О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

КНЯЗЕВ Евгений Владимирович ( род. 1955)

Интервью    |   Аудио
КНЯЗЕВ Евгений ВладимировичЕвгений Владимирович КНЯЗЕВ (род.1955) - актёр театра и кино, театральный педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина. Народный артист Российской Федерации: Видео | Интервью | Аудио | Фотогалерея.

Евгений Владимирович Князев родился 9 августа 1955 года недалеко от Ясной Поляны (Тульская область). Единственный брат трех сестер с детства был окружен вниманием и любовью. Эта счастливая пора сформировала личность актера, его ясные нравственные принципы, благородство и простоту. Этими качествами он будет наделять многих своих героев. Внутренняя цельность и четкость жизненной позиции пришли из детства. От мамы - Зои Ивановны, домохозяйки, которая всю жизнь сокрушалась, что не хватило денег на пианино, что не смогла выучить сына играть на нем. От папы - Владимира Ивановича, человека скромного, застенчивого, шахтера с внешностью Жана Габена.

Мечта о сцене у Евгения Князева родилась еще в детстве, но путь к ней не был легким. Он поступал в Щукинское театральное училище сразу после школы, в 1972, - однако его не приняли. После этого пошел в Горный институт.

И все же природа брала свое: с третьего курса Князев играл в самодеятельности, проходя практику в Ленинграде, решил испытать судьбу - поступал в ЛГИТМиК на курс к Рубену Агамерзяну. Но бросить институт, не доучившись, было  нельзя.
    
И, уже получив диплом горного инженера, в 1978 он поехал в Москву. На этот раз он был принят. Переход от точных наук к этюдам дался Князеву нелегко, но учился он увлеченно. В трудный момент помогали педагоги. Людмила Владимировна Ставская, руководитель курса, умела добиться того, чтобы студент раскрылся, поверил в себя, в то, что он что-то может в профессии. И тогда все получалось.

Щукинское училище стало его домом. Днем, вместе с ближайшим другом Женей Дворжецким, он работал в гардеробе, после бегал по выставкам и театрам, много читал. Он старался взять все, что мог. В 2003 Князев стал ректором Театрального института имени Б.В. Щукина, но это потом, а тогда…

В 1982 Евгений Симонов, главный режиссер театра Вахтангова, взял выпускника в прославленную труппу. Успешным стал ввод на роль Гаэтана в спектакле «Роза и крест». Симонов точно понял природу артиста – Медальный профиль, выразительная пластика, мощный темперамент.

В 1985 Евгений Рубенович поставил «Три возраста Казановы». Он сам соединил пьесы Цветаевой, сам придумал название. Евгений Князев здесь – молодой Казанова, Василий Лановой – зрелый, а Юрий Яковлев - Казанова в летах. Такие партнеры многое дали актеру. Зрители обожали этот спектакль, он шел долго, и в финале зал всегда аплодировал стоя! Затем появились «Маленькие трагедии», где Князев – Дон Гуан.

Однако время менялось. Высокий стиль уходил в прошлое, и Князев уже играл разрушенного кокаином графа Обольянинова. В этой роли он обнаружил глубокую драматическую природу, надлом. Режиссер «Зойкиной квартиры» Г. Черняховский ставил спектакль о «бывших», не способных найти себя в новой жизни.

В 1992 актер встретился с Петром Фоменко. Он ставил «Дело» по Сухово-Кобылину, где Князев сыграл чиновника Шило. Роль небольшая – но она дала начало их дальнейшему сотрудничеству, важному и творчески, и лично. Артист был занят во всех крупных спектаклях Фоменко. В 1993 сыграл Незнамова в «Без вины виноватых» (получив госпремию), в 1996 – Германна в «Пиковой даме»,
    
в 1999 – Ашилля в «Чуде святого Антония». Работы этапные, и для театра, и для актера. Петр Наумович стал его учителем.Но Фоменко ушел создавать свой театр. А в родном для Князева Вахтанговском стали появляться спектакли, ему неблизкие. Это было время внутренних поисков. Два московских театра предлагали перейти в свою труппу, но он отказался. Он остался верен Вахтанговскому театру.

В 1999 вышел спектакль «Посвящение Еве» режиссера С. Голомазова. Во многом переработав пьесу, он поставил тонкую историю о любви-страсти и любви-жалости. И все эти годы дуэт Василия Ланового и Евгения Князева завораживает зрителей.

Князев – артист требовательный. Ему нужно, чтобы роль нравилась, чтобы режиссер и партнеры были интересны. И, не найдя этого в своем театре, он начал работать в других. Здесь можно назвать Берлиоза в одноименном спектакле Театра Наций, Севостьянова и Ксей Ксеича в «Провокации», Барро в работе Фокина «Арто и его двойник».
    
Это были яркие и неожиданные роли.

В кино Князев пришел позже других, но в последнее время активно снимается. На его счету более 30 фильмов и сериалов. Одна из крупнейших работ – роль в сериале «Пятый ангел» (2002). Вера Сторожева, поработав с актером на картине «Путешествие с домашними животными», специально придумала для него персонаж в другом своем фильме. Сейчас завершается ещё один проект - «Вольф Мессинг», где Князев сыграл заглавную роль.

Евгений Князев востребован и признан (лауреат госпремии, народный артист России), но профессия – это еще не вся его жизнь. Он женат, имеет двух дочерей и признается, что ничего ценнее семьи для него нет.            

Источник: www.knjazev.com/.

..

Евгений Владимирович КНЯЗЕВ: интервью

Евгений Владимирович КНЯЗЕВ (род.1955) - актёр театра и кино, театральный педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина. Народный артист Российской Федерации: Видео | Интервью | Аудио | Фотогалерея.

Неопубликованный материал для журнала "Интервью" (2008 г.)

Евгений Владимирович, соглашаясь на интервью, пригласил меня на спектакль «Посвящение Еве» - разговаривать предстояло после, и это стало испытанием. Дело в том, что его должность ректора старейшего театрального вуза страны – училища имени Щукина – провоцировала на определенный ракурс беседы: студенты, поступления, традиции… Но Князев-актер так явственно вышел на первое место, что не считаться с этим было нельзя. Когда же мой собеседник начал делиться сокровенным, не боясь признаться в сомнениях и страхах, я вспомнила еще одного выпускника Щукинского училища – Михаила Ульянова. Вспомнила его взгляд, который выдающийся артист устремлял на режиссера после сыгранного в кино дубля. Этот взгляд с опасением вопрошал: «Ну как? Получилось?»

Может, это тоже в традициях вахтанговской школы – независимо от былых достижений, каждый раз переживать за результат? Или это просто качество хорошего актера?.. А еще я подумала: если мы, в силу профессии, вынуждены покушаться на чужое время, то почему бы и впрямь не выслушать сомнения, опасения, переживания?..

- Большое спасибо за спектакль. Честно говоря, я еще под впечатлением... Расскажите об этой роли. У вас слезы стояли в глазах на поклонах…
- Этот спектакль мы играем с Василием Семеновичем (прим. Лановым) уже шестой сезон. Мы его любим, он воспринимается зрителями - очень эмоционально. И мы это чувствуем, это передается… Не было ни одного спектакля, чтобы зрительный зал не вставал. Сегодня был трудный спектакль в том смысле, что мы играли его на замену: у людей изначально было огорчение от того, что они купили билеты на одно, а им показывают другое. Ощущение, что их хотят обмануть. Но потом происходит взаимопонимание.

«Посвящение Еве» - это спектакль-исповедь, который заставляет задуматься нас и зрителя. Много вопросов остается у людей, но появляются и ответы. Кто-то задумывается о своей жизни – правильно ли он поступает с близкими? Может, сегодня после спектакля кто-то кому-то позвонит, вспомнит о тех, кого он вольно или невольно обидел… Этот спектакль из тех, что нужны людям.

- А когда вы так напряженно вглядывались в зрительный зал, вы что-то считывали с лиц?
- Нет, зала я не вижу. Я вижу, как он встает, как он благодарен – я же много спектаклей играю, и бывают просто благодарные аплодисменты; бывает, когда недоумевают, но аплодируют, потому что так положено; а здесь… Как вам сказать… Находиться два часа на сцене - тяжелый труд: и физический, но больше эмоциональный. И если у меня не будет энергии, которую я смогу запустить в зрительный зал и взять его, то мне ничего и не вернется. А когда моя энергия возвращается мне, умноженная на количество людей в зале, появляются силы для завтрашнего дня. Вот тогда мне радостно заниматься своей профессией.

- Сегодня вы ректор Щукинского училища. А будучи абитуриентом, испытывали благоговейный трепет перед вузом с такой историей и такими выпускниками или по молодости смотрели на это проще?
- Конечно, испытывал. Я, правда, может, и не очень хорошо отличал, какое училище есть какое, но в 70-ые годы, когда я окончил школу, учился в Горном институте, продавались открытки с артистами в киосках «Союзпечати». Я их иногда покупал – я любил театр, ходил на спектакли. И практически на каждой открытке (чаще всего) было написано «окончил театральное училище имени Щукина». И уже от этого мне казалось, что Щукинское училище – лучшее. Ну, это такое мальчишество… Наверное, если бы я не поступил в Щукинское, поступил бы туда, куда меня брали. Но меня ведь брали два института – Школа-студия МХАТ и Щукинское. Там набирал Олег Николаевич Ефремов, а у нас – Людмила Владимировна Ставская. Я не пошел к Ефремову, хотя понимал, что это за фигура, какой это замечательный артист, а пошел сюда – к никому не известному педагогу. Чем это было вызвано, я не знаю. Наверно, когда стоишь на перекрестке и у тебя есть право выбора, ты должен сделать правильный шаг. Я фаталист. И вероятно, суждено было, чтобы я поступил в Щукинское. А может, меня здесь так приняли, может, что-то показалось родным... Не знаю. Дело в том, что я же получил диплом о высшем образовании Горного института, и в Щукинском меня прослушивали трижды и, наконец, сказали: мы вас возьмем, если принесете из Министерства образования разрешение на получение второго высшего. Возможно, это сыграло роль… Сейчас, когда к нам поступают студенты, мы ведь за ними не гоняемся. Начинаем набор и говорим сами себе: тем, кому суждено учиться у нас, они будут учиться у нас. Как сложилась бы моя жизнь, поступи я во МХАТ? Этого никто не знает, и я гадать не буду. Я благодарен судьбе, что поступил в училище имени Щукина. После учебы меня пригласили в театр Вахтангова, где я работаю уже очень долго, много играю, хорошие роли получаю. Люблю этот театр, проповедую именно вахтанговскую школу. Она отличается от других – у нас есть яркость, мы блюдем яркую форму и поощряем это в студентах. Когда про нас говорят, что щукинцы любят повыпендриваться, для нас это не оскорбление – это похвала.

- Истории о поступлениях всегда интересны…
- Я читал монолог Незнамова. Ничего особенного там не было, но потом, когда я уже работал в театре, получил эту роль у Петра Наумовича Фоменко, а за нее - государственную премию. Какая связь – никакой. Но вот я поступал с этим произведением, и оно принесло мне актерскую удачу… Но самое страшное для меня было не поступать – сказали же после прослушивания, что возьмут, если будет справка. Самое страшное было – ходить в министерство, неизвестно к кому… Я приходил и говорил: «Вы не могли бы дать справку, что разрешаете мне получить второе образование?» Надо мной потешались и посылали из кабинета в кабинет. А в одном сказали: «А почему вы думаете, что вас примут?» «Не знаю. Наверное, увидели во мне что-то талантливое». Они в ответ: «Ну, покажите нам что-нибудь талантливое…» И я же понимаю, что нужно как-то развеселить, а у меня репертуар серьезный… И вот стоял, как дурак, в кабинете, читал и видел смех в глазах, а сделать ничего не мог, потому что справка-то нужна. Потом мне ее дали – я, правда, даже не помню, как это произошло. Но забавная вещь… Однажды после спектакля ко мне подошла женщина из министерства, которая вспомнила меня и мою справку. Смешно. Было.

- Теперь вы сами принимаете. Если есть разногласия в комиссии, что может перевесить в сторону положительного ответа?
- Видите ли, актерская профессия – вещь такая… Конечно, предполагается, что должна быть одаренность, - вот на предмет одаренности ребят и смотрят. Но существуют какие-то человеческие критерии… Как в жизни – мы же находим людей, которые нам более симпатичны, так и художественный руководитель среди огромного числа абитуриентов набирает себе тех, кто ему приятен чисто почеловечески. Конечно, сразу не определишь, но на уровне интуиции, зрительного восприятия можно о человеке судить. Ну, есть такое качество, как обаяние – его же сразу видно! Говоришь человеку: спойте песню, которую вы любите, - здесь-то он и проявляется. Одаренность – это хорошо, но мы же не требуем, чтобы к нам поступали готовые артисты, которые могут выйти на сцену и играть – да так и не бывает никогда. Труднее даже, когда приходят из самодеятельности с осознанием, что все умеют, а приходится переучиваться. Но для актерской профессии, прежде всего, требуется трудоспособность, трудолюбие, терпение необыкновенное и только потом талант. И если двух первых «Т» нет, ничего не получится, потому что актерская профессия очень тяжелая, зависимая. Нужно уметь не расстраиваться из-за неудач, терпеливо ждать своего случая, если ты любишь театр и хочешь им заниматься; ставить перед собой высокие цели, ведь по закону сохранения энергии мысли материализуются… И очень важен в нашем деле случай. Но когда этот случай к тебе приходит, ты должен быть к нему готов, натренирован – твоя психика, нервы, поэтому нам все время нужно находиться в тренинге. Почему я, как и многие, считаю, что хорошими артистами становятся чаще всего в театре? Есть примеры выдающихся артистов кино, Нона Мордюкова, например, - блистательная (!), но эти случаи единичны. И если перечислять великие имена (Борисов, Смоктуновский, Ульянов, Гундарева, Яковлев, Лановой) - это все театральные артисты. Они оттачивали свое мастерство в театре – изо дня в день.

- Забавно вы говорите о студентах: кто поступил, считает себя Народным артистом, на втором курсе – Заслуженным, далее по убывающей…
- Безусловно. Самое легкое в нашей профессии – это поступить. Как ни странно. При всем огромном конкурсе… А дальше начинаются «три Т», без которых не может быть артиста. А молодым неопытным ребятишкам кажется, что они совершили что-то глобальное! Главное дело своей жизни! И на первом курсе у них есть ощущение, что все уже свершилось! Мы артисты! А потом выясняется, что они должны огромный списочек литературы прочитать - от античности до наших дней… И тут они понимают, что и читать-то толком не умеют, а без этого на следующий курс не перейти… Куда деваться – интеллект-то нужно развивать у артистов! А еще надо учиться двигаться, танцевать, пластикой заниматься, а они вдруг понимают, что ни согнуться, ни разогнуться, как следует, не могут. И только трудом можно добиться результата. Тут они сами себя из Народных понижают до заслуженных, на третьем курсе в дело вступает философия, снова понижая их в «ранге», а к четвертому - приходит осознание, что закончить-то мы закончим, а ведь все только начнется…

Во-первых, нужно поступить в театр, а если и поступил, на тебя смотрят, как на маленького ребеночка, как на щенка… Я же помню свой первый год в театре – какие артисты у нас были, артистищи! Я думал: «Господи Боже, Максакова! Она моя учительница, я с ней отрывки делал, а тут уже вроде как коллега, а я не знаю, как вести себя с ней…» И смотрел, как они играют… И думал: «Да я здесь ни одной роли не получу, когда такие артисты работают!» Это ведь были небожители! (Ульянов, Яковлев, Лановой) А потом вдруг мы с Максаковой оказались партнерами по спектаклю – сначала боялся, а потом вроде и ничего. И вот уже стали чуть ли не любовные сцены играть, и отношения приятельско-дружеские… А потом, Людмила Васильевна так прекрасно выглядит, что я шучу и говорю: «Скоро я, наверное, буду вашего дядю играть, а вы племянницу…» Женщины умеют держать себя в форме, сохранять… То есть мы уже сравнялись, а ведь когда-то она меня учила, будучи Народной артисткой, а я был студентом. Кстати, мы и в званиях сравнялись, а кроме того, в училище она, по-прежнему, преподаватель, а я уже ректор – ее начальник (смеется), но и сейчас ею восторгаюсь.

- А когда вы узнали, что вас берут в Вахтанговский театр, – еще будучи студентом?
- Да, тогда главным режиссером театра был Евгений Рубенович Симонов и он у нас на курсе делал дипломный спектакль «Сенсация». Где-то к концу третьего курса он меня вызвал и сказал, что хочет дать мне роль у себя в театре, и даже пригласил на репетицию. А к концу обучения меня уже официально пригласили в театр и сразу отправили на гастроли в Новосибирск - там мы долго играли в массовках. Когда меня на гастролях ввели в спектакль «Мистерия Буфф» (срочным вводом) на роль Вельзевула – это был страшный случай в моей жизни! Заболел артист, мне все показали, но не в костюмах – лето, жара… «Вот только там декорации будут, там помост…» И когда я вечером пришел на спектакль, увидел там такую декорацию, таких артистов - они все в гриме, в костюмах – я никого не узнаю… Вместо концертмейстера целый оркестр – все по-другому! Я в ужасе. И перед выходом на сцену вдруг понимаю, что забыл текст! Спрашиваю первую фразу, проходит секунда – я опять ее забываю. Говорю: «Что делать? Я не помню текста!» А мне в ответ: «Иди! Или сейчас все вспомнишь или… Выхода нет – надо!» Представляете этот ужас?! Страшно, жутко, и я выхожу… Свет слепит, я иду по помосту, втыкаю посох и молчу. Мне все подсказывают, а я даже не могу повторить – во рту все пересохло! Кое-как что-то пробормотал… Ушел со сцены и понимаю, что нужно улетать с гастролей, уходить их театра – все, сейчас выгонять будут, а чтобы не выгнали, нужно уехать самому. Оказалось, что еще вторая сцена есть, где я должен выходить, - я совсем про нее забыл. Меня нашли - заставили выйти.

На следующий день я ждал гнева, а смотрю, Евгений Рубенович не здоровается со мной, но и не орет, не ругается. А оказывается, пришел к нему наш преподаватель Владимир Владимирович Иванов и убедил в том, что у меня был шок на сцене. И если не дать мне еще раз сыграть, можно перечеркнуть всю жизнь, всю биографию. И вот во втором спектакле я уже сыграл, как надо. Но могло закончиться иначе. Первые и последние гастроли могли бы быть.

- Возвращаясь к абитуриентам… Как часто встречаются ленивые таланты и поддаются ли они перевоспитанию?
- Поддаются. Наступает момент, когда они понимают, что на своей одаренности далеко не уедешь. Тебя обойдут другие, у которых есть и одаренность, и работоспособность. А дальше начинается хорошее чувство зависти, соперничества. Как это так – тебя обошли? Мы же в этом смысле очень зависимы – хотим понравиться, хотим, чтобы нас отметили, оценили, приняли… Мы любим студентов, но не за то, что они поступили, а за то, как они работают и учатся, - просто так мы можем любить своих собственных детей. И ребята чувствуют, что к кому-то отношение педагогов лучше - ему больше дают, на него больше внимания обращают. И тогда они понимают. А бывает, что нет, и таких людей мы отчисляем. Иногда для одаренного человека нужен стресс, чтобы восстановиться или поступить еще раз в другую школу, но у него уже будет урок! И такие случаи были. И к нам приходят: смотришь - отчислили из Школы-студии МХАТ. Звонишь туда, узнаешь, в чем дело? Если «халтурил-ленился», можно дать второй шанс. И нам человека даже порекомендуют (у нас есть некая корпоративность) - мир-то тесен. А могут сказать: не советуем, в нем есть подлые черты.

- Бывает, что студента, отучившегося какое-то время отчисляют за профнепригодность. Как вы с этим справляетесь? И что, в данном случае, вас больше заботит: скажем, чистота рядов, или понимание, что человек не на своем месте?
- Да, это непросто. Мы же понимаем, что они еще маленькие дети. И если человек не восприимчив к профессии, к проживанию на сцене, мы только навредим ему, если после выхода из института он не станет артистом. Лучше пусть он найдет себя в другом деле, и наше право ему это сказать. И говорим: ты парень хороший, но к актерской профессии не имеешь отношения – мы ошиблись. И ты ошибся. Сделай для себя вывод, подумай о себе. Если же человек говорит, что хочет этим заниматься, даем ему время и шанс.

Первые полтора года мы не отчисляем за профнепригодность – ее еще трудно определить. А дальше начинается профессия, когда твоя природа должна сработать на систему необходимых актерских элементов. И бывает, что отчисляем в конце второго курса, когда видим, что человек не перспективен. Да, это больно. Но кто-то благодарен, потому что находит себя в другой профессии, а бывает, что поступают в другой театральный вуз, и там все получается. Это к вопросу о фатальности – значит, сначала человек попал не в ту школу. На первых курсах мы чаще отчисляем за первые «Т»: отсутствие трудоспособности, нарушение трудовой дисциплины, прогулы.

- А вы как ректор жесткий человек?
- Ну, а как же! Мы же отчисляем.

- Слезы, мольбы не срабатывают?
- Столько слез мы видели! Но это же на секунду. И потом, у нас решение по каждому студенту выносит полносоставная кафедра актерского мастерства. И не сразу: если студент не проявляется у одного педагога, его дают другому, третьему. И в конечном итоге, к четвертому курсу, можно пройти практически через всех учителей. Кто-то обязательно даст то, что необходимо.

Я никогда не позволяю себе говорить: это мой ученик. Если человек сам меня так назовет, хорошо. Но, может, главное, что повлияло на его сознание, он услышал на лекции о русском театре, когда вдруг обрел свободу и почувствовал себя артистом. Я помню самого себя первые полтора года – мне же было так трудно учиться! Я ведь до этого учился в техническом вузе – там все конкретно, задачи- формулы, а здесь делай этюд, выдумывай слова, ситуации… Мне проще было отсидеться где-то в сторонке, потому что я не знал, что от меня хотят? Выходи, фантазируй – и это называется занятие. Играли-играли – и это урок. На втором курсе есть сложный предмет «Этюды к образам». У меня ничего не получалось – ложный театр какой-то. И Людмила Владимировна, помню, все бьется, бьется со мной, а у меня - ноль… Вот ее я называю своим учителем. И однажды я «косым зрением» увидел, что после очередного неудачного этюда она махнула на меня рукой. И так обидно стало – комок к горлу, и я говорю Ире Малышевой, моей однокурснице: «Пойдем сейчас же играть этюд. Ты мне скажи, что беременна, а дальше будь что будет!» И вдруг на этом нерве я так сыграл! И понял: получилось. Слезы как брызнули от того, что я почувствовал, что могу этим заниматься. И стало легко. Как этого добилась Людмила Владимировна, я не знаю… Нельзя все время ругать или хвалить – должно быть всего в меру. Нужно понимать, чувствовать студентов – хрупкие же они… (Сказано с чувством) Есть хорошие, есть плохие, но они дети, которые потом могут стать замечательными артистами.

- Вы ведь и курс вели. И говорили, что художественный руководитель становится студентам и мамой, и папой – ему они выворачивают все свои горести и беды. Есть примеры, когда вы с гордостью могли бы сказать – я помог в нужный момент?
- Да таких случаев много было. Мы для них действительно как бы названные родители. Они сами нас так называют, а училище - своим домом, потому что большую часть времени проводят в нем. А тем, кто не из Москвы, вообще лучше здесь, чем в общежитии. Да и московские все время толкутся в училище, ведь тут ими занимаются. Мы же, кроме профессии, должны развивать их человеческие качества – во всяком случае, по этике Станиславского это является основой воспитания артиста. Мы говорим им: вы должны быть настолько интересны зрителям – они же разные: врачи, музыканты, инженеры, преподаватели, которые состоялись в своей профессии, - они личности. И вы должны быть личностями, чтобы этих людей, сидящих в зале, увлечь собой! Кто-то этого не слышит… Ну, если мы набираем тридцать человек, а к концу остается двадцать… Из них хорошими артистами становятся человек шесть-семь. И если дело обстоит именно так, это считается очень хороший выпуск, а если десять – гениальный! Производство актерское – оно штучное. И потом… театр. Вот театр Вахтангова – берут сюда самых лучших студентов Щукинского училища, но, попав в систему театра, не все готовы бежать на длинную дистанцию, не всем повезет играть главные роли. И в театре происходит градация: первые, вторые, третьи и так далее. И вот эти «и так далее» тоже артисты, блестяще закончившие Щукинское училище - отобранные как лучшие! А вы представляете, какой это комплекс, быть артистом, у которого спектаклей много, а ролей, доставляющих радость, нет. Представляете, каково жить этим людям? Но они любят театр и работают в нем. Как у Островского есть тост: так давайте выпьем за людей без различия степеней и талантов - за людей, которые любят театр, за тех, кто служат театру. У нас ведь говорят «не работать, а служить». В театре служат - сцене, искусству… в надежде на то, что когда-нибудь повезет: ты получишь роль, о которой мечтал.

- У вас было два курса. Вы следите за своими ребятами?
- Они очень хорошо развиваются, растут. Много снимающихся. Это и Маша Куликова, и Юля Пивень… Стас Дужников, Дима Ульянов, Олег Макаров, Филипп Григорян, Сережа Муравьев – как бы кого не забыть! Почти все работают в театрах. Вы спрашивали, спасал ли я кого-нибудь? Вот есть у меня такой Стас Николаев, который был сложным молодым человеком – взрывной, мог выпить, подраться за правду, за женщину, которую оскорбили у него на глазах… И сколько мне приходилось вытаскивать его из разных ситуаций, вести с ним нравоучительные беседы, пугать отчислением! И произошло изменение с человеком – сейчас он хороший артист, играет в Театре Сатиры. Он это понимает и ценит. А называет ли он меня своим учителем, это у него надо спрашивать. Я только знаю, что им я занимался.

И другой мой курс – тоже ребята много работают. Там Витя Добронравов, Саша Стрельцина, Миша Шкловский, Юля Марченко, которая очень ярко зажглась в Александринском театре… Так что я своими выпускниками горжусь. Ну как, с ума-то не схожу, но рад, что меня свела с ними судьба. Если я им помог, хорошо…

- Когда видите их на экране или в театре, оценку какую-то сами для себя даете?
- Если только для себя. Понимаете, какое дело... Однажды я не своему студенту у нас в театре сделал замечание с целью помочь и увидел в глазах иронию: мол, мы здесь коллеги, замечания в училище нужно было делать. И после этого я сказал себе: никогда в жизни никому ничего не говорить, если тебя не спросят.

- Сериалы пагуба для студентов или бывают исключения?
- Это не совсем так. Конечно, при темпах нашей жизни хочется всюду успеть, а сериалов снимается много и артисты востребованы. Но сериалы, к большому моего сожалению, не дают актерского роста - разве что популярность на короткое время. Хорошо, если кому-то удастся на этом взрасти, но я таких случаев не знаю. С моей точки зрения, хорошими артистами становятся в театре: когда ты репетируешь, выходишь на сцену – там спрятаться не за кого. А здесь отбирают по типажу - по внешним, эмоциональным данным. Слава Богу, сейчас стали появляться хорошие сериалы, а ведь был период таких «поделок»: все происходит на двух стульях, показывают только головы – смотреть-то на это нельзя! А сейчас есть и достойные сериалы, например, «Ликвидация». Кстати, Урсуляк – выпускник Щукинского училища. И вообще наших там много снимается. Да какой сериал не возьми - наши есть везде.

- То есть сниматься студентам не запрещают?
- Нет, конечно. Просто одно дело, когда попадают в кино, к хорошему режиссеру, который делает роль, помогает, - тогда это хорошо. Я думаю, еще немного и наш кинематограф вернется на экран. Хорошие ведь фильмы у нас снимают: посмотрите последние работы... Те же «12» - блистательный фильм! «Громовы» - очень хороший сериал. Я снимался в «Пятом ангеле» - люблю этот фильм. Там замечательные актерские работы Юрского, Ахеджаковой, Филозова, Крючковой…

- Свое ректорство вы называли одной из серьезных ролей. Ощущаете метаморфозы, связанные с ней?
- Я своей основной профессией считаю актерскую. Если бы мне сказали: «Ты станешь ректором, но при этом не будешь ни играть, ни сниматься», я бы ответил «нет». Если я не буду выходить на сцену, то смысла своего существования я просто не вижу. Быть администратором? Хотя работа ректора, конечно, и творческая, но в ней много рутины – выбивать, пробивать, искать деньги, кого-то все время поучать – не самое интересное в моей жизни.

- Вас это тяготит?
- Так как человек я ответственный, то и работу эту выполняю добросовестно. И потом, быть ректором такого знаменитого института (возьмите хотя бы имена тех, кто окончил наш институт!) чрезвычайно почетно. Но и груз ответственности большой - нужно держать планку... Чтобы критика, оценивая спектакль выпускного курса, написала, что Щукинское училище не снижает своего уровня. А еще важно сохранить ту особую атмосферу среди преподавателей, какая есть. У нас не диктатура – у нас по-настоящему демократическая школа. Здесь каждого студента знают по имени, относятся по-отечески - худруки своих подопечных жалеют, ругают, радуются, умиляются их успехам, негодуют – в общем, испытывают все те чувства, что и родители к детям. У нас атмосфера человечного доброжелательного отношения. Это Богом сделанное место. Но не богодельня. (Смеется) Как в церкви - намоленное, потому что в залах, где до сих пор репетируют студенты, учились их великие предшественники! Гриценко, Ульянов, Яковлев – они выходили на эту площадку. А вы знаете, что мы нашли икону под сценой, когда ремонтировали полы, – икону Знаменской Богоматери? Она там с 37-го года лежала. Ее отреставрировали, и теперь это реликвия нашего училища, ведь она защищала нас все эти годы. Мы к ней относимся чрезвычайно уважительно. Реставратор сказал, что произошло явление иконы. А потом, школа наша получила «Золотого льва» – в 2005-ом году, на театральной биеннале в рамках Международного фестиваля в Венеции, в номинации «За будущее». А ведь судили по результатам всех театральных школ мира!

- «Если хочешь чему-то научиться, начинай учить сам».
- Совершенно верно. Честно говоря, на преподавательскую работу времени теперь не много остается, но, в любом случае, общение с молодежью не дает костенеть и даже стареть, ведь нужно соответствовать ее ритму. Я должен соображать так же быстро, как студенты, и так же легко взбегать на четвертый этаж по лестнице. Должен осваивать технические новшества. Опять же, работая с молодыми, ты выступаешь как режиссер и, разбирая роль, сам учишься. В этом, конечно, пользы много. Труднее брать на себя рутинные хлопоты и заботы: расписания, замены… Но приходится и это терпеть. Бывает, придет какое-то уныние, но ты знаешь, что это грех, и надо попытаться выгнать его из себя и назавтра с новыми силами придти и заниматься своей работой. А что на душе бывает? А на душе… не всегда же расскажешь, а уж тем более в интервью разве можно рассказать, что у тебя на душе, на сердце, что тебя гложет, и чем ты бываешь недоволен? Все ли у тебя гладко, все ли ты сыграл, репетируешь ли ты то, что хочется?.. А годы уходят, а какая-то роль, из тех, что ты ждешь, снова проходит мимо… Ну, хорошо, что есть кино, есть достойные режиссеры, с которыми пересекаешься, но нет той главной роли, которая принесла бы тебе удовлетворенность. Об этом же не расскажешь! И нужно все время быть в тонусе и говорить, что все нормально! Что ж мы будем демонстрировать свой дурной характер и уныние?.. Вот так. Ну, удалось мне отреставрировать три зала, найти деньги – да, чувство удовлетворения есть, но как актеру мне от этого не легче! Как ректор я испытываю чувство гордости, когда студенты хорошо играют спектакль или когда есть повод убедиться, что мы набрали талантливых ребят. Да, я этим горжусь, я рад, но как актеру мне это ничего не дает! Одна ипостась довольна, а другая…может переживать.

- А что у «другой ипостаси»? Вы же сейчас довольно плотно заняты в театре…
- Да. Но я же не могу рассказать о своих переживаниях – получится или не получится роль?.. Вот сейчас мне предстоят большие съемки - сложнейшая работа. И мне немножко страшно, потому что придется играть Вольфа Мессинга, где он главное действующее лицо. Да, есть опасения, потому что он уникальная личность и замечательный человек, который предвидел будущее. Как это делать, я пока не знаю – правда, страшно.

- Но вы же актер!
- Вот вам и актер. Такая у нас профессия – сегодня у тебя все получилось, а завтра ты с треском провалился, скатился с горы, и нужно утром проснуться, взять себя в руки и снова браться за сизифов труд – подниматься на прежнюю вершину. Профессия же не дает тебе гарантии, что твоя десятая роль получится так же хорошо, как и предыдущие. Конечно, не надо огорчаться – нужно браться за следующую работу и надеяться, что она получится.

- Что, прямо бывают такие явные провалы?
- Да все бывает. Иногда с таким треском! Вот я про аплодисменты говорил – про энергию, умноженную на количество зрителей, которая тебе возвращается, а бывает, когда ты тысяче раздал энергию – все, что у тебя было, а притока никакого. У тебя все отняли! И ты идешь домой обессиленный и со стыда хочется сгореть. Будто вампиры у тебя все высосали и внутри пустота. Чем ее наполнить? Вот после сегодняшнего спектакля - да, я устал физически, но с энергией все в порядке, а бывает так, что заболеваешь. Роль не находит отклика, не получилась, не состоялась – зал не откликнулся.

- Расскажите, что сейчас в театре, что в кино?..
- В театре я занят в нескольких спектаклях, сейчас идут репетиции новой пьесы - ее ставит наш новый художественный руководитель Римас Туминас. Надеемся, что будет хороший спектакль. А в кино? Вот Вера Сторожева позвала в свою новую картину. Я у нее уже снимался в «Путешествии с домашними животными» – в небольшом эпизоде, но мне очень нравилось с ней работать. Работал с Константином Худяковым… Сейчас приглашает французская компания – тоже большая хорошая роль. Если все состоится, буду учить французский – там несколько сцен есть на языке. И предполагается, что начну сниматься в фильме о Вольфе Мессинге. Я считаю, много на этот период.

- А откуда же такая грусть?..
- Да не грусть. Просто того, что есть внутри, не расскажешь. А не грустно?.. Вот я сейчас играл спектакль (вы свидетель, что он прошел хорошо), была наполненность, а после этого я пришел в гримерную, переоделся, вышел на улицу, и куда делось то, чем мы занимались? Хорошо, если осталось в сознании зрителей на какой-то период времени. Надеяться можно только на это. Как они восприняли спектакль, сделал ли он что-то с ними – я же не знаю. А театр это искусство или ремесло? Как это определить?.. И вот жизнь идет – одни спектакли заканчиваются, другие выходят, а ведь вещь-то скажу сейчас страшную… Я не про славу, но наши сегодняшние студенты не знают, кто такой Олег Борисов? Половина не знает, кто такой Смоктуновский, Эфрос… Забыли. А уж про Товстоногова и говорить нечего. А для меня это кумиры. Не грустно это?.. Грустно. Не пугайтесь, я не живу в этом состоянии, но если бы мы с вами сейчас не разговаривали, то я бы пошел по улице и, возможно, думал об этом. А дома свои заботы. «Как прошел спектакль?» «Хорошо». Но когда-нибудь его снимут и все! Чем ты занимался? У художника хотя бы картинка останется. А это… Я, правда, помню спектакль «Мещане» Товстоногова – вот как давно видел, а помню до сих пор. Вот он для меня искусство.

- Может, ваши грустные мысли от усталости?..
- Нет-нет-нет. Просто все время находиться на арене (приподнято), в состоянии восторга!.. Ну, я могу, но это не так…

- Ролями вы называете роль отца и мужа. Давайте вспомним об этой вашей ипостаси…
- Да, сейчас я приду домой, забуду об этой роли и возьмусь за роль отца. Спрошу, как дела у моей дочери Аси, помирилась ли она с учительницей по французскому языку? У нее сейчас там проблемы очень серьезные, потому что моя Ася постоянно просыпает в школу, поскольку допоздна делает уроки. И учительница перестала пускать ее - у нее весь дневник пестрит замечаниями учителей: опоздала на первый урок. И я ничего не могу с ней сделать. Мне нужно говорить: «Асенька! Ты должна себя пересилить…» Потом, у меня сейчас заболела собака – не знаю, мои поехали или сейчас придется ехать в ветлечебницу? Что-то у собаки с ногой, хромать стала – этим тоже надо заниматься…

- В общем, детьми и домашними заботами занимаетесь активно…
- А как же! Я считаю, что должен это делать. Одной семнадцать, другой восемнадцать… Младшая оканчивает школу, а старшая учится в ГИТИСе, но на продюсерском факультете.

- А младшая по вашим стопам не собирается?
- Она мне об этом ничего не говорила, а я не спрашивал. В эту профессию нужно идти только тогда, когда есть страшное желание ею заниматься, - только одержимым! Очень тяжелая профессия.

- А кто у вас жена?
- Преподаватель. Профессор, доктор наук. Преподает зарубежный театр.

- Читала, что у вас хобби сажать цветы. На них в этом году время найдете?
- Рассаду уже посадил. (Расплывается в улыбке, взгляд веселеет) Петуньи подрастают, причем из семян – мне именно это интересно. Сам процесс – прорастить семечко, которое меньше маковой головки. Посеять, прорастить, распикировать в горшочки, а потом они будут расти, цвести, доставлять мне удовольствие. И я буду радоваться, понимая, что из этого пустячка, при некотором моем участии, появились прекрасные соцветия. Вот, наверное, это имеет отношение и к студентам.

- Возвращаясь к плодам трудов… Все-таки что больше удовольствия доставляет, взращивать таланты или цветы?
- Это разные вещи. Мне нравится и то, и то. Цветы – это история на год, а студенты – на долгие годы. Пока из кого-то что-то вырастет! И потом, педагогическая профессия, в общем-то, неблагодарная. Ну, кто педагогов знает? Это редкость. Они выполняют свою работу «на грядках», и никто этого не видит. Как и с цветами… Придут, посмотрят: ах, какие они замечательные! А сколько труда в них вложено, вряд ли кто-то задумывается. И мало кому в голову придет, что это тобой выращено, - можно же купить рассаду и посадить. А здесь процесс долгий. Да я и не жду никогда благодарности. Вот пришла к ребятам удача, наверное, им кажется, что они сами молодцы: такие талантливые, вот все и получилось. Но есть благодарные люди по жизни – они говорят «спасибо». (Я сейчас даже не о себе – о педагогах). Вот это и есть наша радость.
    
Беседу вела  Карина Ивашко «Интервью», 2008 г.
Источник: www.knjazev.com/.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ