ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна ( род. 1979) Ксения Валерьевна ЛУЧЕНКО родилась в 1979 году в Москве. В 1996 году окончила гуманитарно-лингвистическую гимназию № 1541 (французский и английский языки). В 2001 году получила диплом факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, параллельно окончила 3 курса факультета иностранных языков (французский и немецкий). С 1999 года - внештатный автор различных СМИ. В 2002 - 2009 гг – сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви, обозреватель газеты «Церковный вестник». Входила в редакторскую группу нескольких интернет-проектов («Соборность», «Орто-медиа.ру», «Церковный вестник», «Пасха.ру»). В 2004 – 2007 гг. - пресс-секретарь ряда церковно-общественных форумов (I и II фестивали православных СМИ «Вера и слово», выставка-форум «Православная Русь», международные богословские конференции «Эсхатологическое учение Церкви» и «Православное учение о церковных таинствах»). Автор-составитель справочника «Православный Интернет» (первое издание – 2004 год, второе издание – 2006 год). Лауреат конкурса «Православная инициатива» 2005 года. В 2006 – 2009 -редактор телепередачи «Русский взгляд» («3 канал»). В 2009-2011 гг. шеф-редактор документальных фильмов Александра Архангельского "Отдел" и "Жара". Кандидат филологических наук. Замужем, двое сыновей.
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ
Ксения Валерьевна ЛУЧЕНКО: интервьюКсения Валерьевна ЛУЧЕНКО (род 1979) – журналист, кандидат филологических наук: .
О ЖИЗНИ МАТУШЕК БЕЗ ШТАМПОВ
Как писалась книга «Матушки: жены священников о жизни и о себе», является ли она рецептом, как стать матушкой и есть ли в ней истории про любовь, рассказывает ее автор – известный православный журналист Ксения Лученко.
– Ксения, вы журналист, встречаетесь с интересными людьми, например с такими, как героини вашей книги. Вам самой не хочется написать мемуары?
– Мне пока еще рано писать мемуары. Для меня гораздо важнее дать высказаться людям, которые сами возможно никогда не возьмутся за свои воспоминания. Жизнь многих так называемых «простых людей» может быть гораздо интереснее и нужнее для читателей, чем некоторых из тех «замечательных», о ком пишут в ЖЗЛ. Я в этом смысле летописец, хожу и записываю за людьми.
– Что в работе вам запомнилось больше всего?
– Книга писалась долго, с перерывами. Прошло несколько лет, прежде чем она приобрела законченный вид. Поэтому трудно вспомнить какие-то яркие случаи в работе над ней. С кем-то из героинь я уже была знакома, а с кем то познакомилась за время написания книги. Например, с Ольгой Васильевной Ганабой, с Натальей Михайловной Бреевой. Само по себе знакомство с такими людьми запоминается.
– Как Вы определяете стиль, в каком стиле написана книга?
– Несмотря на то, что в книге рассказывается и о молодых матушках, это документально-журналистская работа, в которой показан срез нашего времени. Там много устных историй, прямой речи. Важно не только рассказать о прошлом, но и зафиксировать для последующего осмысления то, что происходит в жизни православных семей сейчас.
Для меня в книге дороги исторические части. Например, где матушка Анастасия Сорокина рассказывает о своем детстве в Печорах, или матушка Наталья Бреева рассказывает о своей семье, о том как они жили в XX веке в России, пережили раскулачивание, блокаду Ленинграда... Я хотела этим показать читателю, как люди бережно относятся к истории своей семьи – как к части истории своей страны и Церкви.
– А «про любовь» в книге есть истории?
– Книга женская, но не настолько, как кому-то, может быть, хочется. Это история повседневной жизни целой социальной группы или, может быть, круга людей, скорее в жанре «жизни замечательных людей». Я старалась сделать ее полегче, чтобы широкой публике было интересно, «про любовь» там тоже есть, про встречи, про то, как делают предложение выйти замуж, иначе рассказ был бы не правдив. Но все довольно интеллигентно и скромно. Никто из моих героев не любит выставлять на показ свои личные истории.
– После прочтения книги, у читателя сложится мнение об исключительности подвига матушек.
– Конечно, жизнь матушки подвиг, но я старалась избежать пафоса исключительности этого подвига. Мне было интересно рассказать о людях без всяких агитационных штампов.
– После вашей книги все девушки захотят стать матушками? Она поможет определиться?
– Это не рецепт, как стать матушкой, и не совет делать ли такой выбор в жизни. После прочтения книги создается ощущение, что у матушек жизнь такая же, как и у всех остальных женщин. Особенности, безусловно есть, но они есть и в жизни, например, жен военных. Можно ездить с мужем из гарнизона в гарнизон, или быть женой священника и на каждом новом приходе начинать жизнь заново. Так же как и женам политиков и других публичных людей, матушкам приходится все время думать, что говорить и как поступать. Ведь они не могут от себя ничего сделать, чтобы это каким то образом не сказалось на отношении к их семье, к батюшке.
– Какой вопрос вы бы хотели услышать на презентации?
– Думаю самые интересные вопросы на предстоящей презентации должны быть заданы героиням книги, если он придут. Я очень надеюсь, что кто-то из них приедет. Уверенности у меня в этом нет, потому что у нас матушки либо очень заняты, либо очень скромны. Уговорить их прийти было еще сложнее, чем уговорить их дать интервью. Кстати это была самая сложная часть работы. Если спросят на презентации, я об этом расскажу.
Источник: НЕСКУЧНЫЙ САД журнал о православной жизни
Ксения Валерьевна ЛУЧЕНКО: статьи (эссе) Ксения Валерьевна ЛУЧЕНКО (род 1979) – журналист, кандидат филологических наук: .
БАБУШКА
В тот год, когда умерла бабушка, мне часто приходилось ездить через «Новокузнецкую». В вестибюле метро старушка продавала вещи - поношенные мужские рубашки, советские пиджачишки, кепки, пожелтевшие книги, горшочки с геранью. Старушке не на что было жить, а милостыню просить она не могла.
Она была похожа на бабушку. Все старушки до сих пор кажутся мне похожими на нее. Но тогда в горле еще был ком. Я каждый день пыталась дать этой старушке денег и отказывалась от галстуков, которые она в обмен настойчиво мне давала. Я не могла брать ее вещи, ей было стыдно брать мои деньги. Просто пройти мимо у меня не получалось, зайти через «Третьяковскую», зная, что она там стоит - тоже. Я всовывала ей десятки и пятидесятирублевки, стараясь не смотреть в глаза и быстрее убежать, чтобы не слышать «дочка, да как же, да я же не за этим, да что же ты, возьми хоть цветочек…».
Мне и сейчас кажется, что смотреть в лицо человеку, подавая ему милостыню, значит его унизить.
Каждый вечер я начинала нервничать, зная, что надо будет зайти в метро. Каждый вечер я видела бабушкины глаза на лице чужого человека. Каждый вечер я начинала бороться с рыданиями, запрыгнув на эскалатор, но они побеждали меня, когда я заходила дома в ванную мыть руки. Я садилась на бортик ванны и вспоминала, как на этом бортике сидела бабушка, когда уже не могла умываться стоя. Во фланелевом халатике и очках с толстыми линзами.
Такой же халатик пыталась мне продать старушка с «Новокузнецкой».
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ
|