О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ДАНИЛОВА Анна Александровна ( род. 1981)

Интервью   |   Статьи    |   Аудио
ДАНИЛОВА Анна Александровна

Анна Александровна Данилова - филолог, кандидат филологических наук, старший преподаватель филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, журналист, главный редактор интернет-портала Православие и мир.

Окончила филологический факультет Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (2003) и аспирантуру того же факультета (2006) по специальности «английский язык и зарубежная литература». В 2006 году защитила диссертацию по теме «Лингвистические способы скрытого воздействия на общественное сознание».



Анна ДАНИЛОВА: интервью

Анна Александровна ДАНИЛОВА (род. 1981) - филолог, кандидат филологических наук, старший преподаватель филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, журналист, главный редактор интернет-портала Православие и мир: Статьи | Аудио | Видео.
 
НЕКОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ПОД ЗАПРЕТОМ
Информационно-аналитический портал «Православие и мир» — один из самых востребованных православных интернет-ресурсов. Каждый день, заходя на pravmir.ru, мы находим много нового, подчас неожиданного и даже, казалось бы, не связанного непосредственно с Православием, с церковной жизнью. Таким показателям «Правмира», как посещаемость и цитируемость, завидуют самые востребованные светские сайты. Что лежит в основе концепции «Правмира»? В чем видят его создатели свою главную цель? Как они строят свою работу? Как ориентируются в сегодняшней медиасреде, как определяют свое место в среде православной, в православном Интернете? Об этом мы беседуем с главным редактором портала «Православие и мир» Анной Даниловой.

- На сегодняшний день портал «Православие и мир» — один из самых посещаемых ресурсов. Расскажите, с чего все начиналось?
- Все началось с того, что мой тогда еще будущий муж, Анатолий Данилов, вместе с нашим духовником протоиереем Александром Ильяшенко поняли вдруг, что в Интернете не хватает сайта для нецерковной аудитории. Для тех, кто иногда в храм заходит, кому интересно Православие, но серьезные богословские и аскетические тексты еще трудны. Для тех, кому нужны ответы на вопросы сегодняшнего дня. Другими словами — не хватает миссионерского сайта. Сайта, на котором можно задать простые вопросы священнику, читать понятные поучения, живые интервью. Даже Марка Твена можно прочитать — у него очень много точнейших наблюдений за человеческой природой и психологией.

Тогда, в 2004 году, существовало много святоотеческих библиотек, был сайт «Православие.ру», но ресурса, который говорил бы с живыми людьми живым языком, отвечал на насущные вопросы, не было. Отец Александр и Анатолий Данилов решили такой ресурс создать и заодно решили, что мне надо быть редактором. Я была категорически против создания сайта. То есть я знала, как сайт можно наполнить,— к тому времени (я училась в аспирантуре МГУ и уже несколько лет занималась большой библиотекой в приходе) я хорошо понимала, что интересно читать людям не очень церковным. Но ведь книжки, которые можно отсканировать, закончатся через полгода, нам будет нечего публиковать! А потом жизнь закипела — мы стали делать первые интервью, запустили службу ответов священников на вопросы, и оказалось, что диалог с внешней, околоцерковной аудиторией очень востребован.

- Как строится работа портала? У вас очень широкая сеть внештатных сотрудников, что достаточно необычно…
- Необычность структуры портала вызвана лишь одной простой причиной: на обычную структуру — редакция, штатные сотрудники — нет денег. В штате у нас пять человек, все они — на небольшой зарплате. Конечно, потребность в полноценной редакции очень велика именно сейчас, когда издание стало очень востребованным,— по посещаемости мы набираем примерно треть аудитории «Коммерсанта». Поэтому схема удаленной работы посредством Интернета — исключительно вынужденная мера. Сотрудничество на гонорарной или добровольческой основе вызвано тем, что бюджета у нас на полноценную работу нет. Хотя с другой стороны — как бы еще нам удалось привлечь столько замечательных талантов со всех уголков мира? Но при этом есть много людей, которые нас поддерживают, есть попечительский совет, благодаря которому мы все же можем делать то, что делаем.

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших основных помощниках.
- Все-таки не помощниках, а сотрудниках — не мне люди помогают, а вместе мы делаем одно дело. У нас невозможно работать, не сознавая, что это жизнь и служение, а не просто работа. Поименно всех не перечислить, очень нас много. И читатели наши — зачастую не только дают темы для статей, но и помогают нам финансово.

Сегодня мы, наверное, единственное СМИ, которое работает на финансировании «вскладчину», так называемом краудфандинге. А за рубежом это очень распространено — хотят люди читать определенное издание, подписываются, оплачивают выпуск и могут его читать. Если набирается нужное количество подписчиков, все прекрасно работает!

- У «Правмира» есть конкуренты в православной медиасреде?
- Говорить о других изданиях и особенно называть их конкурентами неэтично. Но сегодня в православной журналистике действительно есть конкуренция — и это хорошо. Православным изданиям делить нечего, они практически не продают рекламу, не являются коммерческими проектами, а борьба за читателя только улучшает качество православных СМИ. Если кто-то где-то конкурирует друг с другом, значит, в этой среде есть жизнь. Я очень хочу, чтобы у нас было, к примеру, шесть сайтов, посвященных русской или мировой филологии, и чтобы они между собой конкурировали, чтобы каждый из этих сайтов старался быть сильнее и интереснее. Но, к сожалению, в областях специализированных таких ресурсов крайне мало. И поэтому если в православной медиасфере есть состязательность, то это хорошо, это очень мощный толчок для развития. Не было бы конкуренции, все пребывали бы в расслабленном состоянии и были бы неинтересны читателям.

- Непочитатели вашего сайта говорят, что на его «страницах» поднимаются темы, которые лучше было бы замолчать и не ворошить. Что Вы думаете об этом?
- Мы не работаем в жанре журналистского расследования. Хотя некоторые расследования однозначно играли бы на пользу Церкви, если их делать профессионально. Мы отвечаем на заданные вопросы. Мы считаем, что если уже существует некоторая дискуссия, если проблема людей уже тревожит и обсуждается, то рассказывать о том, что волнует людей церковных, абсолютно необходимо. Нужно сообщить людям, что есть много православных людей — иногда с разными позициями, которым есть что сказать в этой дискуссии.

Вообще, у людей церковных могут быть разные интересы. Вот, например, обсуждает общество Гарри Поттера. Некоторая часть духовенства говорит, что книги о мальчике-волшебнике — неприемлемое чтение, а другие священники считают, что книги Джоан Роулинг очень хороши. Важно, чтобы все эти мнения были услышаны, чтобы люди видели, что проблема, которая их волнует, обсуждается, что христианин не выдернут из контекста жизни, не живет под колпаком, из-под которого ничего не видит. А дальше — пусть человек думает сам, своей головой. Есть такие аргументы, есть контраргументы — принимай решение, чьи аргументы для тебя убедительнее.

А критикуют нас, разумеется, и это тоже неотъемлемая часть жизни. Одни — за то, что мы слишком часто обсуждаем процессы, происходящие в обществе, а другие — за то, что у нас через церковные материалы не продраться. Одно из критических замечаний, которое я слышала: «У вас главную страницу откроешь — сразу одни дядечки с бородами, священники, невозможно на такой сайт даже зайти». А критику мы очень любим, приветствуем и периодически приглашаем коллег провести у нас мастер-классы и получше раскритиковать наши тексты!

- А критики стало больше?
- С расширением аудитории — а она увеличивается в два раза каждый год — появляется больше даже не критических высказываний, но — откликов. Отклики бывают очень разные, но я бы сказала, что в последнее время стало намного больше взаимопонимания. Минувший год был для «Правмира» знаковым: колоссально возросло количество упоминаний наших публикаций в Интернете, со словами: «Вы не смотрите, что священник пишет,— это очень дельная статья», «Вы не смотрите на то, что сайт православный,— это очень хороший материал, я с ним полностью согласен».

Мы работаем по принципу комментирования, обсуждения, дискуссии о тех проблемах, которые уже есть в обществе. Сегодня зачастую в светских СМИ подобное комментирование происходит практически без участия православных экспертов. Конечно, вопросы бывают разные. Бывают такие, на которые не хотят слышать ответов, но, тем не менее, пока у нас как у журналистов есть возможность искать точки соприкосновения, диалог надо вести.

- Среди православной аудитории, в том числе и в социальных сетях, возникает много споров о политических событиях в стране. «Правмир» в этом плане — все же либеральный или консервативный ресурс?
- Чтобы ответить на такой вопрос, надо понять, что мы подразумеваем под этими словами. Вы точно понимаете, что такое консервативный взгляд, а что — либеральный? Сама редакция, конечно, всегда была самых консервативных взглядов, но мы строим именно площадку для дискуссии. Дискуссии, о которой говорил и апостол Павел: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Поэтому мы публикуем мнения тех, с кем совсем не согласны. И на каждой странице написано, что мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Важны точки зрения pro et contra. Вы не найдете у нас практически ни одного материала, посвященного проблеме (которая не относится к области вероучительной или заведомо греховной), где не было бы представлено двух или трех разных позиций. Мы всегда работаем по принципу опроса экспертов разных взглядов, и любой человек, который может внятно, хорошо и аргументированно свою точку зрения представить, делая это в уважительной к другим оппонентам форме, получит возможность высказаться.

- Как быть в ситуации, когда представители разных взглядов в православном сообществе резко критикуют друг друга?
- Личных обвинений быть не должно — это главное. А в остальном — у православного христианина могут быть широкие взгляды на политические, культурные, социальные события. Человек не станет более или менее православным оттого, любит он Достоевского или не любит, поддерживает режим или не поддерживает. Не знаю, может ли христианин быть в коммунистическом движении. Но знаю многих православных, которые голосуют за коммунистов. Как к этому относиться — пока для меня вопрос.

Должен быть уважительный, этичный, корректный диалог. Сегодня в обществе совершенно нет культуры полемики, нет культуры вежливого, аргументированного спора, в котором стороны могут и хотят друг друга услышать. И крайне необходимо подобному научить. Например, на форуме «Правмира», который существует с 2008 года, мы решили запретить неконструктивную критику. Культура аргументированной критики у нас находится в зачаточном состоянии. Очень просто написать: «Да ну, тупая статья, не стал читать дальше второго абзаца», а другое дело сказать так: «Спасибо автору за высказанное мнение. Мне представляется, что в своем взгляде на творчество этого писателя автор упускает из вида такой важный аспект, как то-то и то-то, о чем можно прочитать в таких-то и таких-то работах». Для того чтобы написать такой отзыв, надо, во-первых, в проблеме разбираться, во-вторых, хотеть диалога.

После запрета на неконструктивную критику на нас многие стали обижаться: «Вы не хотите слышать других точек зрения». Хотим! Но оскорблять оппонентов нельзя! Мы ведь не биороботы, сконструированные по тоталитарной модели, описанной Оруэллом в романе «1984». Для нас, христиан, есть вещи абсолютно очевидные — это то, во что мы верим. Но в том, что касается нашего бытия в мире, лучше, чем Блаженный Августин, сказать нельзя: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, в остальном — любовь». Вот этому должны журналисты учить свою аудиторию.

- А как относиться православным журналистам к тому, что в светских СМИ все больше нападок на Русскую Православную Церковь?
- Нападки бывают разные. Одни — это намеренная клевета и очернение, другие — неумелая попытка разобраться, третьи — искренние вопросы, которые мы иногда спешим записать в нападки.

Недавно журналист Валерий Панюшкин спросил: если человек сам не ест, не может пойти в туалет, все время лежит, в каком он находится состоянии?

- В коме?
- У многих сразу возникает мысль, что в коме, в предсмертном состоянии. Но ведь речь может идти о новорожденном!

Очевидно, что до сих пор для светских изданий Церковь словно не существовала в реальности, а теперь многие люди выяснили, что, оказывается, Церковь есть. Несмотря на то, что некоторые издания очень жестко относятся к ней, по данным социологических опросов, количество верующих и постоянно ходящих в храм в последние полгода-год осталось прежним или даже возросло. Люди заметили, что есть в Церкви жизнь. И во многих изданиях возросло количество хороших материалов о Церкви. Например, в журнале «Большой Город» вышла прекрасная серия интервью «Священники большого города», в других СМИ также стали появляться серьезные аргументированные статьи. РБК публикует полосную колонку священника — раньше это было немыслимо. С одной стороны, конечно, критики стало больше, но это потому, что шире стала аудитория. Однако критика тоже разная: кто-то критикует, пытаясь этим оправдать свое неучастие в церковной жизни, а кто-то ждет от Церкви ответа на свои конкретные вопросы. Одна из главных задач православного журналиста в этой ситуации — максимально рассказывать о реальной церковной жизни и при этом серьезно обсуждать существующие проблемы. На последней встрече с журналистами на фестивале «Вера и слово» Святейший Патриарх Кирилл как раз говорил о том, что подобное обсуждение необходимо. Эта дискуссия не всегда такая активная, как хочется, поэтому хорошо, если бы светские журналисты тоже заметили, что в Церкви много интересных тем. Нам надо пользоваться возможностью медийного внимания. Вспомните: в результате того, что несколько антицерковных журналистов решили необоснованно критиковать деятельность Русской Православной Церкви в Крымске, эта тема стала обсуждаться, и в итоге на радио пригласили священников, которые оказывали помощь на месте трагедии.

- Игнорировать ли СМИ и блоги, насмехающиеся над Церковью?
- Зависит от тиража и от насмешки. Если критическая и злая статья выходит в большом издании, где много читателей,— то как можно это игнорировать? Мы проигнорируем, но другие прочитают. Осадок останется…

Сайт, на который в день заходит пять миллионов человек, безусловно, будет формировать повестку дня. Есть антицерковные проекты, есть ресурсы, придерживающиеся политики «о Православии — или плохо, или ничего»,— да, с такими бесполезно дискутировать. Но при этом нужно смотреть: не даем ли мы сами повода для этого, или, может быть, нас просто не услышали… Почему, например, журналисты написали, что Церковь в Крымске бездействует? Мы — журналисты православные — не смогли донести информацию о ее действиях до широкой аудитории.

Я заметила, и меня это радует, что в последние полгода нас стали читать светские издания, у нас стали перепечатывать много текстов, причем и холодно относящиеся к Церкви издания тоже. То есть они слышат внятные, разумные слова. Недавно сайт «Эха Москвы» републиковал наше большое интервью с протоиереем Кириллом Каледой, посвященное новомученикам и приуроченное к годовщине политических репрессий. Заметили! Потому, если есть хоть малейшая возможность, что тебя услышат, надо разговаривать.

У нас очень много мифов в отношении разных групп людей. О священниках их такое количество, что человек часто даже не виноват, что он живет в плену этих небылиц,— просто у него нет возможности понять свою ошибку. Нам посчастливилось познакомиться со священниками, с православными людьми в свое время — и нам повезло. Например, в храме, куда я начала ходить на первом курсе университета, не было ни одной анекдотической сердитой бабушки, которая всем делает замечания. Наоборот, те старушки, прихожанки нашего храма, меня каждый раз встречали с радостью: «Ой, как здорово, что молодежь начала в храм ходить! А это наша Анечка замечательная». В другом храме другие бабушки меня, возможно, строго отчитали бы за что-нибудь — кто знает. Бывает такое: кто-то зашел в церковь, а его оттуда... выставили. Поэтому те, кого приняли радостно, должны так же принимать новых людей. Тебе ответили на вопросы — ответь и ты другим. Не ответили на вопросы — найди ответы сам, помоги другим! Мы в свое время даже делали опрос: «Что делать, если тебя обидели в храме». Такие ситуации бывают, и человеку, попавшему в такую ситуацию, надо помочь встретить верующих, которые приветливо к нему отнесутся.

- У вас есть практика проведения круглых столов?
- У нас было несколько круглых столов, например, один из них состоялся в прошлом году и был посвящен статье Дмитрия Быкова «Толоконные лбы». Несколько круглых столов, посвященных проблемам христианства и политики, проводила Ксения Лученко. Подобные мероприятия мы проводим регулярно, рассказываем о них на сайте, публикуем видео, текстовые версии. Кстати, журналисты из светских СМИ, которых мы приглашаем, приходят, очень вежливые и приятные, с интересом участвуют в беседе.

- Вы — один из немногих православных интернет-ресурсов, живо откликающихся на события, не имеющие, казалось бы, отношения к церковной жизни: и выборы в Госдуму, и стихийные бедствия, и обсуждение законопроектов, в частности, нашумевшего «закона Димы Яковлева». Почему вы сделали такой выбор? Многие ведь боятся переступить черту и «начать заниматься политикой».
- Несколько лет назад одна знакомая возмутилась: «Почему православные равнодушны к тому, что реально происходит с людьми! СаяноШушенская ГЭС, катастрофа в Киргизии, а откроешь наши православные СМИ — все об одном: а грех ли, батюшка, кальмаров в пост есть? Как будто вы живете на разных планетах! А там ведь люди. И православные в том числе. У них беда, а вы даже не думаете об этом». Читать это было обидно, но слова — справедливы. Тогда мы впервые позвонили священникам в Киргизию и узнали, как православные укрывали узбеков во время резни, узнали, как страшно в Минусинске: того и гляди затопит, а кому до жителей дело? И с тех пор мы стараемся говорить обо всем, что волнует людей. Люди ведь ищут ответа или утешения. Мы не пишем о политике, и это очень важный момент. Мы пишем о людях, о том, что их волнует. Люди в трудный момент ждут Соломонова решения от Церкви. Мы не обсуждаем «закон Магнитского», но много пишем о «законе Димы Яковлева». Несколько лет мы ведем тему усыновления, и теперь, когда все специалисты, работающие с детскими домами и сиротами, категорически против запрета на усыновление детей иностранцами, мы не можем вдруг сделать вид, что перестали их слышать.

Перед выборами мы делали большой проект «10 вопросов кандидату в Президенты о вере», но даже это были не политические публикации. Узнать, что думает потенциальный глава государства об абортах, о вере, о чести — это разве политика?

Вот, отвечаю Вам на вопрос, а сама понимаю, что мы за три дня ничего не написали пока про то, сколько за последнюю неделю в России погибло людей от морозов. Сотни. А мы пока молчим, наша аудитория вроде и не знает об этой проблеме. А писать надо — и о том, как помогать людям, как помогать службам милосердия, собирать деньги на ангар для бездомных... А еще надо писать о том, почему так происходит, как сделать так, чтобы этого стало меньше. Политика ли это? Или жизнь?

- Анна, а как Вы все успеваете? Ведь помимо «Православия и мира» у Вас есть и преподавание, и другие проекты?
- На самом деле, я очень мало успеваю. И очень многое не успеваю. Но в жизни много происходит чудесных совершенно случаев. Вот приходишь после четырех пар в университете и видишь, что есть какая-то тема, которую мы упустили из вида на сайте. Открываешь почту, а там — прекрасный текст замечательного автора именно на эту самую тему. Ты и подумать не успела, кого просить написать или прокомментировать, а тебе уже такой подарок.

Никакой проект не будет работать, если его делает один человек. «Православие и мир» — это чудо сотворчества.

Беседовала Анна Захарченко
Источник: «ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ» Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии    

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ: АННА ДАНИЛОВА

Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки...

Режим «все включено»

— Аня, вы — главный редактор и вообще в какой-то степени «мама-основатель» портала «Православие и мир», самого посещаемого в интернете православного СМИ, и при этом вы, оказывается, еще и одновременно преподаватель двух вузов. Как вы умудряетесь это совмещать?
— Это, конечно, трудно, но самое для меня трудное — это существование в ситуации «двух резюме». Получается, что у тебя две независимые жизни: иногда у человека одна его работа помогает другой, и два вида деятельности приводят к двойному результату. У меня они абсолютно разделены. В контексте православной журналистики никому не интересно, что я старший преподаватель МГУ, кандидат филологических наук. В области филологии не очень важна православная журналистика. На самом деле я эти две области намеренно не совмещаю.

А ту работу, которую я делаю, при хорошей организации можно успеть сделать за восьмичасовой рабочий день. Ну, если не за восьми-, то за шестнадцатичасовой рабочий день. А поскольку я не очень хорошо умею организовывать время, мой рабочий день нередко — двадцать часов в сутки.

—  У вас такой организм, что вы можете мало спать?
— Нет, организм у меня обычный. Потом не заснуть на интервью непросто! И это все не здорово сказывается и на скорости реакции, и на концентрации — так делать никому не посоветую. Количество дел постоянно увеличивается, а оптимизировать процесс трудно: «Правмир» растет быстрее, чем мы успеваем справиться с ростом. Главным образом, справиться финансово. Например, сейчас у нас уже острая необходимость в ночной редакции — при нашей скорости реакции на события большая часть работы происходит ночью, а у нас нет ни одного ночного редактора. Сейчас я на «Правмире» закрываю   порядка   шести   ставок,   мои коллеги тоже совмещают много направлений работы. И совмещаем мы не потому, что трудоголики и обожаем работать ненормированное время, а потому, что некому это делать. Хотя у нас сейчас на «Правмире» сложилась совершенно фантастическая команда, но постоянно на сайте работает всего три человека — это колоссально мало для того объема работы, который мы делаем. Вот я научилась монтировать видео — потому что нет возможности платить отдельно за монтаж. 24 часа в сутки нужно быть в ситуации включения — это тяжело. Есть только один способ бороться с этим — найти возможность для расширения редакции. Надеюсь, когда-нибудь это произойдет, и мы сможем оправдывать ожидания читателей без сильного ущерба для здоровья. Сегодня наш голос слышен в потоке светских СМИ, и очень хочется и дальше держать планку, поднимая ее все выше и показывая, каким интересным, содержательным и оперативным может быть православное издание.

— Но в отпуске-то хотя бы удается побыть в ситуации «выключено»?
— Отпуск — это то время, когда вместо двадцатичасового рабочего дня я работаю всего по восемь-девять часов. И главный критерий выбора места отдыха — уже давно — наличие хорошего интернета в отеле. Из всех путешествий у нас с мужем есть фотографии, где мы сидим за ноутбуками и «отдыхаем».

—   Вам нравится такой образ жизни?
— Нет. Если бы можно было на кого-то эту работу переложить, я бы с удовольствием это сделала. Я совсем не трудоголик.

— Бывает, что руки опускаются?
— Постоянно. Но что делать — руки опускаются, а работать надо дальше. Если сидеть и переживать, за это время на почту упадет такое количество писем, что я с ними потом не справлюсь.

«Правмир» во всем мире

— Создание «Правмира» семь лет назад — это была ваша идея?
— Нет, эта идея возникла у моего тогда еще будущего мужа, с которым мы ходили в один храм, к отцу Александру Ильяшенко. Анатолий — очень хороший интернет-специалист, у него замечательная компания по хостингу сайтов, и самое главное, он обладает удивительным умением своими идеями опережать время. Он предложил отцу Александру сделать миссионерский сайт. Я была абсолютно против этой идеи, была самым большим скептиком и критиком. Мне казалось, что закончится все очень быстро, что хороших текстов у нас хватит на полгода, а дальше мы останемся без материала.
На тот момент я уже несколько лет занималась православной библиотекой в приходе, у меня было четкое понимание, что люди читают, что нет, но ничего не писала. Вообще я человек устный, не пишущий.

— При этом вы регулярно пишете статьи...
—  Если бы можно было это кому-то перепоручить, я бы, наверное, не писала.
Вначале «Православие и мир» был по сути приходской сайт. Но тот подход, который был выбран отцом Александром и Анатолием, — доброго разговора, в том числе о сложных проблемах, который как-то в обычном православном дискурсе отсутствует, — оказался очень востребованным. У нас стала расширяться аудитория, люди начали рассказывать, как помогли им материалы. А мы всегда знали, что если хотя бы одному человеку это будет нужно, то все не зря делается. Оказалось, что действительно это нужно, и процесс пошел. А главных задач у нас две: говорить современному человеку о Христе и помогать находить ответы на те вопросы, на которые человек не может ответить сам.

— Вы довольны тем, что есть сейчас, или хочется чего-то большего?
— Конечно, все время хочется большего. Самое главное, чего хочется, — чтобы тексты не оставались просто текстами. Чтобы в журналистике происходило не умножение букв, а чтобы появлялись материалы, которые могли бы помочь по-настоящему. Такие тексты бывают редко. Вот, например, рассказ Джианны  Джессен, которая выжила, несмотря на произведенный над ней аборт! Когда мы этот текст опубликовали, потом несколько месяцев мы читали отзывы совершенно внешних людей, которые говорили, что надоели, конечно, эти противоабортные разговоры, но этот текст дал по-настоящему понять, что аборт — это убийство.

— У вас есть цензура? Бывает, что кто-то со стороны Церкви просит что-то «не писать»?
— Мы не пишем ради того, чтобы отписаться и увеличить трафик. Мы пишем о сложных вопросах в двух случаях: чтобы показать, что православным этот вопрос, эта проблема, эта боль не безразличны. И во-вторых, мы пишем об острых ситуациях в тех случаях, когда этот конфликт уже присутствует в информационном поле. Понятно, кому-то, в том числе иногда и церковным сторонам этого конфликта, лучше, чтобы про это никто ничего не писал. Но когда ситуация достигает того уровня, что либо о ней будут говорить очень негативно, либо мы попробуем хоть как-то ее осветить изнутри, — мы пишем.

— Груз ответственности не давит? Вы ведь в какой-то степени формируете общественное мнение.
— Ответственность велика. На многие вопросы нет одного четкого ответа и единственно правильной стратегии освещения. Но мы можем хотя бы бороться с тем упрощением, которое сегодня навязывается в СМИ. Эти черные, эти белые, эти не правы — диагноз, приговор! Поэтому мы стараемся представлять спектр ответов на вопрос. И еще мы очень серьезно относимся к экспертному статусу наших авторов. Наша ответственность главным образом состоит в том, что мы стараемся не давать мнения людей, которые не знают ситуацию изнутри.

—  Финансовые вопросы существования сайта тоже вам приходится решать?
— Да, я очень завидую тем редакциям, в которых главный редактор отвечает за тексты, а кто-то руководит всем бюджетом. А нам каждый день надо не просто продумывать материалы, но и бюджет: можем ли мы позволить себе опубликовать этот текст или этот фоторепортаж — или у нас нет денег на гонорар? Я безмерно благодарна за колоссальную помощь нашим читателям, потому что «Правмир» живет на их пожертвования. Но безденежье очень сильно тормозит работу редакции. По посещаемости и обсуждаемости «Правмир» находится на уровне некоторых светских изданий, где один гонорар — как наш недельный бюджет! Посещаемость «Правмира» — 40-50 тысяч человек в день — выше, чем у «Полит.ру» и Openspace, и почти догоняет «Сноб».

— Как вам кажется, конкуренция между православными СМИ — это хорошо?
—  Без здоровой конкуренции мы публиковали бы одну новость в неделю. Смотрите, между приходскими сайтами нет конкуренции —и мы видим их абсолютную стагнацию. Православные СМИ за счет конкуренции развиваются более динамично, чем многие светские издания. Огорчает другое. Марина Андреевна Журинская говорит, что православная журналистика должна начинаться с того, что журналисты должны быть христианами. А вот христианского общения между нами часто и нет. У меня есть опыт общения с православными и светскими коллегами и есть возможность сравнивать реакцию тех и других на совершенно однотипные события.

Такой острой и негативной реакции, которая иногда встречается в православной журналистике, таких конфликтов и трудностей, которые возникают периодически между близкими друзьями, у меня ни разу не возникало со светскими коллегами. Отчасти это связано с тем, что у православной журналистики очень ограничены ресурсы, сказывается и общая перегруженность. Очень огорчительно, что сегодня, к сожалению, среди православных изданий нет того сотрудничества, которое существует между светскими ресурсами. Надеюсь, это изменится.

Сербия и церковные бабушки

—  Вы серьезно занимаетесь филологией как наукой, преподаете студентам всякие сложные филологические дисциплины. Чем для вас так ценна работа с языком?
— Мне интересны два направления: языковое манипулирование — то, каким образом посредством слова творится история, например, Ирак практически стерли с лица земли на основании одной модальной конструкции: «там может быть ядерное оружие».
И во-вторых, мне интересны проблемы, связанные с тем, как разные люди (мужчины — женщины, мужья — жены, дети — родители) выражают свои мысли и почему они не слышат друг друга, даже когда говорят об одном и том же. К сожалению, я не так много занимаюсь сейчас исследовательской работой, как хотелось бы.

Вообще мне всегда нравились точные науки. У меня и мама, и бабушка филологи, я пошла по их стопам, а весь первый год обучения на филфаке переживала кризис: мне было понятно, зачем нужны физики и биологи, и совершенно не понятно, зачем нужны филологи? А потом наступил 1999 год, и началась военная компания США против Сербии. У меня была очень хорошая подруга из Белграда, я тогда начала читать в появившемся интернете западные СМИ об этой кампании, а поскольку я знала о происходящем от очевидцев, то видела, какой колоссальный разрыв существует между событием и его освещением, когда разрушение страны до основания в СМИ называется миротворческой акцией. В тот момент одновременно произошли две важные вещи: я нашла свою тему для дальнейших исследований — манипуляции в СМИ, которой такс 99-го года и занимаюсь, и началось мое воцерковление. У меня тогда было такое острое чувство, что это наши православные братья-сестры страдают.

В детстве я церковь не любила. Когда мне было семь лет, я очень тяжело болела и хороших перспектив врачи не обещали, моя мама крестилась, а я категорически отказалась — мне было очень неудобно в церкви. Но лет в девять-десять все чаще стали вставать вопросы: зачем все, зачем сейчас ходить в школу, что-то делать, если все равно человек умрет? Лет в двенадцать я прочитала «Отверженных», и как раз у Гюго появились первые намеки на ответ. Мне очень запомнился эпиграф к одной из глав — «страшно неумирать, страшно не существовать».

А потом все эти возникающие вопросы привели к попытке разговора с Богом, и в какой-то момент я поняла, что надо креститься. Мне почему-то казалось, что Бог, к Которому я обращаюсь с просьбами, хочет, чтобы я крестилась. Поэтому в 15 лет я крестилась, но дальше до событий 99-го года в храм практически не заходила.

А воцерковилась я благодаря общению с церковными бабушками. Я ведь ходила в храм в джинсах или мини-юбке, а они всегда с большой любовью ко мне относились, ни одного слова осуждения, замечания я от них ни разу не слышала. Мне были всегда очень рады, и я почувствовала, что это то место, где с тобой не просто поддерживают хорошие отношения, чтобы списать у тебя контрольную, — а где тебя любят просто так.

Риторика и жизнь

— Вы с мужем вместе занимаетесь одним проектом — он ответственный за все техническое сопровождение сайта. Это не мешает семейной жизни? Дома про работу говорите?
— Постоянно. Это важная часть жизни. И нет потребности от этого отключаться. Бывают определенные сложности, например, взаимно предъявляются всякие требования к качеству работы, но мне кажется, что такое совместное дело очень обогащает общение друг с другом.

— А вы пользуетесь вашими знаниями по риторике в семейных конфликтах — ведь всегда же хочется доказать, что ты прав?
— В семейных конфликтах не получается, потому что мой муж знает законы риторики не хуже, чем я, и он принимает все решения исключительно самостоятельно, независимо оттого, какая у меня аргументация, построена ли моя речь по всем правилам или нет. А вообще я когда-то пробовала доказывать свою правоту, но потом я поняла, что единственное, что можно делать во взаимоотношениях с близкими людьми, это искренне говорить, почему тебя это волнует, просто и честно. Человек, который тебя любит, обязательно тебя услышит.

—  Я прочитала в вашем ЖЖ, что вы печете пироги. Неужели еще и пироги успеваете печь?
— Иногда. У меня вообще очень до-мохозяйский склад. Я с удовольствием, если бы было больше времени, занималась бы всякими домашними делами. Я, например, люблю шить.

—  Опять же можно отвлечься от работы...
— Я не ищу способов от чего-то отвлечься. Просто оказывается, что какие-то вещи сшить намного быстрее, дешевле и красивее, чем покупать.

— А почему не любите отвлечься? Ведь человеку надо как-то отдыхать. Вы как отдыхаете?
—Лучший отдых—это смена деятельности. Попреподавали, потом смотрим, что делается на сайте, поредактировали текст. А теоретически много чего можно делать. Я достаточно много занималась спортом: теннисом, верховой ездой; меня учили реставрации икон и рисованию. Так что если вдруг найдется свободное время, мне всегда будет чем заняться.

Вперед и назад

— Вы участвовали в одном радиоэфире, и там при голосовании 75 процентов радиослушателей сказали, что доверили бы вам будущее страны. Пафосный вопрос: а хотели бы вы что-то сделать для этой страны?
— Я все время стараюсь максимально хорошо, насколько это по силам и умению, делать то, что делаю, — преподавать и писать о ценностях.

— Для вас это принципиально — учить студентов?
—  Да. Возможно, мне было бы намного выгоднее уйти в какой-нибудь банк пресс-секретарем, где зарплата у меня была бы на ноль больше, — но я работаю в государственном высшем образовании, потому что я чувствую, что это надо делать. Современная молодежь очень хорошая, очень много думающих, талантливых, интересующихся жизнью людей. Удивительно, что, несмотря на все сложности, они могут так живо, правильно и очень по-зрелому реагировать на многие трудные вопросы. Мне кажется, они лучше, чем были мы десять лет назад.

— Вы в одном интервью сказали, что, чтобы понять современную молодежь, отсмотрели полностью сериал «Школа». Вы, при вашей занятости, нашли на это время?
— Меня очень волнуют мои студенты, их жизнь, поэтому сериал «Школа» мне был очень интересен как раз с точки зрения взгляда на определенный срез современной молодежи. Я таких молодых людей не встречала, но мне хотелось для себя понять: вот если я завтра встречусь с человеком с такими проблемами, если он будет в числе моих студентов или моих читателей — как с ним вести разговор, как его зацепить, что его волнует?..

—  Вы работаете в двух сферах: светской и православной. Где легче работать?
—  Я не работаю в православной сфере, зарплату я получаю только в университете.

—  На «Правмире» вы бесплатно работаете?
— Да. Я достаточно давно решила, что никогда не хотела бы по собственному желанию, если это не будет вопрос выживания, работать в церкви или православной организации. Это любимое дело, которое делаешь исключительно для души и для людей. Поэтому я решила, что все мои трудовые взаимоотношения будут строиться только со светскими организациями. А в православной области... найти бы ресурсы на других сотрудников— и хорошо.

— Вы несколько раз произносили фразы: «нет денег», «было бы больше денег». У вас не было желания все бросить и пойти на какую-то престижную высокооплачиваемую работу? С вашими способностями это было бы не сложно.
— Я вполне готова жить в тех бюджетных условиях, в которых я живу сегодня. Мое финансовое отчаяние главным образом связано с «Правмиром», с тем, что у нас нет возможности реализовать все, что можно было бы. Плюс есть колоссальное количество связанных с нами людей, у которых мы — почти единственный источник средств. Одна из авторов — матушка, ее муж-священник получает по две тысячи рублей в неделю. Ее гонорар составляет вторую часть семейного бюджета. Есть в следующем месяце какой-нибудь многодетной сотруднице, или инвалиду, или просто человеку, у которого нет другой возможности работать, мне придется сказать, что мы не сможем с тобой работать, потому что в этом месяце не сможем заплатить тебе зарплату, — что человек тогда будет делать? А если я, наоборот, смогу сказать, что наконец-то у нас есть ставка! Вот эти вопросы меня волнуют намного больше.

— Вы несколько раз сказали, что делаете что-то, потому что это «надо».
— Надо.

— А есть ли у вас какая-то цель в жизни, которая еще не достигнута?
— Мне кажется, что цель жизни у каждого человека — в финальной жизненной точке, оглядываясь назад, понимать, что не все то время, которое тебе было дано, ты потратил зря.

—  Вы говорите о «назад», а если посмотреть «вперед»? Некоторые люди говорят: я вот этим занимаюсь, но вообще-то я хотел бы стать, к примеру, медиамагнатом.
— Нет, медиамагнатом я бы не хотела стать... Но «вперед» и складывается из нашего назад — подводя итоги, мы смотрим в будущее. И надеемся на милость Божию.

Беседовала Марина НЕФЕДОВА
Источник: НЕСКУЧНЫЙ САД  журнал о православной жизни    № 2 (73) февраль 2012 год


Анна ДАНИЛОВА: статьи

Анна Александровна ДАНИЛОВА (род. 1981) - филолог, кандидат филологических наук, старший преподаватель филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, журналист, главный редактор интернет-портала Православие и мир: ИнтервьюАудио | Видео.

НЕОБРАЗЦОВАЯ СЕМЬЯ

Идея сделать день Петра и Февронии днем семьи, любви и верности больше всего не понравилась православным. Совершенно этот день не подходит под общероссийский день семьи. Во-первых, ишь нашли православную семью  –  Феврония, дескать, женила Петра практически насильно, да еще и сама первая замуж потребовала, это вам не родители благочестиво  сосватали, не в храме как друг друга заприметили, так и под венец. Во-вторых, вроде бы, детей у них не было:  ну какая без детей православная семья? Ну и вообще память их празднуется постом, а венчать постом не положено, какой тут семейный праздник? Вот бы взяли Кирилла и Марию Радонежских – у них все честь по чести – многодетные, память не постом, и жили душа в душу.

Но странным образом сложилось церковное почитание именно  Петра и Февронии в жизни современной Церкви, как молитвенников об устроении семьи, почему-то именно к их мощам в Муром едут со всей России просить о помощи в создании и сохранении малой Церкви…  Почему так,  ведь и правда с большой натяжкой  их можно назвать образцовой православной семьей.

И как это хорошо, что мы не видим в них образца, или, скорее, стереотипа православной семьи! Наша современная церковная жизнь – это ведь эпоха неофитов, даже те, кто уже 10-20 лет в Церкви – чаще всего православные в первом поколении, традиции, преемства веры, опыта православного воспитания у нас нет. Поэтому нам во всем подавай образец. Таким рисует свой образец девчушка – ученица воскресной школы: красавец муж – высокий брюнет, хрупкая она в летящем платье, пышное венчание, мал-мала-меньше деточек как с картинки, все успевает, все ладится, стол накрыт, чистота-порядок, да еще и на клиросе успевает, и муж в храме при деле.

А потом ты не вписываешься в этот свой же собственный идеал, хотя и ждешь, и веришь и надеешься. Но  детей нет год за годом – ловишь на себе неодобрительно-настороженные взгляды твоих братьев и сестер – прихожан своего же храма. «Вы б не затягивали, грех!», –  иногда авторитетно сообщают они.  Православная семья – многодетная, а раз детей нет, то вроде и не совсем семья…  Каждая шестая семья в России сегодня.

Сколько нам в редакцию приходит справедливых писем-откликов на иные проповеди отцов о том, что православие непременно = многодетность: «А вот у нас только один ребеночек родился, а больше не рождается, что нам-то делать?!». Люди пытаются жить по схеме и вписывать в нее всех остальных, и осуждению подлежат все: бездетных и малодетных осуждают одни, многодетных – другие, но тоже привыкшие ставить во главу угла свою схему.

А те, у кого не сложилась семья, хоть и молились, постились, спрашивали совета духовника? Как тяжело приходить в свой приход, из которого ты счастливой невестой несколько лет назад гордо упорхнула в храм, где муж алтарником? А легко одной воспитывать ребенка, решая все проблемы и за маму, и за папу, да еще и под перешептываенье: «Ишь, без мужа-то растит, бросил, поди за стервозный характер!»

А если долгожданный ребенок – инвалид? Это не просто тяжелейший крест по уходу за больным человечком, страхом за будущую его жизнь, страхом рожать следующего ребенка, это и постоянное шушуканье за спиной «Это по грехам, не иначе», «видать, перебирали-то родители со спиртным, вот и по телевизору говорят, что это все  алкоголь при беременности». «У вас ребеночек бесноватый, вы его на отчитку свозите сначала», – советуют все те же храмовые бабушки. Ну, или просто от сердца вздохнут: «Ой, милая, горе-то какое, еще б и муж теперь бы тебя не бросил!».

А если все и прекрасно – и семья, и детей Бог дал, и здоровые, только вот сезонное ОРВИ у младших, двойки случились разом у старших, последний прогулочный комбинезон вчера порвали, дома все вверх дном, денег все равно в обрез, и все окружающие косятся неодобрительно: «Нарожали, теперь вот тут двоечников растят». И неважно, что это была первая двойка за весь год. А если ОРВИ чаще обычного начнутся, то и диагноз тут готов: «Я смотрю, вы же младшенького в пост-то зачали? Раз в августе-то родился? Вот потому и болеет он у вас все время, что постный ребеночек…»

Не соответствовала нарисованному выше стереотипу одна родившаяся в Казани семья: муж и правда был силачом, да тяжело заболел и был  уже при смерти, когда его случайно нашла одноклассница. Пожалела его, и взвалила неподъемной ношей на себя – выхаживала его полупарализованного всю войну, замуж пошла даже, прожила с ним, неходячим, долгие годы, да еще трех детей ему – инвалиду родила. Дети даже и с трудом помнят, что папа в коляске ездил, первый рассказ об отце – что самым добрым и оптимистом был. Один сын стал профессором математики, второй – 12-детным московским протоиереем, дочь – прекрасным специалистом-золотошвейкой. А сам отец смог стать  светилом науки оборонной.  И все трудами одной доброй женщины, не испугавшейся такого креста. Это я о родителях протоиерея Александра Ильяшенко рассказываю…

В день памяти Петра и Февронии не совершаются венчания  – еще один повод сокрушить стереотип того, что регистрировать и венчать брак надо только в специальные «счастливые» дни.

Один эпизод в житии  вспоминают реже, чем «женила насильно» – когда засмотрелся на Февронию боярин, и сказала она, видя его взгляд: «Едино естество женское есть. Почто убо, свою жену оставив, о чужой помышляешь!».

Верность – это самый трудный сегодня подвиг. Слишком  просто устроить полную перезагрузку своей жизни, все бросить, начав все с другим/другой и заново. Слишком просто перечеркнуть все перечисленные проблемы и искать нового счастья, вдруг найдется идеал? Вдруг все то можно сбросить с себя, проснуться от этой трудной жизни?

Необразцовые, неидеальные, мы ищем в Петре и Февронии утешения того, что не смогли мы исполнить своей мечты об идеале. Мы ищем у них помощи сохранить верность, когда все просит начать с самого начала.  Одинокие, бездетные, больные, труждающиеся и обремененные,  мы верим, что благословение Божие не только с теми счастливыми, где муж высокий силач при деньгах, а жена хрупкая кроткая красавица, и детей у них мал-мала-меньше, и все спорится и ладится, и не болеют, и порядок кругом и стол накрыт яствами ко дню – скоромными или постными.

Источник: www.pravmir.ru  .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ