О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

БРУКНЕР Антон ( 1824 - 1896 )

О Музыке   |   О Человеке
БРУКНЕР Антон

БРУКНЕР Антон (1824-1896) - австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами. Его симфонии часто считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма в силу своего богатого гармонического языка, сложной полифонии и значительной продолжительности.

«Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное»

Трогательная наивность Брукнера-человека вошла в легенду. Основным содержанием его дневников были пометки о прочитанных молитвах.  Работая над Девятой симфонией - заранее посвятив ее Богу (уникальный случай!), Брукнер молился: "Милостивый Боже, дай мне скорее выздороветь! Посмотри, мне ведь нужно быть здоровым, чтобы закончить  Девятую!"


Антон БРУКНЕР: О Музыке

Антон БРУКНЕР (1824-1896) - австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами: Музыкальная коллекция | О Человеке.

Услышать музыку композитора Антона Брукнера на нашем сайте  вы можете в разделе "Музыкальная коллекция"

Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера (Н. Решетило)

Одним из социально-философских понятий, относящихся к базовым категориям духовного опыта, является «соборность». В последнее время категория соборности стала актуальной в том смысле, что её эвристический потенциал все чаще привлекает внимание исследователей различных областей гуманитарного знания - литературоведения, музыкознания и проч. (Г.У. Аминова И.А. Есаулов, И.С. Колесова, Н.И. Крижановский, В.М. Пронягин). Однако круг рассматриваемых в их работах проблем ограничен изучением отечественного культурного наследия. И это не случайно, ведь слово «соборность» не имеет аналогов в других языках и не используется в качестве термина в трудах западных мыслителей. Соборность обнаружил А.С. Хомяков, исследующий русскую православную культуру. Но уже у его последователей, русских философов «серебряного века», содержание данного понятия было переосмыслено и развито в контексте универсальной концепции всеединства. Соборность понимается ими как духовная основа общественной жизни как таковой, вне ее национальной или религиозной специфики. Она обнаруживает себя в любом имеющем положительную ценность общественном поступке, в творчестве, и поэтому может быть принята в качестве основания социально-философского исследования феноменов не только отечественной, но и мировой культуры, в частности, жизни и творчества выдающегося австрийского композитора XIX века Антона Брукнера (1824-1896).

Осмысливая актуальность темы, нельзя не отметить, во-первых, что музыка А. Брукнера, давно признанная одной из вершин мировой художественной культуры, до сих пор остается предметом музыковедческих исследований. Между тем, содержание масштабных симфонических полотен, величественных месс, вдохновенных органных импровизаций тесно связано с мировоззренческой проблематикой и, следовательно, требует философского осмысления. Во-вторых, творчество А. Брукнера обращено к выявлению и художественному воплощению высших религиозных ценностей. И в этом смысле оно обнаруживает параллели с устремлениями философов «серебряного века» русской культуры. В-третьих, на сегодняшний день недостаточно исследована уникальная личность А. Брукнера, парадоксальным образом сочетающая простоту жизненных проявлений благочестивого, «наивно-религиозного» католика с грандиозными мировоззренческими устремлениями, выраженными в музыке. Жизнь и творчество композитора, обычно рассматриваемые в отрыве друг от друга, в контексте соборной идеи могут быть осмыслены как формы проявления единого деятельного, точнее, творческого начала.

Базисным элементом личностного и художественного универсума Антона Брукнера выступает христианское мировоззрение. При этом обнаруживается внешний, «обыденный» характер проявления религиозности композитора в жизни, который сочетается с глубиной и величием выражения христианского мироощущения в его музыке. В творчестве А. Брукнер - крупнейший музыкант-мыслитель, обращающийся к глобальной религиозно-философской проблематике: к осмыслению трагических противоречий своего времени и их снятию в конечной гармонии человека, мира и Бога, к утверждению непреходящих христианских ценностей на пути к обретению духовной целостности. Мировоззренческая проблематика, выраженная в музыке Брукнера, в целом совпадает с религиозно-философскими исканиями русских мыслителей «серебряного века», в трудах которых разрабатывалась концепция соборности, что, в свою очередь, позволяет использовать эвристический потенциал этой концепции при изучении творчества австрийского композитора.

Соборность как социально-философская категория в русской философии «серебряного века» является ключевым понятием в объяснении идеала общественного бытия, в своей основе предполагающего единство всякого индивидуального «я» с первичным духовным нерасчлененным единством «мы». Соборность определяет особый тип вертикально-горизонтальной связи личности, с одной стороны, свободно подчиняющейся воле высшего, божественного, абсолютно ценного начала, с другой – нуждающейся в социальной интеграции, солидарности с другими членами общности. Опыт переживания соборности или особая ее интуиция, в связи с которой личность проявляет себя, формируется в процессе жизни, приобретается в социальной деятельности. В стремлении к соборности раскрывается высший смысл социального бытия личности, творчески содействующей достижению полноты самораскрытия всех других личностей перед высшим (а не общим) началом.

Соборность наполняет глубоким ценностным смыслом содержание произведения искусства, художественно-творческую деятельность как таковую. Имманентные музыкальному искусству качества делают его особой формой художественного осмысления мира, которая в своем содержании способна выражать все области жизни – человеческую, природную и божественную – как всеединую, соборную целостность. Музыкальному содержанию доступно воплощение самых полярных, противоположных феноменов: природного и сверхприродного, человеческого и божественного, чувственно-психического и объективно-духовного. Музыка соборна и в социальном аспекте, так как смысл, заключенный в ее содержании, воплощается в совместной творческой деятельности.

Сквозь призму соборности жизнь А. Брукнера раскрывается как реализация важнейшего начала общественного бытия – служения высшим ценностям. Глубина христианского миропонимания композитора, устремленность его к Богу, обусловливает понимание Брукнером своего пути как служения Создателю посредством искусства. Музыка при этом выступает в качестве сферы воплощения представлений композитора о высшей, соборной социальности. Ради нее все другие аспекты проявления личности минимализируются, и потому выступают как внешние, поверхностные. Тип взаимоотношений А. Брукнера с социальным окружением, характер его деятельности в контексте социальных общностей проявляется как соборный и характеризуется стремлением к солидарности, взаимопониманию, согласованности, преодолению конфликтности и разобщенности.

Соборность как основная интенция личности А. Брукнера отчетливо просматривается при общем взгляде на его творческое наследие. Он, по общему правилу, не писал произведения для сольного исполнения – его музыка адресована коллективу, рассчитана на сотворчество многих музыкантов, и в этом смысле она инициирует соборное творчество. Огромное место в его наследии занимают произведения, предназначенные для церковного исполнения – мессы и органные импровизации на канонические церковные темы, т.е. жанры, воплощающие содержание, родственное соборной молитве, но добавляющие к нему момент художественно-эстетический. Предпочтение, которое отдавал Брукнер-органист импровизации в противовес господствующей во второй половине XIX века традиции точного исполнения авторского текста, также убедительно свидетельствует о его стремлении к соборному творчеству, ибо именно в создании импровизации, как ни в каком ином жанре музицирования, композитор чувствует вдохновляющее соборное влияние не только слушателей, но также и всей церкви.

Антон Брукнер понимал музыку как своего рода божественное служение, совершающегося не единолично, а вместе, сообща, т.е. как соборное творчество. Соборное начало проявляется в содержании музыки А. Брукнера, которое связано с воплощением образа мироздания как единства человеческого, природного и божественного. Оно обнаруживается в связи с преобладанием в его творчестве хорового начала, гармоничного единства традиции и новаторства, в связи с воплощением идеи сотворчества, лежащей в основе ведущих жанров композитора (мессы, симфонии, органной импровизации). Соборность проявляется также в отношении Брукнера к проблеме авторской и исполнительской деятельности, которая решалась им на основе доверия к творчеству интерпретаторов его хоровых и симфонических произведений.
Христианское мировоззрение как базисный элемент личности А. Брукнера

В зарубежных работах, по общему правилу, утверждается, что именно христианское мировоззрение было основой жизни и творчества А. Брукнера. Его особенности раскрываются в двух ракурсах. С одной стороны, наблюдения исследователей сосредоточены на внешнем, «обыденном» слое религиозной жизни композитора. Исповедуя католицизм, тщательно и педантично исполняя необходимые обряды и ритуалы, Брукнер при этом не интересовался проблемами церкви как социального института, не обсуждал своих религиозных взглядов с близкими и коллегами. С другой стороны, его религиозность отчетливо проявляется в художественном творчестве, становится «слышимым выражением» глубокой веры композитора, определяет проблематику и содержание концепций, выходящих за узкоконфессиональные, ритуальные рамки католицизма. Д. Скотт рассматривает драматургию симфоний Брукнера как «диалектику света и мрака», которая конкретизируется в понятиях религиозного сознания (добра и зла, рая и ада и проч.). В работах Л. Новака ярко выражена тенденция к сакрализиции брукнеровской симфонической концепционности, к обоснованию единого способа художественного самовыражения в светских и духовных сочинениях, исходящего из метафизической устремленности к Богу. Э. Курт подчеркивал присущую творчеству А. Брукнера особую мистическую интуицию, которая определяет сущность симфонической образности. Симфонизм австрийкого композитора, сосредоточенный на «абсолютных», чисто инструментальных формах музицирования, он считал музыкальным воплощением высших духовных начал («абсолюта»), откровением Мировой Души.

Вопросы, связанные с религиозным миром А. Брукнера, в отечественном музыкознании, особенно в советский период, почти не затрагивались. Христианское мировоззрение композитора традиционно сводилось либо к «наивной набожности», «житейским взглядам» (Л.Г. Раппопорт), «наивно-патриархальному» мировоззрению (И.В. Белецкий), либо подменялось понятием «пантеистического» мироощущения, послужившего основой для грандиозных эпико-драматических симфонических опусов (М.Н. Филимонова). Его религиозная музыка фактически не изучалась. Большинство исследователей его симфоний акцентируют внимание на трагичности мироощущения композитора, обусловленном острыми противоречиями времени, правда трагизм мироощущения трактуется в оптимистическом ключе, ибо сочетается с верой  конечную гармонию мироздания. В качестве предпосылок формирования такого типа мироощущения указываются, с одной стороны, мировоззренческие идеи позднего романтизма, воспринятые Брукнером через музыкальную традицию австро-немецкого симфонизма, с другой – тенденции развития австрийской литературы, в частности, представленные в творчестве А. Штифтера. А.В. Михайлов считал, что в художественной концепции Брукнера, в ее особой диалектике строгой формы и «растекающегося», размывающего ее грани содержания отражен противоречивый дух общественно-политического устройства Австро-Венгрии, когда «железный порядок наводится среди противоборствующих порядку моментов». Глубокий трагизм, заданный как «австрийскому духу», так и музыке А. Брукнера заключен в стремлении построить гармонию «из реально распадающихся сторон действительности».

В работах отечественных брукнероведов постсоветского периода предпринимаются попытки к переосмыслению творчества А. Брукнера в христианском духе. Так, К.В. Зенкин в качестве внемузыкального фактора, определяющего концепцию его симфоний, указывает на идею финального христианского преображения. В.П. Коннов, исходя из элементов религиозности, которые он обнаруживает в миросозерцании Брукнера, выявляет параллели творчества композитора с философско-эзотерическими течениями венской культуры последней трети XIX века, и рассматривает его концепцию как религиозно-философскую.

Христианское мировоззрение является базисным элементом личностного и художественного универсума Брукнера, определяет его убеждения и идеалы. Учитывая конфессиональную принадлежность композитора католицизму, которая обусловливает обращение в творчестве к жанрам католического богослужения, к претворению стилистики их музыкального оформления не только в духовных, но и в симфонических сочинениях, музыку Брукнера нельзя назвать строго католической. Содержание его творчества определяется не узкоконфессиональными, а религиозно-философскими исканиями, свойственными крупнейшим художникам и мыслителям последней трети XIX века. Стремление композитора к воплощению в музыке непреходящих идеалов и ценностей, христианских сюжетов и образов, нравственно-этических проблем, позволяет рассматривать наследие Брукнера в русле живого процесса духовных поисков своей эпохи.
Жизнь А. Брукнера как реализация идеи свободного служения высшим ценностям

Внешнюю жизнь А. Брукнера точнее всего характеризует понятие «консерватизм». Здесь он не стремился к новаторству, а продолжал, сохранял устоявшиеся способы жизни, воспринятые им в семье - этой первичной социальной форме, - а также в атмосфере крестьянской сельской общины, церковной общины монастыря и католических соборов, в которых он провел практически всю первую половину жизни (до 1868 года). А. Брукнер строил свою жизнь, опираясь на традиции. Он продолжил дело отца, избрав профессию педагога. Прошел традиционный курс обучения музыке. Культивировал традиционные для его среды формы жизнедеятельности, что проявилось, в частности, в организации быта и служебной деятельности. Именно эти обстоятельства поспособствовали расцвету музыкального таланта композитора, ибо привычная с детских лет жизнь не требует от личности больших усилий, что позволяет всю творческую энергию и талант подчинить искусству, а в данном конкретном случае - музыке.

Впрочем, консервативная социальная среда, в которой формировалась личность А. Брукнера, содержала ряд несомненных нравственных достоинств. И в этом смысле не случайно, что композитор с молодых лет сформировал и до конца жизни сохранил такие соборные социальные качества, как скромность и простоту поведения, доверительность и душевность, верность высоким нравственным и эстетическим принципам, способность радоваться успехам других людей.

Особое внимание уделяется в диссертации изучению религиозного мира композитора. Семейные традиции, а также его жизнь в католическом монастыре Св. Флориана, несомненно, поспособствовали формированию религиозности. Но элементы христианского миросозерцания, воспринятые под влиянием среды, были им развиты. И в результате свободного творчества сформировалась уникальная личность художника, духовной доминантой которой стала христианская вера. Роль христианства в его жизни ни в коем случае нельзя сводить только к выполнению внешних ритуалов. Переписка Брукнера убедительно свидетельствует о том, что он избегал разговоров о Боге и вере, не теоретизировал по вопросам церкви даже в общении с духовными лицами. Однако это не следует трактовать как проявление поверхностной религиозности. Скорее, если принимать во внимание христианскую направленность творчества композитора, эти свидетельства указывают на глубину его веры, заключающуюся в мистически интуитивном, непосредственном созерцании бытия Бога, которое не требует доказательств, умозаключений, обсуждений, не подвергается сомнениям. Письма Брукнера свидетельствуют о его постоянном ощущении связи с Богом, о мистическом опыте, который он пережил и под впечатлением которого находился всю жизнь. И не случайно смысл жизни Брукнер видел в служении Богу. В связи с этим положением раскрывается и становится понятной отмеченная рядом авторов несоизмеримость жизненных проявлений личности Брукнера по сравнению с его достижениями в музыке. Брукнер не создал своей семьи, отказался от славы гастролирующего органиста, активно не участвовал в политической, социальной жизни, потому что целиком посвятил себя музыке, той сфере творчества, к которой он чувствовал призвание, переживаемое мистически. Музыка для него выступает в качестве сферы воплощения представлений о высшей форме социальности, о соборности. Она становится средством обращения к Богу, общения с людьми, единственным достойным делом жизни и способом постижения мирового смысла, жизненным идеалом свободного служения высшим ценностям.

Конечно, свое служение идеалу Брукнеру пришлось осуществлять в социальном общении, в конкретных социальных условиях. Характер его деятельности и поведения в этой сфере обнаруживает постоянное стремление к солидарности, взаимопониманию. В частности это выражено в одной из характерных особенностей его социального творчества: непременном следовании традиции посвящать каждое сочинение какому-либо конкретному человеку - в знак благодарности, особого расположения, уважения. Если хронологически выстроить все произведения Брукнера и сопоставить их с посвящениями, то история творчества композитора будет отражать историю имен, входящих в ближайший круг его социального окружения. И в этом списке не только конкретные лица - друзья (М. Арнет, М. Богнер, А. Гёллерих, Й. Зайберль, Ф. Зайлер, и многие другие), но также творческие союзы, музыкальные коллективы (например, хоровые объединения, оркестр Венской филармонии). Таким образом, он пытался повлиять на социальное окружение, снискать поддержку современников, вовлечь их в соборный процесс служения высшим ценностям. Нужно признать, что он достиг определенных успехов на этом пути. Как свидетельствуют его письма и дневники, композитор находил понимание и поддержку со стороны духовных лиц, его музыку высоко оценили выдающиеся музыканты-современники - Р. Вагнер, Ф. Лист, А. Рубинштейн и др., любовь и уважение он ощущал со стороны студентов университета и консерватории, с преподаванием в которых были связаны годы жизни композитора в Вене. Плеяда выдающихся музыкантов и дирижеров, учеников Брукнера (А. Гёллерих, Р. Дитрих, Ф. Лёве, Г. Малер, Ф. Моттль, Ф. Шальк, А. Штрадаль и др.) сыграла большую роль в популяризации брукнеровских сочинений и во многом создала ту почву, на которой постепенно музыка Брукнера обретала общественное признание.

Характер взаимоотношения  Брукнера с социальной средой в значительной степени проявляется в конфликтных ситуациях, в которые композитор - помимо его воли - был вовлечен. Всяческие интриги коллег по консерватории, враждебность критики, публики, дирижеров и исполнителей Брукнер глубоко переживал, но старался остаться в стороне, не отвечать на критику, дабы не разжигать конфликт, не давать повода для дальнейшего проявления злобы. Непонимание и враждебное отношение к своей музыке Венского филармонического оркестра Брукнер пытался преодолеть подчеркнутым уважением к прославленному коллективу, одобряя те изменения, которые зачастую произвольно вносили исполнители в его партитуры. В ответ на вызов-провокацию оркестра, он, вопреки сложившейся в мире музыке традиции, отвечал готовностью к сотрудничеству в качестве проявления общего творчества во славу Создателя. Музыка, как искренне считал Брукнер, записана автором, но после ее создания становится достоянием всех, кто ее играет и слушает, потому каждый художник не только имеет право интерпретировать ее свободно, творчески, но должен стремиться это делать, должен стремиться к достижению идеала совершенства.
Принципы соборности в творчестве А. Брукнера

Соборность музыки А. Брукнера раскрывается на основе анализа особых ее свойств, которые тесно взаимосвязаны с религиозным мировоззрением композитора, его пониманием творчества как почти священнодействия и уж точно как служения Богу, совершаемого не в уединенности, не единолично, а в союзе с единомышленниками, в совместной деятельности.

Идеал соборности отчетливо проявляется в таком свойстве его музыки как осуществление гармоничного синтеза традиции и новаторства. Новаторство, связанное с проявлением творческой активности, всегда подчеркивает индивидуально-личностное, неповторимое начало. Традиционное начало связано с внеличностным консервативным содержанием, идущим из предшествующего духовного опыта. Во второй половине XIX века, в эпоху позднего романтизма, названные начала осознавались даже как неразрешимое, трагическое противоречие. Стремление к поискам нового, оригинального способа самовыражения проявилось в активно развивающейся программной музыке, синтетических жанрах. Творчество Брукнера, при поверхностном взгляде, выглядело своеобразным анахронизмом по отношению к этой общей тенденции, так как было основано на классических образцах, «устаревших» формах музыкального творчества (четырехчастной симфонии бетховенского типа, традиционной структуре мессы). Но более внимательное прослушивание и изучение его музыки заставило уже современников композитора изменить данную оценку. Прочная связь с западноевропейской музыкальной традицией не ограничивала композитора, а подкрепляла его творчество достижениями предшествующих поколений. В собственно эстетическом, содержательном аспекте это выразилось в обогащающем присутствии элементов, идущих от пассеизма (термин эстетики «серебряного века»), придающих духовную глубину и специфическое очарование его произведениям.

Принцип единства традиции и новаторства лежит в основе стилистики брукнеровского музыкального языка. С одной стороны, в нем ярко обозначена позднеромантическая тенденция к обновлению и усложнению выразительных средств. С другой  - отражен интерес к стилям различных эпох: средневекового григорианского одноголосия, протестантского хорала баховского типа, полифонии эпохи Возрождения. Воссоздавая в музыке дух ушедших времен, Брукнер использует элементы их языка зачастую без дополнительной переработки, в довольно чистом виде. Автор диссертации в данном стремлении композитора к  многоязычию усматривает проявление особого, «собирательного» видения мира, тенденцию к выражению личного в контексте всеобщего духовного творчества, соборного по своей сути стремления поддержать это творчество, участвовать в нем.

В диссертации - в разрезе проблемы - анализируется содержание ведущих жанров творчества А. Брукнера – мессы и симфонии. Содержание брукнеровских месс связано, прежде всего, с утверждением их глубинной идеи – ценности жертвы, принесенной Иисусом во имя спасения человечества, которому дана возможность быть причастным Богу. И эта возможность причастия к Абсолютному началу находит отчетливое музыкальное воплощение. С одной стороны в ней слышимо содержание, идущее от душевно-духовного, внутреннего мира человека. С другой стороны – божественное, относящееся к тайне, чуду, непостижимому для человека, его рационального познания и чувственного опыта. Это мистическое, сверхчувственное начало особенно ощутимо в музыке, связанной с тайной воплощения и воскресения Христа.

Вместе с тем, в содержании симфоний А. Брукнера обнаруживает себя стремление представить полярно противоположные элементы мира, развить и выразить их в конечной гармонии всеединства. В мире, который запечатлен композитором, трагизм, хаос, мрак, личные душевные переживания – это только частные проявления, моменты бытия. Все они вписаны в контекст духовно умудренного созерцания божественной красоты природной стихии, гармоничных форм народной жизни, мистических озарений, символизирующих прорывы в иное, запредельное, сверхчувственное бытие. Симфоническое развертывание, отражающее процесс «собирания» элементов мира в единство, характеризуется особым пониманием факторов времени и пространства. Такие особенности брукнеровских симфоний, как грандиозная протяженность и монументальность масштабов, частые генеральные паузы, связанные с образом бесконечности и вечности, диалектическое взаимоотношение растянутости и одномоментности времени, говорят о стремлении композитора выразить многогранность уровней бытия в контексте соборного органического целого.

В качестве одного из главных звеньев анализа во второй части параграфа исследуется соборная по своей сути идея сотворчества. А. Брукнер, по общему правилу, писал музыку, рассчитанную на коллективное исполнение: мессы (месса = литургия, что переводится как «общее дело»), симфонии (симфония - «совместное звучание»). В брукнеровских мессах преобладающую роль играет хор. Особенно мощное воздействие имеют хоровые григорианские унисоны, имеющие давнюю историю. Вобравшие духовный опыт многих поколений, они выражают внутренний мир соборной личности. Также идея совместного творчества ярко проявляется в жанре органной импровизации, которой Брукнер отдал много сил и таланта. Импровизация суть творчество на глазах у публики. Импровизатор-органист творит вместе со всей церковью, вдохновляется под воздействием церковной общины, церкви, вовлекая ее в соборный творческий процесс. Принцип соборного творчества лежит также в основе создания и исполнения симфоний, при котором органичное творческое воссоздание замысла содержания произведения возможно исключительно на основе слаженного и гармоничного взаимодействия участников коллектива единомышленников.

В заключительной части исследуется отношение Брукнера к проблеме интерпретации его произведений. Отмечено, что партитуры его симфоний существуют в большом количестве вариантов, редакций, существенно отличающихся друг от друга. Помимо брукнеровских автографов есть прижизненные варианты симфоний, созданные его учениками (Ф. Лёве, Г. Малером, Ф. Шальком), а также варианты, возникшие после смерти композитора (например, редакции Л. Новака, Р. Хааса). На сегодняшний день сложилась ситуация некой вариантности, «неоконченности» брукнеровских партитур, оставляющая свободу выбора исполнителям. По отношению к музыке композитора дирижеры могут с максимальной полнотой раскрыть свое дарование, продолжить творчество Брукнера, дополняя, по-новому осмысливая тот или иной вариант каждой симфонии, наконец, создать свой вариант. По мнению диссертанта, причина такой вариативности, лежит не только в стремлении Брукнера сделать свою музыку более доступной для современников, но, прежде всего, в том, что он мыслил творчество в качестве соборного дела, т.е. доверял исполнителям, допускал их «со-авторство», «со-творчество». Этот совместный, соборный творческий процесс не ограничен временными рамками жизни композитора. Преодолевая границы времени, он возникает в момент конкретного исполнения, возобновляется каждый раз в новой интерпретации его произведений. Нетрудно заметить, что такой подход к проблеме интерпретации согласуется с основной мировоззренческой установкой Брукнера, согласно которой музыкальное творчество есть общее дело служения высшим религиозным ценностям.

Источники: www.bruckner.ru Автор: Н.Решетило;
Сайт Краснодарского государственного университета культуры и искусств


О Человеке: Теодор Курентзис о Антоне Брукнере

Антон БРУКНЕР (1824-1896) - австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами: Музыкальная коллекция | О Музыке .

Теодор КУРЕНТЗИС: "ЭТО АБСОЛЮТНО МИСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА!"


- Вы в первый раз обратились к Брукнеру?
- Нет, я играл его симфонии и мессы с ансамблем "Musica aeterna".

- А почему Вы начали свое московское обращение к Брукнеру именно с Девятой? Собираетесь ли Вы исполнить здесь и другие симфонии?
- Конечно я хотел бы исполнить цикл из всех симфоний, но, например, Четвертая требует больше времени, чем Девятая. Я не стану играть Четвертую симфонию с современными инструментами. Она должна быть сыграна на 438 Гц, это совсем другой строй, другое звучание.

Что же касается Девятой симфонии, то это, так сказать, самая адаптированная из его симфоний на поздние времена, прежде всего ее третья часть. Симфония, которая делает его наиболее современным, ближе к нам. Я изучил все редакции (Леве, Хааса, Новака, Корса), делал ислледования исторического характера. По поводу Шалька и Леве - меня интересует, насколько они были "продвинуты" в отношении Брукнера. Конечно, волна "брукнерианства", начавшаяся в 80-е годы, не учитывает тех компромиссов, на которые Брукнер шел относительно исполнителей. Нельзя не учитывать и фактор здоровья Брукнера - вот почему в Девятой симфонии много упущений, ошибок [приводит примеры различных опечаток, небрежности штрихов, тепмов]. Обычно интродукцию играют очень медленно - Alla breve, но она не должна быть абсолютно медленной, а в темпе 72-76 - аналогично Девятой симфонии Бетховена!

В начале мы не играем тремоло, как это обычно делают, но играем 32-ми, так как они тоже вызывают ассоциации с Девятой симфонией Бетховена - пульс, который Брукнер делает на интервалах терции, квинты. Также двойной пунктир в начале - обычно это пропадает в исполнениях.

- Ваше мнение об оркестровке Брукнера, о ее пресловутой "невыгодности", что давало повод переоркестровывать его музыку друзьям и даже многим дирижерам?
- Я считаю, что у них есть основания - Брукнер не был мастером ни оркестровки, ни композиции - человек, который в 40 лет начал сочинять симфонии. Но у него была божественная харизма - умение продлевать большие музыкальные пространства. Его искусство оркестровки и формы не настолько виртуозны, как у Малера. Например, многочисленные ostinati в его время должны были звучать несколько "минималистично". Но сейчас пришло время понять, что эти музыкальные пространства радикально меняют законы композиции. Все эти склонности к божественным видениям, которые есть в его музыке - например, конец медленной части Девятой симфонии - это появление Иисуса!

Это абсолютно мистическая музыка, поэтому неизбежно много упущений с академической точки зрения, но нужно правильно воспринимать ее как религиозный прорыв, и академические рамки не могут прервать этого потока. Хотя он потратил почти полтора года на каждую часть, мы видим, что третья часть еще не совершенна. Видно что кода - колокола в конце части - это ожидание финала. Брукнер еще не знает, что делать в конце, как продолжать симфонию. И финал наполнен очень большими сомнениями.

- Вы собирались играть симфонию с финалом?
- И с религиозной, и с человеческой точки зрения я считаю, что финал - не готовая музыка; считаю, что если бы Брукнер был жив, он запрещал бы играть финал. Есть интересный материал, который можно играть на мастер-классе, но в концертном исполнении финал портит остальную музыку. Я могу понять и мог бы показать первую и вторую части в процессе изменения, композиторской работы - что Брукнер добавил, что он изъял - сто раз менял! Советовался! Когда Брукнер писал финал, он был очень болен, у него не было сил. Например, фуга [в финале - Б.М.] совершенно не доведена до конца. Есть какие-то фрагменты, в которых написано только басовое ostinato. Я как композитор понимаю, что это - эскизы, наброски! И хотя это не "аутентично", я поддерживаю тех, кто играет Te Deum.

- А Вы не хотели бы сыграть Te Deum после Девятой симфонии?
- Это по крайней мере лучше, чем играть финал. Но я считаю, что это опять не решение проблемы. Я очень много думал об этом - десять лет думаю! Мне кажется, что Брукнер посвящает эту симфонию Богу, а в финале Бог говорит ему "Спасибо!" и забирает его. Этот уход с колоколами, очень трогательный. Это красивее, понятнее, чем Te Deum.

- Как Вы относитесь к проблеме редакций симфоний Брукнера, какие Вы предпочитаете - ранние или поздние?
- Для Четвертой симфонии я делаю отдельную партитуру, потому что у кого-то одно правильнее, у кого-то другое. Например, Шальк, Лёве, потом их ученики - Фуртвенглер, Йохум - они зачастую делали совершенно другую музыку. Но мне кажется что Брукнер, если бы он был жив, то не был бы абсолютно бескомпромиссным, мог бы иногда сказать Леве: "Молодец, давай оставим так!" И Леве делал это не просто так - это был человек, который знал Брукнера, советовался с ним. Он мог ему сказать про то, что не прозвучит в оркестре. Они знали, что Брукнер хотел сказать, и могли помочь ему сделать это более качественно. Но иногда в этом присутствует "архаический" романтизм, дешевая вагнеризация. И есть тенденция "болезни Римского-Корсакова", который не понимал музыку Мусоргского. Например, хроматичекий аккорд в кульминации Adagio, который Лёве показался фальшивым. Я, когда играю Брукнера, сам отбираю материал из разных редакций, повинуясь своему разумению, инстинкту.

- Что Вы думаете по поводу органного характеру оркестровки Брукнера? Вы согласны, что он мыслил как органист?
- Я абсолютно согласен с этим и сам стараюсь играть так, чтобы это чувствовалось. Поэтому у Брукнера очень сложные отношения с вибрато. В те времена этим приемом не пользовались, даже в 1903 году, когда играл свою редакцию Лёве.

- Возвращаясь к современности - когда Вы играете Брукнера, у Вас не возникает аналогий с музыкой ХХ века? Считается, что Брукнер действительно ближе к современности, чем к XIX веку, когда его могли воспринять только в редакциях Шалька и Лёве - как и Мусоргского в редакции Римского-Корсакова.
- Конечно, можно его играть и так, тогда некоторые куски будут звучать как Джон Адамс. Но это не входило в его намерения. Мне кажется, я четко представляю себе, что хотел Брукнер. Я стараюсь побеседовать с ним. Я не делаю музыку, как я хочу - с этой точки зрения финал мог бы показаться актуальным. Вся эта звучащая пустота, пространство, паузы... В этом смысле интересно посмотреть отношение Девятой Брукнера с Девятой Малера, ведь Малер не очень симпатизировал Брукнеру, но при этом был в какой-то мере его учеником. Малер был гипер-эмоциональный человек, он радикально шел вперед за развитием музыки, с другой стороны остается консервативным. И Брукнер часто был более радикальным.

- Что показалось Вам наиболее необычным в Брукнере, когда Вы начинали им заниматься?
- Что было мне наиболее интересно - это "закатное" настроение его музыки, но отделенное от вагнеровской мифологии. Его "классичность", неромантичность.

- Близость к барокко?
- Да, и даже более - к раннему барокко, к "Cantus firmus". Его форма - как неотесанные камни, приваленные друг к другу. Малер, Рихард Штраус - они очень заботились об "обтеске" своих камней, о том, чтобы их музыку хорошо воспринимали, а Брукнер падал на колени перед интендантом, чтобы исполняли его симфонии. Но в этом есть и магия его музыки.

Источник:  www.bruckner.ru   .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ