Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и де Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Ференц ЛИСТ (1811 - 1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма: Музыкальная коллекция | Цитаты | Аудио .
Жизнь Ференца Листа начиналась в Raiding (Австрия /позднее Венгрия) 22 октября 1811г. Свои первые уроки игры на фортепьяно мальчик получал от отца Адама Листа, который состоял на службе семьи Эстергази и был музыкантом-любителем. Маленький Франц рано проявил исключительный музыкальный талант, что делало его известным в среде пианистов.
В это время Лист объезжает самые важные столицы Европы и знакомится с самыми знаменитыми композиторами и пианистами. Его первой станцией была Вена, где он изучал композицию у Антонио Залири и фортепиано у Карла Кцерни, ученика Бетховена (Урок игры на фортепьяно у ученика Моцарта Непомука Хуммеля стоил бы дороже, что было Листу не по карману).
Затем следовала, также в Вене, череда первых успешных концертов. Далее Лист давал концерты в Лондоне и Париже, где он побывал в 1823г. В Париже Лист изучал знаменитых современных музыкантов и композиторов: Джоаккино Россини, Фредерика Шопена, Гектора Берлиоза и Никколо Паганини. По многим произведениям упомянутых художников Лист позднее написал транскрипции для фортепиано.)
Известны транскрипции «Symphonie fanatastique» Берлиоза, «Дона Джованни» Моцарта, опер Рихарда Вагнера, песен Шуберта, а также 5-ой симфонии Бетховена. В Париже он углублял свои музыкальные познания, обучался искусству контрапункта у Антона Райха и совершенствовал свои композиторские способности у Фердинандо Паера.
В 1834г. он влюбился в Comtesse Мари Катрин Софи de Agoult, с которой он до 1844г. время от времени проживал совместно. Графиня подарила Ференцу Листу троих детей.
Еще до 1848г. Ференц Лист сделал беспрецедентную карьеру пианиста, которая позволяла путешествовать ему при Konzerttourneen по всей Европе. Наконец, Лист был назначен великогерцогским придворным капельмейстером в Веймаре. В Киеве он познакомился со своей второй большой любовью, княгиней Каролиной Sayn-Wittgenstein, затем Лист поехал в Веймар. В Веймаре он трудился, прежде всего, над постановкой современных композиций, как например, произведения Берлиоза, Шумана и Вагнера. Долгие годы Лист был пропагандистом музыкального искусства этих композиторов. Таким образом он представлял, кроме всего прочего, в 1849 г. «Тангейзер» и «Летучий голландец» и руководил в 1850г. премьерой «Лоэнгрина».
Кроме того, некоторые из его самых знаменитых произведений возникли в Веймаре, такие как Симфонические поэмы, фортепьянный концерт ля-мажор, соната для фортепиано си-минор, «Данте» и «Мефисто-вальс»(на сюжет «Фауста» Гёте), а также «Венгерские рапсодии» и другие. Между прочим Лист был мозговым центром круга музыкантов, мир идей которого формировался в северо-германской школе («Общественно- музыкальный союз» / «Новый музыкальный журнал»).
В 1858г. Лист заканчивает свои занятия как придворный капельмейстер в Веймаре и уезжает к своей спутнице жизни княгине Сайн-Виттгенштайн в Рим, в бракосочетании с которой ему было отказано по церковно-правовым причинам.
После 1869г. Лист жил снова периодически и в Веймаре, и в Будапеште, где он был в 1875г. президентом только что основанной консерватории. Много времени и сил отдаёт композитор созданию венгерской музыкальной культуры.
Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, Лист, будучи классиком венгерской музыки , сделал большой вклад в формирование и развитие музыкальной культуры Европы.
В возрасте 75-ти лет закончилась жизнь Ференца Листа. Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.
Ференц ЛИСТ (1811 - 1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Глава Веймарской школы в музыке: : Музыкальная коллекция | О Музыка | Аудио .
***
« Без фантазии нет искусства, как нет и науки».
***
«Жизнь только длинное и горькое самоубийство, и одна только вера может преобразовать это самоубийство в жертву».
***
«Формы и преходящие формы жизни это всего лишь стадии к этому идеалу, который религия Христа освещает Его божественным светом».
***
«Широкие пути открыты для всех усилий, и сочувственное признание обеспечено каждому, кто посвящает своё искусство богослужебному убеждению сознания».