О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей) ( род. 1958)

Интервью    |   Аудио
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)

Протоиерей Кирилл КАЛЕДА (род. 1958) - настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне: Видео | Интервью | Аудио | Фотогалерея.

Протоиерей Кирилл Каледа родился 7 июля 1958 г. в г. Москве, в верующей православной семье. Отец, профессор протоиерей Глеб Каледа, доктор геолого-минералогических наук, в 1972 г. был тайно рукоположен в священники, в 1990 г. вышел на открытое служение, был настоятелем храма в Бутырской тюрьме. Мать, Лидия Владимировна Каледа,- дочь священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного в Бутове 5 ноября 1937 г.

В 1975-80 гг. обучался на геологическом факультете МГУ, по окончании которого до середины 1990-х гг. работал научным сотрудником в Геологическом институте Российской Академии наук. Кандидат геолого-минералогических наук, автор целого ряда научных работ.

В 1994 г. избран председателем приходского совета общины, трудами которой построен храм во имя святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В 1996 г. рукоположен во диаконы, а в 1998 г. - во иереи и назначен настоятелем храма на Бутовском полигоне. Принимает активное участие в благоустройстве и сохранении памятника истории «Бутовский полигон», автор ряда статей по истории полигона. Член Постоянной Межведомственной комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, член редакционного совета книги-памяти «Бутовский полигон».

В 2000 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в 2007 г. - орденом благоверного князя Даниила III степени. В 2008 г. возведен в сан протоиерея.

Женат, имеет двух детей..


Протоиерей Кирилл КАЛЕДА: интервью

Протоиерей Кирилл КАЛЕДА (род. 1958) - настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне: Видео | Интервью | Аудио | Фотогалерея.

«ОСОЗНАТЬ, ЧТО ПРОИЗШЛО С НАМИ В ХХ ВЕКЕ»
О вере и верности Богу во времена гонений, новомучениках Русской Церкви и исторической памяти  

До и после революции

- Вы неоднократно говорили, что знали, что Ваш дед по маминой линии пострадал в годы репрессий. Что бы Вы могли рассказать о других Ваших родственниках этого поколения? Что Вы знали о супруге о. Владимира Амбарцумова? О родителях о. Глеба?

- Дедушка Александр, папа моего отца, происходил из крестьянской семьи из белорусского Полесья. Его отец, Василий Пантелеймонович, мой прадед, занимался медицинской практикой, был фельдшером после того как он выучился этой науке в армии. Его два сына, мой дедушка и его брат, получили духовное образование: они окончили вначале духовное училище, а затем Минскую духовную семинарию. Надо сказать, что в начале ХХ века Минская семинария была одной из лучших российских семинарий. Но они не предполагали идти по духовной линии и думали заниматься светской деятельностью.

Действительно, дедушка после окончания Минской духовной семинарии поступил в Петроградский политехнический институт и был экономистом. Но он всю жизнь был глубоко верующим человеком. В революционные годы и в начале 20-х гг. он в Петрограде достаточно активно вёл религиозную жизнь и был знаком в том числе и с таким видным тогда петроградским священником, как отец Александр Введенский, который впоследствии стал главой обновленческого раскола. Но надо отдать должное дедушке: при первых проявлениях уклонения о. Александра в этот раскол он от него отошёл.

Бабушка Александра, мама папы, происходила из древнего дворянского рода Сульменевых: в их роду было несколько генералов, адмиралов, достаточно известных людей в XIX столетии. Её отец, Роман Петрович, был генерал-майором в 1917 году. В начале ХХ столетия в течение ряда лет он был воспитателем наследника сербского престола будущего короля Александра, какое-то время семья жила в Белграде в Сербии, и когда королевич Александр приезжал учиться в Петербург, то дедушка вместе со своим воспитанником жил в Зимнем дворце.

Он был достаточно близким другом Константина Константиновича Романова - великого князя, известного поэта и президента Академии наук (хотя Константин Константинович по возрасту был старше него). И эта связь была понятна, потому что один из предков Романа Петровича, Фёдор Петрович Литке, двоюродный дед, был воспитателем сына императора Николая Павловича, великого князя Константина, отца Константина Константиновича, и, видимо, такая связь, знакомство сохранилось между семьями. Александра Романовна была тоже очень глубоко верующим человеком, и именно на этой почве они познакомились.

Первый раз Александр Васильевич, крестьянский сын, студент Политехнического института, оказался в доме у своего будущего тестя, генерала Сульменева для того, чтобы получить какую-то книгу (у них была хорошая библиотека, и Александра Романовна, бабушка, хотела дать ему нужную ему книгу), и когда дедушка ушёл из их дома, то прадед - это было ещё до революции - сказал: «Шурочка, смотри, какой хороший тебе жених». Она тогда возмутилась, потому что не думала, что она, дворянская дочь, будет выходить замуж за крестьянского сына, но ситуация изменилась: у них, действительно, сложились очень близкие отношения, и в 1920 году они поженились. К сожалению, Александра Романовна относительно рано умерла - она умерла в 1932 году, заболев корью, - но основы веры, основы церковной жизни папа получил именно от неё.

Если говорить о бабушке со стороны мамы, бабушке Вале, то мама её не помнила. Она тоже происходила из достаточно известного рода Алексеевых, московских купцов, это был огромный род. Её отец, Георгий Михайлович Алексеев, был купцом - небогатым, хотя старший брат бабушки Вали разбогател, был даже миллионером. Но бабушка никогда не мечтала о каких-то там достижениях в коммерческом предпринимательстве. Её мечтой было выйти замуж за студента. Их было три сестры: одна мечтала выйти замуж за студента, другая - за миллионера, третья - за иностранца.

У них так и получилось: одна её сестра вышла замуж за поляка, уехала потом в Польшу, её потомки сейчас живут в Америке, её сестра тётя Соня вышла замуж за миллионера, псковского купца, но он уже был стариком, достаточно быстро умер, детей у неё не было. А вот бабушка вышла замуж за студента, моего деда, они оба тогда были студентами. И они, действительно, очень любили друг друга.

Однажды дедушка занимался в христианском студенческом движении со студентами изучением Священного Писания. Студентам всегда всё интересно, они задают разные вопросы каверзные. И вот ему задали вопрос: «Владимир Амбарцумович, когда Вы любили больше свою жену: до свадьбы или после?» Он на это ответил: «До свадьбы я свою супругу любил очень сильно, а теперь я не очень понимаю, где кончаюсь я и начинается она». Вот такие у них были отношения. Но, к сожалению, бабушка Валя, родив трёх детей (один сын, Виктор, умер во младенчестве), в 1924 году скоропостижно умерла.

Маму и её старшего брата, впоследствии протоиерея Евгения Амбарцумова, клирика Ленинградской епархии, воспитывала их крёстная мать, Мария Алексеевна Жучкова. Надо отдать должное этой женщине: она ради воспитания детей своей подруги отказалась от своей личной жизни.

Дедушка Володя, будущий священномученик Владимир, происходил из лютеранской семьи и в начале 1920-х гг. перешёл в баптизм. Его супруга, Валентина Георгиевна, умерла баптисткой. Некогда она была православной, но сама, без влияния деда, перешла в баптизм. Как мама и её близкие объясняли, видимо, она не встретила никакого яркого священника, а у неё душа была очень ищущая, жаждущая какой-то активной жизни. Но вот так у неё сложилось. Дедушка потом очень переживал, что она скончалась в баптизме. Но, поскольку она родилась в православии, мы её всегда поминаем без каких-либо сомнений.

Дедушка через какое-то время после смерти бабушки Вали, увидев ту любовь, заботу, которую Мария Алексеевна уделяет её детям (а ему, конечно, очень тяжело было одному), предложил ей, чтобы она вышла за него замуж. Но бабушка - мы в семье её тоже называли бабушкой - бабушка Маруся, поскольку она была воспитана в православии, знала, что священники не могут быть двоеженцами, а к тому времени о дедушке уже было пророчество, что он будет православным священником. И она ему отказала. Дедушка никогда больше к этому вопросу не возвращался.

Конечно, в бытовом отношении жизнь семьи была очень сложная. Бабушка Маруся с детьми - мамой и дядей Женей - жила где-то на квартире, чаще за городом, своего дома не было, а дедушка, по понятным причинам, с ними постоянно не жил, только иногда наездами приезжал, а в основном жил в Москве, ночуя у своих знакомых, у него тоже своего дома не было. Это было, конечно, непросто. Потом уже, в середине 30-х годов, он сказал, что он больше так не может, и стал жить вместе с семьей. Ситуация была непростая: надо сказать, что не все священники верили бабушке Марусе, что у них с моим дедом никаких отношений не было. Она относилась к этому спокойной, просто, если видела недоверие к себе священника на исповеди, больше к этому священнику не ходила.

«Родители от нас не скрывали, что наш дед был священником и пострадал за веру»

- С какого момента Вы стали осознавать, что среди Ваших довольно близких предков есть новомученики? Что это для Вас значило?

- Слово «новомученики» появилось относительно недавно. Но я всю жизнь знал, что мой дед был православным священником и что он погиб из-за того, что был православным человеком, он погиб за Христа и за веру. И надо отдать должное моим родителям: они не побоялись от нас, маленьких детей, в непростые 1960-е годы это не скрывать.

Сейчас, к сожалению, 60-е годы представляются как «оттепель» хрущёвская, считается, что это было время благоприятное, свободное. Но Хрущёв был ярым атеистом и проводил очень жёсткую политику по отношению к Церкви. Да, открытых репрессий и процессов практически не было, хотя известен целый ряд в том числе и ныне здравствующих священнослужителей, которые в то время оказались в лагерях, например, эстонский митрополит Корнилий. Но в это время были закрыты практически все духовные учебные заведения Русской Православной Церкви, было закрыто две трети храмов, большая часть монастырей. И Никита Сергеевич, как это всем известно, обещал показать последнего попа по телевизору. И вот в это время родители от нас не скрывали, что наш дед был священником и пострадал за веру.

Я совсем недавно разговаривал со своей двоюродной сестрой Марией Евгеньевной, урождённой Амбарцумовой, теперь Ильяшенко, супругой о. Александра, и она поделилась, что когда дядя Женя в те времена уходил на пасхальную службу, он с тётей Таней, своей супругой, прощался, имея в виду, что, может быть, они больше не увидятся. Обстановка была такова. Так что было очень непросто.

Мы с детства, повторюсь, знали, что дедушка пострадал, и мы молились, чтобы узнать, как умер дедушка Володя. Но мы не ощущали какой-то своей исключительности, потому что мы знали, что у наших друзей Тутуновых оба деда погибли в лагере, знали, что к нам приходили домой (или мы ходили к ним в гости) люди старшего поколения, отсидевшие в лагере за то, что они были христианами. То есть это была жизнь, это воспринималось просто - так мы живём, что делать…

- Вашего отца благословил на священническое служение владыка Иоанн (Вендланд). Помните ли Вы его, что можете о нём рассказать?
- Да, конечно, я знал владыку Иоанна, мы вместе с папой бывали у него в Ярославле. Это был совершенно замечательный, очень образованный и очень духовный человек, хотя чем-то он был не похож на обычных русских архиереев ХХ столетия. Он происходил из дворянского рода, начальное образование получил ещё в дореволюционной петербургской гимназии, был человеком очень широких взглядов. Это было удивительно, что он стал монахом, и две его сестры стали монахинями, а родители у него были нецерковными людьми - так удивительно это произошло. Это человек, который был видным, очень способным научным сотрудником, геологом. Он был кандидатом наук и учеником известного советского геолога академика Заварицкого. Но он принял решение о принятии монашества и священного сана, и был пострижен и принял сан тайнообразующе.

На меня произвел очень большое впечатление его рассказ, как они жили во время войны в Средней Азии вместе с его духовником, отцом Гурием (Егоровым), впоследствии митрополитом Симферопольским и Ленинградским, достаточно известным церковным деятелем ХХ столетия. Тогда владыка Гурий был ещё архимандритом, он после очередной отсидки приехал к своему ученику в Среднюю Азию, где Константин Николаевич - так звали в миру будущего владыку Иоанна - был геологом на каком-то руднике. Он поселился у него, оформлен был в геологическую партию простым рабочим (коллектором был у своего духовного сына).

Они в подвале дома, где они жили, какой-то сакли, сделали храм, и в этом храме совершали полный круг суточного богослужения. При этом они ходили в геологические маршруты - а после геологического маршрута надо ещё и обрабатывать материал, который ты принёс. Как физически это они выносили, я просто не понимаю. Но владыка Иоанн рассказывал об этом, когда он уже был совсем старцем, и говорил, что это было самое счастливое время в его жизни.

- Вы говорили, что Вам, как и многим верующим людям той эпохи, приходилось жить в конспирации. Как это воспринималось Вами в детстве?
- Я воспринимал это как должное. Конечно, было в какой-то степени напряжённо, надо было следить за собой, чтобы где-то не сказать что-то лишнее: в школе, среди соседей… Когда мы были маленькие, мы жили в коммунальной квартире, поэтому что-то там говорить даже на кухне было невозможно, только в своих комнатах. Мы были ограничены в возможности пригласить домой наших школьных друзей, потому что, например, иконы висели. Хотя всё было приспособлено так, что при необходимости закрывалось: шкафчики какие то, шкатулки, секретеры, и так далее, и тому подобное - но тем не менее, в обычное время это всё было открыто, и поэтому так просто пригласить с улицы приятеля выпить стакан воды во время беготни детской было нельзя - мы были в этом ограничены.

С другой стороны, наши родители, понимая, что нам необходимо общение в кругу единомышленников, прикладывали усилия к тому, чтобы у нас были друзья из верующих семей, поддерживали отношения с такими семьями, и у нас до сих пор сохранились близкие отношения с теми друзьями, которые были в детстве.

При этом я не могу сказать, что мы чувствовали себя отщепенцами, или что были какие-то неудобства. Да, мы прекрасно понимали, что в комсомол мы вступать не будем, потому что там чётко написано, что комсомольцы являются атеистами, более того, призываются бороться с религией активным образом. Мы понимали, что это для нас невозможно, и, соответственно, из этого были последствия: поступить, например, на исторический факультет было невозможно, потому что идеологическое направление, и там делать не комсомольцу просто нечего.

И я прекрасно понимал, занимаясь, научной работой, что для меня (во всяком случае, до определённого возраста) мысли о всяких загранпоездках просто нереальны. Мне один раз предложили поездку на корабле из Владивостока в Одессу с заходом в Новую Зеландию, Сингапур, Австралию… Но я сослался на то, что я больной, у меня нет здоровья, не стал объяснять, почему я в эту поездку не поеду, и предложил на это место своего коллегу.

- Можете ли Вы рассказать о создании Вашей семьи: как Вы познакомились с Вашей матушкой, как в таких условиях нашли девушку, которая с пониманием отнеслась к Вашим убеждениям?
- Это очень сложно. Мы упирались очень долгое время. Я помню свою супругу с моего пятого курса. Я писал диплом и пришёл на кафедру литологии, чтобы воспользоваться микроскопом, изучить определённые препараты. А моя будущая супруга в это время там работала лаборантом. Преподаватели дали мне указание, что я могу брать хороший микроскоп, а она об этом не знала. И увидев, что пришёл какой то, прошу прощения, наглый студент и требует хороший микроскоп, она мне его не дала, и я её запомнил. Через какое-то время, окончив университет, она пришла в нашу лабораторию. Мы с ней ездили даже в экспедиции вместе несколько раз. А потом, когда уже, видимо, поумнели, когда мне было 37 лет, а ей - 34, мы поженились.

- Ваш отец повлиял на Вас в том, что Вы стали геологом? Кем он был для Вас в первую очередь: учёным или священником?
- В первую очередь папа для меня был папой. Конечно, то, что папа был учёным и научным сотрудником, было очень важно. Папа много работал, в том числе и дома, и ритм жизни семьи в определённой степени этому подчинялся. У папы был кабинет (когда мы получили отдельную квартиру), и когда папа работал, все мы знали, что папе мешать нельзя.

С другой стороны, папа находил время, чтобы заниматься с нами. Он читал нам художественную литературу, стихи читал, играл с нами в шарады, ходил с нами на лыжах и так далее. Он уделял нам должное внимание и должное время. Я уже не говорю о том, что он занимался с нами и с нашими друзьями изучением Священного Писания, истории Церкви и так далее - это были регулярные занятия, практически каждый год определённый цикл таких занятий для нас и для наших друзей папа проводил, он уделял этому внимание.

Но, конечно, он был учёным. И когда папа стал священником, для нас это не было чем-то неожиданным, потому что мы знали, что были тайные священники, поэтому восприняли это как нечто совершенно естественное. Но, конечно, это наложило и на нас определённый отпечаток. Мы прекрасно понимали, что может произойти, если это откроется. Но ритм литургической жизни, молитвенной жизни, который тогда сложился в нашей домашней церкви, конечно, существенно влиял на нашу жизнь. Я очень благодарен Господу, что Господь удостоил меня чести быть в той церковной общине, потому что такой молитвы, таких литургий я больше нигде не переживал и не знаю.

- С какими ещё священниками Вы в те годы были знакомы, в какие храмы ходили?
- Мы в основном ходили в храм Илии Обыденного, и нашим духовным отцом был замечательный московский священник отец Александр Егоров. Это был человек внешне очень малозаметный, он происходил из простой семьи, его отец был мастером на заводе. Он окончил семинарию в послевоенные годы и всю жизнь прослужил в храме Илии Обыденного. Говорить о нём очень сложно, потому что каких-то внешних особенностей у него не было. Он, по большому счёту, не умел говорить проповеди, у него это не получалось. Но у него было удивительно доброе сердце, и он, действительно, очень близко чувствовал Бога.

Тогда сложно было проводить индивидуальные исповеди, народу было много, и он обычно проводил общую исповедь, после которой к нему подходили, и почти всегда можно было с ним поговорить и уже индивидуально исповедоваться. Особенно детям и молодым людям он старался уделить время, не старался ускорить нашу исповедь. И всегда эти общие исповеди трогали очень сильно за сердце.

Я потом понял, почему так было. Однажды, когда папа уже был священником и когда по милости Божией о. Александр и папа открылись друг перед другом, это чудесным образом произошло, о. Александр попросил папу задержаться, чтобы исповедоваться у папы. Он провёл эту общую исповедь, отпустил народ, а потом пришёл к папе в алтарь и сказал папе: «Вы слышали мою исповедь». Он, проводя общую исповедь, не формально говорил - он сам исповедовался перед народом. И поэтому это, конечно, очень трогало сердце, это было, действительно, очень глубоко.

Сейчас многие духовники любят накладывать всякие епитимьи (у нас был один батюшка, который одной старице 80-ти лет чуть ли не сто поклонов положил класть…) О. Александр практически никогда не накладывал никаких епитимий. Один раз, кажется, я попросил у него, чтобы он наложил на меня епитимью - было, за что. А так… По свидетельству моему и других его духовных детей (об этом как-то говорил о. Максим Козлов, он тоже был духовным сыном о. Александра), бывало, скажешь о. Александру что-то на исповеди - и батюшка вздохнёт… Вот этого вздоха, знаете, как боялись… Это было настолько стыдно, настолько глубоко. И не нужно никаких нотаций, никаких особых нравоучений он не говорил. Но весь облик его - это было что-то иррациональное, объяснить рациональными словами тут невозможно.

О науке и вере

- Какие у Вас воспоминания о студенческих годах, о Вашей работе в геологии? Как Вы смотрите сейчас на эту страницу Вашей жизни?

- Я очень благодарен Господу, что Он дал мне поработать в геологии. С одной стороны, я благодаря этому много поездил, много видел: и по нашей стране поездил, которая была тогда значительно больше, чем сейчас, хотя и сейчас она самая большая страна в мире, и даже побывал за рубежом: бывал в Америке на конгрессе, побывал на Ближнем Востоке, на Кипре, в Сирии. Некоторое время тому назад вспоминалось селение Маалюля, которое сейчас разрушено. Это одно из последних селений, где говорили на том самом языке, на котором говорил Спаситель, на арамейском языке. Там было два древних монастыря, один сейчас уже точно разрушен, другой, по всей видимости, тоже. И вот около этого монастыря я занимался геологическими исследованиями. Конечно, мы в этот монастырь тоже зашли, но я старался не подчёркивать своё отношение, это было ещё в советское время.

С другой стороны, геология - это практически образ жизни. Это такой род занятий, в котором надо освоить очень широкий диапазон деятельности: от того, как разжечь костёр во время сильного ветра и дождя, до необходимости работать на электронном микроскопе. Затем в экспедициях, в тех полевых отрядах, где мне приходилось работать, слава Богу, складывались человеческие отношения. Очень многие зависят друг от друга, особенно если работаешь в непростых условиях: на Севере мне приходилось работать, в тайге, да и в Казахстане, в полупустыне условия непростые. И отношения между людьми, поддержка очень важна, и к этому привыкаешь. Остаются вечера, когда нет телевизора, нет современного Интернета, куда можно залезть, чаще всего книг не так много, в которые можно углубиться - естественно, идёт общение.

Я был начальником небольшого отряда, у меня было два коллектора, водитель. В Казахстане мы работали, ребята интересные, непростые. У нас были разные философские разговоры с ними по вечерам, хотя в открытую о Боге я не говорил. Каково же было моё удивление, когда однажды зимой я кончал Всенощную и вдруг увидел, что в храме стоят мои орлы. Сейчас они все трое - верующие церковные люди.

- Ваш отец много сделал в сфере взаимоотношений науки и религии, в частности, такого для многих болезненного вопроса, как соотношение начальных глав Книги Бытия и современных научных знаний. Какими Вам видятся правильные взаимоотношения науки и религии?
- Я считаю так же, как говорил папа, как говорил Ломоносов, как говорили многие другие видные учёные-христиане, что Библия и природа - это две книги, написанные одним Автором. Они написаны на разных языках, надо уметь читать и то, и другое, не пытаясь их сталкивать.

- А что Вас сподвигло к тому, чтобы уйти из геологии и стать священником?
- Я, конечно, думал об этом неоднократно, и когда я был маленьким, у меня были такие мысли. Хотя, когда я поступал в университет, я был убеждён, что мне надо поступать, идти заниматься геологией, что это моё. Но на третьем курсе я ездил к отцу Тавриону (Батозскому), такой старец был, под Ригой он жил в пустыньке. Я задавал ему вопрос: может быть, имеет смысл уйти из светского учебного заведения, отслужить в армии и идти в семинарию? Он постучал мне пальцем по голове и сказал: кончай университет, поработаешь, потом определишься.

Когда было открыто Бутово, для меня было совершенно естественно, что я стал заниматься сохранением этого места и строительством здесь храма. Была создана община из родственников пострадавших, меня выбрали председателем приходского совета (грубо говоря, старостой), я возглавил эту общину. Через некоторое время сюда приезжал владыка Арсений, чтобы совершить панихиду в какой-то памятный день, посмотрел на меня и сказал: сколько времени ты будешь в пиджаке-то ходить, пора с этим кончать. Вот я и кончил ходить в пиджаке, теперь редко его надеваю.

«В первую очередь - молиться. Молиться новомученикам»

- Расскажите о начале исследований Бутовского полигона, о тех работах, в которых Вы принимали участие, о каких-то особых памятных эпизодах, связанных со строительством храма здесь, с созданием общины.

- Бутовский полигон был открыт для общественности и для Церкви трудами людей нецерковных. В начале 1990-х годов была создана группа по увековечиванию памяти пострадавших в годы репрессий, и трудами этой группы в архиве КГБ были обнаружены документы о расстрелах 20761 человека - это были акты о приведении в исполнение приговоров. Нигде на этих документах не было указано, где эти люди расстреляны.

По указанию тогдашнего руководителя московского управления, как оно называлось, министерства госбезопасности Севастьянова было проведено специальное расследование, которое показало, что эти люди были расстреляны в Бутово. В 1993 году здесь, в Бутово, был установлен небольшое каменный знак в память о пострадавших, и была начата обработка архивно-следственных дел, потому что в документах, которые я упомянул, были только фамилии, имена и отчества, дата рождения, место рождения и, соответственно, дата смерти. Но что это за люди, понять было невозможно.

Стали исследовать архивно-следственные дела, и выяснилось, что среди пострадавших очень много священнослужителей. Эти материалы через Варвару Васильевну Чичагову (внучку митрополита Серафима (Чичагова), впоследствии игумению Серафиму) были переданы в Церковь. Они оказались у Святейшего Патриарха Алексия, и Святейший сразу решил, что на этом месте надо строить храм-памятник, и выразил желание сюда приехать.

Весной 1994 года здесь был установлен и освящён крест (к сожалению, Святейший заболел и сам приехать не смог). И после этого началась деятельность по созиданию храма здесь, на Бутовском полигоне. Естественно наша община стала заниматься не только строительством храма, но и приведением в порядок территории захоронения, потому что она была в ужасном состоянии: заросшая, замусоренная. Естественно, встал вопрос, а где, собственно говоря, рвы, где могилы. Стали предприниматься первые шаги к исследованию этой территории.

Стали приглашаться специалисты: археологи, геодезисты, геофизики и т. д. И в 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был проведён раскоп одного из погребальных рвов, вернее, одного участка. Была создана достаточно серьёзная научная группа из нескольких археологов, были антропологи, были судмедэксперты, специалисты по одежде (есть и такие специалисты, оказывается), и так далее. Был вскрыт один из рвов, были обнаружены человеческие останки со следами огнестрельных ранений и, по заключению судмедэкспертов, эти люди, несомненно, умерли насильственной смертью от расстрелов и попали в ров не более чем через 6 часов после наступления смерти.

В общем то, это подтвердило те сведения, которые имелись об этом месте, но это было необходимо сделать, потому что, к сожалению, тогда были люди, утверждавшие, что здесь ничего не происходило. Но, надо сказать, что они до последнего времени ещё выступают в СМИ и говорят: да ничего там не было, что-то придумали. Но, тем не менее, останки здесь есть.

Эти исследования легли в основу тех исследований, которые были проведены уже в середине 2000-х годов. В их результате было установлено местонахождение 13 погребальных рвов. Эти рвы копались экскаватором, они были глубиной около 4 м, шириной около 5 м. Общая протяжённость - почти 900 м. Если те рвы, которые мы знаем, наполнены таким же образом, каким тот участок, который мы исследовали, то здесь места на 40000 человек. Мы имеем документы на 20000 человек. Но статистическая и историческая оценка того, что происходило в конце 1930-х годов в Москве, скорее говорит, что здесь может лежать около 30000. Может быть, 40000, но не больше. Некоторые называли цифру до 100000, но в Москве не производилось такое количество расстрелов в этот период.

Вообще, по справке, выданной КГБ, здесь расстрелы начались в 1935 году, хотя некоторые историки предполагают, что это был 1936 год. Видимо, расстреливали небольшими партиями и хоронили в небольших могилах. Когда началась кампания так называемого большого террора 1937 года, здесь появился экскаватор, это всё было механизировано, и именно пик расстрелов пришёлся на этот период. Но есть свидетельские показания, что с начала 1950-х годов сюда привозили умерших и расстрелянных в московских тюрьмах.

- Вы отмечали не раз, что в современном сознании верующих людей почитание новомучеников укоренено недостаточно. Что, на Ваш взгляд, можно сделать, чтобы эта ситуация изменилась?
- В первую очередь - молиться. Молиться новомученикам. А для этого нам надо чаще совершать им богослужения, надо чаще совершать паломничества к местам их мученической кончины, к местам их служения, к местам их жизни, чтобы мы знали, чтобы мы действительно почувствовали наше родство, нашу близость с этими людьми.

Мне в день нашего престольного праздника прислала смску, поздравление одна монахиня из Владивостока. Она пишет о том, что кругом такая серость, такая пустота, и когда думаешь об этих людях пострадавших, становится просто очень стыдно. И у неё такая фраза: «Нас 2000. Тебе что, мало?» Вот почти две тысячи прославлено. А мы внимания на них не обращаем… А по большому-то счёту, святых новомучеников значительно больше. Их число знает только Господь.

- Как Вы считаете, создавать жития новомучеников, писать иконы с их ликами надо в той же манере, теми же средствами, что и жития и иконы древних святых, или нужен какой-то новый, особенный язык для разговора о новомучениках?
- Сложный вопрос. Потому что, конечно, мне видится, и мы старались это воплотить в храмах Бутовского полигона, что иконография должна быть иконографией. Несмотря на всю сложность этого, потому что мы изображаем лик святого, и есть определённые каноны, выработанные Церковью, для его изображения, но вместе с тем, лик должен быть таким, чтобы он был узнаваемым, он должен сохранить какие-то портретные черты. Это сделать очень трудно, особенно когда разговор идёт о написании лика новомученицы.

Оказывается, это гораздо сложнее: у нас, мужчин, бороды разные, усы разные, можно какие-то черты написать по-разному. А вот говоря о женских образах - это очень сложно, гораздо сложнее. Тем не менее, такая задача стоит. И, слава Богу, есть примеры очень удачных икон новомучеников, когда родственники подходят и говорят: да, действительно, это мой близкий.

У меня был замечательный случай, о котором я уже рассказывал неоднократно. Поскольку я кончал университет, меня приглашают на службу в Татьянин день либо в Татьянинский храм, либо в Успенский собор. И вот однажды служил в Татьянинском храме, и мы вышли встречать Святейшего, встали посреди храма, и вдруг я на противоположной стене увидел икону, соборную икон, где было сколько-то святых, и среди них я увидел своего дедушку. У меня сомнений не было, что это дедушка! Причём написан не в живописной, а в иконописной манере. Потом уже, разглядывая, я понял, что это святые, связанные с университетом: во главе - митрополит Филарет (Дроздов), которые освящал Татьянинский храм, ряд новомучеников, которые учились в университете, и так далее. Так что такие примеры есть.

Если говорить о житиях, то, несомненно, жанр жития имеет определённую канву и свой строй. Но тем не менее, всё-таки надо постараться, чтобы было что-то живое, чтобы показать жизнь этого человека, его черты. Пускай даже они кажутся незначительными, малозначащими, но нужно, чтобы через это житие был виден реальный живой человек. Это тоже очень трудно. Но это нужно.

«Нельзя осуждать. Надо назвать вещи своими именами»

- В одном из Ваших интервью Вы говорили, что когда-то не приняли слов владыки Сергия, что на Бутовском полигоне несли свой крест и те, кого расстреливали, и те, кто расстреливал, но потом поняли, что владыка был прав. Не могли бы Вы подробнее раскрыть эту очень непростую мысль?

- Очень часто нас подталкивают к тому, чтобы бросить камни в людей, которые совершали те злодеяния, которые происходили. То, что они совершали, другим словом, кроме как злодеяния, назвать невозможно. Но вместе с тем, надо всё-таки всегда думать и помнить, что это были люди, у каждого какая-то своя судьба. И по большому счёту - это же несчастные люди. Ведь подумайте, что их ждёт в вечной жизни. Это же просто караул. Причём понятно, что в очень многих случаях даже дерзнуть и помолиться о них у нас не хватит сил. Наверное, это могут делать только очень духовно опытные и очень духовно сильные люди - молиться о них. Тем не менее, всегда надо помнить о том, что, как это ни страшно, а это были люди.

- Такое жестокое соединение: рядом и убийцы, и жертвы - факт истории не только Бутовского полигона, но и многих ныне живущих людей, среди предков которых могут и жертвы преступлений ХХ века, и те, кто эти преступления совершал. Как Вы считаете, последствия этой травмы как-то возможно преодолеть?
- Нельзя осуждать. Надо назвать вещи своими именами. Назвать зло - злом и не скрывать этого. К сожалению, мы пытаемся назвать каких-то деятелей, которые совершали это зло, великими людьми, сохраняем их имена в названиях наших улиц, сохраняем им памятники, и так далее, и тому подобное, что тоже делать нельзя. Но вместе с тем, не должно быть осуждения.

Это трудно, это очень сложно. Для этого надо иметь очень большую любовь. Но вот эти рвы бутовские нас к этому призывают. Потому что в этих бутовских рвах лежит священномученик Серафим, замечательных русский святой, и даже, возможно, если бы он не принял мученического венца как награду, наверно, за свою жизнь, он был бы достоин того, чтобы его причислили к лику святых. С другой стороны, в этих же рвах лежит товарищ Лацис, человек, который вместе с Дзержинским создавал ЧК, который устраивал резню в Киеве в годы гражданской войны. Мы предполагаем установить памятные доски с именами всех убиенных на Бутовском полигоне. И на этих досках будет и митрополит Серафим, и Лацис…

«Мы все несём ответственность за то, что произошло»

- А как бы Вы объяснили тот факт, что среди людей, принадлежащих к Церкви, прославившей новомучеников, могут усиливаться и усиливаются сталинистские настроения?

- Какое-то просто неведение и духовная слепота… Потому что хотят увидеть в этом человеке великого государственного деятеля и постараться ориентироваться на него, с тем чтобы и в нашей современной жизни обустроить как-то величие и могущество нашего государства, что у нас очень плохо получается даже в эти дни, в городе Сочи мы видим, что не получается у нас (я имею в виду результаты соревнований: очень обидно за наших спортсменов, но это так). Но это же слепота, потому что этот человек целенаправленно разрушал Церковь - целенаправленно, зная всё прекрасно, неведением его нельзя оправдать - он разрушал Церковь.

- Почему, на Ваш взгляд, так получилось, что все знают о преступлениях нацизма, все знают, например, о Холокосте, но стараются закрывать глаза и на преступления коммунистического режима, и на страдания, пережитые Россией, а наоборот, говорят о сталинском «эффективном менеджменте»? Своеобразной «индульгенцией» сталинскому режиму пытаются представить Победу в войне. Как Вам видится эта коллизия?
- Насчёт «эффективного менеджмента» странно говорить, потому что достижения индустриализации были построены на колоссальных человеческих жертвах - просто не считались с человеческими жизнями. Практически все стройки социализма, коммунизма, тех времён были построены руками заключённых, ценой жизни и здоровья колоссального количества заключённых. И точно таким же образом руководство страны относилось и к солдатской жизни.

Об этом есть свидетельства не только, скажем, диссидентов, либералов современных, но об этом писали и генералы, в частности, есть воспоминания генерала армии Горбатова, который говорил, что Берлинская операция - это позор и безобразие: мы столько погубили совершенно замечательных человеческих жизней! Каких жизней - солдат, которых прошли и вынесли на своих плечах всю войну! А мы их непонятно зачем под Берлином положили… Поэтому говорить здесь о чём-то…

Меня совершенно потрясли цифры потерь наших и немцев в Севастополе. Известно, что обороняющаяся сторона всегда несёт потерь меньше, чем наступающая. Наши потери под Севастополем, когда мы отдали Севастополь, составили около 130000, из них 100000 пленных, остальные убиты. Немцы потеряли 24000. Что это за руководство было?

Почему об этом не говорят? Потому что есть какое-то ложное представление, что мы потеряем своё реноме. И, к великому сожалению, много есть людей, которые до сих пор придерживаются какой-то странной веры, что те начинания, которые тогда были, правильные, и что эти идеалы действительны.

Понятно, что в 1990-х годах, когда возможно было по эмоциональному состоянию народа произвести разоблачение, наше руководство, которое было целиком коммунистическим, и тем более руководство органов (причём те сотрудники органов, которые в тот момент служили, не имели никакого отношения к тем репрессиям, но тем не менее чувствовали за собой, вероятно, какую-то моральную ответственность, и они боялись, что может произойти ночь длинных ножей), это сдержало, они не дали в тот момент произвести это разоблачение. Сейчас время прошло, сейчас, наверное, нужны какие-то другие подходы.

Нужно, чтобы народ просто осознал, что произошло, поэтому нужно историческое просвещение. Но с другой стороны, мне кажется, что неправильный подход у некоторых наших отечественных историков: сказать, что это сделали не мы, что это пришла группа людей, как бы их не называть, они это сделали, а мы ответственности за это не несём. Нет. Мы все несём ответственность за то, что происходило здесь, в этой стране. Потому что даже если ты или твой предок не шёл грабить или убивать помещика, то твой предок, скорее всего, просто промолчал или отсиделся у себя дома, когда убивали маленьких помещичьих детей.

И мы совершенно почему-то не осознаём, что та трагедия, которая произошла в конце 20-х - начале 30-х гг., я имею в виду раскулачивание, по большому счёту, это была расплата за то, что произошло в 1917 году. Ведь выбор между белыми и красными сделало крестьянство, потому что красные пообещали крестьянам землю. Землю, которую отобрали у помещиков или из государственного фонда. Это была не их земля, оно была отобрана. Белые говорили: давайте мы свергнем этих, а потом будем думать, что делать с землёй - и крестьянство за ними не пошло.

В результате крестьяне получили землю, стали вести своё хозяйство, благодаря тому что они были хорошими крестьянами, хорошими хозяевами, многие из них очень быстро обогатились, их обозвали кулаками и отправили целыми семьями умирать в Сибирь, или в Казахстан, или ещё куда-нибудь. И это действительно было ужасно. Мы даже имена погибших не знаем. Но это была расплата. Мы боимся об этом вспоминать, потому что, прошу прощения, та приватизация, которая прошла на нашей жизни, имеет такую же законность, как захват земель в 1917 году. И мы боимся этого. Но урок-то дан. Слава Богу, что пока 1928, 1932 год не наступили.

- Доводилось ли Вам общаться с церковными людьми, заставшими в Церкви и сталинскую, и хрущёвскую эпоху? Как они оценивали эти два периода жизни Русской Церкви?
- Конечно, я знал многих людей, которые жили в то время, был, можно сказать, воспитан ими и жил в их среде. Но сказать, что у кого-нибудь из них были какие-нибудь иллюзии относительно «доброты» Иосифа Виссарионовича и его «хорошего отношения» к Церкви Христовой - таких не встречал почему-то…

- Вы один из немногих людей Вашего поколения, чья память о трагедиях, пережитых семьёй, не была стёрта. Что бы Вы сказали людям, которые считают, что детей не надо травмировать страшной правдой о прошлом, что это было и прошло, а у детей своя жизнь?
- Но ведь неправда - это всегда плохо. Поэтому на неправде воспитывать детей - это неправильно. Что тут говорить?…

«Близость и величие подвига новомучеников»

- Некоторое время назад шло обсуждение деканонизации некоторых новомучеников. Как бы Вы эту ситуацию прокомментировали?

- Во-первых, собственно говоря, ведь деканонизации никакой не было, не было никаких актов, тем более что их вообще, по церковным канонам, не предусматривается: такого действия, так же, как «развенчания» или «раскрещения», нет. Да, это очень искусительно и очень болезненно: имен целого ряда прославленных в лике святых не оказались в церковном календаре. И это вызвало, несомненно, боль, не только у близких, но и у очень многих людей.

В определённой степени некоторые люди, пусть, может быть, не очень воцерковлённые, задали вопрос: а где, собственно говоря, святость Церкви, если такое происходит? С другой стороны, если говорить по-человечески, то, что произошло за 10 лет (а фактически даже меньше) прославление такого количества святых, - это просто чудо Божие, это милость Божия. И никакими иными словами этого не назвать. Просто низкий поклон тем труженикам, которые потрудились в этом делании: было исследовано колоссальное количество дел, было поднято колоссальное количество исторического материала, для того чтобы всё это сделать.

Рациональный подход, конечно, не совсем верен, но 40 имён - это примерно 3% от числа прославленных, то есть величина ошибки очень маленькая. Но, конечно, святость - это иррациональное понятие. Это очень болезненно. С моей точки зрения, надо молиться и просить у Господа, чтобы эти недоумения разрешились. Мы знаем, что имеется целый ряд недоумённых вопросов, относящихся к канонизации. И думаю, что Церковь соборным разумом, соборной молитвой эти вопросы совершенно спокойно разрешит. Но для этого нужно некоторое время. Это время нам надо использовать на действительное прославление новомучеников, прославление их памяти, молитвенного к ним обращения. И только тогда возможен какой-то ответ.

- Отец Кирилл, хотелось бы, чтобы это интервью закончилось не ответом на очередной вопрос, а неким исходящим от Вас пастырским словом. Что бы Вы хотели сказать самое важное нашим читателям?
- Я хотел бы пожелать нашим читателям, чтобы они почувствовали близость и величие подвига новомучеников и исповедников Российских. Чтобы новомученики стали действительно близкими нам всем святыми. Они ходили по тем самым улицам, по которым мы с вами ходим. Они молились в тех самых храмах, в которых мы с Вами молимся до сих пор. И нередко мы даже пользуемся теми предметами, которыми пользовались они. И надо действительно постараться сравнить нашу жизнь с их жизнью. Они имели те же тяготы, как и мы с вами: какие-то сложности в личной жизни, в семейной жизни, им надо было решать какие-то бытовые вопросы так же, как и нам. Но они никогда не забывали, что главное - это поиск в жизни Царствия Небесного. И вот этого я желаю всем нам и всем вам.

Беседовала Татьяна Кучинко
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ