О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ГУМАНОВА Ольга ( род. 1974)

Интервью   |   Статьи
ГУМАНОВА Ольга

Ольга ГУМАНОВА (род. 1974) - журналист, публицист, логопед, автор идеи и основательница проекта «Матроны.Ру»: Интервью | Статьи.

Ольга Гуманова (Курова) окончила МПГУ им. Ленина, факультет дефектологии. С 1996 по 2001 год работала в школе-интернате. Публиковалась в газете «Татьянин День» (с 1996 г.), на портале «Православие.ру» (с 2000). С 2001 по 2003 - редактор издания «Как жить». Работала в журнале «Купина», публиковалась в газете МЧС «Спасатель». В В 2005-2006 году главный редактор сайта «Матроны». корреспондент и обозреватель газеты «Церковный вестник» (с 2006), «Интерфакс-Религия» (с 2008 г.). В 2010 г. создала рубрику «Религия» на сайте «Правда.ру». автор идеи и основательница проекта «Матроны.Ру»


Ольга ГУМАНОВА: интервью

Ольга ГУМАНОВА (род. 1974) - журналист, публицист, логопед, автор идеи и основательница проекта «Матроны.Ру»: Интервью | Статьи.

«ЧЕМ ЖИВУТ И ПОЧЕМУ УМИРАЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЗДАНИЯ»

Одна из первых брошюр о православии, семье и женской доле, которые попались мне в начале нулевых, стала тоненькая «Как жить» с красивой блондинкой в голубом шарфе на обложке. Блондинка оказалась главным редактором, а «Как жить?» очень человечным, добрым и честным разговором по душам. Через несколько лет я зафрендила знаменитую Ольгу Курову в жж - тогда она писала краткие зарисовки о работе (вернее о том, как непросто работать веселой мирянке в монастырской редакции) в редакции «Православие.ру». Ольгу можно назвать основоположником женской православной журналистики: сайт «Матроны.ру» - консервативное женское издание - стал на многие месяцы законодателем мод, тем и вопросов. За это время Ольга сменила много мест работы, фамилию (что непросто для журналиста с именем), любимый язык (последние два года у нее - точно - греческий). Об этих годах и пойдет наш разговор.

От дефектологии - к Церкви

- Ольга, почему выбрали дефектологию специальностью?

- Профессию дефектолога я выбрала тогда же, когда и крестилась – в 1989-м году, в возрасте пятнадцати лет. У меня тогда был такой романтический настрой: Христос – жив, Он есть Истина, Он есть Любовь - значит, нужно бросить все и идти творить дела милосердия, например, посвятить всю свою жизнь детям с синдромом Дауна.

Я, правда, потом работала с детьми, имеющими другие диагнозы, но суть дела это не меняет. В десятом классе я пришла в «Школу будущего учителя» при дефектологическом факультете МПГУ им. Ленина – тогда там работали такие бесплатные подготовительные курсы, на которых не только и не столько готовили абитуриентов к будущим вступительным экзаменам по профильным предметам, сколько рассказывали о профессии дефектолога.

- А специальность и приход к вере как-то повлияли друг на друга?
- До поступления на факультет дефектологии у меня не было ни одного знакомого верующего ровесника. Единственным человеком, с которым я могла говорить на темы веры и который меня в этом плане понимал, оказалась одна знакомая воцерковленная медсестра, но это была уже взрослая женщина лет сорока пяти. А среди будущих дефектологов верующих девушек оказалось много, гораздо больше, чем верующих людей в тогдашнем позднесоветском обществе в среднем.

Настоящим открытием для меня стал предмет «История олигофренопедагогики». В учебнике 1980-какого-то года издания прямо говорилось, что дефектология – это детище Церкви. Даже советской цензуре не удалось это вымарать – тогда бы вообще не о чем было рассказывать.

- Серьезно? Можно подробнее?
- До появления и распространения христианства никому и в голову не приходило, что умственно отсталые – тоже люди, и имеет смысл о них заботиться, учить и даже уважать их.

Впервые заботиться об умственно отсталых людях на Руси начали монахи Киево-Печерской лавры, аналогичные заведения в Европе тоже образовывались при монастырях. Многие известные олигофренопедагоги были христианскими подвижниками, молитвенниками – например, Екатерина Константиновна Грачева, создавшая в 1894 году «Приют во имя Царицы Небесной» для умственно отсталых детей.

Мечтаю когда-нибудь написать серию статей об основоположниках олигофренопедагогики в России, которые выбрали для себя этот род деятельности из побуждений христианского милосердия. Это удивительные судьбы, о которых практически никто ничего не знает.

Днем - частные уроки в богатых семьях, ночью - наука

- А в журналистику каким образом путь сложился тогда?

- А в журналистике я оказалась таким образом. Сначала я познакомилась с первой редакцией «Татьянина Дня», об этом я подробнее расскажу дальше. Потом было «Православие.Ру». Потом началась газета «Как жить».

К моменту создания «Как жить» я работала пять лет в специальной школе-интернате. За эти пять лет я полностью профессионально и психологически выгорела, потому что, как сейчас уже хорошо понимаю, организовывала свою деятельность тогда категорически неправильно. А в двадцать два года я была полна романтики, мне казалось, что можно бесконечно работать и не уставать совсем. С девяти до двух дня я давала уроки в школе, где дети были очень тяжелыми. Некоторые из детей оказались там, потому что в России их больше никуда не брали, считали необучаемыми.

Потом, во вторую половину дня, я давала частные уроки в богатых семьях, которые жили на Рублевке и Кутузовском, потому что прожить на ту зарплату, которую платили в школе-клинике в конце 90-х, было совершенно нереально. Там работали чисто энтузиасты. А ночью я занималась научной работой, потому что мечтала защитить диссертацию, которую так и не защитила до сих пор, и писала статьи в ТД или на «Православие.Ру».

Через пять лет такой жизни мое здоровье пришло в негодность.

- Было бы странно, если бы было наоборот…
- К 2001 году я полностью расстроила себе иммунитет. Мой учебный год начался так: с 8 по 15 сентября – больничный, потом с 22 по 28 сентября – снова больничный, короче, каждые две недели. Будучи на очередном больничном, я очень сильно помолилась словами псалма: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду».

- И путь был показан?
- Да, вскоре мне позвонили друзья, которые делали газету «Как жить», я в ней была уже постоянным автором, и предложили пойти туда редактором на полную ставку. Звали очень настойчиво: «Приходи, православных журналистов вообще нет, некому работать». Я рассказала директрисе школы-интерната, что собираюсь уволиться, но она ни в какую не соглашалась меня отпустить с той же мотивировкой: «Кого я возьму вместо тебя? Людей нет, некому работать». Я продолжала молиться, верила, что эта «неразрешимая» ситуация обязательно устроится.

И тут, считай, чудом, нашлась девушка, старшекурсница факультета дефектологии, которая с радостью согласилась пойти на мое место в школу-интернат и взять моих детей. Хорошая, умная, талантливая девушка, детям очень понравилась, а это было немаловажно. Тогда директриса подписала мне заявление об уходе, и я с чистой совестью отправилась делать «Как жить». А ту школу, к сожалению, через несколько лет вообще закрыли. Очень жаль, потому что это было уникальное учреждение с 40-летней научной школой и авторскими методиками, но у государства на него денег не нашлось.

Кстати, с тех пор я убежденный гедонист и противник как трудоголизма, так и другой «ревности не по разуму». Если бы я тогда не остановилась, то загремела бы в больницу серьезно и надолго. В 27 лет мне на вид давали 40.

Жизнь в гетто

- Первым изданием был «Татьянин День»? По рассказам о.Симеона (Томачинского), ТД был центром мысли и студенческой жизни. А как вы пришли в ТД?

- В Татьянинском храме и редакции ТД я оказалась таким образом. Где-то в возрасте студентки младших курсов, лет в 17-18, я поняла, что стою перед выбором: или православие, или социализация. То есть нецерковные молодые люди и верующие молодые люди – это два разных мира. Если ты ходишь в церковь, ты никогда не сможешь иметь друзей, которые полностью бы тебя понимали и не смотрели бы на тебя как на «странненького», не говоря уже о том, чтобы встретить свою любовь. Я тогда сказала: «Да, Господи, я согласна жить в гетто, но с Тобой». И оборвала все старые социальные связи – школьные, институтские, выбросила бумажки с телефонами молодых людей, которые со мной где-нибудь в метро знакомились. Я понимала, что это все равно ни к чему не приведет.

- И оказались в гетто?
- Так вот, в чем парадокс, в чем чудо. Как только я приняла решение «уйти в пещеру», начала жить, зная только три порога – церковь, институт и учреждения для умственно отсталых детей, где я тогда проходила практику – мне чудесным образом начал открываться параллельный православный социум. Знаете, как в игре-бродилке: вдруг оказывается, что вон в том черном углу карты находится прекрасный замок на берегу озера, а в нем – дружественная армия, готовая прийти тебе на помощь. Я начала обретать новых и новых православных друзей через «случайные встречи».

- Расскажете?
- Например, позвали меня на какие-то посиделки в общежитие МГУ, а оказалось, что там почти все - православные. Находишь какого-то одного православного знакомого, он тебя приводит в компанию других, там знакомишься с кем-то третьим и так далее… Где-то через год в моей третьей пухлой записной книжке уже места не было для новых православных телефонов – это еще в доинтернетную эпоху. Это притом, что до воцерковления я была достаточно замкнутым, интроверным человеком, мой круг общения был довольно ограниченным. А в Церкви, как выяснилось, остаться в одиночестве просто невозможно, твои контакты растут со скоростью расширяющейся Вселенной.

«Татьянин день»: спасение и/или творчество?

- А помните ту Татьянинскую атмосферу 90-х?

- «Татьянинцы» не просто издавали очень интересную для молодежи газету, но и создали при ней своеобразный интеллектуальный клуб, который жил свой насыщенной культурной жизнь. Туда, вначале на первый этаж возрождающегося Татьянинского храма, можно было просто прийти попить чаю, обсудить книги, фильмы, политику. Ребята много путешествовали, ездили по монастырям. Это был тот самый «православный ночной клуб», интеллектуально-целомудренный, о котором много говорил в своих выступлениях протоиерей Всеволод Чаплин.

В общем, меня сначала вовлекли в богатую культурную жизнь редакции, потом выяснилось, что я еще и графоман, и я начала писать в ТД статьи. Еще я таким образом развлекалась: присылала в редакцию по почте в конверте стихи под мужским псевдонимом. Их публиковали, гадали, кто этот загадочный юноша с тонкой душой, а автор сидел в редакции и молча ухмылялся.

- Как строилась работа в  ТД?
- Отец Максим, к счастью, работой редакции никак не руководил и уж точно не выступал в роли цензора. Он за ТД только слегка присматривал, как-то со стороны. Газета делалась по инициативе и трудами ее создателей, Владислава Томачинского и Александра Егорцева, ну и, конечно, довольно большого круга единомышленников, который им удалось собрать. Они следовали созданной ими концепции. Это была живая газета, которую православные студенты и аспиранты делали для себя, очень свободная, без запретных тем и без показного ханжеского благочестия. Поэтому ей легко удавалось завоевывать сердца. Ей верили.

- Что писали о религии в 90-е?
- В 90-е я не читала о религии, мне это вообще не было интересно. Меня волновали три вопроса:
1) как спастись;
2) как совместить спасение и творчество;
3) как совместить спасение, творчество и насыщенную, интересную жизнь, «жизнь с избытком».

Нет, «жизнь с избытком» не означала для меня просто сытую и достаточно комфортную жизнь, имелась в виду жизнь, богатая событиями, путешествиями, встречами, эмоционально насыщенная. Я ездила по монастырям, к старцам, задавала свои вопросы и больше всего боялась услышать: «Нет, тебе нельзя писать» или «Нет, ни к кому не прилепляйся сердцем, грех это». Но мне никто этого не сказал, слава Богу.

Надо ли православным СМИ выходить из гетто

- А вообще, что такое были 90-е, что-то изменилось сейчас?

- В 90-е православные журналисты молились (смайлик). И в «Татьянином дне» молились о благополучии своего дела, и в других местах. Помню, по каким-то делам пришла в редакцию журнала «Фома», и там в это время служили молебен святому апостолу Фоме. Так было радостно.

- Сегодня это не так?
- Сегодня молитвы перед написанием статей почему-то превращают в предмет шуток, хотя ничего в этом смешного нет. Для православного человека естественно молиться перед всяким делом, тем более перед публичным выступлением, которым является публикация, выход радиопрограммы, телесюжет и т.д.

Знаете, что мне очень сильно не нравится в сегодняшнем православно-журналистском сообществе? Его чрезмерная светскость.

Мы слишком увлеклись «выходом из гетто» и преодолением комплексов собственной неполноценности: вот, есть мы, простенькие православненькие газетки и журнальчики на дешевенькой бумажке, кое-как сделанные сайтики, а там, в секулярном мире «больших людей» - акулы и киты, оперативность, актуальность, современная полиграфия, новомодный дизайн, огромные тиражи и высокие рейтинги. Надо равняться на светские СМИ, догнать и перегнать.

Конечно, я не имею в виду того, что православные не должны бороться за рейтинг своих СМИ, за их качественный дизайн и соответствие сегодняшним тенденциям. Но за всем этим не следует забывать, что у православных журналистов, как и у всех православных людей, главное оружие - это пост и молитва.

В 90-е мы чувствовали себя таким коллективным Давидом - маленьким, тощеньким, который выступает со своей детской рогаткой против тяжело вооруженного воина, но не боится выступать, потому что с ним Бог.

А сегодня все православно-журналистские споры сводятся к тому, как бы нам вооружиться не хуже медийного Голиафа. Или как договориться с Голиафом по-хорошему, чтобы он шел своей дорогой и нас не трогал.

- Если так плохо, то как надо?

- Я думаю, что православный журналист - это такое церковное послушание, требующее определенного таланта. Оно стоит в одном ряду с певчими церковных хоров, иконописцами. Если для церковного певчего пение - это не его молитва, а просто работа, то это не будет богослужение, а будет просто концерт. Красивый, быть может, но концерт. Иконописец без молитвы и поста тоже не напишет икону, это будет просто талантливая картина, а не святой образ.

То же самое и с журналистикой - невозможно быть честным и объективным, если ты не молишься и не пытаешься очистить себя от страстей.

Проблема в том, что если для певчих и для иконописцев за века написаны целые тома, как им молиться и как жить, чтобы плоды их творчества приносили людям духовную пользу, то для журналистов никто пока ничего подобного не создал. А жаль, «руководство в духовной жизни для журналистов» было бы очень кстати.

- А нужно вообще отличать православного журналиста от других?

- Я ужасно не люблю все эти разговоры о том, что журналистика должна быть «внеконфессиональной», «надконфессиональной», «независимо-объективной» и так далее. Для православного человека бесспорная, несомненная Истина - это Христос, а не что-то там «внеконфессиональное» и «надконфессиональное». Задача православного журналиста – это составить самому и представить в СМИ церковную, христианскую точку зрения на ту или иную проблему. А «внеконфессиональных» журналистов и без нас хватает.

Впрочем, быть преданным чадом Церкви, на мой взгляд - это не значит пытаться все действительно плохое, что есть, к сожалению, в Церкви, все ее недостатки обелить и выдать за нечто хорошее. Нужно чувствовать, понимать, что иногда миссионерским ходом, который улучшит отношение людей к Церкви, будет резкая критика какого-то церковного деятеля или какого-то явления в церковной жизни.

Чего на самом деле хотят читатели

- Вернемся к хронологии. После ТД было Православие.ру…

- Сначала было «Православие.Ру», которое в некотором роде благополучно отпочковалось от «Татьянина дня». Бывший главный редактор ТД Алексей Сагань стал редактором новорожденного «Православия.Ру», и вслед за ним на «Православии.Ру» начали публиковаться многие постоянные авторы ТД.

Кстати, в отличие от отца Максима Козлова, который не занимал в ТД никакой должности и не пытался им руководить и его направлять, архимандрит Тихон (Шевкунов) был отнюдь не номинальным главным редактором, он руководил вполне реально и достаточно жестко. Помню, все материалы там распечатывали, отдавали о. Тихону на подпись, и только после получения его подписи они публиковались на сайте.

В «Как жить» меня тоже позвал Алексей Сагань, который был там временным редактором. То есть он не хотел заниматься этой газетой, но кроме него заниматься ей некоторое время было некому.

- Что было самым радостным в каждом месте работы?
- Самым радостным – письма читателей о том, что кто-то благодаря нашему изданию пришел к вере, преодолел какие-то свои духовные кризисы.

- Ольга, чего, на ваш взгляд, хотят читатели?
- В прошлом году я работала над рубрикой «Религия» в интернет-издании «Правда.Ру». Эта рубрика оказалась очень хорошей экспериментальной площадкой и лично мне помогла лучше начать чувствовать свою аудиторию и развенчать ряд стереотипов, связанных с религиозной журналистикой.

Руководители многих СМИ отчего-то верят в тот шаблон, что о религии никому читать не интересно. Читателя можно только изредка заинтересовать материалами о религии, если писать о них в разделе «Политика» и как о политике. Изредка можно как о культуре в разделе «Культура». Но вот выносить религию в отдельную рубрику - дело, по их мнению, бесперспективное.

На «Правде.Ру» «Религию» рискнули вынести в отдельную рубрику, в которой каждый день публиковались две новых статьи - столько же, сколько в «Политике», «Экономике», «Культуре» и так далее. И не прогадали - рубрика была очень читаемой, ничуть не хуже, чем все перечисленные.

- Чего же хочет светский массовый читатель от рубрики «Религия»?
- Судя по читаемости статей и комментариям, портрет аудитории у нас такой:

Большинство читателей - это люди, которые крещены и крестят своих детей, идентифицируют себя как православных, но в церкви бывают редко. Это основной читатель рубрики «Религия», и, полагаю, многих православных ресурсов. Таких людей постоянно клонит в законничество: а расскажите нам, пожалуйста, дорогая редакция, когда что можно есть, когда - не есть, когда девице косу плести, когда - не плести. В диалоге с таким читателем ты решаешь следующую задачу: как бы перевести разговор с интересующих его платочков и освященных яблочек к смыслу православной веры, в общем-то. Если это получается, статью можно считать удачной. К этой категории относятся примерно 75% читателей религиозных ресурсов.

Вторые по численности - «этнические мусульмане», очень похожие на «этнических православных» по своим интересам. Когда можно пить воду в рамадан, а если при этом у меня диабет, как рассчитать закят и так далее. Что касается интернет-аудитории, то большинство мусульманских читателей живет в Татарстане, Чечне, Башкирии и других традиционно исламских регионах. Комментарии в основном приходили оттуда. Только один раз написал татарин из Москвы, который жаловался, что московские мусульмане остались без мечетей - все заняли гастарбайтеры. А построить мечеть только для своих и пускать туда в праздники исключительно интеллигентных москвичей по пропускам нет возможности - неполиткорректно. Мусульман среди читателей рубрики  процентов 15. Почему я называю такую цифру? Статью о православном празднике или посте на сайте кликнут, например, 15 тыс. человек за сутки, а о мусульманском - 3 тысячи. Конечно, о православии читают не только православные, а об исламе - не только мусульмане, но вот такая получается статистика.

Следом идут «практикующие православные». От первой аудитории они отличаются тем, что у них есть такой специфический интерес, как преодоление разочарований.

«Вот я уже пять лет читаю акафист святым Петру и Февронии, а жениха все нет? Почему? Что мне делать? Может, еще один акафист добавить - блаженной Матроне?»

- Серьезно так спрашивали?

- Ну, это шутка, конечно. А так аудиторию людей церковных интересует, как пережить разные кризисы, как духовно расти и двигаться дальше. Сколько их - не знаю, по статистике понять трудно, потому что интересы у них во многом общие с «невоцерковленными православными».

Протестанты не входят в число четырех «традиционных конфессий», прописанных в нашей Конституции, но это не значит, что их нет. Это довольно значительная прослойка религиозно-заинтересованной интернет-аудитории. За постсоветские годы у нас возникли целые протестантские регионы.

Еще одна довольно стабильная аудитория - это воинствующие атеисты и антиклерикалы, которые приходят все религиозное поругать и высмеять. Нужно быть готовым к тому, что ругать они будут все и всегда. В спальном районе Москвы строится новый храм - ах, жадные попы рейдерски захватили кусок бесценной московской земли, на котором можно было бы построить детский сад. Создан православный приют для беременных, попавших в критическую ситуацию - конечно, попы делают это не без хитрого умысла. Они будут вести среди беременных религиозную пропаганду, а потом навязывать религию и младенцам, чтобы росла паства. Православные ведь никогда ничего не делают просто так.

Что же касается католиков, религиозных иудеев, буддистов и тем более представителей более экзотических религий, то их у нас в России совсем немного. Время от времени проходят буддистские новости о том, что сегодня - такой-то праздник или юбилей такого-то дацана, но активно общаться буддисты как-то не приходят. Все цифры, о которых я говорю, относятся к аудитории религиозных русскоязычных ресурсов, а не характеризуют религиозную принадлежность жителей России в целом.

- Вот они приходят и что читают?

- Вернемся к теме светскости и «внеконфессиональности», о которой уже шла речь. Так вот, опыт показывает, что массовому читателю абсолютно не интересны какие-то «светские религиоведы», «независимые публицисты» и их мнения. Читателям интересно получать ответы от духовных авторитетов на свои мировоззренческие вопросы.

Православные желают получить ответы на свои вопросы от своих архиереев, известных духовников. Весьма интересен массовой аудитории Святейший Патриарх - что он сказал и по какому поводу, где служил. Воцерковленным православным фоторепортажи из хроники патриаршего служения кажутся скукой смертной, а у нецерковного читателя идут на ура. Мусульманам, буддистам интересно мнение своих религиозных лидеров, а не кого-либо «светского и независимого», опять же.

Вот что обидно - в сложившемся у нас формате «четырех традиционных религий» категорически невозможно провести богословский диспут между представителями разных конфессий. Ну, между православными и протестантами, православными и католиками - еще куда ни шло. А вот с мусульманами уже не получится - все «традиционные конфессии» должны ходить за ручку, символизируя мир и дружбу, а что сверх того - нетерпимость и разжигание.

Не будьте трудоголиками!

- А чем из практических наработок можете поделиться?

- Среди журналистов много трудоголиков, даже, я бы сказала, подавляющее большинство трудоголиков - другие в этой профессии не задерживаются.

Так вот, всем журналистам православного вероисповедания надо раз и навсегда запомнить, что не существует такой срочной работы, которая была бы важнее праздничного богослужения. Со мной тоже сколько раз такое случалось: дописываешь какую-нибудь статью в то время, когда все православные уже молятся на всенощной под двунадесятый праздник. Кажется, что это очень срочно, очень необходимо, что без этой статьи никак. А на следующий день она выходит, и понимаешь, что ничего бы страшного не случилось, земля бы под ногами не разверзлась, если бы эта статья была написана через день, через два или даже бы ее вообще не написали никогда.

Помню, один раз я была в качестве корреспондента «Интерфакс-Религия» на патриаршей литургии и во время Евхаристического канона вышла из храма на улицу диктоваться - как же, нужно же опередить конкурентов. Продиктовалась, а потом узнала, что новость все равно вышла только через час из-за какой-то технической неполадки. А с «конкурентами», кстати, всегда можно по-доброму договориться - сейчас, девушки, молимся на литургии, потом пьем чай, а после чая все диктуемся синхронно. Не нужно создавать атмосферу суеты там, где ее не должно быть.

- Но как же тогда вся оперативная журналистская работа?

- Журналистский трудоголизм часто бывает формой дезертирства из реальной жизни, бегства от реальных проблем и одновременно попыткой выдать себе индульгенцию за все будущие грехи.

На самом деле никакая журналистская карьера, никакие выдающиеся достижения не стоят того, чтобы ваша личная жизнь, ваша духовная жизнь превращалась в руины, а отношения в семье заставляли вспомнить советских времен анекдоты про соседей по коммуналкам. Поверьте, то, что вы - борец за правду, что пишете что-то доброе и светлое, не дает вам права становиться рабом кучи страстей и страстишек.

Работа, даже самоотверженная и на благо общества - это не оправдание для того, чтобы превращаться в существо нервное, злобное, задерганное, которому как батареи питания необходимы очередные сигареты и чашки кофе, не умеющее уже ни отдыхать, ни общаться с людьми вне работы. Это не самопожертвование ради благого дела, это какое-то манихейское «умерщвление плоти», которое к высотам духа не приводит, поверьте.

Православные СМИ как «рыцарский орден»

- Какой разговор о религии сегодня нужен государству? обществу? Церкви?

- Церкви, на мой взгляд, нужен православно-журналистский «рыцарский орден». То есть нужны люди, которые будут самоотверженно сражаться за Церковь в самых разных СМИ. И нужна кузница кадров, которая будет поставлять ордену новых и новых бойцов.

Пока что у нас перед глазами всего один пример удачного экспорта талантливого молодого журналиста в «большое СМИ» - Татьянинский приход воспитал в своем коллективе и проводил в «Известия» Александру Сопову. Это единичный случай, а он должен стать обычной практикой – своя Саша Сопова должна появляться в каждом СМИ каждый год.

Да здравствует методика клонирования Саши Соповой!

Наше православно-журналистское сообщество слишком много сил и средств расходует впустую. У меня складывается впечатление, что сотрудники СИНФО только сидят и думают: ну как бы нам еще ублажить журналиста Ν, чтобы он не писал о Церкви гадости, а писал хорошо? Может, ему премию какую-нибудь дать? Грамотой наградить, на фуршет пригласить, в пресс-тур какой-нибудь прокатить? А журналист Ν, не будучи человеком православным, грамоту и премию возьмет, на фуршет сходит, водки там выпьет, в пресс-тур съездит, а потом возьмет и снова разразится очередным антицерковным пасквилем. И не потому, что недостаточно православные его ублажали, а потому что борьба с Церковью – это его мировоззрение, его позиция, его принципы, отступление от которых он считал бы предательством.

- Что предлагаете?
- Вместо того, чем носиться с журналистами, не скрывающими своей неприязни к православию, гораздо эффективнее, на мой взгляд, было бы искать среди церковной молодежи новые и новые таланты и помогать им в полной мере раскрыться.

- К чему нужно стремиться православному СМИ?
- Если сравнить посещаемость даже самых популярных из православных ресурсов и светских ресурсов, которые не тематические, а обо всем, то цифры, конечно, покажутся скромными. Но, на мой взгляд, количественные показатели - не то главное, к чему православное СМИ должно стремиться.

Главная задача СМИ для какой-то конкретной социальной группы, в нашем случае, для православных - это быть в авангарде общественной мысли той группы, на которую ты ориентируешься. Задача редактора  почувствовать, предугадать, что будет волновать православных завтра, о чем они будут болеть, спорить. И предложить им это уже сегодня, задать тон, а не плестись в хвосте.

- Можете пояснить?

- Недавно Синодальный информационный отдел отказал в грифе «Одобрено» журналу «Благодатный огонь». Эту историю бурно обсуждали и в блогах, и в разных СМИ. Так вот, на мой взгляд, трагедия «Благогона» не в том, что он стал «оппозиционным» или «слишком ревнительским», а в том, что его редакция потеряла чувство реальности и из-за этого впала в озлобление. То, что с ними произошло - это не апостольское «не сообразуйтесь с веком сим», а то, что Льюис называл попытками хвататься за огнетушители во время наводнения.

Команда «Благодатного огня» постепенно загнала себя в вымышленный мир с ими самими придуманными ролями и законами: по их сценарию, тут должна была кипеть борьба отважных церковных охранителей с подлыми и коварными модернистами. А когда они сталкивались с действительностью и оказывалось, что на самом деле все совсем иначе, то это их очень злило и заставляло навешивать ярлыки и «модернистов», и «охранителей» на тех людей, на тех церковных деятелей, которые в реальной жизни отнюдь не так однозначны. Разумеется, упомянутые люди как-то реагировали, иногда возмущались, и тогда «Благодатный огонь» ликовал: «А, отец такой-то обиделся! Значит, правы мы были - он все-таки модернист и обновленец! Иначе с какой бы стати ему на нас обижаться?»

- Есть критерий правильности?
- Признаки здоровья и правильного пути православного издания - это когда вокруг него собираются, к нему тянутся люди, новые и интересные люди. Когда это СМИ становится центром их интеллектуальной и общественной жизни.

- А если конкретнее?

- Ну, например, вышел на экраны какой-то новый фильм, который все бурно обсуждают. И на одном православном ресурсе о нем развернулась живая, естественная, интересная дискуссия: кто-то находит в этом фильме христианские смыслы, кто-то считает фильм сатанизмом, а режиссера - шизофреником, кто-то высказывает какие-то еще мнения, не столь однозначные.

А другой православный ресурс вроде бы тоже об этом фильме отписался, потому что нельзя мимо пройти, но именно что отписался: из одного автора «вытянули» рецензию, из другого комментатора «вытянули» противоположное мнение, но все это так скучно, тускло, искусственно, на это никто не сошлется, не процитирует в соцсетях, не задумается об этом, не придет спорить. Эта разница всегда очень чувствуется. Правильное издание - оно горит, оно зажигает.

- А пожелание коллегам?
- Дорогим коллегам я бы пожелала так работать над каждым материалом, над каждым выпуском, как если бы он был последним в их жизни и в истории человечества. Мы не знаем, сколько нам отпущено и что будет завтра. Завтра может и не быть. Так что все нужно сказать сегодня.

Нет никакой гарантии, что завтра не начнутся гонения, и возможности «выйти в эфир» и что-то сказать городу и миру у нас уже не будет. Поэтому каждое выступление в СМИ нужно строить как «репортаж с петлей на шее». Так что стоит подумать: да, конечно, можно ухватиться за какую-нибудь тему из Яндекс-топа, и она принесет нам очень много ссылок и просмотров, но мы при этом не забыли напомнить читателю, что Христос вообще-то воскрес? А про жизнь вечную? А про спасение через обожение?

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 


Ольга ГУМАНОВА: статьи

Ольга ГУМАНОВА (род. 1974) - журналист, публицист, логопед, автор идеи и основательница проекта «Матроны.Ру»: Интервью | Статьи.

«МАТРОНЫ.РУ»: НЕ БЫТЬ СТЕРВОЙ!

Общество говорит: Стань стервой!
Кредо Матрон.ру - не быть стервой!

Почему «Матроны»?

Потому что это имя носит самая известная из российских святых - блаженная Матрона Московская. Святую Матрону можно назвать величайшим из народных миссионеров нашего времени - кому еще удается собирать те огромные толпы народа, которые выстраиваются ежедневно к раке с ее мощами в Покровском монастыре?

Конечно, можно свысока рассуждать о том, а приходят ли «матронопоклонницы» со своими просьбами и скорбями через Матрону ко Христу, или святая остается для них аналогом некоего языческого идола, но кому на самом деле дано проникнуть в глубины человеческого сердца?

Святая, обладавшая великой верой при жизни, и в наши дни приходящих к ней в первую очередь заражает верой, а не просто помогает найти новую работу или хорошего жениха.

Имя Матрона носили еще несколько святых жен - например, прославленная в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских святая блаженная Матрона Анемнясевская - не столь известная как Матрона Московская, но тоже удивительная святая. Попробуйте обратиться к ней в молитве и сразу почувствуете, какую сильную она оказывает поддержку.

Все знают, что матронами назывались знатные замужние женщины в Древнем Риме, госпожи в доме и почтенные матери семейств. Но в некоторых странах этим же словом называются еще и акушерки - не просто равнодушные медицинские работники, а опытные женщины, которые не один раз сами пережили роды и теперь с материнской заботой помогают другим женщинам подарить миру нового человека, а своему младенцу - любовь.

То есть, «Матроны» - это некий женский мир, объединенный взаимной поддержкой и совместной молитвой, мир, в котором тебя любят, понимают и принимают. Только вот нужна ли в Православной Церкви специально отгороженная «женская половина»?

Мужчинам в Церкви проще - уверовал, принял участие в Таинствах и с этого момента можешь смело считать себя православным. Можно даже продолжать носить те же джинсы, болеть за ту же футбольную команду и продолжать пользоваться той же моделью телефона с прежней мелодией звонка. Для женщины же это роскошь непозволительная - ходи она хоть уже не первый год на каждую литургию, обязательно найдется множество советчиков, которые объяснят ей доходчиво, что еще необходимо сделать, чтобы общественное мнение признало ее «воцерковленной».

В первую очередь, конечно, нужно в корне поменять гардероб. Брюки, толстовки с надписями и прочие неблагочестивые и «бесполые» предметы туалета должны быть безжалостно отсортированы и отданы через благотворительную службу погорельцам или бездомным.

Освободившиеся же площади в шкафах должны занять длинные юбки, целомудренные платья, скромные сарафаны, и, конечно, дюжины три самых разнообразных платков на все случаи жизни. Умение их приобрести - это отдельное искусство, которое можно постичь только в результате многочасовых бесед в притворе и в трапезной, а также в женских православных сообществах Рунета.

Разумеется, воцерковленная женщина никогда не купит даже длинную и скромную юбку на обычном вещевом рынке или там на распродаже в торговом центре - православные юбки водятся в особых местах, адреса которых даются только посвященным. Как вариант, особенную юбку можно сшить у портнихи - опять же, обязательно воцерковленной, из числа своих, или научиться шить себе одежду самой - безусловно, из правильной ткани, которая приобретается в правильных местах.

Еда в доме воцерковленной женщины тоже отныне не может быть простой - она должна строго соответствовать церковному календарю и представлениям о том, какие яства сегодня в православной моде. Постную еду нужно готовить с особым тщанием. Одно время безусловным хитом всех престольных праздников, приходящихся на пост, была запеченная в духовке рыба. Потом ей на смену пришли фаршированные кальмары, и только самые отсталые из матушек, не читающие модных журналов и не участвующие в православных форумах, были не в курсе, что теперь на трапезе полагаются дары моря, а рыба, пусть даже и с кабачками - моветон и позавчерашний день.

Дети - о, к детям православной женщины приходская общественность предъявляет, пожалуй, еще больше требований, чем к ней самой. Во-первых, их должно быть много. Во-вторых, никто из них не должен быть зачат в пост - «постненького» ребеночка заботливые приходские кумушки обязательно вычислят с помощью им одним ведомой формулы, и тогда держись, мама - в праве считаться «по-настоящему» воцерковленной тебе будет отказано уже навсегда.
Если же ребенок, не приведи Господи, заболеет, то причиной его страданий, вне всякого сомнения, будет признано «постное зачатие» и греховная жизнь его родителей в целом. Болеет ребенок - значит, мало молишься, добавь-ка к правилу еще два акафиста и три кафизмы.

И, само собой разумеется, поведение православного ребенка должно быть безупречно православным. Православный ребенок все богослужение стоит как свечка. Он не хвастается перед другими детьми новой игрушкой, не дразнится, показывая товарищу язык, не бегает по церковному двору и не тянет за ухо кошку. И, конечно, не играет в компьютерные игры и не смотрит диснеевские мультфильмы - в православном доме такого просто не должно быть.

Но меньше всего повезло тем, кого Господь привел в Церковь в незамужнем состоянии. В таком случае, с одной стороны, заботливые матушки постоянно будут капать вам на мозги, что время-то идет, и пора бы уже, и нехорошо-то быть одной. А, с другой стороны, те же самые матушки бдительно и зорко будут следить, чтобы вы, не дай-то Бог, в процессе поиска супруга не совершили что-нибудь греховное. Не сходили, например, на футбольный матч, в пивной бар, не говоря уже о клубе с танцами.

Время от времени тетушки будут предпринимать решительные попытки познакомить вас с «одним замечательным верующим молодым человеком», то есть местным приходским блаженным или забитым маменькиным сынком одной из них. Если же вы и сосватанный молодой человек не сразу сбежите, а будете какое-то время хотя бы из вежливости общаться, тетушки будут уже готовы справить свадьбу и тщательно продумают все ее детали от шпилек, на которых будет держаться фата невесты, до мелодии, на которую будет исполнено «Исайя, ликуй!»

Впрочем, желание привести самое себя и своих ближних к некоему идеалу - это не общая черта всех православных, но практически общая черта всех женщин. Разница лишь в том, что для кого-то идеалом является головокружительная карьера, дающая возможность носить брендовые вещи и вращаться в «высших» кругах, а для кого-то - юбка правильной длины и три ежедневных акафиста. Кстати, вполне возможно, что к первому и ко второму идеалу будет стремиться одна и та же женщина на разных этапах ее жизни.

Женские церковные темы неисчерпаемы - на них можно издать сотни брошюр, и каждая из них станет бестселлером. Можно залить гигабайты информации на все случаи жизни в женские форумы и даже неплохо заработать, создавая и рекламируя «православную» женскую одежду. Пожалуй, в перенасыщенном информацией женском православном пространстве в наши дни не прозвучал только один ответ на вопрос: «Это не важно».

Однажды мне удалось попасть к известному духовнику, которого многие почитают за старца. Мне нужно было взять интервью для одного женского православного издания. На десять из пятнадцати вопросов, заданных его читательницами, старец ответил: «Это не важно». Впрочем, это и был самый главный ответ, не только прозвучавший из уст подвижника, но данный в Евангелии Господом многозаботливой Марфе.

Пожалуй, «не думать о белом платочке» - это задача посложнее, чем «не думать о белой обезьяне». Но мы на «Матронах» очень постараемся.

Теперь встречаемся здесь:

МАТРОНЫ.РУ - консервативный журнал .

Матроны - сообщество в сети Facebook .

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ