых не знаешь, за что тебе схватиться, когда ты слышишь такие вещи. Но если такое происходит, это означает, что человек приходит с очень серьезным намерением исправиться.

Желаю всем ожить

В завершение нашей встречи хотел бы сказать совсем немного. Наступает Великий пост, и часто прихожане обращаются к священнику с таким классическим вопросом: «Что можно, а что нельзя?». Я думаю, что тут следует подумать немножечко о другом. Мы привыкли к тому, что мы Великим постом себя умерщвляем, а я бы хотел посоветовать во время Великого поста всем ожить.

Фото Анны Гальпериной
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ