О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

УСПЕНСКИЙ Федор Борисович ( род. 1970)

Интервью   |   Статьи
УСПЕНСКИЙ Федор БорисовичФедор Борисович УСПЕНСКИЙ (род. 1970) - доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения, руководитель Центра славяно-германских исследований, профессор Института высших гуманитарных исследований РГГУ: Видео | История | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

Федор Борисович Успенский в 1996 гг. окончил Московский Государственный университет, романо-германское отделение (специальность: немецкий язык и германская филология); за время обучения проходил стажировку в Исландии (Университет г. Рейкьявик) и в Германии (Технический Университет, г. Берлин). В 1996 г. поступил в очную аспирантуру Института Славяноведения РАН.

В 2000 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук (тема: «Славяно-скандинавские контакты периода христианизации: на материале языковых данных).

В апреле 2005 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора филологических наук на тему «Династическое имя в Скандинавии и на Руси».

С 2006 г. - руководитель Центра cлавяно-германских исследований при Институте славяноведения РАН.

Направление научных исследований: скандинавская филология, история и литература древней Скандинавиии древней Руси; культура средневековой Европы, историческая ономастика.

Автор более 100 публикаций.

Федор Борисович УСПЕНСКИЙ: интервью

Федор Борисович УСПЕНСКИЙ (род. 1970) - доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения, руководитель Центра славяно-германских исследований, профессор Института высших гуманитарных исследований РГГУ: Видео | История | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

"Будущее гуманитарной науки – за междисциплинарными исследованиями"

Неотъемлемой частью образовательного процесса в ПСТГУ является знакомство студентов с проблематикой академической науки. Так, в рамках Медиевистического семинара Филологического факультета регулярно выступают с докладами не только преподаватели Свято-Тихоновского университета, но и приглашенные лекторы. Предлагаем вниманию читателей интервью с доктором филологических наук, руководителем Центра cлавяно-германских исследований при Институте славяноведения РАН, ведущим научным сотрудником лаборатории медиевистических исследований ВШЭ Федором Борисовичем Успенским.

- Федор Борисович, на медиевистическом семинаре Вы представили доклад, который был равным образом интересен студентам Филологического и Исторического факультетов ПСТГУ. Расскажите, пожалуйста, про область Ваших научных интересов.
- Если говорить в самых общих чертах, то я по образованию филолог, но даже при занятиях исключительно филологией я всегда интересовался древней историей. Мне всегда очень хотелось соединить оба этих направления и вернуться к тому историко-филологическому синтезу, который некогда был в наших гуманитарных науках. В конце XIX века невозможно было представить себе историка, не знавшего древних языков, и невозможно было представить себе филолога, не знавшего древней истории! Я постарался найти для себя такую тематику, где бы перекрещивались оба моих интереса, и начал заниматься средневековой историей с позиции лингвиста, с точки зрения языка. Дело в том, что никто из нас не был свидетелем древней истории, а почти все исторические сведения мы черпаем из текстов, а там, где есть тексты - там филология. Таким образом, я шел от языка, но занимался актуальными историческими проблемами. И сейчас я, будучи филологом, занимаюсь историческими темами.

- Вашу более узкую специализацию можно обозначить как «история средневековых отношений Руси и Скандинавии»?
- Да, но это - уже не первая моя специализация. Я закончил филологический факультет как лингвист-германист, то есть я занимался древнегерманскими языками, прежде всего, древнеисландским языком, древнеисландскими текстами и древнеисландской литературой, и не помышлял о том, что буду заниматься когда-то Русью. Но потом - так сложилась жизнь - я попал в Институт славяноведения Академии наук. Мне нужно было найти что-то славянское в своих занятиях, поэтому я стал изучать средневековые отношения Руси и Скандинавии и с интересом продолжаю свои исследования до сих пор. Это напряженный момент русской истории, эпоха становления Руси, поэтому здесь всегда можно найти интересную проблематику.

- В центре Вашей сегодняшней лекции были имена князей Киевской Руси. Насколько вообще можно опираться на анализ выбора имен при изучении исторических событий? Актуально это только для X-XII веков или применимо к более поздним реалиям и даже к современной истории?
- Знаете, мне кажется, что это отчасти применимо и к более поздним реалиям и, может быть, в чем-то и к современности. Дело в том, что имя - такое интересное явление человеческого общества! Ведь не существует социума, где не было бы имен, будь то индейцы Амазонки или современная Россия. Собственно я пытаюсь рассматривать имя как текст. Ведь если относиться к нему не просто как к слову, а именно как к тексту, как к историческому источнику, если учитывать контекст, в котором рассматриваемое имя существует, можно сделать целый ряд интересных открытий.

Конечно, многое, о чем я сегодня говорил в рамках своего доклада, было характерно только для Средних веков. В частности, в тот исторический период можно наблюдать очень жесткую привязку факта имянаречения в княжеской среде к вопросам власти и престолонаследия. Позже эта сцепка ослабевает, становится условным явлением, но ее следы все равно остаются.

Какие-то вещи, о которых я говорил применительно к древности, есть и в современной жизни. Простой пример: русские князья никогда не называли своих детей по отцу, нельзя было повторять имя живого прямого предка, нельзя было зваться Владимиром Владимировичем. Если ты был Владимиром Владимировичем, это означало только одно: твой отец умер, когда ты был в утробе матери. В этом случае было вполне естественно назвать ребенка именем только что умершего предка. Почему так происходило, это отдельный вопрос, конечно, связанный с верой в то, что дух предка как бы оживает в потомке, когда его нарекают тем же именем.

Такого правила очень строго придерживались в династии Рюриковичей вплоть до монгольского периода. Казалось бы, подобная вещь не имеет отношения к современной России, но во время Второй мировой войны много людей пропадало без вести, не возвращалось с фронта, а между тем в семьях продолжали рождаться дети. И вот люди нередко избегали называть внука в честь деда, который пропал на войне, потому что если бы они его так назвали, то таким образом признали бы, что дед убит. Все продолжали надеяться, что пропавший без вести вернется с фронта, а в послевоенные годы случалось и такое. А если уж приходила похоронка, то, наоборот, старались поскорее дать родившемуся ребенку имя погибшего родственника. Таким образом, мы видим, что наивное представление, что в потомке вместе с именем оживает предок, продолжает жить. Эти механизмы, конечно, совершенно другие и существуют в других контекстах, в другой социальной среде, но они все-таки существуют. Так что что-то из того, о чем я говорил сегодня, применимо и к более поздним историческим эпохам.

Кроме того, я говорил не только об именах людей, но и о названиях мест. Если Вы помните, я закончил на том, что, могло быть такое развитие событий: появилась теория "Москва - третий Рим", и вот, рядом с Москвой образовали бы город Рим, а Москву-реку переименовали бы в Тибр. В домонгольский период что-то подобное делали, в частности, присваивали городам Северо-Восточной Руси имя Переяславль в честь второго по чести города Киевского княжества. Да и позже можно привести пример: Новый Иерусалим, который построен как подобие настоящего Иерусалима, где есть те же объекты, что и в настоящем Иерусалиме.

- Среди Ваших публикаций особняком стоят работы, посвященные творчеству Осипа Мандельштама. Откуда у Вас интерес к этому поэту?
- Действительно, это так. Я, будучи медиевистом, когда-то для отдыха, когда-то из общего интереса, много занимался поэтикой Осипа Мандельштама. Это один из самых моих любимых поэтов, и мне казалось, что я вижу в нем что-то такое, что, может быть, не все замечают. В какой-то момент мой читательский опыт трансформировался в научный. И вот, шаг за шагом я написал несколько статей о Мандельштаме, написал небольшую книжку о поэтике Мандельштама и собираюсь написать книжку о поэтическом языке Мандельштама вообще. Я бы Вам рассказал о Мандельштаме, если бы Вы спросили меня о хобби, хотя я и не люблю этого слова. Изучение Мандельштама не связано с моими основными научными исследованиями, я не считаю себя профессиональным мандельштамоведом, тем не менее, мне кажется, что я как филолог могу разбираться в его творчестве чуть более профессионально, чем обычный читатель. И вот этим "профессиональным" впечатлением от Мандельштама мне и захотелось поделиться.

- Вы не ведете регулярной преподавательской деятельности, целиком сосредоточившись на научных исследованиях. Тем не менее, Ваша лекция воспринималась очень легко даже мной, человеком незнакомым с проблематикой средневековой истории и романо-германской филологии. Как Вы подходите к построению выступлений, чтобы в итоге какие-то книжные вещи, которые легче воспроизвести в виде таблицы, свести в ясное для широкого круга слушателей повествование?
- Спасибо большое на добром слове, я действительно искренне рад, если моя лекция была понятна, потому что считаю жанр лекции, жанр доклада, устного выступления одним из самых трудных. Говорящего человека речь провоцирует на какие-то повороты, отступления от темы. И очень легко копнуть слишком глубоко, так что никому уже не будет понятно, о чем идет речь, или, наоборот, начать рассказывать об очень сложных вещах, которые заслуживают детального рассмотрения, слишком поверхностно и схематично. Поэтому, на мой взгляд, устное выступление гораздо сложнее, чем написание научной статьи.

Мы занимаемся гуманитарными науками, а они, слава Богу, не умещаются только в таблицы и чертежи. Гуманитарные науки остаются очень тесно связанными с языком, с языком описания, именно с тем языком, который использует исследователь при разговоре с аудиторией. Я, например, считаю одним из самых благородных занятий для академического исследователя написать популярную книгу. И если у него получается это сделать, это достойно высших похвал. Я сам популярные работы писать не умею, написать легко и доступно о сложном и неоднозначном невероятно трудно, но это - идеал, к которому я стремлюсь. Я далек от него, поэтому не менее тщательно готовлю лекции, чем статьи для публикаций.

Это, наверное, преувеличение, но для статьи всегда есть больше времени, ты всегда можешь посидеть, подумать, что-то поменять. А в случае с лекцией часто бывает, что вся подготовка сведена к нулю во время устного выступления. Поэтому когда я готовлю лекции, то как минимум пишу подробный план. Не просто пункт один, пункт два и название объекта, нет, я пишу либо развернутые тезисы, либо, чаще всего, полный текст выступления. Я его никогда не зачитываю, могу сколько угодно отвлекаться и уходить в сторону, но у меня будет некий навигатор, который ведет меня во время устного выступления.

Люди в этом отношении устроены очень по-разному. Есть те, которые просто читают письменный текст, есть те, которые обладают замечательной способностью говорить, и им никакой письменный текст не нужен. Я, скорее всего, из третьего разряда людей, то есть я не знаю, хорошо ли я говорю, боюсь даже об этом думать, но, когда я говорю, мне нужно иметь перед собой некую письменную карту выступления.

Вспоминается рассказ о Юрии Михайловиче Лотмане, великом русском литературоведе, который был блестящим оратором. Все лекции он читал без бумажки, ничего не писал заранее, наоборот, импровизировал во время лекции, но ему обязательно нужно было перед собой иметь какой-то листочек. В нем обычно был или план, или конспект, или просто пара цитат, которые он должен был воспроизвести. И однажды ему пришлось спонтанно, почти экспромтом читать лекцию, и никакой заготовки у него не было, а без подобного листочка он просто терял дар речи, и он попросил у своего друга дать ему в руки хоть что-нибудь. Это был, кажется, учитель химии, и у него с собой были тетради учеников с контрольной работой по этому предмету. Одну из них он одолжил Юрию Михайловичу, и тот прочел замечательную лекцию и блестяще импровизировал, держа в руках школьную тетрадь по химии! То есть ему физически было важно ощущать в руках бумагу, чтобы говорить, туда даже не заглядывая. Вот это для меня в некотором роде идеал!

- Возвращаясь к близкой для Вас теме междисциплинарности, спрошу, насколько, по Вашему мнению, важно взаимопроникновение гуманитарных наук, будь то богословие или философия или, как в Вашем случае, филология и история?
- Начнем с того, что филология, в общем, выросла из богословия – из толкований, переводов и комментариев к Священному Писанию. Сближение гуманитарных наук - тот идеал, к которому надо стремиться. Это совершенно необходимо, особенно если речь идет о древних периодах, таких, как Средние века или раннее Новое время. Русская гуманитарная наука достигла расцвета в конце XIX века, в некоторых областях отечественные ученые даже были первыми в мире именно благодаря синтезу истории и филологии. Например, русская византинистика строилась на синтезе истории и филологии, и ее авторитет был настолько глубок, что появились все предпосылки для того, чтобы интернациональным языком гуманитарной науки или, по крайней мере, византинистики, стал русский. Сейчас, по-моему, работает лишь первое поколение западных византинистов, которые не читают по-русски. Византинистов предыдущего поколения, тех, которые сейчас уже пожилые люди, невозможно даже представить без минимальных познаний в русском языке!

Возвращаясь к сегодняшнему дню, скажу, что за идеал следовало бы взять состояние гуманитарных наук конца XIX - начала XX веков в России, когда синтез филологии и истории был почти осуществлен. Насколько этот синтез может быть завершен окончательно, не знаю, но стремиться к нему совершенно необходимо, мне кажется, за этой междисциплинарностью - будущее науки.

Подготовил диакон Стахий Колотвин
Источник: pstgu.ru/news/life/science/2013/05/31/46635/ .

Федор Борисович УСПЕНСКИЙ: статьи

Федор Борисович УСПЕНСКИЙ (род. 1970) - доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения, руководитель Центра славяно-германских исследований, профессор Института высших гуманитарных исследований РГГУ: Видео | История | Интервью | Статьи | Фотогалерея.
   
Прямая речь: Федор Успенский

Филолог, заместитель директора Института славяноведения РАН рассказывает о значении отчеств, разнице между историками и филологами и расцвете в области славяноведения

С одной стороны, Русь и Скандинавия в обыденном сознании разнесены друг с другом, с другой – не совсем. Я вообще получал образование как чистой воды скандинавист, то есть учился германистике на филологическом факультете МГУ, собираясь заниматься древними скандинавскими языками и древней скандинавской литературной традицией. Собственно, все пять лет учебы я этим и занимался, не помышляя ни о какой Руси. Львиная доля того, что мы знаем о Скандинавии в Средние века, написано по-древнеисландски, и я занимался изучением древнеисландского языка, древнеисландской литературы, при всей условности термина «литература», потому что, конечно, это больше, чем литература. Но когда я окончил университет, возник вопрос, куда мне деваться дальше. Меня пригласили в Институт славяноведения в аспирантуру в отдел типологии и сравнительного языкознания, который замечателен тем, что меньше всего там было чистого славяноведения, я бы сказал, это почти фирменный знак отдела, там люди всегда занимались чем угодно, кроме классического славянского языкознания, хотя и им тоже. Там до сих пор работают Вячеслав Всеволодович Иванов и Андрей Анатольевич Зализняк; Владимир Николаевич Топоров работал и даже одно время возглавлял отдел, вообще такой славный был отдел, со своими богатыми и знаменитыми традициями. И вот меня туда позвали, что по молодости лет было приятно и лестно, но было условие: я хотя бы формально должен был свои интересы связать с миром славянства. А в такой ситуации любому человеку приходит в голову, что если есть Скандинавия, то нужно заниматься русско-скандинавскими связями. Или, шире говоря, скандинаво-славянскими связями. И так я потихоньку повернул в эту сторону и как-то увлекся, то есть действительно, как мне кажется, нашел какие-то ходы и ключи к этому извечному вопросу о скандинаво-славянских контактах раннего времени. Я всегда этим занимался не как историк, а как филолог, меня это интересовало сквозь призму языка, литературной, культурной традиции, поэтому мой ракурс всегда немного отличался от классических, если не сказать кондовых историков, которые занимаются темой скандинаво-славянских связей и занимаются очень успешно. Но в этом смысле я себя немого чувствовал белой вороной, что сначала мешало, а потом даже помогало. Не скажу, что одно вытеснило другое, я по-прежнему интересуюсь сугубо скандинавскими проблемами и темами, но не в меньшей степени занимаюсь и русско-скандинавскими связями, и Русью как таковой тоже, потому что деться было некуда, приходилось осваивать новую для себя целину, и я увлекся древнерусской проблематикой, благо, меня всегда окружали русисты-древники, и было грех не увлечься чисто русской проблематикой, связанной с домонгольскими делами, династией Рюриковичей и тому подобными вещами.

об увлечении Скандинавией

Тут были два фактора, оба очень важных, я даже не знаю, какой важнее. Один фактор заключался в том, что к тому времени, как я стал студентом, существовало уже много переводов исландских саг, королевских и родовых. Родовые – собственно об Исландии, а королевские – о Норвегии, о ее истории, хотя, по-видимому, написаны в Исландии. И существовала уже целая традиция перевода, переводы замечательные, во главе этой традиции стоял пионер скандинавистики в России Михаил Иванович Стеблин-Каменский, он многое сделал, а что не успел сделать, то заканчивали его ученики и коллеги, но я и не помышлял ни о чем таком, а просто любил тексты саг и переводы, но, конечно, меня интересовало, как все было в оригинале. И это совпало замечательным образом. Я учился на филологическом факультете на кафедре немецкого языка – это как раз самое горячее время было, когда рухнула Берлинская стена, начались поездки в Германию уже более свободно, и я понял, что немецкий язык меня не так уж интересует и надо искать что-то другое, дополнительное. А у нас очень хорошо преподавались обязательные курсы для тех, кто занимается германскими языками, меня увлекли германские древности, и когда у меня возник вопрос, куда мне идти, то я первым делом обратился к этим германистам и спросил, чем бы мне заниматься. На что они мне сказали, что есть такой замечательный профессор скандинавской филологии, который прекрасно все знает, только у него характер скверный, тут либо сойдетесь, либо нет. Я решил рискнуть, так я со второго курса попал в руки выдающегося скандинависта, лингвиста Ольги Александровны Смирницкой, которая была очень близким другом Стеблин-Каменского, его коллегой, они очень много работали вместе, и Ольга Александровна после смерти Стеблин-Каменского осталась главным адептом его школы и ее представителем. Она вам наверняка известна по блестящему переводу Младшей Эдды. Так я попал к ней в руки, и тут, надо сказать, судьба мне сделала подарок, потому что другого такого преподавателя я никогда в жизни не видел. Она с самого начала никогда не занижала планку. У меня было лишь некое представление о сагах, которые я прочитал в русском переводе, но буквально с первой же встречи она сказала мне, куда приходить, чтобы учить древнеисландский язык, при том занятия уже шли, я просто должен был влиться в эти занятия и догонять людей, которые меня значительно опередили. Она тут же показала мне и словари, и основные издания, чтобы я читал тексты, в общем, поступила так, как поступают с детьми, которых учат плавать, вывозя их на середину озера и бросая в воду, чтобы они выплывали сами. И это был замечательный опыт, потому что она действительно сразу погрузила меня в весь этот круг проблем, и все оставшиеся университетские годы я учился у нее, и я понимаю, что непростительно мало учился, я бы и сейчас с удовольствием ходил к ней на семинары.

о студенческом времени

В университете начинал я с того, что занимался скальдической поэзией и при помощи Смирницкой читал, комментировал, трактовал ее, а это, надо сказать, не фунт изюма, потому что скальдическая поэзия отличается исключительной сложностью формы, это не просто стихи, а это стихи, трижды закрученные в узел, практически зашифрованные, до сих пор филологи и лингвисты бьются над их расшифровкой, и что-то удается, а что-то нет, то есть это одно из сложнейших занятий. Представьте, что вы в принципе интересуетесь какой-нибудь древней письменностью, а вас сразу поставили на дешифровку какого-нибудь тохарского или хеттского письма.Так точно с самого начала она окунула меня в сложнейшие проблемы скандинавской филологии древности. На фоне скальдической поэзии чтение саг было простым упражнением, потому что саги написаны простым языком, а скальды - нет. Ольга Александровна очень правильно поступала, что ей в данный момент было интересно, тем она со студентами и занималась, а интересно ей было многое. На каком-то этапе ей была интересна руническая письменность, и мы все слушали ее курс по разъяснению рунической письменности, и это было очень полезно. Потом скальды, потом саги, но все это в целом укладывалось в общий курс, в частности в курс исторической поэтики древней скандинавской литературы. Вообще в это время на филологическом факультете была очень хорошая и питательная среда хотя бы в этой области: были семинары, где студенты-второкурсники выступали наравне со взрослыми исследователями и никакой разницы не делалось между выступающими. Были отдельные вещи, о которых я вспоминаю с благодарностью, – был НСО (научно-студенческое общество), когда студенты собирались и делали молодые и неопытные доклады, и были там представители профессуры, которые выступали арбитрами, это тоже было полезно. Вообще говоря, среда была замечательная, и, нырнув в эту проблематику скандинавской филологии, вынырнуть из нее было невозможно.

об аспирантуре

В аспирантуре я учился не в университете, а в Академии наук в Институте славяноведения. Аспирантура была замечательна тем, что я был полностью предоставлен сам себе, это самые свободные три года, которые вообще были в моей жизни, потому что я никому ничего не был должен. Моим руководителем был Владимир Николаевич Топоров, который честно прочитал тот текст, который я ему принес перед защитой диссертации, и даже что-то такое сказал. У него была немножко странная манера, по-своему очаровательная и обаятельная: обсуждая какие-то темы, он руководствовался не тем, что сказал докладчик или автор статьи, а теми ассоциациями, которые это у него вызвало, а эти ассоциации часто были очень удаленные, он человек невероятной эрудиции и культуры, поэтому у него все в мире рифмовалось друг с другом, диссертация о славяно-скандинавских связях у него могла вызвать какие-то ассоциации с Достоевским, тогда он начинал о нем говорить и это было очень увлекательно. И я помню, что моя диссертация, которую он наверняка не прочитал досконально, вызвала у него какие-то сложные ассоциации: там, с одной стороны, были кривичи, такое древнее славянское племя, с другой стороны - Достоевский и какие-то древнеиндийские тексты, но тут я уже не мог принять полноценного участия в разговоре, потому что Владимир Николаевич, конечно, древнеиндийскими текстами владел гораздо лучше меня. Тем не менее он считал своей главной обязанностью не трогать меня и ничего от меня лишнего не требовать, и это мне очень помогло, потому что, с одной стороны, это было неким жестом доверия ко мне как к взрослому, с другой стороны, в принципе, я знал, о чем писать, это могло бы в каком-то другом случае сыграть опасную шутку, потому что часто люди нуждаются в направлении, и ничего в этом дурного нет. Но мне повезло, я знал и хотел совершенно определенные вещи и ими занимался, и делал это в атмосфере абсолютной свободы, никто до меня не докапывался. Как раз такая сложная жизнь с обязательствами, дедлайнами началась позже, и я долго тосковал по аспирантуре, когда я был предоставлен самому себе в прекрасной атмосфере, в научной среде.

о разнице исторического и филологического подходов

Гуманитарные науки после революции разделились на историю и филологию, и между ними пролегла пока что не очень преодолимая грань. К сожалению, историки живут сами по себе, филологи – сами. И эта ситуация нездоровая и абсурдная, так не было в лучшие годы гуманитарной науки в конце 19 века, когда было комплексное историко-филологическое образование, и всякий историк имел филологический взгляд и навык, и у всякого филолога было прекрасное историческое образование. Тогда русско-варяжской проблематикой люди много занимались не только с исторической точки зрения, но и с филологической, искали какие-то общие сюжеты, точки сближения удаленных текстов, и это дало богатые плоды. К сожалению, традиция была нарушена после революции и вообще русско-варяжскими проблемами было трудно заниматься в послевоенное время по идеологическим причинам. Как бы то ни было, историки есть историки, их ни с кем не спутаешь, их часто не волнует язык, они языком пользуются, как молотком, как прикладным средством для обнаружения других, более для них существенных проблем, социально-экономических, историко-политических, например. Мне же эта сторона всегда казалось чуть менее интересной. Язык (несмотря на то, что я не считаю себя лингвистом в чистом смысле, скорее филологом) для меня — точка отсчета при анализе почти любой проблемы, будь то древнеисландский или древнерусский, на котором написаны летописи, от языка я старался отталкиваться и сквозь язык смотреть на многие вещи. Например, меня всегда интересовали термины родства и свойства. Опять-таки и в скандинавском, и древнерусском, конечно, меня интересовали не только слова, но и реальность, которая за ними стоит, но для меня одно от другого неотличимо. Для меня историческая реальность подана через язык, а историки, как сектанты, верят, что историческая реальность где-то существует и ее надо просто найти, как в темной комнате надо найти предмет. И это разные подходы, что видно даже по стилистике научных работ. Я бы не хотел ругать историков, вообще много в русско-варяжской проблематике было сделано именно ими. Я говорю о разнице ракурсов, а не о том, кто лучше или хуже. Кроме того, мне всегда казалось, что я чуть-чуть в преимуществе перед теми, кто занимается классической темой Древней Скандинавии и Руси. Разница в том, что обычно человек обращался к этой теме, будучи историком-русистом, то есть видя все через призму русских источников, а я считал, что мое преимущество в том, что я в эту тему прихожу как скандинавист и на все гляжу их глазами, условно говоря, уподобляясь скандинавам того времени и пытаясь это описать, потому что какие-то темы, мне кажется, возможны только со скандинавоцентричной точки зрения. Например, такая простая вещь, которая меня очень интересовала: с одной стороны, мы хорошо знаем, что древняя Русь и древняя Скандинавия были тесно взаимосвязаны, не обсуждая детали, тому есть много свидетельств, в том числе археологических. Но поразительным образом при этом сами скандинавы в письменных источниках явно путают русских и греков, они для них примерно одно и то же. И я пытался объяснить, как могло получиться, что при очень тесном знакомстве был такой дистанцированный и абстрагированный взгляд. Представьте, что у вас есть хороший приятель, с которым вы провели много времени, но вы его путаете с другим человеком, скажем, с тёзкой, но как возможен такой обман зрения, такая аберрация. Это объяснимо, на мой взгляд, прежде всего через язык, потому что отэтнонимические прилагательные, обозначающие русских и греков, чисто внешне очень похожи в древнеисландском языке: одно - "gerskr" или «gerzkr», а другое – «girskr» («griskr») или «girzkr». В письменной традиции эти два слова слились в одно, и это изменило перспективу, взгляд скандинавов на Русь. Конечно, это изменение связано и с постепенным отдалением Руси и Скандинавии друг от друга. Такая почти каламбурная вещь изменила строение языка и взгляд на реальность, что кстати часто бывает.

о династическом имянаречении

Где-то уже лет 6-7 я занимаюсь тем, что для себя называю исторической семантикой имени, то есть пытаюсь ответить вопрос, как функционировали имена в древности, не только имена как таковые, не имена как слова (это тоже интересная тема: из чего состоят имена, как они образовываются), а меня как раз интересует жизнь имени в различных исторических контекстах: как выбирали имена, как их меняли, как отказывались от одного имени и выбирали новое, и чем это могло быть мотивировано, как относились к имени, чем сами принципы выбора имени могли быть обусловлены. Такая историческая социология имени собственного меня, пожалуй, интересует больше всего, хотя я хватаюсь за одно, это меня выводит на другое, и вообще я похож на человека, который надолго завяз в интернете, тычет на каждую ссылку, которая перед ним выпрыгивает, и идет дальше и дальше, и давно потерян первоисточник того, что искалось. Так и я, меня эти имена вывели на династические связи, а это прежде всего династические браки, я заинтересовался тем, как были устроены браки в династии, а они были устроены особым образом, потому что все члены династии были в слишком близком родстве друг с другом, жениться им между собой до поры до времени нельзя, тем не менее они женятся. Как же так происходит? Я бы сказал, что по разным обстоятельствам и из-за разных условий меня интересуют прежде всего династические имена, а династию я рассматриваю как такой микрокосм, в котором очень многое проявляется и многое живет по своим законам, и можно какие-то модели описывать, не выходя за его пределы. Методологически это для меня важный фактор и параметр. При том что я отдаю себе отчет, что династическое имянаречение в Древней Руси было устроено, видимо, не совсем так, как имянаречение простых людей, были точки совпадения и расхождения, и я стараюсь это учитывать.

о современных исследованиях

Сейчас я занимаюсь вместе со своим постоянным соавтором Анной Феликсовной Литвиной отношениями Руси с кочевниками и прежде всего с половцами, с тюркской кочевой культурой, которая постоянно окружала Русь, воевала с ней, мирилась и находилась в постоянном взаимодействии и коммуникации. Они были похожи на мальчиков, которым проще не разговаривать друг с другом, а драться, и это тоже акт коммуникации. Также и половцы с Рюриковичами заключали мирные договоры и браки, потом они расторгались и заключались новые договоры и мирные соглашения. Я занимаюсь прежде всего сложной динамикой русско-половецких связей (там очень мало уже скандинавского), меня интересует именно обмен именами между русскими князьями и половецкими. Поскольку эти имена часто скандинавские по происхождению, то часть скандинавских имен попадает к половцам. Кроме того, половецких князей русские всегда называли с отчествами, а особая престижность наименования с отчествами на Русь пришла, видимо, от скандинавов, потому что с самого древнего периода именование по отчеству всегда было и актом наделения престижного социального статуса. Далеко не каждого человека можно было назвать «Иван Петрович», грубо говоря, а только князя, боярина, представителя элиты, это до сих пор, кстати, сохранилось в современном языке, вы же ребенка только иронически сможете назвать по имени и отчеству, и эта модель элитарного употребления отчеств была перенесена русскими князьями на половцев, они явно выделяли с помощью отчеств тех, кто принадлежал к кочевой половецкой элите, с кем можно было вести переговоры. Так что это такие длинные линии, связывающие, как ни парадоксально, Скандинавию, Русь и в общем кочевой мир.

о современном русском языке

Все говорят о порче русского языка, но я не вижу никакой порчи. Появление английских слов я считаю совершенно естественным процессом, и язык без нас справится, тем более русский язык; если это какой-то малый язык, там есть, о чем поспорить, а огромный русский живой язык, который вбирает и вбирал в себя и не такое, конечно, справится с проблемой английских заимствований, это меня не раздражает и мне не мешает. Мне мешают две вещи: кажется такой национальной бедой постепенная утрата отчеств, и я очень жалею об этом и стараюсь всячески противодействовать. Видимо, это тенденция такая, связанная с западной ориентацией России последних лет. Еще и «Вы-ты» меняется; конечно, обращение на «Вы» остается, но сфера его применения меняется. Мне трудно себе представить ситуацию, как в Германии, где студент говорит профессору «ты» часто, России пока это не грозит, но распределение «ты-Вы» уже меняется. Это одна вещь, а другая, которая страшно раздражает, при том что я не пурист и не борец за чистоту языка, - это изменение социального статуса матерной ругани. Мат изменился именно в сфере своего применения, изменились регистры, в которых мат уместен. А по цепной реакции какие-то слова полуприличные, вроде и не матерные, например слова из детского языка, обозначающие не очень приличные вещи, начинают входить в литературный язык, и для моего уха они звучат диковато. Это меня раздражает в языке. А отчеств мне очень жалко. Все-таки это красивая, уникальная система, сейчас в такой мере пользуются отчествами только исландцы. Но у исландцев совершенно другая языковая ситуация – у них нет фамилий. А такой развитой системы отчеств, как у нас, я не знаю нигде больше. Эта уникальная вещь, по-моему, определяющая черты русской культуры, и так просто от них отказываться очень не хочется, конечно.

о преподавании и современных студентах

Я считаю преподавание нужным делом, ведь в Академии наук это не обязательно, чем она и знаменита, что имеет свои плюсы и минусы, скорее минусы. При том что я не большой поклонник преподавания и не могу сказать, что являюсь преподавателем по натуре и по духу, но лично мне оно необходимо. Часто бывает ситуация, когда какая-то мысль брезжит в голове и она тебя беспокоит, а сформулировать на бумаге или за компьютером ты не можешь, вот в такой ситуации преподавание незаменимо, ты как будто проговариваешь и выборматываешь что-то. Кроме того, я убежден в том, что наука, прежде всего гуманитарная, - это коммуникативная вещь, она невозможна без обратной связи, а преподавание – это прямой путь к коммуникации.

На мой взгляд, интерес к Древней Скандинавии и Древней Руси чрезвычайно высок и расцвет на лицо, по-моему, студенты очень хотят этому учиться, приходит много интересующихся людей, необязательно историки. Парадоксальным образом, если говорить о гуманитарной сфере - и о филологии, и об истории, - то она далеко не в плохом состоянии. Сейчас много ярких исследований, открытий и интерпретаций новых текстов, дешифровка берестяных грамот. От Москвы у меня впечатление, как от котла: все время что-то происходит, твой e-mail полон рассылок разного рода. И ты что-то организуешь, и чей-то e-mail полнится твоими рассылками. И грех жаловаться, сейчас очень хорошие студенты, хорошая молодежь, при общих сумерках того, что происходит вообще в стране. Мне очень нравится молодежь, мои студенты, с которыми мне порой гораздо проще найти общий язык, чем со своими сверстниками, и они мне гораздо понятнее. В том числе и в вопросах, которые не имеют отношения к Древней Руси. Жалко, что на этом фоне происходят такие тектонические и катастрофические сдвиги в Академии наук, потому что, если взять, скажем, наш институт, то он похож на 60-летнего человека, который выглядит и чувствует себя лет на 35. Денег мало, ничего нет, тем не менее этот пожилой человек вполне бегает трусцой, хорошо выглядит, и научная мощь только нарастает. Институт издает много книг, все сотрудники много работают, пишут, и на этой вот ноте закрывать или мешать жить академическим институтам просто преступно. Я уж не говорю про унизительность самой этой реформы, больше всего мне это напоминает крепостное право, когда судьбоносные решения принимаются без минимальных даже консультаций с участниками ситуации.

Источник: postnauka.ru/.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ