О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ТИРИ Жан-Франсуа ( род. 1967)

Интервью   |   Статьи    |   Аудио
ТИРИ Жан-Франсуа

Жан-Франсуа ТИРИ (род. 1967) - директор Культурного центра «Покровские ворота» и издательства «Духовная библиотека»: Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

Жан-Франсуа Тири родился в Месанси, Бельгия в 1967 году. В 1991 году закончил Институт им. Марии Хапс при университете Лувэна (Бельгия); получил диплом переводчика с русского и английского языка. В 1991-1992 году проходил стажировку в Новосибирском Педагогическом Институте.

Жан-Франсуа Тири - директор Культурного центра «Покровские ворота» (с 2004 года) и издательства «Духовная библиотека» (с 1993 года) в Москве. С 2003 года участвует в католическо-православной рабочей группе, созданной Патриархом Алексеем II и Кардиналом В. Каспером для решения возникающих между двумя конфессиями в России проблем. С 1998 года преподает в Институте Теологии в Минском Государственном Университете курс «Христианская религиозная мысль во Франции в ХХ веке».


Жан-Франсуа ТИРИ: интервью

Жан-Франсуа ТИРИ (род. 1967) - директор Культурного центра «Покровские ворота» и издательства «Духовная библиотека»: Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

«МНЕ ПРЕДРЕКАЛИ, ЧТО В РОССИИ Я ПРОДЕРЖУСЬ НЕ БОЛЬШЕ ДВУХ НЕДЕЛЬ»

Больше 20 лет назад бельгиец приехал в Россию, остался здесь и стал директором христианского центра. Сегодня «Покровские ворота» - место проведения православных мероприятий (именно тут проходили презентация книг «Епархиальные реформы» архим. Саввы (Тутунова), «Тайна примирения» прот. Алексея Уминского, «Декларация зависимости» Владимира Легойды), а Жан-Франсуа Тири - радушный хозяин. Зачем это нужно бельгийцу?

Приехал в Россию, когда все мечтали уехать из нее

- Жан-Франсуа, чем вас так привлекла Россия, что вы уже 20 лет здесь живете? Когда вы заинтересовались русской культурой?

- Я начал учить язык в 1985 году, а уже потом познакомился с русской культурой, религиозной традицией. Железный занавес скрывал не только мир от СССР, но и СССР от мира. Я, конечно, знал, что он занимает огромную территорию, и до нас иногда доходили оттуда какие-то новости - умер генеральный секретарь, назначили нового, на параде 9 мая шел снег (это по телевизору показывали). Но о настоящей жизни на этой огромной территории я не имел ни малейшего представления.

Еще я слышал о Достоевском, Пушкине, Чехове, но эти имена мне мало что говорили, тем более, что в школе  этих писателей не проходили. В старших классах я пробовал прочесть «Идиота» Достоевского (естественно, по-французски), но сейчас даже не вспомню, какими были впечатления - такой роман сложно понять подростку.

А так как мне всегда хотелось изучать языки, после школы я поступил на переводческий факультет Лувэнского университета, планируя заниматься там испанским. Но мой школьный учитель, к которому я относился как к старшему другу, посоветовал учить русский: «Кто знает, может, СССР когда-нибудь откроет границы, - сказал он. - А на испанском и так полмира разговаривает». И действительно…

Я был не слишком прилежным студентом, предпочитал гулять и развлекаться. В результате вместо четырех лет проучился шесть и закончил университет в 1991 году. Тогда как раз появилась возможность приехать в Россию не туристом, а получить разрешение на работу. Я рассказал знакомым из итальянского фонда «Христианская Россия», что хотел бы поработать в России, улучшить свой русский, и спросил, не могут ли они мне помочь.

Они связались с католическим священником в Новосибирске, который ответил, что в педагогическом институте, где он уже бывал с лекциями, ищут преподавателя. Так в 1991 году я оказался в Новосибирске, о существовании которого до того момента не подозревал. Год преподавал английский, французский, прочел курс нравственности, хотя, скорее, это был рассказ о наших традициях.

- Не хотелось сбежать раньше времени?
- Мне предрекали, что я не продержусь там больше двух недель. И, действительно, в то время все стремились сбежать оттуда: кто в алкоголь, кто за рубеж, а кто-то с иностранным мужем. Год был тяжелым (приходилось выстаивать очереди за молоком, за хлебом), но одновременно наполненным радостными открытиями. В первую очередь я открыл для себя удивительных людей. Они сами едва выживали, но делились последним.

Многие преподаватели отдавали мне свои талоны (в начале девяностых почти вся еда продавалась по специальным карточкам-талонам), чтобы я мог купить масло, яйца - как приезжему, да еще иностранцу, мне талоны не полагались. Такой человечности я у себя на Западе не видел. Это примиряло с трудностями.

А к чему-то я сам старался относиться с юмором. Пединститут, где я преподавал, находился за городом, и добираться туда приходилось в битком набитом автобусе. Однажды зимой автобус на полпути сломался, и всем пришлось выйти на мороз. Никогда этого не забуду! Когда такие вещи происходят, одни злятся, другие радуются - от человека зависит его восприятие реальности. Я обрадовался возможности с кем-то познакомиться, поговорить, а саму историю тогда воспринял и до сих пор вспоминаю как захватывающее приключение.
Не хотите жениться на девушке из Новосибирска?

- А студенты чем больше всего запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?
- Хорошее. Если у меня и были какие-то предубеждения против России, они исчезли на первом же занятии. Заходим с деканом в аудиторию, он представляет меня студентам и уходит. Я в двух словах рассказываю о себе и спрашиваю, есть ли вопросы.

Девушка за первой партой поднимает руку и спрашивает: «Вы женаты?». «Нет, не женат, - отвечаю. - Есть ли еще вопросы?». Она снова поднимает руку и спрашивает: «А вы не хотите жениться?». «Вы знаете, мне 23 года. Обычно у нас гораздо позже женятся. Есть другие вопросы?». Она третий раз поднимает руку и говорит: «А вы не хотите жениться на девушке из Новосибирска?». «Девушка, я прилетел вчера вечером, давайте немножко подождем?!».

Эту историю я всегда рассказываю, когда речь заходит о моей жизни в Новосибирске, потому что она очень показательна: многие студенты относились к учебе еще легкомысленней, чем я на младших курсах. Правда, в отличие от меня, они не развлекались - в то время почти всем им приходилось подрабатывать, чтобы выжить. Им действительно не до учебы было. Но их искренность, раскованность подкупали.

- Религией они не интересовались?
- По-моему, не особо. Им было интересно со мной как с иностранцем, но глубокие темы мало кого волновали. Вот с некоторыми преподавателями (как правило, немолодыми, от сорока и старше) мы обсуждали действительно серьезные вопросы, в том числе говорили, спорили о религии. Они задумывались о смысле жизни.

Но главное, что я сам тогда понял - жить стоит только ради Христа! Умом я, может быть, начал это осознавать еще дома, но именно в Новосибирске, благодаря тяжелым, совсем непривычным для меня бытовым условиям пришло и сердечное понимание. В то время как все мечтали оттуда уехать, я мечтал остаться.

- Интересно, а родителям подробно писали о российской жизни?
- У меня был договор с одной бельгийской газетой, и раз в месяц я посылал туда статьи о своей жизни в Новосибирске. Потом братья рассказали, что отец плакал, читая эти статьи: «Куда мой сын поехал, что он там делает?». (Мамы уже не было в живых - она умерла в 1988 году). Но я без преувеличения считаю тот год в Новосибирске лучшим в своей жизни. У меня там остались друзья, с которыми мы с удовольствием встречаемся и сегодня.

- Удалось ли вам тогда поездить по Сибири или вы весь год просидели безвылазно в Новосибирске?
- Однажды я съездил в Прокопьевск - мою однокурсницу туда распределили, и я навестил ее. А путешествовать тогда некогда было. Потом, когда я вернулся в Россию, побывал в Кемерово, на Алтае, в Южно-Сахалинске. Добрался и до Дальнего Востока - там конференции проходили. Алтайская природа поразила меня: дикая, но красивая!

Как русский генерал бельгийского рядового выручил

- Уезжая, думали ли вы, что скоро опять приедете в Россию, и уже не на год, а надолго?

- Я хотел работать здесь. Может, и сразу остался бы, но надо было отслужить в армии, я и так отсрочку брал, чтобы стажироваться в Новосибирске. Вернувшись в Бельгию, год служил переводчиком в штабе. Тоже было замечательное время! Как раз тогда НАТО и Организация Варшавского договора подписали договор о разоружении, поэтому бельгийцы уничтожали свои танки, русские - свои. Я преподавал в штаб-квартире бельгийским офицерам русский язык, кроме того, мы составляли словарь тактических терминов. Мы были с военной делегацией в Петергофе, Житомире (потом российская делегация приезжала в Бельгию с ответным визитом).

Помню, как мы летели в Петербург через Москву, и в перерыве между рейсами в Шереметьево-1 русский генерал угощал нашего полковника. Выпили, закусили, а когда сели в самолет (в Петербург летели уже на военном самолете), я с ужасом понял, что забыл в аэропорту сигареты, зажигалку и, главное, берет.

Когда сказал об этом полковнику, он меня, рядового, просто убил взглядом. Генерал спросил, что случилось, я ему сказал по-русски. «Ничего страшного. Какого цвета ваш берет?», - спросил он. «Коричневого», - отвечаю. В Петербурге прямо к трапу самолета мне подносят русский коричневый берет. И все время натовской инспекции - три дня она длилась - я в нем проходил. На обратном пути в Шереметьево мне вернули сигареты, зажигалку и мой коричневый берет.

Возвращение в Россию

Вскоре после армии фонд «Христианская Россия» предложил мне поехать в Москву, чтобы открыть здесь их издательство и центр распространения христианской литературы. Мы хотели поддержать возрождающуюся в России Католическую Церковь и помочь католикам и православным понять друг друга.

С пятидесятых годов в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» и в фонде «Христианская Россия», основанном отцом Романо Скальфи, под Миланом издавали христианскую литературу на русском языке: в советское время преимущественно для русских эмигрантов, потом стали посылать книги и в Россию.

Конечно, это было не только неприбыльно, но даже и убыточно. После 1989 года стало понятно, что книги надо издавать в России, благо религиозная литература там перестала быть под запретом. В 1993 году фонды «Христианская Россия» и «Помощь Церкви в нужде» при благотворительной организации «Каритас» совместно открыли в Москве издательство «Духовная библиотека». Мы тогда распространяли книги, делали презентации, в том числе и в других городах. Но редко и нерегулярно.

В таком режиме проработали 10 лет, после чего решили открыть собственный книжный магазин. Ну, а когда нашли помещение на Покровке, поняли, что здесь можно и культурно-просветительские вечера устраивать. Так в 2004 году мы открыли Культурный центр «Покровские ворота», который стал площадкой для диалога Церкви и общества и христиан разных конфессий. Отношения между католиками и православными в то время были очень непростые. Надеюсь, что встречи в «Покровских воротах» способствовали и способствуют их улучшению, большему пониманию друг друга.

- Вы сказали, что фонд «Христианская Россия» находится под Миланом. Это не оговорка? И чем сегодня занимается фонд?
- Фонд действительно находится в Италии. И это почти чудо, что там захотели познакомиться с русской духовной традицией. Так случилось, что однажды священник из города Тренто - отец Романо Скальфи - присутствовал на литургии восточного обряда и, буквально влюбившись в нее, стал изучать службу. И тогда он обнаружил богатейшую духовную жизнь христиан в России, узнал, что она не прервалась после революции.

Он выучил русский язык и стал читать советские газеты. И через некоторые слова выражения, такие, как «обнаружен мракобес» в таком-то городе, он понял, что в России еще есть христиане, и решил сосредоточить свою помощь им на двух вещах: во-первых, посылать им Библию и другие книги, а, во-вторых, открыть людям на Западе, что в России живо христианство. Он начал издавать журнал (сейчас он называется «Новая Европа»), в котором публиковал свидетельства христиан из Советского Союза. Это казалось настолько неправдоподобным, что отца Романо даже обвиняли в том, что он сам придумывает эти истории.

Кроме того, фонд стал переводить и переводит до сих пор на итальянский книги о Православной Церкви. Так была издана целая серия книг-биографий мучеников, много русских богословов, в частности, Бердяев, Соловьев. Также была переведена книга протоиерея Николая Балашова о Сергее Фуделе, история Соловков…

Сейчас «Христианская Россия» имеют отличную библиотеку, в которую студенты Милана приезжают, чтобы работать над своими дипломами. Библиотека постоянно обновляется. При фонде существует школа иконописи и хор, поющий византийскую литургию, который ездит по всей Италии.

- Мы не договорили о «Покровских воротах». Как развивался центр и чем он занимается сегодня?
- Когда мы только начинали, не слишком хорошо себе представляли, как будет развиваться наш культурный центр. Сегодня отношения между нашими Церквами изменились, большинство осознало, что христиане стоят перед общими проблемами и вызовами, и мы можем и даже должны сотрудничать, например, на основе христианских ценностей.

Не прекращается работа по превращению центра в площадку, где могут выступать думающие люди. Поэтому мы постоянно знакомимся с новыми людьми и открываем для себя новые направления работы. Так, в последние годы мы познакомились с сотрудниками «Журнала Московской Патриархии» и узнали об их новом проекте «Храмоздатель», после чего в центре прошло несколько встреч, посвященных современной христианской архитектуре.

Внимательно следим за социальными изменениями в России. Сегодня общество горячо обсуждает закон о сиротах, и мы не остались в стороне. Конечно, такие вещи невозможно было планировать 8 лет тому назад.

В мои обязанности входит все: от работы грузчика до ведущего богословских вечеров. Честно говоря, я в обоих случаях не чувствую себя на своем месте. Но, конечно, в первую очередь, я связываюсь с авторами, с выступающими. Вместе с группой сотрудников-единомышленников продумываю темы для новых встреч, планирую, кого надо пригласить, и распространяю информацию о наших вечерах. Еще приходится заниматься поиском финансирования для нашей культурной деятельности, поскольку на многие вечера у нас вход бесплатный.

Но главное для меня - работа с людьми. Однажды у меня была запланирована встреча с моей знакомой - нам надо было обсудить некоторые вопросы. Но неожиданно ко мне подошел незнакомый человек и спросил, можно ли поговорить. У меня было не так много времени — планы были совсем другие, но я не мог отказать.

«Я бы хотел понять, чем занимается ваш центр», - сказал он. И я остался с ним говорить. Оказалось, что это православный священник, который живет неподалеку. Тогда я понял одну очень важную вещь: можно приглашать духовных людей, организовывать самые интересные вечера, но если я не буду вовлечен в них лично, они превратятся в ничто. Мы не просто организаторы культурных вечеров, мы должны сами встречаться с людьми. Потому что самое ценное — это личная встреча.

Уход из Церкви и возвращение

- Вы с детства были верующим?

- Я рос в традиционной католической семье. По воскресеньям и большим праздникам мы ходили на мессу. Но, видимо, родители не смогли объяснить мне глубинный смысл католической традиции, и лет в 16, не поняв связи между верой и жизнью, я перестал ходить в церковь. Вера не могла ответить на вопросы, которые мне задавала жизнь.

Потом уже, вернувшись в Церковь, я осознал, какими прекрасными христианами были мои родители. Произошло мое возвращение во время учебы в университете благодаря общине «Общение и освобождение», в которую я попал случайно. Однокурсница, с которой дружил, пригласила меня на встречу общины, и я пошел за компанию. Трудно передать впечатления от той встречи, но я вдруг почувствовал, что вера не оторвана от жизни, она и есть сама жизнь. Не помню, что именно тогда они читали и обсуждали… Что-то о разуме. Я слушал, что говорили другие, и каждое слово было созвучно моему мироощущению, я находил ответы на волнующие меня вопросы. Узнав, что я запустил учебу, мне сразу предложили помощь, и действительно помогли - занимались со мной дополнительно.

После первой же встречи снова стал ходить на мессу каждое воскресенье, только уже не потому, что так принято - это была внутренняя потребность. Через общину я и познакомился с «Христианской Россией», издававшей на итальянском языке русских философов и богословов. Так я начал узнавать о российской культурной и религиозной традиции.

Большинство недоразумений и конфликтов возникает из-за того, что мы не знаем другие традиции. В России часто говорят «мы христиане, а они католики», а у нас на Западе «мы христиане, а они православные». Сейчас мне смешно это слышать, но лет до двадцати я и сам так думал. И если бы я не занимался русским языком и не попал в Россию, возможно, до сих пор ничего не знал бы о православии.

Православие и католичество: общее и различия

- Теперь, когда узнали, что общего находите в двух традициях и чем они, на ваш взгляд, отличаются друг от друга?

- Есть, конечно, различия. И они могут разделять людей, но могут и обогащать - все зависит от нашего отношения к ним. Несколько лет назад я подружился с одним священником, часто бывал у него на службе, и православная литургия укрепила мое осознание богослужения.

Дело в том, что наши мессы очень рационалистичны, последовательны и понятны. Первая часть - готовимся к литургии, вторая - литургия слова, третья - евхаристическая литургия, потом причастие и заключительное благословение. Всего одна молитва верных (похожая на ектению). Заучить ход службы очень просто, но у этой заученности есть побочный эффект - когда «все знаешь», кажется, будто сам «владеешь» литургией.

Для меня было важно даже то, что православная литургия дольше - появляется больше времени, чтобы пообщаться с Богом наедине. Конечно, многого из того, что происходит, я не понимаю, так что мне приходится прикладывать усилия, чтобы вникнуть в смысл. Но сложная структура литургии, храмовое пространство, иконостас, отделяющий от нас алтарь, - все это помогло мне заново увидеть мессу. В принципе на мессе происходит то же самое, но, воспринимая упрощенно, я могу умалять ее значение. Участвуя в православной литургии, я возвращался в ту глубину своей традиции, которую отчасти потерял.

Почти во всех католических храмах есть православные иконы, но, увы, зачастую мы не задумываемся об их духовном смысле, воспринимая как картины. На мой взгляд, в православии относятся к иконе благоговейнее, чем у нас.

- Есть православные святые, которые вам особенно дороги?
- Конечно, больше всего меня потрясают новомученики и исповедники Российские. Когда у нас в центре проходил вечер памяти митрополита Серафима (Чичагова), меня потряс рассказ о его расстреле. Он лежал больной, не мог встать, тогда его вынесли и расстреляли. Очень многие в ХХ веке в России отдали свою жизнь за Христа.

- А католические?
- Уже когда я жил в России, сюда привозили мощи святой Терезы. После этого я прочитал о ней, узнал много нового, и это стало основой для глубоких внутренних переживаний. Еще мне очень близки святые первых веков. Они напоминают, что Церковь изначально была единой, что двух Церквей быть не может. То, что произошло разделение и сегодня есть разные Церкви - большой соблазн для мира.

Для католиков главный праздник - Пасха

- В российской православной публицистике чуть ли не как аксиома утверждается, что на Западе, в отличие от России, главный праздник не Пасха, а Рождество. Насколько это соответствует действительности?

- Отчасти это правда. Помню, когда мне было 12 лет, наша преподавательница религии спросила у класса, какой главный праздник в Церкви - Пасха или Рождество? Класс разделился примерно поровну: одна половина ответила, что Рождество, а вторая, что Пасха. Я утверждал, что Рождество, так как если бы Христос не родился, Он не мог бы и умереть. Такой рационалистический подход!

Но осознанно вернувшись в Церковь, я понял, что для всех католиков главный праздник - Пасха. Вокруг Пасхи строится вся литургическая жизнь. К ней готовимся мы 40 дней, а к Рождеству - только четыре недели. И службы пасхальные, начиная с четверга, торжественнее. А главное - Своим Воскресением Христос основал христианство. Несомненно, в Католической Церкви, как и в Православной, Пасха - главный праздник.

Но нецерковные и малоцерковные люди больше любят Рождество: зимние каникулы, новый год, подарки, веселье. Пасха для них сложнее. Воскресению предшествует Смерть, в Страстные дни не до веселья, христиане сопереживают Христу - не все хотят задумываться об этом. В западном мире действительно главный праздник Рождество. Но около Церкви, а не в ней самой.
Кризис и возрождение - параллельные процессы

- Какой вам видится религиозная ситуация на Западе и в России?
- Обобщать всегда сложно. И все же нельзя не заметить, что общество на Западе стало враждебнее относиться к христианству. Что оно пытается вытеснить религию в сферу личных переживаний, запретить публичные проявления: колокола, процессии. Если в моем детстве в нашем приходе было около ста прихожан (то есть половина жителей деревни ходила на мессу каждое воскресенье), сегодня - человек 20. Население не уменьшилось, но все больше людей перестает соблюдать традицию.

Мир стал глобальнее даже в деревне: у всех есть телевизор, интернет, дети учатся в городах. И теперь религиозные традиции соблюдают только те, кто их глубоко осознает. Оказалось, что таких людей немного - большинство ходило в церковь по инерции, просто потому, что так принято. А людям надо открывать смысл и красоту веры. Увы, мало кто делал эту работу.

Например, у нас в храме был очень хороший священник, строгий, аскетичный, он и в моей школе преподавал (я в католической школе учился), но вне церкви и школы он с людьми почти не общался, только если дом кому-то освятить надо. Даже на свадьбах из вежливости чуть-чуть сидел и быстро уходил. О том, что возможна приходская жизнь, кружки при храме, чтение, я даже не подозревал. И я думаю, что так было в большинстве приходов.

Сейчас, кстати, в нашем деревенском храме замечательный настоятель. Из Африки. Представляете, маленькая бельгийская деревня, и там чернокожий священник! Когда его только назначили, у прихожан был легкий шок, но он - молодец, стал общаться с людьми не только во время службы. И его полюбили. К сожалению, до него было время массового ухода людей из Церкви, и традиция передачи веры нарушилась.

Но вот что удивительно! В ХХ веке бельгийцы активно занимались миссионерством, бельгийские миссионеры проповедовали христианство в Африке. Получается, что мы пожинаем добрые плоды посеянных тогда зерен. В Европе священников не хватает, но дети и внуки тех, кого мы привели ко Христу, теперь приезжают в Европу, чтобы поддержать там христианство.

- Значит, Запад действительно переживает духовный кризис?
- Да. Отчасти это так, но одновременно, я вижу и признаки его духовного возрождения. Думаю, лет через 200-300 историки оценят нашу эпоху как переломную в духовном плане. Начну с проблем. Общество (в массе своей) отошло от Церкви. Немало католических организаций, оставаясь религиозными по статусу, по сути делают то, что противоречит духу христианства. Например, Лувэнский университет, в котором я учился, является одним из старейших католических университетов Европы, но именно там проводились первые в мире испытания на эмбрионах, идущие вразрез с доктриной Католической Церкви.

Есть спорные моменты и в деятельности католических благотворительных организаций: они делают очень много добра, но не в этом миссия Церкви. Нельзя сделать всех счастливыми, сытыми, здоровыми. Миссия Церкви - свидетельствовать о Христе.

- А разве помощь ближнему - не свидетельство? В притче о Страшном суде, которую в православных храмах читают за неделю до Великого поста, Христос как раз говорит, что тот, кто накормил голодного, сделал это Ему.
- Безусловно. Я, наверное, не совсем удачно сформулировал свою мысль. Помогать людям по возможности нужно, но когда мы забываем, что делаем это ради Христа, происходит подмена понятий. А сегодня очень часто забываем. Или просто «передаем эстафету» людям, живущим без Христа.

Так случилось, когда христиане построили больницу для бедных в Африке. Но они не рассчитали своих сил, и вскоре им пришлось передать больницу светской благотворительной организации. Необходимую медицинскую помощь там оказывали, но, одновременно, врачи этой больницы стали делать аборты. Доброе дело, начинавшееся внутри Церкви и ради Христа, потеряв свой источник, перестало быть добрым. Так что если христиане берутся помогать нуждающимся, надо доводить дело до конца и всегда помнить, ради Кого оно делается.

С другой стороны, создаются новые общины, движения (некоторые из них родились до Второго Ватиканского Собора, другие после), которые привносят новый дух, как во времена святого Бенедикта, становятся закваской в этом мире. Это ли не признак возрождения христианства? Христиане по-прежнему в меньшинстве, но кто сказал, что малое стадо хуже, чем господствующая Церковь? Надо делать выводы из истории. История показала, что идеологическое господство Церкви отталкивает людей от веры, а не помогает им узнать Христа. Пока мы - малое стадо. Станет ли нас больше, зависит во многом и от того, сумеем ли мы наладить диалог с обществом и отстоять в этом диалоге истину.

Вижу возрождение России

- Это относится и к России?

- Да, но у вас Церковь долго была загнана в церковную ограду, и только с девяностых годов она стала участвовать в общественной жизни. Участвовать активно, делая много добрых дел, помогая сиротам, стараясь говорить с обществом и даже с политиками о вечных ценностях. В России очень быстро возрождается церковная жизнь, восстанавливаются храмы, издаются книги, открываются семинарии, институты, богословские факультеты. И это замечательно.

Надо сказать, что до недавнего времени я не замечал в России таких антицерковных настроений, как на Западе. К сожалению, в последний год появилась небольшая группа людей, относящихся к Церкви враждебно. Мне жаль, что такое случилось, но я бы не стал утверждать, что в их появлении виновато только общество или только Церковь.

- Верите ли вы в возрождение России?
- Я вижу это возрождение. Но мне кажется, что свобода, которая была дана в девяностые годы, не всеми и не всегда используются ответственно. И здесь огромное поле для работы Церкви. Христиане свободнее, чем кто-либо, и мы должны помочь людям осознать свою свободу и использовать ее для благих дел.

Любимые места, книги, увлечения

- Какие российские города, кроме Москвы, вам нравятся?

- Москва мне как раз не очень нравится - слишком большой город. Я больше люблю Новосибирск. А последние годы летом мы с друзьями ездили по Северу: Новгород, Псков, Вологда. Ходили по монастырям, знакомились с их духовной жизнью. Это было прекрасно. И природа на Севере потрясающая: леса, озера.

Мне очень понравился Южно-Сахалинск. Я там был зимой. Снег, горы - красота! Очень хочу побывать на юге: в Пятигорске, в Минводах, в Крыму. Надеюсь, что увижу когда-нибудь эти места.

- А в мире есть у вас любимые места?
- Мне понравилось везде, где я побывал, но, наверное, самый любимый город - Рим. Куда ни глянешь, всюду видишь многовековую традицию, которую можно изучать и изучать. Прекрасный город! А любимая страна, скорее всего, Армения. Я там был только как турист, но история этого народа, его культура, его трагедия меня потрясли.

- Андрея Битова тоже, и он еще в шестидесятые годы написал замечательную книгу «Уроки Армении». Вы ее не читали?
- Когда я приготовился к путешествию по Армении, мне подарили книгу Битова. Но до отъезда так и не успел ее прочесть, поэтому взял с собой и открыл уже там. И у меня неожиданно получилось соединение того, что я видел и что читал. Жизнь проходила будто в двух измерениях, которые вдруг соединились: читаешь какую-то главу, пока едешь в автобусе, останавливаешься, выходишь из него, а вокруг все так, как описано в книге… Поникшие гвоздики возле дороги, атмосфера, еда, радость… Но - главное - люди! Они оказались именно такими, какими я их представлял, читая Битова.

- Интересно, помните ли вы, какую первую русскую книгу прочитали в подлиннике? Что больше всего любите в русской литературе, музыке?
- Первую книгу прекрасно помню - это «Дама с собачкой» Чехова. Она легко читается. Потом любимым писателем стал Достоевский. Диплом я защищал по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». На будущий год исполняется 50 лет со дня написания романа, и я планирую провести конференцию по творчеству Гроссмана в «Покровских воротах».

Из современников прочитал Бориса Акунина. Мне интересен его литературный эксперимент. Читал также романы гостей нашего Центра: Александра Архангельского, Ксении Лученко, Анны Даниловой, Людмилы Улицкой. Мне нравится, как пишет Улицкая, и то, что она поднимает серьезные вопросы. И, конечно, разную богословскую и философскую литературу: Александра Шмемана, Алексея Уминского, Владислава Свешникова, Александра Меня, Ивана Киреевского…

А в общине «Общение и освобождение» мы постоянно слушали русские народные песни. Даже в Италии. Основатель общины, отец  Луиджи  Джуссани, говорил, что в этих песнях лучше всего выражен дух русского народа, в том числе и его религиозность. Я полюбил их на всю жизнь.

Слушал записи пианистки Марии Юдиной, потом прочитал о ней. Удивительная была женщина, настоящая христианка, бескомпромиссная. И играла, конечно, потрясающе. Я буквально влюбился в нее. А недавно открыл для себя Шостаковича - такая трагическая музыка!

- А хобби у вас есть?
- В детстве я занимался музыкой и до сих пор иногда играю на флейте. А вообще я всегда любил спорт, в России пристрастился к бадминтону, раз в неделю ездил на корт, но уже полгода не могу выбраться - совсем нет времени. Когда есть возможность, хожу в театр. Последний раз был в театре Вахтангова, смотрел комедию «За двумя зайцами» по Островскому.

- Не удивляются ли ваши западные друзья и родственники, что вы живете в России?
- Удивляются, но они видят, что мне здесь нравится. Отец всегда переживал, что я далеко, но говорил: «Я хочу, чтобы ты был счастлив. Если это твой путь, если так ты можешь себя реализовать, я рад». Вот это христианский подход! Он не раз приезжал ко мне в Россию, братья и сестра тоже. Теперь им сложнее - у всех маленькие дети. Отец, к сожалению, в сентябре умер, так что теперь нам придется продать родительский дом. Мне жаль - с ним многое связано, там прошло наше детство. Но ничего не поделаешь - мы разъехались по разным городам и странам. Я в России живу, сестра во Франции…

- А вы бы хотели остаться в России навсегда?
- Да. Здесь я как дома. Но на все воля Божья.

Беседовал Леонид Виноградов
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 


Жан-Франсуа ТИРИ: статьи

Жан-Франсуа ТИРИ (род. 1967) - директор Культурного центра «Покровские ворота» и издательства «Духовная библиотека»: Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

ЕДИНСТВО НЕСОЕДИНИМОГО

Долгое время я думал, что мы должны стремиться к единству, потому что так велел нам наш Спаситель. Это продолжалось до тех пор, пока я однажды не осознал, что Его заповедь полностью совпадает с моей внутренней потребностью этого единства.

Какая ошибка было бы предположить, что единство означает однородность! Что быть вместе равнозначно тому, чтобы стать одинаковыми. Насколько разными апостолами были Петр, Иоанн, Андрей и Павел! Они и спорить и ругаться между собой умели, но одного никогда не забывали: как Господь вошел в их жизнь. Он вывернул ее наизнанку, стократно обогатив. Ради этого они могли и пойти на диалог, но диалог не являлся самоцелью, а лишь средством в достижении Главного: свидетельства о Нем.

Истории известны многочисленные примеры попыток вновь обрести единство между христианами. Самые последние описаны в книге Анджелло Тамборра «Католическая церковь и русское православие: два века противостояния и диалога». Некоторые из них, прямо скажем, выглядят сегодня смешными, другие – насильственными, а  третьи хоть и  вдохновляющими, но малореалистичными.

Понятно, насколько сложен и долог этот путь: если для православных  представляется невозможным принять папство в его нынешнем виде с «жесткими юридическими установками» и «вертикалью власти», то  и для католической стороны непросто смириться с тем, что для них может выглядеть в Православии «какофонией» и возможным источником новой ереси («всем же известно, что все ереси пришли с Востока»).

Получается, что я исписал целую страницу и потратил 5 минут вашего времени, чтобы доказать, что единство христиан – химера, и оно недостижимо в нынешней ситуации? Совсем нет. Я хочу, чтобы вы поняли: это разделение не может быть принято как норма, как нечто самой собой разумеющееся или со злорадством. Это наша общая трагедия.

Потому что не существует у человека более сильного желания, чем жажда единства. Прежде всего, единства в своей семье – ведь нет ничего более тревожного для ребенка, чем те моменты жизни, когда его родители ссорятся. Не менее важны единство с друзьями или на работе. Не секрет, что один из показателей реальной дружбы – дискомфорт после ссоры с другом, и хуже не придумать ситуации, когда каждый сотрудник старается перетянуть одеяло на собственные проекты: дело не укрепляется, не развивается.

А также целостность нашей страны, общества. Так, наблюдаемый сегодня распад Бельгии, стремление ее граждан к достижению все большего числа личных благ может казаться разрушительным, если не принимать во внимание то дело, которое делается во имя общего блага.

И самое главное - единство в общине, в приходе, в Церкви. На мой взгляд, ее разделение для многих, очевидно, свидетельствует об отсутствии главного, объединяющего ее начала  - Христа.

Если попробовать организовать дело, спланировать мероприятие, в котором не все его участники разделяют хотя бы промежуточные цели, что с ним произойдет? Оно непременно развалится. То есть, если в основе всяких отношений, любых дел не лежит общая цель, даже самые большие усилия в их достижении будут тщетны.

Но, если единство важно даже в мелочах, я не понимаю, как мы, верящие во Христа, воплощенного Бога, центр истории и Вселенства, смысл жизни и смерти, не можем (или не хотим?) возжелать, чтобы все человечество, вся наша жизнь, вся славящая Его Церковь были едины? На это можно возразить, что мы, немощные, неспособны сохранить мир даже с самыми близкими, что мы давно не видели друг друга и так отдалились, что привыкли жить по-разному. И уж тем более наши христианские традиции стали чуждыми, а трактовка, толкование, разъяснение некоторых истин и вовсе противоречит принятым в других Церквах...

Кстати, у меня есть два аргумента в защиту моей идеи о единстве. Во-первых, я говорю не о нравственной стороне. И я не утверждаю, что одними нашими стараниями удастся поменять положение дел. Конечно, сам по себе я мало на что способен, у меня многое не получается. Сколько раз я бросал курить? Как часто обещал себе сделать это, никогда не делать другого, например, не злословить... Ничего не получалось. Сколько раз я нарушал другие данные себе обещания, сколько добрых намерений так ни во что и не превратилось, не реализовалось,  оставив меня «на поле брани» грустным и униженным. Так что даже при моем самом горячем желании единства, сам по себе я мало что способен сделать.

Но у меня остается  еще «во-вторых»:  не может ли наше различие стать взаимным обогащением, а наше многообразие взаимным укреплением? И вдруг окажется так, что мои косяки будут исправлены милосердием другого? И наоборот. Мне так жаль видеть как православные друзья ссорятся, используя соцсети для раздоров, ведь их объединяет гораздо больше, чем они думают...

Я написал этот текст, чтобы еще раз напомнить прежде всего – себе: единство – не плод наших усилий, организации конференции,  а дар. И в своей книге «Духовные основы жизни» (1884) Владимир Соловьев утверждал, что «Христос - в основе всего». Если исходить того, что для Соловьева эти слова были аксиомой, непреложной истиной, тогда можно согласиться с Леонидом Василенко, утверждавшим, что для Соловьева «все остальное в его учении - Всеединство, София, пути сближения Востока и Запада, соединение научных, философских и религиозных знаний в «цельном знании», религиозный путь России - важно, когда соотнесено со Христом, с Тем, без Кого жизнь уже и не жизнь. Без Богочеловеческого идеала всё в жизни теряет смысл».

Источник: ФОМА  О православии для широкой аудитории  


РОЖДЕСТВО ИЛИ ПАСХА? ВАЛЕНТИН ИЛИ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ?
О расцерковлении праздников


В этом году православную и католическую Пасхи разделяют целых пять недель, и мне как католику придется выслушать еще не раз, что католики в первую очередь празднуют Рождество, а православные - Пасху. Утверждения такого рода, которые я считаю вздорными, начинают меня откровенно утомлять.

Точно так же утомителен и раздражающ вопрос, звучащий накануне 14 февраля, так называемого дня святого Валентина. Кто бы сосчитал, сколько журналистов позвонило мне в этом году, чтобы узнать, как Католическая Церковь празднует Валентинов день! Мой ответ им был неизменно простой - НИКАК! Да, этот день празднуют обыватели, во всех магазинах Европы висят плакаты, напоминающие «дорогим клиентам» не забывать приобрести подарки для любимых. Прилавки уставлены сувенирами, посвященными этому дню. Но это не имеет никакого отношения к настоящей христианской вере. 14 февраля католики - те, кто регулярно ходят в Церковь, кто понимают и знают свою традицию - отмечают память и молятся святым Кириллу и Мефодию как покровителям и просветителям Европы. Европы, которая в этот день сходит с ума...

Но вернусь к Рождеству и Пасхе. Сказать, что утверждение о примате Рождества вообще не имеет оснований тоже не совсем верно. Я помню, как много лет назад на уроке религии в шестом классе – мне тогда было 12 лет - преподаватель (суровый священник) спросил нас, какой христианский праздник самый важный - Рождество или Пасха? Припоминанию, класс поделился ровно на две части. Но я как истинно западный человек с присущей мне (тогда) рационалистической логикой стал доказывать, что главный христианский праздник - это, конечно, Рождество, потому что по порядку оно первое. Мол, если бы Христос не родился, как бы Он мог умереть и воскреснуть? А раз это событие с хронологической точки зрения первое, то, значит, оно и важнее. Почему я был так уверен? Не знаю. Может быть, на меня влияла праздничная атмосфера, сосредоточенная вокруг подготовки к Рождеству со всеми подарками и поздравлениями, и возможно, куда меньше меня, ребенка, могла привлечь та суровая атмосфера, которая сопровождает Страстную неделю.

Самое печальное заключается в том, что мои родители, прожившие в строгой католической традиции, царившей в нашей деревне, не смогли помочь мне понять краеугольность главного христианского праздника - праздника Пасхи. Пасхальную радость я прочувствовал гораздо позже, вернувшись в Церковь в 19 лет после периода сложных юношеских поисков. Тогда-то я и стал проникать в то, что сама Церковь говорит о себе, чему учит, игнорируя мнения и мифы светского общества. Тогда я осознал, что именно Своей смертью и Своим Воскресением Христос основал и обосновал христианство.

Мне могут возразить. На Западе намного больше людей празднуют Рождество, нежели Пасху. Да, западный мир по-прежнему предпочитает праздничные дни конца года, таким образом расцерковляя подлинное Рождество Христово. Сегодняшние рождественские поздравления у нас дословно звучат так: «С праздниками конца года!». Но в том-то и дело, что Запад - не равно католическая церковь. В конце концов псевдо-Рождество с не меньшим размахом отмечается и в Восточной Европе, и в России. Только под названием «Новый год». На Западе этот праздник расцерковляли коммерсанты, на Востоке его пытались уничтожить большевики. И в какой-то мере и те, и другие достигли своего. Церкви празднуют Рождество Христово, а мир - и в Брюсселе, и в Москве - X-mas  или Новый год, неважно.

А что же Пасха? Дело в том, что Пасху расцерковить оказалось намного сложнее. Коммерсанты на Западе не преуспели: никакие кролики и крашеные яйца не могут соперничать с историей человека, умершего на Кресте и - против всяких законов природы - воскресшего три дня спустя. Нечто подобное случилось и в СССР, где происходящее, невозможное к объяснению, пытались просто проигнорировать или взять в оцепление, как брали в оцепление крестные ходы. В любом случае, ничего не получилось. Пасха осталась церковным праздником, сердцевиной литургической жизни каждого католика. Пасха, пусть и отмечаемая зачастую в другой день, чем у католиков, осталась церковным праздником, сердцевиной литургической жизни каждого православного. Пасха осталось праздником, который отмечают верующие и прежде всего верующие.

Я понимаю, что, сказав это, разочарую кого-то, кто решит, что я упростил ситуацию. Наверное, стоило бы, например, проанализировать западное социальное учение как отражение Боговоплощения. Наверное, можно было бы поговорить о том, как повлияла на нынешнюю ситуацию религиозная история Западной Европы. Но я сейчас хотел сказать о другом: под влиянием светского мировоззрения мы, вместо того, чтобы узнать, что сама Церковь говорит о себе, свыкаемся с возможностью принимать наносное за подлинное. Мы сами начинаем верить тем мифам, которые создает о Церкви общество, которое Церкви не знает и не понимает. Только лично переживая веру и изучая церковные историю и учение (а не домыслы обывателей) мы можем открыть глубину и красоту нашей традиции, имеющей на Западе и на Востоке одинаково прочную основу.

Источник: ФОМА  О православии для широкой аудитории 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ