О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ШТЕЙН Ася Владимировна ( род. 1967)

Интервью   |   Статьи
ШТЕЙН Ася Владимировна

Ася Владимировна ШТЕЙН в 1994 году окончила филологический факультет МГУ.
Учитель высшей категории, автор программ по зарубежной литературе, мифологии и семиотике для лицеев и гимназий, преподаватель Лицея № 1553 на Донской, методист городской экспериментальной площадки «Исследовательская деятельность учащихся».

Автор статей по раннему, развитию, семейной педагогике, психологии, детскому здоровью в ведущих российских журналах для родителей: «Кроха», «Мой маленький», «Лиза - мой ребенок», «Аистенок», «Крестьянка», «Здоровье школьника», «Растим ребенка», а также на интернет-порталах для родителей.


Ася Владимировна ШТЕЙН: интервью

Ася Владимировна ШТЕЙН (род. 1967) – педагог, автор программ по зарубежной литературе, мифологии и семиотике:  Статьи .

«ОСТАНОВИТЬСЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ»

Не выключаю диктофон, не могу перестать задавать вопросы, хотя в принципе интервью законченно. Потому что Асю Штейн, преподавателя литературы, маму троих детей, хочется слушать и слушать.

О том, как впустить детей в литературу, чтобы они понимали её не плоскостно, на линейном уровне, а — проникая в многочисленные слои текста. О том, как воспитать собственных детей и не отпугнуть их от веры. О том, как после 27 лет семейной жизни быть с мужем интересными друг другу…


- Вы были единственным ребенком в семье?
- Да, я единственный ребенок родителей, росла в богемной среде, где было много взрослых, которые были заняты своими очень интересными делами, и очень мало детей. Детьми специально никто не занимался, им предлагалось вписываться в заданные обстоятельства. И мне, ребенку, было одиноко в мире взрослых.

Когда стала старше, поняла: хочу, чтобы у меня было несколько детей, которым, во-первых, будет интересно друг с другом, во-вторых, я смогу устроить свою жизнь так, чтобы уделять им достаточно много внимания.

- С чего началась ваша семья?
- У нас классический студенческий брак. Ранний, поспешный, немного бестолковый и очень нищий. Первый ребенок родился, когда мы были на втором курсе университета. Муж оказался в армии, потому что тогда туда забирали и студентов. Приходилось много учиться, много работать. Наверное, нам стоило бы подождать с женитьбой еще пару лет, думаю, было бы проще. А так, оставшись на два года с маленькой дочерью, я, наверное, многие вещи в ее развитии просто пропустила, не смогла получить удовольствие от них.

Я мало бывала дома, работала (давала уроки русского и английского, занималась переводами), много училась. Иногда мне приходилось брать дочку с собой в читальный зал. Это — классический студенческий ребенок, который рос в библиотеке под столом рядом с мамой.

Когда могли, помогали родители. Но это было нечасто: мама и бабушка были работающими женщинами, и идея, что они выйдут на пенсию, даже не обсуждалась.

- Говорят, совсем молодым людям проще «притираться» друг к другу: нет окаменелых привычек…
- На самом деле это не так, потому что молодые люди категоричны и эгоцентричны. Даже, если им кажется, что у них очень много общего, оно, как правило, внешнее и лежит вне семьи, и вне брака. Можно хорошо проводить вместе время и часами говорить о литературе, богословии и смысле жизни, но при этом не находить компромисса в вопросе, кто будет мыть посуду и укладывать ребенка спать, как уступить друг другу в каких-то мелочах…

Уступать в мелочах сложно просто в силу возраста: в 18–20 лет человек не очень способен видеть то, что другой человек, который рядом, отличается от него. Да, то, что совпадает — оно прекрасно, а вот несовпадающее принимается с большим трудом и вызывает раздражение. Причем, чем ничтожнее это несовпадение, тем большее раздражение вызывает.

- Как вы преодолевали это?
- С возрастом, наверное. Потому что с самого начала была установка, что мы вступаем в брак раз и навсегда (у нас сразу был церковный брак). И какие-то вещи делались просто потому, что их надо сделать, раз уж мы так договорились.

- Когда вы женились, получается, вы уже были верующими людьми?
- У нас это произошло практически одновременно. Получилось, что мы вместе приходили к Богу. Было самое начало 80-х, и тогда приход в Церковь, при всей серьезности внутренних поисков, был как авантюрное приключение. Ведь все еще было немножечко нельзя, это было тайно, это было под запретом.

Мы не очень понимали на самом деле, что делаем. Когда крестилась в Елоховском соборе в центре Москвы, я «Символ Веры» не знала. Выучить «Отче наш» догадалась, а что такое «Символ веры» — не знала. Увидела на стенке, когда батюшка предложил прочитать…

- Когда пришло осознанное понимание веры?
- Оно приходило постепенно. Просто это было интересно. Вокруг были люди, в том числе, и среди наших однокурсников, из верующих семей. Как-то и в окружении появлялись более взрослые верующие. Через перекосы то в одну, то в другую сторону, мы начинали понимать нашу веру.

Сначала, конечно, был неофитский пыл, что все-все-все надо исполнять «правильно», потом он угас, и как-то постепенно мы добрались до некой золотой середины.

А сначала даже мучились вопросами, надо ли заставлять поститься маленького ребенка? Надо ли ребенка водить в церковь на голодный желудок? Как читать вечернее правило, когда ты вечером валишься с ног от усталости: можно сидя или нужно все-таки стоять? А потом мы поняли, что в вере все-таки главное — не все эти «можно — нельзя»…

Самые интеллигентные дети Москвы

- Как решались конкретные бытовые вопросы в вашей молодой творческой семье?
- С бытом очень плохо было, потому что денег не было, жить было негде. Жили сначала у одних родителей, потом у других родителей. Отдельное жилье появилось лишь тогда, когда родился третий ребенок.

- И каково это — жить с родителями?
- Очень, очень тяжело. Не то, чтобы родители особо вмешивались в наши дела. Но они — тоже творческие люди, сложные, со своими представлениями, со своими границами, очень болезненно относящиеся к их нарушению.

К тому же мои родители очень болезненно восприняли мое крещение. Они видели в этом некое предательство. Хотя сами были в принципе далеки от какой-либо веры.

Я всегда говорю, что у меня были самые интеллигентные дети в Москве, потому что мы ходили во множество кружков, абсолютно на все спектакли, выставки, ёлки и прочие культурные мероприятия, чтобы только как можно меньше времени проводить дома. Чтобы дети как можно меньше путались под ногами и меньше становились свидетелями каких-то конфликтов между взрослыми.

- Ваши дети рождались в 90-е — не самое благополучное время в стране…
- Да, рождение детей пришлось на период полного безденежья, абсолютно непонятного положения в стране.

Был период, когда мы еще учились в университете, и у нас было уже двое детей. Продуктов в магазинах не было, но в университетской столовке еще исправно продавалось мясо. Мы брали два вторых, гарнир съедали сами, а мясо складывали в баночку и относили домой детям.

Когда родилась вторая дочка, свекровь в 6 часов утра занимала очередь в молочный магазин около дома. Стояла до восьми часов утра. Я в восемь часов укладывала младшую спать, оставляла со старшей, с 4-х летней дочкой и шла еще два часа эту очередь достаивать.

Это не воспринималось, как что-то кошмарное, но раздражало, поскольку отвлекало от каких-то более приятных и более интересных вещей.

- Есть мнение, что когда бытовая сторона жизни может налаживаться, возникают отношенческие трудности. Вы согласны?
- Трудности — в другом. В какой-то момент я поймала себя на том, что мы живем в ожидании, что вот-вот будет лучше. Вот-вот подрастут младенцы, вот-вот мы заработаем денег, у нас будет квартира. Когда появилась квартира, выяснилось, что надо еще чего-то ждать… И однажды я поняла: главное проходит бесповоротно, а мы все чего-то ждем. И решила, что не стану ничего ждать, расслаблюсь и буду жить сегодняшним днем, понимая, что хорошо — именно сегодня, а не завтра.

Многие люди, многие семьи так и проводят всю жизнь и все детство своих детей в ожидании того, что у вот у них появится стиральная машинка, дача, лодка, машина — тут-то они и начнут жить. Когда все это появляется, выясняется, что они — опоздали: дети — выросли.

Кстати, с детьми то же самое. Есть тревожность, родительский невроз, что надо обучаться, оздоровляться, готовиться ко сну, к причастию, к школе, к лету. Я себя и на этом поймала и стала учиться просто жить. Не идти куда-то срочно-срочно-срочно, а просто гулять, просто играть. Не успели, не приготовили обед, значит, не приготовили, значит, макароны сварим или бутерброды сделаем. Не сделали уроки, потом сделаем. Стало важным время, которое мы проводим вместе сейчас, без оглядки на это «потом».

У детей ведь нет будущего времени, у них важно настоящее. Детство дискретно, оно бывает только здесь и сейчас.

- Вам удалось как-то реализовать мечты собственного детства, сделать так, чтобы детям было интересно с вами?
- Пожалуй, да. Потому что мне с детьми всегда было очень хорошо, они меня никогда не раздражали. Конечно, я не могла посвящать им все свое время, но то время, которое мы были вместе, я старалась не просто находиться в одной квартире с ними, а — жить общей жизнью, заниматься общими делами.

- Как восприняли ваши родители, близкое окружение появление третьего ребенка?
- Третьего - нормально. Мы уже были взрослые, каким-то образом состоявшиеся люди, и нашему внутрисемейному решению уже никто и не удивлялся.

А вот факт, что мы, студенты, второй раз станем родителями, оказался для наших близких болезненным. Нам постоянно говорили, что же мы делаем, зачем, не надо, надо подождать, ведь ситуацию еще можно исправить… Морально противостоять этому было непросто.

Подростковая тусовка и церковная жизнь

- Ваши дети выросли церковными людьми. Как строилось воспитание в этом смысле? Водили каждое воскресение в церковь?

- Мы их водили в церковь довольно редко, потому что нам казалось: поход в храм должен восприниматься праздником, удовольствием, а не тяжелым бременем. Когда дети подросли, и отказывались идти с нами, мы их никогда не заставляли.

Мы старались всегда, чтобы все было по силам и по их запросу. А дети, в свою очередь, поскольку им ничего не навязывалось, просто видели, что вера — это часть нашей жизни и они с удовольствием в этой жизни участвовали.

- Как вы говорили о вере?
- Никто, конечно, не говорил: «Сядьте дети, сейчас мы будем говорить о вере». Понятно, что, когда в семье взрослые молятся, читают Евангелие, ходят на службу, постятся, дети включаются в жизнь родителей, начинают спрашивать. Мы объясняли, отвечали на какие-то вопросы.

Что мы делаем, для чего ходим в церковь? Что там происходит? Зачем мы молимся? Что происходит на Литургии? Зачем причащаемся? Что за праздник? Для чего нужен пост? Не столько читали, сколько рассказывали, наверное, какие-то истории из Священного Писания.

В общем, я бы сказала, что мы никогда не делали что-то специально. Это была, скорее, часть жизненного контекста. Мы рассказывали о вере так, как мы ее понимали в какие-то моменты своей жизни.

- В подростковом возрасте у детей не было отторжения, что вера, церковь - от взрослых, значит - что-то не то?
- Мне кажется очень важным, что у подростка в Церкви должно быть свое место, независимо от родителей. Мы всегда старались, чтобы после 10 лет у детей была своя церковная жизнь, отдельная от нас.

Этому помогала и воскресная школа в нашем приходе. Учащиеся в ней дети участвовали в спектаклях, ездили в летние лагеря. Подрастая, дети сами стали там организовывать какие-то мероприятия. И все это происходило именно в контексте церковной жизни.

Так что противостоять детям было нечему. Наоборот, у них была своя подростковая тусовка. И они нам говорили: «Эх вы, устали, не идете на службу в воскресение, а мы вот идем».

- А посты как — тоже выбирали сами дети: держать - не держать?
- Да. Мы им предлагали и предлагаем просто. Младшему сейчас 13 лет. Он каждый пост собирается поститься, потом говорит: «Нет, я, пожалуй, все-таки, наверное, молоко буду». А потом: «Ты знаешь, я в школе был такой голодный, съел котлетку. Все-таки в школе я не могу держать пост». Но мы как-то договариваемся: раз ты ешь мясо, значит, может, ты не будешь конфет, или чипсов, или еще чего-то.

На самом деле для ребенка гораздо больше ограничение не мясо не есть или творог, который в него и так втолкнуть невозможно, а каких-то лакомств. Или договариваемся (без навязывания): «Давай в пост ты не будешь в Макдональдс ходить», — иногда это очень может быть гораздо большим испытанием.

Интриги родительства

- Старшая дочка у вас - художник, средняя - актриса. Вы подсказывали им в выборе профессии?
- У них всегда были настолько яркие предпочтения, что оставалось только поддерживать их. Мы только пытались убедить, что предпочтительнее тот вуз, а не другой.

А в глобальном смысле — для чего что-то навязывать человеку, это же его жизнь и его будущее.

- Вы помните, когда дети на вас обижались?
- Бывало. Я человек вспыльчивый, достаточно категоричный. Когда дети стали расти, взрослеть, требовать независимости, мне было тяжело их отпускать. Потом я увидела, что они ничего плохого не делают.

Я поняла, что мне важнее сохранять с ними хорошие доверительные отношения, чем, скажем, добиваться порядка в комнате и сделанных уроков. Это было именно доверие, желание отпустить и понимание, что у них должны быть свои границы, свое пространство.

- Когда родился сын, вы уже чувствовали себя опытной мамой?
- Нисколько. С каждым ребенком были свои сложности. И главное, что каждый раз они были совершенно другие. Предыдущий родительский опыт на самом деле совершенно никак не помогал. От многодетных родителей, у которых по 5–7 детей, я слышу совершенно то же самое. …

Так что дети — все абсолютно разные, совершенно друг на друга не похожи. Скажем, общее у них — только руки, ноги голова. И фамилия. Все остальное разное.

Это, наверное, проблема многодетных семей, когда ты начинаешь пытаться калькировать свой опыт, пытаться применить его на следующего ребенка. На самом деле в каком-то смысле каждый ребенок единственный, каждый ребенок первый.

С одной стороны, в этом сложность, с другой, — каждый раз пред тобой интрига, ты родительство проживаешь заново, по-новому. Дети все по-разному рождаются, все по-разному спят, по-разному начинают ходить, говорить, читать, все по-разному. По-разному выстраивают отношения с тобой и с миром. Собственно, это и к детям в школе тоже относится — они все разные, и классы разные, и дети разные. В общем, никакой предшествующий опыт на самом деле не применим.

Но ты не сразу приходишь к этому. Например, у нас старшая дочка очень рано начала говорить. И когда второй было месяцев 8 или 9, она сказала два слова — «куколка» и «платьице». Я решила, что она — точно вундеркинд, абсолютно гениальный ребенок, который вскоре будет говорить сложными фразами. Однако этими двумя словами дочка обходилась до двух лет.

- Вы не вмешиваетесь в жизнь семьи дочери, в то, как она воспитывает своего ребенка?
- Нет, конечно. Это же ее ребенок. Зачем лишать ее удовольствия и воспитывать ее ребенка? Если она что-то сделает не так, это будет ее опыт. Я не могу за нее прожить ее жизнь, и за нее воспитать ее ребенка. Тогда это будет не ее ребенок, а мой ребенок. Любой родитель не может стать родителем, не совершив своих ошибок.

Тем более она — очень разумная мама, все делает замечательно.

Школа: трудные дети или родители?

- С чего началась ваша преподавательская деятельность и как складываются отношения с учениками?

- В профессию я попала достаточно случайно, просто зашла на секундочку заработать денег и осталась навсегда, потому что понравилось.

А что касается учеников — для педагога очень важно не усыновлять детей, не становиться мамой, да и со своими детьми, когда они растут, постепенно следует из детско-родительских отношений переходить на дружеские, партнерские.

Педагогическое кредо нашего лицея: делать что-то вместе с детьми, учиться с ними, а не оказывать «образовательных услуг» (просто не могу слышать этого словосочетания).

Детям объясняю все примерно так: «Я никому никаких знаний не предоставляю. Могу только с вами вместе узнавать каждый раз что-то новое». Когда ты перестаешь с детьми что-то узнавать, если ты их учишь, уверена, что все знаешь, то надо из профессии уходить. Я могу только дать инструмент познания, могу научить узнавать…

- Труд педагога — не очень благодарный: выкладываешься, а отдачу видно далеко не всегда…
- Не соглашусь с утверждением, что труд - неблагодарный. А отдача - в самом процессе. Когда ты что-то начинаешь с детьми делать, размышлять, и вот они поняли, как я строю урок, услышали меня, у нас что-то стало получаться вместе - вот это и есть, собственно говоря, отдача. А другой я не знаю. Ну, что, они мне скажут «спасибо» и принесут букет цветов? Я не люблю ни цветов, ни конфет.

Если дети не слышат на уроке, значит, я что-то делаю не так. Не так построила урок, не с того начала.

- Проблемные ученики есть?
- Конечно. У нас каждый первый проблемный. Лицеи специализируются на одаренных детях. Одаренные дети — это значит, в одном месте развитие опережает, а в другом тормозит. Если, к примеру, он решает задачи на олимпиадах, но может не уметь завязывать шнурки или открыть книжку на нужной странице. Бывают гиперактивные дети, которых трудно затормозить. Бывает, наоборот, очень медленные, которых надо научить подстраиваться под общий ритм. Многие одаренные дети, — с некими аутистическими реакциями, их надо как-то научить взаимодействовать с миром, адаптировать их к тому, что они не одни.

- Какие проблемы с детьми из многодетных семей?
- Проблем с такими детьми вообще немало. Главная в том, что каждый ребенок в многодетной семье на самом деле хочет быть единственным. Попадая в другую среду, будет требовать того, чего у него нет в семье. Например, у меня был один ученик, из семьи с 7 или 8 детьми. Огромная была семья, крохотная квартира… И вот этот хороший вменяемый ребенок, в десятом классе стал пропадать из школы. Мы его не видели неделями, как классный руководитель, я стала выяснять, в чем дело.

Спрашиваю мальчика: «Куда ты ходишь? А что ты делаешь?» отвечает: «Хожу в кафе, там просто сижу, читаю книжку». В общем, выяснилось, что ему практически негде быть одному. «Дома кричат. В школу придешь, опять все кричат. Я так устаю, мне надо где-то побыть одному», — признался он. Когда мы это выяснили, поговорили с родителями, и проблема была решена так, что мальчик стал часть недели жить у бабушки с дедушкой.

Еще один момент, очень часто у многодетных родителей: двое-трое старших детей были наиболее благополучные, отличники. И эти родители уверены, что все само дальше будет так, по накатанной, происходить. Но вдруг выясняется, что у них четвертый или пятый ребеночек совершенно даже не отличник, они вообще не понимают, как с этим быть, что с этим делать. И начинают переживать, что раз не отличник, значит, они потерпели крах, они неудачные родители, у них — неудачный ребенок. Приходится говорить, что это не их вина, не его вина, что не надо его меньше любить… Но в таких ситуациях включить какой-то конструктов бывает достаточно тоже тяжело.

- С кем труднее - с детьми или с родителями?
- С родителями. Они ждут от школы чего-то конкретного. Тем более, сейчас родители очень ориентированы на результат, причем быстрый. Они считают, что если отдали ребенка в такой хороший лицей, то им немедленно предъявят результат.

А ребенок начинает получать двойки. Им говорят: «Не обращайте внимания, это нормально. У него сейчас долго-долго будут двойки. Но потом ему будет легче, особенно если вы не будете водить его еще и на курсы, и на 25 кружков». А они не слушают.

Или родители заявляют: «Мы хотим, чтобы ребенок обязательно шел в Высшую школу экономики, а потому он должен посещать там курсы». Мы пытаемся объяснить, что этому конкретному ребенку вредно идти в Высшую школу экономики, ему ближе, скажем, Литературный институт. Но родители заявляют, что лучше знают…

Меня больше всего огорчает, что часто приходится детей защищать от их же родителей, которые хотят, чтобы ребенок соответствовал самым разнообразным и противоречивым их ожиданиям. А если он им не соответствует, то ребенка начинают обесценивать…

- Как ваши близкие относятся к вашей профессии?
- Привыкли. Если заниматься этой профессией всерьез, то она становится частью жизни, причем большей частью. Ты проводишь много времени на работе. Приходишь домой, садишься проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Потом звонят в неожиданное время или родители, или дети, с которыми нужно немедленно побеседовать. Им нельзя сказать: «Позвоните мне в рабочее время». Потому что им важно сейчас, а не послезавтра.

Мир в семье и переменчивость подростков

- Что самое главное в семейных отношениях для того, чтобы сохранять мир, равновесие в семье?

- Думаю, что самое главное — уважать право своих близких быть другими. Большинство проблем в семьях происходит от того, что люди стремятся всех переделывать на свой лад — детей, мужа, свекровь.

Если каждый имеет возможность быть таким, каким ему комфортно, и сохранять и какие-то свои границы-то мир в семье чаще удается сохранить. Важно уважать чужие границы. Человек имеет право уединиться. У него может быть настроение: быть одному, не разговаривать, не смеяться, не смотреть со всеми кино, не идти со всеми в церковь или, наоборот, идти, когда другие не идут. Или поститься, когда все не постятся. Надевать зеленые штаны, когда все ходят в синих юбках. В общем, быть собой. Если в семье каждый может быть собой, то мне кажется, такая семья имеет большие шансы стать комфортной для всех ее членов.

- Конфликты с мужем возникают?
- Да, скорее, в каких-то бытовых вещах. Глобально мы во всем согласны. А в мелочах куча всяких мелких расхождений, но - это разница характера, разница темперамента.

- Как супругам пронести через годы семейной жизни бережное отношение друг к другу?
- Тут дело не в том, как их сохранить. Как раз, когда пытаются сохранить что то, ничего хорошего не выходит. На самом деле чувства людей, давно и рано создавших семью, друг к другу тоже меняются. Нужно уметь идти за изменениями. Нельзя во взрослом мужчине продолжать любить двадцатилетнего мальчика и говорить: «Ах, ты так изменился, ты совершенно не похож на того, кого я любила когда-то».

Понятно, что это другой человек с другими привычками, другими интересами. То есть тут важно не столько сохранять, сколько менять, и принимать те изменения, которые происходят в человеке.

Кстати, то же самое — и с детьми-подростками. Потому что подросток утром один, а вечером — уже совсем другой. Утром он одну девочку любил, а вечером он уже ее разлюбил и другую полюбил. Утром ему карате нравилось, а вечером джаз. Это происходит постоянно. Вчера были одни друзья, сегодня ты приходишь в дом, там какие-то другие люди вдруг неожиданно оказываются.

И семья — это не статика, это динамика. Нельзя пытаться что-то там законсервировать. Как нельзя пытаться сохранить, скажем, взрослых девушек маленькими девочками, надевать все бантики и юбочки с оборками. Когда девочка приходит с зелеными волосами и с серьгой в носу, лучше не падать в обморок, а говорить: «Ах, как мило! Какой чудный оттенок зеленого!»

- Вас так удивляли дети?
- Было, конечно. У меня средняя дочка постоянно экспериментировала со своей внешностью. Одно время, когда ей было около 15 лет, ей нравилось прокалывать уши: она то и дело делала очередную дырку для сережки. Я, в общем то, спокойно к этому относилась, только говорила: «Прокалывай, но только — в салоне, а не у подружек на кухне английской булавкой.

А года через два дочка призналась: «А знаешь, зачем я уши прокалывала? Тебя подоводить хотела». Я удивилась: «Ты меня хотя бы предупредила, я думала, тебе сережки нравятся».

Подростки постоянно проверяют границы. Для них на самом деле очень важно различать, что действительно нельзя. Потому что то, что нельзя — это опасно. И плохо, когда родители запрещают абсолютно все: нельзя короткую юбку, нельзя постричься, нельзя покраситься, нельзя на дискотеку, нельзя в гости к подружке, нельзя ходить на красный свет, нельзя употреблять наркотики…

И вот когда все эти «нельзя» идут через запятую, то у ребенка может сложиться впечатление, что или действительно этот мир ужасен, опасен, и надо пойти повеситься, потому что все очень плохо, или родители полные идиоты, и все запрещают. И вот в этом случае ребенок может решить, что на самом деле все можно. Так же, через запятую, не различая безобидных и смертельно опасных вещей.

В школе я всегда говорю родителям: «Сядьте, на листочке напишите, что нельзя ребенку, но не больше 10 позиций. И это „нельзя“ должно быть нельзя всегда. Вы должны объяснить ребенку: это нельзя, потому что это опасно. Это нельзя, потому что это вредно для здоровья. Может быть даже: „Это нельзя, потому что я этого боюсь“. Вы имеете право чего-то бояться. Но, если вы боитесь всего, тогда, скорее всего, вам нужно разбираться с собственными проблемами».

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 


Ася Владимировна ШТЕЙН: статьи

Ася Владимировна ШТЕЙН (род. 1967) – педагог, автор программ по зарубежной литературе, мифологии и семиотике: Интервью .

ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ 


Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим чадам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Для самых маленьких чтение — это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, чувствовать запах ее волос, и перенестись вместе с ней страну фей и эльфов, на крыше шалить с малышом и Карлсоном, мужественно сражаться с ведьмами и драконами в заколдованных пещерах… Когда ребенок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Особое место в литературном репертуаре вашего ребенка должно занять поэтическое чтение. Хорошие стихи сродни музыке, и очень важно, чтобы ребенок привык слушать их с самого раннего детства (речь идет не о детских сказках в стихах или коротеньких потешках, а о настоящей, большой поэзии). Стихи приучают малыша к особому, вдумчивому, я бы сказала, непрагматическому отношению к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Поэтому, чем раньше вы начнете читать стихи малышу, тем лучше. Многие современные педагоги — пренатологи даже советуют начинать делать это еще до его рождения. Малыш с равным удовольствием будет слушать Лермонтова и Мандельштама, Пушкина и Ахматову, Лорку и Гете. А вот Маяковского или Давида Бурлюка читать маленьким детям не стоит, даже если вы — страстные поклонники модернисткой и постмодернисткой поэзии: резкий, часто негармоничный строй подобных стихов скорее всего не понравится малышу. Можно попробовать напевать хорошие стихи вместо колыбельных: любая информация, которую ребенок получит перед сном или в полусне, укореняется в глубинных слоях подсознания и остается там навсегда, оказывая решающее влияние на формирование личности. Конечно, кроха пока не в состоянии вникнуть суть читаемых вами стихов, и бесполезно пытаться объяснить ее не только трехмесячному, но даже трехлетнему. Однако не стоит из-за этого расстраиваться. Пока малыш воспринимает стихи как хорошую музыку, а про что в них говорится, поймет, перечитав их во взрослом возрасте.

Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.

Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу. Но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее о своих планах, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?».

Иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до нее. Случается, что та или иная книга не соответствует характеру малыша. Например, есть ранимые, впечатлительные дети которые категорически не хотят читать никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазеры и искатели приключений, с замиранием сердца перечитывающие по десять раз «Таинственный остров» и «Робинзона Крузо»вряд ли заинтересуются назидательными и несколько скучноватыми рассказами из детской жизни вроде «Записок гимназистки» или «Детства Темы».

Выбирайте для чтения хорошие, проверенные временем книги, написанные правильным литературным языком, талантливые и остроумные. Не стоит потакать малышу и читать новомодные поделки, популярные среди его сверстников: расплодившиеся во множестве детские детективы, так называемые «интерактивные книги», литературные ремейки популярных детских сериалов. Особенно вредны детям комиксы. У детей, увлекающихся комиксами, нарушаются тонкие функции восприятия, анализа и интерпретации текста. Ведь комикс — это не литературный текст, (хоть и притворяется таковым), а набор картинок с подписями, которые лишь внешне как будто бы связаны друг с другом по смыслу, но на самом деле между ними нет и не может быть глубинного внутреннего единства. Комиксы лишены подтекста, который обязательно присутствует в настоящей литературе, в том числе и в детской, и для понимания которого который необходимы серьезные интеллектуальные и эмоциональные усилия. Герои комикса не предаются философским раздумьям и не рефлексируют. В комиксах вы не встретите описаний природы и характеристик героев, в них нет косвенной речи, да и прямая убога и примитивна, а часто и вовсе сводится к междометиям. Ну, а если к этому прибавить примитивные сюжеты и безвкусные картинки, легко предположить, какое влияние оказывает такая книга на хрупкую детскую душу. В итоге ребенок не привыкает к душевной и интеллектуальной работе над текстом и уже просто не в состоянии справиться с чтением настоящей, серьезной литературы.

В золотой фонд детской русскоязычной детской литературы прочно вошли не только оригинальные, но и переводные книги, и детство малыша просто немыслимо без Чиполлино, Алисы и Карлсона. Но при выборе переводной литературы стоит обращать внимание на качество перевода. Часто одна и та же книга параллельно существует в нескольких переводах. И подчас наиболее качественным, как ни странно, оказывается первый. Новые нередко делаются для того, чтобы восполнить вырезанные когда-то по цензурным соображениям места (книга, кстати, далеко не всегда выигрывает от их восстановления) или просто чтобы иметь возможность выпустить новое издание. Именно это, кстати, произошло переводами «Малыша и Карлсона», «Пеппи Длинныйчулок», «Мэри Поппинс» В первый раз эти книги переводились в начале семидесятых выдающимися переводчиками: Лилией Лунгиной и Борисом Заходером. Новые переводы появились в конце девяностых и были намного слабее.

Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если вашему малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий берите небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. В принципе, очень хороши «Рассказы из азбуки» Толстого и «Рассказы для детей» Ушинского, потому что они созданы именно для этой цели, но многим детям не нравится их дидактизм. В этом случае можно взять, к примеру, «Денискины рассказы», детские рассказы Зощенко, совсем маленьким — небольшие сказки о животных («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят»). Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным, легко запоминающимся. Прочитайте текст медленно, выразительно. Потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, помогите сформулировать главную мысль, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш (будет еще интереснее, если вы попробуете смастерить для этой цели немудреных кукол). Может, ребенку будет проще, если вы будете говорить «за автора», а он от лица героев. Особенно удачное представление можно показать и домашним. Если малышу все-таки трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте нарисовать «мультик» — пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм. Если у малыша хорошо развито юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные варианты развития сюжета; смеясь, он, возможно, вспомнит как было дело. Ни в коем случае не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно. Если же вы увидите, что ваши занятия вообще не дают результатов, обязательно обратитесь к специалисту-логопеду.

Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Иначе вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку, который будет считать, что сказки — это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой.

Если ребенок задал вам серьезный «научный» вопрос, предложите ему вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его пользоваться алфавитным указателем, находить нужную статью в словаре или энциклопедии. Главное, даже если вы заранее знали ответ, не забудьте порадоваться и изумиться, найдя его вместе с малышом. Тогда он надолго, а может, и на всю жизнь сохранит воспоминание о том, как вместе с вами узнал, как устроен магнит или крылья птицы.

Никогда не навязывайте малышу научно-популярные книги, даже если именно они нравились вам в детстве. Предложенные не вовремя, они вызовут у ребенка только скуку или даже протест. Но уж если дитя заинтересовалось энтомологией, крестовыми походами или астрономией, не пожалейте денег, купите ему нужные книги и атласы, даже если вы уверены, что это увлечение продлится недолго. Интересы детей действительно меняются очень быстро, но это не значит, что вы тратите деньги впустую: ведь малыш узнал то, что ему было необходимо, перешел на новую ступеньку развития. А хорошая книга займет достойное место в библиотечке малыша. Быть может, она еще дождется своего часа, и ребенок снова вспомнит о своем давнем увлечении.

Покупая книги, обращайте внимание на то, как они изданы. Бумага должна быть плотной, белой, хорошего качества, шрифт — четким, разборчивым и достаточно крупным. Это важно не только по эстетическим, но и по медицинским соображениям: начинающий самостоятельно читать ребенок может испортить глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге. Иллюстрации должны быть выполнены на хорошем художественном уровне. Они совсем не обязательно должны быть реалистичными, но чересчур смелые авангардисткие эксперименты на страницах любимой сказки малыш вряд ли оценит по достоинству. Они, безусловно, заслуживают особого внимания. Обязательно познакомьте детей с творчеством великолепных художников-иллюстраторов: В. Конашевича, В. Сутеева, М. Пивоварова, Б. Диодорова, В. Билибина, Ю. Васнецова.

Возможно, средства не позволяют вам покупать такие книги, (хотя самая дорогая детская книга стоит намного дешевле куклы Барби или игровой приставки, которую сегодня стараются купить своим чадам даже семьи с весьма скромным доходом). Но и в этом случае можно найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку. Главное, чтобы в руки ваших детей никогда не попали убогие издания на скверной бумаге с блеклыми безвкусными картинками.

Дети входят в мир книги еще совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации а то и просто средством убить время.

Источник: Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ  персональный сайт  .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ