О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей) ( род. 1949)

Интервью   |   Поэзия
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)Протоиерей Борис КУПРИЯНОВ (род. 1949) - священник Русской Православной Церкви, настоятель Казанской церкви в посёлке Александровская Санкт-Петербурга, поэт: ВидеоИнтервью | Поэзия | Фотогалерея.

Протоиерей Борис Куприянов родился в семье десантника, кавалера трёх орденов Красной Звезды. В семье было четверо братьев. С 1959 по 1965 год проживал в Ратенове (ГДР), затем во Франкфурте-на-Одере. В 1965 году семья переехала в Пушкин, где Борис через два года окончил среднюю школу. Обучался в на режиссерском отделении Института культуры имени Крупской. Работал каменщиком (получил 3-й разряд), затем библиотекарем и, наконец, лесником.

В 1966 году начал выступать со своими стихотворениями в Пушкине и Павловске. Занимался в литературном объединении у Т. Г. Гнедич. С 1968 по 1970 год состоял в Центральном литературном обществе при Союзе писателей. В 1970-е-1980 годы интенсивно публиковался в самиздате (журналы «Часы», «Майя», «Третья волна», «Стрелец», «Neue Russische Literatur»).

9 сентября 1990 года рукоположен во диакона к Софийскому собору в Царском Селе, с 7 июля 1991 года - священник. Одновременно с рукоположением отошёл от занятий литературой. В 1997 году стал настоятелем Казанской церкви в посёлке Александровская Санкт-Петербурга. Возведён в сан протоиерея, награждён правом ношения митры.

..

Источник: ВИКИПЕДИЯ Свободная энциклопедия  

Протоиерей Борис КУПРИЯНОВ: интервью

Протоиерей Борис КУПРИЯНОВ (род. 1949) - священник Русской Православной Церкви, настоятель Казанской церкви в посёлке Александровская Санкт-Петербурга, поэт: ВидеоИнтервью | Поэзия | Фотогалерея.

СЛОВО, ОПАЛЕННОЕ ДУХОМ

Протоиерей Борис Куприянов, известный в 1970-1980-е годы представитель ленинградского поэтического авангарда, а ныне настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Александровская, считает, что всякая поэзия духовна по своей сути.

Протоиерей Борис Куприянов родился в Псковской области в 1949 году. В 1966 году начал выступать со своими стихотворениями в Пушкине и Павловске. С 1968 по 1970 год состоял в Центральном литературном обществе при Союзе писателей. В 1970-1980-е публиковался в самиздате (журналы «Часы», «Майя», «Третья волна», «Стрелец»).
В 1990 году рукоположен во диакона к Софийскому собору в Царском Селе, через год - во пресвитера. В 1997-м стал настоятелем Казанской церкви в поселке Александровская Санкт-Петербурга. В 1989-м в Париже опубликован его роман в стихах «Время встречи», переизданный в Петербурге в 2005 году.

Синенький цветочек
На горе Сион,
Повторяя «Отче»,
Рвется в небосклон.
Крохотный, лазурный,
К небу не дойдешь,
Как наступит осень -
На землю падешь.
«Следующей весною
Я пробьюсь повыше
Всею синевою,
И Господь услышит»

Елена Шварц, «Д. Ш.»

Путь к исповедальной правде

- Отец Борис, вы принадлежали к ленинградскому поэтическому андеграунду, который в советские годы противостоял советскому поэтическому мейнстриму. К чему пришла эта «подпольная» поэзия?

- Понимаете, поэт - это особое состояние личной правды перед Богом. Без этого вообще настоя­щей поэзии не бывает. Поэзия многих поставила на путь веры. У меня первая Исповедь и Причастие были в 1975 году. А, например, Олег Охапкин с детства был воспитан в верующей семье. Виктор Кривулин, Елена Шварц в конце концов воцерковились. Чем дальше, тем больше менялось их отношение к Церкви. Появлялась глубина.

- С чем был связан ваш разрыв с поэзией?
- Это был естественный процесс. Как только я стал церковным человеком, я во многом стал жить вопреки движению андеграунда. У меня родились дети (их у нас пятеро, и внуки есть). Особенные духоносные радости появились. В 1990 году я принял сан диакона. Служил в Софийском соборе, и уже 17 лет служу в церкви Казанской иконы Божией Матери в Александровской.

- А какие события вас в Церковь привели?
- Думаю, была достигнута мера отчаяния. Ошибок в той жизни, наверное, было больше, чем открытий. Но это не значит, что я от того пройденного пути отрекаюсь и полагаю, что там один пустоцвет! Совсем нет. Жизнь литургическая как раз была следствием движения к исповедальной правде. Я помню свою настоящую первую Исповедь. Сама по себе она ответила на очень многие вопросы, на которые не было ответа в прошлой жизни. Она совершила перемену в душе, которая хранится в памяти как некая драгоценность. Это было озарение: внешне ничего необычного, но эмоционально очень яркое переживание.

23 года спустя

- Неужели вас не тянуло писать стихи все эти годы?

- За это время я сочинил всего одно стихотворение. Андрей Арьев, главный редактор журнала «Звезда», готовил книгу «Поэты Царского Села». И мне предложил поучаствовать. Я вспомнил, что в 1990 году у меня осталось недописанным одно стихотворение, дописал его - и в марте оно было напечатано в журнале «Звезда». Называется «Посвящение». В конце так и написано: «1990, 2013». Сказать, что я все эти годы тяготился? Не думаю. Напротив, я тяготился сопутствующими факторами андеграундной поэтической жизни: подчас расхристанной, разнузданной, многогрешной. Но, повторюсь, это не значит, что в ней ничего не преодолевалось.

- На примере многих можно заметить, что обращение в православие означает для них творческий провал. С чем это связано?
- Да, у многих на определенном этапе происходит некое отторжение от мира искусства с его виртуальным и довольно тяжким влиянием на душу. Помните, у Александра Кушнера: «Поэты тем / И тяжелы, что всенародно / Касаются сердечных тем». Это закон исповедальности, который в особенности работает в лирической поэзии. Дело в том, что поэзия становится не просто частью твоей души, а той частью души, которая отвечает за самосохранение. Недавно я стал «Евгения Онегина» перечитывать. И мне показалось, что там всё говорится на грани отчаяния, с глубочайшей заинтересованностью, скорбью о том, во что может превратиться жизнь. Не в пародию ли? Да и сегодня, мне кажется, столько филистерства в нас, столько пародии на подлинную духовность.

- Вы следите за так называемой «православной поэзией»? Есть ли в ней что-то достойное внимания?
- Сегодня верующие пишут очень много стихов, какое-то чувство свое хотят обозначить. Может быть, и не без некоторого удивления к себе: «я способен так говорить, так писать!» Для домашнего воспроизведения, в своем семейном кругу, это, наверное, совсем недурно. Но из духовных поэтов хорошего уровня я бы назвал отца Сергия Круглова из Красноярска, Юрия Кублановского, Ольгу Седакову, Елену Игнатову, Петра Чейгина. А так… Есть авторы, некоторые даже в священном сане, которые большими тиражами выпускают поэтические книжки. Часто это ни глазами прочесть, ни устами произнести без боя или даже без некоторой боли о том, что сделал автор с языком, невозможно.

В Ленинграде 1960-1980-х сложилась самобытная поэтическая школа, представленная такими именами как В. Кривулин (1944-2001), Е. Шварц (1948-2010), А. Миронов (1948-2010), С. Стратановский (род. 1944), Б. Куприянов, О. Охапкин (1944-2008), П. Чейгин (род. 1948). Эта поэзия противопоставляла себя советскому поэтическому официозу, но не была антисоветской в политическом смысле. По словам известного философа Татьяны Горичевой, также входившей в этот круг, поэты ленинградского авангарда «вышли за пределы„социальщины“ и психологии к опасному эсхатологическому бунту, неуловимому для здравого смысла. Они не просто выпали из„системы“, они стали бездомными и неприкаянными принципиально и были благодарны судьбе за свой экзистенциальный промах». Виктор Кривулин называл поэзию «спиритуальной», критики иногда используют термин «метафизическая», или «другая поэзия». Почти никто из этих поэтов не публиковался официально до начала 1990-х годов. Их сочинения выходили в самиздате.

Но я стою неопалимый -
Вдыхаю времени дымок,
Осенний и неуловимый,
И мой платок от слез намок.
Шепчу в припадке грусти: - Боже!
Твой мир… Зачем и я не с ним,
Когда, как он, пылаю тоже,
Когда, как он, непоправим!

Олег Охапкин, «Какое солнце! Неба сколько!»

Посягнуть на сон духовный

- На что похоже вдохновение?

- Знаете, я очень люблю всё, что связано с каллиграфией. И порыв очень люблю, когда так - раз! - и происходит таинственная гармонизация, когда - раз! - и рука подвластна тебе. Искусство - это свобода или, по крайней мере, обучение свободе. Иногда это иллюзия, иногда - действительность.

- Святой Григорий Богослов считает, что поэзия - это вроде сладкой оболочки для горького лекарства заповедей. А вы как считаете? Зачем она нужна?
- Я считаю иначе. В последнее время я думаю о двух фильмах - «Трудно быть богом» Алексея Германа и «Фауст» Александра Сокурова. Я встречал мнение, что в этих фильмах «Бог умирает». С этим трудно согласиться. Там, скорее, есть выход на некую особую грань восприятия. Там показана выворотка плоти, изнанка человеческого существа. Отец Александр Шмеман в «Дневниках» пишет, что поэзия тоже должна выходить на такую грань. И переступать ее, чтобы существовать в духовном мире. Может быть, она как раз нужна для того, чтобы посягать на сон духовный тех, кто читает, тех, кто живет. Я бы хотел, чтобы в поэзии было меньше душевной тайны, а больше - духовной правды в нелицеприятном и нелакированном, исповедальном творческом процессе. Я бы рекомендовал читать не духовную лирику, а боевую публицистику вроде «России» Алексея Хомякова: «О, недостойная избранья, / Ты избрана! Скорей омой / Себя водою покаянья, / Да гром двойного наказанья / Не грянет над твоей главой!» Или вот еще стихотворение Тарковского «Поэт начала века»: «Твой каждый стих - как чаша яда, / Как жизнь, спаленная грехом, / И я­ дышу, хоть и не надо, / Нельзя дышать твоим стихом».

Для веселья планета мало оборудована. И в Церкви совершенно необходимо совершать подвиг. В чем он заключается? В том, чтобы не брезговать ни физическим, ни психическим, никаким расстройством приходящих и живущих в ней. Вплоть до того, что брать его на себя: «Твой каждый стих - как чаша яда, как жизнь, спаленная грехом», - и этот яд, и грех разделять. Разделять не в том смысле, чтобы стать носителем его, а в том, чтобы помочь человеку его пережить и обрести духовную свободу.

- За счет чего происходит такое сильное влияние поэзии на человека?
- Я думаю, за счет самого главного в поэзии - ее звучания. Например, религиозную ценность пушкинской поэзии обычно ищут в стихотворениях вроде «Отцы пустынники и жены непорочны…» А вот Сергей Сергеевич Аверинцев видит духовную ценность поэта «в неуклонной верности контрапункту, в котором человеческому голосу, говорящему свое, страстное, недоброе, нестройное, отвечает что-то вроде хора сил небесных - через строфику, через отрешенную стройность ритма». Многие роман «Евгений Онегин» воспринимают как некую мелодраму. А ценность его - в необыкновенном напряжении, которое одновременно и очищает, и возводит человека на духовную высоту, в горний мир. Ценность - в попытке из этого мира, разоренного злом, создать универсум, цельное бытие.

- Получается, что любая поэзия является духовной?
- Даже строфы, написанные для того, чтобы состоялась какая-то конкретная правда - социальная, политическая, идеологическая, - имеют в перспективе правду совокупную, универсальную. Поэзия включает в себя ответственность человека перед тем миром, в котором он живет, не мысля, как не сообщить об этом с помощью Богом дарованного слова. У нас, у русских, классика насквозь религиозна. Это настоящая школа покаяния.

Наследием «другой поэзии» советских времен стали лучшие представители той ветви поэзии сегодняшней, которая уже без купюр может именоваться «духовной». Священник Сергий Круглов (род. 1966) пишет верлибры (вышли в сборнике «Переписчик» 2008 года) и поэтическую­ прозу («Птичий двор», 2013 год). Отец Сергий считает, что его поэзия - продолжение пастырской деятельности. Ольга Седакова (род. 1949) и Юрий Кублановский (род. 1947) - классики московской ветви «другой поэзии». В 2003 году они были удостоены премии Александра Солженицына: ­ Кублановский «за языковое­ и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью русской судьбы», Седакова - «за тонкость и глубину филологических и религиозно­философских эссе». Елена Игнатова (род. 1947) - ленинградская поэтесса, с 1990 года живет в Израиле. По словам слависта В. Казака, «она исходит из внутренних переживаний, размышлений о родном городе, чтения - к примеру, классики или Библии, часто вводит описания природы и как бы замирает перед загадкой жизни».

Красочный слой до холста процарапан.
Трап завели, припозднились по трапу -
Долгие тени минут.
Друг или выправщик… чиркнувшей птицей
Путь избирается; время томится.
Гнет облаков у черты.
Ряби литые ряды.

Б. Куприянов, «Посвящение». 1990, 2013

Преображение языка

- Должен ли хороший поэт быть благочестивым?

- Я бы сказал, главное - быть духовно благочестивым. Ведь часто благочестие понимается как обрядовая сторона, как соблюдение каких-то «православных» форм. Но когда идет настоящая духовная битва, то не до формы! Враг тебе расквасил лицо, душу твою разодрал на куски! Внешнему наблюдателю участвующий в этой битве может показаться не очень-то благочестивым. Он может взвиться, разгневаться. Может и ударить - во всяком случае, ударить словом. Это ревность о доме Господнем, - в том числе ревность о том слове, о том письме, которое каждый человек - поэт он или не поэт - пишет Богу. Иногда злое письмо. Иногда такое, в котором весь мир как бы повисает и на глазах начинает растворяться как бытие, как жизнь, о чем в Новом Завете сказано: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (ср. 2 Пет. 3, 10).

- Как возможна духовная поэзия в век постмодерна? Ведь нельзя уже писать на языке Романа Сладкопевца и даже Пушкина.
- Бродский, рассуждая о словах Одена (У. Х. Оден - англо-американский поэт XX века. - Прим. ред.), пишет, что время (вообще, а не конкретное время) боготворит язык, и потому песня или стихотворение, и даже сама речь с ее цезурами и паузами является «игрой, в которую язык играет, чтобы реструктурировать время». Язык - выше времени. Очень легко прийти к какому-то согласию с церковным, благочестиво-старинным языком, ко всякого рода узнаваемым аллюзиям из церковного мира. Но ведь может и произойти чудо метаморфозы, преображение языка в устах пишущего. И обычное, современное, непоэтическое, казалось бы, слово - опалится, превратившись в некую вулканическую породу.

- Опаляет Дух?
- Да, и это очень хорошо описано у Аверинцева: «Другой - иль Друг; любой - или Любимый; / враг - или Бог. Не может Бог не быть, / И все в огне Его любви, и огнь / один для всех; но аду Бог есть ад».

Самое важное и самое подчас нестерпимое для поэтического гения - это разговор с Творцом. С Ним Самим, а не с миром, который Им создан. В поэзии не может не быть Божественного участия. Но с той личностью, в которую каждого из нас Господь обязал вырасти, ни в какие игры играть нельзя. Поэту нельзя посчитать, что всё преходяще, эфемерно, - и поэтому обо всем можно сказать то так, то этак. Что черное может быть серым, а серое белым. Что можно призывать то Бога, то каких-то нечистых духов, восторгаться то красотой, то злом, испытывая вдохновение. Ведь зло тоже бывает с претензией на красоту и глубину. Как тут разобраться? Только храм поможет…

Источник:  Журнал ВОДА ЖИВАЯ


«ЦАРСКОЕ СЕЛО – МОЯ ДУХОВНАЯ РОДИНА

В Царском Селе всегда было много людей творческих, особенных. Видимо, наш город с его уникальной архитектурой и историей располагает к созиданию. В поселке Александровская уже много лет служит протоиерей Борис КУПРИЯНОВ - человек, в молодости ставший известным поэтом, а потом полностью посвятивший себя церковному служению. Мы встретились с отцом Борисом и расспросили его о разнице между творчеством духовным и поэтическим.

- Отец Борис, расскажите, пожалуйста, немного о себе - где вы служите? Если можно, несколько слов о вашей поэтической деятельности.
- Я настоятель церкви Казанской иконы в поселке Александровская. Принял сан в 1991 году, служил священником в Софийском соборе. Действительно, я писал стихи. Но незадолго до того, как стал священником, я сочинительство оставил, хотя к этому времени поэзией занимался уже с большим творческим напряжением.

- Соотносятся ли как-то творчество и вера в Бога?
- Соотносятся. Знаете, как раз вчера я перечитывал дневники отца Александра Шмемана, и вот эта фраза мне кажется очень верной: «Подлинное искусство все из “религиозной” глубины человека, “гений” и “злодейство" несовместимы». С тем, что написал отец Александр Шмеман, я совершенно согласен. Другое дело, что, скажем, служение священника - это тоже творчество. Не может быть, чтобы оно было какой-то обязанностью, натугой. Часто священника воспринимают как человека в определенных шорах. Есть известная теснота христианского пути, но теснота и бесталанность, как мне представляется, несовместимы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что творчество - это самозабвенное состояние, поиск того, как Господь в сердце отзовется, сотворит ли чудо. Роман Якобсон говорил, что поэзия - это лучшие слова в лучшем порядке.

- Иоанн Кронштадтский в то же время весьма нелестно отзывался о театральном искусстве. В чем тут дело? Может быть, в степени «погружения» в искусство?
- Это очень важный вопрос. Я думаю, что если вообще не погружаться в искусство - все вокруг будет поверхностным. Нет здесь антиномий и противоречий. Поэт - это настоящий теург, творец, преобразователь мира и спаситель человеческой души.

- В чем тогда разница между поэтом и священником?
- Я думаю, в каком-то самом главном смысле разницы и нет. Пушкин пишет: «Молчит его святая лира; / Душа вкушает хладный сон, / И меж детей ничтожных мира, / Быть может, всех ничтожней он...». Для Пушкина отсутствие творчества - это отсутствие жизни, а творчество вероисповедально.

- Как же получается, что люди искусства зачастую негативно настроены к церкви?
- Я не знаю. Все люди, с которыми я сосуществовал на творческой ниве, были верующими. Я лично участвовал в отпевании поэта Олега Охапкина, религиозными людьми были Виктор Кривулин и Елена Шварц. Я знаю, они свидетельствовали о своей вере, являлись православными христианами. Вопрос в другом - насколько им удалось успеть воцерковиться? Вы знаете, ведь и Лев Толстой был верующим человеком, он просто церковь не признавал. Дерзал своеобразно почитать Новый Завет, переводы свои делал… Я не взялся бы разбирать каждого отдельного человека. Ведь иногда человек и в церковной ограде может двигаться прелестно, неверно. И не все, кто за церковной оградой находится, движутся в поиске истины. Человек очень плодотворно и за церковной оградой может истину искать. В конце концов, я думаю, если он делает это плодотворно, ему обязательно захочется быть молящимся в православном храме.

- Вашим учителем в поэзии была Татьяна Гнедич. Какие воспоминания о ней у вас сохранились?
- Есть родители, а есть те, кто открывает в тебе твою же душу. Она была из числа людей, которые помогли мне разобраться в жизни моей души. У меня особые были отношения с Татьяной Гнедич, дружественные, она даже посвятила мне стихи. Я как-то сотворил неологизм один, и она его претворила в возможность посвящения. Она дала мне совет - пользоваться возможностью аккуратно создавать слова.

Она была человеком очень трудной судьбы. И в то же время - человеком удивительной начитанности и культуры. В ней было чувство традиции. Можно ведь быть образованным человеком, но не носителем культуры. Культура есть служение - и оно если и не близко религиозному, то находится на некой периферии, в определенной связи с историей нашего Отечества и нашей святой Церкви.

Мне кажется, русские писатели и поэты отличаются ото всех остальных. На Западе тоже есть много талантов, но наши - всегда отличаются. Бродский считал, что русский - единственный в мире язык, на котором можно сказать Духовную Тайну - думаю, эти два слова нужно осознавать, по крайней мере, в душе, как слова с большой буквы. И отличие в том, мне кажется, что русская литература насквозь религиозна. Отец Георгий Флоровский писал, что Александр Блок все время приближался к демоническим рубежам и знал об этом. Я про демонические рубежи не стану рассуждать, но считаю, что русский писатель всегда приближался к самым пределам того, о чем можно сказать и что можно познать.

- А к современным русским поэтам и писателям это тоже относится?
- Я не могу сказать, что хорошо знаю современных молодых поэтов. Конечно, если по телевизору идет передача, где они выступают, я стараюсь ее посмотреть. Правда, это все отличается от того, как мы жили, писали, творили… Не может быть, чтобы все было бесталанно, без духовной содержательности. В их творчестве господствует ирония, веселость, а иронией нужно пользоваться очень редко и обдуманно, об этом еще Рильке говорил. Нет необходимости наполнять стихи непосредственно хвалой Творца, есть много средств, чтобы представить свое творчество как истинную гимнографию жизни. Где талант, там не может быть цинизма. Бывает, Бог дает человеку талант, а он изнемогает его нести. Ирония может заслонить человека от глубины его собственной души. Если глубина сердца не участвует в творческом акте, то можно лишь привлечь внимание читателя, но к сердцу читателя не прийти. Если ты сам не был на этой глубине, то как ты можешь эту глубину передать другому человеку?

- Какие перспективы у русской поэзии?
- Я думаю, что все с ней будет хорошо. Есть проблема - тиражи очень низкие. В 1980-е годы у меня должна была выйти книга, я даже получил аванс за нее. Деньги получил, а книга так и не вышла - началась перестройка. Книга должна была быть напечатана тиражом 10 тысяч экземпляров - нормальный тираж в то время. Сейчас у меня вышла книжка тиражом 700 экземпляров, так и то хорошо.

Поэтов-то прекрасных много сегодня. Потом все, может быть, опять изменится. Мне кажется, настанет время, когда поэзия понадобится больше, чем сейчас. Многие говорят, что искусство умерло, а поэзии нет - да не может такого быть! Пока русский язык звучит, обязательно на этом языке будет поэзия.

- Может быть, поэзия плавно обретает «музыкальную» форму - рока, рэпа?
- Возьмем бардовскую песню - в ней была огромная поэтическая стихия. Трудно сказать, что это не поэзия. Иосиф Бродский признавал во Владимире Высоцком большого поэта. Но современные формы… Вот у меня сын, например, рэп слушает, даже пытался сам что-то делать. Но там сама стихия не обладает такой силой. Бардовскую песню даже к поэтической классике можно приблизить. А эти формы - уже какая-то другая жизнь. Но если и в них были бы образцы подлинного свидетельства современной жизни со всеми ее глубинными, проклятыми, страшными вопросами - это не осталось бы втуне и нашло своих читателей. Даже, может быть, сотнями тысяч экземпляров такую поэзию издавали.

- Насколько сейчас возможно появление русских поэтов такого же уровня, как в XIX и XX веке?
- Бывает так, что появляется Пушкин или Гете, и начинается новая эра. Наверное, их творчество по отношению к архаике воспринималось двояко. Я-то, может, и не доживу до времени, когда поэзия будет нужна, необходима и будет обладать пророческим звучанием. Трудно сказать, какую Господь даст нам дорогу, сможем ли мы сохранить онтологические основы нашего бытия - веру, великий русский язык, наш удивительный, талантливый народ.

- То есть, по вашему мнению, сейчас наблюдается упадок культуры?
- Вы знаете, сейчас по телевизору идут передачи «Голос», «Битва хоров», другие подобные. Там происходит что-то, что свидетельствует, как мне представляется, о необыкновенной талантливости наших людей. Бывает, что зерно упало в землю, и, если оно не умрет, оно останется одно, умрет - принесет много плода. Сейчас, может быть, зерно как раз умирает, но оно принесет много плода.

- Насколько мне известно, почти вся ваша жизнь прошла в Пушкине. Что для вас значит этот город? Можно ли как-то объяснить тот факт, что именно в Царском Селе жили и творили многие великие русские поэты?
- Конечно, можно. Для меня Царское Село - это сердце Земли. Моя душа развивалась именно потому, что я жил здесь. Давид Дар говорил, что мои стихи похожи на Царское Село. Тогда, как вы знаете, здесь очень много было разрушено… Царское Село несло на себе печать тех разрушительных, безбожных десятилетий. Для меня очень важно, чтобы мои дети и внуки (а у меня пятеро детей и пятеро внуков) с трепетом и благоговением относились - несмотря на страшные войны, гражданскую войну, духовную разруху - к тем духовным и иным свершениям, в результате которых и язык наш жив, и страна наша жива, и мы с вами находимся рядом с восстановленным храмом. А такая мерзость запустения была

- Но ведь гонения были везде, по всей России. В чем же особенность Царского Села?
- Конечно. Возьмем Камеронову галерею - это нечто такое, что у человека приезжего навсегда остается в памяти. Для того же, кто живет в Царском Селе, это подспудно. Ведь как говорят: часто ли мы вспоминаем своих родителей? Нет, но помним о них всегда. Мы, может быть, не каждый день ходим поклоняться этой красоте, этой памяти - в том числе и поэтической. Не хочется говорить какие-то общие вещи, но Царское Село - моя настоящая родина, в том числе и духовная. Я счастлив, что служу в церкви, которая находится от Александровского дворца в 10 минутах езды на велосипеде.

- Расскажите, пожалуйста, о своем церковном служении.
- Я уже 17 лет являюсь настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери. Постепенно, потихонечку сложился приход. Первое время служил здесь один, потом пришли помощники - отец Игорь, отец Сергий, которых я благодарю за их служение и радостно воспринимаю их духовный рост. Еще у нас есть церковь в институте им. Турнера. Там тоже каждое воскресенье совершаются богослужения с множеством причастников. Я думаю, это не может не становиться вспомоществованием тем детям, у которых проводятся серьезные операции в этой больнице.

Есть у нас и служение для родителей, у которых погибли дети. Пять лет назад меня попросили сотрудники радио «Град Петров», чтобы я встретился с этими родителями. И вот уже пять лет как мы встречаемся и молимся. Сначала я служу молебен о здравии родителей, а потом панихиду в память о детях. Я человек этой же трагедии, поэтому у нас есть определенная молитвенная общность. Да и не только молитвенная - это подлинное, дружественное единение. Я их всех очень люблю. Бывает, к нам приезжают новые люди, умножается наш круг - хотя очень бы не хотелось, чтобы он умножался. Мандельштам писал о том, что на паперти - волчий след беды. На паперти этот волчий след бывает зрим, священник его зрит. Но я не представляю, как можно без алтаря, без встречи с Богом такую трагедию одолеть. «Алтарь» в переводе означает alta ara - «возвышенное место». Часто взор родителей прикован к нему. Это божественное утешение. Оно не только утешает человека, но и наполняет его состоянием новой жизни, в которой все живы, а мертвых нет. Во всяком случае, мы очень дорожим нашими собраниями. После молитвы мы идем в трапезную, ужинаем вместе, беседуем о жизни. Я не могу говорить о нашей человеческой близости как о чем-то обыкновенном.

Также на нашем окормлении реабилитационный центр для наркозависимых - каждое воскресенье его насельники приходят к нам, молятся вместе с нами и участвуют в трапезе. Скоро будет два года, как мы этим занимаемся.

- Вы помогаете многим людям - наркозависимым, пациентам больницы им. Турнера, родителям, потерявшим детей… А как все они вас находят?
- Что касается наркозависимых подростков, то тут все очень просто: отец Геннадий Зверев, благочинный, позвонил мне и поручил такое служение. Человек может не ходить на эти собрания, если он скажет, что для него это неприемлемо, но это очень редко бывает. Мы стараемся по отношению к людям, попавшим в беду, сделать все, что можем. Но спасает их только Господь, только он творит чудеса. Мне кажется, что сейчас вот этого заинтересованного дружелюбия не хватает. У нас даже бывает, что родители говорят детям: поедем в зоопарк, еще куда-нибудь, а дети, не раздумывая, отвечают - нет, пойдем в воскресную школу. Самое важное, чтобы община была похожа на семью. Она, может быть, не должна быть точно как семья - хотя в каком-то смысле она подлинная семья и есть. Я человек уже зрелый, нахожусь на 65-м году жизни, и не перестаю удивляться тому, что происходит между людьми в духе взаимопомощи и дружелюбия. Общность людей прихода делает человека способным пережить очень многое - равно и скорбное, и радостное.

- Мне кажется, сейчас образ православной церкви в СМИ часто сознательно искажается- людям навязывают представления о священниках на мерседесах, малообразованных прихожанах-фанатиках, о тесной, базирующейся на корысти спайке государства и церкви. С чем связано появление этих обвинений?
- Н. В. Гоголь написал, что защищать нашу церковь - значит ее уронить. Наша церковь ни в какой защите не нуждается. Потому что Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея». (Мф. 16, 18). И вот, пожалуйста, смотрите за окном - была мерзость запустения, теперь стоит храм. Может быть, другие времена и не настанут, а придут еще более сложные - скорее всего, так и будет. Русский человек, предающий веру отцов, - человек без будущего. Вся эта язвительность и цинизм от людей, которые, как правило, даже не представляют, что такое Церковь и что здесь происходит… Я не понимаю таких людей. Не понимаю, как можно, ненавидя Церковь, любить своих детей, жену, родителей...

Беседовал Даниил Варламов
Источник: www.gk-news.ru/  .

Протоиерей Борис КУПРИЯНОВ: поэзия

Протоиерей Борис КУПРИЯНОВ (род. 1949) - священник Русской Православной Церкви, настоятель Казанской церкви в посёлке Александровская Санкт-Петербурга, поэт: ВидеоИнтервью | Поэзия | Фотогалерея.

***
Подожди, моя душа, за углом, за домом.
Ещё успеешь всё смешать
и покатиться комом,
ещё успеешь полететь,
ещё успеешь сбыться.
Я не хочу в тебя смотреть,
ты слишком мастерица
дела обделывать тоски и горечи, и злобы,
и этой страсти вопреки
мы вынуждены оба
сказать друг другу:
- береги, и берегись
до гроба.


***
Ты ляжешь, ты волосы вытрешь со лба,
ты вытрешь лицо, побросаешь слова.
Ты в воинской части откроешь глаза:
землянка твоя: капитан с попугаем,
сверхсрочник слепой,
и радистка глухая.
И сказку расскажет тебе попугай,
сверхсрочник споёт,
а радистка пускай всё по миру,
по миру,
по миру
пустит.
Господь не допустит,
чтоб ты умирал!
Ты встанешь, ты волосы вытрешь со лба!
Солдат, Куприянов, тебя позвала
прощальная мать на прощальный обед.
Господь допускает - тебя уже нет.


ЖАЛОБА АДАМА
Камни высохли все. Голубая проталина тянет
Обернуться, взглянуть, но рассеянный сумрак сквозит.
Та мгновенная музыка вырвана с корнем и вянет.
Только купол вмещает, а сердце ее не вместит.

Этой музыки риск - полнокровная туча над храмом.
Купол сам превращен, агрофобию с силой уняв.
Ах, какая простуда! 3ачем я родился Адамом?
Мог бы выйти фаготом, волшебною флейтой не став.

Долженствующий знать о возможности всех воспалений,
Убоявшись стремнин музыкального злого дождя,
Выхожу из Казанского сквера, не знавший молений,
Абсолютную музыку до пустоты доведя.


БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ МОСКОВСКОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Перекипел, Москва, твой самовар
И разорвался, окропив застолье
Горячей кровью. Двести лет татар
Тот год вместил бы… Но прошёл угар –
И снова слышен зов на богомолье,
Клич (глас осьмый): спасаться и спасать!
Гостеприимная – ни дать ни взять –
Как тёща, знаменитая блинами
И болтовнёй, на пряном фимиаме
Настоянной. Промеж её сынами
Неблагодарный затесался зять.

Сидит угрюм, ни слова не проронит,
И ни одно из полчища словес,
Пылящего беспечно до небес,
Его глухого сердца не затронет,
Неуязвим, как призрак или бес.
Опущен долу взор. Душа – потёмки.
На дне её – усопшая звезда.
И прошлого священные обломки
Дают урок ей – не свивать гнезда.
О вас ли думать, жалкие потомки?..

Красней, Москва, припёртая к стене!
…Как на духу, за чаем точат лясы:
Земля в тряпье… Всевышний на Луне…
Та восемь лет не потребляла мяса,
Тот, кабы не Христос, утоп в вине
(Что было б лучше, ибо на свободу
Не всем есть выход из тюрьмы греха).
Вот так вино пресуществляют в воду
И третьего не слышат петуха!..
Всё чуждо мне… Играю под сурдинку,
Судить не смею. Прячу боль и стыд.
Один, один… – я лепечу навзрыд
И, проходя сквозь тихую Ордынку,
Вдруг замечаю, что душа парит…

Клуби, Москва, в кругу своём семейном
Открытых душ любвеобильный пар!
Скорби, Москва, склоняясь над бассейном,
Где прежде клокотал твой самовар!

1980

КАФЕДРАЛЬНАЯ ОДА
Каждый, кто призван Словом и к Истине приговорён
Здесь, в средоточии неотмирной тоски по России,
Над Невой цепенея – над мутным потоком времён –
Тем только дышит: стяжать благодатный дар парресии.
Так вот Зиждитель святилища медлит с разбором лесов,
Сокровенный замысел опоясывает колоннадой,
Где важны лишь зияния, межсловесный безмолвия зов
К алтарю заповедному неизъяснимой прохладой.
Высокою мышцей днесь вострубил Иерихон,
Испытанию верность подверг своего ополченца:
Пасть под стеной обречённый – да будет к бесславью готов!


ХРАМ МОЙ ХРАМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ
Мощь признаётся в бессилии. Себя ослепивший Эдип
Молит о зрении новом. Скорбный мелос псалтири –
В паузах между раскатами рока… Свершилось! Погиб
Путь предначертанный в богооставленном мире.
Архистратигов имперских в монолит замурованный хор.
Архитектурной кантаты крушащее разум крещендо.
Образ крещения Духом. Судного Дня собор.
Всё, чем здесь оправдаться из сил выбиваемся тщетно.
Храм наш – моленье о храме… Фимиам александровских лип
Стелется над ступенями, с дорожным мешается прахом –
С пеплом непринятой жертвы, сулящей новый раздор.


НА ТЯ, ГОСПОДИ, УПОВАХОМ, ДА НЕ ПОСТЫДИМСЯ ВО ВЕКИ
Оберег храма – моленье о береге… На износ
Труждается голос, взыскуя защиты, опеки.
Из этих сиротских литаний слагается апофеоз
Вселенской трагедии. Кренит, заливает подмостки –
Палубу-паперть – левиафаном ревя, океан.
Только вещий мираж – надо всем: нерукотворный колосс,
Идол российской истории на шумном её перекрёстке.
Неговорящий гранит. Громокипящий орган.
Незатихающий плач о разорённом доме,
О милосердной отеческой кровле, что снёс ураган,
О истекшей монаршей любви в золочёном шеломе.


ГОСПОДИ, СИЛОЮ ТВОЕЮ ВОЗВЕСЕЛИТСЯ ЦАРЬ
Разбредались – клялись: навсегда. Обернулись: та же немая
Сцена: маски стыда и отчаянья. Так же, как встарь,
Тьмою белесой объята вершина Синая.
Так же, как встарь, над партером – пара копыт.
Патина с выцветшей кровью – спектр театральной подсветки.
Та же лампада последней надежды коптит,
И до сих пор не слетел голубь с коринфской виньетки.
Образы-волны качают, как щепку, ковчег.
Без направленья плывёт он, ветрам и наитьям внимая,
Страха не ведая. Небо светлеет, как будущий век.
Звёзды глядят, как воскреснуть готовые предки.


ЦАРЮ ЦАРСТВУЮЩИХ
Царю царствующих, вот мы пришли и стоим.
Зыблются, слышишь, сердца молитвой косноязычной,
Тихому веянью внемлют… Ты ли дыханьем Своим
Их согреваешь и веточкой манишь масличной –
Певческим даром – тем Градом Небесным, но здесь,
Где глагол первородный перерастает в деянье?
Чаши российской причастник, наследник! иного не грезь
Храма для Слова… Субботнее тьмы обстоянье –
Песнопенья предвечный источник, твой несокрушимый Солим.
Радуйся, царствуй во славу державы своей пограничной
Между святыней и скверной! – и запредельная весь
На раны ея и твоя совершит возлиянье.

1982

БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ
Олегу Охапкину

Петербургских крыш полифония,
Контрапунктом – купол синагоги…
Уж не ты ли это, Ниневия –
Пепельный мираж в чухонском смоге?

Замер я, к окну прильнув, и внемлю
Памяти твоей о Божьем гневе.
Кит – один из тех, что держат землю –
Приютил меня в урчащем чреве.

Шевелятся, чувствую спросонья,
Вскормленные немотой глаголы;
Во грехе, во мраке беззаконья
Зреют для пророческой крамолы.

Сам дрожу пред их растущей силой,
Трушу их утробного азарта.
Лучше бы им, думаю, могилой
Стала эта нищая мансарда.

О виденье с музыкой, потухни, –
Заклинаю, – поглотись клоакой
Коммуналки с галдежом на кухне
И всегда голодною собакой!

Но вотще: налипло на ресницы,
Ширится моей помимо воли.
Твердь катастрофически кренится,
Ошалелый кит мычит от боли…


Господи! Уйми глаголы, стисни
Горло. Отродясь косноязычен,
Я хочу неброской тихой жизни.
Не хочу плевков и зуботычин

Твоего сплоченного народа.
Отодвинь назначенные сроки!
Эта темень, эта несвобода
Мне милее, чем удел высокий.

Но не слышит небосвод беззвездный
Вздох мой робкий: только не сегодня!
ВСТАНЬ. ИДИ – доносится из бездны.
И не скрыться от лица Господня.

1982
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ