О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

БУЦКО Юрий Маркович ( род. 1938)

О Человеке   |   О Музыке    |   Аудио
БУЦКО Юрий Маркович

Юрий Маркович БУЦКО (1938-2015) – композитор, профессор Московской консерватории:О Человеке | О Музыке | Аудио.

Юрий Маркович Буцко в 1955 году после окончания школы поступил в Московский Государственный Педагогический Институт им. В. И. Ленина на исторический факультет.

С 1957 по 1961 гг. учился на дирижерско-хоровом факультете Музыкального училища имени Октябрьской революции.

В 1961 по 1966 гг. – студент композиторского факультета Московской консерватории (класс профессора Сергея Артемьевича Баласаняна). В 1968 году окончил аспирантуру Московской консерватории.

С 1966 года – преподаватель теоретических предметов в Музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. С 1968 года - профессор кафедры инструментовки композиторского факультета Московской консерватории.

Среди сочинений Юрия Буцко – моноопера «Записки сумасшедшего» по Гоголю, оперы «Белые ночи» по Достоевскому, «Из писем художника» по Коровину, кантата Свадебные песни и другие сочинения…


О Человеке: Галина Снитковская о Юрии Марковиче Буцко

Юрий Маркович БУЦКО (1938-2015) – композитор, профессор Московской консерватории:О Человеке | О Музыке | Аудио.

РУССКИЙ БАХ

Талант Юрия Марковича Буцко  мощен и самобытен. Музыканты называют русским Бахом. Им написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино. И вся она пронизана любовью к русской культуре, ее традициям, глубоким философским пониманием и чувствованием жизни

Хотелось слушать и слушать…

В приглашении Малого зала Консерватории было написано: «Юрий Буцко. Полифонический  концерт для четырех клавишных инструментов, хора и ударных».

На сцене появился высокий человек, создатель музыки. Он сказал несколько слов: «В основу музыки, состоящей из 19 контрапунктов, положены темы знаменитого роспева  – древнерусского одноголосого пения».

Первые звуки челесты вызывали ответ души, как давным-давно образ Дмитровского собора на земле Владимирской. Это была не просто музыка, но молитва о жизни, горячая и возвышенная, когда сердце взывает к надежде и заблудший дух обретает святыню. И казалось, звуки эти возникли давно, в глуби веков и долго и трудно шли к нам, в ХХ век. Эту музыку я слышала впервые и была ошеломлена глубиной ее образов и оригинальностью мелодического языка. И я стала следить за концертными афишами с именем Ю.Буцко и его дисками.

А запись «Второго концерта для скрипки с оркестром» (программное название «Плач») вызвала сильное трагическое переживание. Он написан в память о залесской хранительнице древнерусской певческой традиции Фомаиде Залесской, старообрядки из Каргополья. Щедрая, лирическая, эмоционально-насыщенная палитра «Плача» убеждает, что для творческого, верующего человека и сегодня доступно проникновение в музыкальные вибрации дониконианской поры.

Хотелось больше слушать музыку Буцко, больше узнать о композиторе, и судьба пошла мне навстречу: меня попросили взять интервью у Юрия Марковича.

Свобода мысли и чувства

С волнением пришла я в дом на Гончарной набережной. Жена композитора Марина Павловна, известный музыковед и талантливый исследователь древнерусской музыки, пригласила меня в просторную комнату с роялем, где меня ждал хозяин дома. Мы проговорили пять часов. Столь насыщены мыслью, эрудицией были его своеобычные высказывания, столь удивительно сошлись наши предпочтения в поэзии и живописи, столь увлекательны были его музыкальные иллюстрации в ходе беседы, что я только в полночь, сконфуженно заметив который час, с извинениями поспешила уйти.

Мне начал открываться творческий путь этого самобытного художника, которого музыканты называют русским Бахом.

Юрий  Буцко родился в городе Лубны на Полтавщине в 1938 году, но вся его жизнь и творчество связаны с Москвой. В юности увлечение археологией и этнографией, привело его на исторический факультет педагогического института. В учебных экспедициях по северу: Архангельским землям, Каргополью – он впервые услышал и записал древние песнопения, народные плачи и причитания, роспевы  и псалмодии. Острые впечатления отпечатались в душе и воспоминаниях. И – кто знает? – возможно, они повлияли на дальнейшие пристрастия и в итоге судьбу будущего композитора. Не случайно потом появились у него произведения на древнерусскую тему: симфонии-сюиты «Из русской старины», «Господин Великий Новгород», «Русь народная, Христа ради» и другие.

Все возрастающее тяготение к музыке привело к тому, что Буцко ушел из института и поступил в музыкальное училище в класс хорового дирижирования, который окончил в 1961 году, а затем в Московскую консерваторию на композиторский факультет.

По общему представлению, поздновато, в 23 года, он решил стать студентом консерватории. Но столь самобытным, подающим большие надежды было его дарование, что его приняли в Alma Mater российских музыкантов. И не пожалели. Уже в студенческие годы он написал многое, притом значительное. К примеру, моно-оперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Правда, за это «преступление» последовало наказание – на два месяца студент был отлучен от занятий. Но вступились крупные музыканты: пианистки Мария Гринберг и Мария Юдина, дирижер Кирилл Кондрашин, теоретик, профессор Теодор Мюллер, звонил, брал партитуру Дмитрий Шостакович. И Юрия Буцко вернули в родные стены.

К 1968 году, когда молодой композитор окончил аспирантуру, им было написано уже более двадцати сочинений. О Юрии Буцко заговорили не только профессионалы, но и заинтересованные слушатели  за пределами музыкального мира: «физики» и «лирики». То была пора «оттепели».

Молодежь собиралась в Ленинской библиотеке, в Музее Маяковского, в клубах МГУ, МЭИ, обсуждали политическую жизнь страны, надеялись на большие перемены. Но государство вновь начало преследовать инакомыслие – общество ответило диссидентским движением. Юрий Буцко не занимался политикой. Но будучи человеком исключительной искренности и гуманности, он никогда не принимал любого подавления личности и уничтожения всего живого, инакомыслия и инакочувствования. И все больше писал музыку на религиозные темы, которые отторгалась властью от слушателя, ибо противостояли советской идеологии.

Он понимал: могут взять. Но твердо решил: «Не дам себя сгноить – я больше скажу музыкой». Решил не участвовать в партиях любого толка. «Я уже в партии Бетховена, а почетный член в этой партии Бах», - говорил музыкант.

Только свобода мысли, чувства, только человечность. Вот и «Записки сумасшедшего», из-за которой случилась борьба, тоже об этом.

Значительный резонанс в музыкальном мире имела и опера «Белые ночи» по Достоевскому. Она поражает неординарностью музыкального языка. Крик изнемогающей души, отклик любящего сердца, истаивающие, призрачные белые ночи Петербурга – все было в этой пленительной музыке. Вышла пластинка с записью произведения в исполнении Анатолия Мищевского  и  Галины Писаренко. Однако в России поставить оперу так и не удалось. Готовили телепоказ, но запретила цензура.

«Белые ночи» поставили в Дрездене в Театре Гарри Купфера в сезон 1968/69 годов. Успех был ошеломляющим. «Я был счастлив, – вспоминал композитор. – Мне казалось, я жил, как Вагнер: весь город у моих ног».

Очень близки композитору творческие устремления России начала ХХ века и в частности художников Серебряного века, в особенности Константина Коровина – и его полотна, и его жизненное кредо: «Я любил простые вещи: искусство, дружбу, солнце». Потому на редкость привлекательна и для меня опера Буцко «Из писем художника».

«Я хотел поведать о моем восхищении самобытным, ярким талантом Константина Коровина, – говорил композитор. – Он был не только выдающимся художником, другом и соратником по искусству Врубеля, Серова, Шаляпина, Левитана, но и превосходным писателем и рассказчиком. Его книга легла в основу либретто моей оперы».

Из всего сонма мыслей и идей оперы выделяется главное: непереносимо страдает художник от непонимания обществом его трудов. И еще мысль основополагающая: большой художник всегда выразитель национального и в то же время он поднимается до всеобъемлющего, интернационального. Таким художником и представляет автор оперы замечательного мастера живописи Константина Коровина.

В ней показана широкая и яркая музыкальная палитра русской жизни Серебряного века, сочетание народно-бытовых мелодий, картин с русской удалью, народным юмором, со звучанием утонченной жизни художественной элиты общества.

Бесконечный поток музыки

В жанре инструментальном композитором написано такое множество произведений, что даже их перечисление не представляется возможным. Только лишь выборочно. Помимо симфоний-сюит на древнерусские темы и «Полифонического концерта» вспоминается, например, музыка трио-квинтета, опус 135, сплав, казалось бы, несоединимого, но соединенного волей и талантом автора, его глубинно-философским пониманием бытия.

Произведение это - отклик музыканта на могучие, наполненные энергией духа и «драмой идей» творения Бетховена и непереносимые, таящие трагедию и надрыв впечатления композитора от посещения Освенцима. Музыка грандиозная, горестно-накаленная, словно вышедшая из глубины человеческих страданий, но в финале звучит хорал, Херувимская песнь, наполненная световоздушным лиризмом. Рассеивается мрак, музыка взывает к жизни. И вспоминаются слова Шостаковича: «Не только пушками, великой духовностью победил наш народ фашизм».

Шли годы, полные труда, сомнений и несомненных успехов. Шаг за шагом копился «багаж» композитора. К шестидесяти годам Юрий Маркович Буцко написал: 14 симфоний, 5 опер, 7 циклов концертов для оркестра, фортепиано, струнных и иных инструментов, вокальные циклы и многое другое. Особо отмечу произведения хорового жанра. Вот простое перечисление: 2 оратории «Сказание о Пугачевском бунте», «Песнослов», 7 кантат – среди них «Вечерок», «Свадебные песни», «Литургическое песнопение», хоровая поэма «Дорожные жалобы» по Пушкину, «Праздничная соната».

Как хочется написать обо всех! Но невозможно. Так пусть хоть о той, что особо вошло в душу, – о «Праздничной сонате». В ней поэтически выражена мысль: неиссякаем вечный круговорот жизни. Мелодическая ткань: сочетание разных жанров – старинный шансон, вальсы, реквием и марши – все гармонично сведено в пленительное музыкальное многоцветие. То потоком весенних созвучий, то эхом отдаленных гроз «поет» орган, и в его «вздохах» и вспыхивающих голосах хора, в призрачно «мерцающей» партии солистки (сопрано), ощущается душевный трепет и дрожь пространства. Кажется, музыка, заключенная в какой-то воздушный, взлетающий ввысь колокол, уплывает в сияющие чертоги радуги, в истаивающую беспредельность. Нечеловечески прекрасная музыка.

Помимо академической музыки Юрий Буцко писал музыку к спектаклям, фильмам и телепостановкам. С его музыкой шли практически все спектакли в театре на Таганке, в том числе пользовавшийся большим успехом «Гамлет» С Владимиром Высоцким в главной роли.

«Я не сразу дал согласие приступить к «Гамлету», - вспоминал композитор. –Только что прошел фильм «Гамлет» с замечательной музыкой Шостаковича, и меня придавливал груз ассоциаций. Случай решил дело. Владимир Высоцкий «подсказал» мне эмоциональный ход мысли. Это был аргумент. Это будет другой «Гамлет», другой жанр «Гамлета». Музыку я написал быстро, репетиции шли уже под записанную оркестром фонограмму».

Музыка Ю.Буцко звучала и в спектаклях театра им. Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы», «Царская охота»), и в Малом театре («Пучина»), и в театре Сатиры («Ревизор»).

В тринадцатисерийном фильме «Хождение по мукам», в фильмах «Первая любовь» и «Машенька» по Набокову тоже звучала музыка Ю.Буцко.

Бесконечный поток музыки, невероятная работоспособность и беспримерная сдержанность в самооценке. И неизменное желание, чтоб как можно больше людей слушало его музыку.

«Мои мысли обращены к России»

Мне казалось, многое поняла я в его музыке. Но хотелось услышать от самого композитора, что движет им, что дает силы, несмотря на годы, для столь щедрой, вдохновенной работы. «Мои мысли всегда обращены к России, - говорил он. – Я стараюсь взять от нее для моего творчества все, чем она богато одаривает. Это природа, литература, музыка, религия. И отдаю ей всю мою работу, мою жизнь».

И действительно, все больные вопросы России: и ее духовные воспарения, и ее ужасные падения находят в его музыке живой и чрезвычайно убедительный голос. В основе многих произведений композитора можно найти народные корни, но это, по словам самого Буцко, «не расчетная, выгодная эксплуатация народного, не внешние приметы национального, а верность этнически-философским идеалам народа».

Мне представляется, что его музыка – это выражение творческой честности, чистоты помыслов, пробуждение достоинства и обостренной совести в человеке. И неизменно – горячее признание в любви к России. Эта любовь дает ему силы преодолеть возраст, продлить творческое состояние души на многие годы.

Так в радостных и тяжких трудах композитор Юрий Буцко, выдающийся мастер, музыкант европейского масштаба с глубинно русской национальной основой, переступил порог семидесятилетия. Верный себе, он проявил столь характерную для него скромность – отказался от общественных торжеств и позволил себе только отчетный концерт в Малом зале консерватории. Зал был полон молодыми слушателями, и прием был восторженным.

Коллеги-музыканты высоко ценят его мнение об их творчество. Расскажу такой случай. Большой пианист, профессор Дмитрий Николаевич Сахаров как-то в концерте играл особенно виртуозно. Юрий Маркович сказал: «От его исполнения было такое ощущение, что я нахожусь в Ясной Поляне у Льва Николаевича Толстого. Сирень цветет, маргаритки благоухают, и никаких Великих Октябрьских». Как рад был Дмитрий Николаевич, когда я передала ему эти слова!

Помимо сотворения музыки профессор Ю.М.Буцко вот уже 40 лет воспитывает музыкальные таланты. Он ведет предмет «симфонический оркестр» – инструментовка и чтение партитур. И число желающих получить его уроки превышает его временные возможности.

«Юрий Маркович Буцко один из самых содержательных и глубоких современных авторов, - пишет композитор В.И.Рубин. - …Его музыку трудно классифицировать по музыкальным параметрам. Он не авангардист, не постмодернист, не консерватор. Он – живая душа, взыскующая града, поэтому его музыка очень сильно воздействует на людей, имеющих живую душу».

Давно отзвучал для меня «Полифонический концерт», но живут и светят душе чистые звуки челесты, возвышенная молитва органа. И приходит мысль: нет пределов музыке, ее всеобъемлющему эмоциональному воздействию. И нет пределов благородным духовным свершениям Человека.

Источник:  Журнал «60 лет - не возраст» .


Юрий Маркович БУЦКО: О Музыке

Юрий Маркович БУЦКО (1938-2015) – композитор, профессор Московской консерватории:О Человеке | О Музыке | Аудио.

О РАБОТЕ: ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО 

Велико значение Гоголя в истории отечественного музыкального театра. Гоголевские сюжеты привлекали композиторов ещё при жизни писателя (замыслы М. Глинки, А. Серова). Заметно возрастает интерес к произведениям Гоголя с 1860-х гг.: трогательный лиризм и сочные бытовые зарисовки, поэтичные пейзажи, сказочные и фольклорные элементы, щедро рассыпанные в его ранних повестях, кажутся едва ли не предназначенными для оперной сцены. В XIX в. были созданы оперы на сюжеты Гоголя - «Черевички» Чайковского, «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, а также «Женитьба» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (оба произведения не завершены, что не умаляет их высоких художественных достоинств)1.

Главным завоеванием «гоголевского направления» в оперном театре, переложившим на язык музыки эстетику «натуральной школы», стали плодотворные искания в области реалистической декламации. Процесс «овладения» выразительными интонациями человеческой речи в музыке проходил через «натуральные разговоры» (В.Стасов) персонажей Гоголя. В музыкальном искусстве это верный путь к рельефной лепке образов, типов, характеров, к глубоко правдивому воплощению разнообразных душевных движений. Переводя на музыку «житейскую прозу» Гоголя (1-й акт «Женитьбы»), Мусоргский понимал «звуки человеческой речи как наружные проявления мысли и чувства»2. Его гениальный опыт открыл дорогу оперному театру следующего столетия обращением к литературной прозе, активными внутрижанровыми поисками, дальнейшим обновлением музыкального языка.



Этапным сочинением в музыкальном прочтении гоголевских сюжетов стала опера «Нос» Д. Шостаковича, возникшая в русле остросатирического направления в отечественном искусстве 1920-х гг. Отталкиваясь от идей Мусоргского и принципов современной речевой драмы, Шостакович не просто «омузыкалил», но «симфонизировал» гоголевский текст, уделив исключительное внимание оркестру и темпоритмическим параметрам сценического действия. Со второй половины XX в. расширились тематические и жанровые рамки «музыкальной гоголианы» - это инструментальные хоровые произведения, множество балетных транскрипций3. На оперной сцене оказались наиболее востребованными «петербургские повести» Гоголя (а также «малая проза» Достоевского, Чехова) в качестве литературной основы камерной оперы. «Увеличительное стекло» гениального бытописателя открывало путь к исследованию душевного мира психологически сложных героев, что отвечало интересам и задачам отечественного искусства 1960-1970-х гг. Как результат предельной концентрации внутренних выразительных ресурсов этого жанра возникла моноопера и ее первый образец в отечественной музыке - «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко (1963 )4. Вслед за тем на сюжеты повестей Гоголя было создано еще несколько оперных произведений с минимальным числом участников: «Шинель» и «Коляска» А. Холминова, «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова, «Портрет» С. Вайнберга.

В «Записках сумасшедшего» использован подлинный текст повести Гоголя, но со значительными сокращениями и некоторыми изменениями. На это следует обратить внимание: сокращения прозаического текста при переводе его в область музыки неизбежны, ибо музыкальное художественное время имеет свои специфические особенности. В реальном звучании оно оказывается слишком «замедленным», ибо каждая интонация, а тем более фраза передается во временном увеличении5, вбирая при определенный эмоциональный комментарий. Не случайно Мусоргский определил свою «Женитьбу» как «этюд для камерной пробы», ограничившись одним актом, и много позже Шостакович, взявшись за сочинение оперы «Игроки» на полный и неизменный текст Гоголя (1942), вскоре оставил работу: «Я написал приблизительно треть оперы и обнаружил, что музыка длится около часа, вот и счел дальнейшее сочинение бессмысленным…»6 С другой стороны, музыка за пределами слова (вокруг него, до или после) может «спрессовывать» время, восполняя отсутствие последовательного и детального изложения «природной» способностью к обобщению.

Поэтому из числа действующих лиц оперы исключены или едва упоминаются Мавра, казначей, прочие чиновники, лакей, император... Композитор отказывается от переписки собачек, оставляя лишь принципиально важный «разговор» с Меджи, и при описании домашнего быта героя сокращает сведения из булгаринской «смеси» и бред Поприщина. Кроме сокращений важны и перестановки в тексте: сцены-монологи иногда дают иную последовательность событий и соединяют записи из разных «листков». Здесь автор руководствовался основными принципами музыкальной драматургии: экспозиция, завязка и развязка конфликта, наконец, кульминация и итог этого развития - соответственно, в заданных Гоголем психологических ситуациях.

Трагедия униженного «маленького человека», впадающего в безумие из-за безнадежной любви, показана в музыкально- драматическом произведении убедительно и последовательно. В 1-м действии оперы Поприщин еще вполне «нормален», на что в гоголевском тексте намекают правильно датированные записи. После выхода на улицу в шумно-оживленный (в отличие повести) «внешний мир» и встречи с «выпорхнувшей» из кареты дочкой директора Поприщин вновь придет в департамент и удостоится счастья видеть ее и слышать, как она задает вопрос. В следующей сцене, размечтавшись, он «заглядывает» в недоступный для него мир - «на ту, другую половину, где живет ее превосходительство». Лирическая линия, контрастно оттененная театральными впечатлениями, получит дальнейшее развитие в воспоминаниях о директорской дочке под звуки голоса «одной актрисы» и переписанные «очень хорошие стишки». Выговор начальника отделения — первое открытое проявление конфликта, и реакция Поприщина - оскорбленная дворянская гордость, гнев и даже угроза: «Отчего я титулярный советник?» — ведь он уже воображает себя генералом... Но в конце 1-го акта герой возвращается в свое обычное состояние: «Достатков нет, вот беда» (в тексте эта фраза раньше, еще до похода в театр). Круг замкнулся, положение трагично и безвыходно.

2-й акт представляет новый этап в развитии конфликта, где выход будет найден — это прорыв в безумие. Только здесь герой обращается к говорящей Меджи. Но в опере Поприщин не читает писем собачонки - он сразу выведывает у нее самое главное: о камер-юнкере и близящейся свадьбе. Этот «элемент тайны» в гоголевской повести композитор расценивает как явный знак безумия, но вновь вкладывает в уста своего героя глубоко человечную фразу, обращенную к невидимому обидчику: «Почему я титулярный советник?»

Наконец, Поприщин окончательно высвобождается из своего чиновничьего обличия - он испанский король. Это происходит в 8-й сцене оперы (их всего 11). Появившись в последний раз в департаменте, он осуществил желаемое: выразил свое отношение к начальнику отделения и прошел на директорскую половину, где по-королевски уверенно и великодушно одарил Софи обещанием счастья.

Полное безумие героя в крайне причудливых образах сжато и динамично представлено в двух последних сценах-монологах: это изготовление мантии, гротескно искаженная лирическая линия (женщина, влюбленная в черта), обличительный памфлет и, наконец, «странные дела в Испании».

Последний этап в развитии образа - выход из безумия, точнее, «поднятие» над ним, перемещение в иное измерение. Характерно, что, сжимая текст в предыдущих эпизодах, Буцко почти не сокращает заключительный монолог и даже «растягивает» на два номера: Финал, Эпилог. В Эпилоге же герой обращает к матери одну лишь фразу (не упоминая алжирского дея) – так, мнению М. Рахмановой, композитор усиливает в опере тему страдания.

«Выпрямленность» фабулы, видимый отказ от специфического гоголевского «смещения планов» восполняется ассоциативно насыщенным музыкальным комментарием: это и выразительно «распетая» речь героя (монолог, вбирающий образы внесценических персонажей), и непрерывно звучащий оркестровый фон, и краткие симфонические обрамления сцен и эпизодов. В музыкальном развитии используются звуковые символы, различные жанровые и изобразительные элементы, а главное - возникает разветвленная система элементов с «закрепленным значением» (лейттемы, лейтмотивы, лейтаккорды и др.), которые обеспечивают внутренние «связи на расстоянии», укрепляя форму, ведут основные драматургические линии.

Важнейшее значение имеет в опере «тема судьбы» (есть и другие предложения по ее обозначению) (7), включающая момент взволнованного «движения-кружения» (словно резкий поворот, вскрик) и остановки на протянутом тоне, сопровождаемом звоном колокола, - это емкий, обладающий богатой семантикой образ-символ. Лейтмотив судьбы звучит в 1-м действии «3аписок...» несколько раз (в кратком варианте, без колокольных ударов), он будто «подкарауливает» встречи Поприщина с директорской дочкой и даже вторгается в мечты-воспоминания о ней. Печальная участь гоголевского героя во многом спровоцирована «безнадежной любовью» (реплика Поприщина перед остановившейся каретой: «Пропал я, совсем пропал!» - введена в оперу).

Во 2-м действии судьба уже не преследует героя, «испанский король» не испытывает социальной униженности, да и волнуют его теперь проблемы иного масштаба. Зато в Эпилоге «тема судьбы» звучит в своем основном облике, только более спокойно, в замедленном ритмическом движении и сопровождаем гулкими ударами настоящего колокола, расположенного (по ремарке автора) за сценой.

Лейтмотив судьбы по своей «природе» имеет статус объективного начала. В соответствии с романтическим характером конфликта, второй основной лейтмотив оперы олицетворяет субъективное начало: это стремления, мечты, жалобы, разочарования... Композитор концентрирует данную образно-эмоциональную сферу в сквозной «интонационной идее» - резко диссонирующем соотношении двух тонов, которые образуют широкий, но чуть-чуть не дотягивающийся до устойчивой опоры интервал (большая септима). В горизонтальном варианте ее воплощает напряженно-неустойчивая интонация, резкий, чаще нисходящий бросок голоса (лейтинтонация, лейтинтервал), она звучит открыто или прячется» внутрь более протяженных мелодических построений; в вертикальном варианте - созвучие, лейтаккорд.

Пронизывая всю оперу, вокальную и оркестровую партии, эта «интонационная идея» способствует внутреннему единству всего произведения и ассоциативно соответствует монологическому принципу гоголевской повести, где весь окружающий мир представлен через болезненно напряженное сознание главного героя.

Первая метаморфоза «интонационной идеи» - рассредоточенность на уровне микротематизма в вальсовой теме (8). Герой еще не вышел на улицу, но музыкальный фон уже «настроен» на романтическую встречу (так наряду с растяжением реального времени при вокализации текста происходит сжатие его в опережающей характеристике будущей ситуации). Эта вальсовая тема появится еще раз в последней сцене 1-го акта, замыкая первый круг в развитии образа.

Пронзительно, выпукло звучит эта напряженная интонация у солиста в реплике: «Никаких совершенно достатков...» Два упрямо восходящих мелодических шага словно упираются в «заданные» границы «интонационной идеи» и, будто не достигнув желаемого, в плавном движении спускаются на исходный уровень. Как указано в ремарке автора, эта «тема-реплика» (термин М. Рахмановой) должна пропеваться «жалостливо» при вторичном явлении, также в конце 1-го акта - «в отчаянии».

У Гоголя эта фраза с некоторыми изменениями повторяется дважды. В опере ее продолжает инструментальная партия.

.Во 2-м действии «тема-реплика» вкрапляется в музыкальную ткань как подголосок к напевной фразе Поприщина в момент обращения к директорской дочке. Здесь возникает смысловой контрапункт, «расшифровывающий» ситуацию: герой говорит о близком счастье, а подхватывающая его уверения мелодическая реплика напоминает об «отсутствии достатков». 

Безошибочно узнаваемый резко восходящий начальный мотив «темы-реплики» получает и собственно симфоническое развитие - это краткие, но чрезвычайно динамичные инструментальные эпизоды в 5-й сцене оперы. Цепь поднимающихся из низкого регистра гневных реплик духовых инструментов (от тубы до флейты) завершается еще более гневным возгласом Поприщина на тот же мотив: «Разбесил начальник отделения».

Многие вокальные фразы в опере, имея свою выразительную речевую интонацию, завершаются лейтинтервалом нисходящей септимы, - может быть, это символ обреченности героя неоднократно появляющийся в 1-м действии, сопровождающий возглас Поприщина «Итак, я в Испании» и, наконец, в последний раз звучащий в драматической реплике финала: «Нет, я не в силах больше терпеть». Но затем происходят перелом, внутреннее перерождение и возвышение образа, что выражает и смена интонационного строя.

Гармонический язык оперы в большей степени определяется «диктатом» этого диссонирующего созвучия, отчего возникает эффект «смазанных» красок. Конечно, нельзя не учитывать факт «эмансипации диссонанса» в гармоническом мышлении XX в. в целом, но Буцко нашел здесь свои акценты, вписывающиеся в образно-интонационную систему произведения. Аккорды различного строения, в том числе и простые, консонирующие созвучия, автор усложняет все той же септимой. По мере «нарастания безумия» героя композитору ничего не остается, как усиливать найденный прием, все более затемняя звуковой колорит. В зоне кульминации (герой в Испании) как знак полного «хаоса» дважды внедряются моменты алеаторики, где музыканты оркестра импровизируют на своих инструментах в указанных автором звуке высотных и временных рамках.

Зато в Финале и Эпилоге впечатляет «переход от сложности к простоте»: прозрачная ясность тонально-гармонических красок несет чувство желанного просветления и успокоения.

Вокальная партия декламационна, на всем протяжении оперы принцип слог-звук почти не нарушается. Вместе с тем формы, оттенки интонирования текста различны: от «романсовой» фразы Поприщина «Счастье нас ожидает такое» — до ненотированного говорка (прием, приберегаемый для разговора о самом затаенно-интимном или особенно невероятном, например, как подзывал Меджи или входил в директорскую квартиру).

С особенной выразительностью, тщательной «вылепленностью» каждого интонационно-ритмического оборота «омузыкалены» принципиально важные, «ключевые» фразы. Кроме рассмотренной выше «темы-реплики», имеющей лейтмотивное значение, важна в повести и опере фраза «Отчего я титулярный советник?» У Гоголя она дана дважды, в опере звучит четыре раза, в разных интонациях. Выделены и некоторые другие реплики (почти все они в данной статье уже приводились). Композитор подчеркивает их фактурно - останавливает оркестровое сопровождение в затихающем аккорде, или вовсе снимает его, или дублирует вокальную интонацию, детализирует динамику, сопровождает ремарками, уточняющими эмоциональные оттенки исполнения.

Разнообразны приемы воспроизведения речи других персонажей - при сохранении принципа «пересказа», подачи через восприятие и эмоциональную оценку главного (и единственного) героя. Очень важна в этих случаях роль оркестра, равноправного комментатора событий. Например, в косвенной характеристике директора департамента подчеркнуты важность, воображаемые образованность и ум высокопоставленной особы и чиновничье подобострастие рассказчика. В оркестровом вступлении - неспешный, тяжеловато-вязкий шаг (наверное, грузноват директор) и горделиво возносящиеся короткие мотивы. Опуская детали и, естественно, сокращая текст, Буцко подчеркивает характер комическим утрированием, повторами «очень, очень, очень умный человек», сопровождаемыми интонационными «поклонами» голоса; затем следует «очень, очень умные книги» и дважды повторенное «ничего нет на русском».

При введении прямой речи герой иногда просто «передразнивает» персонаж, а ему активно помогает оркестр. Так воспроизведены и выговор начальника отделения, и загадочный образ говорящей собачки. Обращение Поприщина к Меджи решено в очень «странных» витиевато-восточных интонациях, так что ее ответная речь уже почти не удивляет, зато в завершении коротких фраз как будто слышится ритмически срифмованное «ав-ав-ав», что подтверждается соответствующими призвуками в оркестре.

Наибольшую степень объективации образы внесценических персонажей получают при возникновении внутреннего диалога. Портрет директорской дочки у Гоголя очень музыкален: «птичка», «канарейка»; конечно, при ее приближении в оркестре появляется «порхание» скрипок в высоком регистре, имитируется и флейтовый голосок красавицы; певец же передает ее коротенькую фразу фальцетом, нежно и очень тихо. Но главное - реакция на эту встречу Поприщина, пережившего целый вихрь чувств. Помогая герою как можно дольше удержать ее образ в воображении, композитов насыщает его монолог-послесловие контрастами, инструментальными вставками (уже отмечалось неоднократное появление в этой сцене лейтмотива судьбы), обозначает семь темповых перемен; фразы Поприщина разорваны паузами, используется и повтор слов, причем с разными интонациями-оттенками чувства, прежде чем прозвучит последнее - «ушла...»

Совсем иной характер имеет диалог с «инквизитором» - он настолько театрален, сценичен, что как бы «перерастает» жанровые рамки монооперы. У «инквизитора» громовой голос, короткие реплики-приказы, выдержанные на одном тоне, и только в последней («король Испанский!») - угрожающий подъем интонации. Поприщин отвечает говорком, шепотом, чтобы «тот» не услышал. Вздохи, дрожь, осторожные шаги изображаются в оркестре, как и последующая расправа. Образ получился рельефным, осязаемо-реальным, видимо, и потому, что у него есть оперные предшественники - жрецы из оперы «Аида» Верди.

Наиболее «тонкий уровень» работы автора оперы с текстом повести - ритмическая организация отдельных реплик и фрагментов. Этот прием характерен для оперного речитатива, к нему обращались многие композиторы, например Прокофьев, применяя сходные способы «омузыкаливания» прозы (традиция восходит опять-таки к Мусоргскому) (9).

Композитор нередко прибегает к своеобразному «стоподелению», усиливая внутреннюю ритмическую организацию речи. Первый монолог Поприщина он «укладывает» в ямбические строки:
Я встал довольно поздно.

(«Я встал поутру довольно поздно...» - повествовательная прозаическая фраза у Гоголя). Растягивая ударные слоги, Буцко сообщает этому монологу ритм вальса (о «вальсовой теме» шла речь выше). Композитор, стремясь к точным эмоционально-психологическим характеристикам, ищет выразительные ритмические варианты, не следуя пассивно «чистому» метру. В последнем монологе, изменяя порядок следования слов в соответствии с хореической стопой: «Нет, я не имею больше сил терпеть» (у Гоголя: «Нет, я больше не имею...»), — он находит чрезвычайно выразительную ритмическую форму для произнесения этой реплики.

Нередко автор разбивает предложения на строки, как «стихотворение в прозе», и наделяет их не только ритмом, но и интонационными рифмами, т. е. заканчивает сходными мелодическими оборотами: «Как она взглянула| направо и налево,| как она мелькнула| своими бровями и глазами...» (У Гоголя: «Как взглянула она направо и налево, как мелькнула своими бровями и глазами...»). В данном примере все «строки» начинаются сходной ритмоинтонацией, а «рифмуются» в окончаниях попарно.

Конечно, и сам текст нередко дает повод к ритмическому прочтению, а композитор только вносит свои акценты и штрихи (известно, что в авторском чтении Гоголя присутствовал определенный ритм). Но к ритмизованной речи в бытовой прозе писатель приближается редко - это знак высокой авторской позиции. В «Записках сумасшедшего» подобное стилевое переключение происходит в финальном монологе, где «изменяется и становится четкой фраза, изменяется лексика... появляется высокая авторская система образов» (10). Так, гоголевские строки «Вон небо клубится предо мною; звездочка сверкает вдали...» уже готовы для музыки (в опере «сияет» вместо «сверкает» - только для удобства вокального интонирования).

Наконец, необходимо остановиться на таком мощном средстве музыкальной выразительности, как «обобщение через жанр». В специфических условиях монооперы его применение необходимо, чтобы избежать бесконтрастности, монотонии, но требует особой «корректности». Композитор находит различные способы «жанрового расцвечивания» портретных характеристик и воображаемых сценических ситуаций в соответствии с центральной идеей и общей направленностью музыкального развития. Например, Поприщину как романтическому герою соответствует вальсовая тема, его любовное признание высказано в лирической «романсовой» форме. 

Разнообразные отзвуки внешнего мира, впечатления, встречи выливаются в активное движение, в котором мелькают «приплясывающие» ритмы польки, галопа. В театре слышится веселый гул галерки, отзвуки балалаечных переборов, словом, что-то «простонародное», как и в репликах рассказчика; «актриса на сцене» - краткий «возвышенный» хорал. А вот в поприщинской «Испании» ничего «собственно испанского» не будет, только порывистое движение, возбужденные «ломаные» ритмы (пластика каких-то скачков, ужимок). Безумец-обличитель рассказывает секреты женщин и «честолюбцев» в примитивных обрывистых фразах детской песенки-считалки.

В Финале и Эпилоге происходит резкая смена жанровых прототипов: звучат распевная мелодия, близкая протяжным русским песням, интонации плача, печальный звон далекого колокола. Обращаясь к вопросу о традициях, вновь назовем Мусоргского, а в жанровом и стилевом приближении - вокальный цикл «Без солнца». Широкий, безоглядный простор, дорога, тройка с бубенцами - эти гоголевские образы, вбирающие всю Россию с ее прошлым, настоящим и будущим, открыты для музыки, с глубоким состраданием откликающейся на гоголевское «обобщение в пределах русского мира».

Примечания

(1) История «музыкальной гоголианы» - прежде всего в творчестве ком­позиторов XIX в. — подробно изложена в книге Г. А. Тюменевой «Гоголь и музыка» (М., 1966). Отметим, что такой «именной» термин имеет лишь свод произведений на тексты и сюжеты Пушкина («музыкальная пушкиниана»). Следует особо сказать о произведениях, посвященных 100-летию Гоголя и открытию памятника писателю в Москве: симфонической поэме А. Глазунова «Пролог памяти Гоголя» и кантате М. Ипполитова-Иванова «Памяти Гоголя». В 1894 г. Римский-Корсаков ввел в свою оперу «Ночь перед Рождеством» хоровой финал «В память Гоголя».

(2) Мусоргский М. П. Лит. наследие: Письма. Биографические материалы и документы. М., 1971. С. 100.

(3) Например, поэма «Мертвые души» нашла музыкальное воплощение не только в опере Р. Щедрина, но и в кантате А. Волконского «Русь», в сюите для фортепиано И. Сильванского (цикл сатирических пьес-портретов в 7 частях), в сочинении Г. Свиридова для тенора и смешанного хора «Об утраченной юности», предшественниками которого оказались два хора А. Кастальского «Эх, тройка, птица-тройка» и «Поля неоглядные» (1903). Балетные интерпретации гоголевских сюжетов заметно участились в конце XX в., охватив более широкий круг сюжетов: если ранее были созданы «Ночь перед Рождеством» (наброски А. Серова, балет Б. Асафьева) и «Тарас Бульба» (Р. Глиэра, В. Соловьева-Седого), то за последние десятилетия — «Ревизор» А. Чайковского, «Женитьба» А. Журбина, «Портрет» Ю. Буцко, «Эскизы» (балет с участием чтеца) А. Шнитке. 

(4) Юрий Маркович Буцко написал оперу «Записки сумасшедшего», будучи студентом 2-го курса Московской консерватории. В дальнейшем он стал автором еще нескольких камерных опер: «Бедные люди» (по роману Достоевского), «Из писем художника» (по письмам и воспоминаниям К. Коровина), «Венедиктов, или Золотой треугольник» (по повести А. Чаянова). Одним из первых в современной отечественной музыке он обратился к духовной теме, разработке древнего знаменного распева в жанрах вокально-симфонической и инструментальной музыки.

(5) Об этом см.: Васина-Гроссман В. А. Музыка и проза: К изучению наследия Мусоргского // Типология русского реализма 2-й половины XIX в. М., 1979.

(6) Рождественский Г. «Клады Шостаковича» // Сов. музыка. 1976. № 9. С. 19.

(7) Бобровский В. Эскиз портрета // Сов. музыка. 1967. № 7. С. 20. Тема судьбы в опере Буцко обнаруживает некоторое интонационно-ритмическое сходство с классическим лейтмотивом в опере Ж. Биче «Кармен» - «темой рока» или «роковой любви».

(8) А. Баева называет эту тему «символом романтической души героя» (История отечественной музыки. М., 2001. Вып. 3. С. 231).

(9) См. об этом: Стратиевский А. Некоторые особенности речитатива оперы Прокофьева «Игрок» // Русская музыка на рубеже XX в.: Ст., сообщения, публикации. М.; Л., 1966.

(10) Шкловский В. Художественная проза: Размышления и разборы. М., 1961. С.

Автор: И. В. Кривошеева
Источник: www.gogol.ru/ .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ