О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич ( род. 1950)

О Человеке   |   Интервью
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич

Александр Иоильевич ОГОРОДНИКОВ (род. 1950) -  богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта «Остров надежды»: Видео | О Человеке | Интервью.

Александр Иоильевич  Огородников  родился в Татарии в г. Чистополе. В 1967 году окончил среднюю школу в Чистополе. В 1967-1970 годах работал токарем на Чистопольском часовом заводе. Был комсомольским активистом, возглавлял городскую Боевую комсомольскую дружину (БКД), помогавшую милиции в борьбе с преступностью. О работе Чистопольского БКД писала газета "Комсомольская правда".

В 1970 году поступил на философский факультет Уральского Государственного университета в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). В этот период Огородников разочаровывается в коммунистической идее и приходит к христианству. В 1971 году за откровенные разговоры об этом его исключают из комсомола и университета с формулировкой "за образ мышления, несовместимый со званием комсомольца и студента". По мнению Огородникова, немаловажную роль в его исключении сыграл Геннадий Бурбулис, будущий государственный секретарь Российской Федерации, в ту пору один из руководителей комитета комсомола университета.



В Чистополе в доме Огородникова был проведен обыск, по материалам которого против него было возбуждено дело по обвинению в клевете на советский общественный строй, правда вскоре оно было закрыто. Огородников уезжает в Москву и, скрыв факт своего исключения из Уральского университета, поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), получает именную стипендию. В 1973 году его исключают с третьего курса ВГИКа - формально за "академическую неуспеваемость", а фактически, по требованию КГБ - за попытку снять фильм о религиозных исканиях молодежи. В это время Огородников сближается с хиппи, ездит по стране автостопом.

После исключения из ВГИКа Огородников работает грузчиком и сторожем, в 1973 году принимает православное крещение.

В октябре 1974 года Огородников организовал Христианский семинар по проблемам духовного возрождения России, в котором принимали участие люди из многих городов. С группой единомышленников (Владимир Пореш и другие) начал выпускать самиздатский журнал "Община", выходивший до 1978 года.

В 1976-1977 годах подписывает несколько писем в защиту церкви и верующих. 13 апреля 1977 года "Литературная газета" публикует направленную против Огородникова статью "Свобода религии и клеветники". В 1978 году Огородников отказывается от предложения властей эмигрировать из СССР.

23 ноября 1978 по обвинению в тунеядстве Огородников был арестован, а 10 января 1979 года был приговорен к году исправительно-трудовых работ и отправлен в Исправительно трудовую колонию (ИТК) N 7 в Комсомольске-на Амуре.

В 1979 году был этапирован из ИТК-7 в Ленинград (свидетелем по делу активиста Христианского Комитета Пореша) и там, в тюрьме, в день предполагаемого освобождения был вновь задержан в связи с делом о распространении журнала "Община" и был приговорен опять к 7 годам лагеря и 5 годам ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде. Всего по делу, связанному с Христианским семинаром, было арестовано 7 человек, остальные пятеро были заключены в психиатрические больницы.

В 1979-1985 годах отбывал наказание в пермской политзоне "Пермь-6". В 1985 году, незадолго до освобождения, был осужден еще на три года лагерей по новой "андроповской" статье 180 УК РСФСР по обвинению в оказании сопротивления лагерной администрации, а фактически - за голодовки - в защиту прав политзаключенных и с требованием для себя Библии. Кроме того, против него дополнительно было возбуждено дело по обвинению в религиозной пропаганде и антисоветской агитации в лагере. За время заключения голодал в общей сложности два года.

Освобожден по указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1987 года вместе с известным психиатром-диссидентом Анатолием Корягиным. Освобождение произошло в рамках горбачевской амнистии политзаключенных, но сыграла свою роль и широкая кампания в его защиту, в которой принимали участие Андрей Сахаров и Маргарет Тэтчер.

Летом 1987 года Огородников начинает выпускать самиздатский "Бюллетень Христианской общественности" (БХО), издававшийся на трех языках. В августе 1989 года организовал на базе БХО Христианско-Демократический союз (ХДС) России и в сентябре 1987 года на II конференции ХДС России стал его Председателем.

В сентябре 1992 года вступил вместе со своей партией в блок "Новая Россия", созданный в начале 1992 года социал-демократами, социал-либералами, Крестьянской и Народной партиями.

В 1987-1993 годах Огородников продолжал заниматься религиозными и правозащитными проблемами, среди которых: освобождение узников совести, эмиграция в США 20 тысяч пятидесятников, возвращение храмов церкви.

После прекращения в 1990 году издания "Бюллетеня Христианской общественности" стал редактором газеты "Вестник христианской демократии".

В 1989 - 1992 годах выступал в парламентах Великобритании, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Мальты, США, Франции, Гватемалы, Италии, Каталонии и на ряде международных конгрессов с докладами о положении в СССР. Является лиценциатом парижского Православного богословского института имени преподобного Сергия Радонежского. Член Международного общества прав человека (МОПЧ).


О Человеке: Ксения Кириллова о Александре Огородникове

Александр Иоильевич ОГОРОДНИКОВ (род. 1950) -  богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта «Остров надежды»: Видео | О Человеке | Интервью.

АЛЕКСАНДР ОГОРОДНИКОВ О ТИХОМ МУЖЕСТВЕ ВЕРЫ

Слежка, вызовы в КГБ, псевдонимы, шифрованная запись телефонных номеров, обыски - все это было его жизнью, увлекало и вдохновляло. Однажды - фантастическая дерзость - он даже нокаутировал агента КГБ, следившего за ним. Это переполнило чашу терпения сотрудников КГБ, и в ответ на отказ от предложения «эмигрировать по-хорошему» последовало почти девять лет лагерей.

О поисках Христа в безбожном мире, исповедниках ХХ века и настоящих чудесах - известный диссидент Александр Огородников.

- С приходом большевиков было уничтожено всё, на чём стояла Россия: крестьянство с его трудолюбием, интеллигенция. В таких условиях выжить могло только тихое мужество веры… Всё, о чём говорится в Евангелии, подтвердилось в 20-м веке, а именно - Церковь создаётся на крови мучеников. И Русская Православная Церковь за 30 лет двадцатого века дала больше мучеников, чем все остальные Церкви за две тысячи лет существования христианства…

О мучениках нового времени

Эти слова Александра Огородникова о христианских мучениках - не азбучная истина, не пересказ новейшей истории Церкви. Для него это - почти его собственная история, пережитая на собственной крови. То, что выпало на долю этого известного церковного диссидента, можно назвать если не мученичеством, то уж точно исповедничеством.

Слежка, вызовы в КГБ, псевдонимы, шифрованная запись телефонных номеров, обыски - все это было его жизнью, увлекало и вдохновляло. Ему приходилось уходить от «хвоста», прыгать с третьего этажа. Однажды - фантастическая дерзость  он даже нокаутировал агента КГБ, следившего за ним. Это переполнило чашу терпения сотрудников КГБ, и в ответ на отказ от предложения «эмигрировать по-хорошему» последовало почти девять лет лагерей, в течение которых срок заключения постоянно продлевался.

О том, как страдали за Христа в 20-м веке и о собственном религиозном опыте брат знаменитого героя книги «Несвятые святые» иеромонаха Рафаила (Огородникова) рассказывал 19 апреля на встрече с православными екатеринбуржцами.

- Особенностью мученичества 20-го века стало то, что христиан судили как врагов советской власти. Палачи пытались лишить их возможности даже называть себя мучениками за Христа. Их обвиняли в шпионаже, в контрреволюционной деятельности, то есть в чём угодно, не давая даже открыто пострадать за свои христианские убеждения. Это было ещё страшней, чем в первые века христианства, - убеждён он.  Большевики очень точно назвали себя не просто атеистами, а безбожниками. То, что они творили, нельзя назвать просто атеизмом. Фактически это была чёрная месса.

Сам Александр Огородников большую часть срока отбывал в пермской политзоне «Пермь-36» (село Кучино Пермской области). Он вспоминает разговор с одним из надзирателей зоны, старым чекистом, ещё совсем молодым мальчишкой пришедшим служить в органы НКВД.

- Он разбудил меня словами: «они приходят ночью!». Оказывается, он вместе с другими чекистами запряг священников в телегу, как лошадей, и погнали их на болото. Там, на болотах, каждого из них спрашивали: «Есть Бог». «Да, есть», - отвечали батюшки, и за каждым таким ответом следовал выстрел в голову. Палачи старались сделать так, чтобы мозги жертвы обрызгивали стоящего сзади.

Сам молоденький НКВДшник не принимал участие в расстреле, он лишь стоял в оцеплении, и видел оттуда, как один из палачей долго не мог попасть в священника, хотя стрелял в упор. Попал он в него лишь после того, как батюшка его благословил… А теперь эти видения приходят к нему ночами, - рассказывает Огородников. - Я посоветовал ему исповедоваться священнику, сказав, что не могу снять его греха, но могу лишь засвидетельствовать на Страшном Суде, что вы каялись мне в этом.

Не будучи священником, Александр невольно принимал в лагере «исповеди» - душу ему старались излить не только охранники, но и поражённые примером его живой веры матёрые убийцы. Сам же он оценивает свой опыт просто:

- Мы должны научиться узнавать Любовь Божью не только в Его милости, но и в Его безжалостном обличении. После отмены обязательного Причастия в армии причащалось лишь 10% солдат. Один прапорщик устроил туалет прямо в алтаре, и никто не мешал ему в этом. Разве не заслужили мы после этого Божьего наказания?

Путь к вере

Сам Александр Огородников был родом из обычной по тем временам советской семьи. Его дед по отцу, левый эсер, был убит белочехами, что, по сути, спасло его сына: эсеры были обречены, и, если бы не героическая в советском восприятии смерть от рук «классовых врагов», его ждала бы неминуемая расправа со стороны вчерашних союзников, а семья попала бы в лагеря. Деду по матери тоже своеобразно повезло: один из сотрудников НКВД в прямом смысле слова совершил подвиг, придя к нему ночью домой и предупредив о скором аресте. Дед скрылся в леса, а 13-летняя будущая мать диссидента тайком носила ему из деревни еду.

Сам Александр был признанным комсомольским лидером.

- С помощью нескольких достаточно жёстких драк мы, создав боевую комсомольскую дружину, очистили наш городок от бандитов. Для советского времени мы были героями, но сами в глубине души понимали, что лишь загнали проблему вглубь, но не решили её, - вспоминает он.

Именно тогда Александру стало казаться, что марксистские идеи, хоть и абсолютно верны сами по себе, искажаются на местах. За подобные сомнения он был исключён из университета и приехал в Свердловск, где в 70-м году поступил на философский факультет Уральского государственного университета. Здесь он создал очередной свободомыслящий кружок, за что был отчислен после двух лет учёбы и отправлен в негласную ссылку. От более серьёзных неприятностей Сашу спасла героическая комсомольская юность и не менее героическая смерть деда.

Сбежав из «ссылки» в Москву, он умудрился поступить во ВГИК и даже был замечен Тарковским, который пригласил талантливого молодого человека работать с ним. И вот здесь, на пике своей карьеры, Александр Огородников окончательно разочаровался в марксизме. Потеряв привычный моральный ориентир, он, по его собственному признанию, вёл весьма беспорядочный образ жизни, хипповал, но всё равно не мог заполнить внутреннюю пустоту. А потом ему в руки попало Евангелие…

- Когда я впервые начал его читать, у меня в сердце появилось странное чувство, что это правда, которую я пока не могу осознать, - вспоминает Александр.

Следующим шагом был просмотр в Белых Столбах запрещённого к показу в Союзе фильма на основе Евангелия от Матфея. Правда, картина изобиловала социалистической тематикой, поскольку режиссёр отличался левыми убеждениями, но само обращение к живой личности Христа совершенно перевернуло восприятие молодого режиссёра.

- По сути, в тот момент я стал стихийным протестантом. Мне важно было понять, что значит быть христианином. Желая понять это, мы организовали христианский семинар и большой съезд в Прибалтике «Люди Иисуса». Правда, часть людей тогда арестовали, но часть материалов нам удалось спасти. И всё же меня не оставляло чувство, что всё, что мы делаем, очень поверхностно, - делится Александр. - Однако в Церковь меня словно что-то не пускало. Я не мог заставить себя даже перекреститься.

В процессе религиозных исканий Огородников приехал в Псково-Печёрский монастырь. Опоздав на вечернюю службу, он улёгся ждать утра под кустом, когда вдруг увидел женскую фигуру в длинном белом платье, плывущую по воздуху прямо к нему.

- Упав от ужаса на колени, я впервые в жизни начал креститься, и она сразу же остановилась. Когда я перекрестил фигуру, она исчезла. Я впервые увидел силу крестного знамения, - вспоминает Александр. - Моя первая исповедь длилась всю ночь, но для меня она прошла буквально молниеносно. Выходя из кельи, я чувствовал себя так, словно потерял земное притяжение.

Миссионерство

Свой следующий семинар православный христианин Александр Огородников организовал уже с благословения своего духовника, отца Иоанна (Крестьянкина).

- По сути, это были церковные общины. Они разрастались так быстро, что мы всерьёз мечтали и говорили о духовном возрождении СССР. Его создание и стало для нас ответом на вопрос: что значит быть христианином в Церкви, - рассказывает Огородников.

Участники семинара занимались миссионерской деятельностью, самиздатом выпускали религиозную литературу, которая потом активно транслировалась по «вражеским» «голосам». Огромную поддержку миссионеры нашли в Почаевской Лавре.

- Эти монахи жили на Западной Украине, где, с одной стороны, был постоянный вызов со стороны униатов, а с другой - продолжался прессинг со стороны советской власти. Бывало, что десантники высаживались с вертолётов и избивали монахов. Словом, люди, пережившие это, очень хорошо нас понимали. Они помогали нам материально, а мы, в свою очередь, организовали Комитет защиты Лавры, - вспоминает Александр.

Огородников подчёркивает: стать верующим в советское время означало сделать экзистенциальный выбор. Таких людей выгоняли из институтов, увольняли с работы, исключали из партии, вычёркивали из очереди на квартиру и т. д. Устроиться они могли лишь дворниками и сторожами.

Тем не менее движение росло. Новообращённые христиане создали свой детский сад и подумывали о создании школы. Они не мечтали сбежать на Запад, не боролись за соблюдение советской Конституции. Они просто созидали, на деле преображая реальность вокруг себя. Конечно, такую бурную активность не могло не заметить КГБ.

Поначалу Александру везло. Господь в прямом смысле слова хранил его, когда тот проходил под пристальным взглядом нескольких наружных наблюдателей - и уходил незамеченным! Александр вспоминает, что, когда надевал куртку, которую ранее прикладывал к святым мощам, «наружка» вопреки очевидности не видела его в упор. Однако чудо не могло длиться вечно.

К моменту первого вызова в органы Александр Огородников был уже известным диссидентом, и потому с ним решили обойтись «мягко» - предложили «добровольно» уехать из Союза.

- Это моя страна, почему я должен её покидать? - ответил тот. - Вы здесь оккупанты, вы и уезжайте отсюда.

В ответ чекисты пообещали, что сгноят непокорного верующего в тюрьме.

- Тогда я понял, что если говорил высокие слова о возрождении России, за каждое слово нужно отвечать. Я поставил для себя высокую планку, и её нужно было подтверждать делами и хотя бы малыми жертвами.

10 января 1979 года Александр был приговорен к году исправительно-трудовых работ и отправлен в Исправительно-трудовую колонию № 7 в Комсомольске-на Амуре. В 1979 году был этапирован из ИТК-7 в Ленинград и там, в тюрьме, в день предполагаемого освобождения был вновь задержан в связи с делом о распространении журнала «Община» и приговорен опять к 7 годам лагеря и 5 годам ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде.

Исповедничество

- Когда я вошёл в камеру, заключённые, увидев мой дорогой пиджак, сразу захотели меня раздеть. Я же сказал им: «Мир вам, братья», - вспоминает Александр свой первый день в тюрьме.

К религиозности Огородникова сокамерники отнеслись с сомнением, и сразу же потребовали чуда, притом вполне определённого: сигарет, которых им так не хватало в неволе.

- Не знаю, откуда во мне взялась дерзость, но я прочёл им целую проповедь о том, что их, отверженных всем миром, всё равно любит Бог, и хоть курение - грех, Он даст им покурить ради Своей любви. В камере, казалось, от самих стен источался запах цинизма, крови, мочи. В этом аду мы молились стоя, и я вдруг почувствовал, как меняется атмосфера вокруг. К концу молитвы в камере стояла благоговейная тишина. А затем открылось окно, и к нам влетело два блока сигарет: ровно 40 штук, по одной на каждого. Тогда я понял, как должен вести себя в тюрьме, — вспоминает бывший узник совести.

Это было не первое чудо, происшедшее с ним в неволе.

- На каждую Пасху меня сажали в карцер. Это стены, голод, холод, нары, которые представляют собой просто кусок железа. Камера там размером с три шага, но иногда и её заливали нечистотами, и я поневоле становился столпником. Однажды я обличил начальника тюрьмы, сказав, что, сажая меня в карцер именно на Пасху, то есть за веру, он тем самым оскорбляет Христа. Уже после Пасхи я узнал, что ему стало плохо, и он скоропостижно умер. Я не хотел ничего подобного, но Бог действительно поругаем не бывает, - рассказывает Александр.

Тем временем КГБ требовало от верующего раскаяния, желая предъявить сломанного человека как результат своей зримой победы в идеологической борьбе. Ему показывали фото жены с сыном в Крыму и сулили отпустить сразу же после выполнения их требований. Александр отказался. Тогда его бросили в камеру смертников в Твери, но вновь вышла незадача - Огородников и здесь сумел буквально преобразить вчерашних убийц и рецидивистов и помогал им достойно встретить смерть.

- Словно сам Господь будил меня ночью, чтобы я молился за тех, кого обратил, когда их вели на смерть. Я чувствовал свою ответственность за них и понимал, что своей молитвой должен провожать их до гробовой доски, - вспоминает он.

Конечно, в тюрьме бывало всякое. Один раз Огородникова зверски пытали, пытаясь снять крест. Палачам удалось вырвать крест изо рта жертвы, лишь когда он потерял сознание - но заключённые тут же сплели ему новый. А вот охраннику, пытавшему Александра, вновь «не повезло»: уже через два дня его за что-то арестовали, и целый день в камере его медленно убивали зэки…

Александру трижды продлевали срок заключения. Жена не выдержала и развелась с ним, и, казалось, ничего не предвещало освобождения. И вдруг по указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1987 года вместе с известным психиатром-диссидентом Анатолием Корягиным Александр Огородников был освобождён. Сидя в лагере, он даже не знал, какая мощная кампания за его защиту была развёрнута в мире. Не знал он и того, что американский президент Рональд Рейган лично передал Михаилу Горбачёву список из 12-ти человек, которых необходимо выпустить на свободу. Среди них был и Огородников. День освобождения новый российский исповедник запомнил как самый счастливый в своей жизни.

Об отце Рафаиле

Жизни и смерти брата Александра иеромонаха Рафаила (Огородникова) в бестселлере архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» посвящено несколько глав. Одна из них касается его смерти - отец Рафаил разбился на машине. Однако Александр до сих пор считает, что его брата убили.

- В нём была особая, голубиная простота. Это и притягивало к нему людей. Одна девушка шла топиться, но, встретив отца Рафаила, разговорилась с ним и передумала. Его дом всегда был полон людьми. Конечно, это не нравилось КГБ. Вряд ли отец Рафаил мог разбиться сам - он был прекрасным водителем. Да и местные жители, когда мы пытались узнать у них обстоятельства трагедии, избегали разговоров с нами, - рассуждает Александр.

Как бы то ни было, все, кто знал отца Рафаила при жизни, свидетельствуют - они до сих пор чувствуют его помощь и силу его молитв. А обычные церковные свечи, поставленные на могилу иеромонаха, не гасли целых семь часов.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 


Александр Иоильевич ОГОРОДНИКОВ: интервью

Александр Иоильевич ОГОРОДНИКОВ (род. 1950) -  богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта «Остров надежды»: Видео | О Человеке | Интервью.

«Для многих осознание лжи марксизма, коммунизма и советской пропаганды было личной трагедией»

- Александр Иоильевич, видите ли Вы в современной журналистике примеры солидарности? Есть ли они сейчас? На каких основаниях можно обретать эту солидарность в  журналистике?

- Нет, не вижу. Может быть, они есть, но мне неизвестны. Возможно, есть в светской журналистике, когда ополчаются против кого-то, т.е. негативный пример солидарности. К примеру, помните, когда Киркоров оскорбил одну журналистку, ему объявили бойкот. Но позитивной солидарности я не вижу.

Мне кажется, что солидарность возникает тогда, когда есть большое серьезное общее дело, и оно подвергается риску. Тогда становится необходимой поддержка друг друга, и возникает солидарность.

- Вероятно, примеров такой солидарности было много в советское время?
- Да, они были. В советское время тоже было много проблем, но это была абсолютно иная эпоха. Например, в самиздате мысль о гонорарах тогда просто в голову никому не могла прийти. Все понимали, что гонорар может один быть - изгнание из университета, в лучшем случае, в худшем - заключение. И люди шли на это, а окружающие это понимали. Была ценность слова, слово было поступком и понятна была ответственность человека, произносящего, исповедующего слово правды. Когда он шел на это  была среда, в которой он ощущал поддержку. И люди платили ему благодарностью за то, что он берет на себя определенное жертвенное служение.

- А что заставляло сопротивляться советскому режиму? Что давало силы идти на это?
- Когда у нас в журнале «Община» были выборы главного редактора, то это просто были выборы того, кто будет сидеть. Но нами двигала жажда правды, жажда истины. Для многих осознание лжи марксизма, коммунизма и советской пропаганды было просто личной трагедией. Я знаю людей, которые были даже на грани самоубийства.

Журналистика стала для нас исповеданием веры. Мы, сами того не ведая, создали православную журналистику. Ведь до нас ничего не было! Был XIX в., но потом была пропасть, мученики, молчание. Мы комсомольцы, неофиты, которые чудом пришли в церковь. Мы не могли не писать: поколения перед нами тихо сошли в могилу. И мы осознали, что через нас звучит их задавленный крик, вопль о правде, об истине, об их страдании.

Перед нами стояла проблема, - что такое быть православным? Ведь не было живого предания. Оно было глубоко в подполье, сокрыто от нас. У нас была опасность - оказаться одной из небольших московских групп, которые замыкаются у себя на кухне, боятся КГБ, и это все вырождается чуть ли не в секту. Нам важно было понять, что такое быть православным. Нам нужно было найти человека, умудренного духовным опытом, который мог бы помочь нам обрести понимание веры. Не было книг, священники были запуганы - их могли снять с прихода, лишить регистрации и т.д., боялись молодежи, потому что знали, что с молодежью приходит КГБ.

Несмотря на КГБ, мы были принципиально открыты миру. Когда люди собирались на наши семинары, они словно попадали в иной мир. Эта атмосфера возникала сама, мы ее искусственно не создавали.

Затем наши документы стали читать по «Голосам…». У нас не было цели звучать, просто получилось так, что мы не могли молчать. Когда нас особенно стали бить, мы выпустили ряд документов, и люди, которые это слышали, сказали: «Это так резко отличалось от обычной диссидентской, протестной декламации». Это был совершенно иной дух. Одна женщина сказала: «Льва мы видим по когтям».

- Скажите, а что это был за семинар и долго ли он существовал?
- Официальной датой начала его работы считается сентябрь 1974 г. Но он был и до этого, просто к сентябрю 1974 г. он структурировался и получил название «Христианский Семинар по проблемам Религиозного Возрождения». Чтобы его уничтожить, в 1978 г. после гонений, запугиваний и отказа эмигрировать меня арестовал КГБ. Они использовали систему заложников: последовательно было арестовано 13 активных участников Семинара. Когда арестовали основных членов семинара, он перешел в более скрытую форму, став законспирированным общением ряда друзей. Когда я вернулся, мы хотели его возобновить, но не только изменилась уже эпоха, нет, было слишком много тех, кто не желал этого в православной среде. Были колоссальные интриги внутри, чтобы нас расколоть.

За полгода до ареста я ушел от о. Димитрия Дудко. Я был его духовным чадом, был с ним очень близок, но за полгода я ушел от него официально. Он был арестован, была сильная кампания в его защиту. Он покаялся перед советской властью - не просто написал письмо, его показали по телевидению, где он каялся и говорил, что занимался антисоветской агитацией и пропагандой, что им руководили враждебные центры и т.д. Для меня это не было неожиданностью, но для ряда людей это был колоссальный слом, были даже попытки самоубийства среди его духовных чад. Мы-то были мальчишки ничего не видевшие, а он уже прошел 8 лет сталинских лагерей. В итоге мы выдержали, а он сломался тут же, хотя у него были совершенно иные, хорошие условия содержания. Этот опыт беспрецедентен, не потому что мы были какие-то особенные. Нет, мы были и есть обычные люди, просто рационально многое объяснить невозможно.

За мной был очень плотный контроль, в КГБ знали, что я - лидер, активный человек, все связи сходились на меня. Люди ехали к нам с разных сторон, о нас шла молва. Мы своим видом показывали, что мы уже не советские, это была молодежная православная субкультура. Я носил длинную шинель, длинные волосы и т.д. Были случаи, когда я уходил от них и не мог понять как. Это было такое ежедневное чудо. Так было постоянно, мы этого не просили, но вот - совершалось. И мы сами поражались - как, почему это происходит, кто мы такие, мы не достойны всего этого! Это было ощущение связи с живым Богом.

- В конце 80-х - начале 90-х мы все пережили массовую волну призыва к покаянию, а потом это все как-то сошло на нет…
- Я в это время, обращаясь к нашей иерархии, писал о покаянии и говорил, что мы вступаем в уникальный, беспрецедентный период истории, что мы можем изменить судьбу России, но для этого нужно пройти покаяние, очиститься. Я сказал, что это уникальная возможность, если мы сейчас ее упустим, то мы упустим историю, не сможем ее изменить. И иерархия должна дать образ этого покаяния, она должна покаяться, ведь мы же знаем, что было сотрудничество с атеистическими властями. И только один архиепископ Виленский и Литовский Хризостом (ныне - митрополит) об этом написал и покаялся. Остальные же этот призыв проигнорировали.

- А чем для Вас стало время перестройки?
- Я пытался что-то сделать, создал Христианско-Демократический Союз России, издавал газету, мы занимались активной общественной деятельностью. У нас была фракция в московском парламенте, я участвовал в выборах.

Я пытался делать все, чтобы претворить в жизнь именно христианские ценности. Я этому посвятил жизнь. Это была политика, благотворительность, публицистика, просто общественная деятельность и т.д. Все, что было в моих силах, я пытался использовать, например, столовую создал, где мы спасли миллион семьсот двадцать тысяч человек. СССР распадается, огромные толпы кинулись в Москву - из Карабаха, Абхазии, Ферганы. Москва вообще не была готова, люди попадали сюда избитые, в рваной одежде, еле вырвавшись из пекла, и они никому не были нужны. Единственное место, где их принимали, была наша столовая — мы их кормили, давали одежду, пытались как-то утешить. Помещение потом отняли, но за 7 лет мы спасли от голода, накормили, вернули надежду.

Потом был открыт негосударственный христианский детский центр «Остров надежды». Сейчас там пятьдесят четыре человека. Власть постоянно пытается его закрыть, она просто не терпит независимых людей, не может допустить, что есть люди, живущие иначе, чем они.

- В этом году мы вспоминаем 70 лет начала массовых репрессий 1937 г. Но подлинного осмысления и памяти нет. Ответственности на себя никто не взял. Что делать?
- Это очень важно, Вы правы. Одно дело говорить - новомученики, они расстреляны, мы их почитаем, канонизируем. Кровь новомучеников, обильно пролитая, для меня это, образно говоря, крещальная купель новой христианской России. Но есть же еще живые исповедники, и о них молчат.

Меня поражало поведение лидеров КПСС, стремительно перекрасившихся во время перестройки в демократов. Люди, которые достигли больших командных высот в КПСС, которые были крупными партийными функционерами, критиковали КПСС так жестко, что у меня было ощущение, что люди жили просто на Марсе все время, прилетели, увидели КПСС и нам рассказывают, как это ужасно. Меня этот цинизм просто поражал. В духовной жизни ничего просто так не происходит. Эта болезнь разлагает общество, не может быть новой жизни, потому что мы не принесли покаяния и не воскресли для новой жизни.

- В этом году наш Институт начинает свой 20-ый учебный год. Что бы Вы могли пожелать нашему Институту в преддверии этой даты?
- К своему стыду, я, несмотря на то, что общаюсь с вашим братством, не так много знаю о вашем Институте. Это моя ошибка. Сейчас вы на православном поле остались, по-моему, единственные, кто поднимает актуальные, важные темы. Все боятся этих тем, да и говорить о них некому. Вы являетесь для православной совести этаким бревном, которое падает в болото, вызывая кваканье лягушек, переполох. Это нужно обязательно продолжать. Ставить эти острые проблемы и на примере вашего братства предлагать решения. Я желаю Институту только успеха и процветания, развития, и укрепления своего положения.

Источник: КИЕВСКАЯ РУСЬ  Для тех, кто хочет верить разумно. 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ