О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич ( 1958 - 2015 )

Интервью
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич

Владимир Дмитриевич САРАБЬЯНОВ (род. 1959) - искусствовед, реставратор высшей квалификации: Интервью | Фотогалерея.

Владимир Дмитриевич Сарабьянов - младший сын академика Д. В. Сарабьянова. В 1990-е годы руководил реставрацией фресковых памятников Пскова, в том числе собора Снетогорского монастыря. Преподаёт в Свято-Тихоновском университете. Автор 15 книг, в том числе по домонгольским храмам Новгородской земли, соавтор «Истории древнерусской живописи» (2007), член редакционной коллегии сборника «Искусство христианского мира» (с 1996), член Патриаршего совета по культуре.

Окончил Отделение истории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова. Художник-реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного Научно-реставрационного художественного управления МК РФ, бригадир художников-реставраторов, кандидат искусствоведения.

С 1991 г. является бригадиром художников-реставраторов, руководит реставрацией икон из различных музеев России (Гос. Исторический музей, Новгородский музей, Псковский музей, Тверской музей, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева), а также комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Пскова (собор Мирожского монастыря, около 1140 г.; собор Снетогорского монастыря, 1313 г.; церковь Успения в Мелетово, 1465 г.), Новгорода (Николо-Дворищенский собор, 1118 г.; Георгиевский собор Юрьева монастыря, около 1130 г.; Софийский собор, 1144 г.; собор Антониева монастыря, 1125 г.; церковь Рождества на Красном поле, конец XIV в.; церковь Спаса-Преображения на Ильине улице, 1378 г.; церковь Симеона Богоприимца, XV в.; церковь Андрея Стратилата, XVI в.; Владычные палаты Новгородского Кремля, 1441 г.), Полоцка (Спасская церковь Евфросиньева монастыря, около 1161 г.), Старой Ладоги (Георгиевская церковь, конец XII в.; Успенский собор, середина XII в.), церкви Успения на Городке в Звенигороде (около 1400 г., фрески Андрея Рублева), ансамблей монументальной живописи Московского Кремля (XVI-XIX вв.) и Кирилло-Белозерского монастыря (XVI-XVII вв.). Кроме того, в разные годы принимал участие в реставрации стенописей Успенского и Троицкого соборов Троице-Сергиевой Лавры (XVII в.), Покровского шатра Александровой Слободы (1570-е гг.), античных фресок «склепа Геракла», III в. н.э., церкви Св. Катарины в пос. Арнау (XIV в.) (окрестности Калининграда), собора Можайского Лужецкого монастыря (XVI в.), палеолитических росписей Каповой пещеры на Южном Урале (15000 лет до н. э.) и др.

Автор более сотни научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи, в т. ч. 15 книг. Основные научные интересы сосредоточены в области комплексного изучения памятников древнерусской живописи. В.Д.Сарабьянов принимает активное участие в работе Федерального Научно-методического совета по сохранению культурного наследия МК РФ, а также является членов Аттестационной комиссии реставраторов МК РФ (секция монументальной живописи). Старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Гос. Института искусствознания.

Сфера научных интересов – византийское и древнерусское искусство, реставрация произведений церковной живописи.

Доцент кафедры ИТХИ ФЦХ ПСТГУ, стаж преподавательской работы 15 лет. Является постоянным членом Государственной Аттестационной Комиссии по защите дипломных работ на кафедре ИТХИ. Осуществляет научное руководство дипломниками, аспирантами и соискателями кафедры, читает отдельные лекции и спецкурсы.

Источник: pstgu.ru/ .


Владимир Дмитриевич САРАБЬЯНОВ: интервью

Владимир Дмитриевич САРАБЬЯНОВ (род. 1959) - искусствовед, реставратор высшей квалификации: Интервью | Фотогалерея.

«Во всех храмах надо служить, но надо решать этот вопрос с умом»

Дело не в термометре


- Владимир Дмитриевич, сейчас все чаще ставится вопрос о передаче Церкви храмов, являющихся историческими памятниками. В нашей стране есть храмы с росписями, которым нужны особые условия хранения. Всегда делается оговорка, что при соблюдении этих условий можно совершать богослужения. Но широкой общественности часто не разъясняют, в чем заключается режим хранения для таких храмов. И может показаться, что можно просто служить пореже, не каждый день, и повесить термометр и гигрометр на видном месте.
- Но дело же не в термометре, а в температуре, и не в гигрометре, а в самой влажности. Влажность - вещь такая: открыл дверь в храм, и с улицы идет влажность. Или наоборот: открыл дверь - и влажность из храма ушла на улицу, если там очень сухо. Главное - чтобы внутри храма был стабильный температурно-влажностный режим, который бы вписывался в рамки специальных норм. Это одна из задач хранения.

Когда большое количество людей заходит в храм, это всегда нарушает режим, а если еще и на улице дождь, они входят в мокрой одежде… Например, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, престольный праздник, а на улице ливень. Вот что делать?

- Что? Об этом храме говорилось в прессе в связи с его возможной передачей Церкви. Как же там будут служить?
- Год или полтора назад в Пскове, по поводу этого собора было заключено соглашение между епархией в лице владыки Евсевия, управлением культуры в лице начальника Александра Ивановича Голышева, местной властью в лице губернатора Андрея Анатольевича Турчака и музеем. В этом соглашении четко зафиксирован режим богослужений, которые могут в соборе проводиться.

Не «моё», а «наше»

- И уже проводятся?

- Нет, пока практически не проводятся, я не знаю, почему. Предполагалось, что будет 20-25 богослужений в год. Это достаточно много для такого храма. Проведены были два или около того. В любом случае, служат редко. И никакой проблемы нет.

Проблема может возникнуть, в Мироже ли, или где-нибудь еще, из-за человеческого фактора. Амбиции, обиды, желание быть главным, нежелание подчиняться кому-то, нежелание подчиняться законам, желание заявить о себе как о единственном полноправном владельце - все это касается обеих сторон, и Церкви, и музеев. На самом деле, вся эта проблема гроша ломаного не стоит, потому что это наследие ни тем, ни тем не принадлежит, это общенациональное достояние.

Что тут говорить? Все эти храмы давно стали общенациональным достоянием. И если человек этого не понимает, то тогда ему уже ничего не поможет. Но я вижу, что все больше и больше людей с обеих сторон приходят к пониманию того, что нельзя думать об этом достоянии: «это моё!». Это не «моё», а «наше».

Надо давать возможность и людям верующим относится к этому наследию как к предмету культа и ритуала - и всё, и возможность людям неверующим относиться к этому как к предмету искусства - и всё. Но бОльшая часть населения все-таки относится к этим предметам и так, и эдак: и как к объекту культуры, и как к объекту поклонения, молитвы. По-моему, тут особой проблемы нет.

Конфликт на ровном месте

- А что же случилось, на Ваш взгляд, при передаче Церкви собора Снетогорского монастыря во Пскове?

- Сложилась такая ситуация: это была поспешность и неразумность со стороны чиновников - не со стороны Церкви или музея, а со стороны чиновников. Кто-то, видимо, наверху, на самом Олимпе, что-то такое вскользь произнес. Следующий слой чиновничества на уровне, наверно, совмина сделал «под козырек». Дали распоряжение, оно пошло вниз. Чиновники в Пскове это исполнили.

Главным чиновником оказался директор Псковского музея, господин Киселев. Он, никого не предупредив, что ему пришла такая разнарядка, ничего никому не сказав, подписал документ о расторжении соглашения между Росимуществом и музеем, согласно которому музей являлся пользователем здания.

- Музей проводил в храме какие-то научные работы?
- Нет, музей работ не производил, он контролировал состояние храма, в котором до сих пор идет реставрации фресок. Она идет очень медленно, потому что государственное финансирование работ на протяжении многих лет было нерегулярным.

Ситуация сложилась двойственная: монастырь действующий, посередине стоит огромный соборище с папертями, находящийся на балансе у музея. Службы, естественно, не проводятся, как музей он не функционирует. Двадцать лет длится такая ситуация.

Музей бы мог организовать какие-то экспозиции, какой-то экскурсионный показ, но всегда находится повод от всего этого отмахнуться, потому что реставрация не закончена. А последние годы, когда финансирование реставрации вообще прекратилось, он просто стоял закрытым. Ситуация была совершенно ненормальная с этим собором.

Киселев подписал бумаги, которые снимают всякую ответственность с музея. Музей перестал быть пользователем, а Церкви храм еще не может быть передан, потому что нет соответствующих документов, их только сейчас спешно готовят.

- Какие нужны документы?
- Охранное обязательство и соглашение. Вместе с Управлением культуры мы их сейчас готовим. Прежнее охранное обязательство было только на здание, фрески вообще не были учены как предмет охраны. Это какая-то старая бумага, которая лежала где-то в архиве еще со времен царя Гороха.

Сейчас все бумаги создают заново. Но правильно было бы что сделать? Надо было сначала составить все бумаги, а потом спокойно провести передачу, без всякой нервотрепки. Проблему всем устроил Юрий Николаевич Киселев, без предупреждения расторгнув договор. Из-за этого памятник «повис».

Через две недели после тихого подписания бумаг вдруг к хранителю собора приходит разнарядка: завтра утром сдать ключи. Она, ничего не зная, естественно, впадает в панику, не понимает ситуацию. Это повлекло за собой резонанс в обществе и невероятную волну в СМИ, потому что - «событие».

Теперь надо весь этот ворох недопонимания, обид и ложной иногда информации разгребать и готовить эти документы задним числом. Вместо того чтобы все сделать по-человечески. А главный, на мой взгляд, виновник - это директор музея Киселев. Он поступил безответственно, а после ушел на больничный. И месяц, пока страсти бушевали, был на больничном. Что он там сейчас делает - я не знаю, и даже знать не хочу.


Во всех храмах надо служить

- Говорилось, что недавно спохватились и выделили какие-то деньги из бюджета.
- Да, 4 миллиона рублей. В этом году, в сентябре-октябре, мы поедем туда работать, реставрировать.

- Получается, монастырь еще только будет получать этот храм, когда подготовят бумаги?
- Да. Монастырь оказался абсолютным заложником этой ситуации. На них вдруг свалилась вся эта неразбериха. Понятно, что они давно хотели получить собор, и это правильное и закономерное желание со стороны монастыря. Этот вопрос давно надо было решить, только спокойно.

Должен Вам сказать: во всех храмах надо служить, во всех. Но надо к этому подходить с умом. Не просто: «Мы взяли, и будем здесь служить, как захотим!» Такой подход ни к одному храму не применим. Даже современные храмы представляют собой, хотелось бы, по крайней мере, чтобы они представляли собой произведение культуры, чтобы там был элемент искусства.

И храмы XIX века нельзя эксплуатировать на «полную катушку», надо к ним относиться бережно. А что касается древних храмов с фресками, их на всю нашу матушку Россию меньше ста, всего-то. И нет ситуаций, когда такой храм - один на всю округу. Всегда по соседству есть храм.

Например, Ферапонтов монастырь: есть собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия, Мартиниановская церковь, Богоявленская с двумя престолами, Благовещенская церковь, в которой музейная экспозиция.

Собор - это такая жемчужина и драгоценность, в которую надо не дыша входить. Церкви Мартиниана и Благовещенская - действующие, там можно служить. Я понимаю: конечно, хочется на престольный праздник служить в соборе, это можно организовать. Но надо понимать, что такие храмы должны оставаться неким бриллиантовым фондом нашей культуры.

Мне кажется, владыка Вологодский Максимилиан человек очень просвещенный, умный, культурный, образованный, без желания стукнуть кулаком по столу. И ситуация с ферапонтовским собором решаема.

Отреставрированные фрески нужно хранить

- Так что будет с собором Псковского Снетогорского монастыря, когда его передадут Церкви?

- Сейчас мы будем продолжать реставрацию фресок, закончим ее. Государство сначала сморозило глупость с неподготовленной передачей, а теперь пытается загладить свои ляпы: сразу дали на реставрацию деньги. Пять лет не давали, а тут прямо сразу. Но если собор не хранить должным образом, то через 15 лет надо будет делать реставрацию снова. А этого делать совершенно не хотелось бы, потому что любая реставрация - это все-таки внедрение в тело памятника.

Лучше сделать один раз хорошо, а потом поддерживать. Надо правильно хранить. В том, чтобы создать хорошую систему хранения этого собора; заинтересованы все: и Церковь, и структуры Управления культуры, и музей.

Государственная «помощь»

- Но памятником культуры храм остается? Кто будет выделять деньги на его поддержание в порядке? Эти расходы падут на плечи монастыря?

- Храм все равно остается памятником культуры федерального значения. Государство должно о нем заботиться, финансировать. Хотя бывают такие случаи, когда государство просто-напросто отворачивается. Отвернулось от какого-то памятника, и знать ничего не хочет.

Например, случай с совершенно уникальным памятником культуры - церковью Успения на Городке в Звенигороде. В этом храме фрески Андрея Рублева. От них, конечно, «рожки да ножки» сохранились, но все же это Андрей Рублев!

Представьте ситуацию, первая реставрация на государственные средства там велась в 1919 году. После этого все последующие реставрации велись на деньги прихода, это всегда был действующий храм. В ходе этих реставраций открылись новые фрагменты фресок Рублева; там велись большие, капитальные работы. Государство ни копейки не давало.

Следующая, вторая после 1919 года реставрация на государственные деньги была нами проведена то ли в 2005, то ли в 2006 году, когда выделили какие-то 300 тысяч рублей - вот и все!

Недавно мы там работали в барабане - он почернел от копоти. Мы промыли масляную живопись, тонировали, привели в порядок - опять на деньги прихода. Как это может быть?

Наше государство не может найти смешные деньги, на самом деле, в масштабах этого государства, на сохранение памятника, где фрески Андрея Рублева? Зато сколько про Андрея Рублева говорили, юбилей… А.С. Пушкин и Андрей Рублев - это «наше все». А деньги это не дают…

Храм - живой объект

- Может быть, у нас в стране или вообще в мире появляются какие-то новые способы реставрации, которые бы позволили все реставрировать «раз и навсегда», или хотя бы так, чтобы отреставрировали - и на сто лет все в идеальном виде?

- Таких способов нет. Это можно сделать только с каким-то небольшим объектом, движимым. Например, вынутый из земли кусочек бивня мамонта - его можно так законсервировать, потому что это уже мертвый объект. Все остальное: картины, иконы, монументальная живопись и скульптура, архитектура - это абсолютно живые объекты, живые организмы.

Они находятся в воздушной среде, на них влияет климат, температурно-влажностный режим, свет, биологическая среда. На них влияет человек, и очень активно - загрязнения среды. Нельзя законсервировать памятник, залив его в какую-то оболочку, потому что эта оболочка неизвестно, как себя поведет. И нет никаких новых технологических разработок, которые позволяли бы так консервировать памятники.

Сколько их было - все они в какой-то момент оборачивались своей совершенно другой, отрицательной стороной. Обнаруживались разрушительные побочные эффекты.

За 35 лет работы я видел массу всяких нововведений, новых материалов, и все равно единственными апробированными веками материалами остаются натуральные материалы: куриный желток, известь, казеиновый клей.

Есть виниловые, акриловые - очень сложные и тонкие, тонкодисперсные, очищенные и доведенные до какого-то невероятного качества - материалы, и все равно, это все не вечное. Самое долговечное - это натуральные материалы и скальпель.

О «порядке беспорядка», и как с ним бороться

- Вы являетесь участником Патриаршего совета по культуре. Вас привлекали для каких-то консультаций? Как проходит Ваша работа в этом совете?

- Было, кажется, два общих заседания, я в обоих принимал участие. Это такая официальная часть: Патриарх выступает с заявлением, делают доклады весомые, значимые, активные люди. А за этим кое-какая работа ведется.

Я не знаю про другие области деятельности - в совете есть специалисты по кино, музыке, спорту, воспитанию молодежи - там своя жизнь. В нашей области мы работаем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Он сыграл активную и очень положительную роль в разрешении проблемы вокруг Снетогорского собора.

У нас с ним идет взаимодействие, и привлекаются к работе не только члены Патриаршего совета (от музейного сообщества в совете два человека - директор музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина и я), но и специалисты из методического совета, из министерства культуры.

Сейчас перед нами стоит задача разработать какой-то концептуальный алгоритм, по которому впредь решались бы все вопросы передачи памятников Церкви. Церковь и Патриарх, как ее глава, - это большая сила, которая может повлиять даже на высшее чиновничество.

У меня складывается впечатление, что все эти недоразумения возникают «в порядке беспорядка». Как и вся наша страна все время живет «в порядке беспорядка». Все время чьи-то благие намерения искажаются каким-то средним слоем, прослойкой между высшей властью и народом, страной.

Читаешь русскую историю - и начиная с какого-то IX века такая картина. У меня большие надежды, что в сотрудничестве с архимандритом Тихоном, человеком умным, практичным, реально понимающим всю ситуацию, мы продвинемся в этой работе.

Другая сторона работы под эгидой Патриаршего совета - подготовка книжки для духовенства о хранении древностей: что можно делать, что нельзя, как к чему-то относиться. Там будут и конкретные указания, например, что не надо реставрировать храм с помощью цемента, не надо делать «красивше», надо делать правильно, по уму. Если получится красиво, то хорошо, а не получается - не надо за этим гнаться.

Для меня сотрудничество в совете - это очевидная перспектива налаживания всех этих процессов, касающихся культурного наследия. Вообще, надо смотреть в будущее оптимистически, а не отмахиваться от проблем, как от мух, потому что «ничего не решишь» и в стране «все пропало».

Призвание

- Почему Вы решили стать реставратором?

- Я вообще с детства любил что-нибудь руками делать: рисовал, клеил, лепил. Любил чинить всякие предметы электрические, склеивать разбитые чашки, и так далее. Сначала я хотел быть археологом, ездил в несколько экспедиций после школы.

Потом, когда мне было 19 лет, мой старший товарищ (он окончил искусствоведческое отделение) по распределению попал в реставрационные мастерские: тогда, в 1970-е годы, была еще система распределения выпускников. И его начальник, бригадир, как раз набирал себе команду, собирал молодых людей. Таким образом я попал в реставрационную мастерскую - и все, на всю жизнь я остался здесь. Пришел в эту организацию в 1978 году и с тех пор работаю.

- То есть Вы учились в процессе работы?
- Года два я проработал и понял, что для меня все это очень серьезно и важно, поступил на искусствоведческое вечернее отделение исторического факультета МГУ.
 
Реставратор стал искусствоведом

- Кроме того, что Вы реставратор, Вы еще и кандидат искусствознания, у Вас много книг и публикаций о древнерусском искусстве. Почему Вы решили углубленно заниматься наукой?

- Во-первых, любая реставрационная деятельность, если она серьезная, требует искусствоведческого сопровождения. Это не значит, что все реставраторы должны быть искусствоведами. Но когда реставрируется какой-то серьезный объект, всегда проводится научная работа. А я как раз попал в такую бригаду, которая специализировалась на реставрации древнерусских росписей и икон.

Занимались реставрацией больших ансамблей. Когда я пришел, в работе было сразу несколько храмов с росписями. Одновременно мы работали с Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, потом начали работать в Рождественском соборе Антониева монастыря (это новгородские памятники). Это все серьезнейшие объекты, они требуют очень большой искусствоведческой работы.

Наш тогдашний бригадир, замечательный реставратор и мой учитель не только в профессии, но и, так сказать, по жизни, Георгий Сергеевич Батхель, сразу сказал мне: «Володя, у тебя есть все данные, чтобы этим заниматься. У нас нет сейчас искусствоведа - давай, будешь реставратором и искусствоведом».

Он меня подтолкнул, я пошел учиться. Соответственно, моя специализация была предрешена, потому что я уже несколько лет занимался реставрацией древнерусской живописи. Что мне было выбирать? Не барокко же выбирать. Вот так начиналось.

Династия реставраторов

- В Вашей семье есть некая преемственность, можно сказать, династия. Ваши родители: отец - академик Дмитрий Владимирович Сарабьянов, мама - Елена Борисовна Мурина - историки искусства, авторы серьезных трудов, монографий. Вы изучаете древнерусское искусство. А младшее поколение семьи поддерживает эту традицию?

- Мой старший сын уже вполне самостоятельный художник книги, средний сын окончил Свято-Тихоновский университет и сейчас работает в нашей реставрационной бригаде. А младшая дочка сейчас окончила школу и поступила на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. Так что традиция продолжается.

- Вы как-то специально направляли детей, или само собой так сложилось?
- Если с детства человек видит своего отца, например, плотника за работой, как он делает мебель, то невольно, хочешь - не хочешь, это умение в руках у ребенка будет. Или у музыкантов: когда с утра до вечера у тебя папа или мама над головой пиликают на скрипке - это или полное отторжение вызывает, или, что чаще, у ребенка интерес появляется, развивается слух, музыкальные данные.

Точно так же и у нас в семье: мой брат Андрей - искусствовед, его жена из семьи потомственных художников. Моя жена тоже из семьи, в которой династия художников. Все наши дети прекрасно рисуют. Естественно, мы все идем по этой линии. Но я не исключаю, что у кого-то из моих внуков будут какие-то математические способности, или физико-химические, кто знает.

Я был бы очень рад, если бы в третьем поколении какое-нибудь «отклонение» произошло в иную специальность. Это естественное явление, когда дети идут не то, чтобы буквально по стопам родителей, но примерно в том же русле. Мы их не принуждаем.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 

***

«В христианской культуре есть масса реликвий, которые не вызывают никакого сомнения»

- Эти Дары и правда великая реликвия?

- Это вещи, которые очень сложно однозначно оценить. С одной стороны, они являются общехристианской святыней. С другой - эти святыни вызывают сомнение. Я могу высказать только свое отношение к этим предметам.

- И какое оно?
- Вообще реликвии - все неоднозначные явления. Реликвия бывает очевидной, бывает не очень очевидной. Бывает для кого-то сомнительной. Может быть для кого-то даже предметом полного отрицания. Реликвия в себе содержит двойственное отношение - это предмет веры. И когда это предмет веры, тогда нет вопросов. Люди верят, люди поклоняются, люди идут толпой к этой реликвии. Простая, элементарная, банальная вера может быть гораздо выше каких-то интеллектуальных раздумий и рассуждений о том, насколько эта реликвия достойна или не достойна поклонения.

Есть отношение очень простое: то, которое мы сейчас видели в Москве и, наверное, увидим у вас в Минске, когда люди идут поклониться этой реликвии. Просто поклониться реликвии как предмету веры, не думая о том, что это за реликвия.

Есть другой ход - более рациональный. Когда человек задумывается, что же это за реликвия, что за предмет такой. В христианской традиции и культуре есть масса реликвий, которые, когда человек верующий им поклоняется, не вызывают никакого сомнения.

«Дары волхвов не были реликвией для тех, кому эти волхвы дары принесли»

- Что это значит?

- Что этот предмет стал реликвией в тот момент, когда он был обретен. Например, Иосиф Ариматийский, которого мы поминаем всегда: «Благообразный Иосиф и сниме тело Христова с креста», и поем о нем в молитвах во время Великого поста, особенно в Страстную седмицу (Страстную неделю. - Прим.), и поминаем Иосифа Ариматийского, который снял тело Христово с креста. Когда он снял тело Христово с креста, он вынул гвозди, которыми Христос был прибит к кресту. Эти гвозди, эти предметы мучения Христа, когда он их вынимал из тела Христова, из креста, он, конечно, понимал, что это уже реликвия. Что это предмет, коснувшийся плоти распятого Бога.

Когда он их вынимал из креста, он это вполне осознавал. То же самое мы можем сказать про массу других реликвий - про Ризу Господню, про Ризу Богоматери. Для меня, как человека с историческим образованием, вполне понятно движение реликвии в истории. Движение этого материального предмета в историческом процессе.

И когда мне говорят, что Дары волхвов - это такая же реликвия, я не могу с этим согласиться. Потому что Дары волхвов не являлись реликвией для тех, кому волхвы эти дары принесли.

- Почему?
- Представьте себе евангельские реалии той ситуации. Для меня моя вера зиждется на абсолютном понимании тех событий как реальности. И вот я представляю себе эту реальность. Я в нее верю. Верю, что Господь родился. Но он родился в хлеве, где был Иосиф, где была Богородица - молоденькая в общем-то девочка, ей было лет 15, судя по всем заключениям историков. У нее родился младенец. Они находятся в хлеве, где единственными свидетелями рождения Христа являются вол и осел, которые склонились так, как это изображают в рождестве. Склонились над этим местом, где родился Христос, и они поклоняются этому Христу. Для меня это реальность. И вот реальность другая. Принесли волхвы дары - и что дальше? Они что, являются для тех, кому они принесли эти дары, какой-то святыней? Какой-то реликвией? Нет. Дары - это подарки. Это не Гвоздь Господень, который вынут из ног Христа, это не Риза Богородицы, это не Риза Господня, это не мощи святых. Это всего лишь дары. Как они могли сохраниться как реликвия? Как они могли пройти по этому очень сложному историческому пути и дойти до нас? Я не могу себе это представить.

Поэтому у меня они вызывают просто смятение чувств. И очень, я бы сказал, сомнительное отношение к их подлинности. Мы прекрасно знаем, что в Средние века масса святынь подделывалась и продавалась за деньги. Не только в Средние века, но и потом. Да и сейчас это происходит.

«Как Дары могли пройти по очень сложному историческому пути и дойти до нас?»

- Как писал крупнейший знаток Средневековья Умберто Эко: если сложить все дошедшие до нас осколки креста, на котором был распят Христос, получится не один крест.

- Если их сложить, то, может быть, и получится один крест. Просто никто не пробовал этого делать. Эко говорил о том, что очень много этих осколков креста, но они такие крошечные и мизерные, миллиграммы такие от древа Господнего. Но Крест Господень для меня абсолютно реальная реликвия. А Дары волхвов для меня абсолютно нереальная реликвия. Я не могу представить ее исторического пути. Я прагматик и историк по образованию и ничего с собой поделать не могу.

Представьте себе нищую семью, которая находится в хлеву. Вдруг им приносит дары. Что они с ними могли сделать? Скорее всего, их потратили на то, чтобы как-то обеспечить свою жизнь. На то они и дары, подарки. Святое семейство не могло относиться к этим дарам как к каким-то святыням. Какие святыни? Они сами только начали себя осознавать как святыню. Только в этот момент они начали себя осознавать как носителя младенца, который и есть Бог. Неужели можно себе представить, что они эти крошечные ладан и смирну берегли? Я не могу это представить.

Евангелие, да и вообще все Священное Писание, часто воспринимают как сказку какую-то, как красивую историю - она и написана таким языком, который предполагает обобщенность. Но для меня это совершенно реальность. Я в эту реальность верю. И если это не реальность, тогда непонятно, во что верить. Моя вера христианина зиждется на реальности того, что там происходило. А если превращать это все в сказку, то какая тогда вера? Это уже не вера - это и есть сказка. Это былина, а она, как известно, быльем поросла.

- Чем же объясняются огромные очереди к Дарам?
- Вот этим они и объясняются - я считаю, люди верят в сказки. Но это мое личное отношение. Когда человек верит в предмет и верит в его святость, это за пределами каких-то характеристик и осуждений. Вера побеждает все на самом деле. Даже когда человек верит во что-то, чего такой скептик, как я, может подвергнуть разбору, а рядом стоит человек верующий - он верит, и его вера на самом деле куда, может быть, крепче, чем моя.

Потому что я подвергаю это все скепсису, а он не подвергает. И тем победит всех. По вере вашей воздастся. Это слова золотые Спасителя. Каждому человеку воздастся по той его вере, по тому его отношению к этому предмету, который держит в своей душе.

Источник: www.kp.ru/daily/26182/3071651/ .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ