О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ГУПАЛО Георгий Михайлович ( род. 1965)

Интервью   |   Статьи
ГУПАЛО Георгий Михайлович

Георгий Михайлович ГУПАЛО (род.1965) – издатель, публицист: Видео | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

Любимая цитата Георгий Гупало: «Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, силы пережить то, что я не могу изменить, и мудрость, чтобы всегда отличать первое от второго!»

Георгий Михайлович генеральный директор и главный редактор издательства ДАРЪ (входит в издательский холдинг "Белый город", Москва): www.pravkniga.ru, www.dar-kniga.ru  .Член Правления Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Член Издательского Совета Русской Православной Церкви (2009-2013). Руководитель портала "Православная книга России" (2005-2012).

О себе:

Для тех, кто не знает. Меня можно найти тут: about.me/gmgupalo .
Еще один блог в ЖЖ - gmgupalo.livejournal.com/. В нем будут собраны отрывки воспоминаний и рассказы о путешествиях. Заходите, подписывайтесь, будет интересно.

Способ связи: gmgupalo@yandex.ru

..


Георгий Михайлович ГУПАЛО: интервью

Георгий Михайлович ГУПАЛО (род.1965) – издатель, публицист: Видео | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛУ «ЭКСПЕРТ»

- Когда, почему, как вы пришли к вере в Бога?

- Это было в 1981 году. Трудно сказать, что послужило причиной. Размышления об устройстве мира, чтение философской литературы, живопись и поэзия - все вместе привело к принятию решения. Помогли друзья-христиане. Они направили в том направлении, в котором моя жизненная лодка плывет до сих пор - в русле Русской православной церкви. Не знаю, куда приведет меня река православия, но плыть по ней мне нравится. Люди - вот самое главное сокровище церкви, да и вообще самое главное чудо в этом мире. Никакие самые невероятные чудеса не могут сравниться с чудом под названием человек.

Он может быть мерзавцем, но совершить подвиг, а может быть праведником, но предать. Может быть невеждой и дать мудрый совет, а может быть самым начитанным человеком на свете и быть самой великой занудой. Наш таинственный Создатель даровал нам столько талантов и свободы, что трудно придумать число клеток и количество шахматных комбинаций на жизненном пути. За что я люблю свою церковь - она невероятно многогранна, и в ней столько всего несочетаемого пребывает в странной гармонии, что даже одной жизни не хватит, чтобы ответить на вопрос, почему она вообще до сих пор существует со всеми своими противоречиями. На мой взгляд, в России, и в особенности в церкви, самая большая концентрация личностей. Никогда не встречал в светских гражданских институтах такого количества персон и персонажей. Всего с избытком.

- Как сказывается ваша вера на предпринимательской деятельности? Вера помогает делать бизнес или скорее ограничивает?
- Вера и бизнес - мой девиз последних 23 лет. Именно столько я издаю и распространяю православную литературу. Что сказать? В чем-то вера мешает, в чем-то дает опору, в чем-то животворит и является источником для творчества.

Мешает вера тем, что вынужден все время отказываться от каких-то удачных с коммерческой точки зрения проектов, с идеологией которых душа решительно не согласна. Мешает вера проявить решимость и кому-то дать по морде, а с кем-то разорвать всяческие отношения. Мешает вера цинично зарабатывать на популярной нынче духовной литературе. Есть ведь и внутри церкви много тем, четких ответов на которые сама церковь дать не может (или не хочет), а личные нравственные принципы не позволяют зарабатывать на этом деньги. Для примера, каким святым молиться в разных нуждах. Очень востребованная в народе литература. Некоторые миллионы заработали на издании подобных книг. А я все не могу перешагнуть порог, мне издавать такие книги противно. Я считаю, что Христос не приносил нам телефонных справочников, кому и при каких обстоятельствах звонить на небеса.

О животворящей стороне веры можно писать романы каждому. Тут сотни и тысячи историй. Но самое главное вот что. Я плохо оцениваю ту политику, которую проводит наше возлюбленное государство и вместе с ним церковь в области книжного просвещения и образования. Можно сказать, что власти, светские и церковные, делают все для скорейшей дебилизации России. Только вера удерживает от уныния, отчаяния и противоправных действий. Ты понимаешь, что все в руках Божиих и все происходит по его промыслу. А это значит, что сами мы мало сделали, мало делаем и не верим в собственные силы.

Самый главный отказ по религиозным причинам был у меня лет 15 назад. Мне так надоели наши церковные недостатки, что я решил больше с церковью никаких административно-финансовых дел не иметь. Ушел в светский книжный мир. Чего-то даже достиг, каких-то маленьких успехов. Хватило на год. А потом как-то проснулся утром и подумал: что я делаю, что я издаю. Мои соотечественники все больше превращаются в Иванов родства не помнящих, народ тупеет на глазах, культура исчезает даже советская, а я, патриот и ценитель русской старины, издаю всякие глупости? Как я могу обвинять свой народ в потере своих корней, если сам ничего не делаю для их прививки? Ведь газончик надо сотни лет подстригать, а если не начать сейчас, то умирать буду в стране совсем для меня чужой. Вот так я подумал-подумал, закатил рукава и опять вернулся в нашу богадельню. Трудно, иногда и сил нет, но выбор я свой сделал и пока рад своему поступку. Хотя поверьте, что радость часто со слезами на глазах.

- Как реагируют на вашу веру сотрудники, партнеры? Возникает ли какое-то сообщество верующих предпринимателей?
- Реакция людей на мою деятельность исключительно положительная. Никогда не встречал отрицательной реакции. Кроме некоторых церковных деятелей. Но это нормально. «Нет пророка в своем Отечестве» и «враги человеку - домашние его». А для настоящего бизнеса мы незаметны вовсе. Бизнес у нас маленький, играемся исключительно на бережке и в пучины финансовые даже не суемся. Там акулы серьезные, и отношение к церковной теме совсем не однозначное. С сообществом верующих предпринимателей сложнее. В нашем маленьком мире православного книгоиздания царят такие же законы, что в мире большого бизнеса: есть и торговые войны, но в блюдечке, и откаты в чайной ложечке и коллекционирование фантиков друг на друга. Все как в большом взрослом мире.

Единственное отличие - полное отсутствие коллективного разума. В большом мире давно поняли, что по одному пропадешь. Люди объединяются в сообщества, ассоциации, союзы, создают концерны и картели. У нас все по кочкам, каждый на своей. Двадцать лет говорю о важности создания ассоциации книгоиздателей, важности выработки правил ведения бизнеса - в пустоту. Никто не слышит и слышать не желает. А ведь рынок православной литературы совсем не так мал, как кажется. Тиражи у нас самые большие в отрасли. Есть стотысячники и даже миллионники (имеется в виду количество экземпляров одного наименования). Всего в России около 3 тыс. книжных магазинов, а приходов с церковными лавками - около 20 тыс. Все это потенциальные книжные магазины. О такой сети даже мечтать не могут наши светские коллеги. Но мы своим богатством не дорожим и весьма успешно его сейчас разоряем. Во всем повторяем путь наших дореволюционных бородатых предков, забывая о том, к чему он привел в 1917-м.

Хотел бы я дожить до появления союза православных книгоиздателей. Но боюсь, что скоро в нем будет только три-четыре оставшихся в живых православных издательства. Наше драгоценное чиновничество делает все, чтобы убить живое в зародыше. А коллективное бессознательное оценить происходящее и противостоять разрушению не в силах. Даровал Господь веру, но отнял разум. Видимо, не вместит человек сразу двух даров. Чем еще объяснить, что за 20 лет реальной религиозной свободы мы так и не достигли существенного сдвига в культурной и религиозной эволюции. Из 80% людей, называющих себя православными, в Бога не веруют 17%. Хотя и считают, что «наверное, там что-то есть». Анекдот, ставший реальностью, - православные атеисты. Кому нужно такое массовое безмозглое православие? Гордимся, что у нас православная страна, но народ знает о христианстве меньше, чем о религиозных праздниках зулусов.

- Что вы вообще думаете о происходящем в России и мире сегодня? Что подталкивает людей к поискам Бога? Чего не хватает современному человеку?
- Я с оптимизмом смотрю в будущее - будет еще хуже. Но Россия такая загадочная страна, что законы мира в ней не работают и часто дурное обращается во благо. У нас может произойти все, что угодно. Мы можем погибнуть как народность (нации у нас вообще нет, до нее еще расти и расти), а можем за несколько лет преобразиться и стать красивой и сильной страной. Что для этого надо сделать - не знаю. Я всегда говорю, что главное доказательство бытия Божия - наличие Русской православной церкви.

Если при всех наших болезнях она до сих пор жива, то это значит, что управляет ею точно не человек или организация, а Христос. Точно так же можно сказать и о России. Единственное, в чем я глубоко уверен, - что путь безбожия приведет к быстрой смерти страны. А сейчас вектор движения нашего общества все больше склоняется в сторону атеизма. По крайней мере, молодое поколение, будущее нашей страны, заражено атеистическими взглядами и нигилизмом. Мы можем стать богатыми и будем умирать вместе со старой Европой, в богато обставленных квартирах и с тремя холодильниками на семью.

Мир сытости и духовной пустоты - это негативное изображение Божьего мира. Уверен, что ад - это не раскаленные сковороды с жарким из человеков. Ад - это бесконечно жующий колбасу человекообразный, с глупым видом вперившийся в телевизор. Ему ничего не нужно, кроме исполнения естественных потребностей и чтобы его не отвлекали от сна и покоя, в котором он пребывает. Только покой этот ненастоящий. Достаточно посмотреть в глаза наших обывателей - какая в них смесь горя, тоски, злобы и страха. Я хочу исправить эти лица. Чтобы они стали хотя бы такими, какими были у наших дедушек и бабушек на старых дореволюционных снимках. Ради этого живу, работаю и тяну свой маленький бизнес.

Опубликовано в журнале «Эксперт» Источник: gupalo.info/expert/ .

ИНТЕРВЬЮ ПОРТАЛУ «АМИНЬ»

- Уважаемый Георгий Михайлович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние книжного рынка православной литературы и динамику его развития? Многие издатели говорят, что рынок сильно упал, работать все сложнее. В чем причина? Она больше внутренняя, то есть издатели сами виноваты или все-таки внешняя? Или это не так?

- Православный рынок – часть большого книжного рынка России, поэтому нужно оценивать все комплексно. Причин падения книжного рынка в нашей стране несколько. Прежде всего, в последние годы мы наблюдаем общее падение интереса к книге и чтению. Если в 1987 году в нашей стране выходило почти 2 млрд экземпляров книг, пять лет назад мы говорили о 620 млн, то в этом году по прогнозам будет менее 500 млн. За последние три года средний тираж сократился более чем на 30%. По обнародованным Роспечатью данным, по отношению к первому полугодию прошлого года количество наименований сократилось на 9%, а по тиражности и листажу на 13,5%. Но эти данные многие специалисты считают слегка заниженными и говорят о 20% сокращении рынка за последний год. Это катастрофа. При этом все руководители отрасли понимают, что схлопывание рынка может произойти мгновенно и восстановление будет весьма затруднительным. Если вообще возможным.

С православной литературой все обстоит не так печально, как со светской. У нас есть падение, но пока еще самые высокие тиражи в отрасли, и есть наименования, которые продаются немыслимыми для светского рынка стотысячными тиражами. Более того, именно православный сегмент общего книжного рынка показал в прошлом году настоящее чудо: впервые в истории Российского государства книга православного священника стала лидером продаж на светском рынке и побила все рекорды, обогнав пресловутых Донцову и Дашкову. Составляющих успеха книги «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) несколько: правильно выбранный издательский бренд, авторитет и связи автора, успешно проведенная реклама и одно из самых главных условий — качество самой книги. Автор смог рассказать о Православии тем, кто вообще не знаком или мало знаком с жизнью нашей Церкви, тем, кто еще только думает переступить порог храма или сделал это недавно. У книги есть критики. И это хорошо. Но пусть желающие критиковать ее недостатки сделают что-то лучше или хотя бы попытаются проанализировать причину успеха. Тогда они смогут понять и направление, в котором надо двигаться авторам и издателям, желающим открыть огромный мир русских людей, жаждущих воцерковления. Тираж книги перевалил за миллион, но в стране живет еще 140 миллионов! В 140 раз больше тиража книги. Есть еще поле не паханное. А мы тут с пятью-десятью тысячами экземпляров среднего тиража балуемся.

На мой взгляд, нужно говорить не о причинах падения рынка православной литературы, а о том, что нужно сделать, чтобы увеличить этот рынок. Отец Тихон показал нам всем пример. Он перечеркнул минус и сделал его плюсом. Теперь пробка выбита и любой желающий может попробовать повторить успех книги «Несвятые святые». Дорога открыта. Ждем путников.

- Вы – член Издательского совета РПЦ. Как вы оцениваете работу и политику Издательского совета? Быть может, стоило бы что-то изменить? Что бы вы изменили, если бы это зависело от вас?
- Мое участие, как и участие всех остальных членов, носит формальный характер. Мы мало влияем на политику Совета и практически не участвуем в его реальной деятельности. Изменить надо многое. Можно сказать почти все. ИС РПЦ стал обычной бюрократической чиновничьей конторой, которая вообще не помогает издателям, а, наоборот, подобно всем остальным бюрократическим организациям только создает проблемы для развития бизнеса. Вместо помощи в реализации они создали преграду для дурных книг. Это надо было делать, но далеко не с самого начала. Кроме того, все остальные реформы остановлены и даже не тронуты. Сейчас ИС РПЦ только зарабатывает на издателях. Конечно, когда я задумывал крайне необходимые преобразования, то никак не ожидал такого развития событий и такого печального конца реформ. Руководство ИС РПЦ в точности повторяет путь нашего светского правительства: вместо создания условий для развития бизнеса они создают преграды и пишут многочисленные законы, которые и обойти нетрудно.

Что сейчас делает Совет? Все реформы свелись к рецензированию продукции: поставили в чистом поле турникеты и собирают дань за проход через турникет. Но что дальше издатель должен делать со своей книгой? – То, что делал раньше - самому ее реализовывать. Вот и выходит, что стоит в чистом поле турникет, перед ним поле, после него поле, а перед самым заграждением – узкое горлышко, перед которым толпа издателей с книгами месяцами ждут своей очереди, платят свои деньги, а потом проходят через турникет и идут на все четыре стороны со своими книгами, в то же самое чистое поле. Обыкновенный русский современный чиновничий бизнес – зарабатываем деньги из воздуха.

Те, кто поумнее или поциничнее, вообще не отдают на рецензирование. Или ставят гриф самостоятельно (кто сможет проверить) или не ставят гриф вовсе (что будет с теми храмами, которые будут продавать книги без грифа? – ничего!)

И что самое отвратительное, попробуй хоть слово скажи против сложившейся системы – сразу записывают во враги и начинают мстить. Вот и сейчас, я уверен, мое интервью крайне не понравится руководству ИС РПЦ и, поверьте, отомстят, как уже было это сделано однажды. Это же мы только на словах христиане, а на деле живем по ветхозаветным законам «глаз за глаз». И что забавно: есть издательство, которое десятки книг издает с липовыми благословениями и грифом ИС РПЦ. Но они сидят тихо, никого не критикуют и будут сидеть так бесконечно долго. А ДАРЪ за это интервью поплатится. Я говорю все это для того, чтобы издатели поняли, с кем имеют дело и чего им ждать от ИС РПЦ – ничего хорошего.

Есть такая поговорка: «Беда России не в дорогах и не в дураках, а в дураках, указывающих дорогу». Полностью принимаю ее на свой счет. Я жалею о том, что указал дорогу, что хотел реформировать православную книжную отрасль, что поднял волну и достучался до священноначалия, требуя проведения реформ книжной отрасли. Это принесло только проблемы всем издателям и никак не помогло решению тех задач, которые могли бы помочь развитию рынка, его укреплению и укрупнению. И я хочу попросить прощения у своих коллег за то, что произошло. Видит Бог, я не желал зла и не мог предполагать такого развития событий. Но, видимо, прав был Оскар Уальд, писавший, что «в России нет ничего невозможного, кроме реформ».

- Как, с вашей точки зрения, можно вернуть интерес к серьезному чтению, в том числе конфессионально окрашенной литературы в эпоху электроники, социальных сетей, интернета и проч.? Это как-то совместимо или дальнейшая деградация духовности и культуры неизбежна в условиях мегатрендов так называемого современного мира?
- Серьезное чтение всегда было уделом единиц, им и останется. Всегда в любом обществе было несколько процентов интеллектуалов, жизненно нуждающихся в качественной, умной литературе. Такие люди будут всегда. Вспомните кошмар 1917 г., когда были убиты, брошены за решетку и выдворены из страны десятки тысяч хорошо образованных людей. Но даже тогда остались люди, которые удерживали страну от полного падения и исчезновения с карты истории.

Что касается новых интернет-технологий, то к ним нужно относится как к орудиям, помогающим жить. Можно добывать уголь руками, можно молотком, а можно поставить робота, который будет за вас работать. Вам нужен уголь - получите. Новые дивайсы (очень не люблю это слово), как роботы, они помогают нам найти нужную информацию. Принять ее в сердце может только человек. Тут нужен труд читающего. И если его сердце нуждается в такой пище, то труд этот будет в радость. А если не нуждается, то любование дивайсом остается единственным удовольствием его владельца.

- Вы – один из тех, кто давно выступал с идеями реформирования церковного книжного рынка. Почему далеко не все из задуманного получилось? Или вы полностью удовлетворены своей деятельностью последних лет?
- Я уже ответил на вопрос, что произошло и к чему свелись реформы. Почему не удалось реализовать даже десятую долю задуманного? Не знаю. А какие реформы в нашей стране прошли успешно? Можно вспомнить за последние 20 лет десятки попыток что-то исправить, и все они приносили только разочарование как народу, так и самим реформаторам. Мы все, всё наше общество больно. Более того, мы находимся в состоянии прелести, когда не видим и не понимаем своей болезни. Начинать какие-либо реформы в таком состоянии категорически нельзя. Томас Карлейль писал, что «любая реформа, кроме моральной, бесполезна». Он был прав. Могу только добавить, что не просто бесполезной, но разрушительной она становится тогда, когда руководство страны или отдельной отрасли не понимает того, чем руководит. Большая беда начинается, когда к власти приходят не профессионалы, да еще и временщики. Профаны не нуждаются в советах профессионалов и не ищут опоры в них.

Удовлетворен ли я своей деятельностью? Нет, конечно. Церкви не нужны мои труды, равно как и сам ей не нужен. Я есть – ладно, меня не будет – никто не заметит потери бойца. Я знаю, что так может сказать каждый из нас, но уверен, что так быть не должно. Церковь – это собрание единоверцев и единомышленников. Если нет собрания, то нет и Церкви. Если мы все живем по принципу «каждый сам по себе и сам за себя», то в чем наша общность? В нашей стране был период междоусобных войн. Тогда мы потеряли свою независимость и превратились в колонию. Такое же состояние у нас сейчас. Чем быстрее мы осознаем важность и нужность объединения, тем быстрее закончится разруха в нашей стране и раздрай в церковной общине. Тогда можно будет задумывать какие-то реформы. Сейчас все они будут только во вред.

- Почему был закрыт портал «Правкнига» – по общему мнению, лучший ресурс русскоязычного интернета в данном тематическом сегменте? Правы ли те, кто говорит о том, что на вас было оказано административное давление со стороны официальных структур РПЦ?
- Никакого давления не было. Это бредни. Наоборот, я сам хотел бы увидеть хоть какое-то давление со стороны ИС РПЦ. Я многократно говорил, что Правкнига – это не ресурс Гупало, издательства ДАРЪ или «Белого города». Правкнига создавалась как площадка для всех православных издателей и читателей. Всех, кому нужна православная книга. К сожалению, за 7 лет существования портала мы не смогли найти единомышленников ни в церковной издательской среде ни среди нового книжного чиновничества. Мы оказались не нужны ИС РПЦ. Невероятно: частное лицо делает православный (церковный) ресурс, выполняет ту работу, которую могли бы, но не делали синодальные отделы, не находит поддержки и даже элементарного участия с их стороны, а когда закрывается, то профильное ведомство вовсе никак не реагирует на его закрытие. Представить такое в любой другой стране затруднительно. Причем, это важно, мы не просили денег у ИС РПЦ на работу портала. Мы только просили информировать нас о мероприятиях, которые они задумывают и проведение которых мы помогли бы осветить. Я несколько лет предлагал митрополиту Клименту помощь Правкниги, предлагал передать портал под его полное руководство, даже при сохранении финансирования с моей стороны, но все это оказалось ему не нужно. Как сказал мне его помощник: «Вы же понимаете, что для всех Правкнига навсегда будет порталом Гупало, а не владыки». Когда портал закрылся, то никто даже не поинтересовался причинами его закрытия. Нет, и слава Богу. А то, что ежедневно на его страницы заходили 20-30 тысяч человек, то, что мы рекламировали продукцию многих сотен православных издательств, рассказывали о том хорошем, что делается нашими издательствами и книготорговцами, все это оказалось совсем не нужно руководству ИС РПЦ. Дикость. Я до сих пор не могу в это поверить. Какое тут давление! О чем Вы?! Вакуум. Полная пустота. Кроме личных интересов – ничего.

- Ваш прогноз: как будет дальше развиваться ситуация с православной книгой в нашей стране? Каковы основные факторы, формирующие мегатренд?
- Как говорил наш златоуст Виктор Степанович Черномырдин: «Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче». Думаю, что тиражи будут сокращаться, количество наименований падать, все больше будет храмов, в церковных лавках которых не будет даже Евангелия, но будут польские ангелочки. На помощь Совета рассчитывать не нужно. Они живут под девизом того же Виктора Степановича: «Курс у нас один - правильный!» Результаты деятельности мы видим уже сейчас. Последствия деятельности еще пока никто не может представить.

В нашей стране была уникальная возможность совершить настоящую духовную революцию. Общество хотело, нуждалось в проповеди Евангелия, а мы еще имели силы и средства. Всего-то надо было помочь издателям больше выпускать хорошей духовной литературы. Даже не в деньгах проблема. Мы сами бы нашли средства и все сделали. Только помогите с реализацией, не создавайте препонов, популяризируйте книги. Больше людей пойдет в храмы, больше людей вернется в лоно Церкви, больше людей встанет на путь духовного исправления. Ведь книга – это еще одна форма проповеди. И иногда намного более действенная, чем проповедь обычного священника в храме. Святая простота и мудрость великих угодников Божиих, запечатленная в их житиях и творениях, быстрее растопит сердечный лед и обратит лицо человека к Богу. Мы крайне недооцениваем важность и нужность книжной проповеди. Святого Василия Великого или преподобного Амвросия Оптинского нет с нами, но есть их слова, книги о них. И эти книги могут научить истинной вере и жизни во Христе. Научить быстрее и качественнее, чем могут это сделать сотни молодых неопытных священников. Вроде бы я говорю азбучные истины, но почему мы редко слышим эти слова из уст священноначалия? Почему нет конкретных дел, почему не делается хоть малость, что могло бы помочь распространению православных книг в России? Наоборот, делается все, чтобы дискредитировать Церковь. Вспомните Патриаршую литературную премию этого года, когда одним из победителей стал полнейший графоман и бездарь (редакция «Аминь.SU» категорически не разделяет данного мнения автора о Викторе Николаеве – ред.), но никак не отметили книгу, ставшую победителем всех светских книжных конкурсов и лидером продаж на светском рынке. Я имею ввиду упомянутую уже книгу о. Тихона (Шевкунова). То есть мы и здесь выбираем свой особый путь, собственную ориентацию. Мы не поворачиваемся лицом к народу, а живем своей непонятной ни для кого жизнью. И хорошо, если бы жизнью во Христе.

- О планах издательства «Даръ». Как вы оцениваете свое место на современном книжном рынке?
- Издательство ДАРЪ несколько снизило темпы своей деятельности, но мы по-прежнему в числе лидеров рынка. Мы активно разрабатываем сейчас новое для нас направление катехизаторской литературы для детей, больше делаем красочных, богато иллюстрированных книг. Не знаю, что будет дальше с издательством ДАРЪ. Надеюсь, что Господь будет милостив к нам и даст еще время послужить делу книжного духовного просвещения. Я всем говорю, что мы еще в самом начале пути. И если не мы, то кто-то другой обязательно продолжит начатое нами дело. И дай Бог, чтобы таких маленьких духовных воинов, как мы, становилось больше и чтобы теснее смыкались наши ряды. Только так мы победим.

Знаете, в моем любимом Питере есть величественный храм - Троице-Измайловский собор. Император Николай I задумывал этот храм сделать особенным: он категорически запретил его расписывать, оставив белоснежные стены, и поставил очень простой, лаконичный иконостас, без особых позолот и вычурной резьбы. А над иконостасом распорядился водрузить огромный крест и с краткой надписью: «Сим победиши». Я очень люблю этот храм, эту идею и верю в силу девиза. Только с крестом, только с Богом можно победить зло и неправду, преодолеть любые преграды. И нет такой силы, которая могла бы нас остановить, если с нами Бог.

Интервью информационно-аналитическому порталу www.amen.su
Источник:  gupalo.info/expert/ .


Георгий Михайлович ГУПАЛО: статьи

Георгий Михайлович ГУПАЛО (род.1965) – издатель, публицист: Видео | Интервью | Статьи | Фотогалерея.

ДОМ НЕТЕРПИМОСТИ

Одни православные христиане обрушивают страшные обвинения на головы других, развешивают ярлыки, с легкостью выносят приговоры в духе 1937 года и даже отправляют в ад оппонентов, с мнением которых не согласны. Почему мы так поступаем?

*
В последнее время в связи с выступлением печально известной панк-группы, а может, и по совокупности обстоятельств, обстановка в социальных сетях и личных беседах накалилась до предела. Одни православные христиане обрушивают страшные обвинения на головы других, развешивают ярлыки, с легкостью выносят приговоры в духе 1937 года и даже отправляют в ад оппонентов, с мнением которых не согласны.

Мы, конечно, помним слова Христа: «Кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22), но в пылу споров мы почему-то эти слова забываем напрочь.

Почему мы так поступаем? Почему одной из особенностей – не скажу всех, но многих – современных православных стало неумение воспринимать другую, отличную от своей, точку зрения? Почему замечательное русское слово «терпимость» прочно закрепилось лишь в словосочетании «дом терпимости» и получило негативную окраску? Не пора ли нам вернуть этому слову первоначальный смысл?

Когда-то давно судьба подарила мне радость знакомства с Владыкой Василием (Родзянко). Я навсегда запомню наши встречи, его мудрость, тихость, мирность, его воспитание, культуру, любовь к людям. Это был святой человек. Он очень любил Феодоровский Государев собор, что в Царском Селе, и, если была возможность посетить его, то всегда приезжал.

В один из таких приездов (было это в начале 90-х) произошла маленькая история, сильно повлиявшая на мое мировоззрение. Во время литургии я иподиаконствовал, а по ее окончании, во время крестного хода, почти «архиерействовал».

Многие, наверное, знают, что у Владыки были больные ноги. Во время любой, даже самой долгой и утомительной службы он почти никогда не садился, всегда стоял, как стойкий оловянный солдатик, превозмогая боль. Так было и в тот день. Но когда начался крестный ход, ему стало совсем тяжело идти, и он попросил меня «составить ему компанию». Я взял его под руку – и так вместе мы пошли вокруг собора. В первый и единственный раз в жизни ходил с Владыкой крестным ходом «под ручку»…

И вот во время одного из переходов к нам подбежала какая-то женщина и протянула Владыке тоненькую брошюрку под названием «С царем в Тобольске». Написал книжку некий Панкратов – комиссар Временного правительства, этапировавший Царскую семью в Тобольск.

Панкратов был петроградским рабочим, выскочившим наверх на популистских лозунгах, – так же, как у нас в перестройку выскочили некоторые депутаты. Брошюрку он написал грязную: Царь – дряблый недоумок, Императрица – еще большая дура, дети – неучи, в которых ему пришлось вдалбливать азы географии, математики и литературы… Обычная пропагандистская дрянь.

Брошюру несколько раз издали в 20-е годы, когда Советам надо было «полностью развенчать культ царя», а в 90-е 100-тысячным тиражом ее «шлепнуло» (очень точное слово, если вспомнить еще одно его значение, популярное в 20-40-е годы) издательство МГУ. Сделали они это, скорее всего, не подумав. Просто царская тема была актуальна, вот и решили, что можно подзаработать. На обложку поместили фотографию Царской семьи. Все мирно и благостно. Многие купились, не разобравшись в качестве самой книги.

Владыка почитал Царскую семью и всегда с особым чувством молился за нее (до канонизации) – видимо, считал, что на его семье есть грязное пятно участия в свержении Императора. Я никогда об этом с ним не говорил, но когда смотрел, как он молится перед изображениями Государя (даже перед памятником, установленным рядом с Феодоровским собором), у меня всегда возникало такое чувство…

Владыка много знал о Царской семье, прочитал множество книг и мемуаров и, конечно, не мог не знать об этих воспоминаниях Панкратова. Тем не менее, он принял дар с любовью, поклонился и так трогательно поблагодарил женщину, что она, бедняжка, расплакалась.

Когда женщина отошла, и мы продолжили путь, я попросил Владыку отдать книгу мне, ибо счел не совсем уместным совершать крестный ход с такой «святыней» в руках. Владыка с отеческой улыбкой отдал книжку.

После окончания крестного хода, когда все разоблачались, а Владыка сел передохнуть в алтаре, он спросил меня:

– Георгий, где же мой подарок?

– Да стоит ли, Владыко, его в руки брать? Может, лучше сразу в печку?

– Как же такое возможно – книжку в печку?

– Но ведь это грязная пропагандистская брошюрка. Ладно бы еще старое издание, а тут…

– Георгий, так нельзя. Ведь это наша история. Он (Панкратов) так думал, так тогда думали многие. Их взгляды, их убеждения крайне важны для сохранения нашей истории, для понимания всей сложности того мира.

Я стоял обалдевший. Владыка, который так почитал Царскую семью, заступается за какого-то негодяя, оклеветавшего Царя?.. Конечно, я поднес ему книгу. Владыка со столь же благодарным взором принял ее у меня и так проникновенно посмотрел, по-старчески… В его взгляде было столько любви и того светлого чувства, которое можно выразить только несколькими словами: «Какие же вы еще дети…»

Мне, советскому человеку, воспитанному в черно-белом мире, в мире, расколотом на две враждующие системы, в мире, в котором есть только добро у нас и зло вокруг нас, такой ответ Владыки был непонятен.

Уточню: я никогда не был коммунистом, симпатий к Советской власти не испытывал, в идеологической войне не участвовал, но от рождения был пропитан совковым взглядом на мир, который не допускал разномыслия. И даже став умеренным монархистом, понимающим, что монархия - не идеальный строй, но, наверное, ближе всего подходит к русской ментальности, я оставался в душе советским человеком.

Для меня все, что не вписывалось в мой мир, подлежало уничтожению. Или виртуально, или физически. Хорошая, правильная идея у книжки – пропагандирую ее, плохая – борюсь с ней. Куда девать мерзкую и грязную панкратовскую блевотину? В мусорник, в печь!

Что, на мой тогдашний взгляд, должен был сделать почитавший и любивший Царскую семью русский епископ? Решительно меня поддержать. А он меня остановил и заставил задуматься «о бренности всего сущего». Собственным примером научил понимать, что нужно слушать и уважать в том числе и тех, кто не разделяет наши взгляды.

Особенно тех, кто не разделяет.

Чуть позже мы еще раз касались этой темы. И я в корне поменял свое отношение к инакомыслию. Вернее, я меняю его и сейчас. Скорее всего, буду менять и до конца дней своих. Но, мне кажется, что двигаюсь в том направлении, которое задал покойный Владыка.

Год спустя произошла другая история. Приехал друг и крестник о. Серафима Роуза. Настоящий американец, принявший Православие около 50 лет от роду под воздействием слов и, главное, жизни о. Серафима. Он был баптистским пастором, а потом стал православным священником и быстро обрусел.

Он отпустил окладистую бороду, которая слегка диссонировала с его голливудской улыбкой, всегда во время путешествий носил рясу с крестом, демонстрируя свою принадлежность к Православию, скупил книги всех великих русских авторов и всячески пытался постичь тайну русской души. Собственно, и в Россию он приехал, как на свою новую духовную Родину.

Я, показывая ему достопримечательности Санкт-Петербурга и находясь в Петропавловской крепости в Великокняжеской усыпальнице, решил рассказать о позорном поведении Великого князя Кирилла Владимировича до и после революции. Возможно, иногда сгущал краски для красоты описания. Переводчик выслушал и что-то кратко сказал отцу.

– Я не расслышал, что ты сказал ему… и почему так мало? Я ведь столько наговорил!

– Я сказал отцу, что ты плохо относишься к Великому князю, – с улыбкой произнес переводчик. – Я же не знаю отношения отца к нему. Может, у него есть друзья или чада из родственников Великого князя, может, он к князю относится иначе, и это может огорчить нашего гостя.

Отец в это время стоял рядом и улыбался. Было видно, что он понял, о чем мы говорим. Конечно, это была незаконная цензура переводчика, и я считал, что он поступил нечестно, скрыв мои слова. Но я также понимал, что поступок его был продиктован только одним желанием: не причинить боль священнику, не ранить его сердце моими подчас резкими словами и оценками, желанием сохранить мир в его душе и в нашей общей беседе.

Две короткие истории. Такие разные – и в чем-то схожие. Они показали мне пример того, как надо слушать собеседника. Даже когда считаешь себя полностью правым. Нужно уважать оппонента и бережно, с любовью, относиться к его взглядам. Нужно любить свою историю такой, какая она есть, со всеми ее успехами и недостатками, победами и поражениями, грязными и лучезарными страницами и даже со всем тем дерьмом, которое оставили нам наши предки.

Нужно любить человека, кем бы он ни был, какие бы политические, религиозные, культурологические и прочие пропасти вас не разделяли. Потому что только любовь может сделать человека лучше и только с любовью надо смотреть на жизнь и подвиги (иногда слово подвиги надо брать в кавычки) того или иного исторического персонажа. Только любовь позволит понять поступки и даже преступления этого человека. А это важно, чтобы найти верный путь для своей жизни.

Когда-то в России в хороших монастырях монахи и послушники встречали всех приходящих низким поясным поклоном. Кланялись в пол, доставая пальцами земли. Неважно, кто входил в монастырь. Это мог быть беглый каторжник, убийца, насильник, вор и проходимец, это мог быть мусульманин, атеист или поклонник танцев на амвоне, это мог быть нищий человек, думающий о том, как украсть у соседа, или богатый, уже сделавший нищими десятки людей.

Совсем не важно, кто входил в монастырские ворота. Важно то, что он пришел в монастырь, важно, что у него есть потребность в визите. И еще важно, что пришел Человек, образ Божий, венец Его Творения.

Однажды мне попались воспоминания одного из оптинских насельников о последнем визите в Пустынь Льва Толстого. Это произошло уже после отлучения писателя от Церкви. (Формально отлучения не было, но позиции всех сторон конфликта были более чем определившиеся). Два послушника бежали сломя голову через кусты вдоль скитской дорожки – только для того, чтобы увидеть великого писателя.

Они не бросали в него камни или словесные обвинения, а с восхищением смотрели на гениального писателя, имевшего невероятную популярность в России. Никто не отвернулся от него и в Оптинском Скиту. Болезнь старца помешала быстро принять Толстого, но его не прогнали палкой от ворот, требуя незамедлительного покаяния прежде прощения.

Тогда в Оптиной точно понимали разницу между Человеком и грехами его. Грех осуждался, а Человека любили. Потому даже направили делегацию на станцию Астапово, чтобы исповедовать и проводить в последний путь писателя, открыто выступившего против всей Церкви, боровшегося с ней, жестко обличавшего церковную власть.

В Оптиной не стали ждать покаяния Толстого, а поехали со слабой надеждой подарить мир его мятущейся душе, чтобы покинула она земное тело в мире с Миром.

Так было. И как бы хотелось, чтобы так было сейчас.

Чтобы Церковь не превращалась в «Дом нетерпимости», где царствует грех, мы должны больше говорить о терпимости к инакомыслию. Только так мы сможем не множить зло вокруг себя, а наоборот, продемонстрируем миру нашу любовь и милосердие. Вот еще одно замечательное слово, значение которого не все мы понимаем. Это ведь не только добрые дела, но прежде всего милость сердца, способного полюбить даже страшного грешника и терпимо отнестись к его заблуждениям.

И еще. Когда мы выносим свой вердикт тому или иному человеку, живому или почившему, мы часто не задумываемся, что у этого человека есть родные, друзья, единомышленники, любящие его люди. И своим вердиктом мы можем огорчить всех этих людей, сделать им больно.

А ведь так часто мы не знаем всех обстоятельств, побудивших человека к тому или иному поступку или словам. Мы легко навешиваем ярлыки и расставляем всех по ранжиру, но не задумываемся, что не всегда большой мир, царствующий в душе каждого человека, может вместить наша несовершенная душа. Наши оценки могут быть совсем не объективными.

Отсюда вывод. Давайте подходить к людям с тактом, с любовью, с уважением. Даже к тем, кого считаем своими противниками. Помните, что иной раз лучше промолчать, чем своими словами преумножить зло вокруг и посеять ссору. Хорошо бы не превратить нашу Церковь в «Дом нетерпимости». Не ко греху – к Человеку.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ