О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ПУЗАКОВ Алексей Александрович ( род. 1966)

Интервью    |   Аудио
ПУЗАКОВ Алексей Александрович

Алексей Александрович ПУЗАКОВ  (род. 1966) – дирижер, основатель и руководитель Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи: Интервью | Аудио | Видео .

Алексей Пузаков в своём творчестве стремится сохранить и продолжить традиции, переданной ему школы русской духовной музыки. Отличием этой школы считают стремление объединить высокий артистизм исполнения, так называемую «концертность» с благоговейным отношением к слову и его подаче в произведениях. Звучание хора отличает высокая вокальная культура и стремление к безупречному ансамблю, ясность и убедительность интерпретации.
Хор под управлением Алексея Пузакова неоднократно давал концерты в рамках «Пасхального фестиваля» (художественный руководитель Валерий Гергиев), а также фестивалей «Моцартиана» и «Московская осень».

В 2003 году Алексей Пузаков работал как приглашённый дирижёр с хором Кафедрального собора Норвегии в рамках XII Генеральной ассамблеи Конференции Европейских Церквей, и в Латвийской республике с Государственным Академическим хором «Латвия» в рамках Международного музыкального фестиваля. В том же году в Большом зале Московской консерватории состоялся совместный концерт хора Третьяковской галереи и Государственного хора «Латвия».

На протяжении нескольких лет Алексей Пузаков являлся автором сценария, музыкальным руководителем и режиссёром церемонии вручения ежегодной премии Международного фонда единства православных народов в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
В апреле 2005 года в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт – поминовение погибших во Второй мировой войне, получивший название «ПУТЬ ПАМЯТИ». В программу концерта вошли произведения С.В.Рахманинова и С.И.Танеева, близкие теме молитвенного поминовения всех, отдавших свои жизни в годы войны. В концерте помимо хора Третьяковской галереи, принял участие Российский национальный оркестр (художественный руководитель Михаил Плетнёв). Дирижировал хором и оркестром Алексей Пузаков. Этот концерт стал официальным открытием одноимённой акции, состоявшейся в мае 2005 года и приуроченной к 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

24 июля 2006 года указом Президента Российской федерации Алексею Пузакову было присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».

Алексей Пузаков награждён орденами русской православной церкви Преподобного Сергий Радонежского и Святителя Иннокентия Московского.

Источник: churchcomposer.ru   .


Алексей Александрович ПУЗАКОВ: интервью

Алексей Александрович ПУЗАКОВ  (род. 1966) – дирижер, основатель и руководитель Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи: Интервью | Аудио | Видео .

«ПЕТЬ С ЧУВСТВОМ ПРЕДСТОЯНИЯ ПЕРЕД БОГОМ»
Беседа с Алексеем Пузаковым, руководителем Московского синодального хора

– Алексей, расскажите, немного о себе. Какой храм для вас был первым?
– Первый храм, в который я пришел сознательно, был храм Всех скорбящих Радость, что на Большой Ордынке. Это был 1982 год. Меня привел туда отец – на службу двенадцати Страстных Евангелий, вечером, в Великий четверг. Мне было 16 лет, до этого в церковь я заходил случайно и совсем ненадолго. Например, когда мы иногда с родителями ездили в какие-то путешествия: на экскурсии в Суздаль, в Троице-Сергиеву лавру. Но это был своего рода туризм, имевший целью общее культурное развитие. Крещен я тогда не был, мои родители тоже еще не приблизились к живому участию в жизни Русской Православной Церкви. Но вот как раз к 1982 году мой отец начал читать Евангелие и духовную литературу. И стал потихоньку приобщать и меня к их красоте, а главное – к совершенно новой для меня жизни. Та служба двенадцати Страстных Евангелий явилась своеобразным, очень ярким введением в эту новую жизнь, в незнакомый, таинственный мир – мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры.

Надо сказать, что тогда в храме Всех скорбящих Радость пел знаменитый хор под управлением Николая Васильевича Матвеева, о котором я позже еще скажу. Удивительный строй богослужения, приглушенный свет и мерное, внятное чтение Евангелия о Страстях Господних… Это произвело на меня такое огромное впечатление, что на следующий день я уже сам, без отца, пошел в храм Воскресения Словущего на улице Неждановой (ей сейчас возращено историческое название – Брюсов переулок). Эта церковь была недалеко от моего дома – я туда мог дойти пешком. Там тогда служил митрополит Питирим (Нечаев). Я пришел и отстоял всю службу, на которой выносилась Плащаница Спасителя. Потом была Пасха… И постепенно у меня сформировалось желание, которое переросло в убежденное понимание необходимости принять таинство крещения, чтобы полноценно участвовать в жизни Церкви. 4 сентября я крестился. На 26 сентября, как известно, приходится праздник Воскресения Словущего, который предваряет празднование Воздвижения Креста Господня. Понятно, что я пошел на всенощную в храм, где этот праздник был престольным. Тогда во многих церквях пели правый и левый хоры. Правый хор состоял из профессиональных певчих, труд которых неплохо оплачивался. Левый же был любительский. В храме Воскресения Словущего правый клирос располагался, разумеется, справа от иконостаса, а левый – стоял в углу центрального придела, около западной стены, как бы на каменной приступочке. Народа в тот день в церкви было очень много, и меня буквально вытолкнуло к певчим. Они сразу же показались мне людьми добрыми, открытыми, душевными. И вот они и говорят: «Что же ты стоишь? Давай подпевай с нами». А я с детства занимался музыкой, да и родители мои, сколько их помню, всегда дома пели. И я на слух стал подпевать: «Господи, помилуй»; а так как это была служба под Воскресение Словущее, то и «Христос воскресе из мертвых», и какие-то другие простые песнопения. В общем, все то, что мог поймать на слух и воспроизвести. В конце службы певчие сказали мне: «Приходи к нам и давай учись». И я стал учиться в этом храме церковному пению и одновременно ходил в Скорбященскую церковь на Большой Ордынке, где Господь сподобил меня найти духовного отца. Итак, прошло какое-то время, и в 17–18 лет я уже неплохо знал обиход, мог в храме читать и петь, помогать как алтарник. И мне предложили работу вначале певчим в храме на улице Неждановой, а потом через некоторое время освободилось место чтеца и алтарника в церкви Всех скорбящих Радость. И архиепископ Киприан (Зернов), который был там настоятелем и меня тогда уже знал в лицо, благословил на служение в Скорбященской. Чтецов и алтарников тогда было несколько, а потому у меня было время молиться и петь на клиросе. Иногда случалось так, что регент путал что-то в расписании или складывались иные непредвиденные обстоятельства, и он отсутствовал на службе. И я подхватывал его послушание. Вскоре духовенство решило, что у меня есть способности к регентованию. Тогда владыка Киприан попросил Николая Васильевича Матвеева, управлявшего правым хором, со мной заниматься. И через какое-то время назначил меня регентом левого хора Скорбященского храма. Те незабываемые, плодотворные годы соработничества с Николаем Васильевичем навсегда отложились в моем сознании и стали основой, краеугольным камнем, на котором до сих пор я строю свое церковное служение и творчество.

– Какими еще церковными хорами вы управляли?
– Первый профессиональный хор, которым я управлял, был архиерейский праздничный хор Свято-Духова монастыряв Вильнюсе. Как-то раз я приехал туда навестить иеромонаха Илариона (Алфеева) – ныне митрополита Волоколамского, председателя ОВЦС. Мы с ним познакомились еще будучи прихожанами храма Воскресения Словущего. Жили мы в Москве неподалеку друг от друга и с 1982 года общаемся и дружим. Владыка в Церковь пришел раньше, чем я. И он всегда делился со мной духовными книгами, богословскими знаниями, опытом жизни во Христе. И до сих пор он является для меня очень близким наставником, которого я высоко ценю и искренне почитаю.

В тот мой приезд в Свято-Духов монастырь там произошел серьезный конфликт с регентом правого хора – литовцем. Надо помнить, что это были годы, предшествовавшие развалу Советского Союза и, к сожалению, отмеченные всплеском национализма. В сложившейся ситуации, очень непростой, наместник обители архимандрит Никита благословил меня управлять архиерейским праздничным хором. Что и говорить, это стало для меня очень важным событием, связанным с колоссальной ответственностью. У хора, сложившегося за долгие годы существования, был сформированный репертуар. С певчими ничего не надо было с нуля учить – нужно было просто практиковаться и тем самым в хорошем смысле набивать руку. То есть развивать бесценную практику работы с певцами. Ранее я, как уже говорилось, в Москве проводил репетиции, занимался подбором произведений.
После Вильнюса я вернулся в столицу и регентовал правым хором храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Мы познакомились с отцом Николаем Соколовым, который позже пригласил меня работать в храме при Третьяковской галерее. Еще я около четырех лет управлял хором в храме святителя Николая в Кузнецах, трудясь под пастырским началом протоиерея Владимира Рожкова – заслуженно известного и почитаемого московского священника.

– Сейчас вы являетесь руководителем Синодального хора. Расскажите, как возрождался хор.
– Мне думается, необходимость возрождения Синодального хора понимали все. Но при этом не могли не возникать и сомнения. Например, понятно, что возрождение Синодального хора в том виде и составе, в котором он был до 1917 года, невозможно. Потому что у нас сейчас образование отделено от Церкви. А система обучения в Синодальном хоре заключалась в духовно-музыкальном образовании параллельно с обучением письму, чтению и каким-то светским дисциплинам. И Синодальное училище было, следовательно, тем местом, где мальчики, а точнее, юноши, получали всесторонние, глубокие знания в разных научных и искусствоведческих областях. К тому же, они могли ежедневно практиковаться в богослужебном пении в Успенском соборе Московского Кремля. В настоящее время осуществить весь этот процесс в полном объеме нельзя. Можно, конечно, собрать хор способных мальчиков – и такие коллективы, надо сказать, замечательные, существуют. Они могут выучить литургию, блестяще петь Херувимскую песнь, «Милость мира». А вот освоить во всех деталях обиход – вряд ли, поскольку этому нужно посвящать все время, без остатка, но ведь дети должны учиться сейчас в общеобразовательных школах.

Но даже тогда, когда Синодальный хор был упразднен, а училище закрыто, оставались певчие, преподаватели, ученики, которые с риском для жизни продолжали трудиться в Церкви. Но и эта традиция в какой-то момент, казалось бы, совершенно оборвалась. Потому что храмы закрывались, священники, регенты, певчие были репрессированы, расстреляны… Профессиональных хоров практически не осталось – за редким исключением. Но все равно, вопреки всем сложностям и даже опасностям, люди собирались и пытались что-то исполнять из репертуара Синодального хора.
После Великой Отечественной войны, как многие знают, наступили определенные послабления для Церкви – прежде всего, были открыты храмы. Среди них была и церковь Всех скорбящих Радость, что на Большой Ордынке. Ее настоятель протоиерей Михаил Зернов, будущий архиепископ Киприан, пригласил регентом Николая Васильевича Матвеева. А он хотя и не учился в Синодальном училище, но общался с его выпускниками и бережно сохранил, продолжил и преумножил уникальную исполнительскую линию и традиции русской духовной музыки, которые на протяжении нескольких веков представлял Московский Синодальный хор. Сам репертуар хора Николая Васильевича свидетельствовал о продолжении московской школы духовной музыки. Матвеевский коллектив исполнял произведения А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского – композиторов, которые сформировали московскую школу церковного пения и необычайно обогатили ее традиции. Николай Васильевич Матвеев, возглавляемый им коллектив и, с вашего позволения, я со своими певчими стали преемниками Синодального хора. Именно по стилистике и подходу – не только по репертуару, но и по исполнительской манере. И еще: Синодальный хор во времена своего расцвета насчитывал около 80 певцов. У Николая Васильевича такие составы набирались на записях, которые, слава Богу, сохранились и сейчас широко известны. Обычно же в храме пело 36 человек. В настоящее время у нас появилась возможность объединить усилия нескольких церковных коллективов, таких как хор храма святителя Николая в Толмачах, который я когда-то организовал и которым регентовал около пятнадцати лет; созданный в новых условиях хор в храме Всех скорбящих Радость, хор храма святителя Николая на Трех горах, который мы формируем по благословению протоиерея Всеволода Чаплина. И вот когда мы все соединились, то получилось 80 человек, что позволяет нам, среди прочего, исполнять сложные, многоголосные партитуры, а главное – приблизить наше исполнение к тому стилю, в русле которого работал знаменитый Московский Синодальный хор.

Еще один важный момент. В послереволюционные годы целый ряд партий стали профессионально исполнять женщины, что было совершенно немыслимо прежде. Роль женщины в нашей Церкви никто не умаляет. Все понимают, что без них многие послушания не могли быть исполнены с присущим только им необыкновенным вниманием, мастерским искусством, трепетной любовью. Поэтому в нашем хоре сегодня трудятся и мужчины, и женщины, исполняющие партии, которые до революции пели дискантами и альтами мальчики.

– Известно, что в России до революции были ограничения на исполнение тех или иных произведений при богослужении. Как вы считаете, стоит ли сегодня возродить цензурный комитет, на базе которого проводилась бы апробация новых сочинений?
– Вопрос непростой. Я полагаю, что сейчас все приводить к какому-то единообразию в церковной культуре совершенно неправильно. У нас есть все условия для того, чтобы возрождать какие-то старые традиции. И одновременно вести поиски, учиться составлять новые композиции. Церковное искусство должно развиваться в разных направлениях, об этом нам красноречиво свидетельствует наша история, которая запечатлена в храмах, иконах, принадлежащих самым разным школам, но не утрачивающих от этого своего значения. Считаю, что церковным музыкантам не хватает общения, диалога – все мы существуем разрозненно. Важно и полезно организовывать съезды, конференции, семинары, где бы проходил обмен мнениями об истории и путях развития русской духовной музыки. Мне представляется, что все должно развиваться эволюционным путем, правильность которого проверяется всегдашней искренностью, глубокой верой и непрекращающейся молитвой.

– Что вы предпринимаете сегодня для сохранения наследия матвеевского хора? Все ли произведения, которые были записаны в свое время этим коллективом на пластинки, исполнялись за богослужением? Используете ли вы их сейчас?
– Мы исполняем практически все – за редким исключением. Издали мы и несколько дисков с произведениями, которые исполнял этот коллектив. Что касается богослужебного и внебогослужебного исполнения… У Матвеева есть легендарное «Благослови» для трех солистов за всенощной – на службе оно не пелось, так же как и малое славословие для четырех солистов Павла Чеснокова, «Слава вышних Богу и на земле мир». Еще, насколько мне известно, хор Николая Васильевича целиком не пел концерт Александра Гречанинова «Внуши, Боже, молитву мою» – исполнялась только заключительная часть «Жив Господь». Но записано это грандиозное произведение полностью.

– А руководимый вами коллектив поет этот концерт?
– Нет. Но надеемся, что когда-нибудь исполним его, ведь концерт, повторю еще раз, очень интересный. Вообще музыка Гречанинова – это отдельная и малоизученная тема. Его произведения были технически недоступны для церковных хоров, а светским коллективам запрещалось их брать в свой репертуар. Не так давно мы исполнили «Литургию» Гречанинова вместе с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Ивановича Федосеева. И впредь намерены обращаться к творчеству этого композитора.

– Кто являлся инициатором возрождения Синодального хора?
– Конечно, инициатором столь важного события, его вдохновителем является митрополит Иларион.Но сама идея (подчеркну еще раз, очевидная идея) родилась в наших с ним беседах о судьбах русской духовной музыки.

– Почему возрождение Московского Синодального хора произошло именно на основе певческого коллектива московского храма Всех скорбящих Радость?
– Это благословение Святейшего Патриарха Кирилла, который, назначив тогда еще епископа Илариона настоятелем Скорбященского храма, сподвигнул нас к возрождению некогда знаменитого певческого коллектива. Руководителем хора назначили меня. А далее были богослужения в Успенском соборе, которые возглавлял Святейший. И все чаще и чаще стали звучать разговоры о необходимости возрождения профессионального церковного хора, который может, не уступая ни одному из светских коллективов, исполнять самые сложные духовно-музыкальные партитуры. Мы сейчас стоим только в начале пути, нам предстоит реализовать немало целей и решить целый ряд задач, но ведь любое творчество – это путь, который имеет начало, но не имеет конца.

– Вы уже рассуждали о том, что время вносит свои непременные коррективы. Что еще нового можно сказать о Синодальном хоре начала XXI столетия?
– Разумеется, что после закрытия Синодального хора и училища, несмотря на сложное положение Церкви и запрет на ее искусство, в советское время было создано немало замечательной духовной музыки, которая, однако, не исполнялась. И мы сейчас занимаемся ее открытием и популяризацией. Так, в последнее время в нашу программу включены произведения Николая Семеновича Голованова – прославленного музыканта советского времени, дирижера Большого театра, основателя Большого симфонического оркестра, который сегодня носит имя П.И. Чайковского. Николай Семенович был воспитанником, а позднее регентом Московского Синодального хора. Он являлся помощником Николая Михайловича Данилина – последнего дирижера синодально-певческого коллектива. После того как хор и училище упразднили, Николай Семенович стал очень успешно работать в светском искусстве. Но даже в самые суровые годы гонений на Церковь он тайно сочинял духовные песнопения и тем самым сохранил верность тем традициям и идеалам, которые были заложены в него еще со времен Синодального училища. Я считаю, что это было настоящим исповедничеством. Да, он не говорил открыто о своей православной вере, но он писал талантливейшую церковную музыку, понимая, что она вряд ли когда-нибудь будет исполнена. Так он исповедовал Православие и верность традициям русского духовного искусства. Музыка Голованова удивительная. Написана она для большого состава, отличается известной сложностью, а потому ее, без преувеличения, можно считать новой ступенью в развитии московской духовно-певческой школы. Сейчас мы с хором эту музыку осваиваем. Многие песнопения невозможно исполнять во время богослужения, поскольку Николай Семенович писал ее все же не для конкретных случаев, предусмотренных церковным Уставом. Произведения Голованова – это монументальные, многослойные картины, которые, надеюсь, займут достойное место в репертуаре нашего хора.

– Понятно, что основное послушание любого церковного хора – это богослужение. Вы со своими певчими бываете на патриарших, архиерейских службах, в том числе в Успенском соборе Кремля, в Скорбященской церкви. Как вы подбираете произведения для этих богослужений? Чему отдаете предпочтение? Используете ли сочинения современных авторов?
– Конечно, в Успенском соборе хочется петь сочинения Кастальского, для которых характерна классическая строгость, иногда даже архаика. Но мы исполняем и произведения современных авторов, таких, например, как Юрий Костюк – на мой взгляд, очень интересный композитор, живущий в Германии. Митрополит Иларион (Алфеев) – член Союза композиторов, автор музыки к песнопениям всенощного бдения и Божественной литургии. И с этими записями выпущены диски. Примечательны и сочинения архиепископа Ионафана (Елецких). Еще мне хотелось бы назвать имена Антона Вискова и Владимира Довганя – талантливых московских композиторов, которые пишут духовные произведения. Все песнопения, сочиненные и переложенные этими и другими современными авторами, есть в нашем репертуаре, и мы их с определенной периодичностью исполняем.

– Наверняка владыка Иларион принимает участие в подборе хорового репертуара…
– Конечно. Владыка вообще очень требователен и внимателен к строю богослужения. И если он поддерживается музыкой, то митрополит ее приветствует и всегда обращает на нее свое внимание. Существуют песнопения, которые являются традиционными для Москвы, но, надо признать, они не всегда сочетаются с молитвенным ритмом богослужения. Такие произведения владыка-настоятель благословляет исполнять как запричастный концерт. Считаю это абсолютно справедливым и уместным. К сожалению, бывает так, что церковное пение, стремясь к профессиональным вершинам и увлекаясь сложностью каких-то гармонических, полифонических оборотов, уводит человека в исключительно эстетические переживания. И из пения уходит молитвенность. Это недопустимо. Мастерское исполнение не должно отвлекать от сосредоточенной молитвы. Однако этот бесспорный тезис весьма непросто реализовать на практике. Нельзя опускаться до примитивизма. Мы, люди, созданы по образу и подобию Божию, Который является Творцом, а значит, мы тоже призваны к творчеству. И если мы на этом пути будем открытыми, добросердечными, то Господь примет наше творчество. Да, иногда могут быть какие-то ошибки, погрешности, но главное, чтобы у певчих неизменным оставалось искреннее, живое стремление к Богу и трепетное чувство предстояния перед Ним. Ведь пение, помимо олицетворения общей храмовой молитвы, является своего рода приношением, как фимиам и свечи – так же как и церковная архитектура, иконопись. То есть это приношение Богу самого высокого творчества, на которое мы только способны. Поэтому церковное пение должно быть в полной мере искусством, а не монотонным, малопонятным, невыразительным псалмодическим пропеванием церковных текстов.

– Чем в последнее время пополнилась дискография руководимого вами хора?
– Назову «Всенощное бдение» Рахманинова – это студийная запись, а вот его же «Литургия» записана на концерте в консерватории. Эти достойные произведения сейчас широко известны, так как исполняются многими коллективами.

– Над чем хористы работают в данный момент?
– Мы всегда должны находиться в хорошей творческой форме и совершенствовать даже те песнопения, что исполняются раз в год, – их исполнение мы обязаны улучшать, а значит, и открывать в них что-то новое. Что касается наших планов, то в ближайшее время мне очень хочется сделать хорошую студийную запись произведений Николая Семеновича Голованова – это чрезвычайно масштабный проект.

– Как вы полагаете, можно ли сегодня говорить о том, что Синодальный хор занимает свое место не только в церковной жизни – что безусловно, но и стал частью общего музыкального, хорового пространства современной России?
– Я думаю, что так и должно быть. Ведь Синодальный хор, как я уже говорил, состоит из профессионалов, и мы участвуем во многих светских мероприятиях, в том числе и в тех, что устраивает Министерство культуры. Недавно у нас была большая поездка по странам бывшей Югославии с программой русской духовной музыки. Планируется выступление в рамках года Испании в России и России в Испании в Барселоне, в недавно освященном католическом соборе Саграда Фамилия – вместе с хором из монастыря Монсеррат (это очень известный на Западе певческий коллектив). Подобные проекты, без сомнения, направлены на свидетельство о православной культуре в мире. Кроме того, у нас довольно много совместных концертов с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского. В них мы поем не только духовный репертуар, но и такие кантаты, как «Александр Невский» Прокофьева, оперные произведения Рахманинова. Уверен, что роль и место Церкви в общекультурном пространстве России должны неуклонно возрастать, потому что нам есть что сказать нашим соотечественникам. За Православием стоит тысячелетняя духовная культура, богатейший опыт поколений русских людей, беззаветно верующих в Бога. Эта особая красота, это высокое призвание к правде и жизни по заповедям Господа могут быть выражены через великую церковную музыку.

– Алексей, вы являетесь одним из организаторов Рождественского фестиваля духовной музыки. Кто еще стоит у истоков этого форума?
– Идея проведения этого фестиваля принадлежит митрополиту Илариону и Владимиру Теодоровичу Спивакову. Они являются художественными руководителями данного форума. Опять-таки идея его проведения, что называется, витала в воздухе. В святочные дни, когда небо становится ближе к земле и когда все призваны к тому, чтобы радоваться и славить родившегося в мир Христа, мы ходим в храм, поем колядки, но всегда чувствовалось, что этого явно недостаточно. Тем более сейчас, в современной России, когда наш народ все больше и больше старается следовать своим национальным и религиозным традициям. И просто необходимо добавить к этой многовековой традиции прославления Христа концерты духовной музыки, в которых участвуют замечательные хоры, причем не только из России, но и из других стран мира: Армении, Сербии, Англии. И поэтому для нас, всех музыкантов и хоровиков, большая радость, что теперь такой фестиваль есть. И я очень надеюсь, что он будет продолжаться и развиваться.

– Каковы цели и задачи фестиваля? Можно ли считать их миссионерскими?
– Безусловно, потому что праздник Рождества из православных храмов выходит на концертные площадки. Они открыты для людей, многие из которых еще не пришли к вере или в силу своего воспитания, жизненных обстоятельств не имеют возможности посещать церковные службы. Хочется думать, что благодаря Рождественскому фестивалю больше людей будет соприкасаться с христианской культурой, которая свидетельствует о Спасителе Иисусе Христе. Подчеркну еще раз: важно, чтобы горячей молитвой, высокой духовностью мы были наполнены не только за богослужением, но и в нашей повседневной жизни, в том числе и тогда, когда снимаются ограничения поста – на Святках, например. Замечательные концерты, во время которых слушатели знакомятся с самобытной христианской культурой разных стран, на мой взгляд, чрезвычайно удачная и эффективная форма миссионерства.

Программа фестиваля такова, что Синодальному хору выпала честь открыть первый Рождественский фестиваль. Свое выступление мы условно разделили на две части – классическую и современную. В первом отделении – произведения моих любимых авторов московской школы: Кастальского, Рахманинова, Голованова. Вторая же часть –сочинения близких мне по духу современных авторов, с которыми я хорошо знаком и с которыми у нас уже было несколько совместных творческих проектов. Это митрополит Иларион, Антон Висков и Алексей Рыбников, который многим известен своей музыкой к кинофильмам и спектаклям. Однако у Алексея Львовича есть духовные сочинения, и его концерт для хора и органа «Вечен Божий свет» закрыл первый день московского Рождественского фестиваля. Нам было важно показать преемственность в развитии духовной музыки – от Александра Кастальского до Алексея Рыбникова.

– В Рождественском фестивале примут участие зарубежные коллективы. К примеру, хор Вестминстерского аббатства. Почему выбор пал на них?
– Я даже скажу вам больше, что в следующем году планируется участие хора Сикстинской капеллы из Ватикана. Язык искусства является языком универсального общения. Тем более когда общаются современные христиане. С помощью музыки мы можем лучше понимать друг друга и свидетельствовать миру о непреложных христианских ценностях и истинах. Если хотите, участие хора Вестминстерского аббатства – уникального коллектива, состоящего из 30 мальчиков и 12 взрослых профессионалов, – являет собой пример нашего общего служения в деле отстаивания и сохранения религиозных традиций.

Программа фестиваля насыщенная, многогранная. Завершится фестиваль фрагментами «Рождественской оратории» владыки Илариона. За пульт встанет маэстро Владимир Спиваков, с которым будет петь коллектив Российской хоровой академии имени Виктора Сергеевича Попова. И прозвучит вечно торжествующая ангельская песнь, соединяющая небо и землю: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».

– По поводу роли церковных хоров существуют, по крайней мере, две точки зрения. Согласно первой, все они, независимо от статуса (синодального, монастырского, приходского), должны не только участвовать в богослужениях, но и гастролировать, исполнять светские произведения. Приверженцы второй точки зрения отводят место приходскому хору исключительно в храме, считая, что для широкого миссионерства достаточно двух-трех коллективов. А каково ваше мнение?
– Мне кажется, миссионерство, сопряженное, в конце концов, с постоянным совершенствованием, важная задача, которая стоит перед каждым приходом. В нашей современной жизни многие храмы становятся очагами культуры. И это сейчас очень насущно, потому что детям, подросткам, да и взрослым сейчас некуда пойти – система культурных, досуговых учреждений разрушена. И значит, данная миссия волей-неволей ложится на приходы по всей России. И если вокруг храмов собираются люди, профессионалы и любители, которые не только посещают богослужения, но и организуют кружки, факультативы, секции, то все эти начинания надо всемерно поддерживать. Занятия пением в хоре, сольфеджио, овладение музыкальными инструментами – что может быть лучше? Ведь они будут освящены светом Христовым, который просвещает всех. В таких занятиях наш церковный народ, особенно дети и подростки, сможет утолить творческую жажду, которая есть в каждом человеке. Ведь отчего так часты сейчас разлады в семьях, почему так много сломанных судеб? Да потому, что человек не может реализовать свой творческий потенциал – и безмерно мучается. Он впадает в уныние, склоняется к вредным привычкам, дающим иллюзию утоления внутреннего голода. Поэтому-то так важно постоянно расширять возможности для творческой реализации православных людей. Где бы они ни жили – в столице или в маленькой деревне, и какой бы хор ни организовали – высоких профессионалов или энтузиастов-любителей.

– Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития церковно-певческого искусства?
– Развитие русской духовной музыки может идти по двум основным направлениям. Это богослужебное пение, где самое главное – кристальная ясность и присутствие молитвенного духа. И такие песнопения должны звучать не только в храмах, но и в духовных концертах. По-моему, такая форма по-настоящему у нас еще не оценена, а она должна стать вторым – важнейшим – вектором для духовно-музыкального искусства. Часто духовный концерт воспринимается как некое благочестиво-развлекательное мероприятие. Но нужно понимать: если слова молитвы звучат не в церкви, они не теряют своей силы и духа, не снимают той высокой ответственности, которая лежит на регенте и певчих.

Думаю, что сейчас как раз наступило время поисков и в области хоровой музыки, и в области соединения ее с симфоническим исполнением. Здесь весьма важно конструктивное взаимодействие с современными исполнителями, причем не только классическими. То есть должен приветствоваться эксперимент. Но не ради эксперимента и изыска, а как попытка отвечать на духовные вопросы, как стремление к свидетельству веры нашему обществу и особенно молодому поколению, которому, и это объективно, близок совсем иной музыкальный стиль, язык, нежели людям среднего и старшего возраста. Мне бы очень хотелось, чтобы Синодальный хор как можно активнее участвовал в подобных проектах. В качестве уже реализованных примеров могу привести исполнение «Cтрастей по Матфею» и «Рождественской оратории» на музыку митрополита Илариона. Не так давно мы выступали с ораторией памяти Николая Васильевича Гоголя. Ее автор – упоминавшийся уже Владимир Довгань, который, кстати, является учителем владыки Илариона еще по музыкальной школе имени Гнесиных. Совершенно замечательное произведение, где Гоголь представлен как глубокий христианский мыслитель, философ и практик, как человек, остро чувствовавший Бога, духовную жизнь, страдающий, ищущий вечный свет и правду. Все это очень актуально в наше время.

Свое место в этой миссии, уверен, займет и Рождественский фестиваль.

– В эти святочные дни хотелось бы услышать от вас, Алексей, пожелания, адресованные тем, кто придет на концерты Рождественского фестиваля, и читателям нашего сайта.
– Хочется всех поздравить с Новым годом, с праздником Рождества Христова и пожелать, чтобы мы помнили: Господь, Который рождается и приходит с небес и Который пребывает с нами на Земле, один и тот же – всегда: и сейчас, и в первые века христианства. Бог везде и во всех. И то, что мы имеем возможность в каждый момент нашей жизни обратиться к Нему, быть услышанными и получить Его благодатную помощь, утешительную поддержку в любой ситуации, является большим счастьем и радостью. Радостью, о которой нужно помнить и наполнять ею каждую минуту своей жизни.

С Алексеем Пузаковым беседовал Георгий Битбунов
Источник: www.pravoslavie.ru   .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ