О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ЧЕРНЯК Андрей Иосифович ( род. 1952)

Интервью   |   Статьи
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович

Андрей Иосифович ЧЕРНЯК – катехизатор, ученик о. Александра Меня. Много лет проводит катехизационные беседы для новообращенных ко Христу. Основа лекций - Священное Писание, преподнесенное живым нештампованным языком. Координатор Общества Друзей Священного Писания по СНГ.


Андрей Иосифович ЧЕРНЯК: интервью

Андрей Иосифович ЧЕРНЯК (род.1952) - катехизатор, ученик о. Александра Меня: Видео | Статьи

ОГЛЯНУТЬСЯ И УВИДЕТЬ

- Практически все, кто был в приходе Новой Деревни, делят свою жизнь на до и после встречи с о. Александром Менем. Точно так же на до и после его смерти. Так ли это для тебя? Что значил в твоей жизни о. Александр? И что изменилось в твоей жизни после его смерти?
- До и после встречи с о. Александром Менем…  Да, несомненно, благодаря этой встрече (только, конечно, под встречей нужно понимать не разовое событие, а 10 лет регулярного общения) полностью перевернулось мое мировоззрение, снялась некая «пелена» с глаз, мешавшая увидеть подлинную реальность, стоящую за всеми физическими, биологическими и социальными картинами мира. Не то, чтобы от него я получил ответы на все мои вопросы (хотя и ответы я тоже получал), но он показал мне такой путь жизни, на котором можно обрести смысл и цель существования. Он смог подвести меня к самой важной встрече - со Христом и со Словом Божьим. Именно поэтому его смерть, при всей боли для нас всех, которую она принесла, не стала для меня таким же по важности рубежом, как встреча с ним. Да, с того момента я постоянно ощущаю нехватку такого «земного старшего», советчика в трудные минуты, но вместе с тем, никогда не было и ощущения его отсутствия. А кроме того, изданные и продолжающие издаваться книги, лекции и проповеди о. Александра дают возможность сверять свои понимания с тем «вектором», который он в свое время нам задал. А записи позволяют не забывать его живой голос!

- Много лет ты работал в Обществе друзей Священного Писания. Ты и сейчас не расстаешься с Библией, ты ее читаешь, толкуешь, рассказываешь о ней другим, ведешь библейские группы. Можно сказать, что ты - классический книжник (слава Богу, не фарисей). При этом ты - не филолог, а физик по образованию. Помогает ли тебе твое образование в чтении Библии? И вообще, как ты открыл для себя Библию?
- Мне кажется, что да, помогает. Физика, в отличие от математики, имеет дело с реальностью. Вместе с тем, в процессе ее исследования открывается, что сложность этой целостной реальности превышает наши понимания, и мы можем только предлагать некоторые модели ее описания, интерпретации, если можно так сказать. И все эти модели, каждая в какой-то своей части, близки к верному описанию реальности, но в других частях сомнительны, корректируются в течение времени. Когда благодаря встрече с о. Александром я начал читать Библию, я увидел, что она в некотором смысле обладает теми же свойствами: она целостна, чрезвычайно сложна и допускает множество интерпретаций составляющих ее текстов. Воспитанное занятиями физикой стремление увидеть за внешним разнообразием внутреннюю целостность библейской вести очень помогло и помогает мне читать Библию, понимать ее и рассказывать о ней другим.

Конечно, до моей встречи с о. Александром Библия для меня никак не открывалась, даже буквально: я ее в руках не держал, да и не было такой возможности, Библию просто негде было взять в той среде, где я жил. Да и не ожидал я, что в ней может быть что-то ценное. Когда же та «пелена», о которой я говорил, с моих глаз упала (а тут и Библия откуда-то взялась!), то каждый новый прочитанный мной отрывок вызывал восторг от ощущения встречи с чем-то истинным, настоящим, реальным - точно так же, как при проведении физических исследований. Я много раз рассказывал, какое впечатление на меня произвело первое прочтение самого начала Книги Бытия (а я начал читать Библию, как привык читать любую книгу, - с начала): полное восхищение тем, что, как оказывается, людям давным-давно было открыто то, до чего физика только-только стала доходить! С тех пор вопрос о боговдохновенности Священного Писания для меня никогда не стоял.

- В Писании сказано: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12). По опыту твоего многолетнего общения с Библией, можешь ли ты сказать, что Слово Божье меняет человека? Изменился ли ты сам под воздействием Слова Божия?
- Я бы сказал немножко по-другому. Меняет человека Бог, личная встреча с Ним. А Слово - это «место» встречи, точнее, одно из таких «мест». Размышление над текстом подвигает нас к познанию воли Божией и желанию исполнять ее, но дело не только в этом: Библия говорит о «чудных делах Божьих», и вся совокупность слов и дел Божьих свидетельствует о Его любви, в полноте явленной в Иисусе Христе, Его жизни, подвиге и всей личности. Вчитываясь, вслушиваясь сердцем в Писание, мы «настраиваемся» на голос Божий, открываемся действию Духа Святого - входим в переживание подлинного присутствия Божьего в нашей жизни вообще и «здесь и сейчас». Именно опыт такого переживания, такой встречи и меняет человека. Об этом замечательно говорили и о. Александр Мень, и митр. Сурожский Антоний. А о своем изменении мне говорить трудно. Конечно, изменился, а как - это видно другим, а судить будет Бог.

- Есть ли у тебя любимый стих или любимое место в Библии?
- Есть. Всегда. От Быт 1:1 до Откр 22:21. Это шутка. Но всегда есть и какой-то отрывок, привлекающий особое внимание, он меняется со временем, может быть, даже каждый день. Долгое время был любимым отрывок Иер 31:31–34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». И другой отрывок: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп 3:15–16). А когда-то - Лк 11:12: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». А в другое время - молитва Иависа (1 Пар 4:10): «И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил». Или из Послания к Ефесянам (2:14–16): «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем». А сегодня, например, Лк 12:31–32: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».

- Много лет вместе с Кариной, твоей женой, ты возглавляешь общину «Осанна». Община переживала разные времена: когда-то в ней было много людей, когда-то мало, кто приходил, кто-то уходил, это неизбежно. Всякая община совершает путь. Но что такое для тебя община? Разве недостаточно прихода, семьи? Для чего вообще нужна община?
- Когда Иисус говорит Своим ученикам о Церкви, Он рисует картину единения, не отменяющую обычную земную семью, но отличную от нее. В ней основой для человеческого единства становится не брак со всеми его физиологическими, психологическими и социальными атрибутами, а пребывание в Духе Святом, собирающем всех в Тело Христово (а не в нашу единую плоть). С самого своего рождения в день Пятидесятницы Церковь стремится достичь этого органического единства, в которое люди приходят не по своим личным предпочтениям, а по призванию от Бога, и в котором личные отношения каждого человека со Христом приводят к реальным взаимосвязям со всеми остальными - так, что всякое личное решение, всякий личный шаг учитывает существование рядом других совершенно реальных людей, «братьев и сестер». В таком единении есть возможность полноценного развития каждой личности и возрастания в той заповеданной нам Господом любви друг к другу, «как Он возлюбил нас». Это и есть община в моем понимании. Очевидно, что существующая приходская система по многим причинам не соответствует такой картине, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы восполнить недостаток в нашей повседневной церковной жизни этой необходимой составляющей полноценной жизни христианской. Напомню, что о. Александр Мень часто говорил (перефразируя слова из Деян 2:42) об общине как об одном из четырех равно-важных измерений бытия всякого христианина. Конечно, всякая попытка общинной жизни на протяжении всей истории Церкви сталкивается с человеческим несовершенством, неизжитым грехом, а значит — с болью, страданием, непониманием, но одновременно именно на этом пути обретается опыт того единства, о котором говорил Христос: «Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они — да будут в Нас едино» (Ин 17:21). Жан Ванье, великий пророк общинности нашего времени, говорил: «Община — место боли. Община — место Царства».

- Многие люди сейчас переживают разочарование, они объяты пессимизмом, духом уныния. Кто-то разочарован в политической ситуации в стране. Кто-то состоянием Церкви. Кто-то страдает из-за своих личных проблем и неурядиц. Как и все, ты тоже бываешь подвержен пессимистическим настроениям. Благо, поводов вокруг для этого много, не случайно говорят: «пессимист - это хорошо информированный оптимист». Но тебе как-то удается справляться с этим, не впадать в уныние, ведь уныние - это страшный грех. А ведь тебе приходится идти к людям и их поддерживать.
- Почему-то считается, что грешить легко, а не грешить - трудно. У меня впечатление, что совершение греха требует весьма значительных затрат энергии. С унынием все происходит точно так же: впадение в него отнимает последние крохи сил. Я часто говорю, что не совершаю множество грехов по лени и от усталости. Конечно, это шутка, но, вместе с тем, я всегда помню слова, которые мне сказал о. Александр Мень буквально через две недели после того, как он меня крестил. В ходе одного разговора он заметил: «Да, Андрей, трудно жить по Заповедям Блаженства». Я, не имея еще никакого своего опыта, закивал с важным видом. Тогда он коротко взглянул на меня и сказал: «Я Вам больше того скажу, Андрей: нет ничего легче, чем жить по Заповедям Блаженства, а когда мы от них отступаем, тогда начинаются трудности». И еще: как правило, именно то, что я иду к людям, чтобы их поддерживать и рассказывать им о Христе, и выводит меня из плохих настроений, пессимизма и даже болезней. Тридцать лет, с самой первой проведенной мной катехизационной лекции, я знаю, что при этом через меня действует Святой Дух, и именно Он восполняет нехватку сил - как духовных, так и душевных и даже физических.

- Год этот был довольно тяжелый, и для страны в целом, и для отдельных людей. Но все же что-то происходит в нашей жизни и положительное, светлое, вдохновляющее. Что было вдохновляющим для тебя в прошедшем году?
- Вдохновляет всегда прорастание чего-то живого - как трава пробивается через асфальт. Это всегда действие Божье, Духа животворящего. Очень важной была для нас с Кариной поездка в Грузию, где мы увидели людей, вернувшихся к радости после многих лет уныния. Участие в Киевском летнем богословском институте позволило нам познакомиться со многими новыми друзьями - людьми очень живыми и горячими. Встречи здесь в Москве и в нескольких поездках с братьями по вере, клириками и мирянами, многие из которых моложе нас и готовы идти дальше нас в служении Богу и людям. Несомненное пробуждение, как бы «из-под глыб» потребительской психологии, некоего нравственного императива в обществе, последствия чего могут быть весьма далеко идущими, в том числе и для ситуации в Церкви.

- Христианство это, прежде всего, отношение к людям, отношение с людьми. Ты уже сказал, что значительным человеком в твоей жизни был о. Александр. А кого бы ты еще назвал важными людьми в твоей жизни, кому ты благодарен или признателен за что-то?
- Вопрос замечателен тем, что позволяет оглянуться и увидеть, что жизнь длинна и богата - богата, прежде всего, именно встречами с людьми. Господь посылал и посылает нам с Кариной возможность общения с людьми замечательными - умными, талантливыми, добрыми, а подчас поистине святыми (в том самом, первохристианском смысле этого слова, т. е. посвятившими свою жизнь Богу). Безумием было бы попытаться перечислить здесь всех важных для меня людей - их слишком много. Назову тех, кто приходит в голову прямо сейчас: конечно, мои родители; мой учитель Анатолий Якобсон; поэт Давид Самойлов; уже после моего обращения, кроме о. Александра Меня - о. Александр Борисов, владыка Антоний, о. Георгий Чистяков, епископ Серафим (Сигрист), мой старший друг из Армении Гамлет Закарян, о. Даниэль-Анж, Жан Ванье, Мать Тереза (с которой я имел счастье вместе трудиться и молиться), лютеранский пастор Калеви Лехтинен - и многие-многие друзья, братья и сестры «по всему лицу земли».

Беседовала Ирина Языкова
Источник: ДОРОГА ВМЕСТЕ Христианский журнал для молодых и не только


ЧИТАТЬ БИБЛИЮ – НЕ ПРОСТО

-Когда Вы начали читать Библию, как Вы познакомились с этой книгой?
- Начал я её читать в 1980 году. До этого я, конечно, знал, что Библия существует, но интереса особого до этого к ней не было. Когда же, в результате знакомства с о. Александром Менем, появился интерес к мировоззренческой модели, в которой существует Бог, вот тогда появился интерес и к Библии.

- А с чего Вы начали её читать?
- А с начала, - книжки читают с начала. Хотя, если говорить о Библии, то первая книга по предмету, которая что ли которая мне попалась, это книга о. Александра "Сын Человеческий", но Библию я начал читать с начала.

- «Сын Человеческий» тогда ещё в самиздатовском варианте существовал?

- В тамиздатовском. Уже был тамиздатовский материал, брюссельский. А я читал в самиздатовском - на печатной машинке отпечатанный.

- Вы начали читать Библию, как это отразилось на Вашей жизни? Как повлияло на Вас?
- Так получалось, что одновременно происходило чтение Библии и изменение моего мировоззрения. Это было связано со всякими размышлениями, разговорами, и чтением других книг. Помню, свою первую реакцию, я бы сказал, такого восхищения, от чтения Шестоднева, потому что, я же всё-таки по образованию физик, и когда я просто вчитался в первую главу, то был абсолютно восхищён, тем, что оказывается, за столько веков до появления физики вообще, можно было расписать такую точную модель космогенеза. Так что, очень часто для меня чтение Библии было источником удивления. Удивления и восхищения. Потому что я опознавал то, что по своему опыту, по своей жизни, я в принципе знал, но никогда, может быть, не формулировал для себя. И вдруг чтение Библии это всё ставило на свои места. Оказывалось, что это всё образует некую потрясающе цельную картину мира, в котором пространство и время работают одновременно. Есть большой, огромный мир - пространство, но есть история, есть движение этого мира во времени. И чтение Библии, размышление на эту тему приводили к появлению вектора, направленности, смысла. Есть начало и есть цель, есть устремлённость. Это всё делает жизнь стоящей.

- Легко ли Вам давалось чтение Библии? Какие барьеры возникали? Как они преодолевались?
- А до сих пор не легко. Барьеры? Есть барьеры, потому что всегда хочется, чтобы Бог был уютным, чтобы Бог был таким "добреньким" - по головке гладит и т.д. А Библия не позволяет такой картине Бога образоваться. Он действительно любит, Он действительно благой, но это не "добренький" Бог, это всё очень не просто, это трудно. Потому что нужно меняться самому. Если Бог такой, и Он такой и вчера и сейчас и всегда, то тогда меняться нужно самому, и это - трудно. Были, конечно же, (всегда были и сейчас есть) трудные моменты - кусочки Библии, которые трудны для интерпретации, которые просто трудно понять - что собственно имеется в виду. Здесь помогают всякого рода комментарии, помогает узнавание каких-то понятий, идущих от истории, от культуры еврейского народа. Книга, конечно, написана в контексте, и этот контекст нужно потихонечку узнавать. От этого становится легче что-то понимать. Совсем просто не становится никогда. Это понятно, потому, что, так или иначе, содержание этой Книги, если взять её всю в целом - за пределами человеческих возможностей.

- Есть ли какие-то места Писания, к которым Вы чаще всего обращаетесь? И почему?
- Да. Так получается, что первые главы Бытия для меня чрезвычайно важны, для всего моего мировоззрения. Меня Бог именно таким путём вёл - не начиная с Евангелия, а, начиная, всё-таки, с книги Бытия, и возвращение к этим главам, особенно ко второй и третьей, там, где проясняется смысл и замысла Божьего и всего, что происходит в мире, для меня это очень и очень важно. Здесь куча отправных точек для самых разных размышлений - о Библии, о Боге, о мире. Но, кроме того, есть любимые места, это очень легко видеть по моему старому экземпляру Библии, есть места, в которых страницы просто выпадают. Не просто затёрты, а выпадают. Вот это как раз начало книги Бытия, это первые главы Евангелия от Иоанна, это вторая глава Деяний - там, где очень часто оказываюсь, и, пожалуй, Послание к Ефесянам, оно как-то очень дорого для меня, хотя и другие послания Павла тоже. Часто перечитываю.

- Существует ли на Ваш взгляд различие между чтением и изучением Писания?
- Я не могу про себя сказать, что я изучаю Писание. Потому что, я не могу сказать, что для меня Писание - объект. Изучаем мы некий объект. Вот, я - субъект, и есть объект, который я изучаю. Для меня в чтении важно другое: это - встреча субъектов. Потому, что не я изучаю, а меня изучают. И что важнее всего, что после встречи с движением «Scripture Union», я действительно понял (до этого я это меньше осознавал), что чтение Писания - это молитва. Это общение с Самим Богом, и только в этом есть смысл. Читать - это выход на общение с Самим Богом, а не просто складывание букв в слова.

- Приемлемо ли использование каких-нибудь методов при чтении Писания?
- Так или иначе, всё, что мы делаем, можно назвать словом «метод». Если прежде, чем открыть эту Книгу, мы молимся, и когда закрываем эту Книгу - молимся, то можно считать, что это метод. А, кроме того, тот метод, который иногда называется индуктивным, т.е. метод, который идёт от простого к сложному, от поверхности к глубине, он мне тоже кажется очень полезным, потому что он дисциплинирует. Он дисциплинирует собственное мышление, собственный ход размышлений в процессе общения с Библией, не позволяет делать слишком резких скачков, не оправданных самим текстом. Так что вот этот метод, который идёт от наблюдения к более и более глубокому размышлению над текстом, мне, правда, представляется не просто полезным, но вполне продуктивным.

- Вы долгое время занимаетесь катехизацией, и, естественно приучаете людей читать Библию. Какие советы Вы даёте самым начинающим читателям?
- Самым начинающим... Есть несколько основных точек.
Первая - согласится на то, что Библия не обычная книга, а книга - богодухновенная, т.е. что в ней есть вечное божественное содержание, заключённое в определённую временную форму, идущую от человека. Это огромный методический совет, для всякого человека. Это - парадокс, в парадоксе человеку всегда трудно удержаться, но другого варианта нет. Ни одну из сторон нельзя забывать при этом. Это первый момент.

Второй момент - эта Книга не содержит тайного знания, и не надо пытаться его искать. Эта Книга написана для того, чтобы люди её понимали, а не для того, чтобы они её не понимали. В ней ничего зашифрованного нет. Есть что-то, что нам трудно понять, просто потому, что мы далеки по времени и расстоянию от тех людей, которые её писали. Но они хотели писать наиболее ясным способом то, что они хотели передать. Это второй момент.

И третий момент. Не надо бояться того, что что-то непонятно. Имеет смысл продолжать читать, потому что, чаще всего, на одной из последующих страниц, будет что-то такое, что разъяснит непонятное. Реже бывает, что это где-нибудь через 100-200 страниц, и совсем редко бывает, чтобы оставалось что-то непонятным после прочтения всей этой Книги в четвёртый или пятый раз.

С самого начала я нацеливаю людей на то, что в принципе, читая эту Книгу в первый раз понять её невозможно. Потому что, для того, чтобы понять каждый отрывочек в ней, нужно знать, что она говорит в целом. Она оказывается сама по себе необходимым для понимания контекстом. Каждый отрывок может быть понят только в контексте всей Вести. Поэтому, первый раз её и нужно читать в допущении того, что я пойму не очень много. Но я что-то в себя вложу, и в следующий раз, когда я по ней пойду, то, что я вложил (даже не поняв), начнёт работать, и оно начнёт открывать для меня, то, что я раньше не понимал.

И последний совет - это иметь в виду, что Библия цельна. Это не отдельные какие-то книги, не отдельные эпизоды, а это всё целиком описание на определённом языке отношений между Богом и человеком, разворачивающихся в истории и метаистории - в смысловом поле. И вот так к этому и нужно подходить. Важно для себя увидеть этот, как бы, "скелет" Благой Весть. Он существует, это - цепочка заветов. Потому что Бог работает с человеком через договор, через заветы. И вот, если увидеть эту цепочку, это срабатывает как ключик к чтению Писания. Тогда все эти эпизоды начинают навешиваться на этот "скелет", эту цепочку, и у каждого есть своё место, каждый показывает какую-то сторону отношений между Богом и человеком, в русле общего течения заветов. Это, правда, очень сильно помогает.

- Наверняка Вам приходилось видеть, как меняется жизнь людей, жизнь прихода оттого, что люди начинают читать Библию. Что это за изменения, к чему приходят люди, когда они начинают читать Библию? Как это влияет на их повседневную христианскую жизнь, как это влияет на жизнь общины, на богослужение?
- Тут, как бы сказать... Чтение Библии - не единственный способ христианской жизни. Здесь важна вообще встреча со Христом, важны, вообще, отношения с Богом; и Библия - это один из элементов этих отношений, одна из сторон этой самой встречи.

Если человек пытается выстраивать отношения с Богом только через чтение Писания, ничего разумного не получится, как у Козьмы Пруткова сказано: "специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя", вот так и здесь. В духовной жизни всё должно быть гармонично, всё должно развиваться соразмерно друг другу. И просто специалисты в Библии не обязательно люди, жизнь которых была преображена Христом.

Так что здесь важны все составляющие жизни - и церковная жизнь, и общение с другими людьми, и, конечно, собственная молитвенная жизнь. Если всё это развивается правильно, и при этом не забывается познание воли Божьей в Книге книг, вот тогда действительно жизнь человека преображается. А вот как она преображается, это - совершенно непредсказуемая вещь и, опять таки, каждый раз остаётся только удивляться, потому, что в людях открываются такие способности и такие силы к совершению чего-то в своей жизни, чего от них заранее ожидать было невозможно.
Самое важное, что человек действительно начинает достаточно ответственно относится к своей связи с Богом, к познанию Его воли, не сваливает свою ответственность перед Богом на кого-то другого, какого-нибудь посредника или ещё кого-нибудь. Он идёт по пути взросления христианского и это обязательно выражается в чем-то, что можно увидеть со стороны, в каких-то изменениях человека. В целом - глаза другие. У человека меняются глаза, и это факт.

Источник: www.kiev-orthodox.org .


Андрей Иосифович ЧЕРНЯК: статьи

Андрей Иосифович ЧЕРНЯК (род.1952) - катехизатор, ученик о. Александра Меня:  Интервью .

ВВЕДЕНИЕ НОВООБРАЩЕННЫХ В МИР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Тема моей статьи — совершенно практическая. Я практик: около шестнадцати лет занимаюсь катехизацией.

Думаю, что все мы представляем себе, какие люди приходят сейчас в Церковь в поисках истины. Люди разные, но во всех есть нечто общее — какая-то израненность, раздробленность человека нашего времени. В людях очень мало «здорового места», люди приходят очень и очень больные. Больные, оттого что сталкивались в жизни с огромным количеством насилия, лжи; люди, склонные к недоверию, к субъективизму («объективная истина, если даже она где-то существует, совершенно недоступна, а мне бы что-нибудь поближе, породнее») и т. д. Люди, у которых серьезные проблемы морального порядка, оттого что в обществе моральные критерии сдвинуты. Эти люди, с одной стороны, желают, чтобы какие-то твердые устои были, а с другой стороны, пережив эпоху твердых устоев коммунистической идеологии, они уже этого не хотят. Ситуация почти шизофреническая, и, конечно, мы с вами понимаем, что только Христос, только Божья благодать может людей исцелить. И поэтому так важно помочь людям в их вхождении в эти отношения с Богом, где Бог может их исцелять, где они приходят к Нему с полным — насколько возможно для них в эту секунду — доверием и принимают то, что Бог им готов дать.

И одна из главных составляющих этого процесса, этих взаимоотношений с Богом — взаимоотношения людей со Священным Писанием. Писание сейчас доступно как книга, его можно найти в храмах, в библиотеках, на полках книжных магазинов. Представьте себе человека, который впервые открыл Библию. Естественно, он начинает читать с самого начала. Он прочитал первые главы книги Бытия, дошел до пятой главы, уткнулся в родословия, решил, что это не для него, отложил книгу, и когда он в следующий раз ее возьмет — неизвестно. Читать Священное Писание трудно для современного человека. Во-первых, Писание представляет собой гигантскую книгу. Человек нынешний сориентирован на «Последние известия», на очень короткие выжимки, дайджесты сенсационного характера. Священное Писание написано совершенно по-другому. В нем тоже есть потрясающие места, способные мгновенно изменить наше мировосприятие, но все-таки гораздо больше там моментов для долгих размышлений: не для того, чтобы ахнуть и забыть через минуту, а для того, чтобы всерьез во что-то погрузиться. Писание — книга, написанная огромным количеством авторов, самыми разными стилями, где истина выражена самыми разными способами, и это тоже для человека очень трудно. Он только-только привык к одному способу изложения, как начинается другая книга. Он читает с прежними ожиданиями и — ничего не понимает. Ему опять трудно, а человек нынче устроен так, что, если трудно, то проще всего этих трудностей избежать, взяв с полки другую книжку, где все будет очень просто.

В чем в этой ситуации заключается задача катехизатора — человека, который помогает людям к Писанию приблизиться? Мне кажется, прежде всего — помочь людям понять, как, с каким настроем открывать эту книгу, ведь это очень важно. Мы знаем: «вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Послание к Римлянам 10:17). Нередко в наши времена под Словом Божьим мы понимаем исключительно саму Библию, и все становится понятно: кто прочитал эту книгу, тот и поверил. На самом деле — ничего подобного! Вера предшествует чтению. Например, вера Авраамова: у Авраама не было никакой книги, но был призыв Божий, на который он откликнулся сердцем и поверил. Примерно то же самое происходит с современным человеком. В наше время, в нашем обществе все уже слышали о том, что две тысячи лет назад родился Христос. Только к жизни обычного человека это не имеет ни малейшего отношения, ну разве что яйца на Пасху покрасить, а на Рождество елочку поставить. Но вместе с тем, по крайней мере те, кто приходит на катехизацию, голос Божий так или иначе в своей жизни слышали. Они, может быть, не понимали, что это голос Божий, но у них есть какой-то внутренний опыт, который влечет к тому, что они приходят искать истину в Церковь, а не на собрание экстрасенсов. Это значит, что, в первую очередь, мы можем опереться на этот внутренний опыт человека. Нужно всячески помочь человеку этот голос внутри не заглушить, а прислушаться к нему, потому что это голос того же Бога, Который говорил с Авраамом. Это точно то же самое Слово, это то же самое Евангелие, которое мы потом более подробно прочитаем в книге. И опыт всякого человека, который приходит на катехизацию, говорит самое важное, что только есть в этой книге: Бог благ, «Бог есть любовь», словами Иоанна. Человек может не называть это такими словами, но ощущение его именно таково: что Бог есть и Он — «по-настоящему хороший». И вот это нам нужно в первую очередь подчеркивать. Это основа основ нашей веры, и что бы мы потом ни вычитали в книге, как бы мы ее ни истолковывали, это то, от чего мы не можем потом отказаться. Вот тогда человек подходит к Писанию не как ученый, исследующий эту книгу с разных точек зрения, а как человек, ищущий помощи на своем пути веры, и тогда Писание ему эту помощь открывает.

Второе. Человек с раздробленным сознанием очень легко обнаруживает в Писании раздробленность, точнее, то разнообразие, которое ему представляется раздробленностью: разные книги говорят о разных вещах. Он очень легко обнаруживает противоречия (это вообще способность нынешнего человека — за деревьями не видеть леса) и зацикливается на них. Задача катехизатора — помочь человеку войти в мир Священного Писания. Я однажды услышал замечательное выражение от Евгения Борисовича Рашковского — пространство Священного Писания, библейское пространство. Оно мне очень понравилось, потому что это как раз то, что я ощущаю: Библия — единый мир, в чем-то адекватный тому миру, который мы наблюдаем вокруг себя, но в чем-то превосходящий его. Это мир, в котором есть огромное разнообразие, но есть и сущностное единство, сущностная цельность. И главное в этой цельности — действие Божье в этом мире. Собственно, об этом и весь библейский рассказ — о действии Божьем в мире. И задача катехизатора именно в том, чтобы явить вновь-пришедшему человеку Библию как свидетельство о действии Божьем в мире. Тогда, если мы сможем буквально на первых же наших встречах показать, что есть некоторый стержень, некоторый вектор того, как Библия говорит об истории взаимоотношений Бога и человека, то на этот стержень, на эту ось, на этот ствол потом все остальное может у человека «насаживаться». Ведь Библия замечательно, действительно боговдохновенно устроена: она сама помогает в решении этой задачи, потому что в каком-то смысле первая глава книги Бытия уже является оглавлением ко всей Библии. Один мой знакомый молодой ученый однажды сформулировал еще более точную мысль: всякий достаточно объемный фрагмент Писания содержит в себе всю полноту Евангелия, всю полноту божественного Откровения. Из каждого достаточно большого фрагмента (на уровне половины страницы) можно, зная все содержание, это содержание вычитать. Этот принцип фрактальности, который хорошо известен в математике, оказывается, удивительно работает в Божьем творении и особенно в Писании. Бог — Тот, Кто говорит все Слово, и Ему же принадлежит маленький отрывок. Он в каждом отрывке выражает Себя.

И еще нужно добавить следующее. Некоторые считают, что целесообразно вновь пришедшим в первую очередь давать читать синоптические Евангелия, потом Евангелие от Иоанна, потом книгу Деяний, Послания, а потом уже Ветхий Завет. Я очень хорошо знаю эту точку зрения, и я готов с ней согласиться относительно многих других людей, но не для себя лично. Дело в том, что наша работа с новообращенными — это не передача какого-то набора знаний, информации. Наша работа — работа свидетельская, работа «заражения» людей тем, чем мы сами то ли «болеем», то ли, наоборот, чем мы исцелены. Поэтому ничем другим, кроме того, как мы сами все это воспринимаем, мы поделиться не в состоянии. В любом другом случае (как если бы мы излагали «теорию») это было бы фальшью, что людьми неизбежно почувствуется. Для некоторых совершенно естественно начинать с Евангелия: они сами так пришли к Богу. Для меня совершенно естественно начинать с книги Бытия, потому что так пришел к Богу я. И здесь опять очень важен принцип дополнительности: не зацикливаться только на своем варианте, а понимать, что и другие способы тоже могут быть хороши и действенны.

Возвратимся к тому, как Библия сама помогает человеку составлять представление о ней. Почему я на своем опыте убежден, что первая глава книги Бытия работает как оглавление? Во-первых, потому, что в ней рассказано нечто очень важное для современного человека о том, Кто же является источником всего. Во-вторых, потому, что в ней есть обещание спасения — обещание, что Бог-Творец продолжает творить и приведет в День Субботний, приведет в день седьмой, в котором все будет действительно так хорошо, что Он Сам скажет, что все хорошо. Это только оглавление, но человек может читать дальше и увидеть во второй-третьей главе (и в этом наша задача, в этом наша помощь) что-то очень актуальное для сегодняшнего дня. Замечательный философ Мераб Мамардашвили говорил об антропологической катастрофе — разрушении современного человека, которое выражается в первую очередь в том, что человек утерял ощущение греха, ощущение того, что его собственная природа искажена, — напротив, предыдущие поколения людей это по-настоящему ощущали и потому искали спасения. Катастрофа человека заключается в том, что если он теряет ощущение греха, то тогда его не нужно спасать — от чего спасать, когда все в порядке? И нормальный человек, который приходит на катехизацию, как правило, ощущает, что, конечно, вокруг все не в порядке, но «я-то хороший, я-то замечательный, а это вокруг все ужасные уроды какие-то. Как же мне, хорошему, так жить, чтобы этих уродов было поменьше?» И с этим приходят многие. Нет, человек может быть хорошо воспитан, он в этом никогда вслух не признается, но такое самоощущение сидит внутри него. И третья глава книги Бытия совершенно необходима для современного человека, и весь мой шестнадцатилетний опыт катехизации показывает, что если человек не разберется всерьез с третьей главой книги Бытия, то всю свою дальнейшую сознательную как бы христианскую жизнь он будет бесконечно вопить к Богу: «Что ж Ты так сотворил, что ж Ты так ужасно все это сделал, почему Ты сделал таких плохих людей вокруг меня?! Кто виноват? — Ты виноват!». «Жена, которую Ты дал мне…» — это с одной стороны. С другой стороны, в той же третьей главе есть потрясающий пятнадцатый стих первоевангелия, который позволяет не просто дать человеку увидеть, что вот он, источник, вот откуда идет всякая гадость, с которой он сталкивается повседневно, но также позволяет опять показать ему цельность всего Писания. Пятнадцатый стих говорит об окончательной победе Божьей, несмотря на то, что человек внес грех в первоначальный план творения Бога…

И вот так можно вести человека через самые трудные места Писания, все время отсылая его к стержню, а стержнем является цепочка заветов: завет с Адамом, в который человек не входит, потом Ной, Авраам, и т. д. — и завет со Христом. Вот эта цепочка заветов и становится тем основным стволом, на который «наращивается» все остальное содержание Писания, и человек тогда выходит из процесса катехизации с представлением о цельности Библии, о цельности Божьего Слова. Слово Божье едино по сути: свидетельство благости Божьей и Его действия в мире. И тогда, если Писание цельно, то человек, все глубже это осознающий, постепенно включается в особенный мир — мир Священного Писания, в каком-то смысле адекватный Богу как Троице — единство в разнообразии. Воспринимая это единство в разнообразии Священного Писания, он становится способен увидеть и воспринять его и во всех делах Божьих, а также в реализации христианства в исторической Церкви и во всем, что мы наблюдаем в этом мире. И такой человек становится солью земли и светом миру. Это то, к чему призывает Христос: человек, восстановивший через отношения с Богом свою цельность, становится тем, на ком держится мир.

Источник: www.kiev-orthodox.org .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ