О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей) ( род. 1976)

Интервью   |   Статьи
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)Протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО (род.1976) – священник УПЦ МП, с 1999 года ведет созданный им сайт "Киевская Русь": Видео | Апологетика | Интервью | Статьи   | Фотогалерея.

Протоиерей Андрей Дудченко родился в городе Красный Луч Луганской области в семье учителей. Окончил среднюю школу с золотой медалью, духовную семинарию - по первому разряду. Закончил Киевский национальный университет культуры и искусств - бакалавр книговедения, библиотековедения и библиографии. В 2001 году окончил Киевскую духовную академию. Рукоположен в сан священника в конце 1997 года. В 2000-2005 годах был главным редактором миссионерского журнала "Камо грядеши" (Киев). С 1999 года - редактор интернет-журнала "Киевская Русь". С 2003 года принимает участие в ряде книгоиздательских проектов (киевские издательства "Пролог", Quo Vadis). В 2005-2008 годах - главный редактор портала "Православие в Украине". Входил в редакторскую группу официального сайта Украинской Православной Церкви, интернет-проекта "Пасха.ру". В 2009-2010 - шеф-редактор ток-шоу "Летопись. Связь времен" на телеканале "Глас". Клирик Спасо-Преображенского собора в Киеве. Женат, воспитывает четырех детей.

..

Протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО: интервью

Протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО (род.1976) – священник УПЦ МП, с 1999 года ведет созданный им сайт "Киевская Русь": Видео | Апологетика | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

ЛИТУРГИЮ НЕ НАДО «ОТБЫВАТЬ», ЕЙ НУЖНО ЖИТЬ
В киевском издательстве «Quo Vadis» вышла новая книга протоиерея Андрея Дудченко «Евхаристия: прошлое, настоящее, вечное».

Почему автор считает необходимым говорить о литургии? Чего больше от частого причащения и частой исповеди - пользы или вреда? Кто должен определять интенсивность духовной жизни христианина? Об этом и многом другом - в интервью с отцом Андреем.

- Отец Андрей, чем был продиктован такой выбор тем в вашей книге, представляющих для Вас наибольший интерес - осмысленная церковная жизнь, частота исповеди и причастия? В чем вы здесь видите проблему?
- Божественная литургия была и остается не просто главным богослужением Православной Церкви, но самой сердцевиной, на которой всё держится. Сама Церковь как Тело Христово становится таковой через причастие Христу. Отними Евхаристию - и всё рассыплется. Будет община, исповедующая определенное учение, пусть даже очень хорошая, живущая по высоким моральным принципам, но если она не причастна Христу, не соединена с Ним в одно целое через единство Тела и Крови - то это будет что угодно, но только не Церковь.

Божественная литургия, на которой совершается Евхаристия, и сегодня занимает центральное место в церковном богослужении. Она - центр, с которым связаны все прочие таинства, которые либо совершаются на самой литургии (или совершались в древности), либо устремлены к ней.

Центральное место литургии в церковной жизни сегодня, к счастью, осознается уже гораздо лучше, чем десятилетие назад. Во многих храмах уже трудно представить себе литургию без причастников. Однако и сейчас многие люди, посещающие храм и регулярно причащающиеся, с трудом понимают смысл того, что совершается на литургии, кроме того что за ней происходит причащение. Вот именно в раскрытии смысла литургии - самого простого смысла, так сказать, лежащего на поверхности, - я и вижу главную задачу своей книги.

Самым простым смыслом я называю тот, который можно понять из самих молитв и песнопений литургии, из действий, которые производят священнослужители. При этом надо обращать внимание и на историю: когда появилась в чине литургии та или иная молитва или действие, и почему? Какой смысл вкладывали в это христиане тогда?

Я избегаю «иллюстративно-символических» толкований литургии, которые не вытекают из ее молитв, но навязаны извне. Например, вход с Евангелием в начале литургии после пения антифонов - это процессия, в которой ныне соединено то, что раньше представляло два действия: вход верующих непосредственно в храм и принесение в храм из хранилища книги Евангелия. При этом в толкованиях литургии часто можно встретить объяснение этого «малого входа» как выхода Иисуса Христа на проповедь.

Сразу же возникает диссонанс: действие, которое до сих пор в литургических книгах называется «входом», объясняется как «выход» - видимо, потому что ко времени возникновения такого толкования это уже действительно был выход, как и сегодня. Ведь теперь процессия сначала выходит из алтаря, чтобы снова войти в него. Однако этот более поздний обычай не отражен в молитве входа, которая и сегодня, как и раньше, говорит о входе: «удостой с нашим входом быть входу и святых Твоих Ангелов, сослужащих с нами и вместе славословящих Твою благость…»

В молитве входа, как и во всех прочих молитвах литургии, не идет речи ни о каком иллюстративном «символизме»: действия означают то, что происходит сейчас с нами и для нас. Литургия - не «священная драма», но наше участие в вечере Господней.

К сожалению, сегодня очень мало издается книг для мирян с параллельным переводом или даже просто хотя бы с текстом Божественной литургии, включающей священнические молитвы. Помню, первые издания популярной брошюры «Всенощное бдение. Литургия» включали и молитвы священника, кроме того, в сносках объяснялись самые трудные для понимания славянские слова и выражения. Теперь же издатели почему-то выпускают такие брошюры с купюрами, не печатая священнических молитв. Но как же тогда понять литургию?! Ведь основной смысл того, что происходит, выражен как раз в этих молитвах, называемых теперь «тайными».

Вот, кстати, еще одна проблема - неслышимость молитв литургии для верующих. Так называемые «тайные» молитвы стали понимать как своего рода «секретные», в то время как славянское слово «тайный» означает «таинственный, мистический, духовный» (см. словарь Ольги Седаковой), а вовсе не секретный или недоступный! Молитвы литургии - потому «тайные», что через них совершается таинство, а не потому что их нельзя произносить громко вслух!

Сегодня, к счастью, все больше священников понимают это, хотя и не все понимающие что-то предпринимают. Однако первый шаг сделать очень просто: можно просто установить в алтаре микрофон и читать молитвы вслух на фоне тихого протяжного пения, как поступает, например, Патриарх Кирилл или архиепископ Александр (Драбинко) - настоятель храма, в котором я служу. Вот для того, чтобы показать, что чтение молитв литургии вслух - это нормально и желательно, в качестве приложения к книге опубликовано Окружное послание Элладской Церкви, где об этом идет речь.

- В Вашем понимании осмысленная церковная жизнь достижима на обычном приходе? И как к ней приходить? А как складывается в вашем приходе? Есть ли какие-то успешные приходские практики сегодня?
- Вполне достижима. В большом приходе, конечно, всегда будет определенный, и даже значительный процент тех, кто не очень интересуется подобными вопросами, будет и процент так называемых «прохожан», то есть проходящих через приход и не задерживающихся в нем, будет и достаточно тех, кто ищет в храме только удовлетворения своих личных нужд, но вместе с тем, при заинтересованности священника, будет много и таких, кому интересно, что же именно происходит на службе, и как можно в этом осмысленно участвовать. Очень многое в данном вопросе зависит от пастыря - от его служения и проповеди.

В Киеве, в том числе и в нашем приходе, много людей, которые причащаются на каждой или почти на каждой литургии, в которой участвуют. О том, что это не только возможно, но и желательно, мы говорим не только на проповедях, но и в беседах при исповеди. Кроме того, литургией ведь не исчерпывается христианство. Осмысленная христианская жизнь включает все грани жизни человека вообще. Но регулярное участие в литургии, включающее причащение, дает силы и «настрой» для того, чтобы быть христианином всегда.

- Если говорить о частоте причащения - как можно оценить существующую сегодня практику? Как чаще всего происходит в Церкви? И насколько Вы с этой практикой согласны или не согласны?
- Труднее всего согласиться с тем, когда священники вместо того, чтобы поощрять человека к более частому причащению, удерживают его от этого. Ведь что значит «часто»? Каждое воскресенье, например, - это часто или нет? Во времена святителя Василия Великого (вторая половина 4-го века) многие христиане причащались 4 раза в неделю - по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, и святитель не считал это «частым».

В то же время уже во времена Златоуста (рубеж 4-5 веков) было достаточно и таких, кто уходил с литургии, не дожидаясь причащения. Так что и стремление к «интенсивной» христианской жизни, и непонимание и нежелание такой жизни были и тогда, и есть сегодня. Надо стремиться к вершинам, а не к падениям.

Вот, например, только что окончилась Светлая Седмица. В больших храмах каждый день на Светлой служилась литургия, в других храмах - только в понедельник, пятницу, субботу или как-то еще. Священникам в этой связи приходится слышать вопрос: можно ли причащаться в эти дни? Но ведь на сей счет существует каноническое правило - 66-е Трулльского собора (правила этого собора размещены в нашей Книге правил под именем Шестого Вселенского собора), которое не только позволяет, но предписывает всем верным в течение всей Светлой седмицы каждый день причащаться!

Однако и сегодня даже в Киеве есть люди, которые учат, что причащаться без предварительного несколькодневного поста - нельзя, и на Светлой причащают только детей. «Упразднили заповедь Божию преданием вашим», - эти слова Спасителя в адрес фарисеев исполняются и на нас…

Есть еще один вопрос в связи с этим: кто решает, как часто причащаться? Как правило, у нас это решает священник. Но разве так должно быть в норме? Да, на первом этапе, когда человек только приходит на исповедь и причастие впервые или после долгого перерыва, священник может и должен порекомендовать, когда прийти в следующий раз. Но так же не должно продолжаться всегда!

Нельзя перекладывать на священника ответственность за свою христианскую жизнь. Когда человек ведет сознательную христианскую жизнь, то есть старается исполнять заповеди, регулярно молится, соблюдает установленные посты, он может исповедоваться по мере необходимости, а причащаться - всегда, когда приходит на литургию. Это нормально, не нужно бояться того, что люди станут взрослеть.

- Вопрос о частоте исповеди звучит… неожиданно. Разве частое покаяние - это плохо?
- Частое покаяние - не плохо, а плоха профанация таинства, когда оно сводится к «пропуску на Причастие». Исповедь и Причастие - два разных таинства, которые соединились в одну прочную «связку» достаточно недавно - в эпоху, когда основная масса христиан перестала причащаться часто.

Если частое причащение для Церкви в древности было традиционно, то этого нельзя сказать об исповеди. Исповедь была редкой и совершалась только в случае очень серьезных, «смертных» грехов, причем за исповедью следовал продолжительный период покаяния, епитимии.

Такими смертными грехами Церковь считала прежде всего три греха: убийство, прелюбодеяние и отречение от веры. Совершивший что-либо из этих грехов отпадает от Церкви и может вернуться в нее, пройдя определенный покаянный путь. Слава Богу, с подобными грехами христиане и сегодня не часто приходят.

Сегодня же мы под исповедью понимаем прежде всего то, что родилось в монашеской традиции как форма духовного руководства - так называемое «откровение помыслов». Молодой послушник или монах каждый день рассказывал своему духовному наставнику о том, что у него на сердце - открывал свои помыслы, чтобы получить совет. Это не было таинством исповеди: наставник-монах мог вовсе не иметь священного сана. Такая форма отношений складывается как результат личного выбора такого особенного пути. Но не может каждый священник быть подобного рода наставником для всех.

Сначала у молодых священников еще нету опыта, а им берутся навязывать роль «старца» (а некоторые и сами охотно берут ее на себя). Потом, люди разные, и не каждый священник обязательно найдет для каждого нужные слова… Кроме того, при частой исповеди она часто превращается в формальность: не успев совершить серьезных грехов за несколько дней, человек начинается каяться хотя бы в чем то, например, в «недостатке любви» и пр. Исповедь вместо того чтобы быть таинством исцеления, возрождения и обновления, превращается в рутину…

- Частота часто связана с проблемой привыкания к церковной жизни. С привыканием. С формализацией. Реально ли как-то их победить?
- Привыкнуть и охладеть можно к чему угодно: не только к церковной жизни, молитве, причащению, но и к светским мероприятиям. Но я чаще встречал охлаждение или равнодушие к церкви как раз у тех, кто причащался редко. Регулярная литургия и причащение задает нормальный ритм жизни, в который входит и молитва, и чтение Писания, и обязательно чуткое отношение к людям вокруг, и так далее.

Мне, например, очень помогает чтение Библии - не по какому-то строгому графику, а по желанию. Читай свежим взглядом, постарайся разглядеть, о чем же тут Господь говорит тебе сегодня…

Формализация действительно убивает. Именно поэтому причащаться тоже нужно не по графику, а по зову сердца, по жажде и потребности. Желаешь Христа - иди в храм на литургию и причащайся. Литургию не надо «отбывать», ей нужно жить.

Автор: Анна Данилова
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 

Протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО: статьи

Протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО (род.1976) – священник УПЦ МП, с 1999 года ведет созданный им сайт "Киевская Русь": Видео | Апологетика | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ЛИТУРГИЮ ОБЩИМ ДЕЛОМ?

В данной статье я, приходской священник Украинской Православной Церкви, хочу обратить внимание на некоторые вопросы, связанные с тем, как мы совершаем Божественную литургию и как ее воспринимают прихожане. Когда обращаешься к литургии как она есть, как она зафиксирована в самом ее тексте, в рубриках (уставных указаниях) о том, как она должна совершаться, в истории, и когда видишь, как она воспринимается сегодня нашими современниками - возникает некий диссонанс, и, соответственно, появляются вопросы, на которые мы все вместе должны искать ответы.

Давайте посмотрим, как литургия воспринимается сегодня прихожанами - людьми, которые приходят на службу более или менее регулярно. Не секрет, что большинство людей относятся к литургии как к некоему действию, происходящему «там», в алтаре. А те, кто стоит в храме, на это действие смотрят, как-то с ним соприкасаются, но многие ли могут сказать: «Я реально в этом участвую», «Я - тот, с помощью которого эта литургия реально совершается»?

Священник - да, он литургию совершает. Дьякон, пономарь, хор, свещница, которая продает свечи и принимает записки от людей, бабушка, что поправляет свечи, – все они как-то участвуют в происходящем. Но вот простой прихожанин: он пришел, взял свечу или не взял, стоит в храме, молится - в чем его участие? Как ему понять, что он - участник этого священнодействия?

А ведь литургия сама по себе - это нечто такое, что предполагает вовлеченность всех, кто здесь собрался. Литургия - не спектакль, в ней нет зрителей. А у нас литургия превратилась, к сожалению, по большому счету в своего рода спектакль, «священную драму», которую перед верующими разыгрывают духовенство, церковнослужители и хор, и перестала быть литургией, в которой каждый участвует.

Уже по меньшей мере тысячу лет насчитывает традиция изобразительного, так называемого «символического» толкования литургии, с чем очень сильно спорил, в частности, отец Александр Шмеман (рекомендую обратить внимание на статью «Символы и символизм в Византийской литургии» в его книге «Литургия и Предание»). В таком видении литургия представляется как «священная драма», где разыгрывается вся история спасения - от воплощения, Рождества Иисуса Христа, до Его страданий и Воскресения, так что, совершая литургию, мы переживаем все этапы священной истории. Мы являемся зрителями этой священной драмы, которая разворачивается перед нами.

Однако это - толкование, которое литургии навязано комментаторами, среди которых есть и святые отцы. Но это толкование совершенно не вытекает из самой литургии - из ее молитв и чина. Сами молитвы литургии у нас, как правило, не слышны, кроме случаев, когда в алтаре установлен микрофон, или когда священник намеренно читает их громко - как было в древности, и как предписывается 167-й новеллой императора Юстиниана (VI век): непременно читать молитву анафоры так, чтоб слышали все верные! Но сегодня наши верующие этих молитв не слышат. Они слушают приятное пение, видят красивые облачения, облака фимиама - но как все это соотносится с их практической жизнью, с нашей повседневностью, семьями, работой, со всем тем миром, что вокруг храма? И сам храм стал в итоге нами восприниматься как сакральное место, отделенное от «профанного» мира.

Но если обратиться к истории, то мы увидим, что ранняя Церковь выбрала для обозначения общественного богослужения с преломлением хлеба греческое слово «leitourgia» (в переводе: «общее дело») - термин, не несущий в себе оттенков сакральности. Этим словом древние греки обозначали всякое общественное дело, в котором принимали участие все свободные граждане - в идеале все граждане города, например. И все, кто с этим делом связан, разделяли общую ответственность.

Литургия в античном употреблении этого слова: совместное действие. Одно общее дело, складывающееся из разнообразия служений. Увы, именно этого мы не наблюдаем сегодня в том, как мы обычно совершаем Божественную литургию.

Мы совершаем ту же самую Евхаристию, что совершали христиане в древности. Конечно, многое с тех пор изменилось, появились новые обряды и молитвы, но ядро, суть литургии осталась такой же, как была в древнехристианские времена. Но изменилось наше отношение к «замыслу» литургии, и изменилось очень сильно, самым радикальным образом. Мы не осознаем своей ответственности за то, что происходит в храме, и что происходит с нами, участвующими в литургии, а затем выходящими из храма и идущими в мир. К сожалению, у большинства из нас подход к богослужению стал предельно индивидуализированным, «пиитическим»: служба для нас - это такая «атмосфера», где мы молимся (почти не разбирая слов, да и не стараясь их осознать), где совершается своего рода благочестивая «медитация».

Так же и с церковным зданием: мы воспринимаем церковь как сакральную архитектуру, сакральное пространство, которое называем храмом. Но если вспомним, какие здания для богослужебных собраний были у первых поколений христиан, когда им можно было открыто собираться, то увидим, что первый распространенный «формат» церковного здания - это базилика, то есть здание не-сакральное по своему предназначению, здание общественное. Более того, ранняя Церковь собиралась для богослужений и в обычных домах.

Но постепенно, после того как вслед за обращением Константина в Церковь вливаются массы народа, в христианство привносятся и привычные религиозные установки, в частности, о разделении сакрального и профанного - в наше восприятие службы, веры и самой жизни. Так общерелигиозное представление о разделении сакрального и профанного становится присуще и христианской традиции. Так что и церковное здание уже воспринимается нами как особое сакральное пространство, отделенное от внешнего профанного мира и предназначенное для совершения священнодействия - то есть, как храм.

Хотя свт. Иоанн Златоуст, например, говорит о том, что после распятия Иисуса на Кресте храмом стала вся вселенная. У христиан не один храм, как в иудействе, где только в Иерусалимском Храме могли приноситься жертвы - после смерти Иисуса Христа храмовая завеса, отделяющая Святое святых, разорвалась сверху донизу, и вся вселенная стала храмом. И Христос пострадал «вне врат», как подчеркивает автор Послания к Евреям - то есть Его жертва на Кресте принесена не в Храме и даже не в городе, а за пределами городских стен, так что вся вселенная стала тем храмом, в котором это совершилось.

Конечно, мы помним, что у нас есть потенциальная возможность совершать литургию на всяком месте - везде, где соберется община христиан, но, тем не менее, когда есть возможность, мы намеренно создаем для себя сакральное пространство в виде храма. С одной стороны, в этом, кажется, нет ничего плохого, потому что нам хочется как-то организовать и украсить место для совершения Евхаристии, для нашего участия в вечере Господней. Человеку присуще стремление к красоте, и как мы хотим украсить свой дом, в котором живем, так тем более хотим украсить дом Божий, хотя и понимаем, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет, и вся вселенная не вмещает Его…

Тем не менее, храм - место, где мы хотим Бога особенно прославить. С другой стороны, однако, есть некая грань, когда мы уже начинаем чрезмерно это сакрализовать, и забываем, что Богом освящены не только вот эти данные квадратные метры храма, не только вот это время, которое мы выделяем для службы, но вся наша жизнь, все пространство и время, в котором мы живем.

Поразительно отношение к этому протопресвитера Александра Шмемана в его Дневниках. Его переживание всего мира - скажем, лучей солнца, падающих где-то на забор, людей, спешащих в городской суете, или ветвей, что колышутся на фоне неба - как явление присутствия Духа Божия в нашем мире, очень яркое ощущение соотнесенности всего этого с Царством Божьим, переживание того, что Царство - уже здесь, и через эти простые вещи в том числе…

Теперь вернемся к литургии. Наша Божественная литургия состоит из двух частей: литургии Слова и Евхаристии. Центральное событие первой части - чтение Слова Божия и его изъяснение в гомилии, что предполагает вовлеченность участников. В самом деле, должны быть те, кто слушает Слово и для кого оно актуализируется в проповеди.

Как кто-то сказал, литургия - это изучение Библии, сопровождающееся трапезой. Вторая часть - Евхаристия - не что иное как наша общая трапеза с Господом и друг с другом. Причем трапезу эту разделяет с нами именно Сам Иисус, а не служащий священник. Получение Причастия не является единственной целью Евхаристии. Ее «ядро» состоит из ряда молитв, подразумевающих совместное участие в молении и священнодействии всех собравшихся. В этих молитвах не предполагается, что если «я получаю Причастие», подойдя к Чаше, то тем самым мое участие в литургии окончено. Участие в литургии подразумевает разделение общей ответственности.

Не случайно и не зря мы обязательно проводим параллель между литургией и Тайной вечерей. Мы утверждаем, что наше участие в литургии, наше причащение Тела и Крови Господних - это есть не повторение Тайной вечери сегодня, но наше причастие к тому самому событию, которое Иисус совершил в Сионской горнице со Своими учениками. Давайте посмотрим на Тайную вечерю, как она описана в Новом Завете. Что там произошло? Иисус взял двенадцать Своих учеников - это были не случайные люди, а те, кто доверял Иисусу и которым Он доверял, хотя и знал, что один из них предаст Его - тем не менее, Он им доверил Себя. В этом кругу Двенадцати теоретически могли быть любые люди - они выбраны не благодаря своему социальному положению или еще каким-то внешним критериям, - это те, кто услышал Христа и был готов оставить все и пойти за Ним. Это был главный критерий, почему они стали апостолами.

Итак, Иисус собрался с этими Двенадцатью в этой горнице и совершил там очень простые вещи (в данном случае для нас не важно, была ли эта трапеза по форме традиционным пасхальным седером, который Иисус совершил намеренно раньше, зная о Своих будущих страданиях, или это была трапеза не пасхальная по форме - о чем могут спорить библеисты). Мы знаем, что на этой трапезе были хлеб и чаша. Иисус взял хлеб, произнес благословение, преломил и раздал ученикам. То же самое с чашей: взял чашу, благословил, благодарил и дал ученикам, сказав: «Возьмите, ешьте, это - тело Мое… Пейте из нее все, это - кровь Моя…».

Эти же простые действия совершаются и на нашей литургии. Но у нас они оказались покрыты слоями различных обрядов, в которые все это облеклось за первое с небольшим тысячелетие истории Церкви, так что за всей этой византийской красотой - обрядов, ритуала, пения, облачений - бывает трудно разглядеть самую простую суть. Представьте себе какую-то простую основу, которая затем покрывается украшениями, орнаментами, драпируется, ставится подсветка, играет музыка, и уже основного каркаса практически не видно, можно только догадываться о его существовании. Вот и у нас в литургии простые вещи перестали переживаться и осмысляться как фундаментальная основа литургического события.

Осознаем ли мы, что мы, пришедшие на литургию, подобны ученикам-апостолам, собравшимся на Тайную вечерю? Что мы собрались не по собственной инициативе, но потому что нас пригласил Иисус? Что мы - люди, которым Христос доверил Себя? Что мы в ответе за то, что будет с со всем тем, что нам было проповедано? Ведь мы - те ученики, кому Иисус вручил и слово, и само действие над хлебом и чашей, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание». И мы ответственны за то, что будет дальше - не только с нами, а и с тем делом, которое нам вручено. Сегодня, в церкви, мы становимся участниками вечери. Мы слышим те же слова, принимаем участие в том же священнодействии, разделяем ту же пищу, принимаем те же дары - Тело и Кровь Христовы, и мы призваны нести это дальше, продолжать дело Иисуса, врученное ученикам. Мы должны быть теми, кто за это отвечает.

Здесь, конечно, возникают разные «технические» вопросы к совершению литургии, но это уже, мне кажется, вторично, а первично - осмысление нашего отношения к литургии. Как же нам сделать литургию более литургичной? Участие верующих не просто должно поощряться, но должно стать существенной особенностью совершения литургии. Прежде всего, мы должны собраться вместе в церковь, или, лучше сказать, как церковь, принеся простую пищу - хлеб и вино (называю эту пищу простой, потому хлеб и вино входят в повседневный рацион каждого человека в странах Средиземноморья, но чтобы приготовить эту пищу, необходимо приложить серьезные усилия многих людей - и здесь уже начинается литургия, литургия до литургии!).

Затем мы вместе молимся, благодарим Бога, принимая участие в определенном молитвенном диалоге, а затем разделяем Господню трапезу с каждым участником. Вопрос о связанных с этим возможных литургических реформах - очень большой и достойный отдельного пространного осмысления. Мы можем читать молитвы вслух, возрождать общенародное пение, обмениваться приветствием мира и так далее. Конечно, все это, как и вообще все хорошие вещи, нам нужно делать. Но пока не будет осознания общей вовлеченности и общей ответственности за то, что происходит на службе, то рано говорить о возрождении Церкви.

Церковь складывается из небольших евхаристических общин. Более того, согласно трудам о.Николая Афанасьева, каждое евхаристическое собрание - это и есть церковь. Где есть Евхаристия, там есть и Церковь. В Евхаристии Церковь являет и исполняет себя. Если мы с этого начнем, тогда у нас, наверное, уже не будет вопросов вроде «что говорит церковь по такому-то поводу?», потому что Церковь - это все мы, собранные вокруг Христа. Мы, с одной стороны, отдаем слишком много иерархии, хотя церковь без иерархии тоже не существует, но мы склонны ограничивать церковь исключительно иерархией, особенно в вопросах «что церковь думает о том-то?», подразумевая, что высказывания официального церковного лица - это и есть мнение церкви.

Но, с другой стороны, в том состоянии, в котором мы находимся сегодня, когда и в общественной жизни мы не осознаем своего участия в жизни города, района, двора и т. д., то же самое мы не осознаем и в церкви. А не сознавая свою ответственность за то, во что мы вовлечены, мы, конечно, делегируем кому-то ответственность и право решать, и выступать от имени церкви.

В поисках приемлемых путей для возрождения церковной жизни нельзя обходить вниманием и опыт наших западных братьев и ученых, как православных, так и католиков, а также наше общее наследие времен неразделенной Церкви. Следует принять во внимание методы и наработки западного Литургического движения и Второго Ватиканского собора, а также и опыт литургической реформы в некоторых Православных Церквах на Западе, как, например, в Православной Церкви в Америке.

Примечательно, что в Католической Церкви, где в начале ХХ века возникло литургическое движение, литургическая ситуация была намного более трагичной, чем у нас. Возможно, это и помогло нашим братьям католикам подняться и стать такими, каковы они есть сегодня в плане богослужения. Если мы посмотрим на современную реформированную римскую мессу и на то, как сегодня совершается православная литургия, то, конечно, прежде всего мы увидим единство структуры, обнаружим, что по сути это одно и то же.

Конечно, есть некоторые нюансы, но суть, и даже форма того, что совершается, основные элементы - все это очень близко и иногда просто тождественно. Но, с другой стороны, вот эта первоначальная структура, видимость, доступность литургического «ядра», и вовлеченность людей - благодаря реформам Второго Ватиканского собора стали более отчетливыми в реформированном католическом обряде. Поэтому я, как православный священник, могу свидетельствовать о том, что римская литургия по факту сегодня более литургична, чем та литургия, что совершается в большинстве наших православных храмов.

Между тем, в приходском богослужении у нас есть иная настоящая литургия - это молебен с акафистом. Я назвал это настоящей литургией, потому что люди реально вовлечены в эту службу. Во-первых, язык акафистов, как правило, более простой, он более понятен, чем язык классических церковных молитв и песнопений. Многие предложения в акафистах - короткие («Радуйся…»). Многие современные акафисты написаны скорее на славянизированном русском, чем на церковнославянском. Есть вполне хорошие современные акафисты, например, перед иконой Божией Матери «Всецарица», который мы регулярно читаем в храме по средам. Люди вовлечены, они поют припевы, понимают то, что говорится.

Есть и еще одна причина, чтобы называть акафисты в большей степени литургией, чем Божественная литургия. В воскресенье у нас в храме перед литургией читается акафист. И с самого начала чтения акафиста выходит священник, чтоб принимать исповедь. Во время акафиста люди, как правило, как-то с опаской подходят, они не хотят отвлекаться от службы, в которой участвуют, ради исповеди. А во время литургии - свободно! Началась литургия, там где-то разворачивается «священная драма», спектакль, и наступает как раз подходящее время для частных занятий, например, для исповеди. То есть, люди переживают свое участие во время акафиста, а литургию воспринимают как нечто, совершающееся «на сцене», на расстоянии, в чем они реально не принимают участия.

Наши прихожане участвуют в Евхаристии каждый индивидуально, но не как община. Мы обсуждали эти вопросы на Киевском летнем богословском институте. Тогда один священник отметил, что у многих православных смещается акцент в ответственности перед Причастием. Как правило, воцерковленный христианин у нас совершает два таких дела перед причащением: 1) вычитывает правило, состоящее из трех канонов и последования ко Причащению, 2) проходит исповедь. И получается: прихожанин вечером читает правило, трудится - ведь это труд, потом читает правило утром, потом приходит в храм и занимает очередь на исповедь - тоже труд, а когда уже прошел через «турникет» исповеди - вот, наконец, Чаша. Можно выдохнуть. Причастился.

То есть, ответственность перед литургией как общим делом трансформировалась в труд перед Чашей. И ему уже тяжело задумываться о самой литургии. К этому надо добавить еще обычный у нас дополнительный пост перед причащением - хотя бы один день, а лучше три. Соблюдать такие правила каждую неделю или хотя бы два раза в месяц - довольно трудно. Но ведь такая традиция подготовки, именуемая у нас «говением», вошла в обычай не так давно, в эпоху литургического упадка.

Традиции могут изменяться из пастырских соображений. Иначе мы, как те фарисеи, возлагаем на прихожан такие большие и неудобоносимые бремена (которые сами и не думаем соблюдать), чтоб подойти к Причастию, что дальше уже трудно чего-то требовать. И в то же время, благодаря этому вся литургия для прихожанина сводится только к получению Святых Даров - иными словами, к получению Причастия, в то время как для прихожанина в литургии нет никакого иного вида сопричастия, кроме ритуального акта причащения. Но ведь это неправильно.

Исцеление таких проблем происходит с их осмыслением. Без понимания того, что совершается, невозможна никакая вовлеченность людей. Важно понять смысл. И прежде всего нам нужно понять, что описанное выше участие прихожан в литургии далеко не полноценное. Если нас приглашают на свадебный пир, то целью нашего участия не является принятие пищи. Да, мы разделяем праздничную трапезу, без еды пиршество невозможно, но ведь еда сама по себе - не есть цель.

Целью пира является более глубокое общение. А Евхаристия - это тоже трапеза: здесь накрыт стол с блюдами, которые нам приготовил Жених - Иисус Господь, а мы, пресвитеры, в данном случае распорядители трапезы: мы предлагаем людям то, что приготовили не мы, а что нам дал Христос. А вся литургия - это своего рода длинный, развернутый, очень насыщенный тост, который звучит перед тем, как мы разделим данную нам Женихом общую Чашу жизни. То есть, важно не просто принятие частички «священной еды», но участие во всей евхаристической молитве благодарения, которая возносится нами, важны все прошения, все жесты и вся литургия как целое.

Наконец, мы уже достаточно часто привыкли слышать о «литурии после литургии», когда люди выносят во внешний мир то, чем они напитались в храме, что они приобрели, и делятся этим с другими. Но, как отметил на уже упомянутом Киевском летнем богословском институте мой друг Вячеслав Горшков, как-то мало говорится о литургии до литургии. Потому что литургия после литургии не включает очень важный и болезненный момент, и эта болезнь поражает практически все конфессии - это потребительское отношение к Церкви.

Такое происходит, когда человек приходит в храм, на богослужение, для того чтобы что-то получить. Но ведь сама литургия предусматривает, что это богослужение тех людей, которые живут христианской жизнью повседневно. Они собираются на литургию не просто для того, чтобы что-то получить, но и чтобы что-то отдать. Литургия складывается из того, что мы на нее принесем - не только физически в смысле хлеба и вина, но что принесем в своем сердце, что принесем через саму свою жизнь.

Трижды в Торе - а это ядро Священного Писания - подчеркивается: не приходите к Богу с пустыми руками. Приношением Богу могут быть не только хлеб и вино, елей и свечи, как в древности, но, например, обращенные ко Христу люди, как пишет апостол Павел (а он называет обращенных «просфорой» для Бога, то есть буквально приношением). Потом, в самой литургии говорится, что мы призваны приносить Богу жертву хвалы. Но всякая жертва должна быть приготовлена. Прежде чем идти на литургию, думаем ли мы о том, как нам приготовить свою жертву хвалы, чтобы она стала частью общей церковной жертвы хвалы?

Понимание - это уже начало перемен. Не каждый может достичь глубины понимания самостоятельно, но очень многое - во власти настоятелей приходов и проповедующих священников, которые призваны учить людей. Может быть, здесь даже первичен вопрос богословского, литургического образования для духовенства. Важно, чему учат будущих пастырей. Примечательно, что сегодня священство - наверное, единственная профессия, в которой не предусмотрено последипломное образование, как курсы повышения квалификации. Хотя, наверное, это бы не помешало. Ведь от того, как сам священник понимает литургию, зависит то, чему он учит людей и что он воплощает в своем служении.

Как правило, сейчас многие представители духовенства ждут реформ «сверху». То есть, они понимают несоответствие богослужебного замысла и практики, но говорят: «Пусть соберется Собор или Синод, и примут то-то и то-то». Но если посмотреть, как этот процесс происходил в истории, то мы увидим, что богослужебные изменения не рассматривались Соборами. На Соборах они рассматривались только в том случае, когда возникала какая-либо опасность для веры, когда в том или ином богослужебном действии или песнопении видели нечто еретическое, как, скажем, во вставке «распныйся за ны» в Трисвятом (а сегодня у нас в самой сердцевине литургии имеем нелепую вставку тропаря третьего часа, разбивающего единую молитву анафоры, при этом священник, читая тропарь, обращается к Сыну, в то время как следующие после этого слова анафоры должны быть обращены к Богу Отцу).

То есть, богослужение рассматривалось лишь тогда, когда было связано с вопросом догматическим, когда что-то в нем не соответствовало вере Церкви. Но сами по себе изменения в богослужении стали рассматриваться на Соборах уже в гораздо более позднее время, в истории Русской Церкви, как, например, реформы патриарха Никона. Однако тот же Златоуст, например, составлявший свою редакцию анафоры для литургии, или Василий Великий, не созывали для своего дела соборы. Богослужебные изменения просто входили в жизнь через практику. Поэтому и сегодня все зависит от пастырей. Многих волнуют эти вопросы.
*
В основу этой статьи положен доклад автора на международной богословской конференции Библейско-богословского института св. апостола Андрея «Богословие общения» в монашеской общине Бозе, Италия, 20-23 октября 2014.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ