Генрих БИБЕР учился у Иоганна Генриха Шмельцера. В 1660-х годах - музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 - капельмейстер. Скрипач-виртуоз, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п.
Наиболее известен сборник его 15 сонат «Розарий» (ок.1676). Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Бибер является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разным авторам.
Барокко может быть разным. Есть лирическое барокко, часто в своей лиричности доходящее до меланхолии, есть барокко трагическое, есть барокко парадное, есть барокко веселящееся и танцующее… Музыку Генриха Бибера, на мой взгляд, можно определить как «мистическое барокко». – На насыщенном музыкальном фоне XVII века Бибер выглядит своеобразным «тяжеловесом»: его музыка выделяется уровнем сложности и глубины. Создаётся впечатление, что Бибер во многом опережает собственное время.
Эта «мистичность» звучания проявляется не только в духовных произведениях Бибера (это обстоятельство, в общем-то не удивительно), но и в его инструментальной музыке. Можно сказать, что Бибер мистичен во всём, что он делает. Но при этом Бибер по своему и рационалистичен: его инструментальные композиции предельно чётки, продуманы, в чём-то – аналитичны, и требуют от музыкантов виртуозного владения инструментами. – И эта особенность стиля Бибера вполне соответствует общему стилю германской культуры: мистицизм – постоянный спутник германского духа. – Скрытое за внешними рационалистическими установками, мистическое начало, тем не менее, никогда не исчезало из немецкой духовной реальности и, более того, весь немецкий рационализм направлялся в своём развитии именно мистическими движениями духа. Такова немецкая философия Фихте, Гегеля и Шеллинга, такова и немецкая музыка Бибера и Баха. Первый, кстати, вполне может считаться предшественником второго.