О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит) ( род. 1923)

Интервью   |   Статьи
ГЕОРГИЙ  [Жорж Ходр] (митрополит) Митрополит ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923) – проповедник, богослов, миссионер, епископ Антиохийской Православной Церкви: Интервью | Статьи | Фотогалерея.

Митрополит Георгий родился 6 июля 1923 года в Триполи. Провёл здесь своё детство и молодость. Важным моментом в юности стало участие 11 ноября 1943 года в мирной демонстрации против французского колониального режима. Вслед за этим будущий архиерей стал свидетелем того, как танки расстреливали безоружных, среди которых погибли одинадцать его друзей. В то время он думал о карьере адвоката и дипломата, учился в Бейруте, и в 1944 году получил степень юриста от иезуитского Университета св. Иосифа.

Одновременно он был одним из вдохновителей мощного арабского молодёжного православного движения того времени. 16 марта 1942 года, вместе с 15 другими студентами медицинского и юридического факультетов, он основал Православное молодёжное движение (Mouvement de la jeunesse orthodoxe). Движение стало быстро расширяться и способствовало значительному оживлению Антиохийской Православной Церкви - омоложению монашества, основанию кружков по изучению Библии, проповеди среди рабочих, открытию христианских постоялых дворов, расширению деятельности приходов.

Для получения богословского образования отправился во Францию, где поступил в Парижский Свято-Сергиевский богословский институт. Выпустился в 1952 году и вернулся на родину.

19 декабря 1954 года был рукоположен во пресвитера и служил приходским священником в Триполи с 1955 года до избрания в епископы.

15 феврал 1970 года был рукоположен во епископа с возведением в достоинство митрополита Гор Ливанских.

Ко времени взошествия на митрополичий престол уже был видным проповедником как в православной так и в инославной среде, и его известность в последующие годы продолжала расти. Будучи широко вовлечен в экуменические встречи и контакты с мусульманами, писания митрополита Георгия по этим вопросам регулярно публиковались на многих языках. Вдобавок, митрополит Георгий писал еженедельные статьи на темы единения арабского мира в ливанской газете "Ан Нахар" (An Nahar).

В разное время преподавал арабскую культуру в Ливанском университете и пастырское богословие в Баламандской богословской школе.

Источник: drevo-info.ru/ .

Митрополит ГЕОРГИЙ (Ходр): интервью

Митрополит ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923) – проповедник, богослов, миссионер, епископ Антиохийской Православной Церкви: Интервью | Статьи | Фотогалерея.

«Ничто не в состоянии зажечь сердца людей, кроме самого Евангелия»

Епископ из страны, которая совсем недавно занимала первые позиции в списке «горячих точек» планеты, - Ливана - посетил Киев в сентябре этого года как участник международной конференции «Успенские чтения». Архиерей с необычным титулом «митрополит Гор Ливанских» Георгий Ходр у нас почти неизвестен, хотя в православном мире, на Востоке и Западе, его знают как яркого проповедника. Митрополит Георгий имеет множество публикаций на арабском, французском и английском языках. Недавно сборник его статей был переведен и на русский язык («Призыв Духа». Киев, 2006). Владыка Георгий не боится говорить на самые острые темы, такие как отношение христианина к общественной и политической жизни. Вера во Христа, по словам владыки, должна пронизывать всю жизнь человека. Наша беседа с митрополитом Георгием Ходром состоялась в Киево-Печерской Лавре в один из дней конференции.

- Прежде всего хочется задать вопрос о положении христианства в вашей стране, в Ливане, потому что это преимущественно страна мусульманская. Как живет Православная Церковь в вашей стране?
- В Ливане христианство разделено на несколько Церквей. Кроме Православной, это Маронитская Церковь, а также Сиро-Католическая, Армяно-Католическая - это униатские Церкви, в единстве с Римом. Христиане раньше составляли в Ливане большинство. В 1972 в нашей стране было 75 процентов христиан. С тех пор количество христиан сильно уменьшилось, во-первых, благодаря эмиграции.

Что касается мусульман, то у нас есть проблемы не между мусульманами и христианами, а внутри мусульманства между шиитами и сунитами, между теми, кто стремиться к очень большой «дружбе» с Сирией и так называемой «Хезболлой», и теми, кто этого не хочет.

- Сколько христиан в Ливане?
- Это запрещенный вопрос.

- Почему?
- (Смеется) В Ливане об этом нельзя спрашивать, потому что нет официальной статистики. Люди не хотят признать, что христиане являются значимой часть населения. Я думаю, что христиане в Ливане составляют сегодня 35-37 процентов.

- Некоторые говорят, что христиане и мусульмане молятся одному и тому же Богу. Однако в Евангелии Иисус Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).
- Да, мы обращаемся в молитвах к одному Богу. Конечно, мусульмане не признают Троицы. Но Бог есть только один. Что касается спасения, это иной вопрос. Да, Иисус Христос - единственный посредник между Богом и человеком. Но апостол Павел пишет, что язычники буду судимы по закону совести, который написан в их сердцах. Бог милостив, но я оставлю открытым вопрос, насколько может приобщиться Богу человек, который не участвует в Таинствах...

- Следующий вопрос о Церкви и политике. Вы пишете на эту тему в книге «Призыв Духа». Как вы относитесь к тому, когда клирики Церкви становятся депутатами? Могут ли они быть членами политических партий?
- Тут есть опасность для клириков оказаться так сильно вовлеченными в политическую жизнь, что они могут стать врагами друг друга. Политические партии всегда враждуют друг с другом, и это приводит к многим проблемам. Участие духовенства в решении вопросов экономики, городской инфрастуктуры, системы образования, здравоохранения и тому подобных вполне допустимо, но что касается политической жизни или политической борьбы - люди из разных партий находятся в оппозиции друг ко другу. В политике далеко не всегда бывает альтернатива двух возможностей: один путь правильный, а другой неверный, - бывает так, что идут дебаты вокруг нескольких одинаково возможных путей. Например, в вопросах вооружения: сколько процентов бюджетных средств отпустить на содержании армии, десять или тридцать? Нужно принять решение. Как тут поступить священнику?

Также, что касается партий, партия - это всегда часть, а не целое. Как быть священнику, который должен быть «всем для всех», по словам апостола Павла, если он отождествит себя лишь с одной частью общества?

- В ваших публикациях есть наблюдение, что сегодня в жизни большинства верующих христианство выродилось в набор непонятных правил и ограничений, которым, если и следуют, то не вникают в их суть. Что вы можете предложить для возрождения христианской жизни?
- Я думаю, во-первых, мы должны осознать, что в тех церквах, где богослужение совершается на архаичных языках (во многих славянских церквах, а также в греческой церкви, где служат на древнегреческом), церковный народ совершенно не понимает языка Церкви, разве что отдельные слова или выражения. Это можно было бы оправдать, если бы в Церкви был священный язык, но понятия «священного языка» в Церкви не существует. Нужно решать этот вопрос.

Во-вторых, очень мало кто из верующих знает Священное Писание, даже Новый Завет. Мой очень долгий личный опыт церковной жизни показывает, что ничто не в состоянии зажечь сердца людей, кроме самого Евангелия. Конечно, я «литургический» человек, до своего рукоположения в священники я очень любил литургию. Но никто не может стать по настоящему новым человеком, новым творением, пока он не познает смысл Нового Завета. Но никто в церкви не проповедует об этом. А ведь о важности чтения Библии, например, так много сказано у святителя Иоанна Златоуста.

Далее, наши службы очень длинные для прихожан. Их стоило бы приспособить для восприятия верующих. Я не говорю о бездумных сокращениях, конечно. У нас в арабском мире мы не имеем, например, ектении об оглашенных на литургии. Конечно, мы не отказываемся от важных частей литургии.

Очень важно, чтобы люди слышали в церкви живую проповедь. Мы настаиваем на том, чтобы проповедь всегда звучала в церквах. Но это очень сложное искусство, которому надо учиться. В Ливане мы проводим, например, семинары для проповедников.

Нужно также издавать книги с переводами всех богослужений на современные языки, чтобы их можно было брать с собой в церковь.

- Вы сказали о том, что в Ливане христианство разделено на несколько Церквей. В Украине тоже есть расколы в православии, уже много лет. Как вы считаете, что лучше всего можно сделать для уврачевания раскола?
- Прежде всего нам нужно понять причины разделений. У вас - это утверждение украинского национализма или нечто иное? Или принцип «одно государство - одна церковь»? Этот принцип не является каноническим. Он может применяться, но он не основан на канонах. Все, что в церкви происходит, должно совершаться в согласии, соборно. Принцип «одно государство - одна церковь» появился после балканских войн, освобождения от турецкого гнета и далее. Этот принцип возможен, если на основе него формируется одна, единая Церковь при согласии верующих, если это не приводит к разделениям.

- Многие православные обеспокоены сегодня распространением расколов, сект, нехристианских культов в нашей стране, которая традиционно является православной. Как вы полагаете, с этими явлениями нужно бороться, или лучше делать свое дело, то есть проповедовать православие, не обращая внимание на секты?
- Не существует понятия христианской нации или православной страны. Даже ели нация считает себя православной - это очень слабый, непрочный принцип. Как может быть нация христианской, если огромное количество людей не молится, не ходит в церковь? Мы не должны бороться против кого бы то ни было. Нам следует объяснять, что такое христианство, делать это дружественно по отношению к людям других религий, не воевать против них. Православие прекрасно, изумительно, у него есть что предложить другим. Проповедь должна быть позитивной.

- В украинском православии порой сталкиваются два национализма: украинский и русский.
- В Церкви не может быть никакого национализма. Каждый человек в Церкви должен чувствовать себя свободно, не отказываясь от своей национальной идентичности. Это очень важно для молодых государств, таких как Украина. Все вы принадлежите одной стране, одному государству, поскольку таково волеизъявление большинства людей. Но вопрос национализма не должен проникать внутрь Церкви. Церковь является Церковью Христа, которая одна в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Это не русская или украинская Церковь, но Церковь Христова в Украине, России и так далее. И украинцы, и русские - такие же православные. Мы вместе участвуем в богослужениях, сослужим. В нашей стране есть такая же проблема, но не в нашей Церкви. Одни считают себя ливанцами, другие арабами, но в Церковь это разделение не проникает вовсе. Мы сегодня пробуем вводить некоторые арабские элементы в церковную культуру наряду с греческими.

- Спасибо вам за беседу, владыка.
- Всегда рад. Приезжайте к нам в Ливан!

Беседовал священник Андрей Дудченко

Источник: arhiv.orthodoxy.org.ua/  .

Митрополит ГЕОРГИЙ (Ходр): статьи

Митрополит ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923) – проповедник, богослов, миссионер, епископ Антиохийской Православной Церкви: Интервью | Статьи | Фотогалерея.

ИЗГНАНИЕ БЕСА ВОЙНЫ

Самое трагичное в насилии - его абсурдность. И всякий, кто за долгие годы страданий вместе с другими приобрел опыт смерти, знает, что такое бессмысленность в ее чистейшей форме…

Когда вы проводите большую часть жизни под обстрелом, месяцы подряд живете без воды, пищи, света или работы, такие понятия как «революция» или «правое дело» вызывают только неудержимый хохот. Существование само по себе становится единственной целью, к которой стоит стремиться. День и ночь видишь себя мечущимся в спектакле, поставленном безумцами. Тени городов в руинах исполняют танец смерти. Единственные воспоминания - о том мире, которого больше нет. Любое утверждение оказывается двусмысленным и приводит в замешательство, поскольку всякое слово обречено на банальность. Надежда исчезает, ведь само время опустошается, хотя порой и приходит ностальгия, заполняя образовавшуюся пустоту. Все границы между внешним злом и внутренними переживаниями исчезают. Страждущее тело — вот единственное впечатление, остающееся у души. Избитое тело познает тщету всего и испытывает отсутствие Бога. Грех выходит наружу, принимая форму кошмарной реальности. Я грешу, - следовательно, я существую.

Когда чувствуешь, что вместе с уничтожением твоего клана и ты был морально уничтожен, единственным способом протеста становится оружие. Когда ждешь правосудия, которое так и не приходит, оружие - это отказ, «нет», протест против исторической несправедливости. Если свидетельство Креста воспринимается как тщетное, тогда должны быть распяты другие. Их смерть будет утверждением собственного существования. Возможно, отношения между людьми, преданными различным жизненным основаниям, больше не будут отравлены ложью, которую надо придумывать, чтобы сохранять внешнюю дружественность. Человек не задыхается, принося или принимая смерть, но что действительно трудно, так это вынести правду, которая камнем ложится на плечи, поскольку не была прожита до полноты в нежном и мирном свете святых.

Только Божий мир (peace) был способен восторжествовать над насилием в ненадежных убежищах Ливана. И он принес с собой безграничное прощение. Открывая путь ненависти, чувствуешь свою вину. Читая же о Божьем милосердии, узнаешь, что чужие, быть может, - просто бедные невежественные люди, которые могли бы однажды открыть для себя Божью красоту. В глубокой трясине зла чувствуешь, что никто не был на стороне Бога, что каждый по-своему был убийцей и что впредь мы можем жить только прощением.

Когда убивают во имя Бога, когда человек верит в то, что он - Божий посредник в массовом убийстве, Бог становится идолом. Человек, поступающий и думающий так, считает себя защитником «святого народа». Но моральное и физическое насилие превращает святой народ в реальность социологическую. То, что было когда-то знаком Присутствия, становится простым средоточием абсолютной силы. Все, что не относится к этой силе, теряет смысл. Человеческая общность, которая когда-то объединяла различные группы, уничтожается взаимным отрицанием. Общность отрицается с самого момента своего зарождения, и все те, кто пытается ее вернуть, рискуют погибнуть. В такой ситуации смерть - единственная разумная опора, остающаяся у человека.

В странах, где ментальность не была подвергнута секуляризации, люди, начиная гражданскую войну, верят, что участвуют в метафизической битве. Всюду, где социальная структура разделяется по конфессиональному признаку, как это происходит в Ливане, любая война воспринимается как религиозная. Если же она влечет за собой прямое западное вмешательство, ее называют Крестовым походом. Рана, нанесенная Крестовыми походами, все еще отзывается в исламском мире. Даже если исламский мир осознает, что западные страны далеки от того, чтобы руководствоваться религиозными соображениями, он продолжает воспринимать Европу и ее культурное продолжение, США, как христианские страны.

Называется ли вторжение цивилизаторской (культурной) миссией или миротворческой инициативой, оно всегда приносит выгоду оккупанту. Его совесть все же нуждается в словах оправдания. Чтобы узаконить насилие, всегда требуется миф. Война, даже современная война, - это битва богов. Не имеет значения, под какими новыми именами они выступают. Это особенно ясно видно во внутренних войнах развивающихся стран. В различных общностях мифология касается их прошлого, их места в истории и их призвания, формируя их представление о фактах и обуславливая их ответную реакцию на них.

Такое «прочтение» фактов определяет также «прочтение» другого, и, как неизбежное следствие, его физическое или моральное устранение. Его желательное исчезновение включает в себя и исчезновение его истории, которая должна быть признана ошибкой (заблуждением, error). И если усилия, предпринимаемые в настоящем для того, чтобы исключить этого другого из числа живых, оказываются безуспешными, то фальсификацией (искажением) его истории можно исключить его по крайней мере из числа мертвых. Он будет исключен из коллективной памяти страны, даже если можно в конечном счете потерпеть его физическое существование. Важно, однако, чтобы ему не отводилось место в процессии «истинных» богов, т.е. в истории.

В такой ситуации именно желание смерти другого становится основанием идеологии. Между внешней и внутренней, гражданской, войной нет сущностной разницы. Страна врага, его религия или этнос - все это такие же закрытые, непроницаемые сообщества, предназначенные к исчезновению. Меняется только миф уничтожения. Каждая из сторон отвергает самобытность и право на существование другой стороны, и должна быть создана новая история, согласованная с желаниями. История должна быть отвергнута, чтобы удовлетворить требования истины, которая по самой своей природе абсолютна. Истина же есть свойство общности, ее исторического существования и того спасения, которое она принесет, как только закончатся военные действия.

Во внутренних (гражданских) войнах присутствует тонкое насилие, которое глубоко развращает тех, кто его применяет. Они становятся злой пародией на самих себя, сродняясь с худшим из видов лжи, ложью сердца, ибо это сердце, которое рождает и провозглашает проклятия.

Но есть все же нечто гораздо худшее - это поиск оправдания этой лжи в Боге, Боге, Который намеренно выбирает Себе заместителей и делает из них палачей. В этом случае мы сталкиваемся с учением, которое и не подозревает о том античном фатуме, в соответствии с которым боги и богини были подвержены человеческим страстям. Смерть другого становится логической необходимостью постольку, поскольку Бог представляется всемогущим Существом, Которое ведет войну с дьяволом и не принимает смерть как Свой удел, Свое наследие. Единственный же подлинный путь для Бога вступить в диалог с человеком лежит через отказ от Своего всемогущества из безграничного сострадания и абсолютного уважения к свободе Своего творения. Но Бог идет еще дальше - через Свою добровольную Смерть к Воскресению, которое дает человеку независимую реальность существования.

Так ли уж отличается св. Бернард Клервосский от мусульманского богослова, когда говорит, обращаясь к народу Англии, что «земля трепещет, потому что Бог Небес теряет Свою землю, землю, на которой Он явился людям. И теперь из-за наших грехов враг Креста поднимает там кощунственную голову и своим мечом разоряет эту святую, обетованную землю». Св. Бернард, возможно, никогда не спрашивал себя, не может ли Палестина быть такой же священной землей и для мусульман, для которых это земля, с которой Пророк был взят на небо. Во всех рассуждениях подобного рода Слово утверждается мечом.

Кенотическое чтение Священного писания

В Церкви вeдение той внутренней духовной реальности, где мир становится нашим призванием, убедительно, только если будет изгнан сам бес войны. Как могло случиться, что у таких чистых и благочестивых людей, какими были инквизиторы, было такое скверное богословие? В этом - одна из трагедий нашего прошлого. Нам не справиться с войной, пока не будут подорваны библейские основания насилия. Для нас ошибка лежит не в истории, а в богословии. Насилие оправдывается, питаясь верой в то, что Бог Библии вел Израиль от победы к победе, заставляя все народы покориться ему.

Ветхий завет приписывает Богу великую мощь, обрушенную на египтян. Это Господь, Который говорит: «Поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота» (Исх 12:12). И это также Господь, «Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев» и все другие народы (Нав 3:10). А вождь народа Божия, Иисус Навин, говорит по поводу города Гая: «Когда возьмете город, зажгите город огнем, по слову Господню сделайте» (Нав 8:8). И это Сам Бог, как показывает Писание, непосредственно осуществляет «тактику выжженной земли». В этой перспективе Богу отводится место на службе у Израиля и его гегемонии над землей других народов. Это не Израиль делает Божьи мысли своими, но Сам Господь отражает жажду всецело человеческого и слишком человеческого завоевания со стороны союза семитских племен.

Но рядом с кровожадным Богом встает образ Бога, исполненного милосердия, Чей голос говорит через пророков, таких как Иеремия или Осия и в Песнях Отрока Господня у Исайи. Мы сталкиваемся здесь с двумя непримиримо противоположными лицами Господа в одном Писании.

В свое время отцы церкви приняли типологический метод экзегезы, потому что знали, что единственно истинный образ Бога - это Христос. Поэтому многие военные акты, множество вещей и людей рассматривались как символы (или «прообразы») Христа или Креста. Климент Римский, комментируя историю Раав и соглядатаев, говорил, что червленая веревка, которую блудница должна была прикрепить к окну, была символом крови, пролитой Господом.

Такая экзегеза может затемнять историческое значение Писания. Поэтому я бы хотел предложить принять «кенотическое» чтение Писания, заимствуя эту идею из Послания апостола Павла к филиппийцам (Флп 2:6-7), указывающем, что Христос, «будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом». В этом добровольном самоуничижении Христос не перестает быть Богом, но Его божественность не являет себя открыто.

Догмат о двух природах во Христе определяет также и природу Писания, где культура эпохи, неясность в ее понимании, скрывает истину за словами. Вмешивается субъективность автора. Однако нам не следует впадать в эту субъективность. Для нас, в соответствии с традицией Оригена, Иисус, сын Навина, Иешуа по-еврейски, - это пример, истинный прообраз Иисуса, Иешуа из Назарета, Который побеждает не хананеев, но мир греха, и Который не несет смерть, но принимает ее.

Невозможен переход от бога Иисуса Навина к Отцу Иисуса Христа. Сила древнего Израиля не может подготовить путь для силы Божьей на Кресте. Только Крест есть Locus (место) божественной победы и основа смысла веры. Те места в Писании, которые не соответствуют тайне Любви, - это завеса, скрывающая Слово. Любовь есть истинный Locus Слова, потому что только она одна есть подлинное Богоявление.

Христос живет в Писании в диалектике сокровенности и явленности. Писание можно понять только в той степени, в какой оно может быть соотнесено со Христом. Поэтому в действительности Он был на стороне людей Ханаана, побежденных людей. Бог никогда не был на стороне армий, которые попирали Его имя. Истинная природа Бога была явлена только тогда, когда Иисус достиг совершенства в Своем страдании.

И это снисхождение Бога передают нам слепые, искалеченные и все немощные люди земли, те «миротворцы», которые наследуют божественный дар непротивления злу насилием.

Крест как орудие мирского триумфа

Раннее христианство (до св. Августина) питало отвращение к применению насилия. В свой кафолический период Тертуллиан писал, что Господь, разоружив Петра, тем самым разоружил каждого солдата. Позже Ориген, ссылаясь на то, что Петру было запрещено убивать, сказал, что христиане не должны обороняться от врагов, что мы больше не поднимаем меча против другого народа, что мы больше не учимся воевать. В том же духе высказываются и апологеты. Св. Василий Великий предписывает налагать епитимью на христиан, служащих в армии, если они принимали участие в войне.

Первые христиане надеялись одолеть войну молитвой, верой и силой Божьей. Но империя, хотя и христианизировалась, не могла просто упразднить армию. Империя еще не была Царством Божьим. Она должна была оборонять себя от варваров. Она воспринимала свои победы и продолжение своего существования как оправдание своей христианизации. Крест становится орудием чисто мирской победы. Византийское богослужение пронизано этой идеологией. Правда, одновременно, то же богослужение развивало духовность смирения и кротости. Конечно, на христианском Востоке не была разработана доктрина праведной войны. Однако была широко распространена идея войны ответной (оборонительной), которая ведется против турок или против «католических» армий всякий раз, когда они вторгаются в православную страну, такую, например, как Россия. Пацифизм как теория был забыт на христианском Востоке.

С распадом Византийской империи большинство православных церквей за пределами древнего патриархата стали автокефальными церквами, чья каноническая территория географически совпадала с территорией соответствующих стран. Эти «национальные» церкви оказались пропитанными националистическими чувствами и потому более или менее явно благословляли войны, которые вели их страны. Это можно сказать о Русской, Греческой, Сербской или Болгарской православных церквах. В этом смешении понятий факт войны сам по себе больше не беспокоит совесть.

Справедливость и мир нераздельны

Справедливость и мир нераздельны. Несправедливость врастает в саму плоть, принося с собой отчаяние и нетерпимость, бунт и страсть к разрушению. Она высвобождает волю к власти, которая, в свою очередь, вызывает к жизни тиранов и оккупантов и, следовательно, ту ложь, которая служит прикрытием несправедливости в государстве, управляемом нормами закона, и таким образом утверждается процесс: несправедливость - бунт - репрессии. Ненависть, подозрительность, фанатизм, расизм и угнетение вслед за этим сводят на нет все социальные теории.

Всякая политика силы политизируется так, что становится по ту сторону какого-либо христианского свидетельства. Если мне отказано в свободном или, по крайней мере, сносном, существовании, - это значит, что отрицается само мое внутреннее бытие. Принятие такого обращения для меня возможно только в качестве свидетельства, как путь творческого безмолвия или мученичества. Тогда, социально униженный, я, по крайней мере, познан Богом и питаем надеждой Царства. Общение святых может быть реализовано даже среди войн и гонений.

В мученичестве запечатлевается мир с Богом, мир, который находится по ту сторону всякой политики. Никакая сила не может сокрушить человека, который созерцает свет лица Того, о Ком написано: «Он не вступит в спор и не поднимет крика, и не услышит никто на улицах голоса Его. Он тростника надломленного не переломит и фитиля тлеющего не погасит» (Мф 12:19-20).

Царство мира (peace) было провозглашено пришествием Того, Кого литургия, вслед за Исайей, называет «Князем мира» (Ис 9:6). Апостол Павел говорит даже более поразительно, более лично (интимно), когда указывает: «Он есть мир наш, - добавляя, - упразднив вражду Плотию Своею» (Еф 2:14–15).

Логика святости

Реальность истории управляется силой и законом - двумя сферами, одинаково чуждыми логике святости. Закон носит принудительный характер и утверждается силой. Мир, рассматриваемый просто как отсутствие войны, принадлежит царству политического осмысления и этики, являясь косвенным порождением гуманистической цивилизации. Политик ищет мира такого рода и достигает его и здесь и там. Но он в достаточной степени реалист, чтобы понимать, что тотальное разоружение человечества немыслимо и что военная индустрия остается необходимой для самого строя Великих Держав.

Нам не следует жить тем источником зла, и индивидуального и коллективного, которым является страх. До конца истории люди будут порабощены страхом смерти. Ненасилие, понимаемое просто как отказ от применения силы, - это еще не победа над насилием. Ненасилие же как проявление мужества и преодоление себя - это уже не политическая позиция, но свидетельство. Хотя святого и политика по внутренней сущности их поступков нельзя свести к общему знаменателю, тем не менее святые молятся, чтобы и политический мир был достигнут на земле. Мир - это самая подходящая среда для развития человека и знак его победы над алчностью. Вера в наше нравственное обязательство найти мирное решение - это важный шаг вперед.

Однако мир любой ценой зачастую является знаком малодушия. Человек не становится лучше просто от того, что в процессе переговоров был достигнут мир. Мир становится нравственной ценностью ровно настолько, насколько он выражает подлинное примирение между двумя народами, в отношениях которых ранее господствовала напряженность. Тогда мы приходим к тому миру, который византийское богослужение называет «миром свыше». И испросив этот мир, литургия затем говорит о «мире всего мира». Из этого литургического текста следует, что мир может быть умиротворен в своей глубине ровно настолько, насколько он обратится.

Мир - это призыв Божий. И будучи реальностью, которая должна быть доведена до полноты в Царстве Небесном, мир (peace) остается той божественной сферой, к которой Господь приглашает нас и среди горестей нашего земного существования. Такое вeдение требует непрерывных усилий, направленных против войны между людьми.

Перевод с английского Ирины Борщ
Источник: pravoslavnaya-obshina.ru/ .
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ