О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович ( род. 1953)

Интервью   |   Поэзия   |   Цитаты   |   О Человеке    |   Аудио
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис БорисовичБорис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ (род. 1953) - поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум»: Видео | Интервью | Поэзия | Цитаты | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

Борис Борисович Гребенщиков родился в 1953 году в Ленинграде. В 1974-м окончил факультет прикладной математики ЛГУ, работал программистом в НИИ социологии. В 1972-м создал группу «Аквариум», которая стала широко известной после музыкального фестиваля в Тбилиси в 1980 году. В 80-е работал сторожем, дворником и руководителем художественной самодеятельности на ТЭЦ № 6. Группа «Аквариум» существует более 40 лет. Б. Г. написано более 500 песен, записано 27 альбомов.



..

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ: интервью

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ (род. 1953) - поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум»: Видео | Интервью | Поэзия | Цитаты | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

КРАСОТА В ГЛУБИНУ    

Он, по мнению многих, оказал и продолжает оказывать огромное влияние на несколько поколений наших соотечественников. Питерский музыкант Борис Гребенщиков уже почти 40 лет создает в музыке целый мир. И, оказывается, эта музыка смогла серьезно повлиять на чью-то жизнь - есть в Православной Церкви люди, которые говорят, что задумались о Боге, пришли к Православию благодаря песням БГ. При этом о религиозной принадлежности самого Бориса Борисовича среди любителей его творчества ведутся споры до сих пор... О том, что он сам думает по этому поводу, а также о своем отношении к жизни и творчеству, Борис Борисович рассказал «НС» в своей питерской студии.

«Властелин колец» и слава земная

- Неоднократно в своих интервью вы говорили, что на ваше творчество очень сильно повлияла книга «Властелин колец». А в чем это выражается? Ведь в ваших песнях нет никаких параллелей, вы же не пишете про эльфов и гномов…
- Наверное, профессор Толкиен всем своим творчеством как раз описал мир, который мне близок. До Lord of the Rings я воспринимал произведения литературы как интересную, забавную, трогательную, но совершенно постороннюю вещь. А тут я столкнулся с книгой, которая описывает меня самого - не то что описывает, а обо мне напрямую говорит. В Толкиене меня потрясло отсутствие «декоративности»: там все как есть, как я это понимаю. Вопросы благородства, чести, долга, каких-то отношений стоят так, как они стоят для меня в реальной жизни, поэтому эта книга говорит про тот мир, в котором я живу. А, скажем, формулировки других писателей меня не устраивают: мне они кажутся лживыми, нечестными, неокончательными и трусливыми. Я, кстати, могу этих писателей очень сильно любить, но я с ними не совпадаю.

Я помню, когда я «Властелина колец» прочитал, я закрыл последнюю страницу, подождал приблизительно 30 секунд - это было в автобусе, я ехал на задней площадке и стоя читал, - открыл с начала и начал читать по второму разу. Я мало встречал книг - если вообще встречал, - которые обращались бы напрямую ко мне и говорили о мире, который является моим. Судя по количеству поклонников Толкиена, наверное, не я один такой.

- А кто у вас там любимый герой?
- Я не играю в ролевые игры, у меня в этом нет необходимости. Вся книга - герой.

- А вы в молодости думали о славе?
- Нет, я думал, чтобы меня менты не забрали во время концерта. Никому и в голову не приходило, что может быть то, что есть сейчас. Я помню, Майк (музыкант Майк Науменко. - Авт.) писал фантастический рассказ о том, как будто мы живем такой жизнью, как в Англии. Все понимали, что это такая фантастика

- Но где-то в глубине души вы мечтали об этом?
- Как можно мечтать о том, чего не может быть? Вы когда-нибудь пробовали мечтать о том, чтобы ходить ногами по небу? Об этом не мечтается.

- А как же «плох тот солдат, который не хочет быть генералом»?
- Да, я не солдат.

Искусство для жизни

- Во всех интервью вы предстаете человеком, который всегда всем доволен и благостен, у которого ничего не болит… Но ведь так не бывает...
- На самом деле, если говорить про меня, боли я могу в своей жизни наскрести сколько угодно, если захочу, вопрос в том, как ее рассматривать. Что такое боль? Это предупреждение о том, что ты наносишь себе вред, это защитный рефлекс. Если сунуть палец в печку, боль скажет, что я делаю что-то неправильно. Нефизическая боль - то же самое: это сигнал того, что я нанес огромный ущерб чему-то внутри себя, или своему ближнему, или привязался к чему-то очень сильно, а потом это «что-то» от меня ушло, я чувствую боль, и, чтобы боль кончилась, я должен немедленно догнать это «что-то» и свернуть ему шею. Простите, может, лучше было бы без этой боли обойтись? Поэтому речь идет не об отсутствии боли, а о другой ее трактовке. И в любом случае я убежден, что боль - это не то, что стоит смаковать. Да, и я могу таких песен напеть - все рыдать будут! Просто, с моей точки зрения, это не очень хорошо. Я сознательно решил для себя, что я не буду использовать этот рычаг, хотя это рычаг очень эффективный.

- Получается, что Борис Гребенщиков выдает всем некий свой портрет, а на самом деле это не он…
- Я приглашаю к себе домой тех, кого я хочу к себе пригласить, а экскурсии водить я не буду.

- Многие «люди искусства» живут только этим. А вы?
- Я живу, окруженный людьми, и если людям будет плохо, то и мне будет плохо, поэтому мне интересно, чтобы людям было хорошо. И не только людям: когда моему коту хорошо, мне тоже хорошо. В этом смысле мы все взаимосвязаны.

Вообще мне кажется, если человек говорит, что он живет, например, только музыкой, значит, он вообще не живет, потому что музыка, как и вообще все искусство, это только инструмент для настройки жизни. Если человек занимается искусством, а в жизни он плох, то его искусство никому не нужно. Да, он может не соответствовать каким-то стандартам, но если то, что он делает, нужно людям, если от этого людям легче, тогда отлично, и Бог с ним разберется потом. Но если человек говорит: «Я занимаюсь искусством, для меня искусство - все», а его искусство с людьми ничего не делает, никак им не помогает, - вот тогда это беда. Искусство существует только для жизни, потому что Бог нам дал жизнь, а не искусство.

- А для жизни оно зачем нужно?
- Оно настраивает человека на восприятие вещей, которые иначе он может не заметить. Самый глупый пример: человек идет в музей, и ему показывают: «Посмотри, как красиво на картине!» Он смотрит на картину, допустим, Тернера: вот солнце сквозь тучи проглянуло - о, действительно, как красиво! А потом он выходит на улицу и вдруг видит, что на самом-то деле еще красивее - искусство его настроило.

«Кто-то должен постичь красоту в глубину…»

- С творческими людьми бывает такая беда: например, он художник или писатель и понимает, что с некоторой периодичностью должен выдавать творческий продукт. Но если он вдруг обнаруживает, что не может ничего выдать, - это же крах! Сколько художников, музыкантов из-за этого спились…
- Ужасно, что люди из-за этого мучаются… потому что они, к сожалению, не знают, как устроена жизнь… Когда чувствуешь себя так - отдохни, это ведь просто значит, что силы, энергия у тебя кончилась.

- А вдруг она не появится больше?
- Такого не бывает - это в любом учебнике физики написано.

- А у вас бывают периоды, когда не пишутся песни?
- Да, конечно.

- И вы не страдаете по этому поводу?
- Нисколько. Знаете, я с самого начала вам возражу, с того, что «художник должен». Когда-то у наших кагэбэшников была замечательная фраза: «Если ты сказал “а”, нужно сказать “б”. Меня всегда смешило - почему? Сказав «а», можно сказать «ы» или вообще ничего не говорить! Художник ни-че-го не должен. Если мне хочется писать, я пишу, потому что сейчас мне интересно этим заниматься, но я могу куда-то уехать, заняться чем-то другим или вообще ничем не заниматься.

- А если вдруг становится ничего не интересно?
- Такого не бывает. Всегда можно смотреть на небо и на траву, восход каждое утро отлавливать - все, этого достаточно. Восход не бывает неинтересным, а если бывает, значит, силы твои упали ниже нуля, нужно восстанавливаться.

- А для чего же тогда человек живет, если он не занимается каким-то конкретным делом?
- А Бог, когда давал человеку жизнь, не спрашивал его: что ты будешь делать? Жизнь дана - и дана, и она значительно выше «какого-то дела». Жизнь вообще есть штука бесконечная, поэтому она не может быть для «чего»: это «чего» всегда конечно.

- Как вам кажется, есть ли какой-то критерий того, стоит ли человеку делиться с другими своим творчеством или нет? Может, он графоман и лучше ему оставить это все при себе?
- Я боюсь, что такого критерия просто нет и быть не может. Если бы он был, жизнь была бы значительно проще. Мне кажется, если у человека есть потребность что-то творить, то он должен творить, а там Бог сам рассудит. Если человек делает что-то хорошее - ну не пропадет это, не бывает  такого: кто-то это заметит, кому-то он проговорится, кому-то это понравится.

- А вы когда пишете песни, думаете о будущих слушателях?
- Нет. Это запрещено, этого делать нельзя, потому что сразу получится - «чего изволите?» и «кому я должен сегодня угодить?». Нет уж, извините.

- Но вы при этом говорите, что пишете для людей?
- Я пишу для людей, потому что, когда я пишу песню, я - единственный судья тому, что я пишу; но поскольку я человек, то я знаю, что если мне это понравится, то, скорее всего, это и людям понравится. И много десятков лет опыта подтверждают, что так оно и есть. У меня средний вкус, чрезмерным эстетством я не страдаю, чрезмерной пошлостью - вроде Бог тоже хранит. Поэтому я могу просто надеяться, что, если мне понравилось, значит, понравится и еще кому-то. И потом, когда я пишу песни, я пишу не потому, что стараюсь понравиться: я пишу, потому что эта штука требует того, чтобы ее написали, а как это получится - я понятия не имею. А если мне не нравится то, что получается, я это переписываю или выбрасываю.

- А стоит ли заниматься каким-то творчеством, если таких, как ты, миллион и достигнуть вершин тебе вряд ли удастся?
- Я думаю, стоит стремиться на себя обращать как можно меньше внимания. Потому что, когда ты концентрируешься на себе, это всегда путь в ад, путь к причинению максимальной боли и себе и другим. Поэтому если человек занимается творчеством - очень хорошо. Если он занимается творчеством ради того, чтобы на него обратили внимание, тоже неплохо, с этого все начинают; другое дело, что потом может прийти понимание того, что творчество интереснее, чем я сам; а потом ты сам просто исчезаешь - и остается просто творчество.

«Бьется солнце о тучи над моей головой - я, наверно, везучий, раз до сих пор живой…»

- Скажите, а вам было когда-то по-настоящему страшно в советское время?

- Конечно, очень часто. В восьмидесятые годы около моего подъезда регулярно стояла черная «Волга», а у нас в подъезде было три квартиры, в остальных жили люди, которые работали в соседней школе. Понятно, что это не за завучем «Волга» стоит!

- И что вы делали?
- Ничего. Просто знаешь, что тебя всегда «пасут» и что нужно придумывать какую-то life line, веревочку, чтобы, если что, тебя могли вытянуть. Это не самый правильный образ жизни. Хорошо, что у меня еще телефона не было, нечего было прослушивать - это был не жилой дом, а флигель, и я десять лет жил без телефона… Кстати, только теперь я понимаю, какое это было счастье - наверное, поэтому мы в восьмидесятых столько альбомов успели записать…

- Потому что все время без телефона или потому что «Волга» стояла?
- Нет, препятствия такого рода, как «Волга» у подъезда, не способствуют творчеству.

- Ходят слухи, что Гребенщиков всерьез стал православным, причащается, другие слухи говорят - да нет, он буддист, с ламами общается, на концертах на сцене у него изображение Будды висит... Можете вы все-таки ответить на этот вопрос - вы за «красных» или за «белых»?
- Я в чем-то похож на Максимилиана Волошина времен гражданской войны: когда белые в городе, то я укрываю красных, а когда красные – я укрываю белых. Я - за людей.

- Вы на этот вопрос не хотите отвечать?
- На этот вопрос нет ответа. Знаете, для кого-то алгебра - одно, а тригонометрия - другое, а для кого-то это одно и то же. Я, кроме исповедника, на эту тему ни с кем разговаривать не буду.

С моей стороны чудовищное невежество говорить, что другие традиции хуже твоей; и когда человек говорит: «Я был буддистом, а теперь я православный», мне хочется его спросить: а что такое «быть буддистом»? Назвать себя буддистом? Принять у кого-то посвящение, не понимая ничего из того, что ты делаешь? Или, может быть, человек хорошо изучил тибетский язык, двадцать лет провел в пещерах? Нет, он, скорее всего, даже не прочитал ни одной книги, а просто потусовался, выпил с буддистами и решил: «О, теперь я буддист». У меня к таким людям совет: ребята, прежде чем вы будете говорить о чем-то, давайте вы узнаете это!

Один буддийский лама сказал: «Если твое сердце полно любви - значит, ты буддист». Разве про это же нельзя сказать - значит, ты настоящий христианин? Критерий - любовь, другого критерия я не знаю.

- Вы уже несколько лет составляете список чудотворных православных икон, который висит на вашем официальном сайте и все время пополняется, - зачем вы этим занимаетесь?
- Объясню: в 1914 году религиозный писатель по имени Ефим Поселянин выпустил книжку «Перечень чудотворных икон, находящихся в России». С тех пор, как легко заметить, многое изменилось у нас в стране, приблизительно половина, если не две трети икон пропало: уничтожено, увезено за границу, потерялось, стоит где-нибудь в подвале в качестве дверного люка. Но чудотворные иконы существуют, более того, появляются новые иконы, и люди к ним приходят, и иконы эти завешиваются крестиками в благодарность… Люди должны знать, что в их городе или области есть такие иконы. Я пытался найти такой список, спрашивал епископа Марка, спрашивал других церковных людей, но все говорили: «Нет, мы о таком списке не знаем». Я несколько месяцев сидел, вылавливал всю информацию по поводу икон и понял, что вполне можно такой список поднять. Я этот поиск веду постоянно: мне кто-то что-то пишет, где-то я нахожу какие-то ссылки; а поскольку я очень много езжу на гастроли по всей нашей стране, то почти в каждой поездке я узнаю что-то новое. Только что мы вернулись из Тюмени: там, по моим данным, не было никаких чудотворных икон, а оказывается, местные жители считают, что вот эти и эти иконы чудотворные.

- Вы во время гастролей ходите по храмам?
- Конечно, не по магазинам же ходить…

- Правда, что вы крестились в 1992 году на Соловках?
- Я крестился в Ленинграде, когда мне было четыре месяца, то есть в 1954 году. А на Соловках в 1992 году со мной произошла такая история: меня поймали и попросили стать крестным отцом какого-то человека, и я, по глупости, согласился. Пока мы тянулись в храм, подошло еще 26 человек, и я стал крестным отцом 26 людей, о которых я не имею, кроме двоих, ни малейшего понятия! Зато они, наверное, могут теперь говорить, что у них крестный Гребенщиков…

- А как же священник, который крестил?
- Да почему-то священник к этому отнесся нормально…

- А Евангелие вы когда в первый раз прочитали?
- Когда учился в университете, по-моему. Эта книга воистину чудесна, но я никогда ее не читал целиком, от начала до конца, я ее периодически читаю, но от корки до корки у меня не получается ее прочесть, хотя я пытался много раз…

Творчество творчеством, а на жизнь можно сдавать бутылки

- Многим творческим людям мешает быт. А вам мешает?

- С бытом нужно поступать так (отключает зазвонивший мобильный телефон). Есть время заниматься бытом и есть время заниматься делом. Быт - это то, в чем ты живешь, и, если ты захочешь, он не будет тебе мешать. Но на самом деле я сейчас в таком положении, что у меня вообще никакого быта нет: у меня жена занимается всем чем нужно, а я поэтому я могу спокойно сидеть здесь (в студии на Пушкинской, 10. - Авт.), а все остальные мучаются бытом… что несправедливо с моей стороны, но я и не говорю, что я справедлив.

- А творчеством трудно зарабатывать деньги?
- Творчеством вообще невозможно зарабатывать деньги. Если тебе нужны деньги, заниматься чем-то, что приносит деньги, - отдельно от творчества. Мне, конечно, очень повезло: я и такие, как мы, находимся в уникальном положении. В восьмидесятые для нас вопрос денег вообще не вставал. Понятно было, что концерты денег не приносят, альбомы тем более, и я, честно говоря, бутылки сдавал, и на это кормил себя, ребенка и жену. Ну, где-то подрабатывал. Но тем не менее мы отлично жили и при этом еще успели сделать десять альбомов. Но за музыку тогда никто не брал денег и не платил.

Потом появились рыночные отношения, и большая часть музыкантов пустилась во все тяжкие, чтобы зарабатывать на музыке, и мы иногда зарабатывали, и до сих пор мы питаемся музыкой - мы играем концерты. А чтобы записать альбом, нужны деньги совершенно другие, которые нужно у кого-то выпрашивать. Многие музыканты так живут. Но творчество денег не приносит. Поэтому те, кто пытается творчеством зарабатывать, пусть освободятся от этой идеи. Собственно, в той же книге, о которой мы с вами говорили, сказано: вот монетка - отдайте кесарю кесарево, и Богу - Богово.

«Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком»

- Есть ли какой-то период в жизни, в который вам хотелось бы вернуться?

- В сегодня. Мне хотелось бы, чтобы сегодня было вдвое больше времени.

- Ну а, например, в молодость, когда вся жизнь была впереди и вы пели песни, сидя на ступенях Инженерного замка?..
- Когда приходили менты и говорили: «Ну ты, падаль!» - и тащили за шкирку в отделение? Нет.

- Но ведь тогда вы были более свободны, вы могли спокойно ходить по улицам - а сейчас, кажется, вы не можете себе этого позволить: я собственными глазами видела, как несколько лет назад после концерта за вами бежала огромная толпа людей…
- Я могу спокойно ходить по улицам. Одно дело, когда после концерта, а другое, когда люди тебя не ассоциируют с событием. Вообще люди очень тактичны и вежливы - мой опыт, по крайней мере, показывает это. Так что я чувствую себя абсолютно свободным.

- А как вы относитесь к старости и собственной смерти?
- Старость - посмотрим. Пока меня мой возраст устраивает значительно больше, чем когда мне было двадцать лет. А смерть - не знаю. Наверное стоит довериться Богу.

- Ваш альбом «Лошадь белая» кто-то даже назвал «предсмертным альбомом».
- Мне приятно, что люди с такой добротой обо мне говорят… Нет, это очень точно, потому что там во многих песнях есть идея подведения итогов. Японские самураи считали, что каждый день, просыпаясь, ты должен говорить себе, что ты мертв, потому что только это может освободить тебя от чудовищной суеты: когда ты мертв, ты знаешь, что тебе уже нечего терять, и тогда ты не будешь заниматься ерундой…

- А вы по утрам так думаете?
- Нет, я по утрам наслаждаюсь тем, что я проснулся и еще могу поваляться пять минут.

Этот страшный русский рок

- С давних пор «Аквариум» называют рок-группой. А что вообще такое по-вашему рок-музыка?

- Рок - это то, что играется с применением электрических инструментов и барабанов. Но лично для меня рок - это музыка приключений, у меня другой подход к этому. Если говорить философски, то существует много разных восприятий рок-музыки. Как правило, считается, что то, что называется рок-музыкой, появилось в семидесятых годах двадцатого века: был джаз, была эстрада, был свинг больших оркестров, потом все это выродилось в рок-н-ролл в начале пятидесятых; рок-н-ролл продолжался до начала шестидесятых. Когда «Битлз» существовали, не было слова «рок», в основном «Битлз» были основаны на традиции «мьюзик-холла», но и, естественно, на том, на чем коренится вообще британская культура, в том числе и на кельтском фольклоре… Строго говоря, то, что происходило в шестидесятые годы, называлось поп-музыкой, слово «поп» было прекрасным, великим словом: «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин» - все были поп-музыкой. Потом кто-то придумал слово «рок», его услышали в России, сказали: «Ого, рок! Это наше!» - и с тех пор пошел русский рок, страшное явление.

- А как же мнение, что рок-музыка - это то, что появилось из негритянских ритмов…
- Скорее не из ритмов, а из своеобразного подхода. Блюз вырос из рабочих африканских песен - и это музыка достаточно ритуальная. Но тем, кто хочет рок определить как работу дьявола, придется всю Африку зачеркивать, как континент, где живет дьявол и Бога нет - что, в принципе, противоречит Евангелию, потому что Бог есть везде…

Наверняка существуют разные тайные скрытые вещи - я, правда, этого не видел и не слышал, но приговаривать музыкальную форму за то, что в ней 16 тактов и три аккорда, к работе дьявола, было бы неразумно.

- А русский рок - это что-то особенное?
- Я много лет смотрю на происходящее с музыкой в нашей стране и у меня иногда возникает ощущение, что «русским роком» принято называть нечто не очень ритмичное, зато с большим надрывом: когда люди на сцене ведут себя так, как будто они исполняют тяжелую работу, которую на них взвалила партия.

И к тому же некоторые из этих замечательных людей к сожалению почему-то считают, что больше того, что они знают на данный момент, им знать ни к чему. Человек говорит: «Я в детстве “Битлов” слушал, “Роллингов” слушал, четыре аккорда я знаю - теперь я буду петь, и меня никто не остановит». А то, что есть другая прекрасная музыка, в том числе классическая, этническая, электроника… Так что я продолжаю надеяться, что современная русская музыка - это что-то значительное большее.

Восторг - первичен, смех вторичен

- Современное искусство многие обвиняют в пошлости. Раньше, что ли, этого в искусстве не было?

- Всегда было. Я бы, наверное, сказал, что пошлое - это то, что направлено на потеху и поэтому лишено живительной силы. Радость, смех - это очень хорошо, а потеха - плохо. В любом искусстве должен быть элемент искупления. Не знаю, как это объяснить… Понимаете, человек либо считает, что мир священен - как дети, он может при этом даже не знать слова «Бог», - и такой человек не будет издеваться никогда, и, наверное, даже смеяться-то особо не будет - смех вторичен по отношению к восторгу. Пошлое искусство - это когда берут все что угодно и издеваются над этим, чтобы срубить двадцать рублей. Вот такое отношение, например, у сегодняшних юмористов: я не могу сказать, что хорошо знаком с их творчеством, но то, что я иногда слышу, очень страшно - потому что люди, чтобы себе заработать на пропитание, издеваются над всем, что есть. А настоящее, непошлое искусство для меня - то, что ведет к восторгу, к перерождению, к искуплению, когда прочищается у тебя внутри мутное стекло.

Источник: Журнал НЕСКУЧНЫЙ САД.

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ: поэзия

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ (род. 1953) - поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум»: Видео | Интервью | Поэзия | Цитаты | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

Пришел Пить Воду

Пришел пить воду;
Не смог узнать ее вкус.
Железные скобы вбиты в крылья,
Источник задушен золотой пылью –
Закрой за мной; едва ли я вернусь.

Будешь в Москве –
остерегайся говорить о святом;
Не то кроткие как голуби
поймают тебя,
Безгрешные оседлают тебя,
Служители любви
вобьют тебя в землю крестом.
А нищие духом блаженны,
вопрос снят.
Но имеющие уши слышат,
и Покров свят.
Бессмысленны против и за,
Просто что-то изменилось
у тебя в глазах;
Когда соль теряет силу,
она становится яд.
Пришел пить воду;
не смог узнать ее вкус.

Пришел пить воду;
не смог узнать ее вкус.
Железные скобы вбиты в крылья,
Источник задушен золотой пылью.
Закрой за мной. Я не вернусь.


Не Было Такой

Я знаю одну песню,
летит не касаясь земли;
Лето не сожжет ее,
январь не остудит;
Хочешь ругай ее,
хочешь хвали –
Но не было такой и не будет.

Я знаю одну песню
На вкус, как пожар
Попробовавший раз
Не забудет
Хватило б только сил
Самому возвратить этот дар
Не было такой и не будет.

А в темных аллеях
Ангелы плетут кружева
И все мои слова смыты дождем;
И эхом в тишине
Едва-едва:
"Любимая моя, пробьемся..."

Так тому и быть: Да значит да;
От идущего ко дну не убудет;
А в небе надо мной все та же звезда;
Не было другой и не будет.

Голубиное Слово

Нарисованное ветками сирени;
Написанное листьями по коже;
Самым своим последним дыханьем
Я скажу: Господи, любимый, спасибо
За то, что я сподобился видеть, как ты сгораешь в пламени заката,
Чтобы никогда не вернуться,
Потому что ты никуда не уходишь;
Просто еще одному будет некуда деваться,
Еще одного за руку и в сад над рекою,
Где ходят по крыльям херувимов,
Потому что им никто не дал имя –
И значит, все молча...

А завтра будет то, что было раньше;
Священный союз земли и неба;
Если повезет, поймаешь пулю зубами,
Одна только красота косит без пощады;
Потому что она держит суд в сердце,
Потому что она держит путь на север,
Где ни времени, ни объяснений,
Один только снег до горизонта.
Значит еще перед одним откроется небо
С сияющими от счастья глазами,
Дела Твои, Господи, бессмертны
И пути Твои неисповедимы –
И все ведут в одну сторону...

Напишите это слово на камне,
Раскрасьте его северным сиянием,
Наполните голубиной кровью
И забудьте навсегда, что оно значит;
Голуби возьмут его в небо,
Так высоко, что больше не видно,
И небо расколется на части,
Но об этом никто не узнает;
А мы сгорим в пламени заката,
Чтобы остаться навсегда в саду над рекою,
Потому что это
нашими губами
Ты сказал однажды раз и навсегда
Голубиное слово.

Stella Maris

Непредставимая тяжесть звездного свода
И время так долго, что боль больше не боль;
Раньше у нас были крылья, но мы ушли в воду
И наше дыхание стало прибой.
Только ночью, когда небо становится выше
И неосторожному сердцу
Хочется вверх –
Напомни о нас Той, что слышит:

Etoile de la Mer.

Ave, Maris Stella,
Dei Mater alma,
atque semper virgo,
felix coeli porta.
Sumens illud "Ave"
Gabrielis ore,
funda nos in pace,
mutans Evae nomen.
Solve vincla reis,
profer lumen caecis,
mala nostra pelle,
bona cuncta posce.
Monstra te esse Matrem,
sumat per te precem
qui pro nobis natus
tulit esse tuus.



Господу видней

На мгновенье стало тихо,
И в этой тишине
Позволь мне передать тебе то,
Что было передано мне.

Можно выйти одному в поле
И знать, что ты вооружен.
Можно идти по пути,
В конце которого стоит Prester John.
Можно возвысить себя
Выше Озиманда, царя царей.
Можно учиться смирению
У стертых ногами придорожных камней.

Но куда бы ты ни шел,
До конца своих дней,
Обещай, что будешь помнить одно:
Господу видней.

Можно раздать себя
Безрадостным и жадным рукам.
Можно ходить по-албански
По стенам, фонарям, потолкам.
Можно гордиться тем,
Что познал до конца пустоту,
Гарантировать перерождение
С серебряной ложкой во рту.

Пусть они не несут тебя
Дорогою небесных огней,
Но не забывай:
Господу видней.

Может быть будет тепло, как ты хочешь.
Может быть с каждым днем будет делаться все холодней.
Не верь ни единому, сказанному мной слову,
Но прислушайся к мерцающей звезде.
Господу видней.


Обещанный День

Сегодня самый замечательный день
О нем написано в тысяче книг
Слева небеса, справа пустота
А я иду по проволоке между них

Спетое вчера осталось вчера
В белой тишине белые поля
Нечего желать, и некем больше быть
Здравствуй, это я.

Господи, я Твой, я ничей другой;
Кроме Тебя, здесь никого нет.
Пусть они берут все, что хотят
А я хочу к Тебе - туда, где Свет



День радости

Когда то, что мы сделали выйдет без печали из наших рук
Когда семь разойдутся чтобы не смотреть кто войдёт в круг
Когда белый конь узнает своих подруг
Это значит день радости.

Когда звезда-можжевельник ляжет перед нами во сне
Когда в камнях будет сказано то, что было сказано мне
Тогда над белым холмом будет место звериной луне
Это значит день радости.

Когда то, что мы сделали выйдет без печали из наших рук
Когда семь разойдутся потому что не от кого прятаться в круг
Когда белый конь поймёт и признает своих подруг
Это значит день радости.

И теперь, когда растаяла пыль под копытами волчьей зари
Талая вода пламя бесконечной зимы
Это ж Господи зрячему видно а для нас повтори
Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы
Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ: цитаты

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ (род. 1953) - поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум»: Видео | Интервью | Поэзия | Цитаты | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

***
Сегодня в Прощеное Воскресение я хочу сказать простую вещь и пусть мои слова будут услышаны.
Те, у кого сегодня в руках власть – вспомните о народе, который делегировал вам эту власть; без этого народа вы никто; перестаньте обманывать его.
Как бы не велико было ваше желание войти в историю, не пытайтесь сделать это за счет смерти людей, которые вам доверяют.
Не существует проблем, которые нельзя решить мирным путем; всегда есть решение, которое позволит избежать гибели людей.
Будьте дальновидны: перестаньте натравливать одних людей на других, перестаньте врать своему народу ради кажущейся сегодняшней выгоды - завтра она приведет к несоизмеримо большим потерям.
Господи, вразуми нас разрешать споры мирным путем!
(2014)

***
Как только я смог пройти сквозь детское недоверие к церкви - шикающие старушки, церемонии, и так далее - я нашел там то, что там и было всегда - объединение и вечный праздник. А побудило, конечно же, «стечение обстоятельств», как это обычно называется. Христианство включает в себя без всякого ущерба для включаемого абсолютно все остальное - и даосизм, и рок-музыку - и заставляет все это делать по-настоящему. Христианство - это подход ко всему с любовью. Поэтому оно и важно. Все остальное - частности, включая материальные условия, философии и другое. (1984)

***
Верите ли вы, что дышите воздухом, что вода вскипит, когда она на огне, что дважды два четыре - верить не нужно, это вытекает из природы вещей и собственного опыта. Бог один, в Него не надо верить -  Его надо любить. Любая жизнь говорит о том, что любовь это взаимная с обеих сторон.

О Человеке: Андрей Микита и Алексей Пузаков о Борисе Гребенщикове

Борис Борисович ГРЕБЕНЩИКОВ (род. 1953) - поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум»: Видео | Интервью | Поэзия | Цитаты | О Человеке | Аудио | Фотогалерея.

Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории

В Большом зале консерватории была исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполняли Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали композитор оратории Андрей Микита и руководитель Синодального хора Алексей Пузаков

Вселенское звучание БГ

- Чья это идея – сделать из песен Гребенщикова ораторию?


Алексей Пузаков: Началось все с того, что весной этого года интернет-издание Лента.ru к юбилею Аквариума выпустило проект Ре-Аквариум – в нем разные исполнители поют песни Гребенщикова. И этот портал обратился к синодальному хору с предложением исполнить одну из песен БГ, сделать кавер-версию в хоровом исполнении.

- Вы не удивились такому странному предложению?

Алексей Пузаков: Удивился. Мне это показалось немножко нереалистичным, я вообще-то никогда не увлекался творчеством Гребенщикова, из его песен слышал в основном «Под небом голубым» и «Поезд в огне». Я решил послушать его в интернете – и мне искренне понравилось его творчество – оно интересно и поэтически, и музыкально, и очень красиво. Я предложил этот проект своему другу композитору Андрею Миките, с которым нас связывают годы творческого сотрудничества. Он тоже сначала очень удивился, как и я он тоже раньше Гребенщиковым не увлекался, вместе мы стали подбирать песню – и остановили свой выбор на «Соколе». Дальше за неделю Андрей написал музыку для хора и оркестра, а потом вдруг произошло какое-то стечение обстоятельств – мы репетировали с Российским национальным оркестром программу их абонемента, и была возможность урвать время от репетиций, и с оркестром и хором, в виде эксперимента, записать эту песню.

В результате именно к Пасхе, в Великую Субботу, «Сокол» появился на проекте Лента. И за несколько пасхальных дней собрал огромное количество просмотров.

С этого все началось. Работа над кавер-версией нас увлекла, и многое получалось – для людей верующих можно сказать – с какой-то благодатной помощью, по ощущениям и композитора, и меня как исполнителя.

А дальше появилась идея не останавливаться на одной песне, а сделать целую ораторию, взяв 7 песен БГ, которые бы по-разному отражали путь человека, его поиск Бога.

- Вы говорили, что отбирали песни, не будучи знакомым с творчеством БГ. Но у него же их огромное количество. Вы их все переслушали?

Алексей Пузаков: Нет, не все. Методом “клика”. Я ориентировался в основном на свое восприятие. Начинаю слушать, что-то меня цепляет – продолжаю, нет –переключаю. Я не погружался с головой. Для меня была важна тема поиска Бога, поэтому на других вещах я не акцентировался.

- Вас не отпугнули некоторые песни?

Алексей Пузаков: Вы знаете, я вообще к творчеству отношусь спокойно. Я ориентировался на свои чувства.

Андрей Микита: Мне творчество Гребенщикова кажется абсолютно христианским. В его песнях есть много интонаций знаменного распева, русского романса. Его песни по сравнению с тем, что поют христианские барды, на порядок глубже, интереснее, насыщеннее, образнее, тут даже сравнения нет.

- И что за песни в результате выбрали?

Алексей Пузаков: Кроме «Сокола» это: «Серебро Господа моего», «День радости», «Господу видней», «Дубровский», «Обещанный день», «Еще один раз». Но наша оратория, а она длится 70 минут без перерыва – это уже совершенно новое произведение. Это не то что одна песня прошла – люди похлопали, потом следующая. Это форма, когда одна песня через музыкальные переходы перетекает в другую, и при этом все находится в некоей целостности.

Конечно, в основе тексты и музыкальные темы Гребенщикова, но произведение уже имеет некий другой масштаб и измерение. Как бы это сказать… Когда один человек поет песню – это что-то личное. Жанр оратории придает всему этому общечеловеческое, вселенское звучание.

Вообще сам этот жанр относится прежде всего к духовной музыке – самая известная оратория Баха, которую все знают, Страсти по Матфею, была написана еще в начале 18 века.

- Вы с Гребенщиковым обсуждали все это?

Алексей Пузаков: Мы с Андреем встречались с Борисом Гребенщиковым в июне этого года, самому Гребенщикову версия «Сокола» понравилась, и он дал добро на дальнейшее развитие проекта. С его стороны каких-то специальных предложений не было. У нас была полная свобода творчества, но в русле того, что мы заявили в «Соколе».

- Вы потом с ним согласовывали варианты?

Алексей Пузаков: Нет, дальше он ничего не слышал, но он планировал быть 20 ноября на премьере в консерватории. Интересный будет момент.

- Интересно, почему Лента именно синодальный хор выбрала, а не какой-нибудь светский.

Алексей Пузаков: Как мне кажется, весь путь группы Аквариум был связан с темой поиска истины, поиска Бога. Этот путь был всегда разным. Сейчас, насколько я знаю, Гребенщиков посещает Афон, общался с настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом (Кутсу), участвует в различных православных благотворительных проектах. Естественно, его творчество не литургическое, но во многих произведениях говорящее о Боге.

- А как хор вообще воспринял эту идею? На репетициях народ не говорил – ой, что это такое мы поем?

Алексей Пузаков: Нет. Вы знаете, пока мы записывали «Сокол», все как-то сразу пели с большой радостью и отдачей, все это было очень легко и естественно. Сейчас, за неделю, мы начинаем репетировать всю ораторию – поскольку в концерте участвует огромное количество людей –три хора и оркестр, и собрать всех заранее сложно.

- То есть ни вы, ни композитор еще не слышали, как это будет звучать?

Алексей Пузаков: Нет. Но у нас уже готова партитура, и мы живо представляем, как это будет прекрасно.

Полторы тысячи тактов

- А музыка для оратории долго писалась?


Андрей Микита: В принципе быстро, я вплотную этим занялся с сентября, то есть за два месяца, а объем там гигантский. 70 минут музыки – это полторы тысячи тактов и партитура на сорок голосов – то есть все инструменты, хор, солисты. Таких масштабных произведений я не писал никогда. Тут еще, я не побоюсь сказать, что это достаточно новое слово в современной классической музыке. Эти 70 минут идут без перерыва, причем в основе лежат 7 песен, они узнаваемы, но тем не менее в процессе пения они видоизменяются, там будет много неожиданностей. Мне, кажется, удалось выстроить эту конструкцию, со своей драматургией, в которой есть надежда, отчаяние, какие-то всплески, обращение к личности, обращение к народу: «проснись, моя Кострома, не спи, Саратов и Тверь», а «Серебро Господа моего» – это непосредственно вариация на 11 псалом – и все заканчивается песней «День радости», словами апостола «Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы».

Алексей Пузаков: Мы надеемся, что вместе с исполнителями слушатели пройдут этот путь к Свету. В концерте будет участвовать афонский хор «Филафонитэ». Объединенный синодальный хор и хор храма Христа спасителя – это как бы земной хор, а греческий хор у нас олицетворяет небесные сферы.

Андрей Микита: Мы хотим, если удастся, разместить его на балконе, чтобы он сверху был над всем, и он будет петь в византийской манере мелодии, основанные на песнях БГ, и отдельные фразы из песен БГ на греческом языке.

- А вы до этого какую музыку писали?

Андрей Микита: Духовной музыкой я занимаюсь 25 лет, свое первое духовное произведение написал в 1987 году - Рождественский тропарь. Вообще я профессиональный композитор, член Правления Союза композиторов Москвы, музыка у меня разная. Есть балет и сонаты, много музыки церковной, многие мои произведения поются в храмах на богослужениях, например, в храме мученицы Татьяны поют храмовый тропарь каждое воскресенье уже несколько лет. Я человек воцерковленный, и если б я почувствовал в этих текстах что-то такое, что мне показалось бы антиправославным, я бы не взялся за эту работу.

- Вы пытаетесь воцерковить современную культуру?

Алексей Пузаков: Да. Современная музыка конечно разная. Нельзя сказать, что есть какой-то мейнстрим в классическом искусстве, какой-то вектор, по которому сейчас искусство развивается. Большинство воспринимает современное искусство как некий авангард, как разрушение всего и вся. Наша задача именно в современных текстах, в современной музыке раскрывать тоже самое, о чем, например, будет петь афонский хор. Современная культура не только в новшествах, - она и в глубину уходит. В нашем лице, я надеюсь, это так. Безусловно, мы не ставим цель ломать какие-то каноны – ни в коем случае, просто на фундаменте того, что мы любим и знаем, мы пытаемся строить новое, поем религиозные песни здесь и сейчас, от живого сердца, от живого чувства.

Без помидоров

- А вот один православный сетевой журнал написал: кошмар, Гребенщиков – антихрист, пробрался в консерваторию! Вы не боитесь, что вас закидают помидорами со всех сторон? Поклонникам БГ не понравится, что вы сделали с его песнями, поклонники классического жанра скажут – профанация, и православные еще добавят.


Алексей Пузаков: Я надеюсь, что кидать в нас помидорами будет не за что. Во всяком случае концерт начнется с пения православного хора с Афона, где участвуют послушники монастыря Симона Петра, они исполнят византийские песнопения. Наша оратория будет звучать во второй части концерта. Может быть в «Благодатном огне» представляют, что вот встанет синодальный хор, выйдет Гребенщиков с гитарой, и они вместе споют? Нет, все будет не так.

Мне немного обидно и грустно, что люди в своем запале хотят провести линию духовного фронта прямо внутри Церкви – среди своих же собратьев по православной вере. Мне кажется это не совсем справедливо, - прежде чем делать такие резкие заявления, все-таки было бы хорошо вникнуть в сам проект, потому что и я, и Микита открыты для комментариев и обсуждений.

Вы знаете, то, что получается – это вполне серьезно. Я не чувствую какой-то профанации. Можно, конечно, подумать, что это какой-то поиск дешевой славы. Но это не так. Мы хотим быть понятыми. И мы здесь ни в коем случае не подражаем Гребенщикову, мы создаем нечто новое в сфере современной небогослужебной концертной музыки, говорящей о Боге.

Андрей Микита: В любом случае сначала надо услышать, а потом выносить суждения. Мне кажется, пока вся критика – из советской серии «я Пастернака не читал, но осуждаю». Партитура моя написана со всем моим возможным мастерством, думаю, с точки зрения профессионалов претензий ко мне не должно быть. А что касается фанатов БГ – «Сокол» в интернете собрал уже на разных сайтах около 50 000 просмотров, для классической музыки это очень высокий результат. И на Ленте.ru пишут комментарии, девять десятых из них – положительные. Многие поклонники БГ пишут в комментариях, что потрясены, как звучит хор и оркестр. Это явный прорыв в их культуру. А с другой стороны проект и миссионерский, потому что тексты БГ о Боге сказаны на сегодняшнем языке. Лично я пришел к вере и к Богу через музыку Рахманинова. Впервые услышал в 1987 году его Всенощную в концертном зале и это перевернуло мою жизнь. Так что музыка может иметь и миссионерское значение. Я по крайней мере в своей партитуре стремился к этому.

Андрей Микита: "Свое первое духовное произведение написал в 1987 году. Многие мои произведения поются в храмах на богослужениях, например, в храме мученицы Татьяны при МГУ поют храмовый тропарь каждое воскресенье уже несколько лет".

Источник: Журнал НЕСКУЧНЫЙ САД.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ