О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей) ( род. 1969)

Интервью   |   Статьи
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)Протоиерей Олег БАТОВ (род. 1969) - священник: Видео | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

Образование: МИФИ, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Общецерковная аспирантура и докторантура.
13 июня 1999 года рукоположен в сан диакона.
11 июля 1999 года в сан пресвитера.
Клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

О себе

Я пришел к вере именно в годы моей учебы в МИФИ. Не прямо благодаря этому вузу, но думаю, что без него мой путь был бы более извилистым. Прежде всего, современная физическая наука здорово подрывает привычку опираться на обыденный здравый смысл. Даже такие простые вещи, как корпускулярно-волновая теория, не говоря уже о теории относительности или принципе неопределенности. После такой прививки догматические положения веры вовсе не кажутся противоречивыми.

Собратья-священники уже говорили, что благодаря науке становятся очевидными границы познания. Когда заходит речь о вере и знании, я часто вспоминаю слова Фрэнсиса Бэкона о том, что малые знания удаляют от Бога, а большие — к Нему приближают. Аристотель написал сначала «Физику», а потом - «Метафизику». Эти названия стали нарицательными, метафизика - это по сути продолжение физики, второй том двухтомника.

Я считаю, мне повезло со временем. Пора, когда я стал задумываться над «вечными», «проклятыми» вопросами совпала с перестройкой, стала появляться пища для размышлений. Прежде всего, толстые журналы, а в них целый неведомый ранее мир: религиозная философия - Соловьев, Бердяев, Федотов; «запрещенная» литература - «Плаха» Айтматова, «Белые одежды» Дудинцева. После лекций мы с другом шли на фильмы Тарковского, на выставки икон. Все это вместе стало для меня, по выражению апостола Павла, «детоводителем ко Христу».

Так вышло, что Новый Завет я впервые взял в руки на семинаре по матану (математическому анализу). Комсорг или профорг потихоньку собирал взносы во время семинара, преподаватель это заметил и говорит: «Был некий человек, который тоже собирал пошлины, а потом он бросил это дело и примкнул к другому человеку. Кто-нибудь знает, как его звали?» Все молчали, а я не очень уверенно сказал: «Левий Матвей?». Ответил я потому, что недавно прочел «Мастера и Маргариту». А один из сокурсников достал оранжевую книжку в мягкой обложке и сказал: «Хочешь скажу, где можно купить?» Это был Новый Завет, изданный общиной Тэзе к 1000-летию Крещения Руси.

В тот же день я поехал в храм Иоанна Воина на Якиманке и оставил там половину стипендии, зато стал обладателем «сокровища неиждиваемого». Хотя это было только началом пути. Признаться себе и другим, что я верую, а затем и переступить порог храма я смог только примерно через четыре года. Вехами на этом пути были: известие об убийстве о. Александра Меня и вскоре встреча с его книгой «Сын Человеческий», потом лекции в основанном им Университете о. Владимира Лапшина, Владимира Николаевича Лихачева, Георгия Петровича Чистякова, тогда еще не принявшего сан. Митрополит Антоний Сурожский часто повторял, что поверить можно лишь увидев отблеск вечности в лице человека. Таких людей мне посчастливилось встретить.

Позже некоторые знания и навыки, полученные мною в МИФИ, послужили для Церкви. С первых дней создания я поддерживал и развивал официальный сайт РПЦ - один из первых церковных сайтов Рунета. Его создал, кстати, выпускник МФТИ, ныне тоже священник - о. Тимофей Золотуский, служащий сейчас в Исландии.

..

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ

Протоиерей Олег БАТОВ: интервью

Протоиерей Олег БАТОВ (род. 1969) - священник: Видео | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

Протоиерей Олег Батов: Хочешь, скажу, где взять Евангелие? - спросил сокурсник шепотом

Клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке священник Олег Батов рассказал «Правмиру» о своем пути к Богу, о церковной жизни в Швейцарии, где он прослужил 10 лет.

– Отец Олег, вы росли в неверующей семье?
– Да, в обычной советской семье. Правда, меня крестили в младенчестве, и мама на Пасху всегда освящала куличи. Относилась она к этому скорее как к народной традиции, соблюдала ее, и каждый год перед Пасхой мы с ней ходили освящать куличи в храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Несколько раз выбирались на кладбище, тоже, видимо, в пасхальные дни, но это я не очень хорошо помню. Особого впечатления эти краткие посещения церкви на меня не производили, никаких религиозных чувств не вызывали, я был обычным советским школьником.

– И верили, что живете в самой счастливой и справедливой стране?
– В общем, да. В старших классах я даже был комсомольским «катехизатором» (не помню, как называлась моя должность, но точно не комсорг) – готовил вступающих в комсомол, проводил с ними беседы, учил отвечать на каверзные вопросы, которые им могли задать в райкоме (например, где хранится комсомольский билет Павлика Морозова?)

Относился я к общественной работе без энтузиазма, проводил беседы спустя рукава, и довольно скоро это поручили кому-то другому. Но такой эпизод в моей биографии был.

– Про сталинские репрессии, про диссидентов вы ничего не слышали?
– Дома это никогда не обсуждалось, знакомств в диссидентской среде у нас не было. Вот в 9-10 классе я занимался в театральной студии – в двух шагах отсюда, на Центральном телеграфе, – и руководительница студии была в теме и что-то нам рассказывала.

Помню, на вечерних посиделках после репетиций мы читали Надежду Мандельштам. И когда в 10 классе проходили XVII съезд КПСС, я спросил о судьбе делегатов съезда. Учитель сказал: ну, мы-то с вами понимаем, но не надо об этом. 1985 год был, конец, апрельский пленум уже прошел.

Вообще студия много мне дала, я даже колебался, поступать в МИФИ или в театральный, сначала подал документы в оба вуза и даже прошел первый тур в Щукинском, но тогда нельзя было поступать в несколько вузов, пришлось выбирать, и перед вторым туром я забрал документы и поступил в МИФИ.

В студенческие годы естественно задумываться над вечными проклятыми вопросами, мое же студенчество пришлось как раз на начало перестройки, когда, как вы помните, многое из того, что обсуждалось на кухнях и читалось в самиздате, стало публиковаться в газетах и журналах.

– А о Боге когда вы впервые задумались?
– Это происходило постепенно, через расширение кругозора. Тогда ведь не только о репрессиях стали писать, но и печатали русских религиозных философов: Бердяева, Булгакова, Федотова. И такие произведения советских писателей, как «Плаха» Айтматова, «Белые одежды» Дудинцева тоже помогли многое переосмыслить.

Семинары по матанализу у нас вел очень интересный человек, внутренне свободный. Он вспоминал, что учился в МГУ во время оттепели, когда много было позволено, и часто отвлекался на темы, к математике не относящиеся.

И вот на одном из семинаров (я уже рассказывал «Правмиру» этот эпизод, но охотно повторю) то ли профорг, то ли комсорг потихонечку собирал взносы, преподаватель это заметил и говорит: «Был человек, который тоже собирал пошлины, а потом всё бросил и последовал за другим человеком. Кто-нибудь знает, как его звали?»

Никто не ответил, и я робко спросил: «Левий Матвей?» Он сказал: «Да». Я тогда еще не читал Евангелие, но недавно прочитал «Мастера и Маргариту», поэтому догадался.

Тут один из сокурсников потихонечку достал из-под парты книжечку в оранжевой мягкой обложке и спросил: «Хочешь, скажу, где можно купить?». Это был Новый Завет, изданный к 1000-летию Крещения Руси общиной Тэзе миллионным тиражом. В тот же день я поехал в храм Иоанна Воина на Якиманке, купил Новый Завет и начал его читать.

А в 1991 году я пришел в Общедоступный православный университет, основанный отцом Александром Менем. Он был убит в 1990 году, многие СМИ сообщили об убийстве, меня эта новость потрясла, вскоре мне попалась на глаза его книга «Сын Человеческий», я ее прочитал, и когда узнал, что есть основанный им университет, пришел туда на лекции и там увидел людей, за которыми хотелось идти.

Георгий Петрович Чистяков, тогда еще не священник, читал лекции по Новому Завету, отец Владимир Лапшин – по литургике, Владимир Николаевич Лихачев – по Ветхому Завету. Это люди, которые сыграли решающую роль в моем приходе к Богу.

Часть занятий проходила в храме Космы и Дамиана в Шубине, и это тоже помогло войти в церковную жизнь – сначала ходил в храм на занятия, а потом пришел на службу, исповедовался и причастился. Это было на Рождество 1992 года. Стал прихожанином храма, а вскоре алтарником.

– Обсуждали это с однокурсниками?
– Я к тому времени уже закончил институт. С коллегами по работе это почти не обсуждали.

– Вы успели поработать по специальности? Ведь тогда по всей стране в институтах шли сокращения, молодые ученые и выпускники самых лучших вузов оказывались не у дел.
– Я успел немного поработать в Институте иммунологии. В лаборатории физических методов. Потом эта лаборатория отделилась, стала самостоятельным предприятием, которое благополучно развалилось. Но ведь перемена мировоззрения подразумевает перемену в жизни, и эта перемена часто бывает всеобъемлющей.

Да, в моей жизни это совпало с эпохой развала старых советских институтов, но к тому времени, как наше предприятие развалилось, у меня уже созрело решение связать свою судьбу с Церковью. Я алтарничал, одновременно работал в храме сторожем и участвовал в реставрации – надо было соскоблить семь слоев краски до живописи, и для этого не требовалось ни художественное образование, ни какое-то особое умение.

Подумывал о поступлении в Свято-Тихоновский институт. С одной стороны, глядя на священников, которые нас окружали – отца Александра Борисова, отца Георгия Чистякова, отца Владимира Лапшина, – я понимал, что недостоин стоять рядом с ними у Престола. Но желание было, как и у многих, кто поет на клиросе или помогает в алтаре.

Кроме того, были внутренние события, о которых невозможно рассказать, но в какой-то момент я почувствовал призвание и подал документы в Свято-Тихоновский.

– Ваша жена с пониманием отнеслась к этому? Как вы познакомились?
– Мы познакомились на евангельской группе. Мария училась в консерватории и была прихожанкой храма Космы и Дамиана. Она крестилась в 1987 году, крестилась сознательно, то есть у нее стаж церковной жизни был больше, чем у меня.

Всего через два месяца после нашего знакомства я сделал ей предложение, получил согласие, и еще через два месяца отец Александр Борисов нас обвенчал. В 1993 году.

– Она уже знала о вашем желании стать священником? Отец Глеб Каледа в своей книге «Домашняя церковь» писал, что крест жены священника тяжелее монашеского. К подвигу нельзя принуждать. Далеко не каждая даже очень благочестивая женщина, мечтающая о семье, готова стать матушкой.
– Не думаю, что жена священника обязана быть матушкой, то есть занимать какое-то особое положение в приходе. Прежде всего, жена священника, как и любая жена, призвана поддерживать уют и тепло там, где священник отдыхает от своих пастырских обязанностей. В этом ее служение.

– И почему к такому служению неприменимо слово «матушка»?
– Многие слова, изначально имевшие глубокий духовный смысл, из-за частого и не всегда уместного употребления этот смысл утрачивают, становятся просто дежурными, этикетными. Например, обращения к прихожанам «братья и сестры».

О нашем храме могу сказать, что это действительно так – наш приход давно стал общиной, семьей. Но не везде сложилась община, однако каждый священник начинает свою проповедь с этого обращения. Монахов называют отцами, а монахинь матушками, хотя они скорее братья и сестры.

– Если монах без сана, то и по церковному этикету к нему правильнее обращаться «брат», но теперь почему-то стали всех называть отцами.
– Более того, в семинарии студенты друг друга отцами называют, как бы привыкая и примериваясь к званию, которое не может быть просто званием. Вероятно, пошло это обращение от слов апостола Павла: «Я родил вас во Христе» (1 Кор., 4, 15). Вот когда человека можно называть отцом – когда он во Христе тебя родил! А когда это просто этикет, такое обращение лишено глубокого смысла.

То же самое и с матушками. Много мифотворчества вокруг них есть в современной церковной литературе, и многие православные девушки мечтают выйти замуж за будущего священника и примеряют на себя роль матушки.

В одной из книг я читал, как 20-летняя девушка только вышла замуж за вчерашнего семинариста, его рукоположили, и вот она говорит, как станет матерью всем прихожанам. Извините, но это как-то комично звучит.

– Дело не в том, называть или не называть матушкой, а в готовности женщины быть женой священника. Епископ Василий (Родзянко) рассказывал, что несколько лет не рукополагался, пока жена не сказала ему, что готова. Но неофиты, видимо, не задумываются над тем, как тяжел этот крест?
– Наверное. По крайней мере, у нас перед свадьбой такого вопроса даже не возникало. Мария знала о моем решении, была ему рада и готова разделить мой путь. Сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, иногда говорит: «Если б я тогда знала…»

Поступил на вечернее в Свято-Тихоновский. К тому времени я прослушал все лекции в Общедоступном православном университете, лекции блестящие, поэтому институт только помог мне структурировать знания, которые у меня уже были. Работал, как я уже говорил, алтарником, сторожем, реставратором, а еще курьером на почте, в группе творческой реабилитации детей-инвалидов.

Потом пригласили в ОВЦС, я поддерживал первый официальный православный сайт. Когда получил диплом, пришел к митрополиту Кириллу, председателю ОВЦС, и сказал, что теперь хотел бы послужить на приходе, просил отпустить меня в Московскую епархию – меня готовы были принять в одном подмосковном приходе.

«Не отпущу, сам рукоположу», – сказал митрополит Кирилл. И рукоположил в Смоленске, а вскоре после рукоположения я был направлен в Цюрих в Воскресенский храм. Тогда как раз стоял вопрос о существовании этого небольшого прихода. До меня там недолго служил игумен Венедикт (Кантерс), он возвращался в Петербург, а до этого пару лет в храме не было постоянного священника, приезжал служить иеромонах Косма (швейцарец!) из Берлинской епархии.

В Цюрихе я прослужил 10 лет. В школе и институте учил английский язык, немецкий начал учить, уже собираясь туда в командировку, но Цюрих город международный, и я со своим не очень совершенным английским чувствовал себя достаточно свободно, а примерно за год и немецкий освоил так, что мог на нем нормально общаться.

– Кто были прихожане: русские эмигранты, швейцарцы?
– Поколение эмигрантов первой волны уже уходило, хотя, например, барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн – прихожанин цюрихского прихода – еще жив, ему недавно исполнилось 102 года. Он в буквальном смысле эмигрант первой волны. Но это уникальный случай, а в основном прихожанами были дети и внуки эмигрантов первой волны, эмигранты второй волны, третьей, швейцарцы.

В Цюрихе с 1947 года служил тогда игумен, потом архимандрит, а с 1971 года епископ и затем архиепископ Серафим (Родионов). В начале 90-х он понял, что поскольку поколение эмигрантов первой волны уходит, единственная перспектива сохранить приход – привлечение швейцарцев. Он был человек очень открытый к западной культуре…

В молодости он вместе с будущим митрополитом Антонием Сурожским был прихожанином Трехсвятительского подворья, потом викарием владыки Антония. Вообще их судьбы во многом похожи. Архиепископ Серафим стал апостолом для Швейцарии, многих швейцарцев привел в Воскресенский приход, и многие из них до сих пор прихожане этого храма.

Кроме того, в храм приходило немало сербов, румын, грузин. У румын тогда еще не было своего прихода, сербский приход был переполнен. Швейцария во время войны в Югославии принимала беженцев, и сейчас только в Цюрихе проживает 30 тысяч сербов. Теперь там уже два сербских прихода.

– Сложилась в Цюрихе община или в таком международном приходе это невозможно?
– Мне кажется, что сложилась. Ситуация в диаспоре чем-то напоминает ситуацию в русской деревне, где все друг друга знают и тесно общаются. Конечно, разница русского и швейцарского менталитетов иногда приводила к недопониманию и даже конфликтам.

Швейцария – страна с давней демократической традицией, идущей от истоков народной жизни, когда все жители деревни собираются на центральной площади и обсуждают разные актуальные вопросы (у нас аналогия – вече).

В соответствии с этой традицией и швейцарским законодательством устроена и приходская жизнь – в приходском собрании участвует не двадцатка, а все прихожане, и обсуждают все вопросы церковной жизни. Проверяют бюджет – на что потрачены церковные деньги? Потом еще неделю бухгалтерские книги лежат в открытом доступе, и каждый прихожанин может их почитать и задать свои вопросы.

– Многие ли швейцарцы перешли в православие за годы вашего служения и с вашей помощью?
– Трудно сказать, помог я кому-то или, наоборот, стал препятствием на пути в Церковь. Скорее я унаследовал и не растерял прихожан, которые пришли до меня, при владыке Серафиме. Цюрих – город протестантский, поэтому переходили преимущественно из протестантизма. У католиков есть и таинства, и почитание святых – то, чего многим не хватает в протестантизме, – но перейти из протестантизма в католичество швейцарцам мешает исторический груз.

Религиозные войны шли в Швейцарии на протяжении двухсот лет, и до середины XX века напряженность в отношениях между католиками и протестантами была заметна даже на бытовом уровне. Поэтому тем швейцарцам, которые ищут таинств, легче перейти в православие.

– А насколько вообще религиозно швейцарское общество?
– По статистике протестантов в Швейцарии чуть больше, чем католиков, а в общей сложности это около 60 процентов населения. Около 20 процентов не заявляют о конфессиональной принадлежности – условно их можно назвать атеистами, – а остальные принадлежат к другим конфессиям. Но 60 процентов, которые принадлежат к официальной Церкви – протестантской и католической, – платят церковный налог.

При поступлении на работу необходимо указать, принадлежишь ли ты к Церкви, и люди, индифферентные к вере, естественно, указывают, что не принадлежат. Но 60 процентов заявляют о своей вере.

– Швейцария – одна из самых благополучных западноевропейских стран. И уровень жизни там высокий, и социально люди защищены, и экология хорошая. Последнее время в России всё чаще стали говорить, что и хорошо, что бедно живем, так как стабильность и благополучие мешают задумываться о вечном. Но судя по тому, что вы рассказываете о швейцарцах, это не так?
– Наверное, можно согласиться, что высокий уровень жизни снижает накал жизни религиозной. Церковная жизнь у швейцарцев размеренна и регламентирована.

В этой размеренности, может, и не видно христианского горения, безумия веры, тем не менее, швейцарцы очень отзывчивы на беды всего мира. Каждым Великим постом и перед Рождеством в церквях собирается огромная сумма на различные благотворительные проекты: и Африке помогают, и России, когда мы нуждаемся в помощи. И делается это не формально, а от сердца.

Как я уже говорил, когда приехал в Цюрих, немецкий язык только начал изучать, и с нами – со мной и женой – занималась пожилая швейцарка. Бесплатно.

Первая женщина, избранная в Церковный совет Цюриха, в 80 с лишним лет она каждый день читала отрывок из Нового Завета на греческом и из Ветхого Завета на иврите, посещала как вольнослушатель лекции на теологическом факультете Цюрихского университета, начинала изучать арабский, чтобы читать в подлиннике Коран, и бескорыстно учила немецкому языку православного священника. При владыке Серафиме она даже приходила в храм и пела в хоре, поэтому сохранила с приходом дружеские связи. Для меня это живой пример настоящей протестантской праведности. Она действительно жила Священным Писанием.

– Поддерживали ли вы в те годы связь с отцом Александром, отцом Георгием, отцом Владимиром? Кого из них вы считали своим духовником?
– Я исповедовался у всех троих, но никакого «договора» мы не подписывали и на словах никого не просил быть моим духовником. Отец Георгий, мне кажется, вообще избегал духовничества. Об этом хорошо говорила Анна Ильинична Шмаина-Великанова: он был не столько священник-отец, сколько священник-брат. Всегда сам подчеркивал, что он старший коллега.

Каждый год, а иногда и два раза в году, мы с женой приезжали в отпуск, всегда встречались со всеми. За несколько месяцев до смерти отец Георгий был проездом в Цюрихе, заходил к нам. Мы, знали, что он тяжело болен, поэтому его смерть не стала для нас полной неожиданностью, но всё равно это был удар.

– А в Швейцарии кто-то из священников стал вам так же близок?
– Дружеские отношения у меня сложились со всеми священнослужителями. Владыка Серафим, кроме всего прочего, успел перед смертью основать монастырь в Домпьере. Это французская деревушка в двух часах езды от Цюриха – по швейцарским меркам очень далеко. Нечасто удавалось туда вырваться, но по возможности приезжал.

Там служит архимандрит Мартин (де Кафлиш). Он швейцарец, сын старо-католического священника, дружившего с владыкой Серафимом и перешедшего в православие. Кроме него, там живет его сестра, монахиня Оттилия, и монах Силуан из Германии. Замечательное место и люди замечательные! (О нем как-то прекрасно рассказала Мария)

– Вы знали, что предстоит возвращаться в Россию? Наверное, тяжело было после 10 лет жизни в стабильном обществе вновь окунуться в нашу действительность?
– Возвращение не стало для меня полной неожиданностью. В ОВЦС нет определенного срока командировки, но мы говорили о возвращении с архиепископом Иннокентием, тогда правящим архиереем Корсунской епархии. Все связи оставались в России, в 2008 году у нас родился сын.

Возможности дать русское образование в Цюрихе есть, но мы сомневались, что хотим видеть его русским швейцарцем. Да и не в нашей власти было остаться на всю жизнь в Швейцарии.

Как-то приезжал в Цюрих корреспондент, спросил меня о планах, и я ответил, что мои планы – служить там, где поставит Господь. Вернувшись в Россию, я попросился в родной приход, и мое прошение удовлетворили.

В 2010 году, когда мы вернулись, СМИ утверждали, что и у нас стабильность, и она проглядывалась. Турбулентности начались недавно. Кроме того, мы же не безвылазно жили в Швейцарии, а раз или два в год приезжали сюда, всё время общались с друзьями, поэтому не чувствовали себя оторванными.

А культурный шок бывает при любом переезде, но он быстро проходит. Прежде всего, первое время бросалась в глаза неухоженность, неубранность. Например, у нас в подъезде стоит корзина для бумаг, куда люди выбрасывают ненужную рекламу из ящиков. Всегда хотя бы несколько листочков валяется рядом с ней. Мой сын с самого приезда и до сих пор поднимает их и бросает в корзину.

– У вас один ребенок?
– Да, так же, как у Авраама и Сарры, Анны и Елканы, Захарии и Елисаветы. Это один из сквозных сюжетов Священного Писания, указывающих на «надежду сверх надежды», на особые пути Промысла. Во многих событиях своей жизни я ясно вижу направление, которое не я сам изначально выбирал.

В моем служении Церкви пригодилось всё: и занятия в театральной студии, и техническое образование. В истории нашего знакомства с Марией и женитьбы также явны были знаки Провидения. Еще дохристианский философ-стоик Клеанф сказал «Судьба ведет покорного и тащит непослушного». Но нас ведет по жизни не слепая судьба, а любящий Отец, которому можно абсолютно доверять. Остается только научиться прислушиваться к Его воле, а не навязывать свою.

– Ваша жена певица. Не удивляет коллег, что она жена священника?
– Нет, по-моему, они это воспринимают как должное. Есть среди ее коллег и наши прихожане. Сегодня скорее можно опасаться нареканий со стороны части церковных людей: как это жена священника выходит на сцену? Иногда даже ссылаются на древний канон о том, что жена священника не должна быть позорищной, то есть актрисой. Но нечасто приходится слышать эти упреки.

Когда митрополит Кирилл приезжал в Цюрих, Мария специально спрашивала его благословения, и он благословил ее на концертную деятельность.

– Великую пианистку Марию Юдину за веру травили, увольняли из консерватории и Гнесинки. Да и позже, еще лет 30 назад, многие, чтобы избежать неприятностей на работе, не крестили своих детей или крестили тайно. Сегодня никого не удивляет, что жена священника работает в консерватории, выступает с концертами. Все могут открыто говорить о своей вере, воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, проповедовать. А послушаешь некоторых православных, в том числе и священников – хуже нынешнего времени не было в истории. И даже по советскому, богоборческому, времени ностальгируют. Это вызывает недоумение.
– Разделяю ваше недоумение. Основное воспитание ребенок должен получать в семье. Отец Петр (Мещеринов) правильно говорит, что воскресная школа не может заменить семейное воспитание. Порой даже люди неверующие хотят отдать ребенка в воскресную школу или православную гимназию, чтобы там его воспитали нравственным человеком. Ничего не получится, если этого нет в семье.

В советской школе действительно насаждались какие-то принципы коммунистической морали – как мы помним, «Моральный кодекс строителя коммунизма» цитировал апостола Павла, хотя и в искаженной форме. И это не спасало, потому что ценности провозглашались, но те, кто их провозглашал, часто жили по совсем другим принципам, и дети чувствовали эту фальшь.

Вообще, главными пороками советского времени, помимо открытого богоборчества, были ложь и несвобода. Порой кажется, что сейчас возвращается и одно, и другое. А официально нравственное воспитание в советской школе присутствовало. Может, сейчас этого как установки не хватает, но, повторяю, главное воспитание должно происходить в семье.

Действительно, сейчас есть все возможности для проповеди, для духовного образования, для сознательного участия в церковной жизни. Но немногие хотят, а принуждать к этому, навязывать веру – последнее дело. Надо молиться и делать то, что от нас зависит – нести людям весть Христову, а уж что взойдет, известно только Богу. Сетовать же на внешние условия странно.

Когда они были легкими? Когда было мало искушений? Какие искушения легче? Кто-то считает, что в советское время христианам было легче, но, конечно, это не так. У каждого времени свои вызовы, на которые надо отвечать, свои искушения, которые надо преодолевать.

Беседовал Леонид Виноградов
Фото и видео: Виктор Аромштам, из архива протоиерея Олега Батова

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ

Протоиерей Олег БАТОВ: статьи

Протоиерей Олег БАТОВ (род. 1969) - священник: Видео | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

СВЯТЫНИ ЕВРОПЫ: ДРЕВНЕЙШИЙ МОНАСТЫРЬ
 
Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае.
 
Монастырь был основан на месте мученичества римского воина Маврикия и его дружины. Это было в IV веке, и тогда на месте современного швейцарского Сен-Морица был город Агаунум, принадлежавший Риму. Во время гонений на христиан при императоре Максимиане легиону, которым командовал Маврикий, было приказано казнить христиан из числа местного населения. Легион Маврикия состоял из жителей египетских Фив, где в то время было уже немало христиан. Маврикий и его воины, многие из которых были христианами, отказались казнить единоверцев. После повторного приказа и повторного отказа выполнить страшный приказ были казнены сам Маврикий и 6 тысяч человек его дружины.
 
Через некоторое время после казни мучеников при содействии короля Сигизмунда Бургундского был основан монастырь во имя святого Маврикия. Кстати, мощи самого короля Сигизмунда, также мученика (524) и святого неразделенной Церкви, находятся в этом же монастыре.
 
Вот уже полторы тысячи лет в монастыре святого Маврикия не прекращалась молитвенная жизнь. В 1998 году здесь был обновлен портал древней базилики. На его дверях теперь начертаны имена мучеников многих стран мира на их языках, в том числе несколько имен мучеников, древних и новых, из России, начиная со святых Бориса и Глеба – первых прославленных святых Русской Церкви. Идея почитания христианских мучеников разных эпох и конфессий в католическом монастыре святого Маврикия очень актуальна. И надо сказать, очень теплое чувство возникает, когда, входя в базилику католического монастыря, ты по-русски читаешь имена знакомых и любимых тобой русских святых. Кстати, по национальности святой Маврикий был коптом, поэтому он также святой Коптской Церкви.
 
Паломников из разных стран здесь также встречают очень тепло. Не сказать, что православных здесь много, но все же группы приходят, и все оказываются приятно удивлены тем, что в далекой Швейцарии помнят и хранят память о наших святых соотечественниках.
 
Но кроме мощей древних мучеников в Швейцарии есть еще одна, вполне русская святыня: высеченный в скале двенадцатиметровый крест, поставленный в память о переходе Суворова через Альпы. Он был воздвигнут по инициативе князя Голицына к столетию перехода – в 1898 году. На кресте слова: "Доблестным сподвижникам генералиссимуса Суворова, князя Рымникского". Крест виден издалека всем, кто проезжает через перевал Сент-Готард (тот самый, где произошла знаменитая битва Суворова с Наполеоном) по Чертову мосту – до недавнего времени единственной дороге, соединяющей немецкую и итальянскую Швейцарию. Многие останавливаются перед крестом, русские приезжают специально, регулярно служатся панихиды за погибших воинов, происходят мероприятия, которые организует посольство России в Швейцарии. Отношение местных жителей к памятному символу победы русских в большей степени одобрительное: ведь Суворов освобождал Швейцарию от напавших на нее французов. И потому русский полководец Суворов в этом районе страны, на границе итальянской и немецкой Швейцарии, почитается как освободитель.
 
Адрес: Швейцария, Сен-Мориц, монастырь святого Маврикия.
Расположен в полутора часах езды на автомобиле от Женевского аэропорта.
Мощи святого мученика Маврикия находятся в реликварии, посетить который можно только с экскурсией.
Экскурсии проводятся в июле и августе в 10.30, 14.00 и 15.15; в мае, июне, сентябре и октябре – в 14.45, с ноября по апрель необходимо предварительно позвонить по телефону +41 (0) 24 486 04 04.
Входная плата – 10 франков (7,5 евро). Более подробная информация есть на сайте
www.abbaye-stmaurice.ch.

Источник: ricolor.org/journal/31/zarubejie/1/ .
 
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ