О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович ( 1928 - 2016 )

Интервью   |   О Человеке    |   Аудио
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович

Семен Самуилович ВИЛЕНСКИЙ (1928-2016) – литератор. Узник ГУЛАГа, редактор и издатель многих книг репрессированных авторов: Интервью | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

Семен Самуилович Вмленский родился в 1928 г. в Москве. В 1948 г., студентом филологического факультета МГУ, был арестован за стихи, в которых критиковал карательную политику властей, и осужден Особым совещанием на 10 лет лагерей. Находился сначала в печально знаменитой Сухановской тюрьме, а затем в лагере на Колыме.

В 1963 г. Виленский создал Колымское товарищество, которое затем было зарегистрировано как Московское историко-литературное общество и издательство «Возвращение».

Редактор и издатель многих книг репрессированных авторов, составитель двухтомника «Доднесь тяготеет», хрестоматии «Есть всюду свет. Человек в тоталитарном обществе», антологии «Поэзия узников ГУЛАГа», сборника «Дети ГУЛАГАа», составитель и издатель книги «Собибор» о восстании евреев в нацистском лагере Собибор, организатор четырех международных конференций «Сопротивление в ГУЛАГе», главный редактор альманаха «Воля», автор воспоминаний «Вопросы есть?» (2006), поэтических сборников «Каретный ряд» (1994), «Широкий день» (2006). На основе выпущенных издательством книг был поставлен спектакль «Дороги, которые мы не выбирали».

Возглавляемое Семеном Самуиловичем общество «Возвращение» награждено за сохранение исторической памяти Золотой Пушкинской медалью творческих союзов России.


Семен Самуилович ВИЛЕНСКИЙ: интервью

Семен Самуилович ВИЛЕНСКИЙ (1928-2016) – литератор. Узник ГУЛАГа, редактор и издатель многих книг репрессированных авторов: Интервью | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

«Русскому народу, народам России пришлось вытерпеть такое, что никто не испытывал»

Кругом агенты, а первый – Сталин


– Многое в жизни человека зависит от того, с какими людьми он встречается с детства. Это в полной мере относится и ко мне, мне уже немало лет, и это стало совершенно очевидным.

Мне не довелось воевать – в 1941 году мне было 13 лет, ребят 1928 года рождения призывали в 1945 году. Но я почти с самого начала войны жил при военном госпитале, это было в оренбургских степях в городке Сорочинске (не путать с гоголевским). Там все казенные здания – райком, райисполком – были переданы военному госпиталю, начальником которого была моя мачеха, майор медицинской службы. Я не очень любил мачеху и часто ночевал в палатах вместе с ранеными, поэтому о войне я слышал многое.

Сорочинск располагался между Куйбышевым (теперь Самара) и Чкаловым (теперь это Оренбург). Это была территория Южно-Уральского военного округа, где формировалась польская армия генерала Андерса, чешская бригада Людвига Свободы и многие наши воинские части. Так как в доме начальника госпиталя, моей мачехи, было не тесно, к тому же она была весьма яркая женщина, то приезжавшие в служебные командировки офицеры останавливались, как правило, у нас в доме. Пили много, говорили о разном.

В этих застольях не участвовал один пожилой офицер интендантской службы, говорили, что у него больной желудок. Напротив нашего дома был большой собор, превращенный в кинотеатр, вокруг него мы с ним гуляли долгими зимними вечерами. Видимо, не было среди взрослых того, кому подполковник мог бы довериться, и он говорил мне о бедствиях, постигших нашу страну после большевистского переворота, о том, что расстреляны лучшие люди, уничтожен командный состав нашей армии. Потом эти прогулки вокруг собора обернулись для меня пыточной Сухановской тюрьмой. Сегодня я последний оставшийся в живых узник Сухановки.

А произошло вот что: в 1945 году я окончил экстерном школу, поступил в Московский университет на филологический факультет и вместе с другими абитуриентами, молодыми ребятами, окончившими десятилетку – нас было немного среди поступивших, в основном, все были фронтовики – поехали на радостях в Перхушково под Москвой. Мы только тогда все познакомились, нас было человек семь. Там очень красивая березовая роща, очень светлая, и я не шел, а буквально летел вперед. И не знаю, что со мной произошло, но я вдруг пропел на мотив польского гимна:

Интеллигенты,
Быть тверже стали!
Кругом агенты,
А первый – Сталин.


В 1948 году меня арестовали.

– Вас не сразу арестовали, получается?
– Нет, меня «пасли», как они говорят, три года.

– Это кто-то из этих семерых ребят на вас донес?
– Нет, не думаю, это были хорошие ребята. Кто-то кому-то прочитал, видимо, потом это стихотворение…

– «Пасли», потому что думали, что вы еще на кого-то выведете?
– Да, думали, что есть какая-то организация. Никакой организации не было. Я был сам по себе.

 «Мания борьбы за справедливость»

– После Сухановки были Колымские лагеря. Злоключения мои продолжались довольно длительное время – почти восемь лет. В Колымских лагерях я ходил с номером на спине «И1-620». Это особые лагеря, с каторжанским режимом. Кстати сказать, в них потом и произошли забастовки заключенных, спровоцированные произволом властей.

Вернувшись с Колымы, я был довольно быстро, в течение года, даже меньше, реабилитирован и отправился снова на Колыму в качестве корреспондента «Литературной газеты». Это был 1962 год. Я был там месяца четыре, договорился с первым секретарем обкома Павлом Яковлевичем Афанасьевым об издании в Магадане сборника, в котором были бы произведения погибших и находившихся в Колымских лагерях писателей.

Но политика менялась быстро, из Москвы дохнуло холодом. В Магадан поступило распоряжение печатать произведения только прописанных на Колыме писателей. Фактически это было указанием исключить всех авторов, прошедших лагеря. Дескать, «собранный материал выходит за рамки краеведения». А редактора сборника Николая Владимировича Козлова, высказавшегося против этого решения, через несколько месяцев привезли в Москву в психиатрическую больницу с диагнозом «мания борьбы за справедливость».

Я продолжал собирать рукописи бывших заключенных. И после случая с Козловым нами, бывшими колымскими узниками, было организовано Московское историко-литературное общество «Возвращение». Произошло это в 1962-63 годах. Официально оно было зарегистрировано Моссоветом в самом конце советской власти. С тех пор мы издаем книги, журнал, проводим конференции. Изданы и мои воспоминания, книга называется «Стыковка лет».

Скоро вторым изданием выйдет книга о моем друге и лучшей помощнице, дочери расстрелянного писателя Артема Веселого, Заяре Веселой, называется она «7-35». Это номер статьи, по которой осуждали проституток и детей так называемых врагов народа. Заяра рассказывает в этой книге, это посмертное издание, что самое жуткое для нее было, когда их везли этапом, и в каком-то месте присоединили к колонне пленных немцев. Ей было 20 лет, она была студентка пединститута.

Эта общая колонна, можно сказать, символизировала не прекращающуюся с 1917 года борьбу большевиков со своим народом. Участник проведенных нашим «Возвращением» международных конференций «Сопротивление в лагерях», заведующий кафедрой политэкономии Курганского университета Александр Александрович Базаров работал в уральских архивах и выяснил, что за одну зиму кулацкой ссылки, по самым скромным подсчетам, погибло 250 тысяч крестьянских детей.

Мы составили хрестоматию для школьников «Есть всюду свет… Человек в тоталитарном обществе». Ценой невероятных усилий издано 32 тысячи экземпляров, из них пять тысяч бесплатных экземпляров для московских школьников издано на средства московской мэрии. Презентация состоялась в зале, где устраивает встречи правительство Москвы, были все, кроме отдела народного образования.

– Зачем вы создали общество «Возвращение»?
– С целью сохранения исторической памяти. Люди, которые забывают трагические страницы своей истории, обречены на повтор трагедии.

Возвращение Сталина

– Что вы можете сказать про 90-е годы в России?

– 90-е годы одни смешивают с грязью, для других это был глоток свободы, но они, по крайне мере, не были такими скучными, циничными, как нынешнее время. Тогда еще такой всеобщей порчи не было.

Русскому народу, народам России пришлось вытерпеть такое, что никакие другие народы не испытывали. Даже фашизм не столь страшен, как большевизм. Потому что всё, что он проповедует, не завуалировано, там ясно утверждается господство одной расы над другими. А большевизм, вы-то не застали этого, а я застал за свою долгую жизнь, навязывал советскому человеку «Моральный кодекс строителей коммунизма», там почти всё взято и списано из Евангелия. Начинается он: «Человек человеку друг, товарищ и брат», и этот друг, товарищ и брат должен доносить на своего брата.

То, что я говорю, отнюдь не значит, что я в восторге от западной демократии. Более того, наше «Возвращение» – единственное общество заключенных, которое никогда не находилось на содержании западных фондов. Мы зарабатываем сами, «что потопаешь, то полопаешь».

– А почему люди вам помогали?
– Мы все одной судьбы. Да и сама Россия с ее природой, поэзией, литературой является объединяющим началом. Люди работали абсолютно безвозмездно, у нас не было ни одного платного сотрудника. Теперь, когда им под 90 лет, когда многие из нашего поколения ушли, конечно, приходится за всё платить. И всё равно более половины тех, кто участвует в этой работе, даже в этих рыночных условиях работают как волонтеры.

– Почему сейчас снова возвеличивают личность Сталина?
– Я вижу истоки в историческом прошлом. В России сословия, в отличие от западных стран, были сверхразделены. Понятия «гражданин» не было. От крепостного права, которое исторически было недавно, и до сегодняшнего дня не так уж много прошло времени, не так уж много поколений сменилось. Причем большевики оказались необычайно коварными людьми. Я говорю не о тех миллионах, которые числились в партии. Я говорю о тех заговорщиках, которые разогнали законное Учредительное собрание.

Такой степени разделенности – и людей физического труда, и людей интеллектуального труда – нет в других цивилизованных странах. Она и привела к тому, что когда под тяжестью своих преступлений большевистская власть рухнула… Вернее, в действительности она не рухнула, потому что она в самих людях, в их представлениях была, но казалось, что она рухнула. В итоге эти сословия оказались настолько разделенными между собой, что те же самые наши правозащитники, относящиеся, конечно, к интеллигенции, совершенно не интересовались, как переживет простой народ разрушение «социалистического хозяйства».

Они были опьянены возможностью свободно выезжать из страны, свободно высказывать мнения и так далее. Тот же Егор Гайдар меньше всего думал о страданиях людей, эти категории были ему чуждыми. Не хочу грешить, но думаю так. А в католической Польше был Лешек Бальцерович, католик, и реформы там прошли гораздо мягче, потому что это был верующий человек, для которого христианские заповеди что-то значили.

Тем не менее, само существование советской системы положительно действовало на западные демократии, потому что стоящие там у руля боялись такого, как в России, большевистского переворота. И где-то в Скандинавии сейчас тот самый социализм, о котором мечтали русские рабочие и крестьяне.

То, что произошло в России – это самая страшная, видимо, трагедия нашей христианской эры. Если под таким углом зрения смотреть на все происходящие события, тогда более-менее всё выстраивается, где-то впереди брезжит свет.

Простота суждений

– Как вы думаете, кто-то готов продолжать вашу деятельность, вашу работу?

– Моя работа – это отражение моей жизни, моей судьбы. У людей нового поколения судьба иная.

– Вы как-то связаны с Музеем ГУЛАГа?
– С Музеем ГУЛАГа мы связаны основательно. Я подарил Москве, ее Музею ГУЛАГа свой архив – самый большой из существующих частных ГУЛАГовских архивов. С Музеем ГУЛАГа мы договорились совместно провести конференцию «Шаламов и Демидов», она намечена на январь-февраль 2016 года.

Последняя конференция «Сопротивление в ГУЛАГе» (2002 год) завершилась в Большом зале Московской консерватории исполнением «Реквиема» Александра Локшина. Дирижировал знаменитый Рудольф Баршай.

Недавно у меня была Лена, вдова Баршая, и мы говорили с ней о Десятой симфонии Локшина, исполненной в нашей стране всего один раз 40 лет назад. Она написана на стихи замечательного поэта Николая Заболоцкого, тоже узника ГУЛАГа. Будем стараться, чтобы в дни будущей конференции эта симфония была исполнена.

– Что больше всего поражало в людях, которые прошли лагеря?
– Меня более всего трогает не запрограммированная, не искусственная простота суждений. Например, Заболоцкий, в отличие от других литераторов, его однодельцев, которые давали так называемые признательные показания, то есть оболгали себя и своих товарищей, ничего подобного не подписал. И в своей книге «История моего заключения» он по этому поводу пишет: «Значит, недостаточно били».

Беседовала Тамара Амелина
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 

«РЕАБИЛИТИРОВАЛИ ТЕ ЖЕ, КТО ГУБИЛ»   

- Семен Самуилович, было ли у вас предчувствие, что вас арестуют?

- Знаете, я не думал о том, что потеряю свободу, но это предчувствие проступало в моих юношеских стихах. Однажды летом 1948 года, когда я переходил широкое Садовое кольцо у своего дома, оказавшись между двумя потоками машин, какой-то мужчина, стоявший рядом со мной, произнес: «Не подавитесь рыбной косточкой, за вами следят». Когда я потом вошел в подъезд дома, мне показалась, что какая-то тень метнулась передо мной. Но я отмахнулся от этого предупреждения.

Недели через две меня арестовали. Я был осужден на 10 лет особых лагерей, почти что каторжных. Мы носили номера на спине, по лагерю разрешалось ходить только строем. Рабочий день фактически 12 часов. Когда меня везли на Колыму и я оказался в огромном Ванинском пересыльном лагере, все жались в своих бараках, боялись отойти, и тут ко мне подошел молодой чеченец и говорит: «Хочешь идти с нами?» И я прошел всю эту пересылку вместе с чеченцами. Их боялись, никто их не трогал. Тогда я не задумывался, почему чеченцы позвали именно меня. У меня не было и мысли о предопределенности моей судьбы.

Там, в особом лагере на Днепровском, я, самый молодой среди заключенных, в основном фронтовиков, сыграл свою роль в предотвращении межнационального столкновения, провоцируемого гулаговским начальством через своих сексотов, утверждавших, что без этого нельзя поднять на Днепровском восстание, к которому присоединится вся лагерная Колыма. Подробнее об этом рассказано в моих книгах «Вопросы есть?» и «Стыковка лет».

Почти по всему ГУЛАГу после расстрела Берии в декабре 1953 года лагерная администрация прямо-таки ошалела. Этим людям казалось, что рушится незыблемый порядок. И они всячески пытались доказать свою нужность государству, и с этой целью провоцировали заключенных на неповиновение. В большинстве своем никчемные люди, они опасались, что могут лишиться привилегированного положения, если начнется массовое освобождение заключенных. Они не видели себя ни на какой другой работе, и в самом деле, куда им было деться!

- Изменил ли лагерь ваше представление о людях и о мире?
- Конечно, изменил! Ну, во-первых, расширил. Чем дольше я находился в неволе, тем глубже узнавал людей. Если относиться к лагерной жизни как к пьесе с томительно длинным сюжетом, то, в конце концов, понимаешь, что она написана по-настоящему талантливыми авторами.

В обычной жизни многое не проявлено. Молодой человек, воспитанный в тоталитарном обществе, я преимущественно воспринимал мир в черно-белых красках, жил внушенными, навязанными представлениями, как и большинство моих ровесников. Лагерь все это изменил. Жизнь оказалась гораздо более сложной и в сущности интересной. Я встречал в лагере людей, в той или иной мере обладавших высокой степенью внутренней свободы, независимости от внешних обстоятельств, они жили в своем мире. В этом мире было место для самых высоких человеческих понятий - чести, совести.

Еще в 90-е годы наше общество «Возвращение» выпустило книгу этнографа Нины Ивановны Гаген-Торн. Ее лейтмотив - как в условиях лагеря остаться личностью и сохранить внутреннюю независимость. Со временем многие из нас, узников, поняли, что грань между добром и злом проходит не между мучениками по своему положению и мучителями. Среди мучеников было немало заслуживших возмездие, а среди мучителей встречались и такие, за внешней грубостью которых ощущались соучастие и душевная теплота. Со временем стало понятно, что государство с его институтами и заключенные - это два совершенно разных мира, что наихудшим образом относятся к своим собратьям те, кто придерживается идеологических догм, культивируемых государством.

- Давайте поговорим о знаменитом споре между Варламом Шаламовым и Александром Солженицыным. Шаламов считал, что лагеря растлевают, убивают физически и духовно, а Солженицын полагал, что тюрьма - это великое нравственное испытание. Как бы вы прокомментировали эти две позиции исходя из собственного лагерного опыта?
- Я бы сказал, что правы оба. И Солженицын, отстаивая свою точку зрения, мог привести немало убедительных примеров, и не меньше неотразимых фактов в противовес ему мог привести Варлам Тихонович Шаламов. Но здесь, пожалуй, следует согласиться с Солженицыным. Лагерь - не только место выживания в экстремальных ситуациях, но и испытание духовной глубины и человечности.

В лагере я знал людей, на порядок лучше, чем на воле. Второе, что вырабатывает лагерь, - отнюдь не во всех своих обитателях, - это чувство солидарности, очень сильное чувство, иногда превосходящее страх смерти. За примерами далеко ходить не надо. Все лагерные восстания - и в годы войны на Усть-Усте, и широко известные Кенгирское и Норильское восстания после войны - отмечены высокой солидарностью и товариществом людей, от которых, казалось, трудно было бы этого ожидать, учитывая их прошлое.

И я это знаю не только из своего лагерного опыта, но и из проведенных обществом «Возвращение» четырех международных конференций «Сопротивление в ГУЛАГе». Как это ни странно прозвучит, но заключенные послевоенных лагерей, осужденные на 25 лет, имели как бы свою сословную гордость. Так, вольнонаемных, не прошедших сквозь ГУЛАГ, на лагерном жаргоне называли добродушно-уничижительно - «вольняшки». Сопоставьте это с песней «Ванинский порт», ставшей народной: «От качки страдали зэка, обнявшись, как родные братья, нередко у них с языка срывались глухие проклятья». Кстати сказать, эта песня подтверждает утверждение Шаламова, что никаких «зэков» и «зэчек» - как самоназвание или официальное название заключенных - не было. А было «зэка» (з/к). Именно это слово и рифмуется в песне.

Вообще-то шаламовский взгляд на людей, как правило, далеко не оптимистичен. Как у Леонида Андреева, его внимание сосредоточено на мрачных сторонах человеческого бытия. К тому же сама судьба Шаламова столкнула его с весьма мрачной колымской действительностью, которая и стала предметом его художественного исследования. Но если бы этого не произошло и он оставался на воле, тональность его рассказов вряд ли была бы иной.

Откровенно говоря, меня не столько интересовал спор между Солженицыным и Шаламовым, сколько судьба творческого наследия лагерного товарища Шаламова - Георгия Демидова. У Шаламова есть рассказ «Житие инженера Кипреева». Кипреев - это Георгий Демидов. В рассказе говорится о том, как в первый военный год Колыме грозило остаться без электрического освещения. В навигацию на Колыму доставили разные грузы, а о лампочках забыли. Как охранять заключенных?! Как работать? И вот зэка инженер Кипреев предложил начальству организовать цех по восстановлению перегоревших лампочек, при условии, что его за это изобретение освободят. Начальство согласилось, он действительно организовал производство. Он выполнил свое обещание, но в благодарность вместо свободы получил американские ботинки. Он предложил колымским чекистам самим носить американские. И в результате получил 8-летний дополнительный срок за антисоветскую агитацию.

Потом о заключенном Демидове вспомнили как о физике-теоретике, он был учеником Ландау. И его повезли в шарашку. В отличие от героев Солженицына, он сразу заявил, что все забыл: он просто не хотел на них работать. Его снова привезли в лагерь. Шаламов считал, что Демидов погиб, он отзывался о нем как о самом значительном человеке, которого встретил на Колыме. Но Демидов выжил в лагере, мало того, стал настоящим писателем. Они с Шаламовым потом в хрущевские времена встретились в Москве.

Эта встреча закаленных в чудовищных испытаниях людей закончилась яростной полемикой. Шаламов обвинял Демидова в том, что он не умеет писать, «это все розовые сопли - то, что ты пишешь». А Демидов говорил: «Нет, ты не прав, там была жизнь, и у тебя односторонний взгляд на все». В общем, они расстались, рассорились на всю оставшуюся жизнь. Они используют, можно сказать, один и тот же жизненный материал. Действительно, там, где у Шаламова тьма, у Демидова - свет.

- Как вы познакомились с Шаламовым?
- Я с ним познакомился, когда был составителем магаданского сборника «Ради жизни на земле» в 1963 году, в котором предполагалось издать, наряду с «благополучными» советскими авторами, также и писателей - узников Колымы, я чуть позже расскажу об этом более подробно. В этом мне помогал Илья Эренбург. Он поручил своему секретарю Наталье Столяровой связать меня с освобожденными репрессированными писателями, а также с семьями погибших в тюрьмах и лагерях, посоветовав включить в сборник стихи Бориса Слуцкого. Я позвонил Слуцкому.

Он сказал мне, что он не сидел, на что я ему ответил, что не одни сидельцы будут представлены в этом сборнике. Тогда он спросил: «Вы читали рассказы Шаламова? Без Шаламова этот сборник будет неполным». Дальнейшее было делом техники. Я связался с Варламом через издательство «Советский писатель», поехал к нему домой. Колымчане, мы встретились хорошо, лучше, наверное, нельзя было встретиться. Он мне читал свою поэму «Гомер на Колыме». И все смазала концовка этой встречи.

Шаламов пошел меня провожать до трамвайной остановки. И вот, когда мы ждали трамвая, он спросил меня: «А кто из местных литераторов магаданских будет участвовать в этом сборнике?» Я назвал ему первую попавшуюся фамилию: «Нефедов». Лицо его изменилось, он сказал: «Срать рядом с ним не сяду!» После этого он написал письмо Солженицыну, в котором предупреждал его, что если я обращусь к нему с просьбой дать какие-то материалы для магаданского сборника, то ничего мне не давать, так как он никак мою идею не может приветствовать, потому что я решил собрать под одним переплетом «чистых» и «нечистых».

Откуда я знаю об этом письме? Мне помогал готовить этот сборник Лев Копелев. По моей просьбе он съездил в Рязань к Солженицыну - предложить ему дать для сборника какой-нибудь рассказ.

Солженицын вышел в свет благодаря Копелеву, иначе об этом учителе вряд ли бы кто-то узнал. Позиции у них разные, но лагерная дружба крепкая была. И Солженицын показал ему письмо Шаламова...

Потом Шаламов мне прислал книгу своих стихов с новогодним поздравлением - перед тем как его положили в больницу...

А теперь возвратимся к «магаданскому сборнику». В 1962 году я познакомился с Юрием Борисовичем Лукиным, который работал в «Правде», редактором М. Шолохова, номенклатурным работником; он мне помог получить командировку на Колыму от «Литературной газеты». На Колыме я договорился с первым секретарем обкома Афанасьевым об издании в Магадане первой книги, в которой были бы представлены и репрессированные авторы. Он сам придумал название сборника «Ради жизни на земле». Некоторые из номенклатурщиков того времени были уверены, что разоблачение культа личности - это политика всерьез и надолго, и стремились заводить друзей среди бывших репрессированных. Благодаря этому мне удалось договориться об издании сборника в Магаданском книжном издательстве, я стал его составителем. В Магадане была создана общественная редколлегия сборника во главе с Николаем Владимировичем Козловым, тогдашним секретарем магаданского отделения Союза писателей.

Кончилось дело тем, что кто-то из идеологического отдела Магаданского обкома партии написал донос о подготовке в Магадане издания сборника, который еще хуже идеологически вредных «Тарусских страниц». Из ЦК партии затребовали этот сборник, потом распорядились исключить из него всех «непрописанных» на Колыме. Книгу пересоставили без участия Козлова, и этот, по его выражению, «кастрированный» сборник вышел в свет. Для Козлова это обернулось тяжелым нервным расстройством, его привезли в Москву как страдающего «манией борьбы за справедливость».

- Кажется, в начале 60-х у вас образовалось такое тайное общество бывших политзаключенных…
- Тайное общество - это уж слишком сильно сказано. Просто лагерное землячество. В конце 50-х - начале 60-х годов власть стала более «вегетарианской». Людей, конечно, несправедливо осуждали, но уже не в былых масштабах - не десятками и не сотнями тысяч. Более того, сами карательные органы в это время занимались несвойственным им делом. По всей стране при территориальных отделениях КГБ были созданы отделы реабилитации. Это, наверное, единственный случай в мировой истории, когда реабилитацией людей занималось то же ведомство, которое их губило.

Родство по ГУЛАГу очень сближало людей - по сути дела, это был пароль. Душой «колымского товарищества» была Берта Александровна Бабина. Женщина и в старости статная, необычайной духовной красоты. Знавший ее знаменитый авиаконструктор Туполев позвонил в прокуратуру и выразил удивление, что она, мать его помощника, бывшая левая эсерка, до сих пор не реабилитирована. Именно на предмет реабилитации ее пригласили в Главную военную прокуратуру. Молодой прокурор, которому поручили ее дело, позвал на эту встречу своих коллег, чтобы взглянуть на саму историю. «Бабушка, как вы относитесь теперь к вашей бандитской организации?» - спросил он. «А вы - к вашей?» - ответила она.

- Когда было учреждено общество «Возвращение»?
- В 1989 году в издательстве «Советский писатель» вышел в свет 100-тысячным тиражом составленный мною представительный сборник воспоминаний узниц ГУЛАГа «Доднесь тяготеет». Вскоре последовала еще при советской власти, в марте 1990 года, официальная регистрация общества «Возвращение», ведущего свою историю с начала 1960-х. В то время разрешение на регистрацию общественных организаций выдавал Моссовет, называлось это «согласование». Нас зарегистрировали, в нашем уставе было записано право издавать книги за свой счет.

Это была такая широкая формулировка, которую можно было понять и так, что мы платим государственному издательству, и они издают наши книги; или это можно было интерпретировать так, что мы имеем право заниматься самостоятельно издательской деятельностью, чем мы вскоре и воспользовались.

Придумал эту формулировку мой сокамерник, племянник Мартова, Юрий Яковлевич Цедербаум, очень талантливый юрист. А название «Возвращение» предложил мой друг, правозащитник, математик Александр Павлович Лавут. С тех пор мы выпустили много книг, 10 номеров журнала «Воля», провели четыре международные конференции «Сопротивление в ГУЛАГе».

Одной из первых наших книг была книга Татьяны Ступниковой «Ничего, кроме правды». Она, молодая девушка, фронтовая разведчица, была переводчиком на Нюрнбергском процессе. Об этом процессе над главными нацистскими преступниками существует огромная литература, но книга Ступниковой -  пожалуй, одно из самых глубоких и пронзительных свидетельств. Недавно она была издана в Германии на немецком языке.

Вообще, немало книг «Возвращения» переведено на иностранные языки. А сборник «Доднесь тяготеет», ставший двухтомником, переведен на все основные европейские языки. Теперь, при ретроспективном взгляде на более чем 20-летнюю издательскую деятельность «Возвращения», с 1992-го по 2014-й, можно считать главным ее достижением то, что удалось вырвать из небытия произведения крупного русского писателя XX века Георгия Демидова.

Все его рукописи были арестованы КГБ. При жизни автор не увидел ни одной напечатанной строки. Потом, в годы перестройки, с помощью А.Н. Яковлева, тогда секретаря ЦК партии, КГБ вернул дочери Демидова рукописи отца. Мы издали в серии «Memoria» три его книги повестей и рассказов с предисловиями Мариэтты Чудаковой. А недавно опубликовали его роман «От рассвета до сумерек». Много объясняющий в нашей истории, можно сказать, художественный документ эпохи. Но, пожалуй, главной книгой, которую я стремился издать многие годы, стала составленная мною хрестоматия о ГУЛАГе для школьников и студентов «Есть всюду свет… Человек в тоталитарном обществе». В этой книге с новым поколением разговаривают достойные и талантливые писатели XX века. Прочитавшие ее никогда не будут Иванами, не помнящими родства. К настоящему времени общий тираж ее составляет 32 тысячи экземпляров. Из них в 2012 году 5 тысяч бесплатных экземпляров для московских школьников издано на средства московской мэрии.

Дмитрий Белановский - специально для «Новой»
Источник: НОВАЯ ГАЗЕТА .

О Человеке: Мариэтта Чудакова о Семене Виленском

Семен Самуилович ВИЛЕНСКИЙ (1928-2016) – литератор. Узник ГУЛАГа, редактор и издатель многих книг репрессированных авторов: Интервью | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

НУЖНЫ ЛИ НАМ ГЕРОИ?

Герои живут в сегодняшней России.
Среди нас, рядом с нами. Но они неизвестны нашим подросткам. Хотя именно в отрочестве – не позже! – нужны, необходимы образцы для подражания. Если подлинные образцы остаются неизвестными – их заменяют ложные. И это опасно, потому что практически необратимо.

Только что вышла книжка – «Стыковка лет. Воспоминания».
Автор – колымчанин (не житель Колымы, как, может, кто подумал, а много лет долбивший там – по воле «успешного менеджера», любимца половины сегодняшних россиян – вечную мерзлоту) Семен Виленский.

«Интеллигенты,
Быть тверже стали!
Кругом агенты,
А первый – Сталин.


Это с ходу сочиненное мною стихотворение я пропел на мотив польского гимна в подмосковном Перхушкове, в по-весеннему светлой березовой роще.
Шел победный 1945 год. Я только что принят экстерном, при конкурсе 25 человек на одно место, на филологический факультет Московского университета. В Перхушкове со мной было несколько будущих сокурсников. Донес кто-то из них.
…Приводя четверостишие в протоколе допроса, следователь не решался вывести своей рукой: «Сталин». В конце концов пожертвовал рифмой – вместо «Сталин» написал в скобках: «Далее следует имя любимого вождя советского народа».

Юношу этапируют в Сухановскую тюрьму.
Страшнее ее, по единодушному мнению зэков, не было. Живыми оттуда выходили очень редко.

«В этой тюрьме люди сходят с ума.
Кричат, воют…
Требую вызвать прокурора.

В ответ: «Можем вызвать следователя».
Следователь мне не нужен. Ему надо одно: чтобы я подписал, что хотел убить Сталина...

Сырость.
Холод. Не могу повернуть голову – вся шея покрыта фурункулами. Белье такое ветхое, что нельзя сплести веревку, чтобы удавиться. Всё предусмотрено…
Книг нет. Писать не положено. От безумия спасают стихи. Сочиняю на память. Дня не хватает…

Работал там как никогда…
До сих пор помню сочиненные там стихи».

Объявленная юношей голодовка и настойчивые требования: «Вызовите прокурора» привели, естественно, в карцер.

В подвале посреди проходной комнаты – «большая бочка и табуретки. Привыкнув в тюрьме к парашам, я по наивности подумал, что это тоже параша…

Узкий каменный мешок…
Холодные мокрые стены, по ним сползает вода…

Вдруг за дверью карцера шум и возня.
Отчаянный вопль. И голос: «Шпарь ему яйца!» В ужасе понимаю, что за дверью пытают людей, что большая бочка вовсе не параша…».

…Это всё – если кто еще не понял, не успел поучиться по свежим учебникам истории профессоров Данилова и Филиппова, – ради модернизации, в целях индустриализации.

Решение Особого совещания – десять лет лагерей.
«Террористом я себя не признал – наверное, потому, что не шпарили кипятком».

…Странный эффект: неотрывно читаешь про эти ужасы, не впадая в депрессию, а на каком-то подъеме.
И вдруг понимаешь – это сильная личность на каждой странице перемалывает изображаемые обстоятельства.

В лагере идет постоянная корректировка того, что стандартизовано на воле.

«…Обычно врагов примиряет только земля, вечный покой примиряет их. А в этом каменном котловане продолжалась жизнь.
…Каратели и партизаны ели из одного котелка.

Значение здесь имело не прошлое, а настоящее.
Каков человек? Не захребетник ли, не «сшибет ли довеска» с пайки хлеба? Не побежит ли стучать куму? Каждый на виду».

…Ну ладно, скажут циники, заполонившие интернет, – в чем образец-то?
Как в камерах себя вести? Так в камерах Сухановки давно монашеские кельи.

Да нет, не только в камерах.
Почти полвека, а последние пять-шесть лет, ввиду сна России и аннигиляции гражданского общества – особо интенсивно, Семен Виленский, глава историко-литературного общества «Возвращение», составляет и издает лучшие книги о Гулаге – прозу (три тома неведомого прежде Георгия Демидова, равного, на мой взгляд, Шаламову), стихи, мемуары…

Неутомимо, за всех бездействующих, занимается просвещением непросвещенных. Эти книги не оседают в Москве, развозим по библиотекам России, где их, представьте себе, очень ждут.

Напоследок – фрагмент из книги «Стыковка лет».

«Левую эсерку, легенду колымчан Берту Бабину пригласили в Генеральную прокуратуру на процедуру реабилитации.
В кабинете молодого прокурора «находилось несколько десятков чинов, пришедших взглянуть на «живую историю».
– «Бабушка, – обратился к ней прокурор. – Как вы теперь относитесь к вашей бандитской организации?».
– «А вы к вашей?».
На этом разговор был окончен».

Источник:  Мариэтта Чудакова профессор Литературного института им. Горького, член Европейской академии .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ