О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Дмитрий Геннадьевич ШЕВАРОВ: интервью

ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич

Дмитрий Геннадьевич ШЕВАРОВ (род. 1962) - журналист, эссеист, прозаик, литературный критик: Доброе слово | Статьи | Проза.

ХОРОШО ПИШЕТ ТОТ, КТО ХОРОШО ЧУВСТВУЕТ


Не секрет, что сегодняшняя журналистика переживает как жанровый, так и авторский кризис. Появилось много газет, телеканалов, радиостанций, наконец, существует интернет. Журналист может свободно выражать свою точку зрения в любой форме. Но рассказом только и ограничиваемся. В 1990 году газета «Комсомольская правда» вошла в Книгу рекордов Гиннеса с тиражом в 21 миллион 900 тысяч. Представляете?! Газету уважали и читали за правдивость на ее страницах. Корреспонденты не просто рассказывали о проблемах в обществе, но и вместе с читателями пытались их решить. Эти времена давно прошли. Сейчас «Комсомолка» «пожелтела». Перелистывая страницу за страницей, мы больше узнаем о жизни звезды, чем о жизни простого человека.

В начале 90-х самым молодым обозревателем «Комсомольской правды» был Дмитрий Шеваров. В 2000 году в послесловии к своей книге «Жители травы» Дмитрий Геннадьевич так написал об истинном назначении журналистики: «…журналистика — это чтобы люди понимали: не все сейчас под теплой крышей, не у всех кусок хлеба намазан толстым слоем… Кто-то в пути, кто-то в больнице, кто-то на войне… И вот для того, чтобы никто об этом не забывал, существуют газеты, радио, телевидение. Для этого журналист пишет, кусая кончик ручки. Он — как живое подобие чеховского колокольчика — того, что должен звонить у двери всякого счастливого человека».

Дмитрий рос в семье, где мама и папа были журналистами. Но в школе о журналистике он не думал, мечтал быть то капитаном теплохода, то собирался в кулинарный техникум. В старших классах думал поступать на исторический факультет, приглядывался к философскому. Одновременно ходил в школу юного журналиста. После уроков шел в бедствующий в ту пору свердловский … зоопарк — готовить свою первую проблемную статью. С этой статьей он и поступил на журфак Уральского государственного университета им. М. Горького.

После окончания университета Дмитрия призвали в армию. Два года он служил командиром взвода в отдаленном гарнизоне на Северном Урале. После армии работал в молодежной газете в Вологде, где за неполных три года прошел путь от стажера до заместителя редактора. В 1989 году его пригласила на работу «Комсомолка». С женой Наташей и двумя маленькими детьми Дмитрий отправился в Волгоград — собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Нижнему Поволжью. Три года редакция признавала Шеварова своим лучшим собкором. В 1993 году он начинает работать на знаменитом 6-ом этаже «старой» «Комсомолки» — сначала спецкором, а потом — обозревателем.

В 1997 году после перемен в «КП» Дмитрий оставил социальную журналистику, ушел из газеты с многомиллионным тиражом в издание, о котором тогда мало кто слышал, — «Первое сентября». В этой педагогической газете, созданной писателем и педагогом Симоном Соловейчиком, Дмитрий десять лет вел придуманную им историко-литературную страницу «Домашний архив». Сейчас в этой же газете он ведет рубрику «Тихая пристань» — о русской поэзии. Одним словом — просвещает!

Удивительно, как человек может так пронзительно и чувственно писать. Его тексты «живые». Тесто у него может простыть; каштаны ходят друг к другу в гости, болеют, охают, ворчат; пароходы мерзнут, а в теплоходах живет тепло. Можно до бесконечности перечислять «шеваровские» словосочетания. А как он пишет о людях! И не важно, кто герой его рассказа — знаменитый Юрий Никулин или первая школьная учительница Юлия Николаевна Архипова. Его тексты наполнены душевностью и простотой. Писатель раскрывает своего героя, рассказывая о его жизни тонко, подмечая то, что заметит не каждый.

В октябре Дмитрий вместе со своей женой Натальей впервые посетил Минск. С недавних пор он сотрудничает с издательством Свято-Елисаветинского монастыря. В 2009 году вышла книга для детей «Хорошо дома», составитель которой Дмитрий. Первое впечатление от встречи с Дмитрием — неужели такие открытые люди еще остались в нашем мире?! С ним просто говорить, он бережно относится к своему собеседнику. И не пытается его переубедить, а просто высказывает свою точку зрения. Поговорить с Дмитрием хотелось о многом: и о том, как рождаются его произведения, и о годах работы в «Комсомольской правде», и о семье. Но остановились на теме — журналистика.

На просторах интернета сейчас все чаще появляются статьи, интервью о смысле и значении православной журналистики. Журналисты Надежда Кеворкова, иеромонах Симеон (Томачинский), Максим Шевченко, Александр Морозов вспоминают прошлую журналистику и сравнивают ее с нынешней. Говорят, что прошли те времена, когда проблемы других интересовали так же, как и свои собственные. Сегодня журналисты любят рассказывать о диковинных верованиях, но не умеют о вере большинства. Но как быть сейчас? Для кого и для чего сегодня пишет журналист? Об этом мы и поговорили с Дмитрием.


- Дмитрий, что такое, на Ваш взгляд, журналистика?
- Несколько лет назад, готовясь к лекции перед абитуриентами, я задумался о том, а что же такое русская журналистика в идеале, в неискаженном замысле. Это, безусловно, служение людям. Очень прямая и ясная помощь человеку в преодолении моря житейского. Еще это своеобразная адвокатская практика. Журналист не должен быть инструментом обвинения, он всегда адвокат, защитник. И тут вспоминаются В. Г. Короленко, А. П. Чехов с его «Островом Сахалином», а в советское время — Анатолий Аграновский. Но русская журналистика — это всегда еще и литература, поэзия даже. Вот удивительное дело: если вспомнить лучших фронтовых корреспондентов периода Великой Отечественной — почти все они были поэтами. Константин Симонов, Илья Эренбург, Евгений Долматовский… Замечательным поэтом был блестящий репортер «Комсомолки» Алик Шумский, увы, рано погибший. А Юрий Визбор, придумавший совершенно новый жанр — песня-репортаж…

- В чем смысл журналистики?
- Я очень люблю две строчки поэта Валентина Берестова: «Как много можно совершить добра при помощи бумаги и пера!» Я бы эти слова крупно написал над входом в каждую редакцию. В них очень точно и ясно выражен смысл журналистики. Смысл — в несении добра. В создании такой атмосферы, чтобы людям хотелось жить, любить, молиться Богу, рожать детей, беречь друг друга, ценить каждый прожитый день… Да, журналистика сейчас лишена влияния на власть. Интернет-сообщество влияет куда ощутимее, во всяком случае в России. Но так сильно и всеохватно влиять на духовный и морально-психологический климат в обществе — таких возможностей у журналистов не было никогда. И трагедия, на мой взгляд, в том, что эти невероятные технологические возможности используются часто во вред стране, народу, даже планете.

Мне очень близка позиция режиссера-документалиста, автора фильма «Подстрочник» Олега Дормана. Отказываясь от престижной премии ТЭФИ, Олег сказал такие слова: «На людях образованных, думающих, лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности. Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу…»

- Были ли в советской журналистике авторы, на которых Вы ориентировались?
- Конечно, были замечательные мастера, которые и по сей день остаются для нашего поколения примером служения добру, истине. Не учебники, а очерки и статьи этих людей формировали нас как журналистов. Класса с восьмого я читал Евгения Богата. Он многие годы работал в «Литературной газете». Сейчас его имя, увы, не услышишь, но я его влияние ощущаю до сих пор. Публикации Богата были чем-то подобны проповеди. Это был очень серьезный, очень тонкий и мудрый разговор с читателем. Главным героем его очерков была душа человека. Талант Богата и духовная жажда людей были таковы, что он получал письма мешками. Некоторые его книги были написаны как пространные ответы на письма. Я не понимаю, почему эти книги сейчас забыты и не переиздаются.
Вообще письмо для той, прежней, журналистики было определяющим. Читатель формировал журналиста. Люди были готовы соборно решать проблемы. Когда тот же Богат рассказал в очерке, как девочки-старшеклассницы избили свою одноклассницу, то он получил невероятный отклик. Люди писали, звонили, приезжали, чтобы проявить свое участие. Теперь подобная история — это пять строчек в разделе криминальной хроники.

Сейчас даже так называемая «качественная» журналистика манипулирует сознанием. На журфаках студентов теперь учат, как выходить на аудиторию, которая принесет больше материальных благ изданию, как «грамотно обрабатывать» читателей и зрителей.
На мой взгляд, к концу 1970-х годов, на советском закате, общество было более готово для восприятия христианства, чем сейчас. И эта готовность была воспитана прежде всего литературой и неофициозной журналистикой. Тогда же в журналистике работали лучшие писатели. На радио была даже такая рубрика «Писатель у микрофона». Для центральных газет писали и Валентин Распутин, и Евгений Носов, и Василий Белов, и Виктор Астафьев…

Сродни таланту Богата был и дар Симона Соловейчика. Он, кроме того что был блестящим очеркистом, открыл стране целую плеяду педагогов-новаторов. Они до сих пор работают: В. Шаталов, Ш. Амонашвили, С. Лысенкова… Соловейчик оставил после себя целую школу педагогической журналистики.

Хотелось бы вспомнить и Ярослава Голованова, который работал в «Комсомольской правде» с начала 1960-х годов научным обозревателем и создал полосу «Эврика». Он провожал в космос Гагарина и всех первых космонавтов, он дружил с ними, его очень любил сам Сергей Павлович Королев и даже хотел отправить Голованова в космос. Голованов был физиком и лириком в одном лице, очень добрым и очень талантливым. После его ухода целое направление в журналистике угасло. У нас сейчас нет такой яркой научной журналистики, которая могла бы увлечь молодых романтикой исследовательского поиска.

Инна Павловна Руденко, дай Бог ей здоровья, одна из первых написала об афганцах. В знаменитом очерке «Долг» она рассказала о судьбе одного парня, который после Афганистана остался инвалидом. Когда он обратился за помощью в военкомат, ему ответили: «Ну, извини, тебя никто не заставлял воевать. Тебя посылал Брежнев, к нему теперь и вопросы. Сейчас время новое». Многие люди настолько возмутились и настолько близко к сердцу приняли судьбу этого парня, что было даже принято специальное постановление о помощи воинам-интернационалистам.

Большое мое счастье в том, что я успел поработать рядом с Соловейчиком, Головановым, Руденко, Песковым, Долгополовым и более молодыми, но не менее талантливыми — Сашей Афанасьевым, Володей Лариным, Сашей Хохловым, Валей Каркавцевым…

- А Ваши работы имели похожие отклики?
- В мае 1989 года, когда я попал на стажировку в «Комсомольскую правде», мне принесли гору писем и высыпали ее передо мной на стол. При этом сказали, что к вечеру я должен выбрать из этой горы письмо, по которому поеду в командировку. Это была традиция «Комсомолки» — проверять сотрудника, который только что пришел, в деле. Не то что: «Напиши-ка нам на такую тему». Нет, тему журналист должен был найти сам, «повариться» с героями и прийти к выводам тоже сам.

Я знал, что приветствуется, если журналист едет по письму в самую дальнюю глухомань. В Советском Союзе самой южной окраинной точкой был пограничный город Кушка. Через него тогда выводили войска из Афганистана. И вот я выбрал письмо, которое написали офицеры-«афганцы». После вывода войск они вместе со своими семьями остались в чистом поле. Начальство о них просто забыло.

Чтобы добраться до Кушки, мне вначале пришлось лететь в Ашхабад, потом на поезде ехать до городка Мары, а оттуда местный военком выдал мне пропуск в погранзону, и я поехал в Кушку на каком-то разбитом поезде. В Кушке офицеры встретили меня не как московского человека, а просто как брата и как брата просили о помощи. Я провел с ними несколько дней. Причем они мне сразу подарили свою «афганскую» форму, в которой я потом долго еще щеголял. Я поговорил с их женами, детьми, увидел их настроение. Они были очень насторожены происходящим в стране. Они почувствовали, что ушли из одной страны и вернулись в другую. Я увидел в этих ребятах какую-то огромную нарастающую духовную силу, которая могла бы поднять страну на невероятную высоту. Они столько пережили, прошли через смерть и вернулись на родину, только чтобы служить ей, только любить, только дарить добро. Мне было очень трудно понять, почему эти чистые и мужественные ребята не нужны стране.

И вот я написал свой первый материал в «Комсомолке» про этих ребят-офицеров. После публикации я получил много откликов. Но самым дорогим было письмо, которое написали мне офицерские жены. В письме они рассказали, что после выхода публикации получают посылки с едой и одеждой со всей страны.

А в Вологде, помню, ко мне в редакцию пришла старенькая учительница истории и сказала, что у нее из класса погибло два мальчика в Афганистане. Ее звали Ия Ивановна Попенко. Она хотела, чтобы о ее погибших учениках помнили. Сначала она, человек тогда уже очень больной, обходила свой район и собирала деньги на памятник. Потом вот пришла к нам. Мы опубликовали в газете счет, и через полгода (!) был открыт памятник. То, что сейчас может тянуться годами и никого не волновать, тогда тут же вдохновляло тысячи людей. Ни одна благородная идея не уходила в песок. Люди быстро сплачивались, быстро делали, как будто чувствовали, что наступит время вот такой немоты.

- Вы имеете в виду настоящее время?
-Да, я его ощущаю именно так.

- Мне кажется, что мы все время живем прошлым. Неужели настоящее хуже? Если посмотреть на историю, то каждая эпоха отвергала предыдущую, и только в этом было развитие. Во всем, о чем Вы говорите, много посыла на прошлое. А что делать в настоящем?
- Я думаю, что верность традиции не означает ретроградства или ностальгии по прошлому… Вот в русской журналистике есть традиционный жанр — очерк. Это такое глубокое-глубокое вглядывание в судьбу человека и при этом — лаконичность, скупость выразительных средств. В университете очерки мне не давались, как, впрочем, и рецензии. Но с годами я пришел именно к этим жанрам. Иногда мои очерки на грани с эссе, иногда — с элементами интервью.

В моей новой книге «Добрые лица» написано, что это книга портретов, но на самом деле для меня — это книга поклонов. Мне важно благодарить. Сказать человеку спасибо. За что? Да ни за что. Просто за то, что он такой. За то, что мы не разминулись в этом мире… Это я пытаюсь ответить на ваш вопрос: что сейчас можно сделать? Сейчас нельзя написать так, чтобы пришел начальник и сделал все так, как ты того добиваешься. Но можно поблагодарить человека, помочь ему, поддержать. Для этого сейчас самое подходящее время.

- Получается, что социальная журналистика вообще не нужна?
- В таком журнале как «Нескучный сад» она возможна, потому что за этим изданием стоит община отца Аркадия Шатова (сейчас уже епископа!). Там — целый корпус добровольцев, училище милосердия. Ведь в чем смысл социальной журналистики? Сегодня журналист написал, а завтра человеку помогли. Это скорая помощь. А иначе получается профанация, красивые слова: ах как жалко, что кто-то пропадает, погибает.

В светских СМИ я таких изданий не вижу. Была такая газета «Труд». Я успел поработать в ней несколько месяцев. Эта газета пыталась рассказывать о том, как живут люди в провинции. Просто рассказывать без прикрас. А потом пришли богатые люди, купили газету и сделали из нее доску объявлений о вакансиях. До этого они пригласили иностранных аудиторов, которые погуляли по Москве, а потом написали в своем заключении, что газеты с названием «Труд» в цивилизованной стране быть не может. И все, на этом социальная журналистика закончилась.

- Мне бы хотелось до конца сформулировать для себя, что есть сегодня журналистика и есть ли смысл в ней сегодня?
- Осень 1999 года была для меня тяжелой: я оказался в больнице. В это время я и начал писать свою рубрику «Добрые лица». Но это рубрику вначале я писал скорее для себя. Я слабый человек, которому нужны примеры, чтобы они меня за уши вытаскивали. И поэтому, когда я писал первые очерки, я даже не думал о читателе. Мне было важно преодолеть свое уныние. Это период совпал с моим воцерковлением. И я понял, что житийные примеры и «Добрые лица» как-то перекликаются. Конечно, я не о святых людях пишу. Но, может быть, это тем больше и цепляет, что это такие же люди, как мы, они многое преодолели и остались людьми.

На мой взгляд, интернет популярен потому, что человек ищет созвучие своей душе, ответ своим мыслям. Все-таки мы страшно одиноки. Одиночество было во все времена, но сейчас особенно. Кроме вреда, от интернета много пользы, новых возможностей, духовных возможностей, в которых церковная журналистика, может, когда-то и найдет себя. Нужно идти туда, где больше людей, вести с ними диалог. В православной журналистике должно быть меньше всего проповеди, а больше всего диалога. Проповеди монологичны, они не требуют от слушающего ответа, это как дорога в одном направлении.

На мой взгляд, нужно рассказывать о людях, об их опыте преодоления. Но не прямолинейно. Сейчас любят задавать вопрос: «Как вы пришли к вере?» Например, в интервью со знаменитостями это уже штамп. И редко кто отвечает: «Извините, нет таких слов, чтобы об этом рассказать». (Так, я помню, Чулпан Хаматова ответила). И вот журналист думает, что если этого актера любят, им восхищаются — то все за ним побегут. Нет, не побегут. То есть на концерт, на спектакль побегут, а в храм — нет. И будут по-своему правы. Потому что опыт веры — это не передовой опыт успешного менеджера. Это вообще не успех. Во всяком случае, в его земном понимании. А мы почему-то преподносим воцерковленность человека как его жизненный успех. Напротив, не так уж мало людей, которые, придя в Церковь и обретя искреннюю глубокую веру и понимание истинных ценностей, проигрывают по всем внешним позициям — по достатку, по карьере и вообще «по жизни». Поэтому, мне кажется, что православная журналистика творит сейчас новые мифы, она создает какую-то православную доску почета, на которую стремится вывесить побольше узнаваемых портретов «передовиков».

Вместо того чтобы гоняться за «медийными лицами», православная журналистика могла бы вернуть читателю, слушателю, зрителю «человека из толпы»: такого же, как ты, такого же, как я. Наверное, только православная журналистика и могла бы это сделать, потому что тут нужна сноровка плыть против течения. И разве это не радость: увлечь читателей судьбой обычного, никому не известного до вчерашнего дня человека!

- А готовы ли люди поверить простому человеку?
- Поверят в большей степени, чем звездам, или даже какому-то известному пастырю.

- Почему?
- Я, как читатель, устал от одних и тех же лиц, которые появляются во всех журналах, на всех каналах. Это в большинстве своем, наверное, достойные люди. Но всякая чрезмерность, как всякое навязывание вызывает усталость, отторжение, привыкание.

- Может, кроме этих людей, больше никто не умеет говорить публично…
- А вы их спросите, послушайте… Да, они не так гладко скажут, но это будет действительно от души.

- И все-таки сложно привлечь внимание человека к изданию, если вначале не рассказать об известной личности.
- Это клише восприятия, что вот мы зацепим читателей беседами с узнаваемыми личностями. Интервью — замечательный жанр, но им уже перекормили. Это стал самый поверхностный жанр.

- Но ведь интервью — это диалог?
- Не уверен.

- Я интервью понимаю только как диалог.
- Часто это иллюзия, имитация беседы. К сожалению, и церковная журналистика сейчас от этого страдает. На днях редактор одного из православных журналов рассказывал мне, как несколько месяцев пытался взять интервью у одного епископа. Владыке все некогда и некогда. В конце концов, епископ поручил ответить на вопросы своему помощнику. Тот и ответил в письменном виде. Епископ посмотрел, что получилось, и отказался подписывать. А встреча так и не состоялась…

- В Вашем понимании православный журналист — это кто?
- Со студенческих лет помню замечательную максиму Валерия Аграновского: «Хорошо пишет тот, кто хорошо думает». Сейчас нам хватает аналитической журналистики и умных, самостоятельно мыслящих публицистов. А не хватает сегодня журналистике — светской и православной — участия, сострадания. Не хватает сердца. И мне кажется, что максима Аграновского сегодня должна звучать так: «Хорошо пишет тот, кто хорошо чувствует».

Источник: www.obitel-minsk.by   .

Беседовала монахиня Антонина (Семенова).
Текст интервью подготовила Ирина Чульцова.

ДРУГ,  У ТЕБЯ ХОРОШИЕ ГЛАЗА!


Не первый год обозреватель Дмитрий Шеваров ведет в "РГ" рубрику "Календарь поэзии", которая пользуется большим успехом.
Читательские письма к автору говорят о том, что, во-первых, интерес к поэзии не угас, а во-вторых, думающих, тонко чувствующих и, наконец, просто интеллигентных людей в старом понимании этого слова в России еще очень много. Об этом поговорили с Дмитрием Шеваровым.


- Вашу рубрику "Календарь поэзии" читают даже те, кто раньше не замечал в себе тяги к поэзии. Как возникла ее идея и почему именно календарь поэзии?
- На месте слова "календарь" могло быть и другое слово: летопись, дневник, хроника. А календарь - это вещь такая домашняя. Помните отрывные календари нашего детства? Там часто печатались стихи, и для кого-то этот календарный листок был первым свиданием с Тютчевым или Фетом. Близко мне и слово "дневник", оно обнимает суть рубрики: показать русскую поэзии в ее ежедневном течении, а не только в знаменательных датах.

Юбилеи поэтов, конечно, тоже повод, и я им пользуюсь, но мне важнее те, иногда еле приметные, даты, которые поэты ставили в своих рукописях. Мы почему-то редко обращаем внимание на дату написания того или иного произведения, а ведь датой поэт окликает нас, потомков. И это же очень интересно - отметить день рождения любимого стихотворения. Правда, иногда такого дня нет в общепринятом календаре. Однажды Евгений Баратынский подписал одно из своих стихотворений тридцать первым ноября! Оно и печатается во всех собраниях под этой фантастической датой. Так что год русской поэзии длиннее обычного по крайней мере на один день.

- Читатели пишут: "Как хорошо, что в такой серьезной газете есть место для прекрасных стихов, для чего-то возвышенного, заставляющего сердце биться чаще"; "Хочу выразить вам огромное спасибо за ваши интересные статьи, которые с большим удовольствием читают читатели библиотеки, где я имею честь служить"; "Как хорошо, никогда подобного не читала, носишься по жизни, и на поэзию времени нет. А душа просит возвышенного, прекрасного"; "Я купила красивую тетрадь, в которую буду писать опубликованные вами стихи, чтобы не терять их из виду"; "Здравствуйте, Дмитрий! В вечерний час, глядя на закат солнца, рядом с собой всегда чувствую Афанасия Фета". Это так трогательно и... так старомодно! Вас это не смущает?
- Меня это радует и обнадеживает. Люди, которые аукаются строчками любимых поэтов, это вовсе не "Русь уходящая". Среди них много молодых, есть письма и от подростков. И я очень признателен своим читателям. Благодаря им разговор о поэзии становится разговором о жизни. Помните, Бахтин говорил, что лирика возможна лишь там, где есть "хоровая поддержка", где слышен отзвук, где есть тепло?

Наши СМИ, а потом и наша литература страшно много потеряли в тот момент, когда начали обращаться к потребителю, а не к читателю. Вы как литературный критик, я думаю, чувствуете это особенно остро: русская словесность, оторванная от вдумчивого, сопереживающего читателя, потеряла голос. Она как рыба, выброшенная на берег, - открывает рот, но ее никто не слышит.

- Одна читательница благодарит за то, что вы напомнили темы гимназических школьных сочинений в дореволюционной России. Как они были разнообразны! А сейчас только: "Как я провел это лето". В самом деле, русская интеллигенция XIX века не сама по себе родилась. Ее воспитывали! Темами сочинений, "прививками" поэзии, "настройкой" на высокие (в том числе и гражданские) чувства. Гимназист, чтобы понравиться девочке, читал ей стихи или говорил о будущем России. Сегодня он предложит ей выпить пива на скамейке. Все ушло? Или что-то осталось?
- Если доверять лишь внешним впечатлениям, то есть от чего прийти в уныние. Но, к счастью, Россия - страна многосложная. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский в юности мечтал быть поэтом. Стихи он писал до конца своих дней. Однажды владыка загадочно сказал: "Поэзия - это не те стихи, которые мы пишем. Она лучше". Так вот вслед за ним хочется сказать: Россия - это не та страна, которую мы видим по телевизору. И даже не та страна, которую мы видим на улице. Она лучше.

- Только что вышла ваша книга "Год с русскими поэтами" (совместный проект издательств Свято-Елисаветинского и Сретенского монастырей). На каждый день будущего года стихи русских поэтов, отрывки из их писем. Что-то вроде "Круга чтения" Льва Толстого?
- Ну так высоко я об этой книге не думал. И о Толстом вспоминал лишь то, что он любил Тютчева. Зато вспоминал Марину Цветаеву, которая говорила: "Нужно писать только те книги, от отсутствия которых страдаешь". С каких-то очень давних пор, чуть ли не с армии, я жил с ощущением, что мне самому не хватает такой книги. Казалось бы, какие проблемы - садись и пиши. Но у меня было лишь смутное ощущение того, какой эта книга могла бы быть. У меня был лишь запах книги. Облако, а не оформленный замысел.

Когда стал собирать эту антологию, работать в библиотеках, то увидел, что календарь русской поэзии девятнадцатого века совпадает с календарем, по которому и сегодня живет наша православная Церковь. Это один и тот же юлианский календарь. Очевидный факт, но раньше он меня не трогал.
Так родилась идея календаря на 2012 год "Год с русскими поэтами", где церковные будни и праздники гармонично, как мне кажется, соседствуют со стихами и размышлениями русских поэтов. Кстати, дизайн календаря таков, что почти на каждой странице есть место и для записей современного читателя.

- Расскажите о вашей книге "Добрые лица", которая вошла в финал премии "Ясная Поляна".
- В моем любимом фильме "Мимино" герой Фрунзика Мкртчяна идет в суд, где судят Мимино, и вдруг видит у входа осужденного, которого играет Савелий Крамаров. Рядом стоит конвой, но Фрунзик никакого конвоя не видит, он только видит, что перед ним добрый человек, и он говорит: "Слушай, друг, у тебя хорошие глаза - сразу видно, что ты хороший человек".

Просто родное лицо. Просто доброе. Сейчас мы стали ценить это еще сильнее, еще острее, чем в советские времена. Доброта ведь светит первой. Это потом уже мы способны оценить и другие достоинства. Но если доброта не светит, то и все остальное в тени.

Первые по времени главы "Добрых лиц" датированы началом восьмидесятых годов. И первые мои герои из эпохи "Мимино". Это люди, встреченные на студенческих практиках: ночная няня уфимского детского дома Анна Прокопьевна Тимошкина и клоун странствующего шапито Николай Николаевич Шульгин.

Вообще, в моей книге около ста очерков-портретов. На обложке так и сказано, что это книга портретов, но скорее это не портреты, а поклоны.

Портрет может быть заказным. Поклон заказным быть не может. К тому же портрет - это вещь довольно объективная. Мне же эти объективные характеристики не очень важны. В каких-то случаях я даже не встречался со своими героями, не искал встречи, особенно если это известный человек. Так было, когда я писал об Алексее Баталове, об Эльдаре Рязанове, о Юрии Норштейне...
Я почему-то боюсь известных людей. Боюсь их беспокоить. Поэтому иногда я довольствовался их книгами или актерскими работами. Возможно, что я довольствовался мифом об этом человеке.
Журналист, очеркист и даже писатель, наверное, не должен так поступать. Он должен настойчиво добиваться встречи, расспрашивать, записывать, анализировать.

Но я хотел просто поклониться тем людям, которые, не ведая о моем существовании, сформировали меня. А человек, который хочет поклониться, ему в общем-то ничего не надо, потому что главное у него уже есть - есть чувство благодарности. Остается лишь облечь эту благодарность в слова.

Если ты просто кланяешься человеку за то, что он такой, какой он есть, это освобождает тебя от многих формальных поводов: а в связи с чем ты пишешь о нем? а по какому поводу? а кто знает этого человека?

- Будет ли продолжаться "Календарь" и какие выйдут новые книги?
- "Год с русскими поэтами" скоро, я надеюсь, выйдет уже не как календарь, а как полноценная антология в твердой обложке в издательстве Свято-Елисаветинского монастыря (Минск). Это будет и по составу другая книга, более глубокая, с комментариями. Там же готовится к выходу моя книжка для детей.

- Для старших школьников?
- Нет, там рассказы для дошкольников. Почему-то мне интереснее всего писать для пяти-, шестилетних, но такое счастье выпадает нечасто.

Источник "Российская газета" Автор:  Павел Басинский

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ