О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КИНЧЕВ Константин Евгеньевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАКИН Андрей Сергеевич
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МЕЛЬНИКОВА Анастасия Рюриковна
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник) ( род. 1936)

Интервью   |   Статьи
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)

Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО родился в 1936 году. В 1958 году окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в МГУ и Университете дружбы народов. Кандидат физико-математических наук. В 1994 году рукоположен в сан диакона, через год - в сан священника. Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе (Москва).  Завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.

.


Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО: интервью

Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО (род. 1936) – заведущий кафедрой догматического богословия ПСТГУ, кандидат физико-математических наук: Видео | Статьи.

ХРИСТИАНСКОЕ И КОММУНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЯ АКИОМАТИЧЕСКИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ

То, что коммунизм и христианство не совместимы, согласны и христиане и коммунисты. Безумные безбожники установили кровавую диктатуру в России на 70 лет, разделив общество на  палачей и жертв. Сегодня, спустя 20 лет после крушения советской власти, люди забывают о том, что первое, что делали большевики, получив власть — это разоряли храмы и убивали христиан, и появляются симпатии людей к коммунистическому учению, которые проникают даже в Церковь. Почему это происходит, как Церковь относится к коммунизму и может ли она что-то сделать, чтобы не допустить возвращения «Красной чумы ХХ века», говорим  с преподавателем ПСТГУ протоиереем Борисом Левшенко.

Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. 1Фес.5:3


- Вы согласны с тем, что «кодекс строителя коммунизма» основан на христианских ценностях?
- Я считаю, что все, что связано с коммунистической идеологией, чуждо христианскому учению. Второе, что я могу сказать, это то, что любая ложь не является чистой ложью, она является как бы мозаикой из кусочков разбитой правды. Конечно, коммунистическая идеология берет из христианства то, что угодно коммунистам.

Идеология это комплекс правил, в который могут входить нравственные правила, научные представления и любые другие взгляды. Наборы правил в религиозной и атеистической области могут быть в чем-то похожи. Это происходит, потому что все люди обладают одной природой и  учения, создаваемые человечеством, в чем-то похожи, но надо смотреть в суть учений. Не внешние признаки определяют сходства и различия между верующим и неверующим во Христа человеком. Вера и неверие лежат глубже природных различий, они находятся в самой сущности человека. Идеология побеждает тогда, когда ей мы заменяем свою истинную сущность, а это бывает. Коммунисты создают идеологию, безусловно, противоположную христианству.

Противоположность христианского и коммунистического учения я вижу вот в чем. Коммунизм основан на обожествлении человека, когда человек является судьей всего, что происходит, мерой всех вещей. Коммунисты, как иудеи, которые требовали от Иисуса Христа доказательства того, что он Сын Божий. В христианстве человек себя смиренно отдает Богу, а в коммунизме человек гордо хочет построить свой мир.

Коммунисты считают, что они построят свой мир без божественной помощи, «разрушив до основания старый мир». То, что такой мир может быть построен – несомненно – апостол Павел говорит, что «антихрист придет тогда, когда будут говорить «мир и безопасность»» (1Фесс.5:3).

Христианство учит, что мы должны строить справедливое общество своим трудом, но с помощью Божией. Бог строит мир через нас. Он может дать все, что нам полезно. А если нам это не полезно, то Он не даст богатство, или, как сейчас говорят «экономическое развитие и благополучие». Но мы можем и должны думать о том, как облегчить труд человека, как избежать болезней, и т.д. Это совместная деятельность Бога и человека. Коммунисты говорят, что нет Бога.

В какой-то период времени могут совпадать некоторые нравственные нормы, но только не первой скрижали, (по одному из возможных толкований, Десять заповедей Моисея были написаны на двух скрижалях, на первой скрижали были заповеди, регулирующие отношения Бога и человека, на второй — регулирующие отношения людей между собой, — Прим. ред.). Многое в идее защиты Родины и построения справедливого общества невольно должно было основываться на тех же самых постулатах, что и христианство. Там, где речь идет о почитании Бога, там коммунисты против христианства, там, где речь идет об отношении к человеку, нормы могут совпадать, но коммунисты их никогда не смогут реализовать, так как это могут христиане, потому что это только внешнее совпадение, внутренние нравственные заповеди христианства и кодекс коммунистов тоже противоположны.

Христиане любят человека, потому что они любят Бога и поэтому любят образ Божий в человеке. Любовью к людям мы выражаем любовь к Богу. Для атеиста это невозможно.

Единственное, что объединяет эти два учения, это то, что они имеют дело с окружающим миром, но обходятся с ним по-разному. Согласитесь сами, вроде бы один и тот же материал, но аксиоматически противоположные взгляды.

- Есть ли в Церкви общее учение об отношении к коммунизму?
- Официального учения о коммунизме в Церкви нет, каждый отвечает сам для себя на вопрос, как относиться к коммунизму.

- Почему в Церкви появляются люди, придерживающиеся коммунистических взглядов?
- Потому что сам человек очень сложен. В нем много темного и светлого. Я читал книгу одного человека, который пытался совместить коммунистические и христианские взгляды. Он вроде бы все очень хорошо объясняет. Единственное, что такие люди, как он, никогда не смогут объяснить, это то, почему, когда коммунисты набирают силу, первое, что они делают, это разрушают христианские храмы!? А они это делают именно потому, что разница между коммунизмом и христианством лежит гораздо глубже нравственных норм.

Сейчас модно говорить, что «коммунизм есть развитие раннехристианских общин». Это заблуждение основано на существовании в природе человека черты, известной, как коллективизм. Идеи коллективизма и индивидуализма есть и в христианстве. Мы тоже сильны только в Церкви, и мы чтим наших «героев-одиночек» – святых подвижников и мучеников, но при этом мы не забываем, что они святые только потому, что члены Христовой Церкви.

Для христианина важно быть вне идеологических схем, когда речь идет о делах, то есть он обязан помочь там, где помощь потребуется, будь то коммунисту или сатанисту. В то время как для коммуниста идеологемы являются самым важным: «Врага надо убить, а друга поддержать».

Советские коммунисты были похожи в этом смысле на иудеев, а не на христиан, потому что на первом месте стоял коллектив, как в иудаизме ветхозаветная церковь — «человек ничто, а государство все».

Это похоже на историю выхода евреев из Египта, когда некоторые говорили: «В Египте было лучше, чем сейчас с Богом». Так и сейчас некоторые люди говорят, что «При коммунизме было лучше», чем в свободной России.

- Что делать России – ждать 40 лет, пока умрут все, родившиеся в коммунистическом рабстве?
- Нет, ждать этого не придется. Кто читал Библию, знает, что 40-ка годами эта история не исчерпалось, вся ветхозаветная история это история взлетов и падений израильского народа.

За всю свою историю израильтяне поняли одну истину, что когда они увлекались язычеством, страна погибала, когда они обращали внимание к истинному Богу и каялись в том, что обращались к идолам, то у них все становилось благополучно.

Пример общего покаяния есть у Иоанна Крестителя, соединяющего собой Ветхий и Новый Заветы. Почему люди стали приходить к нему креститься в покаяние во оставление грехов? Каких грехов? Того же язычества. Они поняли, что их зависимость от Рима произошла от увлечения идолами, и решились  изменить свою жизнь. Покаяние это и есть решимость изменить свой ум и свою жизнь. Но тогда были времена, когда многие каялись. Можно ли сейчас это сделать, я не знаю.

Покаяние бывает личное и общее. Общенародное покаяние состоит в том, что ты каешься не в своих грехах, а грехах народа. Сегодня говорят, «давайте соберемся и покаемся в цареубийстве, я присоединяюсь к общему покаянию, что убит царь». Это ложный путь, мне кажется. Мы должны покаяться в своих грехах и не браться за грехи народа, потому что кому это под силу? Мы понимаем, что сейчас наша страна гибнет из-за развращения, но как призвать всех к покаянию и главное, как сделать, чтобы все действительно покаялись? Я, например, не представляю.

- Возможен ли судебный юридический процесс над компартией?
- Мне кажется, он не имеет смысла. Надо ли запрещать коммунистическую пропаганду? В Польше запретили коммунизм. Мне кажется это глупо, так же, как глупо запрещать читать «Майн Кампф» Гитлера.

Мой опыт говорит, что среди коммунистов было много хороших людей. И воевать надо с идеологий, а не с людьми. А те коммунисты предстали перед судом Божиим и нам ли их судить?

- Есть аргумент, что если судить коммунизм, то люди покаются.
- Я никогда не курил, но когда принимаются законы против курения, мне они не нравятся, потому что они увеличат количество курящих. Если бы был организован Нюрнбергский процесс против коммунистов, то это бы увеличило их количество.

- Почему же люди идут к коммунистам, что самое плохое, идут молодые, в КПРФ есть молодежный отдел?
- Трудно сказать. Люди идут к ним, потому что у них есть неудовлетворенность нашей властью. Вряд ли кого-то прельстишь советской пропагандой. Хотя в советской культуре есть мечтательность, которая мне вполне понятна. Когда читаешь советские книги, то, как бы возвращаешься в детство.

Простите, я тоже приведу пример из своего детства. Я родился в 1936 г., и мальчишкой с июня по конец сентября 1943 г. был в партизанском отряде в Могилевской области. Я знал многие отрицательные стороны нашей жизни, и советской, и воинской жизни, знал о СМЕРШе и обо всем прочем. Но как только мы собирались вместе, то мы играли в партизанов. Нас привлекали положительные образы героев пионеров Петей. Мы понимали, что немыслимо, что пионер Петя засыпал песок в немецкую пушку, но нам очень нравилась игра.

Одно дело, когда тобой движут патриотические мотивы, даже если ты во что-то играешь, другое дело, когда в реальной жизни людьми двигают  мотивы ненависти. Самое худшее в деятельности  современной «оппозиции» в том, что в ней действует не патриотизм, а негативные чувства. По этой же причине неудовлетворенности и появляются сторонники у коммунистов. Зюганов, кстати, это не самый худший вариант, безумные фанатики вроде Удальцова, гораздо хуже.  Допустим, Удальцов дал сто долларов такому человеку, чтобы он покричал «Долой Путина», а потом он становится партийным функционером того же Удальцова.

В 1917 году были убежденные коммунисты, но при Брежневе уже никто не верил в победу коммунизма, кроме старых дев. Они верили в него, потому что им надо было хоть во что-то верить, у них в подсознании должно быть что-то, на что они должны были опираться, чтобы не до конца потерять смысл жизни.

Фашистская идеология для меня более страшна, чем коммунистическая. Они сравнимы и не сравнимы. Коммунизм был интернационален, а фашизм был национален — это разные состояния человеческого развращения, хоть с одними и теми же результатами. В случае с каждым человеком надо конкретно разбираться, во что он верит.

Фашизм был разный. В Италии шла борьба с масонами, в Германии с евреями. Гитлер был хорош в  том отношении, что он боролся за единство Германии, когда там возник сепаратизм. Но всегда была борьба, и в этом отношении коммунизм и фашизм были одинаковы.

- Может, Гитлер и был в чем-то хорошим человеком, но никто не станет на этом основании  пропагандировать фашизм. Почему же на том основании, что Сталин сделал что–то хорошее, у коммунизма есть сторонники, и они не осуждаются всем обществом?
- В каждом режиме, даже в таких людоедских, как гитлеровский или сталинский, есть и плюсы и минусы. И в разные эпохи эти плюсы и минусы по-разному оценивают.

- Как говорить с людьми, которые считают себя принадлежащими Церкви, но которые пытаются совместить в своей голове абсолютно несовместимые Христово учение и ленинскую пропаганду?
- А зачем им объяснять? Если у них это совмещается в голове, то надо быть с ними очень бережными. Я не раз встречал людей, которые прошли лагеря и говорили, что «лагерь был самым счастливым временем в их жизни». Можно найти этому феномену элементарное объяснение: когда они были в тюрьме, то они были молоды, молодости свойственно яркое восприятие действительности, а сейчас они стали старыми и хотят возвратиться к своей молодости. Это не аргумент, для того, чтобы всех отправлять в концлагеря, но аргумент в пользу того, чтобы не разрушать представление человека.

- Как же нам сейчас относиться к людям в Церкви, которые считают себя коммунистами?
- Как к грешникам. Если мы пьянице, который пьет водку, будем постоянно говорить «прекрати пить, прекрати пить, прекрати пить», то он еще хуже запьет. Надо быть очень ласковыми, относиться к ним, как к больным людям. И важно не считать себя здоровым, потому что мы может быть большими грешниками, чем алкоголики и коммунисты.

Потом, Бог о них тоже заботится. У меня был знакомый, который до конца дней говорил, что ему «не надо креститься», потому что «Бог у него в душе». Когда к нему пришла смерть, то он поспешил мне позвонить, чтобы я быстрее приезжал, потому что ему надо было срочно креститься. Все непросто. Те люди, которые не могли покаяться перед смертью, что с ними станет на том свете? Не наше это дело, Бог им Судья. А русская история ХХ века на самом деле кровавая и страшно тяжелая и не знаю, как ней относиться…

Я всегда стараюсь быть очень осторожным, когда речь идет об идеологии. У каждого человека есть струнки, за которые лучше не дергать, потому что ты можешь нарушить равновесие – в целом человек может идти правильным путем, хоть и будет говорить вам, что он сторонник фашистской или коммунистической идеи. А дернешь его, он впадет в какой-то грех.

Однажды я лежал в больнице с испанским генералом-коммунистом, который принимал участие в войне с генералом Франко. От него я впервые услышал, что франкистский режим для Испании был большим благом. Он совершенно четко отдавал себе в этом отчет и в тоже время он верил, что делал правильно, когда с ним боролся. Он понимал, что если бы победили коммунисты в Испании, то ей было бы гораздо хуже, Испания бы умылась кровью. Он считал, что встал на сторону добра, потому что он это говорил по прошествии многого времени, а тогда считал добром коммунизм.

- Но, опять, возвращаясь к тем людям, которые, будучи членами Церкви, пытаются совместить христианство и коммунизм?
- Надо понимать, что они пытаются совместить? Они берут от коммунистического прошлого только положительные черты, говоря, что СССР был великой страной, а сейчас Россия никому не нужна. Это люди, которые мечтают о лучшем будущем. Они просто не понимают, что они пытаются строить будущее без религиозных идей. Если ты мечтаешь соединить коммунизм и христианство, то Бог оставляет тебе такую возможность. Вроде того, что люди мечтают найти «лекарство от всех болезней», а сейчас уже нет такого антибиотика, который может вылечить воспаление легких и создать его тоже невозможно. Появляются новые препятствия, которые мы не можем преодолеть. Инфаркт в1913 г. был мелким шрифтом в учебнике и встречался редко, а сейчас это основная причина смерти. Мы считаем, что победили оспу, а кто его знает, победили ли мы ее? «Мы победили чуму». Так ли это?

- Если продолжать вашу аналогию в социальной области, то можно ли сказать, что нам в будущем снова грозит красная или коричневая чума, возвращение новых гитлеров и сталиных?
- Сколько угодно! И нам надо быть настороже, чтобы не допустить этого.

- Что может сделать Церковь, чтобы не допустить красной и коричневой чумы?
- Думаю, что только возвращение народа к здоровой духовной нравственной религиозной жизни может не допустить повторения этого зла. Например, в России в начале ХХ века причастие Святых Христовых Тайн становилось распространенным, люди причащались четыре раза в год точно, а также раздавались единичные голоса о причащении раз в неделю, от таких святых людей, как Иоанн Кронштадтский. А вот в 1916 году мы видим увеличение отчетов в Епархиальные управления, в которых сообщалось, что люди перестали причащаться. Это было предвестие 1917 года, страшный момент.

Если сегодня люди будут молиться по домам и причащаться в храмах, если они будут вести нормальную церковную жизнь, то ничего страшного не произойдет, я в этом совершенно уверен. Настоящая религиозная жизнь против любой чумы. «Если Бог за нас, то кто против нас»?

- Имеет ли значение не только религиозная жизнь, но и социальное учение Церкви?
- Думаю, что нет, потому что религиозная жизнь это главное, а остальное приложится. Духовная жизнь предполагает, что ты исполняешь заповеди Божии, а они включают и социальную деятельность.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР  Ежедневное интернет-СМИ 
Записал Александр Филиппов



МЫ НЕ ЗНАЕМ, КОГДА АДАМ БЫЛ ИЗГНАН ИЗ РАЯ

Когда говорят о рае, о блаженстве, чаще всего имеют в виду материальное благополучие, процветающее общество. Сегодня мало кто верит в возможность построения такого общества. Но невозможность рая не означает, что христиане не могут стремиться к социальным преобразованиям. Главное - делать любое дело ради Бога, считает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ.

- Отец Борис, считается, что главной ошибкой утопистов (в том числе и коммунистов) была попытка построить рай на земле без Бога. А с Богом рай на земле возможен?
- С Богом все возможно. И Священное Писание говорит нам о новом небе и новой земле, которая, действительно, превратится в рай. Но надо понимать, что такое рай. Это место блаженства. Все стремятся к блаженству, но понимают его по-разному. Чаще всего, говоря о блаженстве, люди мечтают о создании процветающего общества, гармонично развитой личности. Такое общество (причем с Богом!) еще в средние века пытались построить иезуиты. Руководствовались они утопической работой Платона "Государство", и, естественно, ничего у них не получилось. Появлялись новые книги, предпринимались новые попытки создать процветающее общество, но всегда этому препятствовала греховность человеческой природы. А в раю нет места греху. Ничто нечистое туда войти не может. Это место благодатного общения с Богом и Ангелами, духовного созерцания Творения.

- Новая земля, которая превратится в рай, будет после всеобщего воскресения?
- Да, только после всеобщего воскресения. До этого нам, наоборот, предсказаны беды, которых не миновать. И мы видим, что предсказания сбываются - современный человек все больше стремится к индивидуализации, в результате вместо любви развивается ненависть. Бог есть Любовь! Ненависть же - чувство прямо противоположное. О каком рае можно говорить? Только о материальном, и то не для всех, а для пресловутого "золотого миллиарда" или еще каких-то "избранных". Но испытывают ли они блаженство? Человек ведь жив настолько, насколько он себя отдает ближним. Может он отдать, помочь кому-то, он жив, радостен. А если развивать себя, как ни с кем не связанную индивидуальность, разве можно быть счастливым? Я в возможность такого счастья не верю. Как и не верю в общество процветания.

- Православные часто подчеркивают, что делать добрые дела надо не ради того, чтобы переделать мир, искоренить зло, но только чтобы проявить любовь к ближнему. Не пораженческая ли это позиция?
- Мы, действительно, не можем искоренить зло. Посмотрите на людей, которые борются с антихристом, с глобализацией, еще с чем-то. Как правило, у них озлобленные лица, мрачные глаза. Опять ненависть вместо любви. Каждый из нас может на своем месте что-то сделать для благоустройства общества, но через любовь. Не только к людям, но и к животным, растениям, предметам - всему окружающему миру. И до тех пор, пока существует добро, любовь, никакого поражения нет.

Революционные социальные и политические преобразования, задуманные без оглядки на нравственность и справедливость, приводят к результату, о котором блж.Августин сказал: "Государство, организованное не на заповедях Божиих, - это не что иное, как временный ад на земле". Часто подобные государства, при различии идеологии оказываются удивительно схожими на практике.

- Значит, христиане могут стремиться к социальным преобразованиям?

- Нет такого дела (кроме очевидно приносящего зло, как, например, сутенерство, игорный бизнес, криминальная деятельность), которым христианин не может заниматься. Можно управлять государством и быть святым. И были святые цари и князья! Они не о собственном обогащении думали, а о благосостоянии страны. Если человек способен к политической деятельности или к тем же социальным преобразованиям, то должен приложить все силы, чтобы на этом поприще принести пользу стране. Не рай построить, но по возможности облегчить жизнь людей. Сам Господь призывает нас накормить голодного. Кто-то же должен думать о том, как накормить, где взять пищу. Так что социальные преобразования - дело богоугодное. Если, конечно, делаются они с памятью о Боге и ради Бога. Но любое дело нужно делать ради Бога!

- Церковь учит, что скорби и трудности полезны для спасения. Тогда зачем стремиться облегчить жизнь? Зачем мы молимся о благоденствии?
- Мы не знаем, что полезно конкретному человеку. Да, по мнению святых отцов страдания в этой жизни даются нам для того, чтобы отменить страдания в жизни будущей, вечной. Но нигде в святоотеческой литературе не написано, что христианину противопоказана радость. Наоборот, говорится, что христианство - радость. Радость о Господе! Просто радоваться может и много страдающий человек. И психологи знают, что страдания, боль, и радость совместимы. Но у каждого свой путь спасения, известный только Богу. Один спасается страданиями, другой - добрыми делами. Не надо подменять цель средствами. Мы живем во грехе, то есть больны, и нам надо покаяться, исцелиться. Есть разные способы. Как врачи при заболеваниях прописывают лекарства, так и в духовной жизни назначают лечение: сделать столько-то поклонов, прочесть столько-то молитв, какие-то каноны. Возможно, нужно ограничить себя в еде (что мы и делаем постом) или даже отказаться от нее. Вопрос в том, что необходимо конкретному человеку для исцеления. Причем необходимо в соответствии с волей Божией, а не с нашими фантазиями. Адаму Бог не говорил отказываться от пищи, а, наоборот, сказал: "Ешь от любого древа". Если человек в Боге, уже не так важно, нищий он или миллионер. Но верующий человек понимает, что и то, и другое - непростое испытание. У Иисуса сына Сирахова есть хорошая молитва - он просит, чтобы Бог не посылал ему ни богатства, ни нищеты.

А благоденствие - понятие не только материальное, но, прежде всего, духовное. У Адама в раю было благоденствие. Основной корень этого слова "благо", то есть любовь. Бог благ, Он обладает средствами, чтобы облагодетельствовать нас, явить Свою милость, любовь. И мы в молитве о благоденствии просим средств не для обогащения, а чтобы иметь возможность заниматься духовным деланием, являть другим людям любовь.

Многие проекты "строителей светлого будущего" на первый взгляд поражают своими масштабами. Но лишь до тех пор, пока не впомнятся Евангельские обетования настоящего рая - Царствия Небесного.

- Отец Борис, а для вас есть образ рая на земле? И как вообще надо понимать слова, что для христианина рай может настать еще в земной жизни?
- Насчет рая в земной жизни я не знаю. Такого еще не было в истории. Но если Богу будет угодно, наверное, для кого-то может настать. А образ рая есть везде, где есть любовь. Но это только образы, а не сам рай. Иногда удивительные образы. Понятно, что отец Иоанн (Крестьянкин), например, как личность был намного выше всех нас, намного ближе к Богу. Но это только то, что мы можем увидеть и понять на своем греховном уровне.

- Знаем ли мы что-нибудь о настоящем рае? Полезно ли христианину думать об этом?
- В детстве я много думал о том, что такое рай. Представлял, что там поют птицы, много цветов, солнце светит, греет, но не печет, всем хорошо... Наверное, желание человека иметь представление о цели, к которой он стремится, вполне понятно и простительно. Но неполезно, если эти представления становятся страстью, захватывают целиком, отрывают от реальности. С возрастом начинаешь понимать, что мир, который был до грехопадения, отличается от нашего мира. Хороши оба. Первый хорош потому, что был для Адама свободной дорогой к духовному возрастанию, к Богоусыновлению. Но мы не понимаем того мира, потому что сами живем в совершенно другом. Наш мир тоже хорош, потому что в нем у нас есть возможность спастись. А будь он устроен по-другому... Например, если бы мы после грехопадения оставались в раю, вкушали с древа жизни, то, наверное, жили бы очень долго, но укреплялись во зле.

Кстати, мы не знаем, когда Адам был изгнан из рая. Может быть, и через много лет после вкушения запретного плода. Но ясно, что Адам не смог вернуться в то состояние, в котором мог бы оставаться в раю. И то, что ангел с мечом поставлен охранять рай от нас, людей, означает, что мы ни умом, ни сердцем не можем представить себе настоящий рай, но можем только стремиться к нему.

Святой апостол Павел "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4). На илл.: икона "Благоразумный разбойник Рах в раю". По одному из толкований, Рах - это не имя разбойника (в Евангелии не названного), но транслитерация латинского слова "pax", означающего "мир". Таким образом подчеркивается, что весь мир, как благоразумный разбойник, призывается к покаянию и водворению в Вечных обителях

- Почему все представляют рай как что-то пасторальное? Вот и вы в детстве думали о птичках, цветах... Уверены ли вы, что там нет никакой техники?
- Я рос в деревне, поэтому в моей детской картине рая не было ничего технического, даже велосипеда. Но вот сейчас вы спросили, и я подумал: а почему бы и нет? На земле техника как-то помогает, а нужна ли она в раю? Не знаю. Но, действительно, я не слышал, чтобы кто-то представлял себе рай с техникой. Думаю, что это просто архетип.

- И сегодня многие едут "спасаться" в деревню, сознательно убегают от цивилизации, создают общины. Как пишут в газетных объявлениях, идеальные христианские общины. Очередная утопия?
- Всегда надо рассматривать каждый конкретный случай и пытаться понять, по Божьей воле люди поступают или по своей. Те поселения, с которыми сталкивался я, чаще были по духу сектантскими: нельзя брать паспорта, ИНН, иметь дело с государственными бумагами. Господь сказал "отдайте кесарю кесарево", а они не хотят отдавать.

Но обобщать нельзя. Если люди создадут нормальную рабочую общину... Знаете, как я в советские годы радовался, когда бывал в Пюхтицком монастыре?! Там была и замечательная молитвенная жизнь, и прекрасное хозяйство. А ведь и монастырь можно превратить в общежитие женщин или мужчин, которые устраивают свою (а не в Боге) жизнь. И, наоборот, в миру можно разумно сочетать труд и молитву. Как в городе, так и в деревне. Так что, повторяю, если семья переезжает в деревню не "спасаться", а трудиться на свежем воздухе, вести хозяйство, возможно, это и неплохо. Опять же надо рассматривать каждый конкретный случай. В принципе я допускаю, что в одну деревню могут съехаться несколько православных трудолюбивых семей, которые будут вести совместное хозяйство. Неважно, назовут они себя общиной или колхозом, важно, чтобы делалось это по Божьей воле.

Источник: НЕСКУЧНЫЙ САД    журнал о православной жизни
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ


Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО: статьи

Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО (род. 1936) – заведущий кафедрой догматического богословия ПСТГУ, кандидат физико-математических наук: Видео | Интервью.

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА: ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ


Завкафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерей Борис Левшенко о том  в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым.

К Великому Посту мы готовим и себя и наших усопших


Родительская суббота установлена Церковью для вселенского поминовения усопших. Таких суббот в церковном году две. Одна из них связана с воспоминанием о Страшном Суде, который ждет всех и после которого участь наша будет уже решена и покаяние не возможно. Но, до этого, после того, как над душой произведут так называемый Частный суд, оказывается еще можно что-то изменить.

«Мы все сейчас в условиях подготовки к Великому посту. И эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется неделя о Страшном Суде. Поэтому мы готовим к Великому посту для себя и наших усопших родных. Эта родительская суббота посвящена тому, что мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем тех, кого мы можем призывать вспомнить о том, что этот суд непременно будет. И не зря она называется Вселенской родительской субботой. - говорит отец Борис. - Эта суббота особенное, более серьезное поминовение, чем когда либо в Церковном году, потому еще, что оно связано с огромной эмоциональной нагрузкой и для нас и для усопших. Ведь они, как и живые, хотели бы быть подальше от Страшного суда».
Нам кажется что тот, кто умер, уже больше ничего не хочет и ему уже ничего не надо. Поэтому утверждение о том, что мертвые боятся Страшного Суда так же как и живые очень странное. Но отец Борис говорит о личности человека, которая и после смерти остается такая же какая была и при жизни: «Я хотя и не знаю, как себя ведут усопшие, но обратите внимание на психологию живых. А психология наша забыть про то, что вообще есть смертный час. Мы живем тем, что сейчас дается нам в руки. Эту психологию можно распространить и «туда»». И вот в эту субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный Суд. И не только мы об этом вспоминаем, но и те, кто должен помнить о нем уже в своей вечной жизни. И тут живые призваны помогать мертвым. «Мы своими молитвами должны как бы канючить усопшей душе «обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю Богу».

Душа и за гробом может пожелать быть с Богом


Изменения души возможны и обращение к Богу после смерти возможно, так как личность все еще имеет свою инициативу. «Допустим душа в неопределенном состоянии. А мы верим, что душа сохраняет волю, чувства, разум. Хочет ли она быть с любящими Господа или ненавидящими Его? Что-то она должна выбрать. - Рассказывает отец Борис. - Другое дело, что она этим не может воспользоваться для своей деятельности. Все таки любая деятельность возможна только с помощью тела. Мы своими молитвами ей помогаем. Я это говорю не потому, что я знаю, а потому что так мне хотелось бы знать».

В действительности, смерть это есть в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает всю свою жизнь и еще узнает соответствует ли она Божиему замыслу или не соответствует. именно это соответствие рассматривается на Частном Суде. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу, желающую этого, из адских мук. «В житийной литературе очень много таких освобождений. Например мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи. И таких примеров очень много.

Если говорить вообще, мы с вами не можем все время молиться. Но хотя бы в эту субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить. Даже тех, кого и не положено в Церкви поминать, самоубийц и еретиков».

Мытарства блаженной Феодоры – образ частного суда


Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», - повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания прежде чем ее участь до Страшного Суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Отец Борис не сомневается, что для блаженной Феодоры все так и было: «Есть много вещей, которые мы чувствуем, они даются Богом для нас, но мы не можем это передать нашим современникам, потому что это было только для нас. Апостол Павел, например, говорит о том, что у него нет таких слов, которые могут передать то, что «там» происходит. Конечно блаженной Феодоре было явление и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. Потому что это надо было передать всем людям. Во-первых, то что частный Божий Суд производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, то, за что будут судить человека, в чем суд заключается. Это педагогическая задача. «Всем» не потому что она так почувствовала, а потому что это дошло до нашего времени. То, что записано и сохранено Церковью, не случайно и не только принадлежит тому человеку, к которому это относится. Грехи, о которых она говорила каждый в то время мог узнать в себе. Вот мы просим бога «дай нам увидеть мои прегрешения». А как мы их увидим? Особенно, если мы считаем их своими достоинствами.

Мне кажется, что блаженная Феодора всегда рассматривалась, как образ частного Суда Божьего над человеком. Мы знаем очень много описаний мытарств. Не только Феодоры. Например Кирилл Александрийский описывает их. Но он это делает своим способом, а у блаженной Феодоры другой способ».

Адские муки существуют на самом деле


Есть такое мнение у свитых отцов, что адские мучения будут заключаться в муках совести. Они конечно будут страшными, но не будут иметь физического воздействия. Отец Борис с этим не согласен: «Это мнение особенно не было принято. Более было принято другое, что адские муки вызываются некими реальными вещественными началами, которые воздействуют на душу. Поэтому, называя их, говорят «червь неумирающий», «огонь неугасимый», «геена огненная». Все эти названия должны обратить наше внимание на то, что эти муки некая материальная субстанция. Материальная ли она в нашем понимании, этого я не знаю. Например, тот огонь, который мы знаем, не может действовать на душу. А огонь адских мук, которого мы не знаем, на душу действует. У святых отцов очень распространено было мнение, что «озеро огненное», то которое описывается в Апокалипсисе, вполне материально, хотя, его материя может быть для нас незнакомой. Как скажем огонь извергающегося вулкана не похож на тот огонь, который горит у нас в камине».

Источник: НЕСКУЧНЫЙ САД   журнал о православной жизни  
Автор: Сечина Ирина


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КИНЧЕВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ