Камиль СЕН-САНС родился 9 октября 1835г. в Париже. Его мать была художницей, а отец писал стихи, вообще в доме очень живо интересовались искусством. Мальчик рано проявил своё музыкальное дарование, и с 3-х лет его стали обучать музыке. Маленький Камиль снискал себе славу «Второго Моцарта», т. к. в 5 лет уже написал своё первое произведение, а в 10 лет стал выступать с концертами.
В 1848г. Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию и заканчивает её по классам органа и композиции. К этому периоду Сен-Санс имеет солидный композиторский багаж, а его Первая симфония высоко оценена Ш.Гуно и Г.Берлиозом. Замечательный органист Сен-Санс работает в разных соборах Франции, но слава о нём вскоре разлетается по всей Европе.
Неутомимый труженик выступает также и как пианист, и дирижёр. Сен-Санс много времени уделяет редакции и переизданию сочинений старых мастеров. Кроме того становится автором различных музыкально-теоретических трудов. Композитор создаёт национальное музыкальное общество и становится одним из первых его педагогов.
Камиль Сен-Санс - человек очень разносторонне одарённый. Он писал стихи и пьесы, рисовал карикатуры и писал критические заметки. Композитор был эрудитом в таких, казалось бы далёких областях, как история, физика, астрономия. Он даже был избран членом Французского астрономического общества.
В 70-е г.г. Сен-Санс создаёт много произведений, которые вызывают восторг у его современников, такие как: симфонические поэмы «Пляска смерти» и «Прялка Омфалы», оперы «Жёлтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и, конечно, свой бессмертный оперный шедевр ( по словам Римского-Корсакова, идеал оперной формы) «Самсон и Далила», которая впервые была исполнена в Веймаре под управлением Ф.Листа в 1877г.
С 1877г. Сен-Санс перестаёт работать в соборах и целиком посвящает себя композиции, не переставая при этом концертировать у себя на родине, а также в других странах, в т.ч. и в России. С большим интересом Сен-Санс знакомится с русским композиторами из «Могучей кучки» и их творчеством. Его поездки в Россию неоднократны, в обществе русских композиторов Сен-Санс всегда был радушно принят, а публика тепло и восторженно встречала его концерты. Живо интересуясь русской музыкой, Сен-Санс даже привёз во Францию клавир оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского.
Знаменитый композитор был избран членом Института Франции (1881г.), удостоен звания почётного доктора Кембриджского университета (1893г.), а также был почётным членом Петербургского отделения РМО (1909г.).
В своём творчестве Сен-Санс - любитель виртуозных концертов - отдавал предпочтение инструментальным жанрам. Композитор Камиль Сен-Санс написал большое количество музыкальных произведений, среди них: Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром, Третий скрипичный концерт (посвящение скрипачу П.Сарасате), Концерт для виолончели, 5 фортепианных концертов, Симфония с органом, программные симфонические поэмы, а также 12 опер. Славная коллекция ярких запоминающихся произведений сделала Сен-Санса крупнейшим композитором Франции.
Лирически светлая, радостная, изящная и ритмичная музыка Сен-Санса несёт в себе и логическое начало, которое нередко одерживает верх над эмоциями. Фольклорные и бытовые интонации присутствуют в музыке композитора. Фактурность, колоритность, сочетание классических и романтических традиций делают неповторимой музыку великого композитора.
Композитор Камиль Сен-Санс умер в Алжире 16 декабря 1921г., похоронен в Париже.
Музыка Сен-Санса не может оставить равнодушным никого – ни искушенных в классической музыке знатоков, ни простых любителей классики, ни обычных слушателей. Сен-Санс понятен всем – и взрослым, и детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть рубрику «Сюрпризы» и посмотреть замечательный мультфильм по зоологической фантазии Сен-Санса «Карнавал животных» (статья «Карнавал» для Насти). Что же касается меня, то мне достаточно одной арии Далилы из оперы «Самсон и Далила», чтобы я стал вечно почитать Сен-Санса величайшим композиторов всех времен. В моем восприятии, это – одна из лучших женских арий. С нею может сравниться разве что ария Нормы “Casta Diva” из одноименной оперы Винченцо Беллини. Стыдно признаться, но когда я слушаю арию Далилы, меня откуда-то из глубины моего естества неизменно сотрясают рыдания, которые я, конечно, стараюсь подавить – да не всегда удается. Такова моя реакция на абсолютную красоту этой великой музыки. А содержание-то арии какое! –
Ах, нет сил снести разлуку,
Жгучих ласк, ласк твоих ожидаю,
От счастья замираю.
От счастья замираю.