О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич ( род. 1988)

Интервью   |   Статьи    |   Аудио
РУЛИНСКИЙ Василий ВасильевичВасилий Васильевич РУЛИНСКИЙ (род.1988) - кандидат исторических наук, пресс-секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению: Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

Василий Рулинский родился в Брянске. Окончил Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России (МГИМО).  Кандидат исторических наук - Диссертация на тему «Проблема вины» в послевоенных дискуссиях германских историков. 1945-1990»

Научные интересы: новейшая история Германии; преодоление нацистского прошлого в Германии (в историческом, культурном, философском, политическом измерениях); «проблема вины» в послевоенной Германии.

Важнейшие публикации:
Рулинский В.В. Проблема вины и ответственности в трудах Ханны Арендт // Обсерватория культуры, № 3, 2013. - С. 112- 119.

Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления // Вестник славянских культур, № 1 (XXVII), март 2013. - С. 46-56.

Рулинский В.В. «Союз изгнанных» в Германии. Восстановление справедливости или забвение нацистских преступлений? // Межкультурная коммуникация: современная теория и практика (Материалы VII Конвента РАМИ сентябрь 2012 г.): Научное издание. – ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. – С.204-210.

Рулинский В.В. «Проблема вины» в трудах Карла Ясперса // Вестник МГИМО-Университета, № 3, 2011. - С. 160-166.

Василий Васильевич РУЛИНСКИЙ: интервью

Василий Васильевич РУЛИНСКИЙ (род.1988) - кандидат исторических наук, пресс-секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению: Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

Как пережить тоталитарную историю: немецкий опыт

Нужно ли России преодолевать тоталитарное прошлое и как это сделать – один из камней преткновения современных общественных дискуссий. Между тем в Европе есть как минимум одна страна, которая имеет богатый опыт решения подобных проблем в исторической перспективе.
    
Оставляет ли тоталитарная история неизгладимый след в массовом сознании, есть ли в преступлениях тоталитарного режима вина общества и отдельного человека, какие мероприятия по преодолению тоталитаризма были в своё время проведены в Германии. Об этом мы беседуем с пресс-секретарём Синодального отдела по благотворительности Василием Рулинским.

Проблема вины в немецком общественном сознании

- Недавно Вы защитили диссертацию о проблеме вины в послевоенных дискуссиях немецких историков. Что это вообще была за дискуссия, кто в ней участвовал?
- Дискуссия развивалась практически все время после того, как Германия потерпела поражение во Второй мировой войне. Эти споры во многом стали следствием немецкого поражения. В дискуссии принимали участие две группы историков, философов, общественных деятелей, можно сказать, все общество разделилось на два дискутирующих лагеря.

Один из них, и в первое время после войны он был в численном большинстве, исходил из того, что не нужно думать о преступлениях прошлого. Не нужно вообще останавливаться на чем-то плохом, но необходимо заняться строительством будущего. Причём этой позиции придерживались зачастую совсем не ревизионисты, которые пытались возродить культ Гитлера. Просто людям хотелось жить, как они умеют. В основном такие взгляды были распространены в первые послевоенные годы.

Этой точки зрения придерживался, например, автор книги о нацистских концлагерях Ойген Когон. Он сам прошел концлагерь и считал, что у каждого человека должно быть право на политическую ошибку. Он полагал фарисейством и лицемерием приписывать человеку те ошибки, которые допустили правящие круги. Когон считал, что гораздо больше, чем обычные жители Германии, виноваты союзники, которые допустили Гитлера к власти, а потом устроили бомбардировку немецких городов. Таким образом, он как бы говорил: «Обычного человека не трогайте». Обычный человек, в общем, не виноват.

Продолжателем идей Когона во многом стал историк Эрнст Нольте – один из основных участников «спора историков» 80-х годов. Он полагал, что нацистские преступления не следует считать беспрецедентными: все самое страшное было уже придумано до нацистов. «Разве ГУЛАГ не был раньше Освенцима?», – задавался вопросом Нольте.

Другой лагерь – это люди, которые считали, что немцам необходимо осознать ответственность за произошедшее: не только власти, не только конкретным людям, которые совершали преступления, но всему германскому народу. Осознать ответственность хотя бы за то, что они допустили приход к власти национал-социалистов. Кроме того, приверженцы этого подхода настаивали на личной вине тех людей, которые совершали конкретные преступления.

Получилось так, что основу второй группы составили в основном не профессиональные историки, а философы, люди, занимавшие важные государственные посты, публицисты, общественные деятели.

Ключевую роль сыграла работа философа Карла Ясперса «Вопрос о вине», которая была написана в 1946 году по итогам прочитанных в университете лекций. Примечательно, что когда Ясперс читал эти лекции, говорил о покаянии, о необходимости признать ответственность за нацизм, студенты встречали его слова улюлюканьем. Многие считали его продажным человеком, обвиняли в отсутствии патриотизма, в том, что он идет на поводу у союзников. И этому отчасти было объяснение: многим людям была неприятна та политика, которую проводили страны антигитлеровской коалиции, оккупировавшие территорию Германии.

После 1946 года дискуссия продолжилась. Сходную с Ясперсом позицию занимали, например, Ханна Арендт и Рихард фон Вайцзеккер, президент Германии. Его известная речь 1985 года о необходимости признания восьмого мая днем освобождения, а не днем поражения была встречена в штыки многими людьми. К этому же лагерю можно отнести Теодора Адорно, который в 1959 году написал известную статью «Что такое проработка прошлого?» Продолжателем идей Ясперса, Арендт, Адорно стал философ Юрген Хабермас, который участвовал в известном споре историков 80-х годов.

- Итак, имена мы обозначили. А в чём основное значение «дискуссии историков»?
- Мне кажется, здесь важно отметить несколько моментов.

Прежде всего, в моей диссертации я стремился показать, что во многом благодаря общественно-политической дискуссии о проблеме вины Германия смогла стать той Германией, которую мы знаем сейчас. Внутренняя интеллектуальная работа лучших людей этой страны привела к тому, что Германия смогла извлечь уроки из своего прошлого. И сегодня большинство стран, которые прошли опыт тоталитарного или авторитарного режима и настроены на преодоление этого наследия, ссылаются на опыт Германии и считают его образцом.

Другой важный момент заключается в следующем. Почему-то бытует представление, что вся работа по преодолению прошлого в Германии удалась исключительно благодаря союзникам.

Безусловно, союзники сыграли очень большую роль в денацификации Германии. Благодаря им после войны прошёл Нюрнбергский процесс, ещё целая серия судебных процессов. В стране была проведена люстрация (правда, потом от нее стали постепенно отказываться). Произошла реституция собственности, Германия стала выплачивать компенсации жертвам нацизма – недавно посчитали, что к концу 2012 года они составили больше семидесяти миллионов евро.

Помимо этого, союзниками активно проводилась политика перевоспитания, «re-education». Элементом этой программы была наглядная демонстрация преступлений нацистов обычным немцам, которые заявляли, что они ничего не знали о зверствах, происходивших рядом с ними: их специально отвозили в концлагеря, практически сразу после того, как те были освобождены.

Но все-таки ключевую роль в преодолении нацизма, как мне кажется, сыграли не союзники, а сами жители Германии. Накал страстей, острота общественно-политической дискуссии по поводу нацистского прошлого свидетельствовали о том, что освобождение от тоталитарного наследия было не искусственным, не навязанным извне, а стало результатом глубокой внутренней работы.

Огромное значение имело участие в этом процессе гражданского общества. Простой пример. После войны на месте бывшего концлагеря Дахау размещались разные учреждения. Сначала это был американский лагерь для интернированных, потом территория была передана властям Баварии. Я не помню, в каком точно году это произошло, но суть в том, что именно население, именно люди, пострадавшие в этом концлагере, либо их потомки, а не правительство, настояли на том, что там нужно сделать мемориал.

Практически всё, что сейчас видит человек, входящий в Дахау, восстановлено по чертежам. И, несмотря на это, ощущения действительно очень глубокие: там сделано все для того, чтобы понять весь ужас нацистской системы.

В экспозиции рассказывается о политической системе Германии, начиная с Веймарской республики, о приходе к власти Гитлера, о том, что происходило в концлагерях. Там можно послушать воспоминания бывших узников из разных стран и на разных языках – итальянском, русском, испанском, французском.

И очень важно, что именно общественное мнение, участие гражданского общества привело к тому, что на месте концлагеря был создан мемориал.

Другой пример – влияние молодежи 60-х годов на процесс преодоления нацизма: студенты, люди, которые не видели преступлений нацизма, просто потому, что либо были маленькие, либо еще не родились, протестовали против того, что их отцы скрывают или предпочитают не говорить о своих преступлениях.

У молодых людей накопилось возмущение из-за той политики «замалчивания» преступлений, которая проводилась начиная с 50-х годов. Целью этой политики руководство ФРГ считало умиротворение общества. В 1951 году был принят так называемый 131-й закон, который позволил бывшим нацистам, которые не отягчены тяжелыми преступлениями, вернуться во власть, занять общественно значимые позиции.

Отчасти результатом этой политики можно считать события 1959 года, когда по Западной Германии прокатилась волна еврейских погромов, осквернялись синагоги. Поэтому, собственно, Адорно в том году и выступил со статьей, где открыто заявил, что нацизм не преодолен, и вся нация по-прежнему, как и во время правления Гитлера, страдает недостатком саморефлексии, живет потребностью уйти от ответственности и слиться с коллективом. Адорно подчеркивал, что склонность людей к самооправданию приводит к тому, что прошлое остается «непроработанным»

В итоге к 60-м годам молодым людям надоело все это терпеть. Начались протесты. Был известный случай, когда канцлер ФРГ Кизингер, который в своё время занимал пост в структуре Министерства иностранных дел Третьего Рейха, приехал выступать в университете, а его встретили с плакатами: «В 1942-м пропагандист Третьего рейха, сегодня – канцлер». Ещё один случай произошел во время его выступления на партийном съезде, когда женщина выбежала на сцену, дала ему оплеуху, и начала кричать: «Наци! Наци! Наци!»

Естественно, молодежь не только протестовала, молодежные организации выезжали в Англию, в Польшу – непосредственно на места, где нацисты принесли огромное зло, собирались вместе с польскими студентами, помогали выжившим. Помогали строить еврейские поселения на территории Израиля.

Наконец, мне бы хотелось отметить еще один момент. Одним из главных катализаторов появления вопроса о вине в Германии стало христианское сознание большинства немцев. Стыд за содеянное влечет за собой как минимум понимание того, что нужно признать свою вину. И мне кажется не случайным, что до сих пор в Германии ведущую роль в политической системе играет партия христианских демократов.
Вина уголовная, политическая, моральная, метафизическая…

- А проблемами воздействия тоталитарного режима на сознание вообще кто-нибудь занимался?
- Карл Густав Юнг, практиковавший психиатр, утверждал: даже те из его пациентов, кто занимал исключительно четкую позицию против национал-социализма, пережив двенадцать лет под властью Гитлера, сильно изменились. Они пострадали именно психологически. Не говоря уже о людях с четким нацистским прошлым, которые приходили к нему на сеансы и говорили о своих преступлениях.

Юнг писал об огромном значении американской политики перевоспитания, когда людей привозили в концлагеря, и они видели следы преступлений, сталкивались с ними лицом к лицу. От этого уже не уйдешь.

Можно говорить о том, что «мы этого не знали», «Геббельс нам этого не рассказывал, мы думали, что Рейх сражается и защищает нашу свободу», – но вот здесь они это увидели… и некоторые шоры у них свалились, и как жить с этим новым знанием – было непонятно.

Как раз в этой ситуации был очень важен тот подход, который предлагал своим соотечественникам Карл Ясперс. Он же не предлагал каждому каяться в том, что сделал Гитлер. Понятно, что не нужно конкретному Ясперсу или конкретному Мюллеру каяться в том, что совершил Гитлер. Он же не виновен в личных грехах Гитлера, это очевидно.

В данном случае Ясперс, который не всегда придерживался в своих трудах богословских догматов, выступил с совершенно христианской точки зрения. Он говорил о том, что личное покаяние необходимо только в том, что ты сам совершил.

Но есть разная степень ответственности. Ясперс выделяет четыре типа вины. Есть тип, который Ясперс называет «уголовной виной». Это четко: совершил преступление – ты виноват, ты должен предстать перед судом, быть судим и понести наказание.

Есть политическая вина – и вот это уже касается практически каждого человека, который живет в той стране, в которой совершается преступление. Потому что ты так или иначе отвечаешь за режим, который правит тобой. Если ты никак не сопротивлялся этому, если ты позволил тобой так править, значит, эта политическая ответственность на тебе. Так считал Ясперс.

Есть еще два типа вины, которые Ясперс называет «моральная» и «метафизическая вина». Моральная – это вина за личные поступки, связанные с твоим пониманием нравственности.

Метафизическая вина – это ответственность, которая связана с предстоянием перед Богом. Ясперс писал, что именно Господь определяет метафизическую виновность человека. Этот тип вины предполагает соответственность за каждое несправедливое действие в мире, особенно за то, которое было известно человеку или происходило на его глазах.

По мнению Ясперса, отрыв от божественных ценностей, или, как он говорил, «разбожествление» (Entgötterung) человека, и сделали возможным приход к власти Гитлера. Поэтому, только разобравшись с моральной и метафизической виной, поставив перед собой те вопросы, которые можно решить лишь со своей совестью, можно освободиться от остальных типов вины. Потому что внешне тебя могут наказать, но сознание-то не изменится.

Действительно, в 1945-1946 годах американцы провели опрос. Тогда больше трети немцев заявили, что национал-социализм был хорошей идеей, которая просто была плохо реализована. Так что нужна была колоссальная работа по преодолению нацизма, но она, конечно, не закончилась с уходом союзников.

Огромное значение имели дискуссии по проблеме вины, выступления Ясперса, Арендт, Адорно, Вайцзеккера, Хабермаса. И сегодня мы видим, что официальное понимание того, что происходило в Германии, совпадает с их позицией.

«Только если моя страна, только если Германия целиком и полностью примет на себя постоянную ответственность за это страшнейшее время и за эти жесточайшие преступления в своей истории, мы сможем построить будущее», – говорит Ангела Меркель. «Мы несем за преступления при нацизме историческую ответственность, которая никак не связана с индивидуальной виной», – говорил в 2011 году на тот момент президент ФРГ Вульф. Он фактически повторил тезис Ясперса и Арендт – о разграничении личной вины и политической ответственности – личная вина наступает за конкретное совершенное человеком преступление, но политическая ответственность распространяется на всех граждан страны, которые жили при преступном режиме.

Правда, если официальная точка зрения совпадает с этой позицией, то обычному немцу, как показывают опросы, вина в большинстве своем чужда. Опросы 2005, 2010, 2012 годов по разным поводам, с разными формулировками вопросов показывают, что у нынешних немцев есть четкое представление, что национал-социализм – это плохо, есть четкое представление о том, что Германия и каждый немец в отдельности несут ответственность за судьбу евреев. Но вот вина, само понятие вины немцами сегодня, в основном, не приемлется. Может быть, это связано с тем, что на уровне интеллектуального дискурса четко проведенное разграничение между понятием личная вина и коллективная ответственность просто не дошло до каждого немца. Не в том смысле, что они не способы это воспринять, а в том смысле, что не распространилась эта точка зрения благодаря СМИ, благодаря книгам. Хотя официальная позиция состоит именно в этом.

Взять всех и привезти в Бутово…

- Этот немецкий опыт, будучи приложен к российским реалиям, наводит на любопытные размышления. Получается, что какие-то конкретные дисциплинарные меры – будь то массовое и обязательное посещение Бутовского полигона, покаяние за приход к власти большевизма или расстрел царской семьи сами по себе – не приведут к изменению сознания?
- Да, массовое покаяние в расстреле царской семьи совсем не нужно. А к изменению сознания действительно приводят не только дисциплинарные меры. Люстрация и реституция, какие были в Германии после войны, тоже не могут быть панацеей. Нет гарантий, что это приведет к избавлению от тоталитарного прошлого, здесь важно изменение сознания каждого человека.

И требовать покаяния от всего народа – нельзя. Покаяние – это личный акт. Покаяние, метанойя – это изменение ума, это дело каждого. Задача общественности, задача философов, историков, публицистов, государственных деятелей – в том, чтобы хотя бы не препятствовать этому. А если они будут способствовать покаянию – то это будет просто замечательно.

Мне кажется, с умом проведенные меры по очищению от тоталитарного и авторитарного прошлого дают свои плоды, это способствует покаянию как изменению ума в личных решениях и жизненных выборах. Грамотная государственная политика в этой сфере может облегчить осознание преступлений, о которых, может быть, многие не хотят вспоминать. По-человечески понятна защитная реакция людей, психологическое желание, как говорил Ясперс, «жить, а не думать». Но важно понимать, что, не осознав своих или чужих ошибок в прошлом, невозможно построить нормального будущего.

Немцы как раз хорошо это понимали, поэтому, мне кажется, в целом у них все прошло неплохо. Хотя, конечно, и не совершенно безупречно.

Проводить сравнения советского и нацистского опыта я бы не стал, поскольку я не специалист в компаративных исследованиях. Рецепты по преодолению советского прошлого сейчас тоже не готов предложить.

Но думаю, что все-таки нужно понимать, что советская история имела несколько этапов. Та же Ханна Арендт в своей известной работе «Истоки тоталитаризма» выделяет в качестве тоталитарного конкретный сталинский режим в конкретное историческое время. Существуют разные точки зрения о том, как долго продолжался в СССР тоталитарный период, но можно сказать точно, что Советский Союз не был тоталитарным от начала до конца.

Если говорить про историческую, политическую и юридическую преемственность между тоталитарным, авторитарным и демократическим режимами, то в Германии была принята такая концепция: остается то же государство – Германия, но формируется принципиально другой по сути, по содержанию, режим.

Когда Ясперс в разгар дебатов о сроках давности за нацистские преступления в Бундестаге в 1965-м году давал интервью Рудольфу Аугштайну, он сказал очень важную вещь, которая фактически дополняет его концепцию вины, изложенную ранее. Он сказал, что есть государство, которое совершает, в том числе, и преступления (например, Франция времен наполеоновских войн), а есть преступное государство.

И, с точки зрения Ясперса, гитлеровское государство изначально было преступным государством. Почему? Потому что законы, которые принимались в гитлеровской Германии, идеология, политика были направлены на то, чтобы люди совершали преступления. В отношении евреев, например. Это не скрывалось, писались соответствующие законы и распоряжения.

И сегодня в странах, переживших тоталитаризм или авторитаризм, наибольшее распространение имеют два подхода к этому прошлому. Либо считается, что загубленные жизни людей или, например, гонения на веру свидетельствуют о сути режима в целом. Либо говорится о том, что были свои упущения, ошибки, но в целом все было не так плохо.

- И какие практические меры могут последовать из этого выбора? Люстрации в отношении бывших сотрудников НКВД, розыску которых сейчас уделяют массу сил в определённых кругах?
- Я не вижу, чтобы тема сотрудничества с НКВД занимала сколь-нибудь значительное место в российском общественном пространстве.

Я знаю, что есть, например, такой проект Левада-центра – «Человек советский». Они делают социологические замеры общественных настроений в разные периоды времени, начиная с 1989 года и до сих пор.

И вот социологи «Левада-центра» утверждают: поддержка советского экономического строя, политической системы в общественном сознании растет. Большинство людей сегодня отдают предпочтение советской модели: планирование, централизованная экономика и так далее. Лично мне это совершенно не близко.

Если вернуться к германским реалиям, здесь есть очень интересный момент. Когда союзники занимались перевоспитанием, они не только наказывали преступников, но еще и пытались создать нормальные условия жизни. Это очень важно. Они финансировали Западную Германию в большом объеме.

И во многом экономическое чудо Эрхарда привело к тому, что демократия в Германии прижилась. Многие в это не верили. При слове демократия в памяти немцев сразу возникали неприятные ассоциации, связанные с Веймарской республикой. Помните Ремарка, как он рассказывал о том, какие в то время были цены и как они менялись в течение буквально одного дня. Нестабильное правительство, неспособность правящих кругов взять ответственность за проводимый курс – так представлялась демократия обычному немцу после войны. И это несмотря на то, что Веймарская конституция в свое время была одной из лучших в мире.

На этом фоне построенные при Гитлере автобаны, снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни при нацистском режиме выглядели для многих очень привлекательно. Страны-победители в Первой мировой отняли у Германии часть территории, разоряли тяжкими репарациями, унизили немцев, объявили их главными виновниками войны. И в этих условиях появляется Гитлер – человек, который, как многие думали, стремится к тому, чтобы возвысить национальный дух, вернуть национальное величие. К чему это привело – всем известно.

Если говорить о преодолении советского негативного опыта, мне бы хотелось, чтобы как минимум улицы наших городов не назывались именами тех людей, которые повинны в убийствах и других преступлениях. И не только улицы, но и города, области, чтобы их памятники не стояли на площадях.

Мне могут возразить: названия, имена ничего не значат. Но я думаю, это не так. Алексей Лосев в своей книге «Философия имени» писал: «Человек, для которого имя только пустой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности». Мне бы не хотелось жить в глухонемой действительности. Или в действительности, в которой прославляются преступники и убийцы.

Конечно, одно только переименование не избавит нас ни от чего плохого. Для преодоления советского прошлого необходим целый комплекс мер. Например, мемориалы на месте концлагерей нужно сделать хотя бы на таком же уровне, как сейчас в Германии: в ФРГ они тоже, может, не идеальны, но хотя бы так.

Важно, чтобы в рамках экспозиции была представлена вся правда о преступлениях, которые совершались в советские годы. В центре Берлина, в здании штаб-квартиры гестапо, не так давно был открыт документационный центр «Топография террора». За один 2012 год его посетили более 900 тысяч человек. И в то же время мы видим, сколько людей приезжают в Бутово. Или сколько приезжают на Соловки. На Соловках, собственно, и мемориала нет. Там один домик.

Здесь все зависит не столько от государства, сколько от нас самих. Если говорить об опыте Германии, очень важным моментом там была смена поколений. Я уже говорил о студенческих протестах. В 1968 году это было поколение студентов, но в 70-х-80-х эти люди были уже вполне состоявшимися. И они во многом меняли общество. А их отцы, которые непосредственно помнили гитлеровский режим или участвовали в преступлениях национал-социализма, постепенно уступали место новому поколению, и у этого поколения были уже совершенно другие ценности.

Переписываем историю

- Но сейчас среди молодого поколения множество людей историю знают крайне плохо. Свидетели эпохи уходят, а для подростков Ленин, Сталин и другие – это что-то сродни первобытным временам. В то же время люди постарше, которые ещё помнят советский школьный курс истории, раздражены от того, что её постоянно меняют: «задвинули» одно – «выдвинули» другое…
- Если можно, я Вас перебью. В той же Германии был такой человек Михаэль Штюрмер, советник канцлера Коля. Он говорил о том, что история должна получить значение, близкое к религии, в некотором смысле стать эрзацем религии. В 80-е годы руководство ФРГ поставило задачу достичь ведущей роли в европейской экономике и политике, стремилось возродить идею о национальном величии, а верное и единое понимание истории должно было сплотить народ, считал Штюрмер.

Естественно, вопрос о вине казался ненужным на этом фоне, он явно мешал национальному величию. Идеологи Коля стремились создать некоторый конструкт, в котором ответственность и проблема вины фактически отсутствовали. Они предлагали такую картину мира: какие-то преступления были, но они прошли, давайте думать о славных страницах нашей истории.

Безусловно, о славных страницах истории нужно думать, и действительно они могут подвигнуть к чему-то хорошему. Но такое искусственное создание смыслов, которые не связаны с реальностью, и замалчивание преступлений вызвали бурю протеста среди историков. Разгорелся так называемый «спор историков», который иногда даже называют не Historikerstreit, а Histerikerstreit – от слова истерика – настолько эмоциональными были высказывания оппонентов в рамках этого спора. По его итогам от концепции Штюрмера было решено отказаться, и возобладал подход, который предполагает честное и правдивое изложение истории без мифологизации.

Мне кажется, что очень многое зависит от реакции общественного мнения. Конечно, я против переписывания истории каждый раз, как меняется тот или иной режим, или меняется настроение в обществе.

У каждого человека должно быть право занять ту или другую точку зрения по поводу каких-то политических вещей. Например, он может быть либералом, либо консерватором, социалистом и так далее. Но отрицать преступления, само их наличие, отрицать необходимость памяти о преступлениях – это недопустимо. Скрывать эти преступления или искажать историю, безусловно, нельзя.

Это не значит, что сейчас мы все должны посыпать голову пеплом. Но понимание негативного опыта прошлого крайне важно. Каждый христианин знает о том, что если человек не сознает за собой ошибок в духовной жизни, то он и не может идти вперед, развиваться в духовном смысле. Если он не чувствует себя грешником, а чувствует, что он хороший, то очень сложно говорить о каком-то движении вперед, потому что непонятно, куда вперед – ты же итак хороший.

- Но, помимо прочего, приложение идеи Ясперса о метафизической вине к отечественной истории приводит нас к выводам о том, что ничто не однозначно. И большевизм в России возник не на пустом месте, то есть, Российская империи начала XX века – это отнюдь не та Святая Русь, которой её подчас пытаются изобразить.
- Да, черно-белые тона зачастую наносят вред нормальному восприятию истории. И демократия – это не на 100% спасение, совсем нет. И демократия может привести к власти Гитлера.

Я не специалист по истории Советской России, поэтому мне сложно здесь говорить предметно. Безусловно, то, что происходило в советские годы, возникло не на пустом месте. У Федора Степуна в работе «Бывшее и не сбывшееся» есть известная фраза: «Хорошо мы жили в старой России, но и грешно».

Эти слова дают представление о том, что и в дореволюционной России многое было не так хорошо, как нам бы хотелось. Понятно, что возврата к ней сейчас нет. Некоторые люди к этому призывают, но понятно, что это невозможно. Слишком много времени прошло.

Есть такая концепция: нужно совместить все лучшее в дореволюционной России, все лучшее в Советской России и построить настоящую Россию. Возможно ли это? Не знаю. Но, думаю, вряд ли: слишком разными, взаимоисключающими, были две этих России.

В наших силах хорошо знать историю, изучать ее, избегать мифологем. При этом важно четко понимать нравственные вещи, то есть воспринимать прошлое не как цепь дат и не как безжизненный исторический процесс, а как действия конкретных людей, которые совершали хорошие и плохие поступки. Исходя из этого, у истории обязательно должно быть нравственное измерение.

Мне кажется, что та концепция, в которой человек не стоит во главе угла всей политической системы, неверна. В Советской России человеком часто жертвовали ради каких-то целей, казавшихся высокими, ради национального величия. Но мне кажется, что самым ценным является именно человеческая жизнь, красота созданной Богом человеческой личности.

Если продолжать тему избавления от исторических мифологем, то не так давно российское руководство рассекретило и передало Польше многочисленные документы, которые показывают, что расстрелы в Катыни совершались не немецкими войсками, как утверждалось до 1990 года, а совершались сотрудниками НКВД по указанию Сталина. Избавление от этой лжи – безусловное благо, потому что исторический миф – это как раз то, что препятствует нормальному осознанию себя, своей страны в историческом процессе.

Хочется надеяться, что таких мифов в нашем восприятии истории будет становиться все меньше и меньше. Полагаю, что в российской истории есть много и других темных пятен, которые нам пока неизвестны.

- Не приведет ли это к хроническому чувству вины?
- Хроническое чувство вины, безусловно, не нужно. Но понимание негативного опыта прошлого мне кажется важным для того, чтобы избежать повторения этого опыта в настоящем и будущем.

Автор: Дарья Менделеева
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 

Василий Васильевич РУЛИНСКИЙ: статьи

Василий Васильевич РУЛИНСКИЙ (род.1988) - кандидат исторических наук, пресс-секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению: Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

ПУСТОШЬ
Место, где хочется встать на колени


В Левашове нет указателей, ведущих к мемориалу, здесь нет толп людей. Даже местные жители не скрывают удивления от вопроса «Как пройти к мемориалу?» Согласно официальным данным, в тихой земле бывшего могильника и спецобъекта НКВД-НКГБ-МГБ, погребены более 46 тысяч расстрелянных. Но ни об одном из них нельзя сказать точно, что погребен именно здесь. Отдельный человек ничего не значил для учета безымянных рвов и ям.

Когда речь идет о десятках, сотнях, тысячах убитых людей, самое лучшее, что позволяет передать суть, - это скупые факты. Во всяком случае, мне всегда так казалось. Этот подход кажется самым легким, самым естественным, самым прямым путем сказать правду, но и в каком-то смысле… загородиться от нее. Говоря, что в Левашовской пустоши находятся останки более 46 тысяч убитых советской властью людей, мы фиксируем факт, но и не переживаем, что значит 46 тысяч. Что значит - одна, две, три уничтоженных жизни? Мы как бы пытаемся держать себя в руках. Ведь если бы на наших глазах замучили одного ни в чем не повинного человека, а мы в этот момент не могли бы сделать ровным счетом ничего, мы бы пронесли это через всю свою жизнь, мы бы, может быть, изменились сами. Но здесь лежит не один человек, а десятки тысяч. И почти никто и ничто от этого не меняется.

Это были люди, которые принадлежали практически ко всем сословиям и классам: учителя и врачи, священники и ученые, рабочие и крестьяне. Их расстреливали либо избивали до смерти дубинами. Приговоры бессудных «двоек» и «троек» не объявлялись перед казнью.

Разнарядка Политбюро требовала жесткого выполнения спущенного из центра плана по расстрелам и ссылкам в лагеря. И с бесчеловечной педантичностью эти планы выполнялись и перевыполнялись. Здесь было не до суда, ибо даже образ суда, даже подобие справедливости стали не нужны.

В Левашове очень сложно передвигаться. Здесь каждая плита, каждое надгробие и каждый крест говорят о том, что ты ходишь по обагренной кровью земле. Установить точное место захоронения того или иного человека практически невозможно, поэтому родственники погибших прикрепляют их фотографии и годы жизни к деревьям или делают небольшие таблички там, где земля еще не занята никаким надгробием.

Родственникам расстрелянных после смерти их близких приходили от государства уведомления. На одного расстрелянного иногда приходило несколько лживых уведомлений о разных местах и причинах смерти. Правда выяснилась позднее.

Память о расстрелянных была не нужна, не вписывалась в тогдашнюю политику. Даже желание родственников помнить власть хотела уничтожить. Ведь за памятью скрывается личность. Не класс, не хорошие или плохие поступки человека, а образ Божий. Который ценен потому, что он есть. А не потому, что он нужен государству, классу, предприятию или кому-то еще.

«Вечная память» прозвучала впервые в Левашовской пустоши в 1989 году — вплоть до этого времени кладбище оставалось засекреченным объектом КГБ. В самом центре мемориала был водружен православный крест, к которому и поныне несут цветы и ставят свечи.

Левашово - место молитвы, место сугубого поминовения усопших. Здесь очень хочется молиться - о всех невинно убиенных, о всех их родственниках, оставленных без отцов и матерей, без бабушек и дедушек, без братьев и сестер. О всех прихожанах, оставленных без пастырей и без храмов. О всех людях, лишенных права на жизнь и права на могилу.

Но храма в Левашове до сих пор нет, и это вызывает недоумение. Даже в далекой Германии - в нацистском концлагере Дахау, в нескольких шагах от ужасающих газовых камер, возвышается храм Русской Православной Церкви. Такие вещи невозможно пережить и осмыслить без Бога. И именно в таких местах особенно важно чувствовать Его присутствие.

Левашово - поистине народный мемориал. Он создавался и приобрел свой вид не по приказу сверху и не по четкому архитектурному плану. А по велению души. Скорбящей, страдающей, любящей души.

Левашовская пустошь - одно из крупнейших, но далеко не единственное место массовых погребений расстрелянных в Советском Союзе. Катынь под Смоленском, Медное под Тверью, Бутово и Коммунарка под Москвой, Быковня под Киевом, Зауральная Роща под Оренбургом, Колпашевский Яр в Томской области, Сандармох и Красный Бор в Карелии, Куропаты под Минском… И это лишь то, что нам известно и открыто.

Но сколько скорбных мест по-прежнему не найдены или не свободны для посещения? Одно из них - урочище Койранкангас у поселка Токсово Ленинградской области, на окраине Ржевского полигона, где найдены, судя по свидетельствам окрестных жителей, останки расстрелянных в 1920-х -1930-х годах. Кто здесь расстрелян, сколько людей - так пока и неизвестно, соответствующие документы не обнаружены.

По договоренности с командованием Полигона, ежегодно в канун Дня памяти жертв политических репрессий сюда приезжают помолиться священники и миряне из Петербурга, а приезжающие вместе с ними поисковики находят по несколько новых захоронений.

Пока это не могилы, и над ними нет никаких надгробий. Просто кости в земле. И в черепах - дырки от пуль.

 
Левашово. Судьбы
 
Голобоков Константин Иванович

Родился в Благовещенске. Приехал в Петроград в 1919 году, работал инженером-конструктором, имел ряд патентов на изобретения. Расстрелян по приговору «двойки» 10 декабря 1937 года за то, что «неоднократно пересекал (до революции) границу Советского Союза»: мать возила его до 12-летнего возраста в Харбин, навещать старшего брата. Возможное место погребения - Левашовская пустошь.
 
Священномученик Михаил Чельцов

Михаил Павлович Чельцов родился в 1870 году. Со степенью кандидата богословия окончил Казанскую духовную академию. В 1898 году был назначен епархиальным миссионером по борьбе с расколом и сектами, переехал в Петербург. Рукоположен во священника в 1903 году, назначен настоятелем домовой церкви священномученика Симеона при Институте гражданских инженеров. Преподавал Закон Божий в гимназиях, среди его учеников - Мария и Дмитрий Шостаковичи. На публичные лекции отца Михаила всегда собиралась полная аудитория, приходили даже атеисты.

Отец Михаил разработал уникальный курс лекций по научной апологетике христианского вероучения, написал 18 книг, брошюр, учебников и около 170 статей по богословию, философии, истории, педагогике, литературоведению.

Первый обыск в его квартире - в январе 1918 года. С августа 1918 года по июнь 1920 года - четыре ареста, с формулировкой:  «Лояльности к советской власти не обнаружил и, как элемент наиболее энергичный и умный из черной кости духовенства, может быть опасным для социалистической революции».

В 1919 году протоиерей Михаил был избран председателем Петроградского епархиального совета при митрополите Вениамине. После чего последовал пятый арест, 30 мая 1922 года и 40 дней в заключении в ожидании расстрела по сфабрикованному делу.

Свои переживания отец Михаил описал в «Воспоминаниях «смертника» о пережитом». Арест заменили заключением, и, выйдя на свободу в 1925 году, священник стал настоятелем церкви Михаила Архангела в Малой Коломне.

2 сентября 1930 года - последний арест. Отец Михаил был расстрелян в день Рождества Христова, 7 января 1931 года, у него остались жена и семеро детей. Один из присутствовавших при расстреле рассказывал вдове отца Михаила: «…ну и старик был, его на смерть ведут, а он тропари Рождеству поет». Погребен священномученик, скорее всего, на Левашовской пустоши.
 
Беркутова Елена Михайловна

Родилась в 1885 году в Литве. Ее отец - дворянин, офицер, участник войны в Болгарии за освобождение Шипки. Был тяжело ранен и умер. Мать - баронесса фон Цельхер-Немиро, умерла. Будучи сиротой, Елена Михайловна определяется в Николаевский сиротский институт, где проявляется ее талант к пению. На императорский счет ее переводят в Смольный институт, она учится в консерватории. Великий князь Константин Константинович Романов приглашает ее участвовать в благотворительных концертах. В память о ее выступлениях ей преподносят бриллиантовую коронку - заколку для волос. После Смольного института Елена Михайловна окончила Бестужевские курсы и продолжала изучение иностранных языков, которых знала одиннадцать. Во время Первой мировой войны была сестрой милосердия. Муж Елены Михайловны погиб в Гражданскую войну, она воспитывала двоих детей. В школе иностранных языков работала преподавателем, переводчиком. В 1935 году - преподаватель немецкого языка в одной из школ поселка Красное Село Ленинградской области. Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области приговорена к расстрелу (ст.ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН). 13 сентября 1937 года расстреляна. Реабилитирована 2 ноября 1956 года. Возможное место погребения - Левашовская пустошь.
 
Бронштейн Матвей Петрович

Родился на Украине, в семье врачей. В 1930 году окончил физфак ЛГУ, через пять лет получил степень доктора физико-математических наук. Известен классическими работами в области релятивистской квантовой теории, астрофизики, космологии и теории гравитации. Был женат на Лидии Корнеевне Чуковской, дочери знаменитого детского писателя. Арестован 6 августа 1937 года в Киеве, во время отпуска. Выездной сессией Военной коллегии 18 февраля 1938 года приговорен к расстрелу. Расстрелян в тот же день. Возможное место погребения - Левашовская пустошь.

Лидии Корнеевне было объявлено, что приговор мужа - «десять лет без права переписки, с полной конфискацией имущества». Корней Иванович Чуковский пытался заступиться за Матвея Петровича. О том, что Бронштейна уже давно нет в живых, писатель узнал только через два года хождения по инстанциям. Лидия Чуковская не теряла надежды и в 1940 году добилась встречи с начальником Управления НКВД СССР по Ленинградской области С. А. Гоглидзе: тот подтвердил, что М. П. Бронштейн погиб.

СПРАВКА

Левашовское мемориальное кладбище (Левашовская пустошь) - единственное признанное место тайных захоронений расстрелянных в Ленинграде и Ленинградской области. Согласно официальным данным, в Ленинграде с 1937 по 1954 годы были расстреляны 46771 человек, 40485 из них - по политическим обвинениям. Каждый из них мог быть погребён в Левашове, куда возили расстрелянных из города. По плану для Ленинградской области, утвержденному в приказе НКВД от 30 июля 1937 года, местная «тройка» НКВД должна была в течение четырех месяцев, начиная с 5 августа 1937 года, приговорить к расстрелу 4000 человек. Первоначальная квота впоследствии неоднократно увеличивалась; например, 31 января 1938 года Политбюро утвердило дополнительное количество подлежащих расстрелу - 3000 человек. А ещё массовые расстрелы проходили по приговорам ленинградской «двойки», судов и трибуналов.

Среди расстрелянных в Ленинграде в 1930-1950-х годах предположительно около 2,5 тысяч служителей Русской Православной Церкви.

Реквизиты счета на строительство в Левашове часовни-памятника всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших - на сайте Князь-Владимирского собора Петербурга. Панихиды в Левашове совершаются в первое воскресенье февраля и 30 октября.

Источник: ФОМА  О православии для широкой аудитории
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ