О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

СОКУРОВ Александр Николаевич ( род. 1951)

Цитаты   |   Интервью   |   Статьи   |   О Человеке
СОКУРОВ Александр Николаевич

Александр Николаевич СОКУРОВ - кинорежиссер, народный артист России, член Комиссии по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, член Комиссии по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, дважды лауреат Государственной премии России, лауреат премии Организации Объединённых наций, лауреат Премии Святого Престола (Ватикан) «Человек Третьего тысячелетия», лауреат Премии имени Робера Брессона, премии имени Витторио де Сика (государственной премии Италии), премии имени Андрея Тарковского, премии «Триумф», премии имени Григория Козинцева, пятикратный участник программы Каннского фестиваля, восьмикратный лауреат премии ФИПРЕССИ, лауреат двух премий «Ника», трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат премии Всероссийского общества защиты памятников культуры в номинации «Подвиг», почетный гражданин городов Венеция и Неаполь, член Попечительского Совета Государственного Эрмитажа. По решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова внесено в список ста лучших режиссеров мира.

Источник: sokurov.spb.ru  .


Александр Николаевич СОКУРОВ: цитаты

Александр Николаевич СОКУРОВ (род. 1951) - кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист России: Интервью | Статьи(эссе)О Человеке | Видео |

***

«…Искусства не бывает ни много, ни мало. Искусства столько, сколько было угодно Богу терпеть произвол одаренных людей. Ибо искусство – это не более чем попытка отдельных людей выпрыгнуть за пределы, очерченные Создателем.

…Именно искусство пробуждает стихийное сознание человека, разрушает естественные границы, меняет направление течения рек, возбуждает гордыню человека, пробуждает самомнение людей, разглядывает войны как волшебный кристалл, идеализирует смерть, анатомирует любовь или делает ее глянцевой, пресной, спорит с религией».

***

« 17 сентября, Япония, борт самолета,
 Амами-ошима

Смотрю в иллюминатор – внизу Тихий океан. Тихий-тихий. Сверху океан совершенно неподвижен. Волны замерли, зависли. Облака тоже неподвижны. Волны – будто кожа, кожа большого, огромного тела старика гиганта. Ни одного корабля, ничего живого.

Гигантская живопись, композиционный осколок…

Рисуя эту картину, о чем думал Бог, каков был замысел?
Этот вопрос задаю себе много лет. Знаю, что никогда не найду ответ, но каждый раз вопрошаю».

***

«Войну ненавижу, ненавижу любую войну, война – это лишь отвратительный памятник человеческой Глупости, Злобе, Лени. Война начинается, когда люди, которые должны думать люди, наделенные властью, перестают это делать, или не умеют это делать, или не хотят это делать, то есть – думать  не хотят. Или когда они отвратительно порочны. Грустно, но не хотят или не умеют думать уже и многие миллионы…»

***

«Для человеческого рода обидно и больно сознавать, что талант умирает вместе с телом, обидно, что талантливо тело, что душа человека никакого отношения к таланту не имеет. Душа оставляет человека после смерти и равнодушно наблюдает за тлением тела, а вместе с ним и этой странной суспензии – таланта. Или в земле, или в огне… Талант исчезает. Пропадает. Исчезает… И кто-то опять должен начинать все сначала. Все сначала.

Мистическая ситуация. Мне страшно, когда я об этом думаю… Господи, помоги понять и не возроптать».

***

«Время – единственное явление, которым человек никогда не сможет управлять. И слава Богу, что не научится»,

***

«Представьте себе, вы идете в толпе людей, и вдруг какой-то романтик-сумасшедший вынимает бритву и начинает ею размахивать и наносить ужасные раны окружающим, многие погибают, а у тех, кого ранили, шрамы на лице на всю жизнь. Всех этих ран я не могу простить кинематографу.

Провокация жестокости в показе реального действия для меня всегда граничила с моральным преступлением. Всегда думаю: ведь среди людей, которые смотрят это, могут быть люди слабые.
Для меня в искусстве неприемлема эта провокация жестокосердия и эстетическая его канонизация. Говорят: какой образ, какая трагедия за этим угадывается!

Но одно дело прочесть об этом в пьесе Шекспира, а другое дело показать  в кино.
Дистанция между написанным и показанным, между моральным переживанием слова и психофизическим восприятием изображения – огромная. То, что спровоцировал мировой кинематограф много десятилетий назад, сегодня выросло в масштабы повсеместной привычки к любым формам жестокости на экране. Здесь для меня всегда был рубеж отталкивания.
Мастерство не должно поддерживать зла.

Визуальное воспроизведение картин жестокости в моем представлении – это всегда умножение зла».

***

«Никакое ремесло и никогда не имело такой     силы экспансии, как это [кино]. Не случайно кино возникло в ХХ веке, когда у миллионов людей появилась социальная и физическая ненаказуемая возможность полениться, просто проспать свое жизненное время».

***
«Если вы спросите у меня, что есть Бог, я отвечу вам: Время есть Бог. Именно в факторе Времени Бог, Создатель  явился нам и дал о Себе знать, открылся нам».

Источник: Сокуров А. В центре океана: [эссе, рассказы]/Александр Сокуров. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 319 с.


Александр Николаевич СОКУРОВ: интервью

Александр Николаевич СОКУРОВ (род. 1951) - кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист России:  Статьи(эссе) | Цитаты | О Человеке | Видео |

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОТВЕТЫ

В России многие знают режиссера Александра Сокурова. Но только по имени. Многие помнят, что снимает он фильмы про историю и тиранов, но вот о чем его картины, как они называются, мало кто скажет. Почему так происходит?
Смотреть фильмы Сокурова непросто. Так же непросто, как читать «Улисса» Джойса, как разглядывать картины Филонова, как слушать музыку Шнитке и Шостаковича. Все это не развлекает, а заставляет сосредотачиваться, думать, быть внимательнее к смыслу.
Непросто и говорить с Сокуровым. Потому что с настоящим художником говорить всегда тяжело. По-хорошему тяжело. Александр Николаевич не дает готовых ответов, потому что он — человек постоянного поиска, постоянного труда. Не найдет готовых ответов зритель и в его фильмах. Не найдет готовых фраз и затверженных раз и навсегда мыслей. Потому что Сокуров — искренний человек, честно говорящий о том, что думает.
На Венецианском кинофестивале режиссер получил уже вторую премию Ватикана за духовные поиски в кино. Об этом и о многом другом — о насилии в кинематографе, о современной жизни, о Достоевском, литературе — он рассказывает.


Любая премия что-то квалифицирует, определяет. Я же просто работаю. У меня нет никакого права подводить итоги, потому что хочу работать и дальше. Есть Путь. Насколько позволяют мне силы и возможности мои на родине, я пытаюсь работать, не останавливаясь. Как бы ни было это сложно…

Пока меня поддерживает государство. Многие фильмы (за небольшим исключением) сделаны с привлечением государственных средств — в этом смысле поддержка у меня была. Однако поддержки общества, Церкви — нет, конечно. Ни от русских людей на родине, ни от Русской Церкви.

Наша Церковь почему-то дистанцирована от культурного процесса. Может быть, нет еще людей в самой среде церковной, которые имели бы авторитет в области культуры и которые сами по себе могли бы быть отцами паствы. Отцов вообще очень мало в Русской Православной Церкви, как мне кажется. Да и в народе русском — их тоже мало.

Когда я получил первую премию Ватикана — «Человек третьего тысячелетия» она называлась — у меня была аудиенция у Иоанна Павла II. Очень серьезный, сложный разговор с ним был, тяжелый и для него, и для меня… А когда я вернулся домой, случались звонки. Мне звонили люди, которые не называли своих имен, но говорили, что они — православные. Один человек представился священником. Мне были сделаны жесткие, грубые замечания по поводу принятия мною Ватиканской премии. Тогда я спросил: «А почему русский православный человек не получает премии от Православной Церкви? Почему меня игнорирует моя Церковь?».

Прошел тот период, когда я остро нуждался в разнообразной поддержке. Но в моральной нуждаюсь всегда. Был у меня тяжелый многолетний «конфликт» с коммунистическим государством, проблемы с органами госбезопасности. Все восторженные оценки в мой адрес я воспринимаю с благодарностью, но прекрасно понимаю, что не создаю идеальных произведений. Я просто-напросто работник и могу делать только то, что может делать человек. Все мною сделанное — несовершенно, и все самые высокие слова, на самом деле, не про меня. Мне все дается с трудом, мне ничего не даруется, я делаю только то, что сам могу сделать.

В Венеции я говорил о том, что мои задачи как художника совпадают с задачами Церкви. Очень жаль, что в результате давления наших кинематографистов это мое выступление решили не показывать по телевидению в России. Потому что многое, что я говорил, касалось ответственности за кинематографический труд. Я говорил о том, что всю жизнь боролся, как мог, с насилием в кинематографе, говорил, что ни в одной из своих картин не допускал никогда ни малейшего намека на насилие. Говорил о том, что у кинематографа — большая вина перед людьми. Ничто не оказывает сегодня такого деструктивного влияния на мировое общество, как агрессивное динамичное кино. Я говорил о тотальной угрозе со стороны массового визуального товара, кинопродукта, когда в кинематографическом пространстве появляются произведения талантливых людей, но абсолютно дьявольские по сути. Кинематограф первым сделал шаг к деструкции и породил телевидение; это «дитя» в агрессивности пошло гораздо дальше своих «родителей».

Сцены насилия в кинематографе инфицируют огромное количество людей. Внутри человека происходит постоянная борьба добра и зла. Каждый из нас пребывает на некоей грани в силу всестороннего влияния физиологии и политизации на человека. Мир живет с идеей насилия, вовсе не с идеями христианства. Упадете в траву — увидите, какая борьба за жизнь там, у самой земли происходит. То же — в животном мире. Жизнь происходит посредством уничтожения одного другим. Никто не плачет, никто при этом не проливает слез. И мы так уж далеко находимся от насекомых или физиологически отстоим от других животных? Нет, нет, нет. Общая схема, общая конструкция. И если окружающий мир живет с этой фатальной идеей насилия, это непосредственно влияет на человека. В кино режиссеры, используя самое сильное, самое мощное средство воздействия на человека — визуальное, показывают «привлекательные» стороны этой борьбы через убийство.

Воспитать человека очень сложно. Но воспитание-то должно бы происходить не через убийство, не через насилие, а через каждодневный тяжелейший труд родителей, учителей. Ну, а кинематограф показывает нам, что, оказывается, есть способы гораздо проще: ты можешь победить, если ты убьешь. В прямом смысле — застрелишь человека, задушишь, зарежешь его. Эти кошмарные образчики постоянно сталкивают миллионы людей на обочины. Большинство зрителей — молодые люди, которые еще стоят перед выбором: жестокость или милосердие. Они перестают бояться смерти и страшного морального падения, когда ты убил. Телевидение и кино говорит молодому человеку, что убить не грешно и не страшно. Не грешно, потому что ты — неверующий, а не страшно, потому что тебе тысячу раз показали момент убийства, и психологически ты к нему привык. Мальчик, который подобное смотрит, он просто… красиво видит смерть: попала пуля в человека, он подпрыгнул, вскрикнул, так красиво корчился. Один, два, три, четыре, пять раз увидел это зритель и — всё. Происходит эстетизация насилия и снятие всех психологических преград.

Пропаганда зла — это когда на экране возникает последовательная рутинная демонстрация того, как нужно применять насилие. Когда вам показывают способ убийства, мучения человека, злые глаза убийцы, который победил и оттого — привлекателен (человек-победитель, видимо, привлекателен)… Когда ради всего этого выстраивается сцена и создается не фильм, а визуальный товар. В так называемых боевиках, американских ли, наших ли — их сегодня не меньше, чем американских, только они глупее и примитивнее в профессиональном смысле — всегда показывается большое разнообразие способов убийства человека и на этом строятся сотни, тысячи фильмов.

Кинорежиссеры, у которых в подавляющем большинстве совсем никаких стопоров нет, любят делить сцены насилия на части, эпизоды, кадры, микрокадры. Режиссерам это нравится. Это становится самым ярким событием в «фильме» — убийство человека. То, на что лучше никогда не смотреть, то, что лучше никогда не видеть, становится главным…

У Достоевского есть убийство в «Преступлении и наказании». Возможно, он один из первых, кто телегу столкнул с места и показал «прелесть» криминального сюжета. Но во всем романе, может, полторы страницы занимает сам процесс убийства, хотя он жуткий, один из самых жутких. Но все остальное — мучения Раскольникова: как он приходит к мысли об убийстве, что потом с ним происходит. Но и Достоевский, на мой взгляд, не дошел до самого главного…

Да, судьба человека так иногда складывается, что он может убить. Человек может убить, защищая себя. Это может быть случайно или осмысленно. Человек может убить в неправедной войне. Случайно, за рулем — всё бывает. Но самое главное не в этом. Главное в том — как продолжить дальше жить. Пошел в храм — тебе отпустили грехи. Но ведь ничего не изменилось на самом деле. Человек все равно убил, понимаете? Куда ему от этого деваться? Это как Каинова печать — вот самая проблема. И перед этой проблемой спасовал даже Достоевский. Он закончил произведение как раз там, где надо было бы начинать самую главную его часть — как теперь с этим жить. Как жить в обстоятельствах ссылки, после ссылки, всё время помня, что ты — убийца. Как с этим жить? Нерешенная проблема...

Соня может только смягчать жизнь Раскольникова, но она никогда не «проникнет» к нему внутрь, она никогда не станет Раскольниковым, она никогда не станет вторым «я» для него… Человек рождается один и уходит из мира один, никого с собой не берет. Рядом с Раскольниковым — прекрасное существо, прекрасный человек. Но никто не может снять печать убийцы…

Сталин — это жизнь плохого, несчастного человека. История о Сталине — история о том, что бывает, когда власть попадает в руки насквозь Человек, который ищет ответыплохого человека. Власть в России, как правило, попадает в руки людей несчастных. Счастливых людей у власти в России, мне кажется, не было никогда. Власть и счастье для России почти несовместимы. В нашей стране попадают во власть в результате борьбы, раздражения и идеи мщения. Власть — это такая тяжелая ноша, что нести ее можно только с очень чистой душой и чистыми руками. Это возможно, я уверен в этом. Но только тогда, когда сам народ станет лучше. Пока люди будут голосовать, не думая, а просто по какому-то смутному впечатлению, все будет очень-очень плохо, потому что таким образом народ сам делегирует во власть большое количество латентных или явных мерзавцев.

У меня есть тетралогия: «Молох», «Телец», «Солнце», сейчас приступаем к «Фаусту». Во всех этих фильмах я стремлюсь показать, сколь важна очеловеченная власть. И что власть — не от Бога, она — от людей. В этом мое мнение решительно противоречит позиции некоторых церковных иерархов, а также подавляющего большинства деятелей культуры.

Народу нужно понять, что все люди ответственны за то, как живут. Что это означает? Учись хорошо, получай хорошее образование, не давай взяток и не бери их. Мужчины должны понимать, что не в силе власть, а в уме. Русские мужчины, русская политика, русское «поведение» вообще находятся слишком часто в агрессивно-силовом поле. Это выражается и в политике, и в жизни армии, и в действиях милиции — во всех сферах, где существует приоритет мужчин. Умных людей там очень мало. Народ не делегирует нравственных, умных людей в эти системы.

Президент может быть и идеальным, а может быть слабым. Но от того, каков Президент, не зависит качество работы чиновников в разных городах. Следят ли эти люди за тем, в каком состоянии находится жилищный фонд, получают ли пенсионеры свои деньги, есть ли бесплатные, нужные им лекарства? Как защищен народ от Чиновника?

Цель государства — это развитие культуры и нравственности. Ни развитие промышленности, ни развитие политического аппарата, ни развитие Человек, который ищет ответыармии. Это только инструменты, с помощью которых надо делать все, чтобы народ развивался, чтобы развивалась культура, чтобы люди жили каждодневно в рамках цивилизованности и цивилизации. Причем так, чтобы мы понимали мир, чтобы мы были дееспособными, чтобы мы могли себя защитить по-настоящему. И чтобы мы могли все то лучшее, что есть в мире, взять для себя. Понимаете?

Тяжелое дело — работа в системе. Систематическая, постоянная работа по разумной демократической организации социальной, экономической жизни, которой в России, конечно, нет, потому что она в значительной степени зависит от политической воли государства. При отсутствии гражданского общества все усилия государства в этом направлении тщетны.

Церковь, мне кажется, не должна сливаться с государством. Страшная трагедия Православной Церкви, произошедшая после революции, во многом определялась тем, что до этого она соединилась с царским режимом — многогрешным, несовершенным. И тогда стали громить систему, которая породила нищету в России, неравенство: огромное количество людей встали на дыбы, потому что тяжело было жить — не такая уж благостная жизнь в царской России была. Оказалось, что для людей православный клир также был частью вражеского государства. Я сегодня с огромной тревогой наблюдаю за тем, как вновь проявляет себя эта тенденция в Церкви.

Ни при каких обстоятельствах Церковь не должна отвечать за действия государства. У нее не может быть одинаковых оценок происходящих событий с оценками государственных деятелей. Например, государство может сказать о событиях в Чечне, что «мы боремся с террористами»? А Церковь может сказать: «Господи, как тяжело людям! Надо остановить войну. Как помочь людям?». Потому что для Церкви все едины: дети, женщины, старички — все-все едины. Не важно, какой они национальности, какой веры, в конце концов, совершенно не важно. Все рабы Божии, все Божии создания. Когда это не так — обидно и горько.

К Церкви я отношусь не критично, критично отношусь к тому, что Церковь вдруг начинает обнаруживать себя как некая бюрократическая система. Сегодня не в каждом храме можно подойти к священнику и просто поговорить с ним…

Часто хожу в свой храм на Васильевском острове. Пытаюсь остановить священника — а что ему до меня? Смотрит на меня даже так, чуть-чуть мимо: «А-а-а-а, да. Ну, вот вы идите туда. Делайте это». Само богослужение очень часто совершается формально… Один из вопросов, который я задал Папе Римскому, был такой: «Почему Вы в глаза людям не смотрите?». Я сейчас говорю о тенденции — не о вине, а о беде. О чем это говорит? О том, что в самом процессе формирования личности священнослужителя, в воспитательном процессе, который происходит в семинарии, наверное, очень мало говорят о таких тонких, на самом деле важных моментах. Очень быстро священник превращается у нас в прораба, завхоза — это реальность. Русские священники — сплошь утомленные люди. Уставшие.

У меня духовника нет. Потому что во многих соборах, куда я хожу, атмосфера не кажется мне родной, близкой. Я никак не могу найти близкого, родного мне человека в Церкви.

Крестился еще при советской власти, тайно, не в храме, на дому у мои друзей. Батюшка был встревожен и быстро крестил меня. Как пришел к Человек, который ищет ответынеобходимости крещения? Трудно словами… Наверно, по характеру я человек эволюционного склада, поскольку из очень простой семьи — мне ничего не давалось просто так, я был вынужден все в своей жизни создавать сам. И создавать, и защищаться — за помощью часто некуда было идти. А мне нужна была помощь — не в защите от государства, от КГБ, от каких-то несчастий, давлений, а в том, чтобы найти… внутреннее… как же это сказать?.. успокоение, что ли… равновесие… Иногда, когда я захожу в собор, оно появляется.

У меня есть любимый храм. По дороге в Зеленогорск церковь Казанской Божией Матери, белая, архитектура в «московском» стиле. И я однажды, работая над сценарием, ездил туда буквально через день, хоть это и далеко. Мне хорошо работалось. Я заходил в храм, искал скамеечку, садился и писал там. Многое увидел в течение тех дней, что сидел просто с карандашиком и блокнотом. Но однажды мне сделали замечание и попросили уйти. Священник сказал: «Мы наблюдали за вами несколько дней — негоже». Я спросил его: «Что — негоже?». Он своими бровями изобразил такое, что совсем, видимо, я дурак и не понимаю, что негоже. И больше я работать туда не ездил.

В каждом фильме, который мы делали, есть так или иначе библейский мотив. В каждом фильме. В «Александре» с Галиной Павловной Вишневской в главной роли. В картине по мотивам «Преступления и наказания» — в «Тихих страницах». В «Восточной элегии», которую в Японии снимали. В фильме «Мать и сын» — в фильме, за который дали премию Ватикана. В «Повинности», «Духовных голосах» и других.

Все мои картины — это попытка сотворить другую жизнь. Я не делаю фильмы о жизни, не могу позволить себе этого, я фантазирую, выдумываю. Понимаете? Я не знаю жизнь так, чтобы целому народу в назидание что-то создавать. Не понимаю, как можно учить народ. Я могу делать то, что могу. А уж найдет это путь к сердцу людей или нет — Господи, помоги.

В искусстве главное — человек, мастер, автор. Но мы знаем, что часто художественные произведения создаются человеком безнравственным, с жутким «внутренним миром». Есть люди, очень известные в мире кино, но при этом абсолютные мерзавцы. Что это? Искусство — очень сложный процесс, где надо уметь отличать высокое ремесло от Божественного дара. Божественного не потому, что, как говорят, «Господь дал, дланью коснулся». А в том смысле, что художник душу свою таким образом возвысил, так много мучился, создавая, что возвысился в своем произведении. И именно тогда возникает что-то удивительное…

На самом деле, мерзавцев, которые работают в культуре, в искусстве и которые создают так называемые привлекательные вещи — тысячи. И в России их очень много — на «Ленфильме» тоже. Можем мы понять, что творится в душе у иконописца, когда он пишет икону? Ох, не всегда! Только какие-то особые люди, которые жизнь в скиту прожили, могут, взглянув на написанный образ, сказать современнику, что здесь — святость, а здесь — зло, глубоко сокрытое зло… Понимаете?

Человеческая жизнь такая короткая, что большую часть жизни ты вообще никто и ничто. До 15-20 лет сосуд еще пуст и сух. Есть исключения, но они правила никак не меняют. Очень поздно человек приходит к настоящей вере. Зрелым, многое испив. И очень часто человек уже и не успевает чего-то главного для своей жизни создать. Это вопрос жертвы. Но жизнь такая короткая. Понимаете? Она такая короткая. И что с этим делать? Господи, помоги ответить на этот вопрос.

Бываю постоянно на Смоленском кладбище, у блаженной Ксении. Мне просто там очень хорошо почему-то. Сколько я ни просил там чего-нибудь, никогда ничего не менялось в моей жизни. Но то, с каким трепетом приходят туда люди, как они сконцентрированы, как они гармоничны, как они прекрасны — все эти люди, которые приходят туда… Молодые и пожилые…

Люди, которые ходят туда, к святой Ксении,— люди простые. Есть верующие искренне, есть те, кто пришел потому, что мама посоветовала перед экзаменом. А то есть и такие, что даже не крестятся. Видно, они — неприкаянные люди.

Место там, как говорят, намоленное… Это удивительное слово русское. Может быть, моление у Ксении потом приведет к тому, что человек некрещеный пойдет и покрестится, будет ходить в церковь… Но мало, мало таких случаев.

На человека я смотрю из литературы. Все мои представления о мире из литературы. Кино на меня никакого влияния — ни духовного, ни душевного Человек, который ищет ответы— не оказало. И сейчас не оказывает. А вот литература — да. Провидческие мысли миру даруются через пишущих. Недавно перечитывал «Фауста» Гете и останавливался периодически: как же можно так просто, ясно сказать?.. Нам легко сейчас с позиций современных, легко умными быть: мы знаем, что такое Первая мировая, Вторая мировая войны, можем посмотреть на Землю сверху, нам доступны книги, которые мы раньше прочитать не могли, они еще не были написаны, человек развил свой интеллект. Хотя, согласен: это духовного опыта не прибавляет… Человек стал умнее, но не мудрее. Так ведь?

Я в 6-м классе прочитал «Мадам Бовари» Флобера, потом думал о прочитанном. Меня судьба этой женщины, этой матери потрясла: не мог понять, как она, имея дочь, могла решиться на самоубийство. Я поглядывал на маму и так думал: «А если ей будет плохо, она что — тоже?». Потом задавался вопросом: «Если Бог есть, почему Он ее не остановил?». Никто не знает, каково было маленькой дочери мадам Бовари после смерти матери. Много, много возникало вопросов… И ни одного ответа.

Художественные мысли, идеи, проявляющиеся в фильмах, проверяются литературными образами и характерами, литературной практикой. Я вообще всегда очень тревожусь, когда берусь за фильм, тема, материал, ткань которого не прошли через опыт литературный, через слово писателя. Когда мы снимали «Мать и сын», «Отец и сын», мы не нашли аналогов в литературе. И это меня беспокоило. Чувствовал себя сиротливо, когда работал над этими фильмами, потому что собственно кинематографу доверять нельзя ни в коем случае. Проверять и перепроверять его надо — качество результата в кино надо всегда перепроверять практикой литературы.

Образы, характеры, литературные персонажи — они глубоко осмыслены, прожиты самими писателями. Возьмите любого героя у Льва Толстого — Наташу Ростову, Андрея Болконского, или героев Чехова. Они прошли «испытание» временем и не поблекли. Так же как самый отвратительный персонаж из Достоевского — убийца, он тоже прошел «испытание» временем, не погиб и качеств своих «художественных» не утерял. Все эти герои созданы с помощью огромного труда души и ума. Писатель по определению думает об одном читателе, кинорежиссеры — о толпе.

Я сформировался под воздействием людей, которые помогали мне жить, которые протягивали мне руку помощи, терпели меня, обучали меня, доверяли мне. Я успел сделать в советский период много фильмов. Каждый из них закрывался по цензурным, политическим причинам. Но мне снова давали работать люди, которые руководили студиями, хотя и понимали, что я не «советский человек». Сейчас я стараюсь поступать так же, как они, хотя возможностей кому-то помочь в настоящее время меньше, чем при советской власти.

Только литература. До тех пор, пока людей будет формировать литература, будут те, кто сможет создать что-то очень важное, не сиюминутное. Неломаемого, несогбенного человека можно воспитать только литературой. Ибо это самая интимная, самая углубленная, самая целостная и всесторонняя, уважительная по отношению к личности культура. Что значит «уважительная»? Заставляющая трудиться. Книгу не поймешь, пока не потрудишься. Как в вере. Надо пройти определенный путь, потрудиться, чтобы что-то вдруг в человеке сложилось.

Русским людям постоянно надо повторять: «Ты должен трудиться». Никаких тайм-аутов, никаких развлекательных передач — это, мне кажется, Человек, который ищет ответы«противопоказано» русским людям. Трудиться надо. Надо научиться делать дело. Конечно, существуют люди особенные, одаренные душевно, может, даже необразованные, не читавшие. Милые, умные, мудрые, с каким-то особенным даром люди, которые все понимают. Они, в основном, из деревенской среды, где от природы им это дано. Для большинства русских абсолютная, безальтернативная форма жизни — труд, только труд. Потом уже может быть все остальное. Если человека не научили трудиться, если он не любит труд, это «пятая колонна». А когда таких людей миллионы? Это очень серьезная, большая проблема русского народа. Не малым числом ослабнет Россия, а ленью и небрежностью народа в труде.

Нужно изменить отношение к человеку. Очень много тяжелых факторов действует на жизнь человека сегодня. Столетия назад люди уже жили в огромных городах, в такой скученности, с такими социальными проблемами, с таким одиночеством души. Значит, пора идти не по верхам, а быть рядом с человеком.

В тюрьму мы приходим почему-то. Пытаемся помочь самым страшным преступникам, помочь самым страшным истязателям. Слушаем их, принимаем их исповедь. Церкви строим в колониях. А страдающий человек, который умирает от того, что ему в обычной жизни невыносимо тяжело, одинок…

Нам нужно собирать друг друга. Надо всем быть вместе, всем разным, но всем вместе. Но у кого-то желание всех людей по ранжиру расписать, поставить на какие-то полочки. Нет, не может быть плохих для Церкви людей. Нужны серьезные соборные размышления о том, как жить сегодня русским людям, русскому обществу, русскому государству. Без купюр, без ложного стыда, без политического натурализма. Мы живем с таким количеством разных людей…

Я недавно на Кавказе был. В Нальчике показывали наш фильм «Александра». Приняли прекрасно. Думаю, что в центральной России этот фильм никому не будет нужен, а на Кавказе — наоборот. Важно понять, что на Кавказе очень много того, чему нам, русским, следует учиться: положение человека внутри семьи, взаимоотношения старших и младших, родителей и детей, готовность детей понимать родителей, терпеливость. Там есть явления, которые сокрыты очень глубоко, на поверхности их нет, но которые позволяют маленькому народу существовать в определенной гармонии и в окружении монстров. Иначе они, эти маленькие народы, давно бы погибли.

Вот, например, черкесы, малая народность. Они живы до сих пор. А в свое время царская армия уничтожила сотни тысяч черкесов. Об этом сегодня никто не говорит. Сотни тысяч жертв только ради того, чтобы захватить и присоединить определенные территории и выполнить имперские задачи. Русский полк заходил в села: выжигали, рубили всех буквально, от мала до велика. Убивали, не вступая в переговоры, двигаясь катком и уничтожая всех на своем пути. Осталось, может быть, тысяч шестьдесят черкесов — многие побежали в Турцию, кто куда. И только следуя особым неписаным нравственным народным кодексам, черкесы смогли сохранить жизнь своего народа. Разбросанного теперь по разным странам.

Нужно беречь себя. Даже в Церкви нужно искать меру. Молитва — это… В английском языке есть такое слово «strong» — напряжение. Вот что такое молитва. Мы, люди, слабые существа, не можем находиться в таком напряженном состоянии бесконечно. Мы должны жить с другими людьми, а они вокруг нас разные. Нужно найти меру вот этого нашего «strong», нашего напряжения, разумную меру. Воцерковленная мама может приучить сына к жизни в храме, если в этом будет мера. Ребенок, может быть, не понимает меру, но он иногда ее чувствует. Надо же создавать жизнь, ее укреплять: работать, ходить в магазин, в театры, в больницы, ездить в транспорте, участвовать в социальных работах, акциях общественных.

Москва более воцерковленный город, чем Санкт-Петербург. Интеллигенция московская привязана к храмам. Многие женщины-москвички, которых я знаю,— актрисы, режиссеры — церковные люди. В Петербурге не так. Я обращаю внимание на москвичек — каждая из них находит какую-то меру своего религиозного чувства, меру смирения. При этом они продолжают работать в кино, на телевидении. И им удается.

Спасибо и простите, что всё так…

От редакции Журнала "Православие и современность": В нашем журнале нигде не сделана обычная для многих изданий оговорка: «Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения, выраженной авторами статей». И, тем не менее, можно все-таки сказать, что порой мы помещаем тексты, в которых согласны далеко не со всем. Почему? ― Потому, что в этих публикациях выражаются мысли и взгляды, которые есть, с которыми можно и нужно дискутировать, но от которых нельзя просто отмахнуться. Иначе мы рискуем оказаться слишком закрытыми и оторванными от той жизни и от тех людей, что сегодня находятся на пороге Церкви, но хотят войти в нее и стать ее частью.

Именно так относится редакция и к публикуемому в этом номере монологу Александра Сокурова. Есть в нем что-то, на что сразу хочется возразить, «оправдаться», сказать, что автор «чего-то не понимает». Но вряд ли это было бы правильным. Хотя бы потому, что за Александром Николаевичем стоит огромное количество людей с теми же мыслями, вопросами и недоумениями. И поскольку наш журнал рассчитан на людей, уже живущих в Церкви, то логичнее вслушаться в то, что говорит Сокуров, и попытаться понять, что можем сделать конкретно мы для того, чтобы другие люди не оставались с подобными вопросами и недоумениями наедине, и у них не было чувства, будто никому в Церкви нет до них дела. Тем более что это совсем не так. Просто бывает зачастую, что рука помощь предлагающего и рука помощи ищущего протянуты навстречу одна другой. И нужно лишь совсем немного ― соединить их…


Источник: Журнал "Православие и современность" № 8 (24) за 2009 г. Подготовила Наталья Волкова 
«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии    


Александр Николаевич СОКУРОВ: статьи (эссе)

Александр Николаевич СОКУРОВ (род. 1951) - кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист России: ИнтервьюЦитаты | О Человеке | Видео |

К РЕТРОСПЕКТИВЕ СВЕТЛАНЫ ПРОСКУРИНОЙ В РОТТЕРДАМЕ


...Набираю номер телефона.
Гудки, гудки...
Представляю, как несется электричество с моего номера через семь сотен ночных темных русских верст из Петербурга в Москву.
Гудки, гудки...
И я опять звоню ей...

...В первый раз я увидел ее на киностудии «Ленфильм» в городе, который тогда еще назывался Ленинград.

Кажется, это было после 1984 года.
...Светлые волосы. Быстрая в движении... Яркая... Взгляд человека, привыкшего много читать. Она не перебивала, осторожно переспрашивала, уточняя мысль собеседника, и глаза ее смотрели без суеты бокового зрения.

Мне почему-то тогда показалось, что передо мной человек, который всякого запоминает надолго. Поражала сформулированность речи этой молодой женщины, уникально чистый русский
язык, сама особая атмосфера ее русского языка, которую я до нее чувствовал, только разговаривая с теми, кто давно покинул советскую Россию и сохранил в изгнании тот загадочный чистый русский, на котором говорили образованные русские еще в начале XX века...

Я обратил внимание на это, потому что сама по себе советская кинематографическая профессиональная среда редко когда представлялась людьми по-настоящему образованными и утонченными. Да и женщин-режиссеров было всегда меньше, чем мужчин.

...Нас, молодых, на этой большой студии тогда было много, и у каждого были свои тяжелые и тревожные вопросы к жизни. От многих я потом часто слышал о трудностях, с которыми Проскурина постоянно сталкивалась и в жизни, и в профессии...

Несколько лет мы со Светланой не встречались.
Я эгоистично был погружен в свою борьбу с советским государством, эта борьба заслонила все и вся...

...Первый фильм Светланы, который заставил меня обратить новое внимание на нее, — ее «Случайный вальс». Я был поражен несоветской природой замысла этого фильма, несоветской стилистикой, открытостью душевной и физической стати героев. Ее женщины и мужчины были просто женщинами и мужчинами — и никаких социальных посланий.

Это загадка: как Светлане Проскуриной удалось защититься от влияния социалистического реализма, под пятой которого пребывали десятки ее коллег в советском кино?! Ведь она так же, как и они, большую часть жизни прожила при советском социализме, воспитывалась, получила образование... Не думаю, что этой защитой являлся ее «женский взгляд», которым другая могла бы вполне и прикрываться-защищаться.

...Я уверен, что Проскуриной удается создавать фильмы, которые нельзя назвать женским кино. Это не женское кино, это просто кинематограф художественного качества.

Я уже говорил о своем предположении, что литература занимает в жизни Светланы особое место, — так вот, вообще литература в жизни русской женщины, наверное, занимает особое место.

Совершенно поразительно, как удается русским женщинам, принимая идеальные литературные сюжеты, не попадать под их тотальное влияние и продолжать жить рутинной жизнью в окружении, как правило, неталантливых мужчин.

Светлана выбрала кинематограф как кинематограф. Она слишком хорошо чувствует разницу между искусством и визуальным товаром. Она хорошо видит разницу между разнообразными инструментами монстра, которым постепенно становится некогда скромный и тихий кинематограф...

Владение инструментами? Это когда реальные сюжеты она «охудожествляет документальным
инструментом», а в реализации ее фантазий — рядом с ней — оказываются внимательные и умные актеры. Не нужны ей марионетки — ее актеры обладают независимыми, строптивыми характерами. И как это хорошо!

...Но тревога не покидает меня... Как ее жизнь сложится дальше, будет ли у нее возможность работать в России, хватит ли сил сопротивляться сжимающемуся кольцу, хватит ли у нее сил на внутреннее обновление, естественную смену одежд, которую предлагает художнику жизнь в соответствии с новым возрастом души и тела?

Она слишком талантлива, слишком честна, чтобы быть счастливой и удачливой в жизни... В России часто так говорят о таких одаренных людях, как она.

Но Светлана, в отличие от многих из нас, — человек верующий в Бога, верующий душой своей, и в этом ее спасение и ее промысел.

...Звонок телефона, второй.
В ее московской квартире тихо.
Покойно.

Когда попадаешь сюда, кажется, что в этой маленькой квартире живет семья со старыми русскими московскими корнями. Старинная, простая, удобная, со вкусом подобранная мебель. Совершенно русский признак — хорошая домашняя библиотека...

Боже!! А как здесь пахнет!!!

Нигде ни в России, ни в мире я никогда не ел вкуснее... Эта женщина все умеет приготовить сама.
...Ну, вот и не знаю, не знаю — встречал ли я где-нибудь, когда-нибудь более русскую женщину, более русскую натуру, чем наша героиня...

...Еще гудок в трубке... Наконец!!! Она взяла трубку, и я с облегчением, с легким сердцем говорю ей:
— Светочка, милая моя...
2007 г.

Источник: Сокуров А. В центре океана: [эссе, рассказы]/Александр Сокуров. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 319 с.


О Человеке: Александр Николаевич СОКУРОВ

Александр Николаевич СОКУРОВ (род. 1951) - кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист России: Интервью | Статьи(эссе) | ЦитатыВидео |

КНИГА-ТРУД: «В ЦЕНТРЕ ОКЕАНА» АЛЕКСАНДРА  СОКУРОВА

Александр Сокуров, известный российский режиссер, недавно ставший лауреатом Венецианского кинофестиваля с фильмом «Фауст», вошел в список претендентов на национальную литературную премию «Большая книга».
   
Его книга «В центре океана», вышедшая в 2011 году в издательстве «Амфора», по праву оценивается на равных с произведениями Захара Прилепина, Александра Иличевского, архимандрита Тихона (Шевкунова), Гавриила Попова. «В центре океана», изданная стандартным по нынешним временам, но все-таки небольшим тиражом в 3000 экземпляров, книга «о мире огромном и маленьком в географическом понимании и бескрайнем - … пространстве божественной души» грозит стать редкостью. Кстати сказать, впервые она вышла в 2009 году в Италии. Но в этом нет никакого парадокса – парадоксально то, что Сокурова больше любят и смотрят на Западе, чем на родине. Оттого и читать начали раньше именно в южной стране у моря.

В аннотации говорится, что «В центре океана» - это сборник эссе и рассказов, однако жанровый состав книги более широк. Здесь есть и сценарии, и мемуары, и дневниковые заметки, и  трудноподдающиеся классификации элегии, и даже – лекция по философии. Объединяет это «собранье пестрых глав» «одинокий голос человека», автора, который находясь в эпицентре бушующего земного мира размышляет о вечном и временном, абсолютном и трудно выражаемом словами: о Боге и душе, о совести и чести, о творчестве и искусстве, о жизни и смерти. О себе и других.

Открывается книга «программным», как некогда было принято говорить, произведением под названием «Вопрос вопросов». И первое же предложение в нем заставляет читателя продолжать чтение: «Где взять силы жить?». Автор обостряет вопрос: «Где взять силы, чтобы жить сообразно чести?». И отвечает: «Наверное, в своей душе, задавая ей вопросы и требуя от нее ответов на самые тяжелые и страшные для себя темы. Если она не может дать ответов простых и ясных, которые ты имеешь мужество выслушать, - значит, ты в беде».

Главный нерв души, по Сокурову, это совесть. Без нее, без совести, невозможен живой человек… А вот – тоже о ней, но немного иначе, в контексте культуры, к которой Сокуров, по собственному признанию, пытался войти всю жизнь: «Для развития художественного в личности важна своевременная Встреча с природой Оригинала». Как тут не вспомнить несовместимость гения и злодейства в одном человеке? И не зацепиться сначала взглядом, а потом и мыслью за курсив слова «своевременная»?

Вообще о времени, его масштабах, ходе, его непостижимой природе, в книге Сокурова много сказано: и напрямую, и между строк. Вот, например, в кинематографическом рассказе (авторское определение) «Александра», по которому был снят одноименный фильм в 2007 году, время становится определяющей точкой отсчета для главной героини: она сравнивает, наблюдает за жизнью военного гарнизона и разрушенного чеченского дома из другого, своего и в то же время какого-то абсолютного времени, и на основании этого двигается дальше. И это нормально для любого человека: не за тем ли ведутся дневники, чтобы запомнить прошлое, вспомнить о нем, и понять, как жить дальше?

«…Сегодня ночью пришлось много работать… Уже 4 часа утра… или еще ночи… Черные стекла окон», «…Главное для художественного автора – это возможность непрерывно работать» - непрерывность работы, плотный график, ценность каждого мгновения времени постоянно подчеркивается автором. В конечном итоге, Александр Сокуров подводит читателя к такой своей мысли: «Время есть Бог. Именно в факторе Времени Бог, Создатель явился нам и дал о Себе знать, открылся нам».

Вся книга посвящена человеку. «Ничто не имеет такого значения для жизни человека…, как присутствие рядом другого человека», - пишет автор в одной из своих дневниковых заметок. «В центре океана» - это книга о разных людях: на ее страницах можно встретиться с Александром Солженицыным, Борисом Ельциным, Ингмаром Бергманом, Андреем Тарковским, папой Римским Иоанном Павлом II, с родителями режиссера… Но при этом читатель переживает встречу с тем самым человеком в авторе, а порой – и в самом себе. И еще, читая книгу Сокурова, оказываешься в центре океана мыслей о кинематографе, о насилии на телеэкране, о смысле и цели творчества, о России и много еще о чем - важном. Вместе с автором идешь по кромке мысли и образа, пытаясь понять его, и чаще всего это – получается.

В одном из своих интервью Александр Николаевич как-то сказал, что единственный его взгляд на человека – из литературы: «Все мои представления о мире из литературы. Кино на меня никакого влияния — ни духовного, ни душевного — не оказало. И сейчас не оказывает. А вот литература — да. Провидческие мысли миру даруются через пишущих. Недавно перечитывал «Фауста» Гете и останавливался периодически: как же можно так просто, ясно сказать?..».

И еще: «До тех пор, пока людей будет формировать литература, будут те, кто сможет создать что-то очень важное, не сиюминутное. Неломаемого, несогбенного человека можно воспитать только литературой. Ибо это самая интимная, самая углубленная, самая целостная и всесторонняя, уважительная по отношению к личности культура. Что значит “уважительная”? Заставляющая трудиться. Книгу не поймешь, пока не потрудишься. Как в вере. Надо пройти определенный путь, потрудиться, чтобы что-то вдруг в человеке сложилось». Так вот, не побоюсь сказать, что «В центре океана» - это настоящая литература. Литература, требующая определенного труда – труда ума, души. Трудная литература, такая же трудная, как и кинематограф Сокурова.

«В центре океана» - книга-труд. И труд этот под силу каждому, кто умеет думать и чувствовать.

Источник: ТАТЬЯНИН ДЕНЬ  - православное веб-издание МГУ 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ