Антон Олегович ВИСКОВ (род. 1965) - композитор, член-корреспондент Международной академии творчества: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
Антон Олегович Висков родился в 1965 году. Окончил Московскую Консерваторию и Ассистентуру-стажировку в 1990 году по двум специальностям: «композиция» (класс профессора Р.С.Леденева), «флейта» (класс профессора Ю.Н.Должикова).
В 1990-1996 гг. работал в Государственной Студии Звукозаписи Компании «Останкино» как композитор и дирижер камерного оркестра «Времена года», с которым осуществил большое количество записей по заказу Государственного телерадиофонда.
Автор более 200 произведений в различных жанрах, среди которых выделяются масштабные кантатно-ораториальные сочинения.
Принимал участие в различных отечественных и международных фестивалях: «Русская зима», «Таланты России», «Звезды в Кремле», «Фестивалях Православной музыки», «Московская осень», «Бад-Киссингенской лето» и др. Сотрудничал с Большим Симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского под руководством Владимира Федосеева, Государственным Симфоническим оркестром под руководством Владимира Понькина, Московским камерным хором под руководством Владимира Минина, Академической Государственной капеллой имени А.Юрлова, Свято-Никольским хором Государственной Третьяковской Галереи под руководством Алексея Пузакова, Московским мужским хором «Хоровая Академия» под руководством Александра Седова, Академическим Государственным Симфоническим оркестром имени Е.Ф.Светланова под руководством Марка Горенштейна, Московским Симфоническим оркестром, Государственным оркестром Радио и Телевидения, Большим Детским хором под руководством Виктора Попова, Хором Троице-Сергиевой Лавры, детскими хорами, с солистами: Александром Ведерниковым, Владимиром Маториным, Наталией Ерасовой, Ниной Раутио, Алексеем Мартыновым, Дмитрием Степановичем, Лидией Черных, Алексеем Петренко, Татьяной Петровой и другими.
Член-корреспондент Международной Академии творчества.
Композитор Международного Фонда Единства Православных народов
Арт-директор и композитор Московского Ансамбля духовной музыки «Благовест».
Член Союза композиторов России, Российского Авторского Общества.
Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» Второй степени, Похвальными грамотами Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Член редколлегии по изданию Полного собрания сочинений Георгия Свиридова.
Проводит научно-исследовательскую работу по восстановлению утерянных или неоконченных партитур композиторов прошлого (В.Калинникова, М.Мусоргского, П.Чайковского, А Кастальского, Александра Чеснокова, Г.Свиридова), по изучению русского фольклора (народные песни, духовные стихи).
Автор многих культурно-просветительских концертных проектов (таких, как «Музыкальная Библия», «Музыкальная история человечества», «Хоровая Мистерия России» и др.), лектор, ведущий музыкальных радиопрограмм.
Автор музыки к художественным (режиссер – Владимир Наумов) и документальным фильмам (телеканалы – НТВ, ТВ-6, ТВС, ТВЦ, РТМ).
Антон ВИСКОВ: интервью
Антон Олегович ВИСКОВ (род. 1965) - композитор, член-корреспондент Международной академии творчества: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
Антон ВИСКОВ: «ВО МНОГИХ ПРОЕКТАХ УЧАСТВУЮ ПО ЗОВУ ДУШИ»
Антон Висков - выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Член-корреспондент Международной академии творчества, композитор Международного Фонда Единства православных народов, исследователь фольклора и старинной музыки. Участник отечественных и международных фестивалей: «Русская зима», «Таланты России», «Звёзды в Кремле», «Московская осень» и др. Автор многих культурно-просветительских концертных проектов («Музыкальная Библия», «Музыкальная история человечества», «Хоровая Мистерия России» и др.), лектор, ведущий музыкальных радиопрограмм. Арт-директор и композитор Московского Ансамбля духовной музыки «Благовест». Автор музыки к художественным и документальным фильмам. Сотрудничал с самыми выдающимися музыкальными коллективами России. Награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» Второй степени.
- Когда Вы почувствовали, что Ваше призвание - музыка?
- Уже и не помню, с какого времени, но очень давно занимаюсь музыкой, с удовольствием делал бы что-то более полезное, но ничего больше не умею. В какой-то момент бороться с пристрастием к музыке перестал и целиком отдался творчеству.
- Сколько музыкальных произведений Вы написали? В некоторых источниках сказано, что у Вас более 400 работ!
- Основная сфера моей деятельности - духовная музыка. Уже более 20 лет я сотрудничаю с Московским Ансамблем духовной музыки «Благовест», являюсь его арт-директором и композитором. Для концертов Московской Академической Государственной Филармонии, Московского Международного Дома Музыки мною было написано большое количество различных сочинений, в том числе, песнопения Всенощного бдения и Литургии. Ещё сотрудничаю с Московским Синодальным хором под управлением Алексея Пузакова, Мужским хором Сретенского монастыря. А если вести подсчёты… По сравнению с Бахом и Генделем, можно сказать, что я безработный! Для того чтобы просто переписать ноты их произведений, не хватит жизни. Иначе говоря - мне нужно ещё создавать и создавать!
- В какой момент своей творческой жизни Вы стали интересоваться духовной музыкой?
- С 1983 года, с самого начала моей творческой деятельности. Получается, почти 30 лет. У меня дед пел в церковном хоре, да и я всегда тяготел к русской старине. Даже тогда, когда многое было запрещено... Сочинять духовную музыку для меня - естественно, как дышать. Ведь она готовит к непосредственному общению с Богом.
- По своему музыкальному образованию Вы композитор и флейтист. Каковы изобразительные возможности этого инструмента?
- Это замечательный инструмент, один из самых древних. Даже сейчас в метро можно увидеть продавцов с флейтами, вырезанными из камыша. Очень интересный инструмент! Георгий Свиридов, мой учитель и наставник, говорил, что в флейту нужно дуть, как… в дупло. Она создаёт природный звук - звук дерева. Можно сказать, что флейта - первооснова звуков. Сейчас флейт много, для непосвященного уха разница звучания не слышна: флейта и есть флейта! А ведь существуют разные виды звучания: русская школа, французская, немецкая. Я давно исполнительством не занимаюсь, уже нет ни времени, ни сил, хотя желание ещё есть. Иногда, сдув пыль с футляра, взяв в руки дорогой мне инструмент, я играю, издаю некоторые звуки. Но настоящее исполнительство требует постоянной тренировки, это касается любых инструментов. А вот в композиции всё наоборот: чем меньше занимаешься, тем лучше получается. Невозможно из колодца черпать воду всё время. Нужно давать возможность приходить свежей. У всех это происходит по-разному. Есть такое понятие - творческая потенция. У Бетховена была мания писать музыку, Чайковский считал, что вдохновение рождается из труда и только во время труда. У всех по-разному. У меня лучше получается, если я пишу меньше.
- Вы интересуетесь фольклором, старинной музыкой. Они являются для Вас источником вдохновения или, скорее, образцами для подражания?
- В фольклорные экспедиции мы ездили от консерватории по учебному плану. Но, несмотря на обязательность этой практики, было всегда интересно, потому что древние пласты музыки, любого народа, не только русского, не могут не воздействовать на современного слушателя в силу того, что обладают огромной художественной силой. Не зря сегодня так высок интерес к фольклорной музыке. Многие композиторы обращают свои взоры в его сторону. Сейчас даже появилось такое направление - «мировая музыка», которое сочетает в себе фольклорные традиции разных народов. Мне в этом плане ближе подход «кучкистов» во главе с В.Стасовым, идеи которого можно считать образцом музыкальной критической мысли. Я «кучкист», во всяком случае, мне бы хотелось таковым себя считать (Примечание редактора: речь идёт о взглядах композиторов «Могучей кучки», которые записывали, изучали и разрабатывали образцы народного фольклора, смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях). Их идеи, пафос их музыки не устаревает. Никто ещё подобных высот в музыкальном искусстве не достиг.
- Что помимо музыки Вас привлекает в жизни?
- Ещё меня привлекает декламационно-ораторская деятельность. Не назову её артистической, но у меня много проектов, в которых я выступаю как ведущий. Это цикл «Православие и русская культура», он посвящён теме отражения идей православия в творчестве наших писателей и поэтов: Пушкина, Гоголя, Есенина, Рубцова, Шмелёва. Продолжается цикл «Детская Библия» - образы Ветхого и Нового Заветов в шедеврах мировой духовной музыки, это для Московской филармонии и Дома музыки. Деятельность ведущего даёт мне возможность отдохнуть от сочинительства. Ведь, по мнению композиторов, процесс исполнения стимулирует процесс сочинения. Я получаю хорошую возможность напитаться вдохновением, чтобы потом продолжить сочинять.
- Можно сказать, что Вы состоялись как композитор, как творческий человек? Насколько важно для Вас признание публикой и общественностью Ваших заслуг в деле музыкального просвещения?
- Я живу с ощущением, что главный Суд ещё предстоит. Вот о нём постоянно думаю. И каждый, считаю, должен помнить именно об этом. К этому Суду, честно скажу, ещё не готов. Надо много работать, много успеть, чтобы было не стыдно. Не для званий и наград участвую во многих интересных проектах, а именно по зову души. Например, для меня очень важна работа в редколлегии по изданию Полного собрания сочинений Георгия Свиридова. Хочется сделать как можно больше в культурно-просветительской области. Очень многое меня связывает с Международным Фондом Единства Православных народов. Он создан по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и объединяет международную православную общественность. В 2010 году отмечалось 15-летие фонда. Сейчас Фонд находится под попечительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Помимо основной работы, у Фонда есть важная миссия - вручение премий за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. Награждаются главы государств, ведущие иерархи церкви, политические деятели. Моя скромная роль заключается в музыкальном оформлении этого мероприятия. Проходит оно ежегодно, 21 января, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
- С какого времени Вы сотрудничаете с телеканалом «Радость моя»? Что даёт Вам эта работа?
- Я сотрудничаю с этой компанией с момента её основания. Привёл меня сюда А.А.Пузаков, тогда ещё руководитель хора Третьяковской галереи. Создание музыкального дизайна для программ канала, который пропагандирует высшие духовные ценности, - очень интересный проект, он даёт широкий простор для творчества. Иногда то, что я делал для оформления передач, заставок, перерастало в концерты. И, наоборот: я брал какие-то фрагменты из написанного, из хоров, например, и использовал для оформления фильмов и программ телеканала. Я работал над программами «Закон Божий», «Повесть временных лет», «Аты-баты». Мои последние проекты - мультфильмы «Хуторок» и «Кто-то рядом». Сейчас работаю над оформлением цикла программ о новомучениках и исповедниках Российских.
Антон Олегович ВИСКОВ (род. 1965) - композитор, лектор, ведущий музыкальных радиопрограмм, член-корреспондент Международной академии творчества. Награждён медалью «За заслуги перед Отечеством»: Видео | Интервью | Аудио.
Рецензия на новую интерпретацию произведения епископа Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».
Когда слушаешь музыку епископа Илариона (Алфеева), то сразу ощущаешь ее удивительную отрешенность от суеты мира сего. С полной ясностью понимаешь, что это не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, нет, в первую очередь, это – молитва, выраженная в звуках, сакральное действо, погружение в высшие духовные субстанции. Поэтому творчество епископа Илариона невозможно отнести лишь к категории композиторской: скорее, это духовное делание, обращение к Господу, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас тайнам Божественного бытия.
Иначе и не могло быть у священнослужителя, который обращается к музыкальному творчеству и создает произведение на одно из драматических событий Евангельской истории: Страстей Господних. Поистине мистический трепет, я думаю, охватывает каждого, кто присутствовал на исполнении этого произведения. Подобно страстной проповеди, призыву к покаянию прозвучало оно во многих странах, всегда получая живой отклик в душах людей.
Отрадно сознавать, что это произведение-молитва продолжает свою дальнейшую исполнительскую судьбу и обретает новые художественные решения. Представленная в Театральном зале Московского международного Дома музыки постановка оратории «Страсти по Матфею» Владыки Илариона, на мой взгляд, уходит от традиционных штампов концертного исполнения в сторону более яркой и доходчивой подачи исполняемого материала. По своему жанру – это аудио-визуальная композиция, в которой музыка, Евангельский текст и зрительный ряд пребывают в неразрывном единстве.
Следует заметить, что сам автор «Страстей» епископ Иларион не принимал участие в разработке и подготовке этого исполнения, идея которого принадлежит продюсеру Алексею Иващенко. По мнению самого епископа, впервые услышавшему новую версию своего произведения только на премьере, далеко не все музыкальные номера здесь соответствуют его собственному видению и представлению, в некоторых случаях вызывая твердое желание вернуться к авторскому оригиналу. Использование некоторых приемов, заимствованных из современной поп-музыки, трансформация ряда номеров оратории в сторону популярных танцевальных жанров в определенном смысле снижают высокое духовное воздействие Священного текста.
В то же время, идея провести параллели между Евангельскими событиями и трагическими поворотами человеческой истории ХХ века, выраженные, в первую очередь, в визуальном видеоряде, в некотором смысле оправдывает использование в музыке новейших стилистических приемов, в частности, ритм-группы. Кроме того, в тех чертах камерности, интимности, которые появились здесь благодаря использованию необычного инструментального состава, мы находим явное соответствие специфике музыки-молитвы.
Символичным представляется использование и сопоставление трех звуковых масс, трактуемых как три хора, будто отражение триединства Святой Троицы: хора струнных инструментов, хора медных духовых и, собственно, хора певцов, то звучащих попеременно, то объединенных в единый звуковой поток. Создается удивительный акустический эффект пространственного звучания, увлекающий слушателей в некие надмирные высоты. Возникающий тембр гитары в сочетании с оригинальными, аскетическими и одухотворенными мелодиями солистов, воспринимается как аллюзия древних библейских инструментов, например, псалтыри, что еще более способствует воспроизведению духа тех далеких времен. Особый неповторимый эффект создает многокрасочный колокольный ансамбль, звук которых имеет глубокий сакральный смысл, ибо акустические вибрации звонов заставляют человеческие души раскрыться для приятия ими потоков Божественной духовной энергии.
Таким образом, не просто новое концертное исполнение оратории, а глубоко духовное религиозное действо предстает перед нами, вознося не только слушателей, но и самих исполнителей к духовным высотам Православной веры. Особое молитвенное настроение ощущалось у всех присутствующих и на сцене, и в зале. Без искренней, глубокой веры, объединивших участников постановки, вряд ли могло состояться это событие. В этом огромная заслуга главного организатора постановки – Алексея Иващенко, который выступил также в роли чтеца, строго, прочувствованно и проникновенно исполнившего главы Евангелия от Матфея.
Конечно же, звуковым эпицентром действа стал прославленный хор Третьяковской галереи под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова, чье искусство покорило уже многие страны мира. Особое молитвенное отношение к каждому музыкальному эпизоду порождает неповторимое звучание полифонической ткани, где каждый голос вливается в общий поток сопереживаний и состраданий к повествуемым событиям.
«Страсти по Матфею» епископа Илариона – музыка духовная, музыка религиозная, музыка-молитва. Поэтому мы не можем воспринимать ее только как музыкальные иллюстрации, как некую театральную инсценировку Евангельских событий. Это музыка, в первую очередь, – таинство сопричастия Великой жертве Христа во имя спасения человечества. В каждой ноте, каждом звуке – частица Его Священной крови, в каждом аккорде воплощено Его страдание, Его нечеловеческие муки. Поэтому само исполнение, да и прослушивание превращается в своего рода сакральное действо, в котором каждый становится сопричастным Великой Жертвы во имя человеческого Спасения.
Именно так мне представляется назначение этой удивительной музыкальной молитвы: объединить людские души великой “Пиетой” – поклонением крестным мукам Самого Спасителя.