О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей) ( род. 1977)

Интервью   |   Статьи
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)Протоиерей Андрей КОРДОЧКИН (род.1977) - настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, доктор богословия: Интервью | Статьи.

Протоиерей Андрей Кордочкин  родился 07.11.1977 года в Ленинграде.
В 1994-1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995-1998 годах - на богословском факультете Оксфордского университета. Преподавал в школе имени императрицы Александры Федоровны (Санкт-Петербург), прислуживал за богослужениями и проповедовал в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1999-2000 годах проходил обучение в Лондонском университете. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне - Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года - в сан иерея. В период учебы окормлял православный приход в городе Дареме и православную общину в городе Глазго. Настоятель храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде.

Протоиерей Андрей КОРДОЧКИН: интервью

Протоиерей Андрей КОРДОЧКИН (род.1977) - настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, доктор богословия: Интервью | Статьи.

"РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА"

– Что означает для вас столетие революции 1917 года?
– Я родился 7 ноября 1977 года, в день 60-летия революции. В детстве мне очень нравилось это совпадение. Не нужно было ходить в школу, день начинался с парада, заканчивался салютом, и не было повода быть недовольным. Сохранилась запись речи, сказанной Л.И. Брежневым по случаю того самого дня, когда я родился. Она немного смешная и немного грустная. Эти записи стоит чаще смотреть тем, кто ностальгирует по СССР – в том числе и молодежи, которая не застала этой эпохи. Есть печальная правда в этом торжестве. Отец Георгий Митрофанов как-то сказал, что советская власть обманула во всем, кроме одного; она создала нового человека. На этой записи новый человек празднует свое 60-летие.

Конечно, со временем, в особенности живя в Европе, ко мне пришло понимание глубины того падения, которое довелось пережить нашей стране в XX веке. И, хотя история не знает сослагательного наклонения, мы не можем не думать, какой могла быть история нашей страны, если бы не революция.

– Спустя 100 лет после начала Гражданской войны много говорят о необходимости примирения. Что вы об этом думаете?
– Конечно, «блаженны миротворцы». Вопрос лишь в том, кого и с кем мы собираемся мирить.

Если отъехать от Мадрида 60 километров на север, можно оказаться в «Долине Павших» – мемориале, где захоронено около 40 тысяч жертв Гражданской войны в Испании с обеих сторон. Здесь же похоронен и сам Франко.

Гражданской войне в Испании посвящена одна из серий фильма, который снимал Владимир Познер в Испании. Есть там и эпизод о «Долине Павших». По мнению Познера, хоронить в общей могиле непримиримых врагов есть издевательство над их памятью, потому что они, если бы они могли говорить, кричали бы в голос против этого. Мнение мертвых тоже надо уважать. Надо сказать, что наши оценки Гражданской войны в Испании и личности Франко сильно отличаются, и мы всерьез поспорили по этому поводу, но согласны в том, что нечестно мирить людей посмертно, против их воли.

Кого и с кем мы хотим примирить? Мы достанем искалеченные трупы людей, которые погребены в безвестных могилах в лагерях на Колыме, в Воркуте, в Магадане? Или, быть может, если насельников кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в полном составе перенести в Москву – это будет примирение? Не хотели мириться с нами живыми, так помиритесь мертвыми?

Даже довоенные архивы, имеющие отношение к политическим репрессиям, отнюдь не до конца открыты. Люди не могут получить полную информацию даже по делам родственников. Можно ли мириться с тем, кто держит руку за спиной, тем более если рука в крови? И почему в Вильнюсе можно попасть в стены, где содержались преследуемые за свою веру и убеждения, а в Москве – нет? Кто, по какому праву и с какой целью прячет от нас нашу историю?

Или мы живых хотим примирить? И в этом смысле Испания тоже – интересный пример. Общество после Гражданской войны остается разделенным. Испанские социалисты и коммунисты – идейные преемники республиканцев (с оговорками, конечно). Разделенность общества в Испании – лишь следствие того, что даже в эпоху диктатуры, когда деятельность левых партий была запрещена, страна не шла по пути физического уничтожения всех, кто не придерживался официальной линии.

Россия в этом смысле оказалась в другой ситуации.

На политическом поле я не вижу никого, кого можно было бы считать преемником Белого движения и его идеалов. Все были истреблены.

Политическая однородность общества в целом – очевидно, следствие монополии одной и той же политической силы на протяжении многих десятилетий, поэтому непонятно, кого с кем мирить.

Кроме того, когда говорят о примирении, часто говорят о том, что и красные и белые по-своему хотели блага для России. Это неправда. Россия интересовала большевиков лишь как плацдарм для мировой революции, а затем она должна была исчезнуть. До 1936 года Конституция СССР говорила о «пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику», и патриотический дискурс начал возвращаться в официальный дискурс лишь в 1930-е гг., и вернулся окончательно во время Великой Отечественной войны. Интересно, что Коминтерн прекратил существование тогда же – в 1943 году.

Можно ли считать патриотами тех, кто принимал финансирование из Германии на нужды революции, а затем подписывал Брестский мир, по которому страна теряла треть населения? Ленин, Луначарский, официальный советский историк 1920-х гг. Покровский – все они осмысляли понятие патриотизма лишь в свете классовой борьбы. Ленин писал: «Мы защищаем не великодержавность: от России ничего не осталось, кроме Великороссии, – не национальные интересы, мы утверждаем, что интересы социализма, интересы мирового социализма выше интересов национальных, выше интересов государства».

Парадокс в том, что события 1917 года олицетворяют все опасности, о которых говорят современные политики – «цветные революции», терроризм. Я полжизни прожил в Питере на улице Халтурина, пока ее не переименовали. Халтурин устроился в Зимний дворец плотником, пронес взрывчатку, в результате взрыва погибли 11 солдат – ветеранов русско-турецкой войны. Если это не терроризм, то что такое терроризм?

С какой целью продолжается героизация этих людей – в памятниках, топонимах? Почему мы должны с ними мириться? Примирение – не суррогат покаяния.

– Как вы считаете, меняется ли отношение к советской власти после распада СССР?
– Я смотрю со стороны, и вижу изменения в отношении не только к советской власти, но и к власти в принципе. Мне кажется, в обществе происходят глубинные перемены, которые неизбежно переживаются Церковью как частью общества.

Интересен пример Ивана Грозного. В сущности, сам Иван Грозный как исторический персонаж никому не интересен. Сталин интересовался Иваном Грозным как политик, а не как историк, и давал указание Эйзенштейну снимать фильм с соответствующей установкой.

Поэтому разговор об Иване Грозном – разговор не столько о нем самом, сколько о том, насколько насилие и кровопролитие в отношении собственных граждан оправдано мнимым благом для государства.

В 2003 году Издательский совет Русской Православной Церкви издает книгу, посвященную царю, где иерархи, историки и богословы дают ему крайне нелестную оценку. А в этом году схиархимандрит Илий (Ноздрин) на открытии памятника Ивану Грозному в Орле в компании сталиниста Проханова и почетного мотоциклиста произносит ему похвальное слово. В первый ряд участников этого жуткого праздника поставили людей с «иконами» царя.

В России любой разговор об Иване Грозном заканчивается обсуждением Сталина, так что Проханов приехал в Орел не напрасно. Мне было больно видеть о. Илия в этой компании. Он, конечно, не церковный спикер, но он один из самых уважаемых пастырей, и выражает не только свое мнение. Зачем его пригласили? Затем, что оправдания насилия недостаточно, нужна сакрализация.

Другая сторона отношения к насилию – отношение к ненасилию. В 2015 году с размахом праздновалось 1000-летие кончины князя Владимира. Но ведь это был и год тысячелетия мученической кончины Бориса и Глеба – ни много ни мало, первых русских святых. Я даже не спрашиваю, как мы встретили этот юбилей. Кто из нас, верующих людей, вообще о нем вспомнил? Это слишком неудобные святые – особенно в контексте войны на востоке Украины. О. Всеволод Чаплин так долго и часто повторял, что христианство – это не пацифизм, что его слова приняли за чистую монету, и Борис и Глеб оказались на запасной скамье до лучших времен.

– А отношение к Ленину?
– Несколько лет назад А. Щипков, первый заместитель руководителя синодального Отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, писал: «Если власть на этот раз похоронит Ленина, она сдаст тест на политическую зрелость. Не только потому, что тело вождя под кремлевской стеной оскорбляет национальные и религиозные чувства. Но и потому, что тем самым будет ясно дано понять: власть отныне не нуждается в дешевом спектакле с красными мумиями».

А совсем недавно он сказал, что считает «несвоевременной постановку вопроса о захоронении тела Ленина с явно политической мотивировкой». То есть «дешевый спектакль с красными мумиями» все-таки нужен, и наши «религиозные чувства» он уже не оскорбляет.

Смена курса на 180 градусов, которую едва ли можно списать на изменение политической конъюнктуры, причем политически мотивировать захоронение – нельзя, а политически мотивировать дальнейшую консервацию – можно: «Мы видим, как тема декоммунизации используется нашими ближайшими соседями в целях дерусификации. Можем ли мы лить воду на эту идеологическую мельницу? Разумеется, нет, не можем». Мне кажется, справедливо заметила журналист Елена Зелинская: «На Украине антисоветские мотивы, которые я от души поддерживаю, иногда дополняются антирусскими, которые никто одобрить не может. Однако как их осуждать за это смешение, если мы сами до сих пор не разобрались, как отделить советское от русского?»

«Церковь в первую очередь думает о том, чтобы сохранить и укрепить единство в обществе», аргументирует свою точку зрения Александр Владимирович. Но кто рассуждал таким образом? Святитель Тихон, обличая преступления большевиков? Иоанн Златоуст? Апостол Павел? Или, может, сам Спаситель видел Свою миссию в том, чтобы «сохранить и укрепить единство в обществе»?

Объединение людей само по себе не может быть целью и добром. Самые страшные, тоталитарные сообщества были предельно объединены.

Северная Корея – предельно объединенное общество. Безусловно, антихрист будет занят объединением людей. Однако единство имеет ценность лишь вокруг Того, Кто пришел «рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52).

Церковь должна думать, прежде всего, о том, чтобы нести в мир учение Христово, а учение это не всегда принимается всеми «на ура». Сам Спаситель говорит о том, что Дух через нас «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8). Это служение и проповедь всегда окажется для кого-то – соблазном, для кого-то – безумием, и будут те, кто станет на него реагировать болезненно или агрессивно. Об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл: «Христианское послание само по себе очень радикально… призыв изменить жизнь, от многого отказаться, с одной стороны, возбуждает ненависть и агрессию, с другой стороны, затрагивает совесть, потому что где-то там, в самых глубинах, происходит осознание собственной неправды. Но слишком сильна человеческая гордыня, чтобы склонить главу не только перед человеческими словами, но даже перед словом Божиим. А отец гордости есть диавол. Поэтому вся эта немотивированная, неадекватная реакция – это не просто состояние нервной системы или возбужденного ума. Нередко это действие темной силы, которая действует через людей. И мы должны ясно понимать, что никогда в течение всей истории слово Божие, призванное нести людям счастье, не воспринималось доброжелательно теми, кто не желал расставаться со своим внутренним, очень часто темным миром».

Поэтому Церковь – это не скрепа, и никогда ей не будет. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10:34-35). Мы вольны отказаться от этого грозного служения и, подобно коту Леопольду, лишь повторять: «Давайте жить дружно», но – «когда соль теряет силу, она становится ядом». И если нам суждено дать оценку революции, ленинскому учению и его роли в истории страны – чья беда в том, что не всеми она будет принята «на ура»?

«Ленин является определенным символом для граждан, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом… большинство из них – тоже православные люди и являются частью Церкви», пишет Александр Владимирович.

Православный человек, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом, и который будет травмирован захоронением Ильича – это уже не просто «новый человек», которого выводили коммунисты первого созыва. Это духовный мутант.

«Православие» в данном случае означает скорее национально-культурную идентичность, чем христианское мировоззрение и способность осмыслить историю своей страны в свете своей веры. Происходит опасная подмена, и санкционировать ее нельзя.

В этом смысле очень интересен феномен обновленчества. В последнее время – ошибочно – «обновленцами» называли сторонников богослужебных преобразований. Пять лет назад я опубликовал статью «Обновленцы среди нас», где говорил о том, что смысл обновленческого проекта заключался не в каких-либо богослужебных реформах, а в создании Церкви, целиком и полностью лояльной большевизму и советской власти. Я, в частности, привел пример священномученика Агафангела (Преображенского), который был горячим сторонником радикальных литургических преобразований, но непримиримым противником обновленчества. В этом смысле те, кто сегодня раздает ярлыки обновленцев, во многом являются их преемниками, а любые современные попытки примирения православия и коммунистической идеологии несут на себе печать большевистского обновленческого проекта.

Я помню Церковь в конце 90-х. Публика была пестрая, были и «либералы», и «консерваторы», но отношение к советской власти было общим знаменателем. Представить себе, что декоммунизация России будет фактически приравнена к дерусификации, было невозможно.

– А можно ли отрицать достижения советской власти?
– Это вообще не наше дело – давать оценки политическим и экономическим показателям и достижениям. Служение Церкви – давать духовное, библейское видение истории.

Интересен пример царя Ирода. Царь Ирод – это ведь не какой-то сказочный Карабас-Барабас. Это вполне реальный исторический персонаж, которого современники называли после смерти «Ирод Великий», потому что ему очень многого удалось добиться для своих подданных даже в условиях римского завоевания. Он построил самое грандиозное культовое здание Средиземноморья. Фактически он спас народ от массового голода, продав дворцовое золото.

Что касается избиения младенцев, то оно не описывается крупными историками того времени. По мнению современных археологов, если избиение младенцев действительно состоялось, судя по тому, сколько людей жило в то время в Вифлееме, то было убито, может быть, до 20 или 30 детей. Для такого историка, как Иосиф Флавий, это было, скорее всего, слишком незначительным происшествием, чтобы его описывать в хрониках. Но, тем не менее, с точки зрения евангельской, эта попытка покушения на Богочеловека оказывается настолько страшной, что перечеркивает все заслуги Ирода, который был, безусловно, талантливым и успешным политиком.

– Религиозность современных коммунистов – это смена курса или популизм?
– Любая попытка синтезировать коммунизм и православие – это или глупость, или мимикрия. Российские коммунисты – это политическая сила, которая несет ответственность за разрушение российской государственности, бесчисленное количество людей, погибших в результате голода, коллективизации, репрессий, насильственных переселений народов. Еще живы и трудятся те, кто принимал участие в политических преследованиях.

После той трагедии, которая постигла страну в XX веке, прав на участие в политической жизни у российских коммунистов не больше, чем у Чикатило.

Их присутствие в современной политической жизни кажется мне дикостью, но, учитывая то, что коммунизм в России осужден не был, это вполне объяснимо.

– Сталин и Гитлер, по вашему мнению – это сопоставимые фигуры?
– Разные, но сопоставимые. На обоих лежит ответственность за массовое истребление невиновных – в первом случае по национальному, во втором – по классовому признаку. Кажется непостижимым, как в 30-е годы СССР, видя в Германии потенциального врага, одновременно видел в ней и союзника (вспомним раздел Польши).

Совсем недавно я познакомился с актрисой Ириной Адольфовной Евдокимовой. Ее папа не был ни немцем, ни поляком, а русским, родился в Сталинграде в 1937 году и был назван в честь лучшего друга СССР. А когда мальчик пришел в школу, то обнаружил, что вместе с ним Адольфов в классе трое!

Кажется, прошлые и нынешние коммунисты и им сочувствующие не приветствуют такие примеры. Г. Федотов гениально точно выразил абсолютно точную, зеркальную тождественность двух режимов перед войной:  «Посмотрите на воинствующую молодежь всех фашистских (и «коммунистических») народов. За яростью, искажающей человеческие лица, за жестами вызова, ненависти, борьбы – какое содержание заполняет их черепные коробки? Какова картина их нового мира? Не одна ли и та же для всех?

…Мораль казарменной дисциплины и верности вождям, и маршировка, маршировка без конца… Вчера можно было предсказывать грядущий в России фашизм. Сегодня он уже пришел. Настоящее имя для строя СССР – национал-социализм. Здесь это имя более уместно, чем в Германии, где Гитлер явно предал национал-социалистическую идею. Сталин, изменяя коммунизму, становится национал-социалистом, Гитлер, изменяя себе, превращается в вульгарного националиста. Во всяком случае, кровное родство между фашистской группой держав, включая Россию, несравненно сильнее их национальных отличий: последние носят порой чисто символический характер».

Мы как-то обсуждали разницу между немецкой и советской репрессивными машинами с Никитой Кривошеиным, который сам сидел – правда, после Сталина, во второй половине 50-х. И мы отметили такую разницу – в гитлеровской Германии, чтобы попасть в котел, нужно было или кем-то быть – евреем, гомосексуалистом, или же заниматься деятельностью, в которой государство видело для себя опасность. Особенность сталинской репрессивной машины в том, что вообще было неважно, кто ты и чем ты занят. Ты мог быть русским или евреем, православным или коммунистом, работать на хлебозаводе или железной дороге, быть вообще кем угодно – абсолютно любой мог попасть под красное колесо. Это, конечно, не значит, что Гитлер лучше Сталина, они оба были порядочными негодяями.

Попытки реабилитации Сталина объяснимы, но выглядят достаточно тошнотворно. На этом видео священник призывает к «антиномичному мышлению», потому что репрессии – это было не только плохо, но и хорошо, как единственный рычаг модернизации экономики.

Я не враг «антиномичному мышлению», но, по моему мнению, он имел бы на него право, лишь если сам бы отбывал срок, жена была бы в лагерях, а дети распределены по детским домам. Тогда бы он мог воспеть свой принудительный труд на благо коммунистической Родины. Как не вспомнить песню: «Живите тыщу лет, товарищ Сталин, и пусть в тайге придется сдохнуть мне, я верю, будет чугуна и стали на душу населения в стране».

– Каковы, по вашему мнению, были последствия влияния советской эпохи на церковную жизнь?
– Я бы вспомнил слова, сказанные преподобномученицей Марией (Скобцовой) в Париже в 1936 году: «Есть такое советское словцо – “переключиться”, – так вот, надо думать, что это переключение может произойти довольно широко и безболезненно. Но есть одна страшная вещь, из которой переключиться не так просто. Она касается не материала современного советского миросозерцания, а метода выработки его, диктатура не власти, не силы, а предписание идей, той или иной генеральной линии, вера в легко осуществляемую в жизни непогрешимость. В сущности, это основное, что страшно в современной психологии советского человека. Сегодня он знает, что ему надо думать так, что сам Сталин, сама непогрешимая партия предписывает ему такие-то взгляды на безбожие, на науку, на экономический процесс, на иностранную политику, на испанскую революцию, на частную торговлю, на отношение к браку и семье, на все крупные и мелкие вопросы жизни и быта. И он покорно, по всем пунктам, безоговорочно, целиком принимает все предписанные установки.

…Если в церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные, то придут они именно с такой психологией. Что это значит? Это значит, что сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т. д. А в какую-то минуту, почувствовав себя наконец церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: “Вот по этому вопросу существует несколько мнений – какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению, как ложные”.

Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенося на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости. Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей и охранителями ортодоксии… в случае признания Церкви в России и в случае роста ее внешнего успеха она не может рассчитывать ни на какие иные кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета».
Я думаю, что многим из нас доводилось встречаться с такими людьми не раз и не два. Мать Мария объясняет генезис их мышления и поведения.

– По вашему мнению, что лучшее, что было написано о русской революции?
– Сложно сказать. Всегда интересны воспоминания. Когда я читал дневники Корнея Чуковского – меня поразил эпизод, когда он описывает свою развлекательную поездку в крематорий в первых числах 1921 года: «Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах… В самом деле: что за церемонии! У меня все время было чувство, что церемоний вообще никаких не осталось, всё начистоту, откровенно. Кому какое дело, как зовут ту ненужную падаль, которую сейчас сунут в печь. Сгорела бы поскорее – вот и всё. Но падаль, как назло, не горела. Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские – всё в разладе, кое-как, еле-еле… Сквозь отверстие было видно, как горит его гроб – медленно (печь совсем холодная), как весело и гостеприимно встретило его пламя. Пустили газу – и дело пошло еще веселее. Комиссар был вполне доволен: особенно понравилось всем, что из гроба вдруг высунулась рука мертвеца и поднялась вверх – “Рука! рука! смотрите, рука!” – потом сжигаемый весь почернел, из индуса сделался негром, и из его глаз поднялись хорошенькие голубые огоньки. “Горит мозг!” – сказал архитектор. Рабочие толпились вокруг. Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: “раскололся череп”, “загорелись легкие”, вежливо уступая дамам первое место. Гуляя по окрестным комнатам, я со Спесивцевой незадолго до того нашел в углу… свалку человеческих костей. “Летом мы устроим удобрение!” – потирал инженер руки».

Это очень интересное свидетельство о рождении нового советского человека.

Совсем недавно я прочитал роман Евгения Водолазкина «Авиатор» – о человеке, замороженном в Соловецком лагере, и которого вернули к жизни. Конечно, художественная литература и дневники – это не одно и то же. Весь сюжет книги похож на продолжение тезиса Бродского о том, что русского человека в ХХ веке раздели, разули и выставили на колоссальный экзистенциальный холод. «Им тепло небось, облакам, / А я продрог насквозь, на века!» – пел Александр Галич. Герою книги Водолазкина удалось оттаять, а нам – нет. Поэтому книга остается книгой, а нам нужно думать о том, как, наконец, оттаять.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 

Протоиерей Андрей КОРДОЧКИН: статьи

Протоиерей Андрей КОРДОЧКИН (род.1977) - настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, доктор богословия: Интервью | Статьи.

Часто меня спрашивают: «чем отличается православие от католичества»?

Чаще всего приходится сталкиваться с двумя крайностями в попытках ответить на этот вопрос. «Бог один. Религия одна. Мне все равно», – говорят одни. «Католики – еретики. К ним даже в храм нельзя заходить», – говорят другие. В обоих случаях за ригоризмом стоит невежество; в первом случае люди не знают о том, что нас разъединяет, во втором – не осознают первоосновы веры, которую мы разделяем.

Я не сторонник того, чтобы вынимать готовые ответы из кармана, и каждый раз задумываюсь, когда мне задают подобный вопрос. Можно отвечать на него в догматической перспективе, но ученые рассуждения о filioque, о Непорочном зачатии, о непогрешимости Папы в вероучительных вопросах не кажутся значимыми и убедительными людям, неискушенным в богословских тонкостях.

Можно оттолкнуться от верного по сути определения православия как правильного образа духовной жизни, от святости в православной традиции. Но ведь традиция – это не только то, что было, но и то, что есть. Что же сказать о нашей современной агиографии, где святость предстает, зачастую, как борьба со сглазом и колдунами, где бесы всесильны, а читатель жития погружается вместе с его героем (а чаще, героиней) в «болезненный внутренний мир, безблагодатное, сумеречное ирреальное бытие, полное происков и поползновений сил зла, напоминающее атмосферу небезызвестного “Молота ведьм”»1. Эти слова сказаны не о Екатерине Сиенской и не о Терезе Малой; любому священнику приходится сталкиваться с опасными и чудовищно примитивными представлениями о Боге и мире, которые пропагандирует современная околоцерковная среда. Если апостол Петр призывает «заграждать уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2, 15), к чему ломать копья в борьбе с «западными мистиками»?

Можно было бы рассказать о духовном видении мира, о красоте православной иконописи. Но что будет значить наш рассказ, если все чаще в католических храмах, как в России, так и на Западе, мы можем увидеть православные фрески и иконы? В то же время наши церкви (в особенности, построенные в послепетровскую эпоху), бывают наполнены изображениями, вовсе не имеющими отношения к иконописной традиции Византии и Древней Руси. В домах наших прихожан из Западной Украины мне часто приходится видеть «иконы» сердца Иисусова; ценность священного изображения определяется обилием блестящих деталей, «чтобы побогаче». Судя по рассказам и фотографиям, в храмах на наших юго-западных церковных рубежах дела обстоят немногим лучше; очевидно, понятие о канонах православной иконописи там потеряно в принципе.

Можно рассуждать об «обмирщении» католического монашества. Впрочем, и здесь придется признать, что западное монашество во многом осталось более верным древнецерковной традиции. В бенедиктинских монастырях, к примеру, женщина вообще не может переступить порог братского корпуса; ни о каких келейницах не может быть и речи. В современных же русских монастырях целомудренное разделение по гендерному признаку часто отсутствует, даже архиереи вынуждены признать существование «муже-женских монастырей»2.

Вспоминается английская пословица: «живя в доме со стеклянными стенами, не следует бросать камни в дом соседа». Все это не означает, впрочим, что различий между православием и католичеством нет. Думаю, что принципиальное отличие, видимое невооруженным глазом – отношение к Евхаристии.

В начале своего церковного пути я оказался в католической школе-интернате; торжественный завтрак перед воскресной мессой показался мне почти кощунством. Насколько я могу судить, значение приготовления в современном католическом благочестии потеряно, вместе с практически всеми формами поста, который, в православной традиции, всегда есть приготовление к причащению. Но если мы указываем на отход католической традиции от православия, стоит задать вопрос: что есть приготовление к причащению в православии сейчас и насколько этот подход верен православному пониманию таинства?

Логика Древней Церкви проста: основное условие причащения – быть христианином, членом Церкви. Через тяжелые грехи человек отпадает от Церкви, отпадая от Евхаристии. Логика современного православного благочестия другая: для того чтобы причаститься Тела и Крови Христовых, православный христианин должен: а)...б)...в)... В эти пункты священники часто включают трехдневный пост. Впрочем, если священник приступает к таинству, в среднем, дважды в неделю, едва ли он постится непрестанно – как тут не вспомнить слова Христа: «и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46). Что касается поста в субботу накануне причастия, на который благословляют многие современные пастыри, – многие ли из наших прихожан знают, что именно субботний пост, как нарушающий церковные правила3, противокатолические катехизисы, написанные до революции, обозначают как одно из существенных отклонений «латинян» от православия, вместе с совершением богослужения «на непонятном для народа языке»4?

Вместе с правилом к причащению, включающим три канона, обязательную исповедь, ежевоскресное причащение становится, фактически, невозможным. Мы сталкиваемся с парадоксом: мы так усердно готовимся к причащению, что то, к чему мы готовимся, так и не наступает. Вместо встречи с Христом наше сугубое благочестие обрекает нас на роль зрителей, а не полноценных участников Тайной Вечери.

Насколько же верна православной традиции русская практика (которую греческий мир не знает) обязательной исповеди перед причащением? Конечно, она имеет определенные преимущества, помогая сосредоточить духовное внимание, избежать профанации причащения («все идут, и я иду»). Но есть и другой аспект. «Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения», – писал о. Александр Шмеман в своих «Дневниках». Эти слова могли бы показаться дерзкими, если бы не одно важное обстоятельство. В православном понимании грех есть, прежде всего, отпадение от Церкви. Несмотря на то, что мы не оперируем понятиями «смертных» и «простительных» грехов, как Католическая Церковь, мы знаем по опыту правоту слов св. ап. Иоанна: «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5, 17). В то же время, именно из понимания греха как отпадения от Церкви рождались церковные каноны, предполагающие отлучение от церковного общения в случае совершения определенных грехов. Если исповедь совершается раз в неделю или чаще, ее изначальное значение как воссоединение с Церковью теряется; по слову уважаемого московского священника, если человек «живет нормальной церковной жизнью, то частая его исповедь не может быть той исповедью, которая называется вторым крещением. Не может быть соединения с Церковью, если человек не отделялся. Сам смысл этого таинства меняется, и возникает путаница»5. Исповедь как «пропуск к причащению» – пример дрейфа от православного понимания таинства к его профанации. Дело, конечно, не в частоте исповеди, а в том, что сама Церковь перестала пониматься как Евхаристическое собрание. Тот же, кто пытается восстановить изначальное значение Церкви, зарабатывает ярлык «реформатора» и «обновленца».

До сих пор мы рассуждали о различных приближениях к проблеме «сравнительного богословия», но оно имеет и нравственное измерение, с которым сталкивается любой православный священник, совершающий служение в католической стране.

Я вспоминаю, как однажды я совершал Литургию в одном из католических монастырей Севильи для нашей православной общины. В конце причащения к чаше подошла монахиня монастыря. Я постарался доброжелательно объяснить ей, что наши церковные правила не позволяют нам преподавать Святые Дары неправославным. Однако вопрос остался – повсеместно в Западной Европе мы совершаем богослужения в католических храмах, нам идут навстречу, ничего не требуя взамен. На моей памяти католики нам никогда и нигде не отказывали, зная, тем не менее, что в собственном храме они будут отлучены от причащения. Но когда я совершаю Литургию в католическом храме, при этом принимая католика в православие (а такое бывало), я не могу не задуматься: является ли нравственно допустимым просить у других то, что мы никогда не дадим сами? Не прячем ли мы за глубокомысленными рассуждениями о «правилах» и «канонах» принципы «готтентотской этики»: «Если зулусы угнали быка у меня – это плохо, а если я угнал быка у зулусов – это хорошо»?

Наверное, стоит чаще вспоминать о том, что наши отношения с католическим миром не ограничиваются политизированной и вечно конфликтной Западной Украиной. Нигде в Западной Европе наши отношения с католиками не омрачены судебными разбирательствами. Вспоминая о громких судебных процессах с Константинопольским Патриархатом о собственности храмовых зданий в Лондоне, Будапеште и Биаррице, можно лишь грустно улыбаться, слыша слово «соборность», которое так привлекает в православии иностранцев. Вспомним о святынях, которые находятся, как многие полагают, «в католическом плену». Нигде нам не навязывается сослужение с «хозяевами» святыни как единственная форма литургического поклонения, как в Греции или на Святой Земле. Едва ли священник Русской Православной Церкви мог бы совершать еженедельную Литургию на мощах Святителя Николая в Бари, если бы мощи оказались у греков. Итак, идеологема «злые католики versus добрые православные» оторвана от реалий церковной жизни и свидетельствует о дезориентации церковного сознания.

Уверен, что бoльшая часть священников, которые реально сталкиваются с католическим миром на Западе, разделяют мой взгляд. По моему опыту, увлекаются антикатолической риторикой и со страхом воздевают очи к небу при слове «Ватикан» те люди, чье знакомство с католичеством ограничено в лучшем случае пресловутыми «противокатолическими катехизисами», написанными в XIX веке, или лекциями профессора Осипова, а в худшем случае эти люди ничего не знают о католичестве вовсе. Эту связь ненависти, страха, фанатизма и невежества обозначил еще в позапрошлом веке Помяловский в «Очерках бурсы»: «По понятию бурсацкого фанатика, католик, особенно же лютеранин – это такие подлецы, для которых от сотворения мира топят в аду печи и куют железные крючья. Между тем всякий бурсак-фанатик более или менее непременно невежда, как и всякий фанатик. Спросите его, чем отличается католик от православного, православный от лютеранина, он ответит бестолковее всякой бабы, взятой из самой глухой деревни, но, несмотря на то, все-таки будет считать своей обязанностию, своим призванием ненависть к католику и протестанту»6. И если слово «Запад» мы способны воспринимать лишь в негативном ключе, то чему мы обязаны нашими фобиями – глубокому знанию европейской религиозной и философской мысли, или же наши страхи – всего лишь отражение штампов времен «холодной войны»? Время великого противостояния закончилась, эпоха крестовых походов ушла в историю. Однако если история снова проходит мимо нас, нам остается лишь только жить враждой.

...Эти размышления являются скорее попыткой задуматься, чем дать ответ на вопрос о различиях православия и католичества. «Евангелие действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее... у нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи, а у вас ничего, и даже, кроме одного воскресенья, никаких экстренных праздников нет…» – так понимал лесковский Левша наше превосходство над западными конфессиями. Если мы хотим быть более убедительными, чем известный литературный персонаж, наши попытки сравнительного богословия должны начинаться с вдумчивого осмысления собственной традиции. Насколько мы сами верны Православию?

1 Свящ. Александр Шантаев. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо. 2004. С. 24. Подробнее тема язычества и оккультизма в современной церковной литературе развита диаконом Андреем Кураевым, см. в частности главу «Второе пришествие апокрифов» в книге «Оккультизм в Православии» (М.: Благовест, 1998).
2 Епископ Саратовский Лонгин. Наша проповедь должна быть обращена к собственному народу. / Саратовские епархиальные ведомости. № 1(17), 2006.
3 64 правило святых Апостолов гласит: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».
4 Православный противокатолический катехизис. Харьков. 1916 г.
5 Прот. Владимир Воробьев. Покаяние, исповедь, духовное руководство. www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=30
6 Помяловский Н. Очерки бурсы. В кн.: Помяловский Н.. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы. М.: «Художественная литература», 1988. С. 383.

Источник: Церковный вестник.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ