О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович ( род. 1950)

Проза   |   Интервью   |   Статьи
ДРАГУНСКИЙ Денис ВикторовичДенис Викторович ДРАГУНСКИЙ (род.1950) - филолог, политолог, писатель, журналист и драматург: Видео | Проза | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

Денис Драгунский родился 15 декабря 1950 года. Сын известного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского, прототип героя его «Денискиных рассказов». Брат драматурга Ксении Драгунской, отец журналиста и дизайнера Ирины Драгунской. В 1973 году окончил филологический факультет МГУ. В 1973-1979 годах преподавал греческий язык в Дипломатической академии МИД РФ. В 1975-1982 годах написал сценарии следующих фильмов: «По секрету всему свету» (1976),  «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979), «Клоун» (1980), «За старым забором» (короткометражный, 1982)

В 1990-1995 годах работал политическим аналитиком и журналистом в информационном агентстве «Постфактум», в журналах «Век XX и мир», «Дружба Народов», «Итоги», «Новое время»; старшим научным сотрудником Института мира США (en:United States Institute of Peace).

С марта 1999 - член Комиссии по идеологии Федерального политсовета партии «Союз правых сил». С марта 2000 года - основатель и научный руководитель (до 2005 года) Института национального проекта «Общественный договор», сейчас - член совета директоров.

В 2002 году - кандидат философских наук, разрабатывал теорию национального самосознания.

Книга рассказов Дениса Драгунского «Нет такого слова» вошла в шорт-лист конкурса «Книга года»-2009 в номинации «Проза года»; повесть «Архитектор и монах» вошла в шорт-лист «Премии И.П. Белкина» 2013 г.

Источник: ВИКИПЕДИЯ Свободная энциклопедия   

..

Денис Викторович ДРАГУНСКИЙ: проза

Денис Викторович ДРАГУНСКИЙ (род.1950) - филолог, политолог, писатель, журналист и драматург: Видео | Проза | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

ПАСХАЛЬНОЕ (ИЗ СТАРЫХ ЗАМЕТОК)

В 1961 году моя бывшая няня позвала меня к своим родным в деревню. На Пасху. Рассказала, как бывает крестный ход, как все целуются. Мне стало очень интересно. Родители меня отпустили. С няней все-таки.

На классном часе я рассказал, что поеду к няне в деревню на Пасху.

- На Пасху? - переспросила учительница Лидия Сергеевна.
- Ну да, - сказал я. - Это такой церковный праздник.

Я думал, что она не знала.

- Я знаю, что такое Пасха, - сказала она своим гулким педагогическим голосом. - Ну, что ты там не видел?

Мне стало неприятно, но я все-таки сказал:
- Я ничего такого не видел. Крестный ход никогда не видел.
- Но зачем тебе? Для чего? - вскричала Лидия Сергеевна.

Я смутился. Но тут же нашелся. Я учился рисовать, ходил в художественную школу. Об этом все знали.

- Я буду делать наброски, - сказал я. - Разные интересные фигуры.

Тут одна девочка встала и сказала:
- А наброски можно делать на бульваре! Везде вокруг много интересных фигур!

Она была права, конечно. Недаром она сейчас членкор Академии Художеств.

- Правильно! - сказала Лидия Сергеевна. - Вот еще выдумки, на Пасху в деревню! Ты же современный человек!

Потом поездка сорвалась. Но я не очень горевал. Современный человек все-таки.

В 1968 (примерно) году на Пасху я стоял около церкви в Брюсовом переулке, тогда он назывался улица Неждановой. Было очень много народу, внутри все не могли поместиться. У людей в руках горели свечи в бумажных кулечках. Было чуть-чуть похоже на японские бумажные фонарики. Моя спутница толкнула меня и показала глазами направо. Буквально через два человека стояли Святослав Рихтер и Нина Дорлиак. У них в руках были такие же свечки-фонарики.

Если честно, я там стоял исключительно ради возможности поцеловать свою спутницу, ужасную недотрогу и капризулю, в которую я был влюблен тогда.

В 1973 году мы с одной девушкой собрались на Пасху в церковь Ивана Воина на Якиманке. Тогда ул. Димитрова. Мы уже совсем собрались войти в ворота, как вдруг нам преградили путь. Какие-то молодые люди стояли плотной цепью. Они не грубо, но очень мускулисто оттолкнули нас. Мы откатились назад. Шли старушки. Их пропускали. Шел юродивого вида парень в огромной кепке и нищенских калошах. Его пропустили. Мы снова двинулись к воротам. Цепь снова сомкнулась, нас снова отпихнули.

- В чем дело? - спросил я.
- Домой, домой, домой, - вполголоса запели молодые люди...

Рассказать бы тогда про сейчас - не поверили бы.
Да и сейчас про тогда - не всегда верят.
Неважно. Христос воскрес, это главное.

Источник: www.facebook.com/denis.dragunsky?fref=nf.

 

Денис Викторович ДРАГУНСКИЙ: интервью

Денис Викторович ДРАГУНСКИЙ (род.1950) - филолог, политолог, писатель, журналист и драматург: Видео | Проза | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

«Я ВЫРОС В ЛЮБВИ»

Часто бывает так, что на детях знаменитых людей природа, как говорится, отдыхает. Этого не случилось с Денисом Драгунским, сыном знаменитого детского писателя Виктора Драгунского, на чьих «Денискиных рассказах» мы все выросли, и чье 100-летие мы отмечаем 1 декабря

Денис Викторович – востребованный журналист, известный писатель, а также заботливый муж и отец. Произведения Дениса Драгунского, его книги статьи, размышления о нашей с вами жизни пользуются успехом у читателей. Значит, к нему в полной мере перешли отцовские гены человека интересной судьбы.

– Денис Викторович, сравнивали ли вас с отцом?
– Мой друг Дмитрий Быков писал, что вот, мол, Денис Драгунский пишет не хуже, чем его отец. Не уверен, что это так. Но дело даже не в этом. Сравнение с отцом надо мной висело всегда, поэтому я, наверное, долго и не начинал писать, так как, если сказать откровенно, побаивался этих сравнений. Писателем-профессионалом, который пишет рассказы, я стал очень поздно, а если точнее, в 2009 году, когда мне уже было 59 лет. Когда-то я дружил с писательницей Викторией Токаревой, и она мне говорила: «Какой ты несчастный человек! Откроют книгу – написано «Денис Драгунский». Сразу скажут: «А-а! Ну, понятно, сын писателя. Конечно, хорошо, но не то». Так что тебе очень сильно придется доказывать свое право писать».

– Как складывалась жизнь вашего отца?
– У моего отца, замечательного человека, была необыкновенная судьба. Он родился в Нью-Йорке, куда его родители, совсем еще молодые, семнадцатилетние, приехали из белорусского города Гомеля. Жили они в самом плохом районе Нью-Йорка, денег не было, кормили его бананами вместо молока. Ничего у них не получилось с устройством в Америке, и они в 1914 году, когда отцу было шесть месяцев, вернулись обратно в Россию. Семейное предание гласит, что они приехали назад в Гомель в июле. Это важно помнить, потому что в августе началась мировая война, и они вряд ли смогли бы проехать через воюющие страны. У отца было нелегкое детство, потому что родители разошлись, и в семье часто менялись отчимы. Потом они с матерью переехали в Москву, он стал рабочим пареньком. У него рано обнаружился драматический талант, и он поступил в театральную студию знаменитого актера Алексея Дикого. Это было учебное заведение с правами вуза, поэтому отец получил диплом о высшем образовании. Он начал играть в театре, сниматься в кино. Его освободили от службы в армии по болезни, но, когда началась Великая Отечественная война, он пошел в ополчение. На своей шкуре он познал всю катастрофу московского ополчения. Их окружили немцы, половину перебили, а остальные уцелевшие выбирались лесами и болотами к своим. Отцу удалось выйти к Москве. Писать детские рассказы он начал в 1960 году, когда ему было сорок семь лет. А до этого сочинял какие-то фельетоны, скетчи, но таких авторов было много, не только в Советском Союзе, но и во всем мире, и никто его не знал. Вот так вот он и жил, работал актером и режиссером, а когда он выпустил свои рассказы, его ждал большой успех. Не побоюсь сказать, что «Денискины рассказы» стали своего рода классикой. Все их знают, их постоянно переиздают, делаются инсценировки, экранизации.

– Писательство отца как-то было связано с вашим рождением?
– Наверное, связано. Все-таки он посвятил эти рассказы мне. Меня часто спрашивают: «Было ли все, описанное в рассказах, на самом деле, или это придумано?» В этих рассказах очень точно описана атмосфера: школа, двор, улица, магазин, соседи, квартира наша коммунальная, коридор и так далее. Сами имена подлинные: Дениска – это я, Мишка – это вот Мишка, есть такой живой человек, я с ним общаюсь время от времени, учительница Раиса Ивановна – это учительница Раиса Ивановна. Даже мальчишки, которые упоминаются по ходу дела, мельком – Ванька, Костик, Андрюшка, – это совершенно реальные люди, я их прекрасно помню. И даже мелькнувший управдом Алексей Акимыч – это реальный управдом Алексей Акимыч, был такой в нашем доме. Но вот что касается происходящих событий, это все выдумано. Реальные люди в реальных обстоятельствах играют совершенно выдуманную пьесу. Но это и правильно, на самом деле, потому что иначе любой грамотный папа стал бы автором детских рассказов. Могу сказать: я не влюблялся в девочку на шаре, я не летал под куполом цирка вместе с клоуном, хотя в цирк очень любил ходить вместе с папой – папа когда-то работал в цирке клоуном, у нас дома оставались рыжие клоунские парики. И конечно, я не выливал кашу из окна по очень простой причине: наша квартира была в подвале. А как из подвала выльешь кашу в окно? Окно-то вон где! Очевидно, в этом рассказе была какая-то мечта о том, чтобы мы получили отдельную квартиру. Она потом появилась, хорошая квартира, где-то году в 1960-м. Но наша новая квартира была очень высоко – на одиннадцатом этаже, и оттуда каша просто не долетела бы до земли. Мой папа несколько раз приходил ко мне в школу читать свои рассказы, и хотя там героем был Дениска, мои одноклассники все-таки ощущали разницу между жизнью и художественным вымыслом. Никто не тыкал в меня пальцем, не говорил, что эти рассказы про меня. Ребята прекрасно понимали, что папа-писатель просто назвал своего героя именем своего сына, и все, и точка. Меня никто не дразнил Дениской из рассказов и не спрашивал, выливал ли я кашу. Значит, хорошо тогда преподавали литературу: учили различать вымысел и жизнь!

– Какое воспитание вы получили в семье?
– Родители много занимались мной. Папа был человеком очень добрым, хотя иногда вспыльчивым. Он очень хорошо и внимательно ко мне относился и очень хорошо меня воспитывал. Никогда не забуду, как папа со мной прочитал всего «Евгения Онегина», со всеми комментариями. Он был довольно образованный человек, раз он смог мне объяснить все непонятные слова у Пушкина, смысл и значение многих фраз – что значит «мой дядя самых честных правил», «надев свой новый боливар», «недремлющий брегет» и многие другие вещи. Это было очень ценно. Мама водила меня по выставкам. У нас дома было много разных репродукций картин художников, она мне все это показывала и объясняла. Мама, Алла Васильевна, актриса, очень красивая женщина, получила незаконченное ВГИКовское образование. Какое-то время она даже была, если можно так выразиться, официальной русской красавицей – вела программы знаменитого ансамбля танца «Березка». Она выходила в красивом платье и объявляла концертные номера. С ансамблем мама объездила полмира, а потом она окончила Институт иностранных языков, в возрасте сорока лет. Для меня это был очень важный пример. Я видел, как мои родители тянулись к знаниям, как отец все время покупал книги, как он помногу читал, как мама, уже взрослая женщина, беременная к тому времени моей сестрой Ксенией, с которой у нас была разница в пятнадцать лет, сидела над учебниками и конспектами, вслух повторяла английские слова. А у папы был сын от первого брака, Леня, ставший известным журналистом, он умер недавно, и он в свою очередь, был меня старше тоже на пятнадцать лет. Раз в пятнадцать лет в нашей семье дети появлялись! Вот этот пример родителей, пример того, как они стремились к культуре, оказал на меня большое влияние. Помню, как отец приходил из книжного магазина, приносил целую связку книг, мы с ним начинали вместе читать. Еще, что было очень важно для моего воспитания – то, что отец был очень демократичным человеком. Конечно, у него были друзья-писатели, но их было мало. Среди них – Юрий Маркович Нагибин, их связывала настоящая дружба, еще, может быть, два-три человека. В основном же он общался со своими школьными друзьями, которые приходили к нам в дом. Это были два очень скромных советских чиновника, один довольно высокий советский чиновник и один профессор кафедры литературы в инязе, которого они нашли позже, он потом присоединился к компании. Мой папа терпеть не мог всех этих, как сейчас говорят, понтов. Есть у него такой рассказ – «Человек с голубым лицом», про то, как произошла авария на дороге. В основе этого рассказа лежал реальный случай, только меня в этой машине не было. Действительно, мой папа перевернулся на машине, это была двадцать первая «Волга» – танк, а не машина, поэтому, к счастью, все остались живы. И в этой машине ехал один сосед и еще трое рабочих из нашего дачного поселка: два электрика и один вообще не пойми кто, разнорабочий, что называется. И они решили, раз уж они как бы второй раз родились, то они с папой побратимы, и я помню, как они приходили к нам в гости на дачу. Отец с ними выпивал, сидел подолгу. Я даже сейчас не могу понять: смог бы я сейчас дружить и выпивать, скажем, с рабочим с дачи? Я в этом не уверен. Больше того, могу честно сказать: уверен, что нет. О чем с ним говорить? А вот мой папа говорил. Приходил Коля Луковкин, папа тащил из холодильника закуску, и они о чем-то полвечера болтали. Это такую мне прививку демократизма сделали – что нужно обращать внимание на то, какая у человека душа, какие у него переживания, чем он тебе душевно интересен. А не общаться только потому, что он какая-то знаменитость. Вообще меня воспитывали довольно строго, но при этом – странно строго, я бы так сказал. То есть, на какие-то вещи родители внимание обращали, а на какие-то, серьезные с точки зрения других родителей, – нет. Например, мне практически не давали карманных денег. Всякий раз, когда мне нужны были деньги – на покупку книжки, скажем, или мороженого, мне приходилось просить. Просил от тридцати копеек до рубля. Так было где-то класса до восьмого. Потом, уже не помню, как это получилось, но у меня завелась какая-то мелочишка. Одевался я очень скромно, меня не баловали шмотками. У меня всегда были штопаные носки, которые я сам себе штопал на электрической лампе, меня мама научила. Научила она меня самому зашивать порванную одежду, пришивать пуговицы. Я сам себе стирал и развешивал одежду, всегда мыл посуду. Меня научили готовить. Я жарил котлеты, жарил мясо и так в этом преуспел, что родители меня даже просили приготовить мясо для гостей. У меня это очень хорошо получалось, все были просто в восторге. А с другой стороны, при всей строгости воспитания, родители не запрещали мне курить. Курить я начал очень рано, чуть не в двенадцать лет. При родителях я, конечно, не курил, но в карманах у меня болтались сигареты, спички, даже трубку я курил – в школе еще, в девятом классе. Трубка лежала у меня на письменном столе. И они закрывали на это глаза. Когда к папе приходили курящие гости, их всегда выгоняли курить на лестницу. Я выходил с ними, и никаких на эту тему не было разговоров. Выпивать мне позволяли немножко, дома, за столом, ну, там шампанское на новый год. Все было довольно либерально, что меня очень удивляло, потому что ребята мне рассказывали, что у них в семьях за курение надирали уши.

– Вас наказывали за что-нибудь?
– Раза два или три, было дело. Один раз меня папа и мама не то что побили, а дали выволочку, потому что я закапризничал, не хотел надевать теплый шарф, говорил, что он мне колет, режет и все такое. А было холодно. «Замолчи, не ори!» – встряхнули меня родители. Я это запомнил и перестал орать. Понял, что с папой этот номер не пройдет, с папой нельзя так себя вести. Тогда мне было, наверное, лет шесть. Решил попробовать то же самое с мамой – и получил по попе. Все понял и перестал. И еще меня как-то раз наказали – не взяли с собой в кино, потому что я получил в школе двойку. Вот и всё.

– Как вы считаете, нужно применять наказание в воспитании?
– Не знаю. То, как меня называли родители, кажется смешным. Есть ведь и серьезные наказания – когда запирают, лишают сладкого, оставляют без подарка, а то еще и порют. Я считаю, не нужно бить, недопустимо унижать ребенка. Лучше обойтись без этого, как-то достучаться по-другому. Не бить, а заставлять себя правильно вести. Не надо наказывать ребенка, например, за то, что он не убирает комнату, а сделать так, чтобы он убирал. Родители приучили меня к ручному труду. Начиная с пятнадцати лет, я мог починить электричество, врезать в дверь замок, ключ выточить. У меня был набор слесарных инструментов, который подарил один из папиных друзей. Я и сейчас это могу. Считаю, что это необходимо, потому что напрямую связано с мозгами. Ручная работа развивает мозг. Рубить дрова я умел, – когда мы жили на даче, это была моя обязанность, – печь истопить, вскопать грядку, забор починить. Эти очень полезные навыки остались со мной на всю жизнь, за что я очень благодарен своим родителям.

– А в семье ваших родителей была гармония?
– Они были очень красивой парой, прожили в согласии больше двадцати пяти лет, до смерти отца. Очень любили друг друга, помогали друг другу, гордились друг другом. Ссор между ними я практически не помню. Иногда папа мог стукнуть кулаком по столу, но это было по поводу какой-нибудь сущей ерунды. Папа был влюблен в маму и радовался, что она выступает, ездит на гастроли, и что она окончила институт. Это для него было особенно важно. Наверное, он чувствовал какую-то свою вину, потому что в свое время он ее забрал из ВГИКа. Он это сделал не потому что, как многие мужчины говорят: «Мне не нужна жена-артистка». Наверное, у мамы было недостаточно таланта, играть у нее не очень получалось, и он это видел. Он понимал, что из нее не выйдет настоящей актрисы и не хотел ей судьбы неудачницы – сам он тоже был не очень удавшийся артист. Его эпизодические роли в театре и кино не принесли ему ни славы, ни удовлетворения. Он состоялся, как писатель. Мама очень его любила и очень страдала, когда он умер. Так что я родился и вырос в любви, что очень помогло мне в жизни.

Автор: Елена Ерофеева-Литвинская
Источник: www.culture.ru/news/16494.

Денис Драгунский – филолог, политолог, журналист и автор сборников рассказов. Писатель также ведет популярный авторский блог в Интернете, где регулярно публикует короткие рассказы и эссе, следуя золотому правилу «чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». О коротком рассказе, как жанре, электронных и бумажных книгах, влиянии Интернета и любимых писателях читайте в интервью с Денисом Драгунским, человеком, у которого в запасе всегда много историй.

О влиянии Интернета

– Какое влияние Интернет оказал на Ваше становление, как писателя? Другими словами, если бы не регулярная публикация рассказов в ЖЖ, Вы бы начали писать новеллы и издавать их?
– Писать рассказы я начал довольно давно, когда никакого Интернета еще не было. Сначала так, эпизодически, потому что я занимался совсем другими вещами – писал сценарии и пьесы, а потом был журналистом и политическим аналитиком (написал чертову уйму статей, колонок, заметок, а также научных статей – если собрать в одну кучу, выйдет солидный трехтомник, самое маленькое). Однако сочинять рассказы, наверное, мне всегда хотелось. Потому что свой первый рассказ я напечатал в 1976 году в газете «Неделя». И еще два – в конце 1980-х в журнале «Октябрь». Потом, в начале 1990-х, я написал целую книгу – десять длинных рассказов и повесть. Но напечатал ее совсем недавно. Она называется «Третий роман писателя Абрикосова», и вышла она после того, как были напечатаны сборники моих коротких рассказов – «Нет такого слова», «Плохой мальчик» и «Господин с кошкой».

Вот на короткие рассказы Интернет, конечно же, повлиял. Мне казалось – и сейчас кажется – что рассказы для ЖЖ должны помещаться в экран компьютера. Когда я начал писать короткие рассказы, у меня было в запасе много историй – и они как раз подходили по объему и по сюжету. Я с ранней молодости любил рассказывать всякие застольные байки. О своих приключениях, ну и вообще разные случаи из жизни. Но это трудный жанр. Потому что кто-то наливает, кто-то жует, кто-то закуривает, кто-то вдруг хочет встать размяться. Как сделать, чтобы тебя все слушали? Рассказ должен быть интересным, динамичным, с неожиданным поворотом сюжета, с ударной фразой в конце – с фразой, которая может все перевернуть и открыть новый неожиданный смысл. Чтоб слушатели воскликнули: «Вот это да! Правда, что ли? Ну, дает!» И еще – такой застольный рассказ не может быть длиннее двух-трех минут. Вот и получается две полторы-две странички.

Истратив запас своих старых историй, я начал придумывать новые, а также вспоминать разные интересные случаи из своей молодости. Рассказов становилось всё больше, количество френдов – тоже росло. Френды у меня замечательные, внимательные, умные и добрые. Не устаю радоваться. Обратная связь мне очень помогала в начале работы, помогает и теперь. Я продолжаю вывешивать в ЖЖ свои новые рассказы, и не намерен останавливаться.

Так что интернет очень помог мне стать писателем .


– Как из рассказов в ЖЖ родилась идея издания печатной книги?
– Это родилось само собою. Количество перешло в качество. Когда рассказов стало более двухсот, я подумал, что можно собрать книгу страниц на четыреста.

– Кто был инициатором издания в печатном виде: Вы или издательство?
– Скажем так – я предложил, а издательство подхватило эту идею. Моя давняя знакомая Лилия Дубовая, которую я много лет знал по работе в партии «Союз правых сил» (когда я был политическим аналитиком) перешла работать редактором в издательство «РИПОЛ-Классик». Ей я и показал файл с рассказами. Буквально через неделю она сказала, что издательство берет эту книгу. Всего в этом замечательном издательстве я выпустил шесть книг, с 2009 года по нынешнее время.

– По Вашим наблюдениям, не переместился ли интерес Интернет-пользователей из ЖЖ в социальные сети?
– Отчасти да. Но только отчасти. У меня есть аккаунт в Фейсбуке, там идет очень бурная жизнь. Мне кажется, в Фейсбук (или во ВКонтакте) из ЖЖ переходят люди, которые пишут коротенькие заметки о своей текущей жизни, о каждодневных делах. Уехал, приехал, прочитал, встретился, удивился, рассмеялся, возмутился, обрадовался… То, что в ЖЖ называется словом «лытдыбр». То есть собственно «дневник». Конечно, для этого Фейсбук подходит гораздо лучше. Там легко лайкать, репостить, писать краткие комментарии. Но нельзя, например, писать длинные посты и обстоятельные комментарии. Невозможно делать треды (то есть ветки комментов) – чем, собственно, и славны дискуссии в ЖЖ. Поэтому ЖЖ продолжает расти и развиваться. Собственно, это общий закон культуры: фото не убило живопись, кино не убило театр, телевидение не убило кино, ю-тьюб не убьет телевидение. Точно так же социальные сети не убьют ЖЖ.

А электронная книга не убьет бумажную. Во всяком разе, в ближайшие сто лет. Так что нам с вами хватит.

Об электронных книгах:

– Большинство Ваших рассказов представлено бесплатно в Вашем ЖЖ. А следите ли Вы за пиратской выкладкой Ваших книг на других сайтах?

– Не то, чтобы слежу, а так – иногда обращаю внимание. Но никаких действий не предпринимаю. Наоборот, тихо радуюсь. Значит, читают. Никому не интересную книгу вряд ли станут пиратски выкладывать в сеть.

– Как Вы считаете, пиратство в сети – это бесплатная реклама писателю или ущерб материальный и интеллектуальный?
– От имени всех писателей говорить не стану. Может быть, кто-то на этом теряет много денег. Или терпит моральный ущерб, или становится жертвой плагиаторов – не знаю. Но в любом случае я знаю одно – чем больше писателя читают в сети (безразлично, на платной основе или скачивая пиратские файлы) – тем больше, в конечном итоге, покупают его бумажных книг. Потому что он становится все более и более популярным. Поэтому для себя лично я считаю это бесплатной рекламой.

Вообще я не являюсь противником пиратства. Интернет – это невиданные возможности бесплатно получать любые тексты. Надо не бороться с пиратами, а придумывать новые способы оплаты книг, фильмов, музыки.

– Вы читаете электронные книги? Если да, то на каких устройствах и как часто? Если нет, то почему?
– Электронные книги я читаю постоянно, но «ридера» еще не приобрел. Читаю их с экрана своего ноутбука.

О творчестве

– По Вашему мнению, какая форма прозы наиболее популярна у современного читателя? Что их привлекает в коротких рассказах?
– Современному читателю нужны все формы прозы – все жанры, все стили, в широком диапазоне качества. Потому что современный читатель очень разный. В усредненном случае, конечно, наиболее востребован роман: не очень сложный по стилю и сюжету, и не очень длинный. Любовный или детективный. Но это, повторяю, очень усредненный взгляд. На самом деле современный читатель – не только в России, но и во всем мире – читает и классику, и замысловатую современную прозу, и неподъемные традиционные романы – семейные саги, и авангардную игру словами и смыслами. И, конечно же, короткие (а то и вовсе сверхкраткие) рассказы. Рассказ хорош тем, что он оставляет читателю возможность домысливать ситуацию, примерять ее на себя, воображать себе предыдущую жизнь героев и их дальнейшую судьбу. Или даже представлять себе целые сериалы с этими героями. Мои читатели часто говорят и пишут мне: «прочитал ваш рассказ, и как будто посмотрел длинный фильм». Роман можно пересказать двумя-тремя фразами – потому что автор уже все объяснил и описал в мелких подробностях. А по сюжету короткого рассказа можно долго фантазировать. В этом прелесть рассказа.

– По Вашим наблюдениям, каков Ваш читатель? Может быть, общий портрет: сколько ему лет, пол, чем он занимается, чем его привлекает Ваше творчество?
– Когда я думаю о своих читателях, передо мной совершенно конкретные люди – мои френды в ЖЖ. Всего у меня 5700 подписчиков, но активно комментируют человек двести-триста. Это мужчины и женщины средних лет, умные, умеющие получать удовольствие от чтения. Люди, которые понимают намеки и подтекст, видят скрытый смысл рассказа. Которые могут оценить точное жизненное наблюдение, говорящую деталь, неожиданный поворот сюжета. И главное – добрые и способные на сочувствие героям. Мне очень приятно, когда моих героев рассматривают как реальных людей, и в комментариях горячо обсуждают их поступки – как обсуждали бы поведение своих родных и знакомых. Это не потому, что я такой замечательный, и не потому, что читатели такие наивные. Таково свойство короткого рассказа – он дает простор фантазии. Кстати, мои ЖЖ-френды всегда покупают мои книги в бумажном виде.

– Над чем Вы сейчас работаете? Когда читателям ждать новый сборник рассказов или другое произведение?
– Новый сборник коротких рассказов «Пять минут прощания» выходит в конце ноября, в издательстве «Астрель». В «РИПОЛе» примерно в это же время должна выйти моя книга «Бог, страх и свобода. Эссе 1991-2011», там собраны некоторые статьи за последние 20 лет.

Сейчас я продолжаю писать короткие рассказы – их с сентября уже скопилось больше тридцати. То есть к лету, наверное, получится еще один сборник.

А еще я пишу некий довольно большой текст. Это будет повесть. Надеюсь, что интересная и увлекательная. Про очень необычных людей в крайне драматических обстоятельствах. Больше пока не скажу.

– Ваша последняя книга «Ночник» – весьма специфическая по жанру и содержанию. Какой отклик книга получила у читателей?
–  «Ночником» я горжусь. Судите сами – я целый год спал с блокнотом под подушкой и записывал свои сны. Четыре блокнота исписал. Сон надо записывать тут же, как проснешься, иначе его легко забыть. Лучше заставить себя проснуться, не дожидаясь утра – потому что следующий сон легко смывает в памяти то, что снилось перед этим. И вот получилась довольно толстая книга – дневник снов за весь 2010 год. Как среагировали читатели? Некоторые удивляются – охота была такой ерундой заниматься? Другим нравится идея и исполнение. Среди тех, кому нравится, есть люди, мнением которых я очень дорожу. Конечно, как написал один критик, «не все сны одинаково интересны». Согласен. Но и в романах не все страницы читаешь с одинаковым вниманием. Впрочем, дело не в этом. Дело в том, что я честно записывал то, что снилось. Иногда это были целые фильмы или готовые сюжеты для рассказов, иногда – яркие воспоминания из моей жизни, иногда – фантазии на темы моих отношений с близкими людьми. А иногда – какие-то не совсем понятные отрывки – какие-то фигуры, слова, события с неясным смыслом. Но я не поддался искушению «олитературить» вот эти туманные отрывки. Честное слово, у меня хватило бы умения превратить каждый такой вот непонятный сон в нечто очень красивое и многозначительное, а то и в целую новеллу. Но это было бы нарушением зарока, который я дал самому себе: записать то, что снилось – и выложить все свои комплексы и фантазии на суд читателей.

– Какие 5 книг Вы бы могли посоветовать нашим читателям?
– Ганс Фаллада «Каждый умирает в одиночку», Ромен Гари «Пожиратели звезд», Дональд Томас «Арарат», Ирвин Уэлш «Евротрэш», Питер Кэри «Моя жизнь как фальшивка».

Источник: www.litres.ru/intervju/denis-dragunskiy/.

Денис Викторович ДРАГУНСКИЙ: статьи

Денис Викторович ДРАГУНСКИЙ (род.1950) - филолог, политолог, писатель, журналист и драматург: Видео | Проза | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

БОГ В ЧЕТВЁРТОЙ ЧЕТВЕРТИ 
Общество из «пострелигиозного» становится «постсекулярным»    


Решение принято - теперь в средних школах России будут преподавать религию. Сразу скажу, что мои светские и либеральные убеждения никак не противоречат моей же уверенности в том, что религия на сегодняшний день является наиболее массовым и эффективным гарантом морали.

Решение принято - теперь в средних школах России будут преподавать религию. Сразу скажу, что мои светские и либеральные убеждения никак не противоречат моей же уверенности в том, что религия на сегодняшний день является наиболее массовым и эффективным гарантом морали.

Тем более что современное общество из «пострелигиозного», каким оно было еще буквально лет 10-20 тому назад, на наших глазах становится «постсекулярным» - вот такая диалектика. И в этих обстоятельствах религиозная образованность юношеству не помешает - как не мешала образованность в духе социологического детерминизма в ту пору, когда в стране и мире господствовали марксистские взгляды. Таким образом, автор этих строк в общем и целом за преподавание основ религии школьникам.

Но всякое серьезное решение - а это решение весьма серьезное - порой ставит не меньше проблем, чем решает.

Разумеется, преподавание светской атеистической этики или истории религий вряд ли станет главной частью нового проекта. Скорее это реверанс в сторону «пятой традиционной конфессии», то есть, сознательных атеистов, которых у нас всё же немало. Кстати говоря, было бы очень полезно данную группу специально обозначить, конституировать именно как социокультурную группу, достойную уважения и обладающую всей полнотой свободы совести. Обозначить как равноправного партнера именно в межконфессиональном диалоге. Потому что неверующие граждане сейчас - по умолчанию - занимают примерно ту же нишу, что верующие в советском обществе. Тогда были стройные ряды сознательных атеистов - и небольшая группа отсталых граждан (в большинстве своем пожилых гражданок), которых так и хотелось отвести в дом политического просвещения на лекцию про солнечную систему и теорию Дарвина. Сейчас всё наоборот. Картинка перевернулась, перезеркалилась. Есть стройные ряды верующих и небольшое количество, если говорить уж совсем откровенно, язычников. Ещё не пришедших к вере в Бога, еще не вошедших в лоно той или иной церкви. Но этот подход мне кажется совершенно неправильным и даже неправовым. Неверующие, атеисты, материалисты - это точно такая же, представьте себе, конфессиональная идентичность.

Однако все эти рассуждения - из области политико-правовых идеалов. В реальности мне трудно себе представить, что родительский комитет потребует преподавать основы светской этики или историю мировых религий. Конечно, в одной-двух школах такое стрястись может. Но не более того. Да и в самом деле: если бы вероятность выбора светской этики или истории религий была высока, то вряд ли принималось бы решение о религиозном просвещении школьников. В таком случае вообще незачем огород городить: в курс истории или обществознания ввести несколько дополнительных уроков, и всё.

Поэтому вернемся к нашей теме - к преподаванию религии, которое, сдаётся мне, в 80% случаев станет преподаванием основ православного христианства.

Если вести это преподавание всерьёз, да еще силами светских учителей, то этим учителям придется отвечать на несколько неудобных вопросов, которые непременно возникнут - должны возникнуть, не могут не возникнуть! - в юных пытливых головах.

Первый вопрос - о римской кафедре. У Иисуса Христа был любимый ученик апостол Пётр, который, по словам Христа, и был тем камнем («Пётр» - по-гречески «камень»), на котором Спаситель построил Свою церковь. Апостол Пётр был и первым римским папой. То есть вопрос о первенстве Рима вроде бы решён раз и навсегда. Вопрос: что же такое ужасное приключилось, что восточное (православное) христианство бежит от Рима и его епископа (папы римского) как... ну уж избавьте меня от неуместных русских поговорок.

Позволю себе маленькое, но важное отступление. В списке традиционных религий, которые вскоре начнут преподаваться, перечисляются православие, ислам, иудаизм и буддизм. В психологии это называется «разноплановость». Всё равно что преподавать христианство, буддизм, иудаизм и суннизм (вместо ислама). Понятно, к чему я клоню. Рядом с тремя историческими религиями стоит ветвь исторической религии. Если преподавать православие, то параллельно следует обучать основам суннизма, хасидизма и ламаизма. А если уж речь идет об исламе, иудаизме и буддизме - тогда уж надо обучать христианству.

Но я слегка отвлекся, хотя и это тоже вопрос, на мой взгляд, чрезвычайно важный. Обучение православию как чему-то отдельному может привести к отчуждению от великой христианской духовно-нравственной традиции, к которой равно принадлежит и Восточная, греко-кафолическая (в том числе русская православная) церковь, и Западная, она же римско-католическая, и многочисленные протестантские церкви и общины, и древнехристианские церкви армян и коптов, несториан и маронитов, и пр. и пр.

Итак, второй неудобный вопрос, который должен возникнуть в юных головах. Вопрос о евреях. Если евреи не признали Христа мессией и даже просили Пилата распять Его - значит, они, говоря по-детски, «плохие». Но в таком случае почему мы изучаем «их» священную Книгу, должны исполнять «их» заповеди и называем «их» Бога (Бога Авраама, Исаака и Иакова) нашим Богом? Если так, то они, говоря по-детски, «хорошие». Но тогда почему... см. выше.

Третий вопрос, самый неудобный. Оказывается, мусульманский Аллах - это и есть наш Бог! Пророк Ибрахим - это и есть праотец Авраам! А пророк Иса - это вообще Иисус Христос! Если у христиан, мусульман и иудеев один Бог - чего же они, в таком случае, не поделили? Может быть, вся распря народов, исповедующих эти три религии - не небесная вовсе, а земная, политическая и экономическая?

Как выйти из этих трудноразрешимых противоречий, сможет ли учитель объяснить это и призвать учеников к толерантности?

Четвёртый вопрос возникает у меня. Почему для эксперимента по преподаванию основ религии выбран именно такой возраст?

Мне кажется, что вести разговор на эти темы в четвертом классе - немножко рановато. Десятилетний возраст - не совсем подходящие годы для теологических диспутов, для религиозного образования. Ну а начинать религиозное воспитание в десятилетнем возрасте - это безнадёжно поздно. Растить детей в страхе Божием (пардон! но в этом и состоит религиозно-нравственное воспитание!) надо с годовалого возраста, наверное. И это должно быть исключительно семейное дело. Во всяком случае, поначалу.

Странным кажется и то, что преподавать основы религии (пока в рамках эксперимента) будут в последней четверти четвертого класса и в первой четверти пятого. Последняя четверть длится с первого апреля по двадцать пятое мая. Ребята считают дни до начала школьных каникул. А тут - новый предмет. Который, к тому же, прерывается на лето. А именно летом, кстати, в школе происходят кадровые перестановки. Так что не исключено, что в сентябре к ребятам придет уже другой учитель по этому новому предмету. Кроме того, в сентябре в класс могут прийти новые ученики. В том числе приезжие из тех регионов, где пока еще основы религии не преподаются. То есть новеньких придётся подтягивать. Не исключено, что новенькие будут, например, из мусульманских семей. Или из семей твердокаменных атеистов. И это сразу изменит композицию предмета, поставит дирекцию школы перед необходимостью срочно искать новых учителей... В общем, мне кажется, что с расписанием не всё ещё продумано.

Или наоборот, продумано слишком хорошо. Чтобы провалить эксперимент и начать долгую общественную дискуссию о теологии в десятом классе и о религиозном окормлении в детском саду.

Мне кажется, учить детей надо именно основам религиозного мировоззрения, независимо от конкретной религии. Учить представлениям о грехе и воздаянии, о милосердии и прощении. О том, что жизнь и свобода суть неотъемлемые дары Божьи, и их надо беречь и уважать, в себе и в других.

Источник: www.chaskor.ru/.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ