Николай Иванович ПИРОГОВ родился в семье мелкого служащего. В 1828 году окончил медицинский факультет Московского университета, затем готовился к профессуре (1828-1832) при Дерптском (ныне Тартуском) университете; в 1836-40 годах профессор теоретической и практической хирургии этого университета. В 1841-1856 годах профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и руководитель института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии. В 1855 году участвовал в Севастопольской обороне (1854-1855). Попечитель Одесского (1856-1858) и Киевского (1858-1861) учебных округов. В 1862-1866 годах руководил учебой посланных за границу (в Гейдельберг) молодых русских ученых. С 1866 года жил в своем имении в селе Вишня Винницкой губернии, откуда как консультант по военной медицине и хирургии выезжал на театр военных действий во время франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой (1877-1878) войн.
Пирогов - один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Трудами "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" (1837), "Топографическая анатомия, иллюстрированная распилами через замороженные человеческие трупы" (1852-1859) и другими Пирогов заложил фундамент топографической анатомии и оперативной хирургии. Разработал принципы послойного препарирования при изучении анатомических областей, артерий и фасций и т.п.; способствовал широкому применению экспериментального метода в хирургии. Впервые в России выступил с идеей пластических операций ("О пластических операциях вообще и о ринопластике в особенности", 1835); впервые в мире выдвинул идею костной пластики. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов (резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и др.). Первым предложил ректальный наркоз; одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. Пирогов впервые в мире применил (1847) наркоз в военно-полевой хирургии. Высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноения ран ("госпитальные миазмы"). Выполнил ценные исследования по патологической анатомии холеры (1849).
Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии. В трудах "Начала общей военно-полевой хирургии" (1865-1866), "Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу..." (1879) и др. высказал важнейшие положения о войне как "травматической эпидемии", о зависимости лечения ран от свойств ранящего оружия, о единстве лечения и эвакуации, о сортировке раненых; впервые предложил устроить "складочное место" - прообраз современного сортировочного пункта. Пирогов указал на важность правильной хирургической обработки, рекомендовал применять "сберегательную хирургию" (отказался от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждениями костей). Пирогов разработал и ввел в практику методы иммобилизации конечности (крахмальная, гипсовая повязки), впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях (1854); во время обороны Севастополя привлек (1855) женщин ("сестер милосердия") к уходу за ранеными на фронте.
Пирогов подчеркивал огромное значение профилактики в медицине, говорил, что "будущее принадлежит медицине предохранительной". После смерти Пирогова было основано Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, регулярно созывавшее Пироговские съезды.
Николай Иванович ПИРОГОВ: цитаты
Николай Иванович ПИРОГОВ (1810 – 1881) - русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент РАН
* * *
"Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».
* * *
«Для меня главное в христианстве - это недостижимая высота и освещавшая душу чистота идеала веры, ибо там выше законов нравственности поставлен был совершенно в другой сфере идеал неземной и вечный - будущая жизнь и бессмертие».
* * *
«В самом деле, разве в окружающем мире все окружающее нас нам действительно понятно и ясно?.. Моя иллюзия представляет мне Вселенную разумной и деятельность действующих в ней сил целесообразной и осмысленной, а мое я - не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего вселенского разума... Для меня существование Верховного Разума и Верховной Воли сделалось такой же необходимостью, как мое собственное умственное и нравственное существование».
* * *
«Главная суть Вселенной, - высказывает он свое предположение, - несмотря на всю ее беспредельность и вечность, есть проявление творческой мысли и творческого плана в веществе (материи)».